Пожарный подъемно спасательный автомобиль
Пожарный подъёмно-спасательный автомобиль
Пожарный подъёмно-спасательный автомобиль – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен) и предназначенный для проведения спасательных работ по эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций. Пожарные подъёмно-спасательные автомобили подразделяются на пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные коленчатые подъёмники (АПК). Для экстренной эвакуации людей с высоты на пожарных подъёмно-спасательных автомобилях предусмотрено крепление эластичного спасательного рукава, для тушения пожаров на высоте на вершине (или по встроенному в конструкцию стрелы сухотрубу) на этих автомобилях устанавливаются различные устройства для подачи ОТВ. Пожарные подъёмно-спасательные автомобили в зависимости от исполнения могут быть использованы также в качестве крана при разборке конструкций и перемещении грузов. В последнее время предприятия-изготовители высотной техники Европы отказались от производства пожарных автоподъёмников и полностью перешли на выпуск пожарных автолестниц с подъёмником. Новая техника получила название пожарной автолестницы с подъёмником (телескопический подъёмник с лестницей).
Литература: Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.;
ГОСТ Р 52284-2004. Пожарные автолестницы. Общие технические требования. Методы испытаний;
НПБ 197-2001. Автоподъёмники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Специальные пожарные спасательные автомобили: ТТХ и классификация
К специализированным пожарным транспортным средствам относятся мобильные машины, которые используются для осуществления различных работ на месте пожара. Сегодня к специальным машинам можно отнести:
Классификация специальных пожарных машин
Пожарные машины специального назначения можно классифицировать на основании колёсных и посадочных формул, по компоновке кабины, по итоговой массе транспортного средства и т.д.
Если говорить о классификации по колёсной формуле, то машины подразделяются на две категории:
Посадочная формула разделяет машины на следующие:
В указанных формулах первая цифра – водитель автомобиля, вторая – число пассажиров.
Компоновочная схема специальных пожарных машин разделяет автомобили на следующие модели:
В плане полной массы, машины можно разделить на три основных класса:
АЛ – специальные пожарные автомобильные лестницы
Специальные пожарные автомобильные лестницы – это машины, которые комплектуются современными лестницами. Они могут выдвигаться и поворачиваться для использования на любом объекте. С их помощью проводятся аварийно-спасательные работы на большой высоте. Также они позволяют подавать оборудование и вещества для тушения пожара на нужную высоту.
Классифицируются пожарные автолестницы следующим образом:
К главным конструктивным элементам данного специального пожарного автомобиля относится:
Современные пожарные автолестницы различаются высотой стрелы от 10 до 60 метров. Специальные модели, выполненные под заказ, могут иметь стрелу больше 60 метров.
АПК или пожарный коленчатый подъёмник
АПК – это пожарная машина, которая оборудована поворотной и подъёмной стрелой. С помощью данного оборудования проводят аварийно-спасательные работы и подают огнетушащие вещества на нужную высоту. Иногда АПК используется как грузоподъёмный кран.
В отличии от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на крупных шасси грузовых машин с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины могут безопасно задействоваться даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон.
Основными рабочими узлами АПК считаются:
АД – это специальные пожарные транспортные средства, которые комплектуются ПТВ и дымососом, чтобы удалять дым из различных помещений.
Машина собрана из нескольких важных компонентов:
Работает используемое оборудование благодаря гидравлическому приводу.
АР – машины для перевозки и прокладки рукавов
АР – это машина, которая используется для транспортировки, прокладки и уборки рукавных проводов, лафетных стволов и тушения пожара. Это довольно специфичные машины, которые комплектуются руками с диаметром 77 мм, 110 мм и 150 мм. В общей сложности, длина всех рукавов может достигать 5 километров.
АСО – специальные пожарные машины освещения и связи
АСО – это автомобили, оснащённые электрогенератором и всем необходимым оборудованием, которое позволяет организовать и поддерживать работу средств связи и осветительных приборов в том месте, где произошло ЧП.
Основными частями и компонентами данных автомобилей является:
Пожарный автоподъемник (коленчатый АПК и телескопический ТПЛ)
Пожарный автоподъемник – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный специальными стационарными надстройками в виде поворотных коленчатых, телескопических стреловых устройств с люлькой на вершине.
Пожарный коленчатый автоподъемник
Спасание людей и имущества при пожарах является важнейшим видом действий по тушению пожаров. Основными способами их являются перемещение людей и имущества, в том числе подъем или спуск с использованием специальных технических средств в безопасное место и защита их от опасных факторов пожара.
При проведении этих действий используются немеханизированные и механизированные средства. К первым относятся стационарные и ручные (переносные) пожарные лестницы, различные спасательные устройства (спасательные рукава, веревки и др.), надувные и амортизирующие устройства и т.д. Ко вторым относятся пожарные пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники.
Пожарные автоподъемники являются передвижными средствами спасания: ими укомплектовываются пожарно-спасательные части пожарно-спасательных гарнизонов.
Пожарные автоподъемники по сравнению с автолестницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации людей без изменения положения стрелы. В то же время, они имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоты, а так же при проведении эвакуации одновременно с нескольких позиций (окно, балконов, разных этажей).
Грузоподъемность шасси и размеры пожарных автоподъемников должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки, и было возможным устанавливать и маневрировать АЛ и пожарным автоподъемникам у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6×6 или 6×4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.
Пожарные автоподъемники приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 3° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.
Пульты управления пожарных автоподъемников размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Пожарные автолестницы и автоподъемники оборудуются системами автоматики и сигнализации, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.
Среди зарубежных моделей пожарных автоподъемников в нашей стране имеют распространение 30-метровые коленчатые автоподъёмники Bronto Skylift 303 на шасси КамАЗ-53213 или Isuzu LV136, а также автоподъемники со стрелой коленчато-телескопического типа Bronto Skylift F52HDT и F54HDT на шасси Scania c максимальной высотой подъёма соответственно 52 и 54 метра.
Грузоподъемность люлек 50-метровых автоподъемников достигает 400 кг при максимальном вылете стрелы 21 метр. Справой стороны стрелы по всей ее длине установлена телескопическая лестница, состоящая из 5-ти основных и одного концевого колен. Максимальная нагрузка стрелы подъемника составляет 8 человек (7 человек на лестнице и 1 в люльке).
Назначение
Пожарные подъемники предназначены для:
Пожарные автоподъемники бывают:
Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
Устройство
Все виды пожарных автоподъемников (см. выше) имеют одинаковое устройство:
Виды пожарных автоподъемников
1 – шасси; 2 – опоры; 3 – механизм блокировки рессор; 4 – поворотная рама; 5 – механизм подъема колен; 6 – комплект колен; 7 – люлька
а – с шарнирным соединением колен; б – с телескопическим соединением колен; в – с шарнирно-телескопическим соединением колен
В дальнейшем будет рассматриваться вариант с телескопическим соединением колен.
Управление стрелами и люлькой осуществляется гидравлическими цилиндрами.
Принципиальная кинематическая схема подъема и выдвигания люльки
1 – гидроцилиндр подъема комплекта стрелы; 2 – механизм поворота; 3 – поворотная рама; 4 – телескопическая стрела; 5 – гидроцилиндр выравнивания люльки; 6 – люлька; 7 –шарнирная стрела; 8 – гидроцилиндр подъема шарнирной стрелы; 9, 10 – рычаги
Гидроцилиндр 1 (их на АПК по два) с размерами 160×110×1200 мм (диаметр поршня, шток, ход поршня) обеспечивает подъем комплекта стрел: телескопической 4 и шарнирной 7. Гидроцилиндр 8 (160×110×1440 мм) подъема шарнирной стрелы 7 обеспечивает рычагами 9 и 10 ее подъем на 180°. На каждой стреле 7 установлен гидроцилиндр 5 выравнивания люльки 6. Его осуществляет специальный блок управления горизонтированием (БУГ).
Люлька грузоподъемностью 300 кг вмещает 4 человека. Она поворачивается специальным гидроцилиндром поворота вправо и влево на 45°.
Подача воды к лафетному стволу осуществляется по специальным водоводам телескопического устройства, размещенным внутри стрел, имеющих коробчатое прямоугольное сечение.
Люлька оборудована устройством, ограничивающим грузоподъемность.
В люльке имеется пульт управления.
Схема выдвигания телескопических секций
1 – первая секция; 2, 14 – скользун; 3 – натяжник; 4 – вторая секция; 5, 8, 9, 15, 16 – ролики; 6 – основание телескопа; 7 – цепь сдвигания; 10 – тяга; 11 – шток; 12 – гидроцилиндр; 13 – цепь выдвигания
Телескопическая стрела 4 состоит из трех секций, размещенных одна в другой.
Все секции телескопической стрелы перемещаются относительно друг друга по роликам и скользунам. Шток 11 гидроцилиндра 12 закреплен к торцу основания телескопа 6, а гидроцилиндр 12 свободно перемещается, опираясь скользуном 14 на поверхность первой секции 1. При выдвижении гидроцилиндр 12 перемещается влево и вытягивает вторую секцию, жестко связанную с гидроцилиндром. Одновременно вытягивается цепью 13 и первая секция. Вытягивание первой секции 1 происходит через ролик 5 с помощью цепи 13. Один конец цепи крепится на первой секции, а второй – посредством тяги 10 закрепляется на торце основания телескопа 6.
При сдвигании секций гидроцилиндр 2 перемещается вправо, втягивает вторую секцию 4. Одновременно через ролик 9 цепью 7, соединенной с первой секцией, вся система будет втягиваться в основание телескопа 6. Натяжение цепи 7 производится натяжником 3.
Конструктивные особенности
Пожарные автоподъемники, как и автолестницы, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.
Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются:
Типоразмеры
Пожарные автоподъемники, в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью разложенного автоподъемника, следует изготовлять следующих типоразмеров:
Типоразмер | Высота подъема люльки, м |
АПК 10-15 | 10-15 |
АПК 16-21 | 16-21 |
АПК 22-28 | 22-28 |
АПК 29-36 | 29-36 |
АПК 37-48 | 37-48 |
АПК 49-56 | 49-56 |
АПК 56-64 | 56-64 |
По заказу потребителя допускается изготовление пожарного автоподъемник с рабочей высотой более 64 м с параметрами по техническим условиям на пожарном автоподъемнике конкретного типоразмера.
Самый высокий пожарный автоподъемник
Финской компании Bronto принадлежит рекорд высоты среди телескопических автоподъемников. Их телескопический автоподъемник Bronto Skylift F 112 HLA, способен поднять пожарных на высоту 112 метров. Рекордом является и то, что платформа может находиться на высоте 90 метров при вылете стрелы в строну на 25 метров.
Механизм монтируется на стандартном шасси Mercedes-Benz Actros 7660, доработанном в семиосный автомобиль компанией Paul Nutzfahrzeuge. Пять осей необычного шасси управляемые, а четыре являются приводными. В транспортном положении автоподъемник имеет высоту 4 м и длину 19 м, что позволяет передвигаться по дорогам общего пользования. Снаряженная масса «чемпиона» достигает 77000 кг.
Обозначение и маркировка
Обозначение пожарного автоподъемника имеет следующую структуру:
АКП-32 (43118) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,
Условное обозначение АПК на схемах тушения пожара
Условное обозначение ТПЛ на схемах тушения пожара
Обслуживание и освидетельствование
Обеспечение готовности и надежности пожарных автоподъемников. Для эффективного использования АКП или АЛ предусматривается техническое обслуживание и техническое освидетельствование.
Техническое обслуживание включает все виды проводимых обслуживаний, как и для пожарных автолестниц. Перечень работ регламентируется заводскими инструкциями.
Техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование производится в целях обеспечения надежной работы всех механизмов АКП. Проверку работы всех устройств автоматики, блокировки
и сигнализации проводят по всей границе поля движения люльки называемого зоной досягаемости. Техническое освидетельствование проводит владелец. Установлено два вида технического освидетельствования:
Кроме того, производится не реже 1 раза в 6 месяцев испытание ограничителя грузоподъемности.
Рабочее поле (зона досягаемости) – это зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимально допустимыми вылетом и высотой для соответствующей грузоподъемности. Таким образом, она включает область безопасной работы полностью нагруженной люльки, охватывающей высоту подъема и вылет стрелы. Зона устанавливается заводом-производителем.
Рабочее поле пожарного автоподъемника на примере АКП-32(4310)
При частичном техническом освидетельствовании проводят:
Полное внеочередное техническое освидетельствование производится в случае замены расчетных элементов и сборочных единиц, а также после капитального ремонта АКП.
Полное техническое освидетельствование включает:
Испытания
Испытания проводят специально назначенные комиссии для оценки работоспособности всех систем и механизмов пожарного автоподъемник.
Приняты два вида испытаний:
Испытанию без нагрузки трехкратно подвергаются все механизмы. Для этого пожарный автоподъемник должен быть установлен на опоры. Испытания проводят в пределах зоны досягаемости.
Проверка работы устройств автоматики, блокировки и сигнализации проводят по всей границе рабочего поля. При достижении границы зоны досягаемости должна срабатывать автоматика, и все движения прекращаются.
Проверка блокировки движений стрелы производится при невыставленных опорах. В этом случае невозможно поднять, выдвинуть или повернуть стрелу.
Статические испытания (ограничитель грузоподъемности должен быть отключен) осуществляют в целях проверки грузовой устойчивости и прочности всех элементов АКП. Их проводят в 2-х положениях.
Схема статических испытаний пожарного автоподъемника
При испытаниях следует:
Установить пожарный автоподъемник в положение 2 и произвести описанные выше действия. Испытания проводят 1 раз.
АПК считается выдержавшим испытания, если не обнаружено опускание груза и повреждений механизмов и металлоконструкций.
Динамические испытания проводят грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность люльки. Проводится не менее 3-х циклов при всех возможных движениях люльки.
Испытания положительны, если не наблюдалось отказов в работе и не обнаружено повреждений в системах АПК.
Проверка ограничителя грузоподъемности производится грузом, превышающим номинальный на 10 %. Ограничитель должен четко сработать и надежно отключить систему гидропривода. После его срабатывания невозможно включить движение стрелы. Испытания проводят не менее 3-х раз.
Проверка времени маневров производится при максимальных скоростях движения полностью нагруженной люльки. Проверяют выдвигание опор, подъем и опускание люльки, ее поворот. Время маневров должно соответствовать нормативным значениям.
О проведении испытаний производится запись в формуляре и составляется соответствующий акт.
Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; ГОСТ Р 53329-2009 Техника пожарная. Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний; Пожарная техника. Безбородько М.Д. –М.: 2004; Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006; Первоначальная подготовка пожарных, пожарная техника: Учебно-методическое пособие. –Барнаул: 2002; приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России».
Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА)
Автомобиль пожарно-спасательный (АПС, ПСА) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Общие сведения
Пожарно-спасательные автомобили – категория мобильных средств пожаротушения (а именно – пожарных автомобилей) появившаяся в результате передачи пожарной охране РФ функций по проведению аварийно-спасательных работ, после слияния пожарных и спасательных формирований в рамках системы МЧС. Появилась необходимость объединить возможности основных пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники. Как следствие, такие автомобили впитали в себя черты и той и другой техники.
ПСА обеспечивают расширение технических и функциональных возможностей пожарного автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом. Автомобили пожарно-спасательные создаются на базовом шасси грузовых (реже легковых) автомобилей с кабиной, содержащей секцию для боевого расчета. В кабине размещаются обогреватель, ящики для пожарного оборудования и инструмента. ПСА оборудуются стандартными цистерной для воды и пенобаком. Кузов содержит левые и правые кузовные отсеки, на его крыше установлено пожарное оборудование и инструмент, а под ним, с двух его сторон, образованы дополнительные отсеки с откидными вниз дверцами, которые выполняют функцию дополнительных подножек.
В задней части кузова предусмотрен отсек для насосной установки. Сзади, с двух сторон кузова, установлены лестницы для облегчения подъема персонала на крышу. В кузовных отсеках, как правило, устанавливаются выдвижные поддоны. Автомобили, кроме пожарного оборудования, оснащаются аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. Все перечисленное оборудование размещено в кузовных отсеках, выдвижных ящиках, а также в дополнительных отсеках.
Схема ПСА 2,0-40/2(43206)
Основные конструктивные особенности
Недостатком конструкции является, несмотря на то, что он может быть использован как для тушения пожаров, так и для спасения людей в экстремальных аварийных ситуациях, сложность его конструкции. Кроме того, отсутствие необходимого для ликвидации любой аварийной ситуации оснащения снижает функциональные возможности комплекса.
Техническими задачами, решаемыми при создании ПСА, являются расширение технических и функциональных возможностей автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом.
Поставленные задачи достигаются тем, что в автомобиле, содержащем базовое шасси с кабиной и секцией для боевого расчета, в которой установлено сиденье, на раме шасси установлен надрамник, на котором установлены цистерна и кузов, содержащий левый и правый кузовные отсеки и заднюю дверь.
Установленное на крыше кузова пожарно-техническое оборудование, емкость пенообразователя, пожарный насос, установленный в заднем отсеке кузова, согласно изобретению под сиденьем секции для боевого расчета установлен обогреватель, а за спинкой сиденья образованы ящики для размещения средств индивидуальной защиты, под одной из дверей секции установлен выдвижной ящик, выступающий относительно поверхности двери, опора которого закреплена на раме шасси.
Цистерна установлена, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и связана посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками надрамника, примыкающими к дугообразной части его поперечин, под кузовом за задними колесами образованы дополнительные отсеки с откидывающимися вниз дверцами, с одной из сторон за передними колесами автомобиля установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси
Емкость пенообразователя установлена внутри емкости цистерны и содержит фланец, закрепленный на верхней поверхности цистерны, кроме того, автомобиль оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование.
Кузовные двери снабжены телескопическими опорами. В кузовных отсеках, как правило, установлены выдвижные поддоны для оборудования.
Оснащение
ПСА оснащаются насосными установками, по аналогу пожарных автоцистерн. Так же они оснащаются емкостями для огнетушащих веществ – цистерной для воды и емкостью для пенообразователя.
ПСА-Ч (IVECO AMT)-57ВР
Спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу-палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.
Аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.
Электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.
Средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.
Средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.
Приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.
Санитарное оборудование содержит, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.
Автомобиль содержит прочее оборудование, которое включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльную.
Оснащение автомобиля, кроме пожарного оборудования, аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование, позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствах.
Разнообразие моделей
В силу широты целей применения ПСА, их модельный ряд (по сравнению с другими классами пожарных автомобилей) очень широк, и подчас изобилует довольно «экзотическими» моделями.
Так, например, в связи с необходимостью проведения аварийно-спасательных работ связанных с пожарами в тоннелях, появился ПСА челночного типа ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР.
Для работы в условиях крайне низких температур, был создан ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР.
Кроме того существуют ПСА для работы в условиях бездорожья и т.д.
Охрана труда
При работе на пожарных аварийно-спасательных автомобилях запрещается :
К работе с краном-манипулятором допускаются лица, прошедшие курс обучения и имеющие допуск на право управления краном-манипулятором и строповки грузов.
При работе используются стропы, прошедшие проверку.
В случае подтекания масла из гидросистемы работа прекращается и устраняется неисправность.
Перед включением электросиловой установки производится заземление пожарного аварийно-спасательного автомобиля.
Электрооборудование подвергается осмотру ежедневно при смене караула. Защита выходов напряжения генератора проверяется на срабатывание устройства защитного отключения, измерение сопротивления изоляции узлов электросиловой установки, токоприемников и элементов кабельных линий и распределительных коробок.
Если при включении выключателя «220 В 50 Гц» на электрощите происходит постоянное срабатывание защиты генератора, то пожарный аварийно- спасательный автомобиль подлежит отправке на стационарную проверку.
При эксплуатации генератора электросиловой установки ведется журнал, в котором регулярно записываются показания измерительных приборов, время работы и остановки, отклонения от нормы в его работе и работе двигателя, а также фиксируются осмотры и текущий ремонт.
Во время работы с выносной электростанцией необходимо соблюдать следующие требования:
Перед началом выполнения работ со стационарной и выносной лебедкой от мотопривода или гидропривода водитель убеждается в отсутствии людей в опасной в случае обрыва троса лебедки зоне. Наматывание троса на барабан лебедки производится при отсутствии людей в опасной зоне.
Во время проведения работ принимаются меры по предотвращению попадания рук или других частей тела в движущиеся (вращающиеся) части лебедки или под перемещаемый груз.
Запрещается эксплуатация лебедки при неисправном состоянии троса, превышении допустимых нагрузок, недостаточной видимости зоны проведения работ, неправильно навитом тросе на барабан.
При работе дисковой пилой с электроприводом соблюдаются следующие меры безопасности:
При работе дисковой пилой с электроприводом запрещается :
При использовании гидравлического аварийно-спасательного оборудования и инструмента проверяется состояние шлангов и соединительных штуцеров. Осматриваются режущие кромки инструмента, которые в случае неисправности – заменяются, затем протираются маслом.
Запрещается работать с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием при:
При работе с дымососом необходимо соблюдать следующие требования:
ТТХ пожарно-спасательных автомобилей
Модель | Емкость для воды, л | Емкость для пенообразователя, л | Марка насоса | Боевой расчет, чел | Макс скорость, км/ч | Масса полная, кг | Шасси | Мощность генератора, кВт |
АПС-2,0-40/2(43206) | 2000 | 120 | НЦПК-40/100-4/400 | 6 | 80 | 11400 | Урал-43206-41 | – |
ПСА-2,5-40/100-4/400 (43206)036-1 ПВ | 2500 | 150 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | – | – | УРАЛ-43206 | – |
ПСА-3(43206) | 3000 | 180 | НЦПК-40/100-4/400 | 7 | 90 | 12300 | Урал-43206 | – |
ППСА 3(3409)-01НН | – | – | – | 3 | – | – | ГАЗ-3409 | 2 |
ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР | 6000 | 600 | НПЦ-40/100 | 6 | – | 24920 | IVEKO AMT-6339 | 20 |
АПС(Л)-1,25-0,8(5337) | 1250 | 100 | – | 6 | 85 | 14500 | МАЗ-5337 | – |
ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР | 3000 | 200 | НЦПК-40/100-4/400 | 5 | – | – | IVECO-АМТ | – |
Источники: