Распространенные предложения как подчеркиваются

Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как под­чер­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет к ним зада­вать в пред­ло­же­нии.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое допол­не­ние.

ОпределениеДополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котел­ке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть фото Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть картинку Распространенные предложения как подчеркиваются. Картинка про Распространенные предложения как подчеркиваются. Фото Распространенные предложения как подчеркиваются Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть фото Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть картинку Распространенные предложения как подчеркиваются. Картинка про Распространенные предложения как подчеркиваются. Фото Распространенные предложения как подчеркиваются

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, напри­мер:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду.

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся в пред­ло­же­нии пре­ры­ви­стой штри­хо­вой лини­ей.

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну.

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блю­деч­ка.

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Как подчеркивается определение?

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть фото Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть картинку Распространенные предложения как подчеркиваются. Картинка про Распространенные предложения как подчеркиваются. Фото Распространенные предложения как подчеркиваются

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше, были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое, сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Как подчеркивается обстоятельство?

ОпределениеОбстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть фото Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть картинку Распространенные предложения как подчеркиваются. Картинка про Распространенные предложения как подчеркиваются. Фото Распространенные предложения как подчеркиваются

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия

обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз,

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рей­са,

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

Источник

Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах

Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.

Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть фото Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть картинку Распространенные предложения как подчеркиваются. Картинка про Распространенные предложения как подчеркиваются. Фото Распространенные предложения как подчеркиваются

Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.

Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного

В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:

А вот распространенные предложения, смотрите:

Чем распространенное предложение отличается от осложненного

Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.

Предложение осложняется пятью осложнителями:

Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.

Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.

Чем распространенное предложение отличается от сложного

Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.

Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:

Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.

Могут ли распространенные предложения быть неполными

Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:

– Как вам фильм?
– Очень классный!

Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.

Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.

Может ли распространенное предложение быть односоставным

Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.

Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.

В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?

Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.

Источник

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 22

Урок 23. Распространённое предложение. Состав подлежащего и состав сказуемого. Распространённые второстепенные члены предложения. Ошибки в употреблении распространённых определений и обстоятельств

Итак, грамматическая основа кот гонял нашего предложения Вчера на тропинке сада кот с пушистым хвостом гонял мышь распространена второстепенными членами. Предложение, в котором грамматическая основа распространена второстепенными членами, называется распространённым.Теперь скомпонуем все второстепенные члены нашего предложения в зависимости от главных:

кот (какой?) с пушистым хвостом

(где?) на тропинке (какой?) сада

Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть фото Распространенные предложения как подчеркиваются. Смотреть картинку Распространенные предложения как подчеркиваются. Картинка про Распространенные предложения как подчеркиваются. Фото Распространенные предложения как подчеркиваются

Вернувшись к нашему предложению, мы увидим, что в составе сказуемого есть словосочетание гонял (где?) на тропинке, в котором зависимое обстоятельство в свою очередь выступает главным словом другого словосочетания на тропинке (какой?) сада с зависимым несогласованным определением. Таким образом, несогласованное определение входит в состав распространённого обстоятельства места: гонял (где?) на тропинке сада.

ВАЖНО! Распространённым может быть любой второстепенный член предложения, зависимый от главного члена предложения. При разборе предложения сначала находите основной второстепенный член, распространяющий грамматическую основу, а затем зависимые от него второстепенные члены. Однако логический вопрос от главного члена ставится ко всей группе входящих в распространённый второстепенный член слов.

Задание. Прочитайте три предложения, где обозначены грамматические основы. Найдите распространённые второстепенные члены. Определите части речи, которыми выражены основные определение, дополнение и обстоятельство.

1) На верхушке сосны в гнезде сидел орёл, кормящий своего детёныша.

2) Приехав вчера поздно, я быстро уснул.

3) Несмотря на дождливую погоду, мы пошли гулять.

1) На столе лежит к н и г а, читаемая учеником.

2) На столе лежит читаемая учеником к н и г а.

Определение не должно разрываться определяемым словом: неправильно построено предложение На столе лежит читаемая книга учеником.

Если же прилагательное, причастие или причастный оборот занимают место не рядом с существительным-подлежащим, а после глагола-сказуемого (чаще всего выражающего движение или состояние), то они перестают быть определениями, а становятся именной частью составного именного сказуемого.

1) Отец, усталый, пришёл с работы.

2) Отец пришёл с работы усталый.

3) Усталый отец пришёл с работы.

2. Добавим определение: Маленькая девочка рисует. На какой вопрос отвечает определение? На какой признак действующего лица указывает? Какой частью речи выражено?

3. Добавим дополнение: Маленькая девочка рисует красками. На какой вопрос отвечает дополнение? Что оно говорит нам о действии действующего лица? Какой частью речи выражено?

4. Теперь обстоятельство: Маленькая девочка увлечённо рисует красками. На какой вопрос отвечает обстоятельство? Почему обстоятельство чаще всего обозначает признак действия? Какой частью речи выражено?

5. Теперь распространим ещё больше главные члены и уже имеющиеся второстепенные:

2) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры. Мы создали распространённое дополнение. Какими второстепенными членами распространено основное дополнение? На какие вопросы они отвечают? Какие признаки предмета в себе несут? Какими частями речи выражены?

3) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу. Мы распространили дополнение распространённым согласованным определением, таким образом придав предмету признак по его действию. Чем выражено основное определение? На какой вопрос отвечает? По какому суффиксу можно узнать эту форму глагола? Каким второстепенным членом оно распространено и какой частью речи выражен этот второстепенный член?

В итоге получилось распространённое двусоставное предложение, вполне пригодное для описательного контекста:

Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу.

Вывод: второстепенные члены, распространяя грамматическую основу и другие второстепенные члены, делают предложение-сообщение объёмным и информационно насыщенным. Они привносят в достаточно абстрактную грамматическую основу детали, позволяющие создать неповторимое, индивидуальное высказывание. Помните, однако, что как бы предложение ни было распространено, оно должно быть ясным по смыслу.

Задание. Прочитайте предложения. В каждом допущена ошибка в употреблении причастных или деепричастных оборотов. Разберите предложения по членам и найдите ошибки.

1. Через несколько дней после разлуки я увидел своего отца дома, приехавшего из командировки. 2. Прочитанная для студентов о роли эпитетов в художественной речи вызвала лекция большой интерес. 3. Мишу охватил смех, глядя на младшую сестру. 4. Посмотрев постановку в театре, напрашивается вывод о превратностях нашей жизни. 5. Перейдя дорогу, нужно внимательно смотреть по сторонам. 6. Выйдя на улицу, нас обдало холодом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *