Распространенные предложения как подчеркиваются
Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?
Дополнение подчеркивается штриховой линией, определение — волнистой линией, обстоятельство — линией «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопросы следует задавать к этим второстепенным членам.
В распространенном предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены:
Каждый из этих видов второстепенных членов при выполнении синтаксического разбора предложения подчеркивается определенной линией. Уточним, как подчеркивается дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы следует к ним задавать в предложении.
Какой линией подчеркивается дополнение?
Вспомним, что такое дополнение.
ОпределениеДополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
У костра Иван Петрович размешивал (чем?) ложкой (что?) кашу в котелке.
Нас (кого?) окружает зеленый мир растений (Д. Трайтак).
Как отличить дополнение от подлежащего?
Чаще всего дополнение выражается существительным или местоимением. Как отличить его от подлежащего, которое может быть выражено словами этих же частей речи?
Запомним, что подлежащее выражается существительным в форме именительного падежа, который называются прямым. Подлежащее со сказуемым составляют грамматическую основу предложения. Дополнение же обозначается существительными в форме косвенных падежей и зависит от сказуемого. Действие, обозначенное сказуемым, переходит на предмет, обозначенный существительным в форме косвенного падежа, например:
Победитель шахматного турнира получил (что?) награду.
Дополнение подчеркивается в предложении прерывистой штриховой линией.
Маша усердно готовилась (к чему?) к экзамену.
Как найти дополнение в предложении?
Чтобы найти дополнение в предложении, предпримем несколько последовательных шагов:
Котенок вылакал (что?) молоко из блюдечка.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Как подчеркивается определение?
Определением является второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
На каменных (на каких?) ступенях многоэтажного (какого?) дома лежал (какой?) обычный серый кот (М. Пришвин).
В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
В окна, косо вырезанные в крыше, были видны темные силуэты фруктовых деревьев и далекое, сплошь белое от лунного света поле.
Как подчеркивается обстоятельство?
ОпределениеОбстоятельство обозначает различные условия протекания действия, признак предмета или другого признака и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? зачем? по какой причине? с какой целью?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
В предложении обстоятельство подчеркивается линией «штрих-точка-штрих-точка».
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
обстоятельство образа действия
обстоятельство меры и степени
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз,
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса,
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.
Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.
Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.
Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:
А вот распространенные предложения, смотрите:
Чем распространенное предложение отличается от осложненного
Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.
Предложение осложняется пятью осложнителями:
Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.
Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.
Чем распространенное предложение отличается от сложного
Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.
Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:
Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.
Могут ли распространенные предложения быть неполными
Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:
– Как вам фильм?
– Очень классный!
Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.
Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.
Может ли распространенное предложение быть односоставным
Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.
Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.
В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?
Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.
Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 22
Урок 23. Распространённое предложение. Состав подлежащего и состав сказуемого. Распространённые второстепенные члены предложения. Ошибки в употреблении распространённых определений и обстоятельств
Итак, грамматическая основа кот гонял нашего предложения Вчера на тропинке сада кот с пушистым хвостом гонял мышь распространена второстепенными членами. Предложение, в котором грамматическая основа распространена второстепенными членами, называется распространённым.Теперь скомпонуем все второстепенные члены нашего предложения в зависимости от главных:
кот (какой?) с пушистым хвостом
(где?) на тропинке (какой?) сада
Вернувшись к нашему предложению, мы увидим, что в составе сказуемого есть словосочетание гонял (где?) на тропинке, в котором зависимое обстоятельство в свою очередь выступает главным словом другого словосочетания на тропинке (какой?) сада с зависимым несогласованным определением. Таким образом, несогласованное определение входит в состав распространённого обстоятельства места: гонял (где?) на тропинке сада.
ВАЖНО! Распространённым может быть любой второстепенный член предложения, зависимый от главного члена предложения. При разборе предложения сначала находите основной второстепенный член, распространяющий грамматическую основу, а затем зависимые от него второстепенные члены. Однако логический вопрос от главного члена ставится ко всей группе входящих в распространённый второстепенный член слов.
Задание. Прочитайте три предложения, где обозначены грамматические основы. Найдите распространённые второстепенные члены. Определите части речи, которыми выражены основные определение, дополнение и обстоятельство.
1) На верхушке сосны в гнезде сидел орёл, кормящий своего детёныша.
2) Приехав вчера поздно, я быстро уснул.
3) Несмотря на дождливую погоду, мы пошли гулять.
1) На столе лежит к н и г а, читаемая учеником.
2) На столе лежит читаемая учеником к н и г а.
Определение не должно разрываться определяемым словом: неправильно построено предложение На столе лежит читаемая книга учеником.
Если же прилагательное, причастие или причастный оборот занимают место не рядом с существительным-подлежащим, а после глагола-сказуемого (чаще всего выражающего движение или состояние), то они перестают быть определениями, а становятся именной частью составного именного сказуемого.
1) Отец, усталый, пришёл с работы.
2) Отец пришёл с работы усталый.
3) Усталый отец пришёл с работы.
2. Добавим определение: Маленькая девочка рисует. На какой вопрос отвечает определение? На какой признак действующего лица указывает? Какой частью речи выражено?
3. Добавим дополнение: Маленькая девочка рисует красками. На какой вопрос отвечает дополнение? Что оно говорит нам о действии действующего лица? Какой частью речи выражено?
4. Теперь обстоятельство: Маленькая девочка увлечённо рисует красками. На какой вопрос отвечает обстоятельство? Почему обстоятельство чаще всего обозначает признак действия? Какой частью речи выражено?
5. Теперь распространим ещё больше главные члены и уже имеющиеся второстепенные:
2) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры. Мы создали распространённое дополнение. Какими второстепенными членами распространено основное дополнение? На какие вопросы они отвечают? Какие признаки предмета в себе несут? Какими частями речи выражены?
3) Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу. Мы распространили дополнение распространённым согласованным определением, таким образом придав предмету признак по его действию. Чем выражено основное определение? На какой вопрос отвечает? По какому суффиксу можно узнать эту форму глагола? Каким второстепенным членом оно распространено и какой частью речи выражен этот второстепенный член?
В итоге получилось распространённое двусоставное предложение, вполне пригодное для описательного контекста:
Маленькая девочка, взобравшись на высокий стул, увлечённо рисует масляными красками сестры, ушедшей в школу.
Вывод: второстепенные члены, распространяя грамматическую основу и другие второстепенные члены, делают предложение-сообщение объёмным и информационно насыщенным. Они привносят в достаточно абстрактную грамматическую основу детали, позволяющие создать неповторимое, индивидуальное высказывание. Помните, однако, что как бы предложение ни было распространено, оно должно быть ясным по смыслу.
Задание. Прочитайте предложения. В каждом допущена ошибка в употреблении причастных или деепричастных оборотов. Разберите предложения по членам и найдите ошибки.
1. Через несколько дней после разлуки я увидел своего отца дома, приехавшего из командировки. 2. Прочитанная для студентов о роли эпитетов в художественной речи вызвала лекция большой интерес. 3. Мишу охватил смех, глядя на младшую сестру. 4. Посмотрев постановку в театре, напрашивается вывод о превратностях нашей жизни. 5. Перейдя дорогу, нужно внимательно смотреть по сторонам. 6. Выйдя на улицу, нас обдало холодом.