Ребенок забыл как переворачиваться
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Асимметрия движений ребенка
Это один из самых частых вопросов от родителей. Частый, потому что встречается у каждого ребенка. Ребенок переворачивается только в одну сторону, а во вторую не хочет. Ползет и одну ногу хорошо выносит вперед, а вторая прямая или приставляется. Встает только с одной ноги. И это не только у детей. Понаблюдайте за собой, и вы увидите, что брюки надеваете быстро, начиная только с одной ноги. Начнете с другой – и сразу немного не удобно. То же самое с футболкой, блузкой, пальто. И это не зависит от того, левша вы или правша. И это нормально.
Все хорошо и можно успокоиться? Не нужно ничего делать? Нет, это не так.
Сегодня наблюдал за ребенком. Он очень хорошо и быстро переворачивается через правую сторону. Через левую может, но медленней. Мяч оказался от него с левой стороны, и он попытался к нему перевернуться. А там подушка и нужно закатиться на нее. В правую сторону он это делает, а в левую не справился и решил сначала перевернуться через правую сторону, а потом доползти до мяча. Но как только перевернулся, то сразу обратил внимание на упаковку и переключился на нее.
Нужно делать, нужно помогать ребенку. Почему это важно?
Так постепенно ребенок может привыкнуть к тому, что предметы слева – это не важно. Начнёт обращать внимание только на то, что с правой стороны, или предпочитать правую сторону. Потом станет не сильно важна левая сторона тетради, ребенок не будет обращать внимание в игре на детей с левой стороны, на самокате поворачивать станет только в одну сторону, а вырастет – и машину поцарапает с левой стороны… Ситуация закрепляется во всех видах деятельности на всю жизнь. Поэтому и важно ребенку помогать с этим справляться.
Если ребенок переворачивается только в одну сторону или предпочитает одну сторону другой в определенных действиях, нужно что-то делать, но когда и как?
Давайте на примере переворота со спины на живот разберем ситуацию асимметрии движений ребенка. Начал переворачиваться только в одну сторону, а во вторую – вообще не получается.
Правило первое – доведение до автоматизма.
Не начинать стимулировать переворот в обе стороны. Это приведет к тому, что на первом этапе ребенок затормозится с освоением переворота в обе стороны. Сначала дайте освоить переворот в одну сторону так, чтобы он стал автоматическим. Автоматическим – это легким и быстрым. Вот когда не будет риска разбить еще не сформированный навык, начинайте стимулировать переворот в другую сторону.
Правило второе – не препятствуйте перевороту через «быструю сторону».
Если ребенок решит, что лучше так, проще потом доползти, то привлеките его внимание к игрушке дополнительно после переворота. Через некоторое время ребенок поймет, что переворачиваться в другую сторону, а потом доползать – это не эффективно, и сам станет пробовать осваивать переворот в другую сторону. В этом ему можно помогать: поддерживать подталкивать на начальном этапе.
С ползанием ситуация приблизительно такая же, но есть еще и дополнительные условия.
Такими способами можно помочь ребенку при асимметрии движений.
Повторю: сначала дать освоить навык в одну сторону и только потом начинать подтягивать вторую. Вот тогда и мотивация не пропадет, и быстрее освоятся обе стороны.
До среды, 15 декабря:
Успевайте, приходите за ответами, полезными рекомендациями и спокойствием!
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.
Правила безопасности для родителей грудничка
Синдром внезапной младенческой смерти занимает третье место в мире среди гибели детей.
Когда мама спит в одной кровати с ребенком, чаще его положение в кровати на боку или на животе. А эти два положения как раз и приводят к синдрому внезапной младенческой смерти. Мама уснула, прижала ребенка к груди или же он перевернулся на живот. В таких позах у ребенка останавливается дыхание и он умирает. Сигналы из головного мозга у детей в грудном возрасте еще не сформированы, как у взрослых. Когда взрослым не хватает во сне кислорода, они просыпаются и вдыхают полной грудью. Недостаток кислорода у детей мозг не ощущает.
Единственная правильная поза для грудного ребенка — это сон на спине, когда нет затруднения для дыхания ртом.
До 6 месяцев ребенок должен находиться в комнате только с родителями или в комнате с ним должна быть няня или бабушка. Один в комнате ребенок находится не должен.
До 1 года ребенок должен спать на спине. Малыш не может спать на боку. С бочка ребенок может перевернуться на живот, упасть лицом, носом и ртом в постель и задохнуться. До 1,5-2 месяцев ребенок не держит голову и это для него смертельно опасно.
В кроватке ребенка необходимо использовать жесткий матрац, накрытый пеленкой.
До 6 месяцев ребенка нельзя укрывать одеялом, потому что во время движения он может набросить одеяло на себя и задохнуться.
До 6 месяцев у ребенка не должно быть подушки. Ребенок во сне спит, закинув руки за голову. В этот момент разными движениями он может эту подушку выдернуть, забросить на себя и задохнуться.
Также в кроватке ребенка не должно быть никаких мягких игрушек. Игрушка может упасть на ребенка и он может задохнуться.
В кроватке использовать бампер — тканевая прокладка, которая кладется перед прутьями по внутренней поверхности кроватки. Бампер не должен закрывать всю высоту кроватки. Вы не будете видеть малыша.
Расстояние между прутьями кровати должна быть не более 6 см, чтобы голова ребенка не оказалась снаружи, и чтобы он не мог задохнуться.
Как помочь ребенку переворачиваться?
Содержание статьи
Когда ребенок начинает переворачиваться
Как помочь ребенку перевернуться
Помощь в освоении нового навыка окажет массаж, укрепляющий спинку и мышцы брюшного пресса.
Массируйте спину теплыми ладонями: сначала поглаживание, потом растирание и вновь поглаживание. Не нужно давить сильно, ребенку не должно быть больно.
Живот мы массируем по большому кругу, в направлении по «часовой стрелке», очень аккуратно, избегая области правого подреберья.
Упражнения чтоб ребенок перевернулся
В подготовке к следующему этапу развития помогут полезные занятия
Упражнение велосипед
Обхватите голени младенца своими руками, сгибайте их поочередно в коленках, изображая прогулку на велосипеде.
Упражнение крылья
Вложите большие или указательные пальцы ладоней в руки младенца, позвольте ему их захватить и приступайте: разводите руки по сторонам и затем соединяйте их на груди, имитируя взмахи крыльев.
Качаем пресс
Исходное положение малыша: лежа на спине. Вложите в его ладони большие пальцы своих рук и слегка потяните на себя. Малыш предпримет попытку подняться, подтягиваясь на своих ручках.
Любимая игрушка
Поворачиваемся
Положите малыша на спинку и протяните ему свою правую ладонь, дабы он мог ее схватить. Левой ладонью зафиксируйте ножки крохи так, чтобы она стала опорой под пятки. Пусть ребенок пытается повернуться, взрослый своей рукой подсказывает ему направление движения.
Переворачиваемся
Ребенок лежит на спине, обхватите правой рукой его голень, согните ногу в колене и сделайте отводящее движение в сторону. Пусть нога коснется поверхности пола (кровати, пеленального комода и т.д.). Физиологически так устроено, что ребенок потянется ручкой в направлении поворота ноги. Предложите ему захватить свой большой палец рукой. Это поможет ему подтянуться и перевернуться самостоятельно.
Тазовое предлежание – как повернуть малыша
Не стоит беспокоиться и переживать, если ребенок до 36 недель находится «попкой вперед»: это совершенно нормальное явление и у крохи еще есть время для того, чтобы перевернуться. Кстати, случается, что малыш поворачивается вниз головой и непосредственно перед родами, и даже в самих родах
Попробуйте уговорить кроху повернуться в нужное положение. Расскажите все подробно: почему ему стоит повернуться, что это даст и маме, и ребенку в родах. Разговаривать можно вслух, а можно и про себя, главное – говорите с малышом об этом постоянно
В воде тело мамы расслабляется, а значит, и расслабляются мышцы матки, ее объем несколько увеличивается и в результате у ребенка появляется чуть больше пространства «для маневров».
Между ребенком и мамой всегда есть связь. И мама – это первый человек которому малыш верит и которого слушается. Поэтому попробуйте уговорить кроху повернуться в нужное положение. Расскажите все подробно: почему ему стоит повернуться, что это даст и маме, и ребенку в родах. Разговаривать можно вслух, а можно и про себя, главное – говорите с малышом об этом постоянно. Будьте ласковы и в то же время настойчивы. Обязательно подключите к разговору будущего папу, мужчин дети слушаются еще больше. Когда будете уговаривать малыша, дополнительно поглаживайте живот, как бы указывая ребенку, как ему повернуться. Отличный вариант: папа разговаривает и гладит живот вместе с вами.
Визуализация – способ, при котором человек представляет себе нужную ему картинку. Вот и будущей маме надо всего лишь вообразить малыша в правильном положении. Не знаете, как это выглядит или просто не можете себе представить ребенка в животе, – находите красивое фото из журнала, книги, Интернета. Какая-то анатомическая точность здесь не важна, хватит просто приятной и понятной картинки: малыш лежит внутри маминого живота вниз головой. Смотрите на иллюстрацию почаще и представляете, что внутри вас малыш тоже находится в правильном положении. Но надо не только смотреть на чужое фото, а представлять именно себя и своего ребенка.
Еще один способ – приманите малыша. Дети, особенно маленькие, очень любопытны, поэтому заставьте повернуться кроху, показав ему что-то интересное. Но ведь малыш пока еще находится в животе, разве он может что-то увидеть? Точно мы не знаем, как ребенок реагирует на мир вне живота мамы, но считается, что он, например, может слышать звуки. Расположите наушники с приятной музыкой внизу живота, это тоже может побудить ребенка повернуться по направлению к звуку. Музыка должна быть спокойной, мелодичной и не громкой, чтобы малыш не испугался.
А еще можно включить фонарик и прислонить его к животу мамы в том месте, где находится голова ребенка, и затем, разговаривая, медленно проводить фонариком в сторону и вниз, увлекая кроху за собой.
Плавайте и расслабляйтесь
Плавание тоже помогает малышу занять головное предлежание. В воде тело мамы расслабляется, а значит, расслабляются и мышцы матки, ее объем несколько увеличивается и в результате у ребенка появляется чуть больше пространства «для маневров». Но плавание должно быть приятным для мамы, если женщина боится воды или она недостаточно теплая, то никакого расслабления не будет. Поэтому плавать надо хотеть, плюс вода должна быть комфортной температуры.
Есть очень простые упражнения, которые помогут малышу разместиться правильно. Но сначала посоветуйтесь с врачом, можно ли вам делать такую гимнастику. Гимнастику для поворота малыша в головное предлежание не проводят, если есть гестоз, угроза прерывания беременности, рубец на матке после предыдущего кесарева сечения, предлежание плаценты.
Повороты. Лежа на кушетке, поворачивайтесь с боку на бок 3–4 раза через 10 минут. Выполняйте 3 раза в день. Поворот обычно происходит в течение первой недели.
Сила притяжения. Лягте на спину, подложив под поясницу большую подушку, а под голову – маленькую. Согните колени, поставив ступни на пол. Полежите так в течение 10 минут.
Коленно-локтевое положение. Встаньте на колени и локти, в это время таз располагается выше головы. Оставайтесь в таком положении 15 минут несколько раз в день.
Обратитесь к специалисту
Если упражнения и психологические методики не дают результата, то существует еще один способ – профилактический наружный поворот, который делает опытный акушер-гинеколог в родильном доме. Сначала маме вводят средства, расслабляющие матку, затем врач определенными движениями рук старается повернуть ребенка, воздействуя на его голову и таз через живот будущей мамы. Все это проходит под контролем УЗИ, и обычно женщина не испытывает при этой манипуляции никаких неприятных ощущений.
Правда, наружный поворот сейчас выполняют редко: во-первых, его умеют делать не все акушеры-гинекологи, да и не все врачи считают, что он нужен; во-вторых, не каждая женщина психологически на него настроена, ну и, кроме того, не всегда к нему есть показания.
Возможно, психологические методы и кажутся чем-то сомнительным, но тем не менее они часто помогают. А если еще добавить гимнастику и плавание, то вероятность того, что малыш повернется в правильное положение, только увеличивается. Так что если не хочется делать кесарево сечение при тазовом предлежании или рожать «попкой вперед», то стоит попробовать все подходящие и разрешенные вам способы.