Речь как познавательный процесс
Речь как познавательный процесс ее виды и функции
Речь – одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность, т. е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми.
В психологии принято разделять понятия “язык” и “речь”. Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека (система условных символов). Речь– это язык в действии, процесс общения людей посредством языка.
Речь человека имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух видов речи: устной или письменной. При этом оба вида имеют определённое сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.
1. Основным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, илидиалогической. Её главная особенность в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения, т. к. собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь. В подобных случаях слово может заменять собой целую фразу.
2. Монологическая речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (речь оратора, лектора, докладчика). Монологическая речь психологически более сложна. Она требует от говорящего умения связно, последовательно излагать свои мысли.
Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически. Письменную речь можно строить более произвольно, т. к. написанное всегда перед нашими глазами. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи, т. к. требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей.
Следует отметить еще один вид речи – кинетическую речь, которая сохранилась у человека с давних времён. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов.
Существует ещё одно общее деление речи на два основных вида:
1) внутренняя, прежде всего связанная с обеспечением процесса мышления, обеспечивающая взаимосвязь речи и мышления;
2) внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией.
Любой вид речи, в том числе устная или письменная, имеет своё предназначение, т. е. выполняет определённые функции. Основными функциями речи являются следующие:
• функция выражения (человек высказывает своё отношение к определённому предмету или явлению);
• функция воздействия (с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определённому действию или формируем определённую точку зрения на какое-то явление); как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение;
• функция сообщения (обмен мыслями и информацией между людьми с помощью слов); данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми;
• функция обозначения (способность давать названия предметам и явлениям); благодаря этой функции мы в состоянии мыслить отвлечённо с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другими людьми.
Речь как психический познавательный процесс
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Этоисторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь – главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, так как делает доступными познанию те объекты, с которыми достижимо реальное взаимодействие.
Следовательно, речь – активный психический познавательный процесс индивидуального или группового использования вербальных знаний, умений и навыков для восприятия и передачи необходимой информации. Она тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
Воздействие речи на другие психические процессы проявляется многогранно как фактор, организующий структуру восприятия, формирующий архитектонику памяти и определяющий избирательность внимания. Обобщенный образ восприятия сопоставляется с названием, и тем самым предопределяет обратное влияние слова на последующее восприятие. Каждая зрительная картина воспринимается человеком в соответствии с тем, к какому понятию он относит конфигурацию.
Говоря об основных видах речи, необходимо подчеркнуть, что процесс обмена мыслями осуществляется в виде устной, письменной и внутренней речи, (мысли, чувство, когда говорят для себя или о себе). Устная речь – есть последовательное связывание слов, которые воспринимаются слуховым анализатором.
На ее основе воссоздается коммуникативная (сообщающая) и семантическая (обозначающая) функции речи. Особенное значение имеет эмоциональность и выразительность устной речи как характеристика языковых способностей собеседника.
Внутреннюю речь произносят мысленно. Она служит для осуществления процесса мышления. Её основная особенность состоит как раз в том, что слова, как правило, не имеют звукового оформления. Она отличается от разговорной, внешней речи конспективностью, краткостью, носит отрывочный характер.
Этапы развития речи:
• фонетический – до 2-х лет
• грамматический – к 3-м годам
• семантический – до 16-ти лет
Её можно охарактеризовать по содержанию, выразительности и форме. Слово – это озвученная мысль, вызывающая соответствующую реакцию. Вот почему академик И. П. Павлов назвал слово «сигнал сигналов» или речевая реакция. Основные требования к словесной речи: она должна быть всегда осознанной, логической, взвешенной, понятной, тактичной и семантической, то есть иметь содержательный смысл.
Основные пути совершенствования речи:
▪ расширение познавательного кругозор человека;
▪ обогащение словарного запаса;
▪ контроль и самоконтроль эмоциональной и грамотной выразительности речи, интонации вещания;
▪ обучение точности и ясности устной и письменной речи;
▪ овладение специальной смысловой и профессиональной терминологией для выполнения деятельности;
▪ «редактирование» своей речи, продумывание того, что хотите сказать или написать.
Вопросы для проверки знаний
1. Что представляет собой мышление, и какие функции оно выполняет?
2. Какими бывают умственные операции и процессы?
3. Что такое интеллект человека и можно ли его определить?
4. В чем сущность воображения?
5. Какие виды воображения Вы знаете?
6. Какую роль играет речь в жизни человека?
Консультация для родителей:
«Познавательные процессы – речь»
Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.
Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.
В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения (коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:
1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;
2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;
3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).
Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.
Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.
Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой в едином потоке речевого общения.
Язык и речь – специфические формы отражения действительности: отражая, речь обозначает предметы и явления. Того, что отсутствует в опыте людей, не может быть в их языке и речи.
Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).
Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.
Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.
Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.
Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи.
Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.
Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.
Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.
Для внутренней речи характерны некоторые особенности:
• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;
• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;
• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;
• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;
У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.
Речь человека имеет немало паралингвистических признаков: это интонация, громкость, темп, паузация и другие характеристики, в которых отражается отношение человека к тому, что он говорит, его эмоциональное состояние в данный момент. К паралингвистическим компонентам речи относятся и телесные движения, сопровождающие речевое высказывание: жесты, мимика, пантомимика, а также особенности почерка человека.
Речь людей разных культур различается даже у тех, кто говорит на одном и том же языке. Послушав незнакомого человека в течение определенного времени, даже не видя его в лицо, можно судить о том, каковы общий уровень его интеллектуального развития и его общая культура. Очевидно, что люди, принадлежащие к разным социальным группам, говорят по-разному, и поэтому речь можно использовать также и для определения социального происхождения и социальной принадлежности человека.
Принято различать также речь пассивную (понимаемую) – слушание и активную(разговорную). Как правило, пассивная речь и у детей, и у взрослых значительно богаче активной.
Виды психических процессов: речь
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое психические процессы и какими они бывают
Психические процессы это одно их основных понятий современной психологии. Под этим термином понимают группу психических явлений, которые имеют свои определенные функции, и все вместе составляют целостную систему под названием психика человека.
Сегодня, современные ученые считают, что все психические явления тесно связаны, практически не могут существовать отдельно и все вместе представляют единую систему – психику человека.
Психические процессы подразделяют на три основные группы:
Познавательные психические процессы включают в себя:
Эмоциональные психические процессы состоят из:
Волевые, в свою очередь, делят на:
Далее в статье более подробно речь пойдет о таком познавательном психическом процессе как речь.
Речь как познавательно психологический процесс
Речь — это характеристика которая присутствует исключительно у людей, она сформировалась исторически на основе общей трудовой деятельности людей.
Речь — это совокупность слуховых и зрительных знаков, которые помогают передавать информация от человека к человеку, на дальние расстояния и через временные промежутки.
Речь является двусторонним процессом. Во-первых, речь предполагает формулирование мыслей речевыми выражениями. Во-вторых, речь предполагает понимание языковых конструкций. Речь — это средство общения и средство мышления.
Готовые работы на аналогичную тему
Одним из основных понятий речи является общение. Общение – это обмен информацией различного характера двух и более индивидов.
Функции речи
Существует большое количество функции, за которые несет ответственность человеческая речь:
Под коммуникативной функцией принимается прием и передача между индивидуумами информационного кода. Коммуникативная функция является сомой главной и основной.
Мнистичекая функция означает, что информация, полученная в результате общения, переносится мозгом в память человека при вербализации.
Экспрессивная функция речевой деятельности дает человеку возможность демонстрировать его отношение к другим предметам, явлениям, событиям, действиями, оценивать эти события со своей субъективной токи зрения, и своё эмоциональное состояние.
Интеллектуальная функция речи дает человеку возможность мыслить. Речь имеет связь не только с мышлением, но и с сознанием человека. Эта функция выражается в том, что человек способен с помощью компактных формулировок описывать сложившуюся ситуацию, и наоборот, может быстро понять, о чем говорит собеседник, когда он емко выражает свою мысль.
Регулятивная функция выражается в том, что человек способен проявлять свое произвольное, волевое поведение.
Виды речевой деятельности
Существует несколько видов речевой деятельности, к основным видам относятся:
Дополнительными разновидностями могут быть:
Устная речь – это вид речевой деятельности, который включает понимание произносимой речи и воспроизведение высказываний в звуковой форме.
К типичным специфическим особенностях устной речи относятся избыточные повторения, уточнения, использование мимики, жестов, пропуски, информации, которая понятна без ее называния (произношения) вслух.
Устная речь тоже подразделяется на различные подвиды:
Во время письменной речи процесс общения происходит в виде обменивания графическими знаками. Письменная речь позволяет человеку обдумывать и тщательно отбирать языковые средства, исправлять текст, более точно излагать свои мысли. Для письменной речи характерны более сложные синтаксически конструкции, более логичное и связанное изложение. Письменная речь связанна с различными книжными стилями: научным, официально-деловым, публицистическим, художественным.
Письменная речь имеет важное отличие от речи устной. При устном общении человек видит реакцию собеседника на его слова, во время письменной речь автор не видит реакцию своего читателя, часто автор даже не знает того, кто будет его читать.
Внутренняя речь представляет собой речь, которая лишена звуковой оболочки, коммуникативная функция в данном виде речи отсутствует, этот вид речи предполагает внутреннее проговаривание. Внутренняя речь сосредоточена на процессе мышления.
Предикативность – это одна из характеристик внутренней речи, это значит, что в речи отсутствуют слова, относящиеся к подлежащному, в ней имеют место только слова, которые относятся к подлежащему (предикативу). Функции внешней и внутренней речи различаются. Во внутренней речи отсутствуют дополнительные элементы, которые кажутся мыслящему само собой разумеющимися, в ней присутствует только главная ключевая информация.
Несмотря на то что коммуникативная функция отсутствует во внутренней речи свою социальную составляющую она не теряет. Внутренняя речь социальна по своему содержанию. Внутренняя речь, хоть она и не имеет звуковой оболочки, все же она обращена к собеседнику.
Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мыслительной функции.
Жестовая речь — это вид речи который используется для людей, у которых отсутствует слух. Несмотря на то что этот вид речи представляет собой знаки, оформленные жестами рук, она имеет свои лексические и грамматические особенности.
Дактильная речь представляет собой форму общения, при которой используются жесты для обозначения смысла слов, а также присутствуют признаки устной речи.
Автономная речь – это речь младенца, которая возникает ситуативно, выражается в повторении за взрослыми слогов и слов.
Эгоцентрическая речь – речь без учета собеседника, например, когда дети проговаривают свои действия.
Речь как познавательный психический процесс. Функции и виды речи
Речь- это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Воздействие речи на другие высшие психические процессы не менее значимо и проявляется многогранно как фактор, организующий структуру восприятия, формирующий архитектонику памяти и определяющий избирательность внимания.
Обобщенный образ восприятия сопоставляется с названием, и тем самым предопределяется обратное влияние слова на последующее восприятие. Каждая зрительная картина воспринимается человеком в соответствии с тем, к какому понятию он относит конфигурацию.
Говоря об основных видах речи, мы должны подчеркнуть, что процесс обмена мыслями осуществляется в видеустнойиписьменной речи, однако необходимо помнить и еще об одном виде –внутренней речи, произносимой мысленно. Она не выполняет функцию общения, а служит для осуществления процесса мышления (ее основная особенность состоит как раз в том, что слова произносятся про себя и, как правило, не имеют звукового оформления; она отличается от разговорной, внешней, речи конспективностью, краткостью, носит отрывочный характер).