Регион как экономическая система
Региональная социально-экономическая система: понятие, классификация, структура и основные элементы
Под региональными системами следует понимать части территории государства, характеризующиеся относительной однородностью социально-экономических показателей или пространственной близостью к одному из центров, взаимодействующие с другими частями территории государства и имеющие в обязательном порядке органы управления и/или общие программы развития федерального уровня.
Части территории рассматривались и рассматриваются в качестве региональных систем, прежде всего, представителями экономической географии, где термин «система» по отношению к территориальным образованиям появился еще в начале 60-х годов прошлого столетия. Так, «первоначально он относился только к природным сочетаниям. Впоследствии была сделана попытка перенести его и на системы экономической географии». Для социально-экономических явлений географами чаще применяется термин «территориальная система». Так, Родоман Б.Б. подразумевает под ней «такое множество предметов, обладающих различными географическими координатами и связанных между собой потоками вещества, энергии и информации, которое в отношениях с внешним миром выступает как единое целое» [4].
Многие современные отечественные работы по региональной экономике избегают употребления термина «региональная система» или его аналога «территориальная система» при характеристиках объектов анализа. В ряде работ используется понятие «региональная система», однако четкого определения последнему не дается.
В научной литературе можно встретить также понимания региона как историко-культурных зон, «объекта политологического анализа» [5], «субъекта политики и общественных отношений» [3]. «Политическая самобытность, которая может принимать самые различные политические формы» была определяющей при введении понятия «регион» в Декларации о регионализме в Европе, принятой в конце 1996 г. в странах Европейского Союза.
Маршалова А.С. считает, что «регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявлений стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов» [7].
В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» содержится следующее определение: «Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации».
При определении объема понятия «региональная система» еще в советский период подчеркивался родовой характер этого понятия для всего класса территориальных социально-экономических и природных систем, например, как экономические районы, города, территориально-производственные комплексы и др. Отмечалось, что региональные системы выступают в качестве сугубо открытых систем, являясь частью единого экономического целого (страна). При этом региональные системы по ряду важных системообразующих отношений формируют единое целое и поэтому для системного изучения региона, помимо преломления общегосударственных процессов, следует выделять и чисто региональные проблемы. «Сочетание регионального аспекта общих проблем со специфичными региональными проблемами логично приводит к общей концепции региональных систем».
Таким образом, понятие «региональная система» более узкое, чем термины «регион», характеризующий «практически любое территориальное образование от небольших ареалов, включающих даже часть одного муниципального образования, до межконтинентальных территориальных систем», или «территория», которая понимается некоторыми исследователями как синоним понятия «региональная система» [1].
Наиболее полно региональные системы формируются в федеративных государствах. В соответствии с одним из главных принципов федеративного государства о разделении власти по вертикали региональные системы совпадает с понятием субъекта федерации (штат в Австралии, Бразилии, Мексике, США, земля в Австрии, Германии, провинция в Канаде, кантон в Швейцарии и т.д.). Подобное понимание региона как термина, характеризующего субъект федерации, стало превалировать и в отечественных исследованиях последних лет. Однако общий вопрос о том, являются ли субъекты Федерации «чисто политическими образованиями или это объективно существующие районы общества, отражающие его «естественную» территориальную структуру», имеет множество различных ответов. Необходимо отметить, что существование данной проблемы отмечалось исследователями еще в середине прошлого столетия. Например, Н.Н. Колосовский, придававший большое значение экономическому районированию для целей административно-политического (административно-территориального) деления, подчеркивал различие этих двух вопросов.
Подобная политика федерального центра в середине 90-х годов прошлого столетия позволила значительно усилить системообразующие связи внутри таких региональных систем как субъекты Федерации.
Кроме того, путем укрепления внешних связей именно субъектов Федерации с регионами-соседями стали формироваться региональные системы более высокого иерархического уровня в виде межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (например, свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области и др.).
Примером деконцентрации можно назвать формирование федеральных округов, созданных в 2000 г. указом Президента РФ (№ 849 от 13.05.2000 г.) и образованных путем рассредоточения функций федеральной власти по территории страны и не совпадающих (по крайней мере, первоначально в большинстве случаев) с границами каких-либо региональных систем, образованных путем усиления связей субъектов Федерации.
Следует отметить, что федеральные округа показали свою устойчивость именно в качестве региональных систем, несмотря на искусственность территориальной целостности. Некоторых из них, например, Приволжского и Уральского. В связи с выделением региональной структуры в федеративном государстве складывается иерархия региональных систем.
Иерархичность при этом проявляется в том, что каждый региональный компонент системы «страна» (например, субъект Федерации) может сам рассматриваться как система.
В качестве региональных систем выступают не только собственно субъекты Федерации, но и, например, отдельные города, группы муниципальных образований, с одной стороны, и крупные региональные образования, с другой.
Объективные различия в распределении топливно-сырьевых ресурсов, в агроклиматических условиях, историко-культурные традиции населения предопределили возникшее экономическое и социальное неравенство регионов.
При этом достижение идеального их равенства в принципе невозможно, речь может идти лишь о сглаживании пространственной поляризации и улучшении социальных параметров в рамках отдельных территорий.
Обычно в качестве показателя, характеризующего уровень социально-экономического развития региона используют душевые значения валового регионального продукта. Данный показатель применяется и при классификации регионов внутри европейского Союза.
Специалистами Совета по размещению производительных сил (СОПС) была разработана классификация, в которой одновременно учитываются уровень экономического развития региона, текущее состояние экономики, финансов, социальной сферы и природной среды, а также природно-географические и геополитические характеристики.
Другие классификации основаны на первичном выделении проблем регионов. В соответствии с классификацией, разработанной сотрудниками Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, были выделены следующие типы регионов в зависимости от вида их основополагающих проблем: традиционно-отсталые, или слаборазвитые; депрессивные; традиционно-развитые, или высокоразвитые; регионы, имеющие ресурсы федерального значения, или программно развивающиеся.
Подобная классификация более отвечает задачам, стоящим перед государственной региональной политикой. Еще в середине 90-х годов сотрудниками Администрации Президента РФ были разработаны критерии выделения депрессивных регионов. Однако практического использования данная методика так и не получила.
Из-за разрыва хозяйственных связей в 1990-е годы в сложном положении оказались так называемые старопромышленные регионы или регионы с преобладающей составляющей обрабатывающих отраслей промышленности. Кроме того, в сложном экономическом положении оказались регионы, где происходило бессистемное свертывание военно-промышленного комплекса.
Как замечает А.Г. Гранберг, «понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране» [3].
Развитие региональных систем во времени происходит с разной скоростью, что определяет наличие в едином государстве регионов, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития и даже различных этапах цивилизационного развития: в России, например, несколько субъектов Федерации (республика Тыва, Республика Калмыкия) фактически остались на доиндустриальной стадии развития, в то время как Москва характеризуется как региональная система постиндустриального сообщества.
В целом, в Российской Федерации сформировались несколько групп регионов с качественно различным состоянием экономики и социальной сферы.
Прежде всего, это развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей, среди которых выделяются нефтегазодобывающие районы (прежде всего, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Москва. Другую группу составляют регионы со средним экономическим потенциалом. Однако наиболее распространенными стали проблемные регионы, среди которых выделяются депрессивные и отсталые регионы. К депрессивным относятся регионы, переживающие спад производства, в том числе в традиционных отраслях его специализации, с преобладающей долей аграрного сектора, нуждающиеся в крупных инвестициях. Однако, по мнению отдельных экспертов, в последние годы ситуация с депрессивными регионами понемногу начала изменяться. Это выражается, прежде всего, в том, что наиболее инвестиционно привлекательными становятся регионы, в которых отсутствуют существенные природные ресурсы, что подталкивает власти к более активным и долговременным действиям. Отсталые регионы характеризуются низкими значениями развития социальной и экономической сферы в сравнении с другими регионами.
По-разному экономические реформы повлияли на приграничные территории. В регионах, имеющих границу со странами дальнего зарубежья, вследствие либерализации внешней торговли, увеличении контактности со странами-соседями ситуация не ухудшилась столь сильно, как в других регионах страны. В то же время, регионы, граничащие с бывшими союзными республиками, из-за повышения функции «барьерности» данных границ, которые из внутренних стали государственными, оказались в неблагоприятной экономической ситуации (особенно, данное положение характерно для территорий, граничащих с бывшими среднеазиатскими республиками).
Можно констатировать, что экономическое поведение субъектов Федерации определяется самым широким спектром объективных и субъективных факторов.
Проведенный анализ показал, что региональные системы могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня социально-экономического развития региона. Последнее подразумевает выявление особенностей состояния и развития социальной и производственной подсистем региона, конкретизацию проблем этого развития и используется для целей региональной политики, проводимой федеральным центром.
Таким образом, региону присущи принципы системности. Рассмотрение регионов в качестве систем позволяет наметить некоторые подходы к их классификации по степени:
— открытости/замкнутости; в данном случае классификационные единицы могут выделяться в зависимости от интенсивности обмена потоками натуральной продукции;
— устойчивости/неустойчивости; основа классификации – интенсивность внутренних, а также внешних связей региональной системы;
— гармоничности развития. В данном случае учитываются степень и характер развития каждой из подсистем региона.
Логика изучения позволяет выделить элементы внутренней структуры региональной экономической системы. Под региональными элементами экономики понимаются, как правило, население, сферы, виды и результаты его деятельности на определенной территории в комплексе с соответствующей природной основой.
Таким образом, с позиции экономических отношений региональную систему можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, она может служить объектом государственного регулирования и управления и хозяйственной деятельности различных производственных, финансовых и иных структур.
Во-вторых, региональная система, являясь подсистемой более крупной системы национальной экономики, может сама выступать хозяйствующим субъектом в виде заказчика программ регионального развития, эмитента региональных ценных бумаг и т.п.
В-третьих, региональная система является внешней средой для других хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории.
Региональная система является сложной, взаимосвязанной по своим элементам и саморазвивающейся, удовлетворяя всем системным принципам.
Список использованной литературы
1. Бердяев, Н. Судьба России / Н. Бердяев. – М.: Московский писатель, 1990.
2. Берталанфи, Л. Общая теория систем / Л. Берталанфи. – М.: Наука, 1970.
3. Бусыгина, И.М. Концептуальные основы европейского регионализма / И.М. Бусыгина // Регионы и регионализм в странах Запада и России: сб. науч. тр. – М.: ИВИ РАН, 2001. – С. 7–15.
5. Гладкий, Ю.Н. Регионоведение: учеб. для вузов / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. – М.: Гардарики, 2002. – 382 с.
7. Денисов, А.А. Информация в системах управления: учеб. пособие / А.А. Денисов. – Л.: ЛПИ, 1980. – 67 с.
Регион как экономическая система
Разнообразие природных, геополитических, национальных, культурных и иных условий в регионах России осложнилось дезинтеграционными процессами, при углублении кризисной ситуации в экономике. Вышеперечисленное стало одной из основных причин того, что за последние годы товарный оборот между субъектами Федерации сократился в 5 раз, а оставшиеся экономические связи на 80 % осуществляются через бартер и взаимозачеты. Возникло противоречие: с одной стороны, формирующаяся рыночная экономика объективно требует единого экономического пространства, емких рынков, а с другой – субъективная разделенность и самостоятельность регионов тормозят интеграционные процессы.
Современная экономическая ситуация, сложившаяся в КБР диктует необходимость активизации структурной перестройки всей ее экономики. В этих целях необходимо использовать инструменты инвестиционной политики, представляющей собой многоуровневую систему. Среди этих инструментов: федеральные и территориальные целевые программы, совершенствование нормативно-правовой базы, инвестиционные проекты и другие инструменты в увязке с ограничениями, налагаемыми требованиями финансовой стабилизации, состоянием природно-ресурсного потенциала.
В условиях структурного преобразования производства на уровне региона одной из основных задач инвестиционной деятельности является создание новых рабочих мест как одного из направлений перераспределения и обеспечения занятости населения, и в особенности его сельской части. При формировании политики перспективного развития территорий необходимо достигать органического единства целей федеральных и региональных инвестиционных программ с определением источников их финансирования.
Практическое решение этих вопросов предполагает разработку нормативно-правовых актов в области инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика должна обеспечивать устранение ограничений, препятствующих свободному межрегиональному притоку капитала, стимулировать его приток в экономику республики. Основная роль в этом должна принадлежать республиканским органам государственной власти и управления, которые в пределах своей компетенции, используя имеющиеся в их распоряжении экономические рычаги (прежде всего налоговые), способны повышать инвестиционную привлекательность для негосударственных инвесторов.
Местные органы должны обеспечить условия для развития инвестиционных структур на их территории, поскольку приближение финансовых институтов к потенциальным объектам приложения капитала способно повысить степень их информированности и заинтересованности в повышении инвестиционной активности.
Современная экономическая ситуация в Кабардино-Балкарской Республике во многом определяется и историческими особенностями развития ее хозяйственного комплекса. В последние годы наблюдается тенденция целенаправленной реализации политики повышения инвестиционной привлекательности региона.
В этих рамках в Кабардино-Балкарской Республике разработан целый комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки. В соответствии с законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 года № 23-РЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики» в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики, могут применяться различные меры государственной поддержки.
В целях осуществления сбалансированной политики в области инвестиционной деятельности, а также реализации мероприятий по предоставлению мер государственной поддержки создана необходимая инфраструктура.
Одной из самых эффективных мер, предусмотренных инвестиционным законодательством и реализуемых в КБР, является предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций. Так, к концу первого полугодия 2011 года восьми крупным предприятиям республики предоставлены льготы по налогу на имущество для реализации девяти инвестиционных проектов в объеме 16955 млн. рублей. В рамках данных проектов будет создано более двух тысяч рабочих мест. Готовится предложение по внесению изменений в порядок предоставления налоговых льгот, что позволит оптимизировать механизм предоставления данной меры государственной поддержки [1].
Министерство экономического развития и торговли КБР разработало республиканскую целевую программу «Повышение инвестиционной привлекательности КБР на 2012-2015 годы». Согласно только пессимистическому прогнозу предполагается, что реализация программы позволит увеличить валовой региональный продукт до 125,1 млрд. рублей, а объем инвестиций в основной капитал – до 31,3 млрд. рублей в год, сократить уровень безработицы до 7,9 процента, увеличить среднюю заработную плату до 20 тыс. рублей.
Подписано Соглашение о создании на территории Черекского, Чегемского и Эльбрусского муниципальных районов КБР без проведения конкурса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Правительство КБР приняло предложения о включении в нее горно-рекреационного комплекса «Джилы-Су», расположенного в Зольском районе.
ОАО «Курорты Северного Кавказа» проведены и представлены расчеты по созданию инфраструктуры на территории туристско-рекреационного комплекса «Безенги» в Черекском и Чегемском районах.
Кроме того, между Министерством регионального развития РФ, Правительством КБР и ООО «Завод чистых полимеров «Этана» подписано инвестиционное соглашение о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта «Создание завода по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) пищевого и текстильного назначения производственной мощностью 486 тыс. тонн в год». На создание объектов инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры за счет средств республиканского бюджета КБР и средств Инвестиционного фонда РФ выделено 1,5 млрд. рублей [2].
С целью привлечения инвестиций в районы, городские и сельские поселения республики органами муниципальных образований ведется активная деятельность. Муниципалитеты наделены полномочиями по принятию такого рода решений. Так, программа «Лучшая бизнес-идея», которая до сих пор проводилась на уровне Министерства экономического развития и Совета по предпринимательству при Президенте КБР, теперь ведется муниципальными образованиями, и решения о поддержке молодых бизнесменов принимаются на местах. Однако пока потенциал муниципалитетов не раскрыт в полную силу.
В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день Кабардино-Балкарская Республика является одним из привлекательных регионов с точки зрения предоставляемых преференций инвесторам на территории региона. В целях повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также формирования благоприятного имиджа официальные представители республики участвуют в различных межрегиональных и международных форумах, выставках и ярмарках, что свидетельствует об активной социально-экономической позиции республики на мировой арене.
Таким образом, исследования подтверждают вывод о том, что возможности наращивания объемов и формирования эффективных механизмов инвестирования определяют темпы позитивных преобразований отраслевой экономики региона.
2.1. Регион как социально-экономическая система
Регион, являясь сложным и комплексным явлением, представляет собой целостную, пространственно-организованную форму жизнедеятельности как системы, которая отличается относительной обособленностью, целостностью, комплексностью, структурированностью, подчиненностью единой цели, связями с внешней средой[20].
В трактовках разных авторов выделяются следующие особенности региона как социально-экономической системы. Так, Н. И. Дорогов рассматривает «регион в широком смысле как всеобъемлющую систему в разрезе «природа – население», то есть как единую территориально-социальную организацию. В рамках сложноорганизованной системы четко выделяются три ее аспекта: природно-экологический; хозяйственно-экономический; социальный»[21].
Похожей точки зрения придерживается В. Лексин[22], отмечающий многокомпонентность и внутреннюю противоречивость территориально-хозяйственной и социально-экономической субстанции объекта региональной диагностики (в понимании автора – региона), одновременно находящийся под воздействием позитивных и негативных процессов.
В обобщенном виде представляют регион И. Е. Никулина и И. В. Хоменко[23], определяющие его как часть территории государства, на которой развивается сложный комплекс социально-экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, населением и органами власти. При этом основанием для выделения регионов они считают:
• наличие многообразных этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации;
• историко-культурные и природно-климатические различия территорий;
• сложившуюся производственно-хозяйственную специализацию субъектов экономики отдельных территорий.
При этом отличительными качествами этой совокупности, подпадающими под категорию «система», являются[24]:
1) качественная разнородность входящих элементов;
2) определенность как неразрывного целого;
3) наличие свойств, не сводимых к свойствам элементов и их суммам;
4) функциональная целенаправленность;
5) упорядоченность и иерархичность;
6) связи с внешней средой.
К началу XXI в. понимание региона в качестве системы стало общепринятым. Так, А. И. Гаврилов отмечал, что «регион – целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения»[25]. Согласно А. С. Маршаловой и А. С. Новоселову, «регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов»[26].
По мнению Л. С. Шеховцевой[27], регион как система имеет три системообразующих признака:
во-первых, является подсистемой, частью системы более высокого уровня (национальной);
во-вторых, представляет собой целостность, состоящую из целого ряда элементов (население, деловое сообщество, органы управления, и инфраструктура, институты, экология и безопасность), которым соответствуют подсистемы: социальная, экономическая, управленческая, инфраструктурная, институциональная, экологическая и безопасности;
в-третьих, все элементы подсистемы региона взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняют друг друга, взаимодействуют с внешней средой и образуют целостность.
Существенное значение в определении понятия «регион» приобретает то, что он понимается как социально-экономическая система с формирующими ее элементами и взаимосвязями между ними. Системой выступает совокупность объектов и процессов, т. е. элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Эти элементы образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющими его компонентами, взятым в отдельности. В качестве таких общесистемных свойств могут выступать целостность, иерархичность и интегративность. Анализ элементов, составляющих региональную социально-экономическую систему, а также характера взаимосвязи между ними является чрезвычайно важным при определении новой экономической политики региона.
При рассмотрении региона как социально-экономической системы можно выделить два подхода:
1) когда регион рассматривается как часть государственной (национальной) экономической системы, имеющей жесткие внутренние горизонтальные связи;
2) когда регион рассматривается как относительно самостоятельная экономическая система, делегирующая часть своих функций общенациональному центру и встроенная в общенациональное экономическое пространство на основе сильных вертикальных связей.
В первом случае, как отмечает Ю. А. Гонтарь, «регион можно определить как часть государственного пространства, являющуюся субъектом мезоэкономической системы и представляющую собой сформировавшийся в результате территориально-отраслевого процесса общественного разделения труда комплекс воспроизводственных потенциалов территориального образования»[28].
Во втором случае интерес представляет мнение Л. Джеймса и Дж. Мартина, которые под регионом понимают «целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами[29].
Основную цель развития региона можно определить, как миссию региона. Термин «миссия» в современных справочных изданиях выражается в понятиях «предназначение», «стратегические установки», «ответственное задание», «стратегическое видение», «условия успешной деятельности» и т. д.
По мнению ряда отечественных ученых[30], «регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества – места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека».
Развитие региона как социально-экономической системы имеет внешние и внутренние предпосылки. Воздействие внешних факторов предполагает функционирование региона как элемента в структурно-кольцевой или структурно-центровой формах организации национальной экономики, которые периодически сменяют друг друга[31]. Учитывая отсутствие ярко выраженных межэлементных связей в структурно-кольцевой схеме, которые могут прерваться в условиях деформации кольца, структурно-центровая схема представляется более предпочтительной, где элементы сами генерируют характер взаимосвязей и имеется возможность их перераспределения.
Внутренние факторы определяют характер взаимодействия подсистем региона и приоритетность одной из них. Если в структурно-кольцевой схеме развитие происходит по установленным внешним параметрам правового поля, что может привести к неадекватным формам хозяйствования, то в структурно-центровой схеме главным становится региональное хозяйство, являющееся и объектом, и субъектом развития.
Развитие региона как социально-экономической системы определяет уровень жизни людей в зависимости не только от эффективности функционирования региональной экономики, но и от социальной сферы, которая включает уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, условия окружающей среды, социальный комфорт[32].
При этом структурообразующими элементами социально-экономической системы являются:
• совокупность производственных отношений;
• организационные формы хозяйственной деятельности и экономические институты;
• взаимосвязь и совокупность отраслей и регионов, образующих народно-хозяйственный комплекс;
• управление региональной деятельностью с учетом ее форм и методов.
Однако любая экономическая система имеет хозяйственную деятельность с присущим ей типом собственности, суть которой заключается в рациональной экономии ограниченных ресурсов с целью более полного удовлетворения потребности людей. С другой стороны, экономическая система должна обеспечивать высокий уровень и качество жизни населения.
Теоретическое обоснование категории «миссия региона» позволяет четко определить функции, стратегические цели и задачи региона по выполнению народнохозяйственных целей и задач, определить приоритеты народнохозяйственных интересов в развитии региона, а также определить региональные интересы. Миссию региона можно сформулировать так: предназначение региона выполнять стратегические и иные государственные цели, а также способствовать постоянному повышению уровня жизни населения, экономически эффективному осуществлению бизнес-процессов предприятий, находящихся на его территории, рациональному воспроизводственному процессу природной среды[33]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.