Регион как объект статистического изучения
Регион как объект исследования
Объектами исследования регионального менеджмента, как следует из самого названия науки, являются регионы. Термин «регион» употребляется очень часто в различных значениях.
Под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил.
В экономической и географической литературе регионами называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами:
группы стран (например, страны Карибского бассейна или Североафриканский регион и т.д.) — макрорегионы;
• территории страны, охватывающие несколько экономических районов (Западная, Восточная зоны России и т. д.) —
макрорегионы;
• экономический район (Северный, Северо-Западный, Центральный и др.) — макрорегионы;
• область, край, республику и их группы — мезорегионы.
Реже регионами называют территории внутри области, края,
Региональная экономика изучает регионы одной страны, а также вопросы размещения производительных сил и региональной политики в зарубежных странах. В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.
Понятию «регион» уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «регион» являются:
• географические (расположение, величина территории и количество населения);
• производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
• градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
• социологические (нормы общения, поведения).
Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.
Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.
Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.
Одним из основных признаков регионального определений выступает целостность. Она означает вполне рационально пользование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.
Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохранить способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.
Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции отраслевого применения; степень использования региональный ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылкой относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются
• индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
• индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
• общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а так же многообразие связей — торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.
Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.
Социология региона и территориальная организация населения
Тематический план
Общее
Разместите раздел 1 курсового проекта по дисциплине. Замечания смотрите в комментариях к прикрепленному файлу.
Разместите файл с подборкой статистических материалов и социологических исследований, которые вы выделили для анализа в разделе 2. В файле должны быть: название исследования, источник (гиперссылка), скриншоты необходимых по работе материалов.
Тема 1.Регион как объект социологического анализа. Теоретико-методологические основания социологии региона.
Тема 2. Типология и классификации регионов. Показатели, характеризующие развитие региона.
Тема 3. Регион как объект социологического и статистического анализа
Тема 4. Регионы Российской Федерации: классификация, факторы и показатели развития.
На основе изучения официальных порталов регионов РФ, составьте визитку любого региона Российской Федерации в форме доклада-презентации.
Визитка должна содержать следующую информацию:
— население (поло-возрастная структура, национальный состав),
— ведущие отрасли (на чем специализируется регион – промышленность, с/х, туризм и т.д.),
— краткая характеристика социального и экономического положения.
Тема 5. Население регионов России как региональная система.
Составьте аналитическую справку о населении, проживающем на территории любого региона РФ.
— поло-возрастная структура (в динамике по годам – за последние 5-10 лет),
— территориальное расселение – численность населения наиболее крупных городов региона,
— качество жизни (уровень жизни) населения.
Тема 7. Социально-экономическое развитие и конкурентоспособность российских регионов.
Социологический мониторинг социально-экономического развития любого региона РФ или любой сферы жизнедеятельности в конкретном регионе (здравоохранение, образование, преступность, качество жизни и т.д.). Необходимо сравнить рейтинги, которые присвоены региону в различных исследованиях, а также данные, представленные в статистических отчетах на официальных порталах Росстата и регионов, в контексте того направления, которое вы взяли для рассмотрения. Можно ориентироваться на тему курсовой работы.
Путем сравнения рейтингов и статистических данных должна быть выявлена взаимосвязь или противоречие в официальных данных, сделан собственный вывод. Текст необходимо сопровождать скриншотами и ссылками на источники получения информации. Для выстраивания вывода рекомендую использовать 3-4 источника информации.
Тема 8. Территориальная организация населения
Тема 9. Муниципальные образования как территориальный и социокультурный субъекты регионов России.
Составьте аналитическую справку о муниципальных образованиях региона, на примере любого региона РФ.
— количество муниципальных образований в регионе,
— перечень из 5 наиболее крупных городов региона с указанием социально-демографических характеристик, наиболее крупных промышленных объектов, значимых объектов культуры, учреждений образования,
— перечень из 10 наиболее крупных сельских поселений.
Региональная статистика (к.э.н. Арсеева Т.В)
1. Область применения
Данная дисциплина относится к дисциплинам регионального компонента, и является более глубоким изучением курса «Региональная экономика».
2. Цели и задачи дисциплины
Содержание дисциплины направлено на получение студентами теоретико-практических знаний по вопросам методологии сбора, обработки и анализа статистических данных на региональном уровне в условиях рыночных отношений.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения студенты должны:
Знать специфику статистического изучения социально-экономических явлений и процессов на региональном уровне, а также основные проблемы социально-экономического развития Нижегородской области и регионов РФ.
Уметь применять основные методы регионального статистического анализа в практике написания дипломных проектов.
Иметь представление об источниках статистической и ведомственной информации, об основных принципах организации федеральной и региональной статистики.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | 68 |
Аудиторные занятия | 34 |
Лекции | 32 |
Самостоятельная работа (работа с учебной и научной литературой) | 34 |
Другие виды самостоятельной работы (выполнение экономических расчетов) | 2 |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зачет |
5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции |
1. | Теоретические основы курса «Региональная статистика» | 2 |
2. | Регионы как объект статистического изучения | 2 |
3. | Предмет, задачи и научная специфика курса региональной статистики | 2 |
4. | Организация территориальных органов государственной статистики Российской Федерации | 2 |
5. | Методология региональной статистики | 2 |
6. | Основные классификации и группировки в региональной статистике | 2 |
7. | Система показателей региональной статистики | 2 |
8. | Прикладные методы региональной статистики | 2 |
9. | Метод парных сравнений территориальных индикаторов | 4 |
10. | Территориальные индексы | 2 |
11. | Метод анализа структурных различий региональной экономики | 4 |
12. | Многомерный статистический анализ территориальной дифференциации | 2 |
13. | Непараметрические методы снижения размерности региональной статистической информации (рейтинги) | 4 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Теоретические основы курса «Региональная статистика»
Подраздел 1.1. Регионы как объект статистического изучения.
Основные характеристики региона как объекта статистического изучения. Типы регионов. Процесс регионализации. Основные группы индикаторов, характеризующие регионы.
Подраздел 1.2. Предмет, задачи и научная специфика курса «Региональная статистика»
Региональная статистика как отрасль информационного обеспечения органов власти и управления. Сущность региональной статистики, задачи ее функционирования, история развития.
Тема 2. Организация территориальных органов государственной статистики Российской Федерации
Организационно-правовая основа структуры территориальных органов государственной статистики (ТОГС). Архитектура системы региональной статистической информации. Источники формирования информационной системы региона.
Взаимодействие статистических органов с органами власти и управления региона. Региональный заказ и механизм его формирования.
Тема 3. Методология региональной статистики
Подраздел 3.1. Основные классификации и группировки в региональной статистике
Основные понятия, используемые в единой системе классификаций. Краткое описание общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, применяемых в системе региональной статистики. Различие метода группировок и метода классификаций. Основные виды группировок, применяемых в региональной статистике.
Подраздел 3.2. Система показателей региональной статистики
Понятие системы показателей в региональной статистике. Задачи и цели построения системы показателей. Виды систем показателей, применяемых региональной статистике, и их взаимосвязь. Основные требования, предъявляемые к построению системы показателей.
Подраздел 3.3. Прикладные методы региональной статистики
Метод парных сравнений территориальных индикаторов. Территориальные индексы. Метод анализа структурных различий региональной экономики. Многомерный статистический анализ территориальной дифференциации. Непараметрические методы снижения размерности региональной статистической информации (рейтинги).
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература.
а) основная литература:
1. Региональная статистика: Учебник (под редакцией Рябцева В.М., Чудилина Г.И.). – М., 2001. – 380с.
2. Определение региональной системы статистических показателей (под редакцией Пашинцевой Н.И., Завариной Е.С.). – М., 2001. – 326с.
б) дополнительная литература:
1. Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
2. Закон Нижегородской области от 11 июля 1997г. №82-3 «О муниципальной статистике»
3. Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 19 марта 1998г. №403-Р «О создании интегрированного информационного ресурса Нижегородской области»
4. Распоряжение Губернатора нижегородской области от 13 марта 2000г. №359-Р «О едином информационном обеспечении органов власти и управления нижегородской области».
5. Арженовский И.В. Введение в экономику региона. Часть1. Теоретические основы экономики региона. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1999г. – 53с.
6. Арженовский И.В. Введение в экономику региона. Часть 2. Региональный экономический анализ и оценка уровня социально-экономического развития региона. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1999г. – 53с.
7. Арженовский И.В. Введение в экономику региона. Часть 3. Региональное развитие и региональная политика. – Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1999г. – 53с.
8. Арсеева Т.В. Экономическая оценка и регулирование уровня жизни населения в регионе: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. – Нижний Новгород, 2004. – 163с.
7. Вопросы для контроля
1.Отличие региональной статистики от статистики в ее общем понимании.
2.Направления развития организационной структуры региональной статистики
3.Цель, задачи и функции региональной статистики
4.Особенности формирования системы региональной статистической информации в Нижегородской области
5.Методологические подходы к формированию системы показателей региональной статистики
6.Анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития регионов РФ с помощью методов региональной статистики (расчет относительных величин сравнения, территориальных индексов, коэффициентов различия структур)
7.Определение корреляцинно-регрессионной зависимости факторов территориальной дифференциации
8.Построение рейтингов регионов РФ по основным социально-экономическим показателям.
Зачтено | Присутствие на лекционных занятиях, участие в аудиторном обсуждении актуальных проблем регионального социально-экономического развития, демонстрирование навыков анализа экономического состояния регионов методами региональной статистики и возможности их применения в практике написания дипломных проектов. |
Незачтено | Систематические пропуски занятий, слабое ориентирование в методах региональной статистики и в системе информационно-статистических источников об экономике регионов. |
4. Социальная защита региона (доцент Аридова Л.В.)
1. Область применения
Студент может применить свои знания по данному спецкурсу при написании дипломной работы, а также при дальнейшей работе в социологических структурах региона.
2. Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания данного спецкурса «Социальная защита населения» является овладение знанием социальных процессов и услуг в хозяйстве нашей страны, а также результат деятельности этих социальных процессов, происходящих в различных отраслях экономики.
Изучение курса имеет практическое значение, обусловленное тем, что руководство и управление национальной экономикой требует знания всех социально-экономических процессов, протекающих в народном хозяйстве.
В программе курса изложены вопросы построения общих и специальных статистических показателей, характеризующих экономику социальных услуг на разных уровнях. В программе курса уделяется внимание вопросам исследования и анализа деятельности социальных услуг на уровнях предприятия, региона или страны с помощью различных статистических методов.
Конечной целью изучения данного спецкурса является подготовка специалиста, овладевшего знанием всех социальных процессов, происходящих на разных уровнях управления, который знает все показатели, характеризующие социальные процессы в национальной экономике страны.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения студенты должны:
Знать основные направления реформирования социальной защиты населения в стране, регионе. Структуру системы социальной защиты населения, источники ее формирования, проблемы, стоящие перед этой системой, социальную политику государства при решении этих проблем.
Уметь ориентироваться в решении социальных вопросов, применять свои знания в любых социально-экономических ситуациях, Уметь решать задачи в этой области.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | 68 |
Аудиторные занятия | 34 |
Лекции | 32 |
Самостоятельная работа (работа с учебной и научной литературой) | 34 |
Другие виды самостоятельной работы (выполнение экономических расчетов) | 2 |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зачет |
5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№п/п | Раздел дисциплины | Лекции |
1. | Определение социальных услуг населению, их классификация. | 6 |
2. | Социальное обеспечение, его виды, — как одна из форм социальных услуг населению. | 6 |
3. | Общие и специальные показатели социальных услуг населению. | 6 |
4. | Изучение конъюнктуры социальных услуг населению: тенденции, закономерности, динамика структуры. | 8 |
5. | Социальная и социально-экономическая эффективность услуг населению: определение социального эффекта и факторов, влияющих на соц. эффект и соц. эффективность социальных услуг населению. Основные статистические показатели. | 6 |
5.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Содержание и особенности системы социальной защиты в рыночной экономике.
Субъекты социальной защиты в рыночной экономике. Структура системы социальной защиты населения. Направления развития системы социальной защиты и задачи социальной политики государства. Проблемы реализации социальной защиты населения и их преодоления. Создание многоуровневой системы защиты населения. Основные источники финансирования системы социальной защиты: бюджетные и внебюджетные. Изучение деятельности внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда обязательного социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования. Основные направления реформы системы социальной защиты населения, основная модель совершенствования системы социальной защиты населения.
Тема 2. Социальное обеспечение, его виды, — как одна из форм социальных услуг населению
Дифференциация доходов населения и социального обеспечения, как один из видов социальных услуг населению. Виды социального обеспечения населения — социальные услуги населению. Виды социальных трансфертов: фонд страны и его назначение. Другие фонды соц. обеспечения населения. Территориальный и другие аспекты создания фондов социального обеспечения населения и направление их деятельности. Социальные нормативы жизни населения и их выполнение.
Тема 3. Общие и специальные показатели социальных услуг населению.
Специфические статистические показатели отдельных видов социальных услуг населению. Статистические показатели здравоохранения и медицинских услуг населению. Классификация медицинских услуг и других социальных услуг населению. Изучение потребительского спроса на отдельные социальные услуги населению. Эластичность спроса.
Тема 4. Изучение конъюнктуры социальных услуг населению: тенденции, закономерности, динамика структуры.
Характеристика динамики и выявление закономерностей социальных услуг с помощью построения рядов динамики, их выравнивание различными способами (скользящей средней, сезонной волны и др.) Изучение динамики социальных услуг индексным методом. Изучение структуры социальных услуг.
Тема 5. Социальная и социально-экономическая эффективность услуг населению: определение социального эффекта и факторов, влияющих на соц. эффект и соц. эффективность социальных услуг населению. Основные статистические показатели.
Проблемы определения социальной эффективности отдельных видов социальных услуг. Задачи определения социально-экономической эффективности. Статистические показатели определения эффекта социальной эффективности и социально-экономической эффективности отдельных видов социальных услуг населению.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература.
а) основная литература:
1.Бондина Н.В. «Страхование» Москва, изд-во ПРИОР, 2000 г.
2.Вавилов А.И. и др. «Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса». Вопросы экономики, №2, 1999 г.
3.Елисеева И.И. «Социальная статистика»
б) дополнительная литература:
2.Климаева Е.В. «Социальная защита населения – основа соблюдения национальных интересов, материалы международной практической конференции» ОРЕЛ ГТУ, 2004г.
3.Климаева Е.В. «Направления и проблемы развития социальной защиты населения в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции», ОРЕЛ ГТУ, 2004г.
4.Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Москва, 2001 г.
5.Положение о пенсионном фонде РФ. Утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1.
7.Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М. Госкомстат России. 1990-2005
8.Гурьев В.И., Зайцев А.Г. О статистическом измерении уровня и динамики цен на товары народного потребления и тарифов на услуги. Вестник статистики, 1989 г., №10.
9.Иванова М.В., Октябрьский П.Я., Третьяков С.Л. Международная статистика: учебное пособие. СПб Изд-во СпбГУ,1993.
10. Как получить льготную пенсию. Н. Новгород, 2001 г.
11. Как получить максимальную пенсию. Н. Новгород, 2001 г.
13. Роик В. Построение новой пенсионной системы — задача национального масштаба. Журнал «Человек и труд». 1998, № 4.
14. Скамай А.Г. Страхование. Москва ИНФРО, 2001 г.
15. Стоимость жизни и ее измерение. Под ред. Рутчайзера В.М. и Шпилько С.П. М. Финансы и статистика. 1991.
16. Уровень жизни населения России: статистический сборник. М. Госкомстат России. 1996г.
7. Вопросы для контроля
1.Что такое социальная защита населения, ее цель, задачи.
2.Основные направления социальной защиты населения и социальной политики государства.
3.Характеристика структуры социальной защиты населений.
4.Виды услуг населению и их классификация.
5.Что такое пенсионная реформа, ее назначение.
6.Финансирование пенсионной системы, показатели.
7.Структура системы пенсионного обеспечения населения.
8.Пенсионные фонды, их назначение и виды.
9.Проблемы пенсионного обеспечения и возможности их решения.
10. Основные категории и понятия в законе о пенсиях.
11. Понятие пенсионного страхования и его назначение, основные категории.
12. Способы исчисления пенсии.
13. Виды медицинского страхования, их назначение, основные категории.
14. Оценка результатов реализации социальной защиты населения (показатели уровня и качества жизни).
15. Социально-экономическая эффективность, ее виды и способы расчета.
Зачтено | Студент ориентируется в теории данной системы, умеет применить свои знания в любой социально-экономической ситуации. |
Незачтено | Студент не знает теоретических аспектов системы, не может ориентироваться при решении социальных вопросов и проблем. |
5. Региональная инновационная политика (доцент Куфтырев И.Г.)
1. Область применения
Данная дисциплина относится к специальным дисциплинам, преподается в девятом семестре. Учебная программа рассчитана на подготовку студентов дневной формы обучения Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Учебный курс охватывает основной круг вопросов, связанных с инновационной деятельностью предприятий в современных условиях с учетом аспектов региональной политики управления и регулирования инновационных процессов. Изложен теоретико-методологический базис инновационной деятельности; сформулированы сущность, цель и функции инновационного менеджмента и региональной инновационной политики, рассмотрены прикладные аспекты реализации инновационных проектов с учетом региональной составляющей.
2. Цель и задачи дисциплины
Предмет изучения дисциплины — комплекс вопросов, связанных с осуществлением эффективной инновационной деятельности предприятий в условиях региональной интеграции, с обеспечением высоких темпов их развития и повышением конкурентоспособности в условиях рыночной экономики, а также с выбором эффективных направлений и форм разработки целенаправленных программ инвестирования в инновационные проекты. В ходе изучения курса студенты должны научиться творчески применять знания, полученные в ходе освоения основ данной дисциплины, проводить подбор необходимого инструментария и научиться применять его в процессе осуществления инновационной деятельности.
Целью изучения дисциплины является рассмотрение системы современных подходов государственной политики к разработке, планированию и управлению инновационной деятельностью на уровне региона.
К основным задачам дисциплины относятся:
освоение студентами сущности, закономерностей и основных принципов теории инноваций в рамках современной рыночной экономики;
изучение современных методов финансового анализа и оценки инновационной деятельности на микроуровне уровне и в региональном масштабе;
изучение основных направлений государственной политики сфере инвестирования в высокорисковые инвестиционные проекты.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Приступая к данному курсу, студенты должны знать основы теории инноваций, микро-, макроэкономики и региональной экономики, принципов государственного регулирования национальной экономики, а также региональных отраслевых рынков.
По окончании изучения курса студенты должны достичь адекватного уровня компетентности по следующим вопросам:
знание концептуальных основ, сущности, объективных закономерностей и прогрессивных принципов функционирования инновационных систем;
знание основных аналитических методов разработки инновационной стратегии развития предприятий;
оценка возможностей, рисков и ограничений реализации региональной инновационной стратегии и оперативного управления ее реализацией;
выработка организаторских навыков и способностей по организации и осуществлению деятельности, связанной с разработкой и реализацией инновационных проектов, осуществляемых как руководством предприятий и организаций, таи и органами государственного управления.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | 68 |
Аудиторные занятия | 34 |
Лекции | 32 |
Самостоятельная работа (работа с учебной и научной литературой) | 34 |
Другие виды самостоятельной работы (выполнение экономических расчетов) | 2 |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зачет |
Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
5.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Сущность инновационной деятельности на региональном уровне.
1.1.Место и роль инноваций и инновационного процесса в развитии системы регионального экономического хозяйства.
1.2.Региональная инновационная система как основной объект экономической инновационной политики.
1.3.Признаки инновации и качественные критерии инновационного развития региона: взаимосвязь микроэкономического и мезоэкономического подходов.
1.4.Эволюция моделей инновационного процесса: региональный аспект.
Тема 2. Качественные характеристики и критерии инновационного характера региональной экономики.
2.1.Система функциональных взаимосвязей между элементами региональной инновационной системы.
2.2. Инвестиционный потенциал и инновационная готовность региона: критерии и методика оценки.
2.3. Роль государственной политики в развитии региональной инновационной системы: анализ региональной нормативно-правовой базы.
Тема 3. Характеристика инновационного развития на региональном уровне в разрезе важнейших концептуальных и методологических подходов.
3.1. Теория инновационных волн и длинных волн конъюнктуры.
3.2. Теория конвергенции («погони за лидером»).
3.3. Эволюционная теория экономического роста.
Тема 4. Кластерная теория экономического роста и ее роль в концепции региональных инновационных систем.
4.1. Обзор основных положений кластерной теории М. Портера: общие определения и понятия.
4.2. Кластеры и конкурентоспособность государств.
4.3. Проблемы кластерного управления и государственной промышленной политики.
4.4. Анализ концепции развития территориально-промышленных кластеров в России.
5.1. Типы ОЭЗ и цели их создания на территории России
5.2. Мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ.
Тема 6. Методы финансирования региональной инновационной деятельности.
6.1. Основные институциональные субъекты инвестирования в инновационные проекты.
6.2.Финансирование высокорисковых инвестиций. Российские особенности регионального венчурного бизнеса.
6.3.Оценка региональной составляющей эффективности инновационных проектов (бюджетная, социальная эффективность).
Тема 7. Основные направления государственной инновационной политики в регионе.
7.2. Создание региональной инфраструктуры инновационной деятельности.
7.3. Интеграция региональной инновационной системы в мировой рынок высоких технологий.
Тема 8. Роль корпоративных инновационных стратегий в развитии региона.
8.1. Анализ основных направлений корпоративных стратегий в рамках кластерного подхода на региональном уровне: прикладной аспект.
8.2. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере региона.
8.3. Основные направления государственной поддержки развития региональных технопарков высоких технологий.
6. Учебно – методическое обеспечение дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература.
3.Гохберг Л., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. – 2002. – №2. – С. 50-59.
5.Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры (инновации и предпринимательство). М., 1992.
7.Дынкин А. Новый этап НТР: Экономическое содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве. – М.: Наука, 1991.
8.Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. – 2001. №7. – С.59-70.
9.Ковалев Г. Инновационный коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2000.
10. Кокурин Д. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001.
11. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2000.
12. Россия – 2015: оптимистический сценарий / Под. ред. Л. Абалкина. – М.: ММВБ, 1999.
14. Internet – ресурсы: www.government.nnov.ru, www.iet.ru, www.rbc.ru, www.c-news.ru, www.innov.ru
17. Воронцовский А. Инвестиции и финансирование: методы оценки и обоснования. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 1993.
19. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред. В. Кушлина, Н. Волгина. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000.
23. Дегтяренко В. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М.: Экспертное бюро. – 1997. – 144 стр.
30. Ковалев В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2003.
32. Логинов В. Условия инновационного развития экономики // Экономист. – 2001. №3. – С. 21-27.
48. Berthier J.-P., Heckel T. La diffusion des nouvelles technologies de l’information et de la communication dans l’économie. – Paris : INSEE, 2000-2001.
49. Boyer R., Didier M. Relancer une dynamique de la croissance durable par l’innovation : Rapport pour le Conseil d’analyse économique. – Paris : La Documentation Française, 1998.
52. Drucker P. Post-Capitalist Society. – Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993.
1.Признаки инновации и качественные критерии инновационного развития региона: микроэкономический и макроэкономический подходы.
2.Региональная инновационная система как основной объект экономической инновационной политики.
3.Эволюция моделей инновационного процесса: линейные и нелинейные модели.
4.Система функциональных взаимосвязей между элементами региональной инновационной системы (принципиальная схема).
5.Теория инновационных волн и длинных волн конъюнктуры в описании инновационных процессов.
6.Кластерная теория М. Портера: общие определения и понятия.
7.Кластеры как фактор повышения конкурентоспособности государств.
8.Проблемы кластерного управления и государственной промышленной политики в России.
9.Типы особых экономических зон (ОЭЗ) и цели их создания на территории России.
10. Мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ.
11. Административно- экономический режим и особенности управления ОЭЗ.
12. Технопарки как фактор развития региональной инфраструктуры инновационной деятельности.
13. Основные институциональные субъекты инвестирования в инновационные проекты.
14. Принципы и субъекты финансирования высокорисковых (венчурных) инвестиций.
15. Российские особенности регионального венчурного бизнеса (на основе анализа результатов ярмарок инноваторов и бизнес-ангелов «Российским инновациям – российский капитал»).
16. Анализ основных возможностей и необходимости активизации инновационной деятельности на территории Нижегородской области.
18. Основные направлений корпоративных стратегий в рамках кластерного подхода на региональном уровне.
19. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере региона.
20. Основные направления государственной поддержки развития региональных технопарков высоких технологий.