Река забвения как называется
Река забвения как называется
По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Представление об этом возникло уже после Гомера и перешло в народную веру. Река Лета протекает также в стране Ена, который считается братом Леты и Таната (Забвения и Смерти). В подземном царстве был её трон, на котором, между прочим, сидели Тезей и Пирифой, посетившие Аид.
Река Лета, «забвение» является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины.
Существовала также наяда Лета.
Упоминания в античной культуре
Некоторые поздние учения упоминают существование другой реки, Мнемозины. Те, кто пили из Мнемозины должны были вспомнить всё и обрести всезнание. Последователи этих учений верили, что после смерти им будет предоставлен выбор, из какой из рек пить, и они смогут выбрать Мнемозину вместо Леты. Сохранились надписи на многочисленных золотых табличках, датирующихся IV веком до н. э. и более поздних, найденных при раскопках Туриума в Великой Греции (Южная Италия) и других городов.
В конце диалога Платона «Государство», приводится миф об Эре — убитом в битве древнегреческом солдате, совершившем путешествие в царство мёртвых. Упоминается, что мёртвые прибывают в «долину Леты», по которой течет река Амелес («безрассудный»).
По местным поверьям, небольшая река Лимия в провинции Оренсе в Галисии обладала теми же свойствами, связанными с потерей памяти, что и легендарная река Лета. В 138 до н. э. римский генерал Децим Юний Брут решил развеять этот миф, так как планировал развернуть военную кампанию в этом регионе. Легенда гласит, что генерал пересек Лимию сам и затем начал вызывать солдат на другой стороне по одному, называя каждого по имени. Солдаты, обрадованные тем, что генерал помнит их имена, бесстрашно пересекали реку. Это действие развеяло местные мифы об опасности Лимии.
Согласно Данте, поток, текущий в Земном Раю, разделяется на два. Влево струится Лета, истребляющая память о совершенных грехах; вправо — Эвноя («добрая память»), воскрешающая в человеке воспоминание о всех его добрых делах.
Употребление в русском языке
В русском языке широко известно выражение «кануть в Лету», означающее исчезновение навсегда, предание забвению. Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже, в переносном смысле — в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.
Одна из рек на Аляске носит название «Лета» в честь мифической реки. Расположена в 18 км на запад от вулкана Катмай. Открыта и названа в 1917 так Робертом Ф. Григгсом (Robert F. Griggs), в одной из экспедиций Национального географического общества США.
Пять рек подземного мира Греции
Содержание:
Стикс (Ненависть)
В воды Стикса погрузила Ахилла его мать Фетида, пытаясь сделать его бессмертным; она, как известно, забыла одну из его каблуков. Церебер, чудовищный пес с несколькими головами и змеиным хвостом, ждет на дальней стороне Стикса, где приземляется Харон с тенями ушедших.
Гомер называл Стикс «страшной рекой клятвы». Зевс использовал золотой кувшин с водой из Стикса для разрешения споров между богами. Если бог ложно поклялся водой, он был лишен нектара и амброзии на год и изгнан из общества других богов на девять лет.
Лета (Забвение или Забвение)
Лета впервые упоминается как река подземного мира у Платона. Республика; слово Lethe используется в греческом языке, когда забвение былой доброты приводит к ссоре. Некоторые надписи на гробницах, датируемые 400 годом до нашей эры, говорят, что мертвые могли сохранить свои воспоминания, избегая пить из Леты и вместо этого пить из ручья, вытекающего из озера Мнемозина (богиня памяти).
Ахерон (горе или несчастье)
В верхнем мире есть несколько рек под названием Ахерон: самая известная из них была в Теспротии, которая текла по глубоким ущельям в диком ландшафте, иногда уходя под землю и проходя через болотистое озеро, прежде чем впасть в Ионическое море. Говорят, что рядом с ним был оракул мертвых.
В его Лягушки, у комического драматурга Аристофана есть персонаж, который проклинает злодея, говоря: «И скала Ахерона, истекающая кровью, может удержать тебя». Платон (в Федон) описал Ахерон ветрено как «озеро, к берегам которого отправляются души многих, когда они мертвы, и после ожидания назначенного времени, которое для некоторых более длительное, а для некоторых более короткое, их снова отправляют обратно в родиться животными ».
Флегетон (Огонь)
Река Флегетон (или река Пирифлегетон или Флегиан) называется Рекой Огня, потому что, как говорят, она течет в глубины Подземного мира, где земля наполнена огнем, а именно пламенем погребальных костров.
Река Флегетон ведет в Тартар, где судят мертвых и где находится тюрьма титанов. По одной из версий истории о Персефоне, о том, что она съела гранат, Аида сообщил Аскалафос, сын Ахерона, от нимфы из подземного мира. В отместку она окропила его водой из Флегтона, чтобы он превратился в визжащую сову.
Когда Эней отправляется в Подземный мир в «Энеиде», Вергилий описывает свое огненное окружение: «С тройными стенами, которые окружает Флегетон / Чьи огненные потоки наводняют границы горящей империи». Платон также упоминает его как источник извержения вулканов: «потоки лавы, извергающиеся в различных местах на земле, являются ответвлениями от него».
Коцит (плач)
Река Коцит (или Кокитос) также называется Рекой Плача, рекой криков и стенаний. Для душ, которые Харон отказался переправить, потому что они не получили должного погребения, берег реки Коцит стал их местом скитаний.
Сколько рек в царстве мёртвых?
Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и погружаются в океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!
Дорогой читатель, вероятно, ты слышал о реке Стикс, по которой Харон перевозит мёртвые души. Наверняка знаешь о реке Лета, в которую может кануть что угодно. Однако эти реки далеко не единственные в царстве Аида.
Харон перевозит души через реку Стикс — Александр Дмитриевич Литовченко,1861 // Русский музей, Санкт-Петербург
Об этом мы и хотим сегодня поведать. Как всегда в краткой и доступной форме, начиненной красивыми иллюстрациями. Возлагаем надежды, что получится интересно и познавательно.
Навигация в царстве мёртвых
Позволь сразу ответить на главный вопрос. Сколько же всего рек в царстве Аида? Если не учитывать мировую реку Океан, которая окружает мир и граничит с царством мёртвых, в подземном мире Древней Греции протекает пять рек: Стикс, Флегетон, Лета, Ахерон и Коцит.
Мифы и легенды постоянно претерпевает изменения. От одного полиса к другому, от одного мифографа к другому, от столетия к столетию, различные нюансы в историях меняются. Например, по одним источникам Харон перевозит души через реку Стикс, а по другим — его маршрут проходит по водам Ахерона.
Поэтому составить единую карту подземного мира и однозначно изучить его географию довольно проблематично. Но ряд фактов о реках подземного мира должен знать каждый любопытствующий человек.
Стикс
Стикс — самая знаменитая и самая большая река, множество раз огибающая просторы царства Аида. Олицетворяет страх и мрак, а также известна как река ненависти. Её водами боги закрепляли клятвы, а Ахилл, будучи в детстве погруженным в Стикс, получил неуязвимость.
Лета — река забвения. Именно благодаря ей существует широко известное выражение «кануть в Лету». Попавшие на тот свет выпивали водицы из этой реки и забывали о своей земной жизни. А по некоторым преданиям существовала и река памяти — Мнемозина, вода из которой даровала мудрость и всезнание.
Флегетон
Флегетон — огненная река, русло которой ведёт прямиком к Тартару — глубокой бездне, в которую ссылались враги Зевса, такие как Кронос, титаны, циклопы. А на страже Тартара находятся сторукие пятидесятиголовые великаны Гекатонхейры.
Ахерон
Ахерон — река боли и скорби. По ряду версий именно по ней лодочник Харон перевозил души умерших, а река Стикс вытекала из неё. Перевозил, кстати, не за просто так. Обол Харона — монета, которую клали в рот умершего при погребении. Она и служила платой за проезд в царство мёртвых.
Кокитос
Кокитос или Коцит — река плача. По её берегам бродили души умерших, которые не смогли оплатить свой проезд Харону. То есть те, кто не получил надлежащего захоронения.
Дорогой читатель, если информация показалась интересной, то стоит отметь эту публикацию лайком и подписаться на нас. Благодарим за внимание!
Aqua Vita, река Забвения. Историко-мифологический очерк
Aqua Vita, река Забвения
Начиная с XV века, то есть со времени изобретения русской хлебной водки, вокруг нее не утихали и не утихают споры. Чего она всё же несет людям больше: добра или лиха? Вопрос не так прост, как может показаться.
Первый и самый очевидный аспект проблемы в том, что употребление алкоголя доставляет людям радость. И потому любые попытки лишить их тех радостей всегда будут вызывать неприятие со стороны отлучаемых от чарки вина.
Однако есть еще один, весьма любопытный и, видимо, наименее изученный аспект русских питейных традиций. Но чтобы его было легче понять, следует обратиться… к греческой мифологии.
Увы и ах, но греческие мифы не отличаются однозначностью, нередко из глубины веков дошло несколько версий, отличных друг от друга. Например, в одних мифах говорится, что богиня Стикс была дочерью бога Океана (один из богов-титанов, не путать с Нептуном) и Тефиды (богиня, дающая жизнь всему сущему, сестра и супруга Океана, мать морских и речных нимф). В других же мифах говорится о том, что богиня Стикс была дочерью Никты (богиня ночи) и Эреба (олицетворение первозданного мрака). Еще более запутано собственное «семейное положение» богини Стикс…
При чём тут река Лета, река Стикс и перевозчик Харон? В общем-то, не при чём, если не считать того, что русские изобрели свой собственный способ путешествий в совершенно иной мир, который разительно отличается от реальности. Судите сами: после пары стаканчиков вина все жизненные невзгоды отступают на второй план, а после первой бутылки вообще теряются в самых отдалённых закоулках нашего сознания.
Правда, в отличие от древних греков, наши вояжи в тот мир не являются невозвратными и не является трагическими. Вовсе нет. Большинству наших пьющих сограждан те долгие или недолгие путешествия по реке Аква Вита (лат. «вода жизни», то же, что и алкоголь), представляются не только приятными, но и доставляющие несомненное удовольствие.
Обратите внимание на один сугубо национальный момент: не смотря на всю потенциальную опасность таких путешествий, миллионы россиян с превеликим удовольствием совершают их в течение многих лет, десятилетий и даже всей жизни. Почему? Да хотя бы потому, что аква вита не только веселит душу, но и притупляет боль от случившихся в жизни потерях и неудачах. Помогает вино избавиться и от стрессов…
Непостижимо для человеческого разумения и еще одно поразительное сходство Аква Виты с мифической Летой. А именно: несколько глотков алкоголя способны привести перепившего человека в чувство и вернуть его едва не с того света. Но это, конечно, только в том случае, если в критическую минуту под рукой окажется стакан «живой воды», которую с таким же успехом можно считать и «мертвой». Снова парадокс: как и в случае с сильнодействующими лекарствами, всё зависит от дозировки и своевременности употребления оных.
Всё это, конечно, сверхъестественно и непостижимо, однако похоже на правду. Бог ведает почему, но часть семейства Стикс, видимо, и в самом деле переселилась на берега русской Аква Виты. И уж совершенно непостижимо то, что с момента изобретения русской хлебной водки, России стали сопутствовать доселе невиданные военные победы и триумфы. Именно с тех пор Великое Московское княжество начинает столь стремительно расширяться и подчинять своей власти огромные территории, что век спустя территория России превзойдет (!) площадь Европы.
Любопытно и то, что Химера, которая к военным победам отношения не имеет, в России чувствует себя вполне комфортно: чего-чего, а всевозможных несбыточных идей и мечтаний у нас с избытком.
Впрочем, русских людей это не страшит. Забвение, пусть и временное, не есть решение жизненных проблем. Это верно. Однако верно и другое: со времен Ивана Грозного наш народ топил и топит в вине все свои горести и печали, и именно в реке Забвения ищет отдохновения для своей измученной души. Почему? Ответ очевиден: чтобы хоть на время забыться от невыносимой сущности реального мира, мира алчного, злобного, продажного, жестокого, подлого…
Река Ахерон из царства Аида существует в реальности
Экскурсия «Ахерон — река скорби». Это мистическое путешествие к границе мира мёртвых. Окунувшись в холодные воды реки Ахерон, и пройдя вдоль узкого ущелья, вы приблизитесь к вратам царства теней, куда согласно мифологии, спускаются безвозвратно души умерших. Омывшись водой из притока Стикс, вы станете неуязвимыми, как Ахиллес.
Какие реки находятся в царстве Аида
Река Стикс
Река Стикс — самая известная из всех рек, впадающих в Подземный мир. Она описана как самая зловещая из всех рек, и часто упоминается как Река Ненависти. Сама река возглавляется Стикс, богиней, которая носит то же имя, что и река. Было также описано, что река Стикс портекает через весь мир семь раз.
Река Ахерон
Что интересно в реке Ахерон, так это то, что она не только является частью мифологии подземного мира, но и является настоящей рекой в Греции. Ее называют рекой боли или рекой горя, и она представляла обе эти эмоции. Это также главная река, по которой Паромщик из Подземного Мира перевозил души в загробный мир. Тем не менее, некоторые источники описывают реку Стикс как место, где Харон приводил свою лодку в загробный мир.
Река Лета
Река Лета также является одной из главных рек подземного мира, и в этом случае сама река представляет собой забвение. Богиня Лета, богиня забвения, руководит этой рекой. В древнегреческом языке слово «Лета» означало забвение. Считалось, что эта область Подземного мира — место, куда добродетельные души попадают, чтобы провести вечность.
Кокитос
В греческой мифологии упоминается как река плача, которая впадает в стикс. В «Божественной комедии» Данте она, кстати тоже упоминается. Только там она предстает нам в образе озера на девятом кругу ада. Кокитос так же имеет реальный прототип. Эта река берет свое начало в горах рядом с городом Парамитья в области Эпир.
Река Флегетон
Эта река одна из самых бурных. Говорят, что Река Огня, Флегетон, единственная река, которая течет глубоко в Подземном мире, даже глубже, чем другие четыре реки. Область, к которой ведет эта река, наполнена огнем, и некоторые источники называют ее местом, где отдыхают самые злые души.
Река Ахерон
Истоки Ахерона. Декабрь 2005
Ахеро́н (др.-греч. Ἀχέρων — «река скорби») — древнее название реки в эпирской области Феспротии, пробегающей в своём верхнем течении суровую, дикую и гористую местность (ныне Какозули), затем проходящей через узкое и мрачное ущелье, длиной 5 км, в равнину Эпира, или Кихира, но вскоре исчезающей в озере-болоте (Acherusia palus), воды которого стекают в Элейскую гавань.
Мифология
Согласно одному мифу, Ахерон — терпящий наказание титан; согласно другому, более раннему, он обитает у Южного полюса.
Пустынный и ужасный вид потока, протекающего между отвесными как стены скалами и часто теряющегося в тёмных безднах, в связи со страшной глубиной и вредными испарениями Ахерузийского озера был причиной как народного верования греков, что здесь находится вход в преисподнюю, так и того, что вблизи озера с древних времён находился оракул. Также и в некоторых других странах этим именем назывались озёра, вид которых порождал подобные представления, а именно в Аркадии и Кампании.
У греков и римлян слова «Ахерон» и «ахерузийский» употреблялись вообще для обозначения глубины и ужасов преисподней.
«Божественная комедия»
Ахерон – река скорби
Индивидуальная экскурсия в Греции к реке Ахерон из Салоники займёт два дня с одной ночёвкой. Во время экскурсии у вас на выбор будет возможность посетить удивительные места вдоль всего маршрута. Край довольно интересный и иногда мистический. Чтобы полностью насладиться этой экскурсией на Ахерон, предлагаем путешествие минимум на два дня или же на три дня, которое будет включать в себя посещение Янины, оракула Додони, святилище Некромантио, и собственно, реку Ахерон, Загорохория и город Парга.
Недалеко от врат в подземный мир раскинулись маковые поля. Это угодья бога Гипноса. С помощью макового сока погружает он богов и людей в сон. От него зависит какими будут сновидения добрыми, или же ужасным кошмаром. У самой границы царства мёртвых, истекают воды Ахерона, в живительной прохладе цветут маки. Цвет маков необычен. Чем ближе к вратам, тем более бесцветными и прозрачными предстают взору цветы.
От бледно-холодных цветков у самого входа в царство умерших, откуда бьют ключи Ахерона, расходились цветовые волны, чередуясь в белые, бледно-жёлтые и жёлтые маки. И лишь у самого края, где едва виднеется вход, цветы приобретают такой знакомый нам кроваво-красный оттенок. Со стороны кажется, будто радуга застыла на маковом поле Из пещеры, ведущей в царство теней, несёт свои студёные воды Ахерон — река скорби, огибающая подземный мир.
маршрут вдоль реки
прогулки вдоль ущелья
Реки подземного царства в древней Греции именовали по-разному – Ахерон, Стикс, Лета и др., но суть была одна – воды реки служили границей двух миров – пока ещё живых и … усопших. Священной и нерушимой считалась клятва водами Стикса, даже среди богов. Никто и никогда не смел её нарушить, чего бы это ни стоило.
Загробное царство глазами древних эллинов
В представлении античных греков загробный мир ассоциировался с царством холода и мифическая река Ахерон разделяла землю живых и почивших. Переправившись на другой берег, душе не было дороги обратно. Воды реки, бьющей из-под земли были и есть настолько холодны, что судорога хватает в считанные секунды, даже в знойный августовский день, хотя и глубина у источника Ахерона не более чем по колено.
у входа в царство Аида
Мать Ахиллеса – морская богиня Фетида, окунув новорождённого в священную реку Стикс, намеревалась одарить сына бессмертием. Но пята, за которую держала сына, оказалась несмоченной, отсюда и пошло выражение «Ахиллесова пята».
Перевозчик Харон
У берега в утлом челне с веслом стоит дряхлый старик в лохмотьях. Голова его покрыта массивным капюшоном. Скупой и сварливый старикашка за переправу берёт плату — монета с каждого, кого переправляет на тот берег.
Отсюда берёт начало обычай класть покойнику либо под язык, либо в руку монетку. Явившись к Харону (так зовут перевозчика душ умерших) без монетки, тень умершего обречена навеки пребывать на берегу реки – томиться между миром живых и мёртвых. Единственный способ попасть живому человеку в царство теней, согласно древнегреческому эпосу, – только если предъявить Харону золотую ветвь, сорванную в роще Персефоны. Но, где находится эта роща и какой лежит до неё путь не знает никто, по крайней мере, из живых.
Дворец Аида
На другом берегу, уже в мире мёртвых, на страже стоит адский пёс Цербер, готовый расправиться с любым, будь-то человеком или бесплотной тенью, возжелавшей пересечь реку. Трёхглавое с развевающимися на головах змеями чудище со змеиным хвостом и ядовитой слюной, от которой даже камень превращается в пепел денно и нощно стоит на страже. Безрадостные блёклые цветы асфоделов заполняют поля и луга царства мрачного Аида.
Невесомые души умерших стонут и жалуются. От них исходит не речь человеческая, а звуки, больше напоминающие мышиный писк. За полями асфоделов лежит Эреб с дворцом царя Аида – бога, которому люди не строили храмов, за редким исключением. В античности не считали должным поклоняться богу подземного царства. Кровь, пролитая от жертвы перед смертью на сырую землю считалось жертвоприношением ему же. Аид (брат Зевса) правит со своей супругой –похищенной им красавицей Персефоной (дочь Деметры).
Но не всегда царица пребывает в мрачных хоромах с мужем. По велению Зевса две трети в году Персефона находится со своей матерью, на земле, а одну треть со своим мужем. Каждый год, спускаясь и поднимаясь из царства Аида, природа реагирует соответствующе – то увядая, то пробуждаясь – это мать Персефоны, Деметра радуется или печалится. Так греки объясняли смену времён года.
студёные воды реки скорби
Перед дворцом, за полями асфоделов возвышаются два ряда – белых и чёрных стройных кипарисов. Даже в сумраке подземного царства видна тень, падающая от чёрных кипарисов на реку Лета – (именуемой рекой забвения) приток Стикса. Глоток воды которой стирает все воспоминания из былой жизни. Былые горести и радости, родственники и друзья – всё кануло в лету только лишь с одним глотком реки.
Три судьи загробного царства: Эак, Минос и Радаманф
Тени умерших предпочитали пить из реки памяти, текущей в тени белых кипарисов. В зависимости от деяний земной жизни, умершего ждал суд из трёх судей – трёх братьев на перепутье опять же трёх дорог. Радаманф судил азиатов, Эак – европейцев, а Минос выступал в споре двух братьев в наиболее сложных случаях.
С вынесением приговора выбирается должная дорога: души неправедных отправлялись на поле мук или в тартар, где обречены страдать вечно, праведных – в Элизиум, некое подобие подземного рая, где правит Крон.
В спорном же случае душа отправлялась обратно на Асфоделовы луга, омываемые Ахероном. В Элисиуме нет холода, нет жары, тут вечно развлекаются играми и танцами. Если же душа захочет переродиться – то пожелает это сделать в любое время. Обязательное условие – испить воду в реке Лета. Трижды переродившиеся души праведников и трижды после суда попавшие в Элизиум, переселяются на острова блаженства, что находятся вблизи. На островах этих тени говорят стихами, вечно цветёт зелень, благоухают дивными ароматами и свежестью цветы, дикие животные послушны и кротки, а всё пребывание на них – сплошной пир, сопровождаемый музыкой и танцами.
Ахерон в мифологии
Ахерон в греческой мифологии бог одноименной реки в подземном царстве Аида. Вергилий повествует, что через Ахерон Харон перевозит души умерших. От союза Ахерона с Горгирой, нимфой Авернского озера, родился Аскалаф.
Ахерон — древнее название реки в эпирской области Феспротии, пробегающей в своем верхнем течении суровую, дикую и гористую местность, затем проходящей через узкое и мрачное ущелье, длиной более пяти километров, в равнину Эпира, или Кихира, но вскоре исчезающей в озере-болоте Ахеросиа, воды которого стекают в Элейскую гавань. Пустынный и ужасный вид потока, протекающего между отвесными как стены скалами и часто теряющегося в темных безднах, в связи со страшной глубиной и вредными испарениями Ахеросийского озера, был причиной как народного верования греков, что здесь находится вход в преисподнюю, так и того, что вблизи озера с древних времен находился оракул. Также и в некоторых других странах этим именем назывались озера, вид которых порождал подобные представления, а именно в Аркадии и Кампании. Кроме того имя Ахерона и притока его Коцита носили две реки в подземном царстве. У греков и римлян слова — Ахерон и ахеросийский употреблялись вообще для обозначения глубины и ужасов преисподней.
Аверно (буквально «бесптичье») — озеро в Италии, вблизи Куме, Путеоли и Байи, глубиной до 60 м и почти со всех сторон окруженное крутыми и лесистыми высотами. Его вредные испарения, по преданию, убивали пролетающих птиц. Здесь якобы Гомер сошел в подземный мир. Здесь была роща Гекаты и гроты знаменитой кумской Сибиллы, имя которой и до сих пор принадлежит одному гроту на южном берегу Авернского озера. Агриппа приказал в царствование Августа вырубить эти густые леса и провести туннель через Кокцей в Куме, чем было установлено сообщение с Лукриновым озером и морем, но образовавшийся вблизи вулкан Monte Nuovo почти совершенно засыпал туннель.