Реклама как общественное явление

Тема 1. Реклама как социальный феномен современного общества

1.1. Реклама в социологическом видении.

1.2. Основные проблемы и задачи рекламы.

1.3. Функции рекламы.

1.1. Реклама в социологическом видении. Реклама стала достаточно обычным явлением в современном мире. Возможно, в этом и заключается сложность в определении понятий: «реклама», «рекламирование».

Реклама (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» ст.3). Кроме определения рекламы приводимого в законе, в научной литературе и повседневной жизни часто приводятся и другие.

Реклама – разновидность массовой коммуникации, в русле, которого создаются и распространяются информационно-образные, экспрессивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к определенному выбору или поступку. Подобный подход к определению рекламы встречается у В.В. Учёновой и Н.В. Старых.

Реклама – это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию. Такое определение даёт Уильям Уэллс.

Чаще всего реклама соотносится с товарами и услугами, поэтому в определение включают такой признак, как коммерческий интерес.

Реклама – процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиаканалов или иными способами.

Реклама – коммерческое средство массовой информации, созданное для того, чтобы стимулировать сбыт продукта или услуги, или же информационное сообщение со стороны института, организации или кандидата на какой-либо политический пост.

Таким образом, сущность рекламы сводится к донесению информации от рекламодателя до целевой аудитории. Возможно, что подобный подход наиболее простой и удобный для анализа рекламы. Побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования), в результате многоплановое явление упрощается до средства, способа, технологии.

Реклама в историческом контексте: информационное сопровождение обмена.

Поэтому выгоднее рассматривать рекламу как феномен современного социу­ма, специфическую информацию, производимую определенными общественными структурами для воздействия на массовое созна­ние, анализируя и эти структуры, и массовое сознание как соци­альные подсистемы со своими потребностями, целями и мотива­ми производства-потребления рекламы, причем анализируя их с точки зрения социологии (см.: Л.Н. Федотова).

Как известно, социология дает принципиально новые знания о любом сегменте общества, поскольку рассматривает социальные явления во всем комплексе его составляющих, анализирует любой социальный факт в широком общественном контексте, во всем многообразии социальных связей – экономических, политичес­ких, моральных, религиозных и т.д. Такой подход к видению социальной действительности связан с взглядом через призму че­ловеческой деятельности, через задействованные в данном соци­альном процессе силы, когда действительность анализируется как совокупность социальных фактов. Последние устанавливаются опытным, эмпирическим путем с использованием методов, ранее присущих только естественным, точным наукам (наблюдение, эксперимент), вследствие чего социологии свойственно количест­венное представление о социальных процессах. Рассматривая любое явление, социология в итоге отвечает на вопрос, в какой мере это явление характерно для общества, имеет ли оно тенден­цию к усилению или, наоборот, к исчезновению.

Все перечисленные выше особенности социологической науки проявляются и при анализе такого социального явления, как реклама. Рассмотрим социологические условия появления рек­ламы. Реклама как массовое явление не могла возникнуть раньше, чем возникли рынок производителя товаров, рынок информаци­онных средств размещения рекламы и рынок потребителей рек­ламируемых товаров и услуг – три основных фактора появления рекламы как массового явления.

Исторически необходимость в рекламе появилась только тогда, когда материальное производство вышло за рамки нату­рального хозяйства. Разделение труда в итоге привело к появлению социальных групп, которые, производя одни продукты, стали нуждаться в других. Во­площением обмена стал рынок – реальное место в городской инфраструктуре в зоне массового скопления потребителей, где концентрировалось предложение.

При отчетливо выраженной нужде в тех или иных товарах, когда спрос приобретал осознанный характер, т.е. при практи­чески сформировавшемся решении купить товар, потребитель приходил на рынок. Тогда достаточно было силы человеческого голоса, чтобы спрос встретился с предложением, например: «Купите бубли­ки! Горячи бублики! Купите бублики!» Основные компоненты рекламного сообщения здесь налицо: 1) заявлен предмет прода­жи; 2)имеется информация о спецификации товара, причем, самое главное, о позитивной спецификации («горячие» – никог­да засохшие, вчерашние, черствые и т.д.); 3) наличествует при­зыв к действию. Тем не менее, изначально не в результате этого призыва покупатель пришел на рынок: с его стороны это была осознанная необходимость.

Реклама как общественное явление. Смотреть фото Реклама как общественное явление. Смотреть картинку Реклама как общественное явление. Картинка про Реклама как общественное явление. Фото Реклама как общественное явление

Поэтому сейчас, когда история рынка как элемента социаль­ного развития насчитывает уже тысячелетия, такая рекламная ситуация называется рекламой на месте продаж и определяется лишь как специфическая часть массовых рекламных потоков, а некоторыми исследователями выводится за скобки собственно рекламы.

Обсуждение этой проблемы встречается сейчас в виртуальной реальности. В Интернете реализуется принцип покупок через Сеть. Среди множества сайтов, представляющих достоинства тех или иных товаров, покупатель находит то, что ему нужно, заполняет бланк заказа, отсылает его и ждет, когда с его счета будет перечислена некоторая сумма и покупка придет по его адресу. Но уже разработа­на новая система покупок. Вместо сухих сайтов с текстом на экране появляется продавец-консультант, который помогает выбрать нужную вещь. Симптоматично высказывание руководителя компании «VideoGate Technologies inc.», которая вводит новую технологию: «С незапамятных времен все сделки совершались с глазу на глаз. Это нормальный ход вещей». (См.: Мунипов А. Как заработать миллиард // Известия. 1998. 23 апреля).

Развитие структур массовой рекламной коммуникации проис­ходило в четырех принципиальных направлениях: менялось место взаимоотношений спроса и предложения; возникали новые каналы коммуникации между ними; лавинообразно росло предложение; менялась структура спроса, отражая изменения характеристик носителей этого спроса.

Обсуждаемая проблема взаимоотношений между спросом и предложением имеет еще один нюанс. Когда мы имеем дело со сформировавшимся спросом, любой текст по поводу предложе­ния реализует соединение рекламной и более универсальной, ин­формационной функции. Язык как средство общения работает здесь в двух своих функциональных пластах: семантическом и прагматическом. Это особенно важно иметь в виду при противопо­ложной комбинации, когда нет сформировавшегося спроса или, что особенно важно, его принципиально быть не может.

Возникновение рекламы связано с расширением сферы влияния периодической печати, что впоследствии и привело к возникновению и распространению различных средств массовой информации. Впервые общественное внимание к прессе как социальному явлению привлечено в работах ученых и общественных деятелей XVII—XVIII вв. (Жан Поль Марат, Сен-Симон, Г.В.Ф. Гегель). Еще выходившие в 1920-е гг. номера журналов «Журналист», «Красная печать» содержали массу статистических данных о прессе, полученных в ходе эмпиричес­ких исследований. В то время Россия шла в общем фарватере развития мировой науки. Затем этот процесс был насильственно прерван, а мировая наука продолжала развиваться, была со­здана методология и методика соци­ологии средств массовой коммуникации. В последнее десятилетие XX века отечественные исследователи обратили внимание на эту, безусловно, интересную тему.

Исследования прессы как социального института совпали с об­щей идеологией изучения потребителя; при этом необходимость изучения влияния рекламы стала мощным двигателем исследований в области средств массовой коммуникации. На Западе рекламодатели финансировали множество исследований, связанных с изучением аудитории отдельных каналов, с экспериментами по изучению про­цессов воздействия информации на слушателя, читателя и зрителя.

Итак, широкое распространение рекламы в обществе связа­но с развитием средств массовой коммуникации, поскольку рек­лама реализует свои прагматические цели, функционируя в пото­ке массовой информации по ее законам: она дает информацию о внешнем мире, ретранслирует ценности, разделяемые в обществе, задает ориентиры политического действия, в формах и зна­комых образцах традиционной для данного общества культурно-знаковой парадигмы.

Появление рекламы в обществе в массовых масштабах не могло состояться ранее, чем сформировались массы, которые могут, хотят и должны купить товар. Очевидно, что когда работники стали получать жалованье, которое было хотя бы немного выше затрат на покрытие чисто физиологических потребностей, у них образовывалось некое количество лишних средств. Эти средства превращались в арену борьбы конкурирующих производителей разнообраз­ных товаров и услуг. Ясно, что массовым такое явление могло стать только в ходе технологических революций XVIII-XIX вв. Индивидуальная специализация, рост техни­ческого (технологического) мастерства, являясь одним из усло­вий прогресса, повышает уровень жизни и увеличивает общее свободное время. Именно последнее (а точнее способы его проведения) углубляет индивидуальные различия работников.

Вследствие «конвейеризации» и стандартизации труда воз­никла объективная необходимость разрядки, отдыха от труда. Более того, стандартизация на производстве потребовала разно­образия вне его, в сфере свободного времени. Реально значимое свободное время у большинства членов западного общества по­явилось лишь в конце XIX века, когда в промышленности произо­шло сокращение количества рабочих часов, что, кстати, в специ­альной литературе отмечается как основное достижение рабоче­го класса в это время. В дальнейшем время досуга в среднем стало увеличиваться больше, чем время, отводимое на гигиену, еду и сон, и те виды деятельности, которым человек посвящал досуг, привели к обра­зованию системы ценностей, которые оказывают значительное влияние на образ жизни и культуру.

С усложнением социально-полити­ческой стратификации общества, мобильность масс, экономичес­кая, политическая, религиозная и др., стали основой мобильнос­ти вкусов, потребностей, интересов, ценностей на протяжении жизни одного и того же индивида.

В этот период западная цивилизация переживала процесс ур­банизации, которая, по словам известного социолога А. Барано­ва, означает не что иное, как изменение пространственно-времен­ной структуры общества в направлении концентрации и ускоре­ния, изменение в типе культуры и социальной коммуникации. Город означал для его обитателей не просто физическую общность людей, но общность людей с разной психикой, разных психоло­гических типов, разных профессий. В городе кон­центрировались разные средства производства, разные рабочие места, разные места проживания, психологические стимуляторы деятельности, потребности, эмоциональные раздражители, име­лись возможности наблюдать различные стили жизни, что само по себе становилось активатором деятельности.

В городе человек имеет принципиальную, объективную воз­можность разнообразить свою культурную, информационную, потребительскую деятельность. Массовое общест­во выработало определенные модели потребительского поведе­ния. Понятие «иметь» рассматривается в реальной жизни, а иногда, исповедуется, как равносильное понятию «быть». Понятие «иметь» складывается в результате накопления внеш­них признаков, которые становятся частью социального положе­ния, статуса, бытия, сущности индивида.

Этим процессам отвечает следующее определение рекламы, часто встречающееся в специальной лите­ратуре. Реклама – это форма коммуникации, которая переводит качество товара или услуги на язык нужд и запросов потребителя. Отсюда стремление к разнообразию окружающих нас и потребленных нами предметов. Жерар Пети, директор компании, которая занимается изу­чением общественного мнения французов, говорит об этом как о факте, подтвержденном в ходе многолетних исследований рынка: «Мы исходим из того, что изделия морально стареют – срок жизни многих продуктов 5—10 лет и надо постоянно адаптиро­ваться к вкусам потребителя».

Опираясь на этот теоретико-методологический постулат, любая конкретная наука, имеющая дело с инди­видуальным сознанием, рассматривает это индивидуальное созна­ние как сплав различных влияний общества на индивида: семьи, школы, ближайшего окружения («первичной» группы), различ­ных социальных институтов. Реклама никогда не остается один на один с этим индивидуаль­ным сознанием. Она лишь часть этих многочисленных влияний.

Итак, анализируя основные социальные процессы, спо­собствовавшие массовому распространению рекламы в об­ществе, можно выделить три главных момента:

во-первых, возникновение массы производителей товаров и услуг, которые объективно становятся конкурентами;

во-вторых, формирование системы массовых коммуника­ций, которая жизненно зависима от рекламных поступлений как своего финансового фундамента, но при этом остается свобод­ной в этих своих действиях от государства и зависимой от сферы спроса, т.е. своих потребителей;

в-третьих, появление адресата рекламы – ежедневного по­требителя информации массовых каналов, что исторически со­впадает с включенностью его в массовое общество, специфичес­кие характеристики которого делают индивида объективно и субъективно заинтересованным в утилитарной информации, в том числе и рекламе.

Источник

Социология рекламы

Лекция 3 Реклама как социальный институт

Рекламная деятельность явление многогранное и по свое структуре и по функциям.

Реклама может быть интерпретирована и как вид социальной деятельности, и как социальный институт, и как вид коммуникации и как средство и технология управления сознанием, как искусство, как рыночная деятельность и даже как средство социализации.

Многоаспектность мира рекламы ставит перед студентом сложный массив задач, требующих отделить разные уровни места рекламы в современном обществе и их интерпретации. Реклама превратилась в институт общественной жизни в конце XIX века, когда возникли рекламные агентства, и реклама стала самостоятельным профессиональным видом деятельности.

За сто лет своего функционирования реклама выросла в индустрию с миллиардными оборотами и развитой структурой, заполнив повседневность человека разнообразными рекламными сообщениями. Каждодневная жизнь человека современного общества пронизана телевизионными рекламными спотами, газетными и журнальными рекламными объявлениями, щитовой и наружной рекламой. Человек живет в рекламном пространстве и, конечно, испытывает колоссальное ее воздействие. На индивидуально-личностном уровне это воздействие является предметом исследования психологии. На социальном, обезличенном – социологии.

Попытаемся описать круг проблем, которые составляют предметное поле социологии рекламы.

Из базовых установок социологии известно, что социальный институт

это устойчивый и достаточно легко идентифицируемый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, механизмов, технологий, структур, упорядочивающий какие-то важные для общества в целом практики — т.е. практики, необходимые для функционирования социального целого.

Так, институт семьи упорядочивает сексуальные отношения между членами общества, воспроизводство населения, социализацию детей, родительские, имущественные и прочие права и обязанности.

Институт права упорядочивает формальные нормы поведения и санкции за нарушение этих норм.

Институт морали упорядочивает неформальные нормы поведения и неформальную ответственность за их нарушение.

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек.

Социальные институты носят надындивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития.

Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Институт основывается на социальном регулировании взаимоотношений, которое приобретает довольно жесткий и обязывающий характер.

Процесс институционализации рекламы связан с отделением рекламной деятельности от других видов коммуникационной деятельности, формированием особой профессиональной сферы, задачей которой было предоставление членам социума информационных моделей благ, вынесенных на рынок производителями (продавцами) этих благ с целью обмена.

Как о социальном институте, о рекламе можно говорить с начала XX века. Именно тогда эта область деятельности оформилась как устойчивый и достаточно легко идентифицируемый комплекс норм, правил, технологий, структур. Его назначение — упорядочить процесс формирования индивидуальных, групповых и общественных представлений об идеальной модели социальной практики в сфере потребления, а также предложить пути реализации этой модели для данного человека, группы, общества в целом.

Выполнение этой функции возможно постольку, поскольку реклама представляет собой определенную систему нормативно закрепленных, деперсонифицированных ролей и статусов. Как социальный институт реклама, аналогична искусству. Искусство — система, формирующая эстетический идеал человека, группы, общности. Реклама — система, формирующая потребительский идеал.

Укажем на те признаки, которые позволяют определить рекламу как социальный институт.

Первым условием институционализации является существование устойчивой социальной потребности в тех функциях, которые выполняет данный институт. Иначе говоря, социальное явление, претендующее называться социальным институтом, должно быть устойчиво необходимо для жизнедеятельности общества. Эти функции достаточно многочисленны: участие в социализации, содействие прогрессу, влияние на интеграцию и дифференциацию общества, влияние на экономическую сферу, развитие демократических структур.

Вторым условием отнесения какого-то социального явления к числу социальных институтов является то, что соответствующая система может гарантировать сходное поведение людей в типовых ситуациях, реально может согласовывать и направлять в определенное русло их стремления, способы удовлетворения этих стремлений, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы в целом. Реклама с достаточной степенью вероятности гарантирует типизацию потребительского поведения людей, поддерживая равновесие в системе «производство—потребление».

Третье условие. Чтобы институт работал, необходимо, чтобы внедряемые им установки, стереотипы стали достоянием внутреннего мира личности, его ценностных ориентации и ожиданий. Реклама реализует это условие, именно под ее влиянием происходят значимые изменения в психологических и поведенческих характеристиках аудиторий.

Четвертый компонент институционализации — организационное оформление социального института. Внешне институт рекламы представляет собой некое социальное объединение с определенными материальными средствами и выполняющее некоторую социально значимую функцию. Эта система характеризуется устойчивостью структуры, комплексом формальных и неформальных норм и ценностей, разделяемых ее членами.

Таким образом, на рекламу распространяются все основные условия институционализации и поэтому ее можно идентифицировать как социальный институт.

Т. Парсонс выделял три типа социальных институтов в зависимости от функций, реализуемых в рамках этого института.

Идентифицируя рекламу как социальный институт, желательно выделить на уровне прагматического описания очевидные направления его влияния на индивида и общество. Можно выделить следующие:

Культурная социализация. Это процесс интернирования в сознание человека знаний и представлений о существующих как в обществе в целом, так и в отдельных социумах нормах, стереотипах, ценностях, моделях поведения. Можно сказать, что реклама адаптирует человека к существующему социальному миру, с ее помощью он включается в общество. Образно об этом писал в 60-х годах крупнейший исследователь современных социальных коммуникаций и их роли в развитии человечества, канадский философ и культуролог Герберт Маршалл Маклюэн в своей книге «Культура — наш бизнес»: новое поколение всасывает через рекламу «все времена и все пространство мира из телевизора своей матери».

Реклама транслирует различным аудиториям предоставляемые обществом человеку материальные, социальные, культурные возможности. Она формирует желание использовать эти возможности, а также заставляет его действовать в направлении удовлетворения этого желания. Как правило, эти действия соответствуют интересам общества в целом. По большей части, рекламные «конструкции» находятся в поле социальных норм и социальных Ценностей. Рекламный мир на удивление светел и чист, дети там сыты и умыты, старики уважаемы, мужчины успешны, а женщины заботливы. Тем самым реклама, в своей основной массе, интернирует в аудитории, социально одобряемые нормы, правила, ценности.

Содействие прогрессу. Реклама внедряет в сознание человека новые знания и представления о новых способах совершенствования своей жизни. Тем самым она ускоряет внедрение технических и нетехнических нововведений в различные сферы социальной практики. Эта функция рекламы была подмечена уже давно.

Еще Н. Плиски писал в своей работе 1894 г., что «заслуга рекламы состоит в том, что она. разносит повсюду знания, опыт и объяснения, она дает возможность всякому изобретателю и усовершенствователю делать общеизвестными плоды их полезных трудов, а множеству других лиц — пользоваться открытиями последнего времени»

Реклама выполняет свою инновационную функцию не только через предоставление информации о нововведениях, но и через подготовку сознания к предстоящим изменениям, частично снимая тот защитный барьер перед переменами, который имеется в сознании каждого человека.

Впрочем, рекламная информация формирует лишь потенциал инновационного поведения, реализация этого потенциала зависит от многих иных составляющих. Как следует из теорий «социального научения», индивид может активно перенимать образцы специально демонстрируемого (в том числе и рекламой) поведения. Но, вместе с тем, такое «внешнее подкрепление» отнюдь не является доминирующим, поскольку человек по определению — действующий субъект.

Воздействие на интеграцию общества. Реклама транслирует на различные аудитории тексты, образы, модели поведения, способствующие формированию в обществе единых ценностей, норм, стереотипов. Реклама содействует распространению и интернированию в большие группы людей общих (иногда даже глобальных) норм потребительского поведения, культуры потребления.

Разберем, для примера, влияние рекламы на стереотипизацию сознания.

Человек воспринимает, оценивает какой-либо реальный объект, ориентируясь на уже имеющуюся у него в голове «картинку» этого объекта — стереотип. Если приблизительно одни и те же «картинки» свойственны всему социуму, то говорят о социальных стереотипах.

Именно стереотипы являются основой для формирования социальных привычек, т.е. многократно повторяющихся в данном обществе или группе стандартных схем политического, экономического, бытового, досугового и иного поведения. Чем более распространены в обществе одни и те же стереотипы, тем более общество устойчиво, хотя при этом замедляется его развитие.

Реклама предлагает массовым аудиториям одни и те же идеальные модели потребительской активности, одни и те же «модели перемен», улучшения своей жизни и тем самым способствует типизации сознания и, как следствие, поведения членов общества в этой части социальной реальности. Напомним, что в структурных теориях тезис о необходимости единой для общества нормативно-ценностной системы, которая позволит обеспечить согласованное и успешное социальное функционирование различных компонентов социального организма, является одним из центральных.

Реклама, как уже говорилось, способствует интеграции общества, но одновременно — и его социокультурной дифференциации, поскольку направлена, как правило, не на все общество, а на отдельные социумы, входящие в него, отдельные слои и группы потребителей. Представляя той или иной аудитории набор желательных для данной социокультурной группы товаров, желательную модель потребления, она тем самым способствует идентификации членов группы, отделению их от иных групп.

Способствуя дифференциации, реклама в то же время «не скрывает» информацию о моделях потребления тех или иных групп, не делает ее «внутренней» информацией группы. Наоборот, размещая свои предложения в СМИ, реклама делает гласными модели потребления (стиль, моду, вкус, конкретные предметы потребления), предназначенные для той или иной части общества, в том числе и элитных слоев.

Широкая доступность информации о жизни различных социокультурных групп способствует, в конечном счете, социальной мобильности общества, хотя при наличии условий (социальных, экономических), затрудняющих такую мобильность, презентация таких образцов может опять же спровоцировать социальную напряженность, а то и конфликт.

Влияние на экономическое развитие. Наиболее очевидное направление такого влияния — ускорение сбыта, рост оборачиваемости средств, прибыли на всех этапах движения товара от производителя к потребителю. В материалах Международной рекламной ассоциации эта функция охарактеризована примерно так: когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою. Хорошая реклама не только информирует. Она продает. Она помогает продвигать продукт и сохраняет бизнес. Каждый раз, когда реклама возбуждает интерес потребителя, достаточный для покупки, она укрепляет положение компании. И значит, помогает сохранять рабочие места тех, кто там работает.

Реклама также обостряет конкуренцию, заставляет производителей улучшать качество товаров, модифицировать их, снижать цены. От рекламы зависит развитие некоторых отраслей народного хозяйства — торговли, в первую очередь. За счет платы за размещение рекламы существуют средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Общеизвестно, что выручка от реализации тиража не покрывает всех расходов на выпуск газеты или журнала, а некабельные электронные СМИ не взимают платы со зрителей и слушателей. В некоторых концепциях медиаэкономики СМИ вообще рассматриваются, прежде всего, как инструмент создания (точнее, агрегирования) аудиторий, реализуемых затем рекламодателям.

Выступая в роли социального института, реклама оказывает существенное влияние на все элементы общества в целом, с ней вынуждены считаться и сами сторонники процесса «рекламизации». Кроме того, современная реклама в России не просто тиражирует определенное мировоззрение, но и формирует тип личности, усеченной в научных знаниях.

Состояние социальной действительности порождает растущую потребность в осмыслении роли рекламы, механизмов ее влияния на общественное сознание. Учитывая, что в настоящее время реклама все активнее выступает в роли социального института, претендуя на выработку морально-этических стандартов, особую значимость приобретает социальный анализ-прогноз, позволяющий предвидеть последствия явного и скрытого рекламного воздействия на аудиторию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *