Рекреалогия как функция досуга

Рекреативные функции досуга

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения детей и подростков досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

В эту систему входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.

Источник

Тема 6. Рекреалогия как функция досуга

Проблема рекреации обусловлена тем, что она может быть представлена и как функция досуга, и как необходимое условие решения проблем педагогики досуга. Что касается последней, то процесс воспитания и образования здесь рассматривается не как такой, что требует последующей рекреации – восстановление сил, а как такой, что происходит непосредственно в самом процессе такого восстановления. Таким образом, для поиска адекватных этому процессу педагогических технологий необходимо изучение самого феномена рекреации.

В настоящее время обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно, поскольку индустрия досуга и развлечений, индустрия туризма, фешн-бизнеса, функционирование курортных зон отдыха, парков и т. д. так или иначе связано с рекреацией. Попытки «взойти» к «общей теории» рекреации отражают стремление определить предметное поле рекреации, осмыслить рекреалогию как специфическую область науки и социальной практики с соответствующей методологией исследований в данной области.

Вместе с тем возникает два вопроса методологического плана, которые ставят под сомнение возможность построения такой «общей теории». Первый – о предметном поле, описываемом понятием «рекреация», второй – о проблемном поле рекреалогии. Первый связан с преодолением разногласий по поводу семантики понятия, второй – с установлением рекреалогии если не как самостоятельной науки, то, по крайней мере, как область знания, предполагающей междисциплинарный подход к исследованию.

В первом вопросе проблему составляет не сам факт различий в интерпретациях понятия «рекреация», а то, что оно отожествляется с другими понятиями, такими, как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановления сил и т.п. Дело даже не в том, что эти понятия не являются синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качестве синонима одного из них в различных контекстах употребляется в том значении, которое больше нравится автору. Таким образом, явно обозначается «размывание» понятия рекреации по другим понятиям.

Не проще обстоит дело и с другим вопросом о проблемном поле. Часто под «рекреацией» понимается «отдых». Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основанный на механизмах саморегуляции организма, и здесь нет никакой проблемы. Если же говорить о рационально организованном отдыхе, тогда нужно определить, что значит слово «рационально», и в каких случаях определение этой рациональности будет иметь смысл. Человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книги, не будет прыгать с парашютом, даже если это крайне необходимо для его здоровья.

Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а так же может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которых принимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры и др. Таким образом, чем больше ученые старались разобраться в предмете рекреации, тем меньше становилось понятным, что она такое. В этом разнообразии мнений исследователи сошлись в одном: «рекреация существует», но что именно существует и зачем его изучать – так и осталось загадкой.

Если рассматривать рекреацию как самостоятельный предмет научного анализа, то возникают два исходных вопроса, требующих теоретического исследования:

1. что представляет собой рекреация как предмет научного анализа;

2. какие причины привели к возникновению «рекреационной проблематики» и – с течением времени – становлению рекреалогии как самостоятельной области научного знания на стыке географии, психологии, педагогики, медицины, культурологи и др.

Исходными положениями являются:

— все перечисленные определения рекреации не являются собственно дефинициями (то есть научными определениями понятия, которые, по законам научной логики, выходят из более широких понятий ), а представляют собой адекватный перевод с латыни через соответствующий синонимический ряд, который, по сути, отожествляется понятие «рекреация» с отдыхом, досугом, развлечениями и т.п. Это ставит под сомнение необходимость введения в научный оборот собственно понятие «рекреация», что ставит под сомнение как предмет рекреалогии, так и само название науки;

— термины, составляющие синонимический ряд (отдых, восстановление сил, развлечения и т.п.); на самом деле характеризуют разные объекты исследования и по своей сущности могут быть отнесенные к разным предметным полям.

— определение рекреации с помощью любой адекватно переведенного термина каждый раз приводит к тому, что проблемное поле рекреалогии приобретает иное содержание.

Рекреация является специфическим феноменом и предметом исследования. С одной стороны, можно рассматривать рекреацию как феномен, несводимый к досугу, функции досуга, отдыху, оздоровлению и т.д., ровно как несводимый и к их совокупности. С другой стороны, все они являются различными аспектами исследования рекреации как целостного феномена.

Т.о. можно сделать вывод, что понятие рекреации как отдыха, связанного с восстановлением сил организма, обозначает сферу компенсации, причем компенсации не относительно работы, а относительно определенных видов деятельности или режимов жизнедеятельности. В условиях и профессиональной деятельности, и самодеятельного творчества, и неформального общения и т.д. могут наличествовать и рекреационные, и нерекреационные виды деятельности. Таким образом, рекреация может определиться не через понятие «досуг», а через понятие «деятельность», а рекреация всегда оказывается избирательной: нет рекреации вообще, есть рекреация как компенсация к тем видам деятельности или режимам жизнедеятельности, относительно которых возникает необходимость восстановления определенных функциональных систем организма. В этом смысле рекреация безотносительна к работе или досугу, взятых в формальном, временном отношении. Рекреационная по характеру деятельность при чрезмерной эффективности или продолжительности может превратиться в ту, которая сама требует рекреации.

Понимание рекреации как одной из функций досуга, наряду с развлекательной и развивающей представляется более логичным, во-первых, потому, что понятие «рекреация» и «досуг» разводятся по содержанию, а во-вторых, не утверждается, что рекреация есть функция исключительно досуга. Здесь лишь признается, что досуг обладает рекреационным потенциалом, который может быть, а может и не быть реализован. Это предполагает необходимость специального регулирования, а именно – разработки технологий реализации данного потенциала в контексте идеи интеграции познавательной, развлекательной и рекреационной функций досуга в процессе его организации.

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Рекреалогия как функция досуга. Смотреть фото Рекреалогия как функция досуга. Смотреть картинку Рекреалогия как функция досуга. Картинка про Рекреалогия как функция досуга. Фото Рекреалогия как функция досуга

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние»

При этом непременным условием любых социальных перемен являлась смена ценностных приоритетов. Именно изменения в структуре ценностей и соответственно в ценностных ориентирах повлекли за собой изменения в различных областях рекреационно-развлекательного досуга, в том числе в теории, организации и технологии.

Однако несмотря на то, что различные аспекты проблемы социокультурной деятельности неоднократно освещались в научных работах, на сегодняшний день следует констатировать недостаточность научных знаний об этапах развития системы рекреационно-развлекательногодосуга, ее динамике. Кроме того, в рамках социально-культурной деятельности наблюдается определенный дефицит научных исследований, объясняющих причины и закономерности развития теории, организации и технологий рекреационно-развлекательного досуга на определенных исторических этапах.

Таким образом, возрастает востребованность знаний об исторической динамике развития системы рекреационно-развлекательного досуга в целом; о сущности влияния социума на развитие технологий рекреационно-развлекательной деятельности.

Понятие рекреации как одного из вида социально-культурных технологий

Множественность причин, приводящих к усталости, а также разнообразные мотивы, определяющие обращение людей к досугу, доказывают, что рекреационной деятельности свойственны пластичность, динамизм, многочисленные направления и формы реализации, например, досуг в области спорта и оздоровления, отдых при помощи социального общения в процессе восприятия искусства, через развлечения и т.п. Досуговые занятия способны отражать разные виды общественного спроса, тончайшие нюансы индивидуальных потребностей. Все это обусловливает междисциплинарный подход к определению понятия рекреация.

Для правильного понимания понятия «рекреация» необходимо также коснуться исследований досуговой деятельности и психологической составляющей участия в ней. Анализ базовых потребностей человека невозможен без психологических и социологических подходов. Методы общей, возрастной и педагогической, индивидуальной и социальной психологии позволяют раскрыть внутренние мотивы и механизмы реализации потребности людей в отдыхе. Социология рекреации и досугапомогает рассчитать объем свободного времени в дневном, месячном и годовом бюджете времени современного человека, а также понять особенности проведения досуга представителями разных социальных слоев развитого общества. Социологи вслед за психологами вновь уточняют мотивы поведения людей в условиях отдыха и досуга, делая акцент на социальных аспектах мотивации: социальном статусе людей, уровне их социальных притязаний, приверженности моде или рекламе.

В научной литературе неоднозначный подход к интерпретации понятия «рекреация», исследованием данного явления как уже отмечалось выше занимаются специалисты различных отраслей знания. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. По мнению некоторых исследователей, оно отождествляется с такими понятиями, как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановление сил и т.п.

По мнению В.В. Кирсанова, дело даже не в том, что эти понятия не являются синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качестве синонима одного из них в различных контекстах употребляется в том значении, который более нравится автору.

Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации является очень сложным. Как отмечают А.С.Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н.Одинцова это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому, как считают выше указанные авторы, нет необходимости ориентироваться на предельно точные и сложные определения; необходимоописывать основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.

Таким образом, наблюдается «размывание» понятия рекреации по другим понятиям. Не проще обстоит дело и с проблемным полем, под «рекреацией» подразумевается «отдых». Тогда в чем суть и новизна «рекреационной проблемы»? Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основанный на механизмах саморегуляции организма. Независимо от нашего желания человек создан таким образом, что его деятельность должна чередоваться с отдыхом, независимо от того имеет он представления о рекреации или нет. Не требует, например, научного обоснования понимание того, что практически любая деятельность – развлечения, спорт, музыка, танцы, чтение книг, или другой альтернативной работе вид деятельности может быть средством отдыха. Более того, человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книжки, не будет прыгать с парашютом, даже если это, по научному мнению, крайне необходимо для его здоровья.

Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а также может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которыхпринимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры и др. Таким образом, в этом разнообразии мнений исследователи сошлись в одном: «рекреация существует», но что именно существует и зачем его изучать – так и осталось загадкой.

По мнению, А.С. Кускова, В.Л. Голубевой, Т.Н. Одинцовой, рекреация представляет собой восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала.

Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации все-таки с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный.

Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально организованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.

Кирсанов В.В. в своем исследовании доказывает, что понятия «рекреация» и «отдых», не являются синонимичными; рекреалогия не является ни наукой об отдыхе, ни системой наук об отдыхе, как это рассматривается в различных работах, а также предпринял попытку показать специфику данных понятий в контексте исследуемой проблемы.

1.2. Сущность и эволюция рекреационно-развлекательногодосуга в России

В основе рекреационно-развлекательной деятельности лежат не только духовные, но и биологические потребности людей. Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она — следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.

Формированию национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России, способствовал сельский уклад жизни. Русский народ сумел создать поистине уникальный празднично-обрядовый календарь и не менее уникальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, в соответствии с нормами которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни.

Досуг стал более четко отделяться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гарантия права трудового человека на отдых и развлечение.Нельзя не отметить также важную роль сельской общины, общинных нравов, норм и правил. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, и т.д. Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляниям приходили посиделки, на них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием: пряли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пели, играли, обменивались новостями и т.д.

Иначе обстояло дело с вечеринами или беседами, как их называли в северных и северо-западных областях России. Это было уже молодежное веселье, основными участниками которого являлись девушки и парни. Основой таких вечерин являлись: кадрили, пляски, игры; очень часто на эти развлечения приходила молодежь из соседних деревень. Подобные формы отдыха и развлечений становились средством и местом знакомств, дружеских встреч. Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством. Утверждению этой черты народного характера способствовали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфической разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно принимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, деревень. Обильное угощение за столом неизменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.

Весьма своеобразно развивалась городская развлекательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало само серьезное влияние на формирование городского досуга.

На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечения подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопились отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, да и самой столицы.

Вместе с тем по мере укрепления городов и соответствующего развития городского образа жизни многое стало меняться. Характерным для второй половины XIX века был усиленный рост среднего класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распространение городские вечеринки, которые заметно отличались от деревенских вечеров и посиделок иными танцами, песнями, играми.

Петровские реформы помогли началу перестройки досугово-бытовойсферы городов по европейским образцам. Примерно с середины XVIII столетия началось российское клубное движение. Зародившись в дворянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общества. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские собрания, клубы интеллигенции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных домов, изб-читален, сельских культурно-просветительных кружков. Именно они становились основными организаторами отдыха и развлечений в форме танцевальных вечеров, балов, маскарадов, разнообразных игр и других развлекательных занятий.

Очень своеобразную ветвь в развитии городского развлекательного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Замечательным изобретением человечества в рамках организации развлекательного досуга стали веселые праздники. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гармонии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень важной формой «смеховой» культуры народа.

Праздничное время является желанным временем снятия всяческих противоречий и отмены даже самых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарности, практицизма, от социальных запросов, действующих в обыденном пространстве. Именно на этой основе с незапамятных времен строились на Руси такие праздники, как Новый год, Масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздники и т.д. В том же духе развивались позднее появившиеся веселые театрализованные представления, маскарады и карнавалы.

В послевоенные годы началось шумное противоборство танцевальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Сверху неуклюже и безуспешно насаждались падеграсы и падекатры. Развернулась ожесточенная борьба с «тлетворными» западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и длины причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосредоточили свои усилия средства массовой коммуникации.

Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера и в последнее десятилетие советского периода: суровые запреты и ограничения на свободу выбора досуга все еще действовали, но все ощутимее становилось противостояние им. Запреты официальной системы культпросвета способствовали развитию молодежных форм, возникающих на иной, самодеятельной основе постепенно в сферу молодежного досуга пробились дискотеки, молодежные кафе, любительские объединения. С 1981 года стали появляться новые структуры, вплотную занявшиеся организацией отдыха и развлечения. Первыми из них были бюро культурного обслуживания «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отделах культуры, Дворцах и Домах культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время эффективность использования рекреативного потенциала культурно-досуговой деятельности в социокультурной сфере приобрела особую актуальность и получила новое развитие. Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каждом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность рекреационной активности. Данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.

Рекреативно-досуговая деятельность универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности. Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Рекреационно-развлекательной деятельность зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом рекреационно-развлекательного досуга всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Среди специалистов, занимающихся рекреационно-развлекательной деятельностью выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций.

Список использованной литературы и источников

Буров, Н.В. Педагогика культурно-образовательной среды [Текст] / Н.В. Буров. – СПб.: Концерт, 2012. – 400с.

Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] /А.Д. Жарков. – М.: Профиздат, 1998. – 288с.

Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст] /А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2007. – 480с.

Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры [Текст] /Л.С. Жаркова.–М.: МГУКИ, 2010. – 233с.

Орлов, А.С. Социология рекреации [Текст] / А.С.Орлов. – М.: Наука, 2002 – 148с.

Основы социально-культурных технологий [Текст] / Основы социально-культурных технологий учебное пособие под ред. Л.И. Козловской, О.В. Рогачевой, Е.В. Рябовой, Н. В. Самерсова. – Минск : БКУКИ, 2014. – 206с.

Рыжкин, Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации [Текст] / Ю.А.Рыжкин. – СпБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 36с.

Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга [Текст] / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2003. – 296с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *