Рекреалогия как функция досуга
Рекреативные функции досуга
Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.
В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения детей и подростков досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.
По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.
Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.
Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.
Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.
В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.
В эту систему входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.
Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.
Тема 6. Рекреалогия как функция досуга
Проблема рекреации обусловлена тем, что она может быть представлена и как функция досуга, и как необходимое условие решения проблем педагогики досуга. Что касается последней, то процесс воспитания и образования здесь рассматривается не как такой, что требует последующей рекреации – восстановление сил, а как такой, что происходит непосредственно в самом процессе такого восстановления. Таким образом, для поиска адекватных этому процессу педагогических технологий необходимо изучение самого феномена рекреации.
В настоящее время обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно, поскольку индустрия досуга и развлечений, индустрия туризма, фешн-бизнеса, функционирование курортных зон отдыха, парков и т. д. так или иначе связано с рекреацией. Попытки «взойти» к «общей теории» рекреации отражают стремление определить предметное поле рекреации, осмыслить рекреалогию как специфическую область науки и социальной практики с соответствующей методологией исследований в данной области.
Вместе с тем возникает два вопроса методологического плана, которые ставят под сомнение возможность построения такой «общей теории». Первый – о предметном поле, описываемом понятием «рекреация», второй – о проблемном поле рекреалогии. Первый связан с преодолением разногласий по поводу семантики понятия, второй – с установлением рекреалогии если не как самостоятельной науки, то, по крайней мере, как область знания, предполагающей междисциплинарный подход к исследованию.
В первом вопросе проблему составляет не сам факт различий в интерпретациях понятия «рекреация», а то, что оно отожествляется с другими понятиями, такими, как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановления сил и т.п. Дело даже не в том, что эти понятия не являются синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качестве синонима одного из них в различных контекстах употребляется в том значении, которое больше нравится автору. Таким образом, явно обозначается «размывание» понятия рекреации по другим понятиям.
Не проще обстоит дело и с другим вопросом о проблемном поле. Часто под «рекреацией» понимается «отдых». Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основанный на механизмах саморегуляции организма, и здесь нет никакой проблемы. Если же говорить о рационально организованном отдыхе, тогда нужно определить, что значит слово «рационально», и в каких случаях определение этой рациональности будет иметь смысл. Человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книги, не будет прыгать с парашютом, даже если это крайне необходимо для его здоровья.
Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а так же может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которых принимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры и др. Таким образом, чем больше ученые старались разобраться в предмете рекреации, тем меньше становилось понятным, что она такое. В этом разнообразии мнений исследователи сошлись в одном: «рекреация существует», но что именно существует и зачем его изучать – так и осталось загадкой.
Если рассматривать рекреацию как самостоятельный предмет научного анализа, то возникают два исходных вопроса, требующих теоретического исследования:
1. что представляет собой рекреация как предмет научного анализа;
2. какие причины привели к возникновению «рекреационной проблематики» и – с течением времени – становлению рекреалогии как самостоятельной области научного знания на стыке географии, психологии, педагогики, медицины, культурологи и др.
Исходными положениями являются:
— все перечисленные определения рекреации не являются собственно дефинициями (то есть научными определениями понятия, которые, по законам научной логики, выходят из более широких понятий ), а представляют собой адекватный перевод с латыни через соответствующий синонимический ряд, который, по сути, отожествляется понятие «рекреация» с отдыхом, досугом, развлечениями и т.п. Это ставит под сомнение необходимость введения в научный оборот собственно понятие «рекреация», что ставит под сомнение как предмет рекреалогии, так и само название науки;
— термины, составляющие синонимический ряд (отдых, восстановление сил, развлечения и т.п.); на самом деле характеризуют разные объекты исследования и по своей сущности могут быть отнесенные к разным предметным полям.
— определение рекреации с помощью любой адекватно переведенного термина каждый раз приводит к тому, что проблемное поле рекреалогии приобретает иное содержание.
Рекреация является специфическим феноменом и предметом исследования. С одной стороны, можно рассматривать рекреацию как феномен, несводимый к досугу, функции досуга, отдыху, оздоровлению и т.д., ровно как несводимый и к их совокупности. С другой стороны, все они являются различными аспектами исследования рекреации как целостного феномена.
Т.о. можно сделать вывод, что понятие рекреации как отдыха, связанного с восстановлением сил организма, обозначает сферу компенсации, причем компенсации не относительно работы, а относительно определенных видов деятельности или режимов жизнедеятельности. В условиях и профессиональной деятельности, и самодеятельного творчества, и неформального общения и т.д. могут наличествовать и рекреационные, и нерекреационные виды деятельности. Таким образом, рекреация может определиться не через понятие «досуг», а через понятие «деятельность», а рекреация всегда оказывается избирательной: нет рекреации вообще, есть рекреация как компенсация к тем видам деятельности или режимам жизнедеятельности, относительно которых возникает необходимость восстановления определенных функциональных систем организма. В этом смысле рекреация безотносительна к работе или досугу, взятых в формальном, временном отношении. Рекреационная по характеру деятельность при чрезмерной эффективности или продолжительности может превратиться в ту, которая сама требует рекреации.
Понимание рекреации как одной из функций досуга, наряду с развлекательной и развивающей представляется более логичным, во-первых, потому, что понятие «рекреация» и «досуг» разводятся по содержанию, а во-вторых, не утверждается, что рекреация есть функция исключительно досуга. Здесь лишь признается, что досуг обладает рекреационным потенциалом, который может быть, а может и не быть реализован. Это предполагает необходимость специального регулирования, а именно – разработки технологий реализации данного потенциала в контексте идеи интеграции познавательной, развлекательной и рекреационной функций досуга в процессе его организации.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Рекреационно-развлекательный досуг: историческая динамика и современное состояние»
При этом непременным условием любых социальных перемен являлась смена ценностных приоритетов. Именно изменения в структуре ценностей и соответственно в ценностных ориентирах повлекли за собой изменения в различных областях рекреационно-развлекательного досуга, в том числе в теории, организации и технологии.
Однако несмотря на то, что различные аспекты проблемы социокультурной деятельности неоднократно освещались в научных работах, на сегодняшний день следует констатировать недостаточность научных знаний об этапах развития системы рекреационно-развлекательногодосуга, ее динамике. Кроме того, в рамках социально-культурной деятельности наблюдается определенный дефицит научных исследований, объясняющих причины и закономерности развития теории, организации и технологий рекреационно-развлекательного досуга на определенных исторических этапах.
Таким образом, возрастает востребованность знаний об исторической динамике развития системы рекреационно-развлекательного досуга в целом; о сущности влияния социума на развитие технологий рекреационно-развлекательной деятельности.
Понятие рекреации как одного из вида социально-культурных технологий
Множественность причин, приводящих к усталости, а также разнообразные мотивы, определяющие обращение людей к досугу, доказывают, что рекреационной деятельности свойственны пластичность, динамизм, многочисленные направления и формы реализации, например, досуг в области спорта и оздоровления, отдых при помощи социального общения в процессе восприятия искусства, через развлечения и т.п. Досуговые занятия способны отражать разные виды общественного спроса, тончайшие нюансы индивидуальных потребностей. Все это обусловливает междисциплинарный подход к определению понятия рекреация.
Для правильного понимания понятия «рекреация» необходимо также коснуться исследований досуговой деятельности и психологической составляющей участия в ней. Анализ базовых потребностей человека невозможен без психологических и социологических подходов. Методы общей, возрастной и педагогической, индивидуальной и социальной психологии позволяют раскрыть внутренние мотивы и механизмы реализации потребности людей в отдыхе. Социология рекреации и досугапомогает рассчитать объем свободного времени в дневном, месячном и годовом бюджете времени современного человека, а также понять особенности проведения досуга представителями разных социальных слоев развитого общества. Социологи вслед за психологами вновь уточняют мотивы поведения людей в условиях отдыха и досуга, делая акцент на социальных аспектах мотивации: социальном статусе людей, уровне их социальных притязаний, приверженности моде или рекламе.
В научной литературе неоднозначный подход к интерпретации понятия «рекреация», исследованием данного явления как уже отмечалось выше занимаются специалисты различных отраслей знания. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. По мнению некоторых исследователей, оно отождествляется с такими понятиями, как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановление сил и т.п.
По мнению В.В. Кирсанова, дело даже не в том, что эти понятия не являются синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качестве синонима одного из них в различных контекстах употребляется в том значении, который более нравится автору.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации является очень сложным. Как отмечают А.С.Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н.Одинцова это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому, как считают выше указанные авторы, нет необходимости ориентироваться на предельно точные и сложные определения; необходимоописывать основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.
Таким образом, наблюдается «размывание» понятия рекреации по другим понятиям. Не проще обстоит дело и с проблемным полем, под «рекреацией» подразумевается «отдых». Тогда в чем суть и новизна «рекреационной проблемы»? Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основанный на механизмах саморегуляции организма. Независимо от нашего желания человек создан таким образом, что его деятельность должна чередоваться с отдыхом, независимо от того имеет он представления о рекреации или нет. Не требует, например, научного обоснования понимание того, что практически любая деятельность – развлечения, спорт, музыка, танцы, чтение книг, или другой альтернативной работе вид деятельности может быть средством отдыха. Более того, человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книжки, не будет прыгать с парашютом, даже если это, по научному мнению, крайне необходимо для его здоровья.
Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а также может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которыхпринимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры и др. Таким образом, в этом разнообразии мнений исследователи сошлись в одном: «рекреация существует», но что именно существует и зачем его изучать – так и осталось загадкой.
По мнению, А.С. Кускова, В.Л. Голубевой, Т.Н. Одинцовой, рекреация представляет собой восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала.
Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации все-таки с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный.
Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально организованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.
Кирсанов В.В. в своем исследовании доказывает, что понятия «рекреация» и «отдых», не являются синонимичными; рекреалогия не является ни наукой об отдыхе, ни системой наук об отдыхе, как это рассматривается в различных работах, а также предпринял попытку показать специфику данных понятий в контексте исследуемой проблемы.
1.2. Сущность и эволюция рекреационно-развлекательногодосуга в России
В основе рекреационно-развлекательной деятельности лежат не только духовные, но и биологические потребности людей. Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она — следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.
Формированию национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России, способствовал сельский уклад жизни. Русский народ сумел создать поистине уникальный празднично-обрядовый календарь и не менее уникальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, в соответствии с нормами которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни.
Досуг стал более четко отделяться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гарантия права трудового человека на отдых и развлечение.Нельзя не отметить также важную роль сельской общины, общинных нравов, норм и правил. Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, и т.д. Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляниям приходили посиделки, на них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием: пряли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пели, играли, обменивались новостями и т.д.
Иначе обстояло дело с вечеринами или беседами, как их называли в северных и северо-западных областях России. Это было уже молодежное веселье, основными участниками которого являлись девушки и парни. Основой таких вечерин являлись: кадрили, пляски, игры; очень часто на эти развлечения приходила молодежь из соседних деревень. Подобные формы отдыха и развлечений становились средством и местом знакомств, дружеских встреч. Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством. Утверждению этой черты народного характера способствовали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфической разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно принимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, деревень. Обильное угощение за столом неизменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.
Весьма своеобразно развивалась городская развлекательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало само серьезное влияние на формирование городского досуга.
На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечения подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопились отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, да и самой столицы.
Вместе с тем по мере укрепления городов и соответствующего развития городского образа жизни многое стало меняться. Характерным для второй половины XIX века был усиленный рост среднего класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распространение городские вечеринки, которые заметно отличались от деревенских вечеров и посиделок иными танцами, песнями, играми.
Петровские реформы помогли началу перестройки досугово-бытовойсферы городов по европейским образцам. Примерно с середины XVIII столетия началось российское клубное движение. Зародившись в дворянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общества. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские собрания, клубы интеллигенции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных домов, изб-читален, сельских культурно-просветительных кружков. Именно они становились основными организаторами отдыха и развлечений в форме танцевальных вечеров, балов, маскарадов, разнообразных игр и других развлекательных занятий.
Очень своеобразную ветвь в развитии городского развлекательного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Замечательным изобретением человечества в рамках организации развлекательного досуга стали веселые праздники. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гармонии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень важной формой «смеховой» культуры народа.
Праздничное время является желанным временем снятия всяческих противоречий и отмены даже самых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарности, практицизма, от социальных запросов, действующих в обыденном пространстве. Именно на этой основе с незапамятных времен строились на Руси такие праздники, как Новый год, Масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздники и т.д. В том же духе развивались позднее появившиеся веселые театрализованные представления, маскарады и карнавалы.
В послевоенные годы началось шумное противоборство танцевальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Сверху неуклюже и безуспешно насаждались падеграсы и падекатры. Развернулась ожесточенная борьба с «тлетворными» западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и длины причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосредоточили свои усилия средства массовой коммуникации.
Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера и в последнее десятилетие советского периода: суровые запреты и ограничения на свободу выбора досуга все еще действовали, но все ощутимее становилось противостояние им. Запреты официальной системы культпросвета способствовали развитию молодежных форм, возникающих на иной, самодеятельной основе постепенно в сферу молодежного досуга пробились дискотеки, молодежные кафе, любительские объединения. С 1981 года стали появляться новые структуры, вплотную занявшиеся организацией отдыха и развлечения. Первыми из них были бюро культурного обслуживания «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отделах культуры, Дворцах и Домах культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время эффективность использования рекреативного потенциала культурно-досуговой деятельности в социокультурной сфере приобрела особую актуальность и получила новое развитие. Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каждом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность рекреационной активности. Данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.
Рекреативно-досуговая деятельность универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности. Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.
Рекреационно-развлекательной деятельность зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом рекреационно-развлекательного досуга всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Среди специалистов, занимающихся рекреационно-развлекательной деятельностью выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций.
Список использованной литературы и источников
Буров, Н.В. Педагогика культурно-образовательной среды [Текст] / Н.В. Буров. – СПб.: Концерт, 2012. – 400с.
Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] /А.Д. Жарков. – М.: Профиздат, 1998. – 288с.
Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст] /А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2007. – 480с.
Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры [Текст] /Л.С. Жаркова.–М.: МГУКИ, 2010. – 233с.
Орлов, А.С. Социология рекреации [Текст] / А.С.Орлов. – М.: Наука, 2002 – 148с.
Основы социально-культурных технологий [Текст] / Основы социально-культурных технологий учебное пособие под ред. Л.И. Козловской, О.В. Рогачевой, Е.В. Рябовой, Н. В. Самерсова. – Минск : БКУКИ, 2014. – 206с.
Рыжкин, Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации [Текст] / Ю.А.Рыжкин. – СпБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 36с.
Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга [Текст] / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2003. – 296с.