Религия как нормативная система
Введение. РЕЛИГИЯ КАК СИСТЕМА
Введение. РЕЛИГИЯ КАК СИСТЕМА
Эпистемолог Карл Поппер имел достаточно оснований сожалеть о том, что он называл «скудостью историзма». Ибо методология истории постоянно запаздывает с введением в свой арсенал таких понятий, как «система», «комплексность», «информация», которые быстро становятся расхожими и успевают произвести настоящую революцию в других гуманитарных науках. Французский математик Бенуа Мандельбро открыл блистательные перспективы системного описания природных объектов с точки зрения их математических параметров.
Каким же образом проявляется системность в религии? Авторы, принадлежащие к различным вероисповеданиям, — Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс, Жорж Дюмезиль, Мирча Элиаде и Клод Леви-Строс — единодушно подчеркивали мысль о том, что религия является порождением неких глубинных структур. В своем фундаментальном труде «Les Formes e?le?mentaires de la vie religieuses», 1912, Дюркгейм предположил, что религиозная система гетерономна в том смысле, что сама она является кодификацией другой системы, а именно системы общественных отношений внутри группы индивидов. Подобно Дюркгейму, Жорж Дюмезиль до конца жизни оставался верен концепции мифа как «драматического выражения» фундаментальной идеологии любого человеческого сообщества («Heur et malheur du guerrier», с. 15). Напротив, Клод Леви-Строс, подробно анализируя миф об Асдивале, бытующий среди племен индейцев цимшианов на северо-западном побережье Северной Америки, приходит к выводу, диаметрально противоположному гипотезам Дюркгейма и Дюмезиля: «в этом мифе… все аспекты социальной действительности систематически фильтруются и переносятся в область парадоксального», — пишет он («Paroles donnees», с. 122). Это означает, что для Леви-Строса система религии автономна по отношению к социальному устройству общества.
Несмотря на расхождения в подходе к религии, у Мирчи Элиаде и Клода Леви-Строса есть общие точки соприкосновения: оба исследователя отмечают наличие определенных «правил», по которым строится религия, что свидетельствует о системном характере последней; также оба подчеркивают автономность религии по отношению к общественному устройству.
Каким же образом можно на практике воспользоваться выводом, или, точнее, констатацией того, что религия (как и все остальное) представляет собой систему? В данном случае речь пойдет о том, что анализ различных аспектов религии проводится в синхронии; обращение же к диахронии является одной из возможных аналитических операций, однако ее вполне возможно избежать; но если искомая операция все же предпринята, приходится беспрестанно соотноситься с постоянно возникающими новыми измерениями бесконечно сложных частей. Исходя из данной точки зрения, у религии нет «истории», история же в отдельно взятый момент являет собой не «религию» в целом, а всего лишь некоторые отдельные ее аспекты. Ибо любая религия является, во-первых, бесконечно сложной системой, а во-вторых, частью этой системы, сформировавшейся в ходе ее истории; таким образом только одна бесконечно малая частица этой части предстает перед нами в момент, который можно определить как «текущий». «Текущий момент» буддизма гораздо менее сложен, нежели буддизм, который был (и продолжает быть) прежде, но вместе с тем последний также являет собой урезанный вариант — по отношению к системе буддизма в целом, в ее идеальной форме (т. е. включая все возможные ответвления от целого, явившегося на свет благодаря определенным предпосылкам, условиям существования и т. п.).
Следует еще раз подчеркнуть, что подобный подход не отличается новизной. Христианские знатоки ересей — Ириней Лионский и Епифаний Саламинский и арабские доксографы — ан-Наджжар и Шахрастани уже осуществляли системный подход к религии, будучи уверенными и постоянно обнаруживая новые тому доказательства, что всякая ересь является вариантом другой ереси, и что различные религиозные доктрины соотносятся друг с другом согласно вполне определенным правилам. И кто лучше историка, занимающегося изучением христианских учений, знает, что догмы, ради которых люди убивали друг друга, вытекали одна из другой согласно механизму, у которого не было никакой «реальной почвы» вне человеческого сознания, механизму, чье функционирование, судя по всему, заключается в том, чтобы перемалывать до бесконечности мысли, возникающие из определенных предпосылок, в свою очередь, проистекающих из условий, формирование которых включает элемент случайности? Невозможно познать (эмпирически), равен ли Иисус Христос по своему положению Богу Отцу, или же он находится ступенью ниже, а если он не занимает ни первую, ни вторую ступени, то каковы же тогда иерархические отношения между этими двумя божествами? Однако, зная параметры системы (в данном случае — что имеется некая божественная Троица, состоящая из трех «лиц», или, по крайней мере, из трехчленов, каждый из которых имеет свое собственное наименование), возможно предсказать все потенциальные решения проблемы, но они не будут «историческими» (хотя они и были изложены разными лицами в различные эпохи), потому что в системе они будут представлены синхронно. Иначе говоря, прежде чем явится Арий, или Несторий, я уже знаю, что появится некий Арий или Несторий, ибо появление их заложено в системе, той самой системе, в которой мыслит Арий или Несторий в тот самый момент, когда и Арий, и Несторий считают, что они творят систему. И все, что верно для христологии или мариологии,[1] равно верно для всякой иной системы, включая и науку эпистемологию, и даже системный анализ каждой из этих систем.
В настоящем «Словаре» также принят системный подход — потому что только он позволяет наиболее полно представить механизмы, формирующие различные стороны религии. Однако совершенно очевидно, что использовать системный анализ можно только в тех случаях, когда для этого имеется достаточное количество составляющих, т. е. когда речь идет о мировых религиях, например, о буддизме, христианстве или исламе. Когда же пространство, занимаемое составляющими какого-либо культа, слишком узко, авторам приходится давать только синтетическое его описание, учитывая, разумеется, все наиболее важные данные, полученные как из прямых, так и из косвенных, источников.
Таким образом настоящий «Словарь» имеет, по крайней мере, три «измерения» или уровня прочтения: уровень «объективного» изложения, содержащий основные данные о многочисленных религиях; уровень «литературный», позволяющий любому читателю прочесть если не «роман» по истории религий, как того хотел Мирча Элиаде, то хотя бы серию рассказов, объединенных единым сюжетом; и, наконец, уровень структурного анализа религиозных систем, их сходств и их различий.[2]
Краткая библиография. О математическом описании природы и мыслей см. Rudy Rucker, Mind Tools. The Five Levels of Mathematical Reality (Houghton Miffin, Boston 1987). О работах Жоржа Дюмезиля и Эмиля Дюркгейма см.: C.Scott Littleton, The New Comparative Mythology. An Antropological Assessment of the Theories of Georges Dumezil (University of California Press, Berkley-Los Angeles 1966). О соотношении «миф-идеология-общество» см.: G.Dumezil, Heur et matheur du guerrier. Aspects mythiques de la function guerriere chez les Indo-Europeens (Flammarion, Paris 1985). Знаменитая «жеста об Асдивале» представлена в девятой главе книги Claude Levi-Strauss, Anthropologie structurale deux (Plon, Paris 1973) и Asdiwal revisite, в Paroles donnees (Plon, Paris 1984). О критике Дюркгейма в трудах Леви-Строса см.: Guido Ferraro, Il linguaggio del mito. Valori simbolici e realta sociale nelle mitologie primitive (Fellrinelli, Milan 1979) и Sandro Nannini, Il pensiero slmbolico (Il Mulino, Bologne 1981), с. 17–25. Об эволюции системного подхода у Мирчи Элиаде см.: Ioan P.Couliano, Mircea Eliade (Citadella, Assisi 1978). О системном анализе при комплексном подходе к изучению религий см.: Ioan P.Couliano, Glares dualistes d’Occident (Plon, Paris 1990).
Читайте также
Раздел 1: Половая система как система, данная Богом для деторождения
Раздел 1: Половая система как система, данная Богом для деторождения К половой функции относится потребность в продолжении рода. На вопросе о потребности в размножении мы останавливаться не будем, а только отметим, что размножение присуще всем организмам, и через
Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия
Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм
Глава 14 Ислам:религия монотеистического кредо Религия монотеистического кредо Основатель ислама
Глава 14 Ислам:религия монотеистического кредо Религия монотеистического кредо Основатель ислама Достаточно услышать возглас человека: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Аллаха», чтобы назвать его последователем ислама. В этом кредо выражается вся суть
(b) СИСТЕМА
(b) СИСТЕМА Развитие Плеромы Таинства первых начал предваряются такими торжественными словами: «Нерушимый Дух приветствует нерушимых! Для вас я отмечаю тайны безымянного, невыразимого, наднебесного, которое невозможно постигнуть ни через власти, ни через силы, ни через
(b) СИСТЕМА
(b) СИСТЕМА Последующая подробная реконструкция системы следует в основном сирийскому отчету Феодора бар Конаи и дополняется фрагментами из параллельных текстов, подходящими к определенному отрывку и способствующими дальнейшему представлению трактуемой идеи. Эти
1. Религия Израиля и религия Ханаана
1. Религия Израиля и религия Ханаана В этой главе мы сравним веру Израиля с религиозными воззрениями его соседей. Успех археологических изысканий последних лет позволяет нам с достаточной уверенностью говорить о теологии древних политеистических учений, имевших
РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ?
РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами
СИСТЕМА
II. СИСТЕМА
II. СИСТЕМА А. ХАОС В систематическом плане самой первой и в этом смысле наиболее абстрактной ступенью тео–космогонического процесса является Хаос. О том, что, по этимологии, это — «зияние», «зияющая бездна» или «зияющее пространство», уже говорилось выше («История».
19.5. Система миров – система отношений человека с Творцом
19.5. Система миров – система отношений человека с Творцом Таким образом, мы развиваем в себе совершенно другую систему ценностей, возвышающую нас над телесным наслаждением или страданием. Это система отношений с Творцом.Такой порядок называется системой духовных или
Религиозные нормы
Религиозные нормы — что собой представляют
Религиозные нормы — это правила, которые устанавливаются разными религиозными течениями или вероисповеданиями и выступают общеобязательными для всех верующих той или иной религии.
Нормы утверждаются для осуществления деятельности религиозных организаций (к примеру избрание священнослужителей), отправления религиозных культов, проведения богослужения.
Нормы регламентируют повседневную деятельность верующего в соответствии с религиозной доктриной, то есть влияют на его рутину и быт. Нормы можно считать результатом унификации религиозных чувств и опыта.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Религиозные нормы выступают разновидностью социальных норм.
Иудеи должны соблюдать 613 правил, из которых 365 выступают запретительными, а остальные 248 — предписательными. Преимущественно правила касаются нормирования повседневной деятельности (соблюдение чистоты, питание, поведение и т.д.).
Любое религиозное правило становится нормой в случае закрепления своего правового характера в рамках системы религиозного права (каноническое право). Пока правило существует исключительно в устной формулировке, не имея под собой документального признания или же любого другого авторитетного подтверждения, оно не может нести нормативный характер.
Религиозные нормы не являются компонентом моральности или права, или любой другой социальной системы.
Свод религиозных норм входит в состав системы канонического права, который отображает особенности того или иного вероучения (в т.ч. этические концепции). Контроль за соблюдением норм и соответствующие карательные функции зачастую выполняют религиозные суды: Церковный суд, бейт дин (в иудаизме), махкама шария (ислам) и другие конфессиональные институции.
Происхождение понятия
Источник религиозных норм связан с разработкой этических концепций и представлений той или иной религии. Нормы обосновываются представлениями религий о том, что происхождение социальных институтов (в т.ч. права) носит божественный (неземной, трансцендентный) характер.
Выступая в форме откровений, которые получают избранные (пророки, просветленные), нормы позже приобретают формальный характер в рамках сакральных текстов. При этом не все нормы четко сформулированы в рамках священного писания, но выступают продуктом осмысления и трактования тех или иных моментов доктрины, вероучения. Тогда нормы обосновываются отдельными указаниями, которые свидетельствуют о ценности соблюдения правил и исполнения предписаний.
Те или иные системы религиозных норм претендуют на статус истинности по отношению к другим правилам и предписаниям, которые выходят за рамки учения или противоречат ему. Верующие, в свою очередь, воспринимают соблюдение норм как акт веры, как наиболее целесообразную деятельность, которая не может оказаться ложной.
Нормы влияют на формирование моральности и духовности верующего, его ценностей и принципов. Они помогают ему стать «на истинный путь» и осуществить духовное усовершенствование. Таким образом, религиозные нормы тесно связываются с:
Часто разные религиозные организации апеллируют к притчам, пересказам и примерам священных книг как образцам духовных добродетелей. Нормы же обосновывают свою целесообразность и правдивость такими примерами («этот святой так делал» или «он так делал, и Господь любил его»).
Таким образом, свое происхождение нормы могут брать из:
Существует также ряд подходов (преимущественно атеистического, агностического и антитеистического характеров), которые ставят под сомнение божественность происхождения норм и их общую целесообразность. Такие взгляды ищут основание религиозных предписаний в культурно-исторических особенностях развития религий, специальных адаптивных решениях («так начали делать, чтобы защитится от врагов»), географических (климатических) условиях и т.д. Научность таких воззрений и мнений не всегда есть доказанной.
Общие черты и признаки религиозных норм
Обязательность и авторитаризм
Нормы имеют общеобязательный характер даже не для верующих, которые должны воспринять религиозное вероучение (обратится в религию) и следовать ему. Таким образом большинство религий осуществляют прозелитическую (проповедническую) деятельность и распространение своего учения, в т.ч. собственных религиозных правил как исключительно истинных.
Нормативность
Религиозные нормы имеют характер упорядочивания и высокой устойчивости, противостоя вседозволенности и отсутствию регламентации жизни верующего и религиозных организаций. Здесь же можно говорить о систематичности норм как необходимости последовательности. Систематичность не значит, что все нормы можно логично (рационально) объяснить, но это предусматривает наличие внутренней обоснованности самой системы норм, где правила пребывают в относительной гармонии, а не противоречии. Некоторые системы норм могут иметь незначительные разногласия, которые снимаются в ходе теологических (богословских) дискуссий, решений и т.д.
Обоснованием норм служат религиозные идеи
Религиозные идеи вносят в нормы характеристику ангажированности (нерациональности). А потому причины соблюдения правил в большинстве коренятся в вере и убеждениях (идеологии), а не логическом мышлении. Для верующего наличие последовательного объяснения или причин не является ключевым.
Не все идеи имеют нерациональный характер, но имеют научные доказательства полезности выполнения и целесообразности. Также многие нормы были сформированы в контексте приобретаемого опыта и регулярного осуществления той или иной деятельности верующими или же их организациями.
Основой реализации норм служит религиозная вера
Вероучения рассматривают нормы как ориентиры духовного роста и усовершенствования. При этом большинство религий делают акцент на деятельности верующего, на его подвиге веры, который актуализирует нормы, делая живым и эффективным их выполнение.
В большинстве демократических стран выполнение норм верующим стало вопросом частного порядка. Такая либерализация столкнулась с тем, что все меньше людей соблюдают предписания и правила религиозного порядка, все равно причисляя себя до последователей той или иной религии.
Незыблемость авторитета
Данная черта характерна для большинства норм, но с развитием секулярных настроений и общего формирования критического подхода к религии (в т.ч. старым традициям и правилам) появилась тенденция ревизионизма — переосмысления. К примеру, эпоха Реформации во многом пересмотрела религиозные нормы и традиции (отвержение авторитета Папы Римского).
Устойчивость
Процессы введения новых норм или выведения старых из рамок вероучения являются сложными и неоднозначными. Такие изменения должны обосновываться исключительной важностью, актуальностью и пользой для самой религии. При этом некоторые нормы могут потерять свою общественную актуальность (например, религиозный брак в светских странах), но сохранять собственный значимый статус в рамках вероучения.
В силу этого, большинство норм носят оттенок древности и традиционности (то есть отсутствия прогрессивности или адаптивности к реалиям). Норму сложнее опровергнуть, если на нее имеются прямые указания или дословное отображение в священных текстах. И обратно — если правило нужно ввести, то чем больше имеется указаний на него в текстах, тем более обоснованным будет его добавление. Нормы зачастую не опровергаются, что свидетельствует о стабильности и авторитетности институтов религиозной власти и управления, а также истинности положений вероучений. Религиозные организации стремятся к оправданию и предоставлению обоснований тех или иных норм.
Если многие верующие православные редко ходят в храм и не участвуют в таинстве Евхаристии, это не означает, что необходимость (нормативность) таинства или посещения храма перестает существовать.
Религиозная мораль и право, соотношение
Религиозные нормы имеют тесную связь с религиозной моралью и ценностями. Так, некоторые нормы имеют характер морального воздержания (например заповеди). Нормы выступают идеализированной формой моральных предписаний и заповедей.
Цель норм — направление к духовному усовершенствованию (как его понимает та или иная конфессия). Выполнение норм обуславливается уровнем религиозной веры и соответствующими убеждениями относительно справедливости и истинности собственного вероисповедания. Нормы соответствуют нравственным принципам религиозной морали, то есть этического учения (концепции, доктрины) той или иной религии (конфессии). Цели религиозных норм — сверхъестественные, потусторонние. Цели права — мирские, ориентированные на обыденность.
Религиозная мораль и право, как разные точки зрения на регламентацию жизни верующего, тесно связанны между собой. Большое количество нынешних законов относительно прав, разрешений или запретов происходят из религиозных норм и воззрений. С точки зрения истории, религиозная мораль, в форме канонического права, отыгрывала важную роль в формировании норм права, длительное время подменяя последнее собой. Показательным есть не только опыт античной (с римской религией) и средневековой (с христианством во главе) Европы, но и стран Востока, где значительную роль в создании систем права отыгрывали, к примеру, буддизм, конфуцианство (управление государством), индуизм (кастовая система).
Понятие гражданского моногамного брака исходит из религиозных воззрений на необходимость закрепления союза между женщиной и мужчиной, а также морального осуждения полигамии христианством.
Таким образом, религиозная мораль существует параллельно праву, но может с ним взаимодействовать в рамках:
Религиозные организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) не признают институтов государственной власти, а потому не регистрируются как юридические лица во многих странах.
Характер взаимоотношения права и религиозной морали в пределах того или иного государства, а значит и правовой системы, зависит от типа государственно-конфессиональных отношений (кооперация, вражда, либеральная модель и т.п.).
Также показателен процесс кооперации норм права и религиозной морали в единичном сознании верующего человека. Это те моменты, когда последователь той или иной религии соотносит свои моральные ориентиры или принципы с существующим порядком.
Верующий христианин решает не воровать у другого, во-первых, потому что он чтит 10 Заповедей («Не укради» 7-ая), а во-вторых, потому что он гражданин своего государства и может быть наказан законом.
Примеры взаимодействия
Существует немало государств, где религиозные нормы и система права государства активно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Таким примером (в разных степенях уровня кооперации) могут служить не только многие страны, где ислам признан официальной религией, но и Израиль (признание иудейских институций (в т.ч. судов) как равнозначных государственным органам управления), Греция (исключительное влияние Элладской церкви на управление государства), Швейцария (в некоторых кантонах священники приравниваются к гос. служащим), Австрия (предоставление детям верующих обязательного религиозного образования в школах), США (запрет на аборты в отдельных штатах) и многие другие.
В древнем государстве Маурьев при правительстве императора-буддиста Ашоки в рамках законодательства была значительно ограничена охота на зверей, поскольку учение буддизма утверждает, что дхамма есть у всех живых существ.
В Пакистане существует закон относительно богохульства в адрес любой признанной в государстве религии, в т.ч. ислама. Так, одна из статей запрещает использование уничижительных замечаний (устных или письменных, прямо или косвенно) и тому подобного, что оскверняет имя Мухаммеда или другого Пророка. Виновного ждет наказание в форме смертной казни и штрафа. Судебное разбирательство возглавляет судья-мусульманин.
Разводом между евреями в Израиле занимается отдельный раввинатский суд. При этом, развод осуществляется по законам Галахи, и каждый супруг должен дать согласие на развод. Если же супруги принадлежат вместе к другой конфессии, тогда они должны обращаться в соответствующий религиозный суд — шариатский (если они мусульмане), католический и т.д.
Исторические и современные примеры религиозных норм
Нормы характеризуются высокой устойчивостью, однако в современности многие из них активно переосмысляются и переоформляются в соответствии с бытующими реалиями жизни. Под переосмыслением подразумевается не свободное решение верующего относительно выполнения тих или иных правил, но изменение реальной практики и отношений к доктринальным моментам и постулатам на общем уровне вероучения.
Существует относительно небольшое количество религиозных норм, которые были изъяты из канонического права. Примером таких могут служить постановления булл отдельных католических пап, которые позже утратили свою значимость. Также некоторые организации могут признавать ошибки относительно практики придерживания (реализации) тех или иных правил. К примеру, Папа Иоанн II приносил извинения за ошибки прошлого католического священства и церкви как таковой (в т.ч. инквизиции), не опровергая актуальности норм, которые послужили причинами того или иного действия.
Характер современности или историчности религиозных норм относится к их определенному осмыслению, толкованию и реальному выполнению в рамках той или иной эпохи, не меняя их сути и изложения.
После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. практика жертвоприношений иудеями была прервана, и не возобновлена до сих пор. Многие последователи неортодоксального иудаизма (реформистского) больше не упоминают о жертвах, последователи ортодоксальных направлений утверждают возобновление жертвоприношений с появлением нового Храма.
Католическая церковь с 2015 года разрешает женщинам, сделавшим аборт, осуществить покаяние, чтобы избежать наказания в форме отлучения от церкви. Также католики отдельно указывают условия, при которых аборт не будет считаться грехом (к примеру, медицинские показания). Запрет контрацепции же рассматривается как осуждение непродуктивного секса.
Многие страны Ближнего Востока пересматривают исламские запреты в отношении многих вопросов, в том числе относительно женщин и их прав. В 2005 году исламский комитет Саудовской Аравии запретил принудительный брак девушек, а в 2018 году вступил в действие декрет, разрешающий женщинам водить машину. В Ираке после 2018 года приобрела популярность акция протеста против ношения хиджабов. При этом не ношение хиджаба в Коране не рассматривается как нарушение.