Ритуальные услуги как бизнес

Требования законодательства в сфере оказания ритуальных услуг

Требования законодательства в сфере оказания ритуальных услуг

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области информирует об обязательных требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании ритуальных услуг.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, (ред. от 23.12.201) устанавливает, что ритуальные услуги (похоронные и мемориальные) относятся к разряду бытовых услуг (код 019500).

— потребителем ритуальной, мемориальной услуги является физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязанности по осуществлению погребения умершего или погибшего;

— исполнителем ритуальной, мемориальной услуги: организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела.

К одним из основных видов ритуальных услуг, в соответствии с п.2.3.6 и п. 2.3.8, относятся: подготовка тел к погребению (комплекс работ, проводимых с телом умершего или погибшего перед погребением), и парикмахерские работы (косметическая и стилистическая обработка тела умершего или погибшего, постижерные работы).

В связи с тем, что данные услуги относятся к разряду бытовых, на правоотношения, возникающие при оказании услуг населению (физическим лицам), распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

На основании статья 10 Закона исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

— наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг),

— цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг),

— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

— адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

— информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

— информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

— указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Перечисленная информация должна доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

— перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

— обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

— сроки оказания услуг (выполнения работ);

— данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

— гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

— цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

— сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Пункт 3 Правил устанавливает, что исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

— Правила оказания бытовых услуг;

— адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

— образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

— образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;

— перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

На основании п. 4 Правил, при оказании бытовых услуг (в т.ч. ритуальных) с потребителем должен заключаться Договор. Оформляется он в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

— цена услуги (работы);

— точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

— отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

— даты приема и исполнения заказа;

— гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

— другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

— должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Уважаемые потребители! В случае несоблюдения хозяйствующими субъектами, оказывающими ритуальные услуги, необходимо направить в адрес исполнителя письменную претензию. Получить консультацию по порядку оформления претензионных требований Вы можете по адресу: г. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, 5, Общественная приемная, телефон «горячей линии» 61-69-14.

Источник

Ритуальный бизнес: как зарабатывают похоронные бюро

Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть фото Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть картинку Ритуальные услуги как бизнес. Картинка про Ритуальные услуги как бизнес. Фото Ритуальные услуги как бизнес

Когда-то ритуальные услуги лицензировались, но потом лицензии отменили. Так, с 2004 года контроль над деятельностью ритуальных контор носит лишь уведомительный характер. Именно отмена лицензий привела к тому, что все обыватели заметили: их города наводнили вывески с траурными рамками, ритуальные фирмы на улицах города расплодились так, как когда-то расплодились аптеки.

Заняться ритуальным бизнесом сегодня может каждый желающий. Для этого не нужно беспокоиться ни о своём тарнспорте, ни о своём зале прощания, ни о личном штате работников – всё это на началах аутсорсинга берётся в аренду.

Что же остаётся предпринимателям? Им остаётся главная “головная боль” – найти клиента, то есть, покойника. За эти рынки (рынки информации о покойниках) между фирмами идёт настоящая война. Но об этом чуть позже.

Хотя новые компании открывают преимущественно бывшие сотрудники ритуальных агентств, этот бизнес всё равно всё ещё очень лёгок в организации (пока государство не принялось ужесточать меры). И всё же, даже сейчас в этом деле существуют свои трудности.

Трудности ритуального бизнеса

Низший сегмент ритуального рынка – это похороны с минимальным набором услуг. Средний чек таких самых дешёвых похорон (мы исключаем наидешёвейшие – социальные похороны, которыми ведает государство, Вы помните?) составляет сумму около 15 тысяч рублей.

Сразу скажем, такие похороны не дают бизнесу возможности развиваться. Бизнес может чувствовать себя хорошо, только когда к нему поступает много заказов “среднего чека”, а заказ среднего чека составляет от 20 до 60 тысяч рублей.

При огромном количестве игроков и низкой рентабельности бизнес развиваться не может – только удерживаться на плаву.

Что нужно делать в этом случае?

В этом случае есть возможность диверсификации бизнеса. Предприниматели обычно пытааются наладить собственное производство гробов или хотя бы памятников. Это представляется выгодным, поскольку необходимость отправлять клиентов к другим компаниям отпадает.

Как себя рекламируют представители ритуального бизнеса

Прредприниматели ритуального бизнеса и поставщики информации для них в основном нарушают закон «О коррупции» — допуская утечку служебной информации и совершая незаконную торговли данными.

Предприниматели от похоронного бизнеса налаживают тайные контакты с милицией и работниками больниц и поликлиник, которые и продают им информацию о состоявшейся смерти человека.

Ранее цена за такие услуги по доставке информации была в районе 5 тысяч рублей, сейчас эта цена уже в два раза выше.

Как пытаются бороться с незаконным оборотом информации власти?

В столичном “Департаменте потребительского рынка и услуг” не так давно состоялся первый выпуск студентов школы похоронных агентов. Это только первая ласточка. Вскоре чиновники намерены устроить поголовную аттестацию тех, кто уже занят в подобном бизнесе.

На сегодняшний день ритуальных агентов-профессионалов готовят всего два московских учебных заведения – университет сервиса, а также академия предпринимательства при правительстве Москвы.

Курс рассчитан на 160 часов. Студенты осваивают знания по основам похоронного законодательства, особенностям религиозных обрядов среди разных конфессий, преподают основы психологии. Экзамены принимают в мэрии города Москвы.

Можно констатировать, что в скором времени, в связи с ужесточением законодательства и непременным требованием диплома от похоронного агента – в недалёком будущем, вырастет рынок специфических образовательных услуг.

Ритуальные технологии: особенности производства

Следующая часть нашего обзора будет посвящена особенностям производства некоторых основных продуктов для ритуальной отрасли. Речь пойдё т о гробах, памятниках, венках и фотографиях для памятников.

Ритуальный бизнес: производство гробов

Для обивки стандартного гроба, обычно требуется 7—8 погонных метров ткани

Вообще, обычный деревянный гроб может быть изготовлен в любой плотницкой мастерской. При этом рабочими используются инструменты и технологии из обычного мебельного производства.

К бизнесу можно подойти ещё проще: мелкий производитель гробов это часто всего лишь сборщик, покупающий готовые составляющие гроба и соединяющий их воедино.

Гроб базируется на трёх основных комплектующих: корпус, постель и ручки с аксессуарами

Если гроб металлический, то техпроцесс его изготовления становится несколько сложнее.

Для изготовления металлического гроба используется вырубной пресс, с помощью которого рабочий из больших листов вырубает отдельные детали. Готовые “заготовки” затем подаются на штамп, который придаёт им необходимую окончательную форму. Затем готовые части корпуса гроба свариваются, и в самом конце техпроцесса добавляется так называемая постель

Особенности транспортировки любого гроба

Гробы очень легко поцарапать при транспортировке на склад, поэтому нужно позаботиться об их надлежащей упаковке. Гроб оборачивается в большие листы упаковочной бумаги. Углам гроба (наиболее уязвимой к повреждениям части) обязательно придаётся дополнительное уплотнение.

После первой упаковки гроб помещается в прозрачный пластиковый “карман”. Затем гроб в третий раз со всех сторон оборачивается в пластик и затем помещают в упаковочный целлофан.

Перед отгрузкой гроб ещё раз окончательно заворачивают в мягкую и толстую одеяльную фланель.

Ритуальный бизнес: изготовление и установка памятников

Прооцесс установки памятников:

Памятники из гранитополимера

Штыковая лопата
Молоток
Мастерок
Уровень
Ведро на 10 литров

Установка обелиска и подставки под обелиск

1. На месте где будет установлена подставка и обелиск, необходимо убрать землю на глубину, соответствующую толщине тротуарной плитки.

2. Положить 2 тротуарные плитки на расстоянии 20см друг от друга.
Поместить на них подставку. Выровнять подставку по уровню.

3. Приготовить 1 ведро жидкого раствора. Залить раствор в подставку через отверстие.

4. Засыпать подставку керамзитом, щебнем или песком, оставив в верхней части пространство под 0,5 ведра раствора.

5. Через то же отверстие забить в землю профиль или трубу o20-30мм,
длиной 1200мм, крест-накрест.

6. Приготовить 0,5 ведра жидкого раствора. Залить раствор в подставку через отверстие.

7. Приготовить 1 ведро густого раствора. Перевернуть обелиск и залить раствор внутрь. Затем обелиск необходимо быстро и аккуратно перевернуть и установить на подставку.

Эта работа выполняется двумя рабочими – в четыре руки. После этого необходимо постучать ладонью по передней и задней стенкам обелиска, чтобы добиться перемещения всего раствора вниз. Наконец, выровнять обелиск по центру подставки, после чего протереть обелиск и подставку мягкой ветошью.

Памятник из натурального камня

Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть фото Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть картинку Ритуальные услуги как бизнес. Картинка про Ритуальные услуги как бизнес. Фото Ритуальные услуги как бизнесРасходные материалы:

Щебень;
Пескобетон;
Профиль (швеллер) (o от 40 до 100 мм);
Профиль (труба) (o от 20 до 30 мм);
Готовая клеевая смесь;
Доски для опалубки;
Металлический штырь.

Штыковая лопата
Молоток
Мастерок
Уровень
Ёмкость (10-50л)

1) Убрать землю на глубину 20-40 см и шире размера подставки по периметру на 20-40 см;

2) Приготовить бетон и заполнить углубление до уровня земли;

3) Проложить профиль, выставить по уровню, сверху накрыть раствором;

4) Установить подставку на раствор, проверить по уровню;

5) Выкопать канавку по периметру цветника;

6) Насыпать в канавку щебень чуть ниже уровня земли;

7) Проложить профили или трубы, выставить по уровню;

8) Установить бруски цветника, проверить по уровню;

9) Установить опалубку по периметру цветника и залить в неё раствор;

10) Подставку и цветник оставить до полного высыхания раствора (от 1 до 3-х суток);

11) Приготовить клеевую смесь (1 часть воды, 1 часть клея ПВА, смешать, добавить цемент до получения консистенции густой сметаны);

12) Вставить металлический штырь в подставку;

13) Положить клеевую смесь на подставку или в прорезь подставки;

14) При помощи деревянных брусков установить обелиск на подставку;

15) Сразу после установки влажной ветошью удалить лишний клеевой раствор.

Количество и размеры расходных материалов, бетонной подушки и цементной стяжки зависят от габаритов комплекта памятника, а также от типа грунта.

Изготовление фотоовалов из акрила

Изготовление фотографий на ритуальный памятник – идеальное занятие для малого бизнеса, не требующее почти никаких первоначальных вложений. Мы предлагаем Вашему вниманию практически пошаговую технологию изготовления ритуальной фотографии для крепления на памятник:

Исходную фотографию отсканировать, обработать в программе “Фотошоп” (уменьшить размер изображения до 3 см по ширине). Для этого Вам пригодится плагин Akvis Coloriage

Перевести чёрно – белое изображение в цветное (по требованию клиента) в том же плагине.

Увеличить размер изображения до 10 х 15 см и распечатать на спецбумаге Epson

Из прямоугольного снимка вырезать овал,

Нанести на обратную сторону фотографии – овала клей – карандаш

Приклеить фото на чёрный овал.

Накрыть сверху прозрачной половинкой овала и обезжирить места для склеивания.

Заполнить паз между половинками овалов клеем из термопистолета.

Заклеить отверстия под крепление овала скотчем.

Перевернуть овал и заполнить отверстия под саморезы клеем “с горкой”.

После затвердевания клея (необходимо выдержать 5 минут) канцелярским ножом срезать излишки клея с фронтальной и задней частей овала.

Протереть места со следами клея ацетоном или специальным растворителем для акрила (“Cosmofen”).

Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть фото Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть картинку Ритуальные услуги как бизнес. Картинка про Ритуальные услуги как бизнес. Фото Ритуальные услуги как бизнес

Вот и подошёл к концу наш краткий обзор ситуации на современном рынке ритуальных услуг, а также описания некоторых простых технологий производства продуктов, связанных с ритуальным бизнесом.

Последние тренды в ритуальной индустрии

Напоследок хочется заметить, что последним трендом современных ритуальных салонов, своеобразным “маст-хэвом” является устройство, называемое – сингуматор.

Сингуматор- это специальный “лифт”, устройство для плавного опускания гроба в могилу. Сингуматоры бывают механические и автоматические, бюджетным вариантом является сингуматор механический.

Однако пока ещё местные отечественные “гробовщики” вполне обходятся без какого-либо сингуматора, опуская гробы вручную, но это всё больше становится дурным тоном, особенно на похоронах среднего ценового сегмента, не говоря уже о похоронах вип-класса.

Источник

Готовый бизнес-план похоронного агентства

640 000 ₽
395 000 ₽
6 месяцев

Разбираемся, сколько денег нужно, чтобы открыть похоронное агентство, и как быстро окупится такой бизнес.

Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть фото Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть картинку Ритуальные услуги как бизнес. Картинка про Ритуальные услуги как бизнес. Фото Ритуальные услуги как бизнес

Как работает похоронный бизнес

Похоронные агентства работают в трех форматах:

Чаще всего встречается формат агентства, потому что похоронный дом — это дорого, а открыть агентство легче и дешевле. Агентства предлагают разные услуги, вот основные:

Список услуг зависит от города: в маленьком райцентре это может быть только продажа гроба и перевозка на кладбище, а в городах побольше — всё в комплексе.

Большинство агентств покупают информацию об умерших людях у сотрудников скорой помощи, полиции, МЧС, санитарок в больницах, старших по подъездам, местных жителей. Агентства зарабатывают на том, чтобы позвонить родственникам первыми, предложить свои услуги и убедить работать с ними. По опыту, позвонить могут и десять, и тридцать агентств.

Это незаконно, а еще хорошие агентства не будут так делать. Мы считаем бизнес-план для похоронного агентства, которое работает по закону.

640 000 ₽ — инвестиции в похоронное агентство

Чтобы открыть похоронное агентство, нужно оформить ИП или юрлицо, арендовать помещение, сделать там ремонт, закупить мебель и оборудование. Рассказываем подробнее о каждом пункте.

Регистрация. Для похоронного агентства выгоднее зарегистрировать ИП и купить патент. Например, в Липецке патент на восемь месяцев 2021 года, с мая по декабрь, обойдется в 10 000 рублей.

ИП также нужно оплатить взносы на медицинское и пенсионное страхование на себя: в 2021 году это 40 874 рубля.

Аренда. По опыту, люди боятся темы смерти, поэтому арендовать помещение для похоронного агентства сложнее, чем для продуктового магазина. Нередко арендодатели отказывают, когда узнают, что хотят открыть.

Если агентство покупает информацию, ему всё равно, где оно находится. Цивилизованному агентству важно, чтобы рядом проходил поток людей, были остановки общественного транспорта и парковка, удобный подход, можно было сделать наружную рекламу. Агентство может находиться рядом с загсом, городским моргом, кладбищем или центральной больницей.

Размеры помещения могут быть разными — зависит от того, будет ли это просто офис или офис вместе с торговым залом. Мы возьмем 150 м² и зонируем их на клиентскую зону, офис, торговый зал и подсобное помещение. Такое помещение в городе-немиллионнике обойдется в среднем в 50 000 — 100 000 рублей в месяц.

Ремонт. Помещение лучше выбирать не с голыми бетонными стенами, а с готовым косметическим ремонтом. Возможно, потребуется обновить освещение, покрасить стены или поклеить обои. Заложим на это еще 100 000 рублей.

Мебель и техника. Часто агентства не покупают мебель для торгового зала, а выставляют товары, например венки, просто у стены. Лучше же заказать подставки, стойки и стеллажи, чтобы расставить товары как надо. Например, подставка под гроб стоит 2000 рублей, а стеллаж под урны — 10 000 рублей. В целом это обойдется примерно в 100 000 рублей.

Также потребуется купить комплект офисной мебели и техники: столы, стулья, компьютер, принтер. Можно взять дешевле, если покупать подержанную. Заложим на это еще 50 000 рублей.

Кроме этого, в похоронном агентстве может быть специальное оборудование — это зависит от того, какие услуги агентство оказывает. Например, будет ли печатать траурные ленты, если да, то нужен принтер, который стоит 40 000 рублей. Будет ли у агентства свой сингуматор — ритуальный лифт, который опускает гроб в могилу и стоит 150 000 рублей.

Источник

Цифровизация поможет повысить качество ритуальных услуг

Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть фото Ритуальные услуги как бизнес. Смотреть картинку Ритуальные услуги как бизнес. Картинка про Ритуальные услуги как бизнес. Фото Ритуальные услуги как бизнес

Артем Юрьевич, есть мнение, что рынок ритуальных услуг является серым и криминальным. Так ли это на самом деле?

Какие еще проблемы испытывает рынок?

Как идет этот процесс?

Артем Манилов: Он только набирает ход. Например, наш проект помогает взаимодействовать участникам рынка. Но основные проблемы надо решать фундаментально. Если базовые услуги, регулируемые государством, будут переведены в электронный вид, это поможет искоренить коррупцию, как это произошло в других сферах. Представьте, что оформление разрешения на захоронение, установка надмогильных плит, выбор и предоставление участка на кладбище появляется на портале Госуслуг. Никто больше не сможет на кладбище или в морге что-то «посоветовать» и попросить. Не придется встречаться лично, договариваться, так как все услуги можно будет быстро и удобно получить на портале Госулуг. Кстати, на портале уже создан пилотный проект «Утрата близкого человека». Когда этот сервис наполнится функционалом, то часть проблем отпадет сама собой.

А как быть с продажей информации об умерших?

Вместе с единомышленниками вы основали онлайн-сервис «Честный Агент». Это был первый в своем роде стартап. Как вы пришли к этой идее?

В чем суть вашего проекта?

Легко ли было начинать? Как приняли вас на рынке?

В 2020 году из-за пандемии коронавируса вводились ограничения. Изменил ли этот год отношение к цифровизации рынка ритуальных услуг?

Артем Манилов: Безусловно, отношение изменилось как со стороны агентов, так и со стороны простых граждан. Остро мы это ощутили в мае-июне. Появились и запросы на новые услуги. Например, агенты обзавелись электронными каталогами, чтобы без личных встреч в режиме онлайн показывать своим клиентам все, начиная от места на кладбище и заканчивая выбором памятника или оградки. В режиме онлайн можно заказать услуги по благоустройству захоронения. Если у кого-то нет возможности лично ухаживать за могилой родственника, то можно дистанционно заказать, чтобы отремонтировали оградку или положили на могилу цветы. Порядка 400-500 заказов в этом году были оформлены именно так. Кстати, если раньше нашим приложением пользовалось ограниченное число агентов, то сейчас большинство из них его подключило.

Возможен ли выход российской ритуальной интернет-компании на международный рынок?

Источник

Путеводитель по похоронам. Сколько стоит умереть в 2020 году

От 40 000 до 100 000 рублей тратит большинство россиян на похороны близких. Но иногда приходится выкладывать заметно больше, особенно если человек умер вдали от дома или с ним хотят проститься по-особенному. «Секрет фирмы» выяснил, из чего складывается похоронный бюджет, как распознать ритуальную мафию и можно ли проводить человека в последний путь бесплатно.

Отбиться от чёрных агентов

У родственников есть два варианта: организовать похороны самостоятельно или обратиться к ритуальному агенту, или похоронному директор. Он берёт на себя организацию всего ритуального процесса.

Услуги таких агентов стоят в среднем 2000 — 10 000 рублей, рассказали «Секрету» представители рынка. Однако часто родственники умершего даже не успевают дозвониться до официального похоронного директора: агенты сами начинают им звонить практически сразу после того, как госслужбы узнают о смерти человека.

«Нам позвонили, когда за телом ещё не приехали из морга, — рассказывает пиар-тренер Ирина Сметанкина из Москвы. — Это был жёсткий момент, потому что человек только что умер, все были в шоке». У московского писателя Александра Попова произошла похожая ситуация: когда скончался его отец, представители ритуального агентства были на пороге квартиры примерно через 20 минут. «Мы даже не успели никому позвонить, кроме полиции», — рассказывает мужчина.

О том, что информацию об умерших сливают за деньги чёрным агентам, неоднократно писали СМИ. Например, летом 2017 года в Костроме задержали полицейского, который продавал адреса усопших похоронным бюро. Он получил три года колонии условно, и ему запретили работать в органах. Также информацию о смертях иногда продают сотрудники скорой и больниц.

По словам директора похоронного дома Ильи Болтунова, российский рынок агентских ритуальных услуг разделен следующим образом:

Насколько дороже окажутся услуги чёрных агентов, зависит от того, как они оценивают благосостояние клиентов и за сколько они купили информацию о смерти. В регионах эти сведения можно купить за 5000 — 10 000 рублей, в Москве за 15 000 — 25 000 рублей, говорит Болтунов. Это минимальная сумма, которую переплачивает клиент.

Морг и бальзамирование

Тело умершего доставляют в морг бесплатно. Делает это специальная служба по вызову медиков и полицейских. Там тело бесплатно помоют, оденут и поместят в гроб. А вот посмертный макияж и бальзамирование — это платные услуги.

«Цена зависит от города, сложности случая, объёма работ и от самого танатопрактика, конечно. Поэтому точные расценки назвать сложно. В Москве, например, услуги танатопрактика стоят от 5000 рублей», — говорит танатопрактик (бальзамировщик) Оксана Томилина.

По словам Томилиной, её средний чек — 10 000 рублей. В эту сумму входят бальзамирование, удаление жидкостей из тела и базовая косметика. «Бывает, что люди заказывают только косметику или только бальзам. Соответственно, цена будет ниже, — рассказывает Оксана. — Дороже, когда тела по две, две с половиной недели скитаются из одного самолёта в другой, стоят на жаре, потом ожидают неделю, пока соберутся все родственники. Это совсем другой уровень сложности».

Если тело покойного в хорошем состоянии, танатопрактик может воспользоваться обычной декоративной косметикой. Но если тело умершего начинает гнить и темнеет цвет кожи, тональным кремом не обойтись. Цены на средства для танатопрактик выше, чем на элитную косметику Dior и Chanel: наборы стоят от 18 000 до 28 000 рублей.

«Танатокосметика способна замаскировать гниение, — резюмирует Томилина. — Также иногда в ход идёт театральный грим».

Что делать, если человек умер в другом городе

«Гроб делали в Белоруссии. Там же провели вскрытие и установили причину смерти. Дали справку о смерти — это тоже важный и нужный для захоронения документ, — рассказывает Ирина. — Тело тёти положили в гроб, погрузили в нашу машину ВАЗ-2104 — в ней же тётя приехала на отдых в качестве пассажира».

Личная машина — не единственный способ перевезти груз 200. Можно заказать катафалк. По данным одной из похоронных компаний, за вызов такой спецмашины надо заплатить 11 000 рублей, далее включается счётчик — 55 рублей за километр (обратный путь оплачивать не нужно). В итоге, например, за транспортировку гроба из Костромы в Москву (около 350 км) придётся отдать около 30 000 рублей.

Тело в родной город или регион также можно доставить на поезде или самолёте. По правилам, транспортировать труп нужно в цинковом гробу (защищён от попадания кислорода, что замедляет процесс распада тела). По данным похоронных бюро, такой ящик стоит около 10 000 рублей. Вместе с оформлением всех документов, герметизацией гроба и доставкой до вокзала или аэропорта набегает минимум 23 000 рублей + нужно оплатить место в багажном вагоне или отделении самолёта.

«Мы регулярно отправляем самолётом груз 200 в Болгарию: у нас есть контракт с болгарскими партнёрами, — рассказывает Илья Болтунов. — Иногда тело можно переправить за 40 000 рублей, иногда за 80 000 рублей, в зависимости от цены билета и веса тела».

Дешевле транспортировать урну с прахом. Часто авиакомпании рассматривают её как ручную кладь, поэтому не берут за транспортировку дополнительную плату, говорит Болтунов. «Иногда урну сдают в багаж. В целом доставка в урне — самый лёгкий и недорогой способ транспортировки груза 200», — объясняет эксперт.

Отдельный случай, если человек умер в глухом отдалённом месте. Тогда возвращение трупа на родину может стоить больше миллиона рублей. Чем экзотичнее место смерти, тем сложнее найти умершего и вернуть его тело. А иногда это и вовсе невозможно.

Болтунов рассказывает, что альпинисты, погибшие на Эвересте, чаще всего остаются там — снаряжать экспедицию за ними опасно: «У моих знакомых близкий друг погиб в горах — сорвался. Мои друзья собрали деньги, заказали самолёт, команду альпинистов и смогли найти труп. Но тело оттуда доставать никакие спасатели не поедут. В основном люди, погибшие в высокогорной местности, остаются там навсегда».

Чтобы близкие не попали на деньги, перед путешествием можно застраховать свою жизнь и включить в страховку расходы на груз 200. Это важно: не во всех страховых полисах по умолчанию есть этот пункт. Копию полиса следует оставить близким.

Как хоронить человека

Есть два стандартных варианта похорон: погребение и кремация. По данным опроса института общественного мнения «Анкетолог», в 89% случаев родственники выбирают традиционный тип погребения усопшего — на кладбище, в 11% — кремацию. Стоимость кремации в Москве начинается от 25 000 рублей. Что делать с прахом дальше, зависит от пожеланий покойного и его родственников.

Например, можно организовать «космическое погребение» — отправить урну в стратосферу. Российский стартап Spaceway запускает зонд с прахом умершего на высоту 25 км. После этого нижняя крышка зонда открывается и прах рассеивается. В Spaceway утверждают, что частички праха, возможно, попадают в открытый космос. Родные умершего могут следить за процессом в прямом эфире: церемония транслируется с двух камер. Стоимость услуги — 350 000 рублей.

Первые 40 дней урну с прахом держат в крематории бесплатно, затем за каждые сутки хранения надо платить от 20 до 50 рублей. Бывает так, что за прахом так никто и не приходит, тогда через год его хоронят в общей могиле.

Погребение — более традиционный и сложный способ похорон. Нужно продумать множество деталей: каким будет гроб, где хоронить умершего, как организовать церемонию прощания.

Цены на захоронение разнятся. В Москве самый дешёвый вариант обойдётся примерно в 25 000 рублей. В эту сумму входят деревянный гроб, обитый тканью, металлический крест, шёлковые тапочки, покрывало и подушка, а ещё доставка к месту погребения.

Часть затрат на погребение компенсирует государство. Общефедеральное пособие с февраля 2020 года — 6125 рублей, но в некоторых городах местные власти устанавливают повышенные выплаты.

Есть вариант похоронить человека и вовсе бесплатно. Это возможно, если умерший:

Государство предоставит гроб и минимум атрибутики. Похороны будут скромные: общие затраты не должны превышать 17 740 рублей.

Прощание с покойным

В морг нужно привезти необходимую атрибутику: гроб, одежду и т. д. Для этого приходится заказывать коммерческий транспорт.

Из морга тело отвозят в церковь на отпевание или в траурный зал. Цены на аренду таких залов могут отличаться в зависимости от города. Например, в Москве можно арендовать помещение при Николо-Архангельском кладбище за 450 рублей в час.

Если нужно организовать церемонию прощания на несколько сотен человек, лучше подумать о «гражданских» площадках — например, снять лофт или другое помещение и подготовить его для прощания с покойным.

Если родственники заказывают отпевание усопшего, то им нужно сделать «добровольное пожертвование». Его величина зависит от того, где будет происходить обряд: в московских храмах — в пределах 2000–7000 рублей, при морге или крематории — порядка 4000 рублей.

В траурный зал и на кладбище тело возят в катафалках. Аренда «Газели» в Москве обойдётся в 2000 рублей в час, а катафалк «повышенной комфортности» Mercedes Sprinter — в 14 000 рублей в час.

Выбор могилы

По закону участок на кладбище можно получить бесплатно. Для этого достаточно предоставить свидетельство о смерти.

В Москве бесплатно похоронить человека можно:

Но бесплатный участок далеко не всегда бывает хорошим: например, могут предоставить место в низине, где часто скапливается вода.

Если кладбище не закрытое, места на нём, как правило, продаются на аукционах. Приобрести их можно заранее. Фактически это не покупка, а приобретение права на бессрочную аренду земли.

Чтобы получить место для захоронения, нужно выбрать один из доступных участков — в Москве они внесены в электронный реестр. Дальше нужно поучаствовать в открытом аукционе. Начальная стоимость участка на московском Калитниковском кладбище для захоронения урны на момент написания статьи — больше 125 000 рублей, а минимальная цена на родовой участок (для нескольких членов семьи) в Москве — около 60 000 рублей.

Если человек хочет купить участок, ему нужно аккредитоваться для участия в торгах и иметь задаток — 20% от начальной цены. Эта сумма должна быть на банковском счету. По правилам на торгах побеждает тот, кто предложит максимальную сумму.

В интернете встречаются истории людей, которые купили участок без торгов — нелегально. Илья Болтунов объясняет, как происходит незаконная торговля участками: «Есть люди, которые работают на кладбищах. Когда к ним приходят с просьбой выделить участок, они могут сказать: «За хорошее место нужно доплатить». Суммы бывают разные. В регионе это может стоить 10 000 рублей. В Москве дороже — до 500 000 рублей. Официально продажа участка оформляется как предоставление комплекса услуг по захоронению. Но по факту вы покупаете участок».

С захоронениями в семейные могилы тоже иногда возникают сложности. Например, когда не удаётся доказать, что усопший — родственник тех, кто лежит на семейном участке. Ирина Сметанкина столкнулась с этой проблемой. Когда она привезла тело своей тёти в Москву, выяснилось, что похоронить её будет непросто.

«Мы хотели, чтобы тётя была похоронена рядом с родственниками на Пятницком кладбище. Но мы узнали, что у нас проблема с документами, — говорит Сметанкина. — Дело в том, что одного из членов расстреляли во времена сталинских репрессий 30-х. Всю информацию про деда как будто выжгли из истории. Тётя, чтобы спасти себя и детей, в паспортном столе сменила две буквы в фамилии».

В итоге фамилия усопшей не совпадала с фамилией родственников, которые были похоронены на Пятницком кладбище. Эти нюансы Ирина узнала уже после того, как её тётя умерла. По её словам, их с мужем «обуял ужас». В итоге тётю хоронили пять дней вместо стандартных трёх — всё это время родственникам приходилось улаживать бюрократические проблемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *