Родоначальник менеджмента как науки

История развития менеджмента: коротко о главном

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

Древний период

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

Основные принципы данной системы управления:

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

Школа человеческих отношений

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

90-е годы XX века

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.

Источник

История развития менеджмента как науки (История возникновения менеджмента)

Содержание:

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

История возникновения менеджмента

Почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует.

И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.

1. Одна из основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.

2. Разделение труда тесно связано с другим фактором — технологическим усложнением процесса производства. По мере того, как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции определенным образом распределялись между участниками производственного процесса.

3. Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:

I период – древний период;

II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);

III период – период систематизации (1856–1960 гг.).

IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).

Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возьмём, к примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Средние века

В средние века (V-ХVI вв.), включающие в себя более чем тысячелетнюю эпоху наиболее значимыми фигурами в плане исследуемой темы, оставившими после себя заметный след в области социального управления, являются флорентийский государственный деятель и ученый Н. Макиавелли и социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

Период с ХVII в. по ХIХ в. явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучной управленческой мысли. Наиболее весомый вклад в становление теории управления внесли преимущественно английские философы, экономисты и практики.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Однако как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX—XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посветили самостоятельную дисциплину? Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества.

Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат

IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Источники:

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

ВЫДАЮЩИЕСЯ ОСНОВАТЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ансофф Игорь (Igor Ansoff) родился в России в 1918 г., америка­нец, автор знаменитой работы «Корпоративная стратегия» (1965). Серьезная, аналитическая и сложная книга оказала очень сильное влия­ние на мир бизнеса. Именно она сделала стратегию значительно более важной чем прежде. Затем последовали «Стратегический менеджмент» (1979) и «Внедрение стратегического менеджмента» (1984). Зная о неоднородных успехах стратегического планирования, Ансофф затра­тил 11 лет на эмпирическую проверку предложенной им «парадигмы обеспечения успеха». Эта парадигма была опробована на более чем 500 компаниях в США, Японии, Индонезии, Алжире, Австралии и Эфиопии. Статистические результаты полностью подтвердили рабо­тоспособность парадигмы.

Вебер Макс (Weber Max) (1864—1920) — известный немецкий социолог, историк, экономист, юрист. Был профессором политэконо­мии в университетах Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Рассматри­вая становление западноевропейского капитализма, решающую роль в его становлении Вебер отводил протестантизму, что нашло отраже­ние в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905). Вебер — сторонник идеи рациональности в менеджменте. Наибольший интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управ­ленческих решений. Эти идеи изложены в книге «Теория социальной и экономической организации» (1921). Он сформулировал принципы так называемых бюрократических методов управления кадрами (четко определенные должностные обязанности, определение иерархии вза­имодействий, формальные единообразные процедуры в практике управления, соблюдение единого регламента, строгий отбор кандида­тов, периодическая аттестация и пр.); высоко оценивал возможности бюрократии и считал развитие бюрократии положительной перспек­тивой исторического процесса. По Веберу, идеальный тип бюрократической организации применительно к органам государственного управ­ления обладает рядом свойств, а именно: управленческая деятельность осуществляется постоянно; установлена сфера власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления; иерархия образу­ет основной принцип контроля за чиновниками; чиновники отделены от собственности на средства производства; управленческая деятельность считается особой профессией; управленческие функции документируются; в управлении господствует принцип безличности.

Гастев Алексей Капитонович (1882—1941) — русский ученый, общественный деятель, поэт.

В 1919 г. организовал «Школу социально-инженерных наук», в 1920 г. возглавил Центральный институт труда (ЦИТ), которым руководил до 1938 г. В институте разрабатывались методы анализа и обучения трудовым процессам, приемы организации труда и реконструкции производ­ства.

Среди работ А. К. Гастева по организации труда следует назвать следующие: «Как надо работать» (1923), «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1928), «Установка производства методом ЦИТ» (1929) и др.

Гастев подчеркивал, что наиболее производительным трудом, спо­собным обеспечить необходимое ускорение технического прогресса, яв­ляется творческий труд рабочих, стремление совершенствовать произ­водственные процессы. Он писал, что «самая совершенная машина не помогает, если не родится новый тип рабочего, который всей душой будет предан этой машине, который тенденцию машинизма будет рас­пространять на всякий болт, на всякую чурку и будет стремиться из всего самого несовершенного сделать совершенное». И еще: «Мы про­водим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жиз­ненной школой».

Труды А. К. Гастева представляют значительный научный и прак­тический интерес, разработанные им предложения и рекомендации не потеряли актуального значения до настоящего времени.

Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть фото Родоначальник менеджмента как науки. Смотреть картинку Родоначальник менеджмента как науки. Картинка про Родоначальник менеджмента как науки. Фото Родоначальник менеджмента как науки

Гилбрет Лилиан (Gilbreth Lilian) (1878—1972) — американский психолог, жена Френка Гилбрета. Проводила экспериментальные и тео­ретические исследования в области менеджмента, посвященные воп­росам управления кадрами, их научного подбора, расстановки, подго­товки. В 1915 г. стала первой в истории США женщиной, получившей степень доктора психологии. На ряде американских предприятий при поддержке Гилбрет были открыты школы по работе с персоналом, где проводилась систематическая подготовка инструкторов по НОТ, про­пагандировалась мотивация труда на основании вознаграждения и ува­жения личности.

Гилбрет Фрэнк (Gilbreth Frank)(1868—1924) — американский специалист по управлению производством, один из основоположни­ков научного менеджмента, современник Ф. Тейлора, автор книг «Изу­чение движений» (1912), «Изучение усталости» (1921), «Прикладное изучение движений» (1925). Исследовал оптимальные способы выпол­нения работы с использованием элементарных движений, впервые применив для этих целей фотоаппаратуру, кинокамеру, микрохроно­метр. Создатель микроэлементного нормирования («терблинг-подхода»), имевшего решающее значение для дальнейшего развития норми­рования труда. Следуя за Тейлором, разработал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого (целе­сообразное устройство рабочих мест, рациональные способы подачи материалов и пр.). Главные труды Гилбрета (часть их написана совмест­но с женой — Лилианой Гилбрет): «Изучение движений» (1911), «Начала научного управления» (1912), «Факторы утомляемости» (1916), «Практическое применение движений» (1917).

Друкер Питер Фердинанд (Drucker Peter Ferdinand) (p. 1909) — американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, «крестный отец» современного менеджмента.

Друкер заявил о себе как ведущий теоретик так называемой эмпи­рической школы в индустриальной социологии, которая претендовала на синтез «классической» школы управления (менеджмента) с доктри­ной «человеческих отношений».

Для Друкера характерен «менеджериальный редукционизм»: све­дение проблем современного развития к проблемам управления обще­ством, понимаемым аналогично крупной корпорации. Управление, под­черкивает Друкер, — это особый вид деятельности, превращающий не­организованную толпу в эффективную целенаправленную группу. Со­временное общество, по Друкеру, — это плюралистическое «общество организаций, все большее число членов которых становятся менедже­рами и «профессионалами знания». Отсюда выводится ведущая роль в современной жизни менеджмента, который — в противоположность тех­нократии, — связывая своей деятельностью все социальные институты воедино, должен идти дальше непосредственной выгоды, делая челове­ческую жизнь плодотворной и формируя новое качество жизни обще­ства и экономики, общины и индивида.

Друкер считал, что основные усилия менеджеров, организаторов производства должны быть направлены на создание системы заинтере­сованности, формирование и совершенствование эффективной мотива­ции труда. На уровне предприятий это проявляется прежде всего в опла­те труда и достижении каждым работником удовлетворенности трудом. Конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, отмечает Друкер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство. В этой связи он формулирует основы ситуационного подхода к управлению: необходи­мость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управ­ленческих решений. Друкер рассматривает ситуационную теорию в ка­честве объединяющей концепции, ратует за превращение ее в основопо­лагающий принцип управленческого мышления, а также подготовки и переподготовки управленческих кадров.

Друкер выступает против представлений о том, что только ЭВМ призвана сыграть решающую роль в научной организации управления. Он занимает осторожную позицию и в отношении профессионализа­ции управления, указывая, что «творческая сущность» деятельности менеджера, которая всегда остается в значительной мере искусством, исключает возможность чисто научного решения ее специфических задач.

Основные работы Друкера: «Практика управления», «Новое обще­ство», «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, экономике и бизнесе, в обще­стве и мировоззрении».

Питер Друкер — американец, наиболее влиятельный мыслитель XX в. в области менедж­мента, автор многочисленных трудов. В работах Друкера особенно примечательна способность выявлять новые тренды в развитии органи­заций и общества. Его идеи почти всегда подхватываются другими. Так, Друкер призывал к менее иерархическим структурам и более «тощим» организациям еще в 60-е годы XX в. и снова вернулся к этой проблеме в 80-е годы, хотя в мир менеджмента эти идеи вошли только в 90-е годы. Наиболее известные работы: «Практика менеджмента», «Управ­ление для получения результатов», «Управление в турбулентные вре­мена», «Концепция корпорации» и др.

Карнеги Дейл (1888—1955) — известный американский специа­лист в области управления, ораторского искусства и человеческих взаи­моотношений. В 1906 г., еще будучи студентом предпоследнего курса педагогического колледжа, Карнеги начал читать публичные лекции по ораторскому искусству и системе «человеческих отношений» студентам колледжа. Вскоре завоевал все высшие награды колледжа за свои лек­ции. По окончании колледжа он продолжал свои публичные выступле­ния перед самой разной аудиторией.

В 1936 г. Карнеги выпустил книгу «Как завоевать друзей и оказы­вать влияние на людей». Она сразу же стала чрезвычайно популярной, а имя автора — известным почти в каждом американском доме. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги, за гра­ницей ее издали на 14 языках. Книга стала бестселлером. Спустя 30 лет, в 1966 г., в 863 городах США и Канады и в 51 городе других стран читался курс лекций по книге Карнеги.

Карнеги разработал ряд принципов (правил) общения людей меж­ду собой. Они важны и для менеджера. Приведем некоторые из них. Вот шесть его принципов, соблюдение которых позволяет «понравиться людям»: «Искренне интересуйтесь другими людьми; улыбайтесь; по­мните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе; говорите о том, что интересует вашего собеседника; внушайте вашему собеседнику сознание его значительно­сти и делайте это искренне».

Лайкерт Ренсис (Likert Rensis) (1903—1981) — американский социолог. Разработал структуру идеальной, по его мнению, организа­ции менеджмента на предприятии. В числе ее основных характеристик: а) стиль руководства, при котором руководитель демонстрирует свое доверие и уверенность в подчиненных; б) мотивация, основанная на стремлении руководителей поощрять подчиненных, вовлекая их в активную работу, используя групповые формы деятельности; в) ком­муникации, где потоки информации направлены во все стороны и рас­пределены между всеми уровнями; г) принятие решений характеризу­ется тем, что они утверждаются на всех уровнях с участием всех членов организации; д) цели организации, установленные путем группового обсуждения, что должно снять скрытое противодействие этим целям; е) контроль, функции которого не сконцентрированы в одном центре, а распределены между многими участниками.

Левин Курт (Levin Kurt) (1890—1947) — немецкий психолог, с 1932 г. работал в США. В 1935 г. основал в Гарвардском университете Центр групповой динамики, в 1946 г. в Энн-Арборском университете (Мичиган) — Институт социологических исследований. Разработал концепцию личности, в основе которой — заимствованное из физики понятие «поля» (единство личности и ее окружение). Один из осново­положников экспериментального исследования мотивации и психо­логии групп (групповой динамики). Исследовал эффективные стили лидерства и выявил три классических стиля руководства (авторитар­ный, демократический, нейтральный). Исследования Левина заложи­ли основу для поисков учеными бихевиористской школы стиля пове­дения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности трудом. Внес значительный вклад в развитие психологии малых групп.

Маслоу Абрахам (Maslow Abraham) (1900—1970) — американ­ский психолог, один из лидеров «Гуманистической психологии», автор книги «Мотивация и личность» (1954), посвященной проблемам мотивации и удовлетворенности потребностей человека. Разработал иерархию потребностей человека, в которой большое место отводил потребностям в творчестве, самоактулизации личности, реализации способностей и талантов человека. Существенным элементом теории мотивации Маслоу является утверждение, что человек никогда не смо­жет полностью реализовать свои цели, поскольку, удовлетворив одну потребность, он обращается к другой.

Мацусита Коносукэ, поставившему в свое время на поток про­изводство дешевой бытовой электроаппаратуры, сегодняшняя Япония обязана многими своими достижениям в экономике.

Уже в 9 лет Коносукэ вынужден был бросить школу и устро­иться в автомастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь. Все началось, когда, встав на ноги и получив первые практические навыки бизнеса, полный оригинальных инженерных идей, Мацусита отважился в 23-лет­нем возрасте на открытие собственного дела. Будущее за электричеством, твердо решает для себя начинающий бизнесмен. Сделав ставку на но­визну и дешевизну, молодой хозяин быстро добивается расширения дела. Радиоприемники, вентиляторы, утюги, обогреватели с маркой «Нэшнл» (с англ. — «национальный», т. е. общенародный) еще в довоенные годы получили распространение в семьях простых японцев.

Проявить себя искусным управленцем позволило Мацусите преж­де всего хорошее знание людей, законов человеческих взаимоотноше­ний. По сути, ему принадлежит первенство в выдвижении и реализации идеи «гармонии интересов» труда и капитала. Весомым вкладом в тео­рию менеджмента стало и введение внутри конгломерата революцион­ного по тем временам новшества — полного хозрасчета и самостоятель­ности всех звеньев производственной структуры.

С 30-х гг. прошлого века и по сей день рабочая смена у 190 тысяч служащих империи Мацуситы на самих Японских островах и в десят­ках зарубежных стран начинается с исполнения хором гимна фирмы и устной прокламации семи ценностных ориентиров — духовного заве­щания основателя. Не хитри, гласит первая заповедь, будь честным; будь хозяином на своем месте. Далее следуют: не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания; относись с уважением и вниманием к окружающим; все время помни о внешнем мире, при­спосабливайся к законам его развития; с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь — мы все берем у общества в долг; не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один: на об­щество.

В этом — краеугольный камень подхода К. Мацуситы к управле­нию бизнесом.

На первом месте, поучает Мацусита, должна быть идея, мечта, курс. Назовите как угодно, но что-то должно быть — то, что объединя­ло бы коллектив, соединяло усилия каждого в одно общее устремление. Иначе никакая концепция управления не может считаться состоявшей­ся. Далее. Менеджмент — это прежде всего наука об управлении людь­ми. Любое предпринимательство начинается с человеческих контактов; поэтому не будучи знатоком человеческой натуры, нельзя рассчитывать на действительный успех дела. Время от времени необходимо ставить себя выше узких рамок чистого расчета и денежно-товарных отноше­ний.

Отношения между управляющими и рабочими. Они должны раз­виваться в «динамической (читай — диалектической) гармонии». Оставь попытки делать вид, будто все — в равном положении. Ведь изначаль­но ясно, что позиции двух сторон различны (если не противоположны). Но точки соприкосновения всегда есть. Наилучший способ — не отстра­нение, а максимальное привлечение рабочих к решению проблем фир­мы. Давать право голоса в управлении делами и вести постоянный кон­структивный диалог с профсоюзами.

В совокупности теория Мацуситы более человечна, чем любая из других существующих в Японии школ бизнеса.

Мейо Элтон (Mayo Elton) (1880—1949) — американский психо­лог, основатель школы человеческих отношений в управлении. Суть концепции Мейо: сама работа, производственный процесс имеют для рабочего мышления меньшее значение, чем его социальное и психоло­гическое положение на производстве. По мнению Мейо, основная зада­ча менеджмента — поставить на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к групповому творче­ству, основной мотив эффективной работы — обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения. Основные идеи заключаются в следующем: а) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; б) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию — это способствует социальной стабиль­ности общества, удовлетворенности индивида своей работой. Провоз­гласил принцип замены индивидуальных воздействий групповыми, экономических — социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Заложил основы концепции «гуманизации труда», «про­свещения служащих», «групповых решений». С 1927 по 1932 г. провел большую серию экспериментов по изучению причин текучести и низ­кой производительности кадров на ряде электротехнических предприя­тий в г. Хоторне («Хоторнские эксперименты»), которые положили начало исследованию неформальных групп. Мейо и его сотрудники первыми стали рассматривать производственное предприятие как социальную систему.

Минтцберг Генри (Mintzberg Henry)(p. 1939) — канадец. Широ­кую известность получил благодаря книге «Природа управленческой деятельности». В своем исследовании он показывает менеджеров как заложников системы, в которой нормой считаются постоянные вмеша­тельства, перескакивание с одной проблемы на другую, отсутствие особого внимания к отдельным вопросам. Вместо того чтобы быть изо­лированными «головами», анализирующими обстоятельства и генери­рующими тщательно продуманные стратегии, менеджеры были неожи­данно показаны как живые люди, которые, как и все, время от времени совершают ошибки. В 90-е годы Минтцберг сосредоточил свое внима­ние на стратегическом планировании. Вместо подхода к стратегии как к апофеозу рационализма он предложил ставший известным термин «ремесленническая стратегия», под которым понимается идея, что она создается так же обдуманно и осторожно, как горшечник изготовляет свой горшок. Стратегия, по Минтцбергу, скорее «проявляется» через организационную диффузию, а не реализуется группой стратегов.

Слоан Альфред (Sloan Alfred) (1875—1966) — генеральный дирек­тор и почетный президент «General Motors» с 1917 по 1966 г. Триумф Слоана заключается в том, что ему удалось доказать жизнеспособность децентрализованной структуры. Он полагал, что менеджеры высшего уровня выполняют три функции: принимают решение о стратегии ком­пании, определяют ее структуру и выбирают системы контроля. Новая «General Motors» стала моделью менеджмента, которую стали дубли­ровать другие структуры бизнеса.

Тейлор Уинслоу Фредерик (Taylor Frederick)(1856—1915) — основатель школы научного менеджмента, американский инженер-практик и менеджер. В 1875 г. Тейлор поступил на работу в мастерскую в Филадельфии, где выполнял обязанности механика и модельщика. Тремя годами позже от устроился в Мидвейльскую сталелитейную компанию, в которой быстро выдвинулся из простых механиков в главные инженеры. В 1883 г., занимаясь заочно, Тейлор получил диплом инженера-механика. Он был выдающимся изобретателем и за свою жизнь получил более 100 патентов. Наиболее известно создание им и Уайтом быстрорежущей стали.

Еще работая в Мидвейле, Тейлор начал внедрять в организацию труда и управления производственными процессами принципы, впос­ледствии вошедшие в систему научного менеджмента. С 1890 г. Тейлор работал главным управляющим компании, производившей бумажное волокно, а с 1893 г. — инженером-консультантом по менеджменту сра­зу на нескольких предприятиях. В 1898—1901 гг. Тейлор работал ис­ключительно в Бетлехемской сталелитейной компании, где активно вне­дрял свои нововведения.

Широкая известность пришла к Тейлору в 1912 г. после его выс­тупления на слушаниях специального комитета палаты представителей по изучению систем цехового менеджмента.

До Тейлора под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-либо конкретного про­дукта. Он впервые придал этому понятию качественную определенность «организации производства» или, если брать более широкий аспект, — «рациональной организации вообще».

В своей главной работе «Научная организация труда» (1911) Тей­лор сформулировал ряд постулатов, которые получили название «тей­лоризм». Вместо расплывчатых и достаточно противоречивых прин­ципов управления Тейлор выдвинул строгую научную систему зна­ний о законах рациональной организации труда, составными элемен­тами которой являются математический способ исчисления себесто­имости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рациона­лизация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое дру­гое. Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудниче­ство вместо индивидуальной работы; максимальная производитель­ность вместо ограничения производительности; развитие каждого от­дельного рабочего до максимально допустимой ему производитель­ности и максимального благосостояния».

В основе тейлоризма лежат четыре принципа (правила управле­ния): 1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого от­дельного вида трудовой деятельности; 2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение; 3) сотруд­ничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ; 4) равномерное и справедливое распределение обязанностей (от­ветственности) между рабочими и менеджерами.

Фредерик Тейлор — крупнейший представитель американской и мировой управленческой мысли, один из родоначальников научной организации труда (НОТ) и управления производством, получивших широкое распространение вначале в США, а затем во всем индустриальном мире. В своих работах, таких как «Научные основы организации промышленных предприятий», «Научная организация труда» и др., Тейлор сформулировал новые принципы оплаты труда и управления предприятием, основанные на глубокой специализации и рационализации трудовых операций. Ему принадлежит идея функционального управления, призванного вытеснить линейную систему. Важным элементом управленческой схе­мы Тейлора явилось создание таких подразделений в структуре пред­приятия, как плановый и распределительный отделы. Впервые в миро­вой практике организации труда и управления он сформулировал задачу изучения элементов времени и установления норм и заданий, разработал собственную систему заработной платы, отменив уравни­ловку, обосновал необходимость постоянного изучения трудовых дви­жений, внедрил разработанную им технологическую документацию. Тейлоровская рационалистическая концепция организации управле­ния персоналом переросла в классическую школу менеджмента, кото­рая предполагает следующие принципы управления: индивидуальная ответственность работника за выполнение служебных обязанностей и заданий; жесткое разделение сфер деятельности; приоритет индиви­дуальных форм организации и стимулирования труда; применение рациональных приемов и методов труда по критерию минимума вре­мени на их выполнение; нормирование труда; преобладание экономи­ческого стимулирования над всеми другими его видами; авторитар­ный стиль руководства.

Файоль Анри (Fayol Henry) (1841—1925) — французский исследователь и ос­нователь так называемой «классической административной» школы уп­равления, известный специалист в области менеджмента.

По окончании лицея и горной школы Файоль поступил на службу в крупную горную и металлургическую компанию. В 1888 г. Файоль принял руководство компанией, находившейся на грани банкротства, и за тридцать лет сделал ее одним из самых процветающих предприятий Франции.

Выйдя в 1918 г. в отставку, Файоль возглавил созданный им Центр административных исследований (впоследствии объединившийся с его согласия с французской организацией последователей Тейлора). Он до­казывал, что открытые им принципы управления применимы не только в экономике, но и в правительственных службах, в армии и на флоте, т. е. носят универсальный характер.

Файоль считается самым выдающимся европейцем первой поло­вины XX в., внесшим своей книгой «Общее и промышленное управле­ние» (1916) неоценимый вклад в теорию научного менеджмента. Все операции, какие только встречаются в организациях, Файоль разбивает на шесть групп: технические (производство, выделка и обработка); ком­мерческие (покупка, продажа и обмен); финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); страховые (страхование и охрана имущества и лиц); учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.) и административные. Каким бы ни было предприятие: простым или слож­ным, небольшим или крупным — эти шесть групп операций, отмечает Файоль, встречаются в нем всегда. Все они находятся в тесной зависи­мости друг от друга. Из всех операций Файоль выделяет администра­тивные.

Файоль предложил формализованное описание работы управляю­щих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

Файоль разработал «административную теорию», основу которой образуют 14 правил, применимых, по его мнению, ко всем без исключе­ния сферам административной деятельности: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчине­ние индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, цен­трализация, скалярная цепь (линия власти), порядок, равенство, устой­чивость должностей личного состава, инициатива и корпоративный дух. Эти правила Файоль называет также принципами менеджмента, кото­рыми предлагает руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении менеджером своих функций.

Среди всех средств воздействия на подчиненных для укрепления дисциплины одним из самых могучих Файоль считает личный пример менеджера. Среди качеств, необходимых менеджеру, неизменно под­черкивал Файоль, компетентность, знания.

В отличие от технократов Файоль не преувеличивал роль техничес­ких знаний. Мы, подчеркивал Файоль, уверенно можем сказать, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятий. Управление даже не фигурирует в программах препода­вания высших инженерных школ.

Если главной «установкой» рабочего, подчеркивал Файоль, являет­ся техническая «установка», то главная «установка» менеджера — «уста­новка» административная. «По мере того как мы поднимаемся по иерар­хической лестнице, — пишет Файоль, — относительная важность адми­нистративной «установки» возрастает, в то время как относительная важ­ность технической «установки» убывает».

Анри Файоль — французский эконо­мист, представитель направления научного менеджмента, предприни­матель, организатор. Развил и углубил ряд важных концепций научно­го управления. Важнейшие идеи Файоля изложены в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Он заложил основы методологии современного менеджмента и управления персоналом, разработал основы функционального управления. Разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на шесть основных групп. Административная деятельность управленческого аппарата: планиро­вание, организация, руководство, координация; коммерческая деятель­ность: покупка, продажа, обмен; технико-производственная деятель­ность: производство, отделка, опробование, контроль; финансовая дея­тельность: осуществление финансового контроля; деятельность по охране труда и технике безопасности; деятельность по учету положе­ния дел на производстве. Файоль разработал процессную концепцию управления, выделив шесть управленческих функций (предсказание, планирование, организация, распределение, координация, контроль). Выдвинул и обосновал положение об оптимальном соотношении орга­низаторских, технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупных предприятиях. Обосновал необходимость выделения менеджмента в особый вид деятельности. Сформулировал 14 основных принципов, соблюдение которых обеспечивает эффектив­ность управления. Это — разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единство распорядительства и руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение и централизация; скаляр­ная цепь и иерархия; порядок и справедливость; стабильный состав персонала; инициатива и корпоративный дух. Файоль первым поста­вил проблему организованного обучения менеджмента. Его идеи о построении совершенной, способной к саморазвитию социальной организации перекликаются с современными идеями в менеджменте.

Фоллет Мери Паркер (Folett Mary P.)(1863—1933) — американ­ский исследователь психологических аспектов менеджмента. Изуча­ла социально-психологические отношения в небольших группах. Автор книги «Свобода и координация» (1949), в которой изложила свои взгляды на власть, разрешение конфликтов, функциональное единство организационных структур. Определяла менеджмент как «обеспече­ние выполнения работы с помощью других лиц», выдвинула идею гар­монии труда и капитала, которая может быть достигнута при правиль­ной мотивации и учете интересов всех сторон. Пыталась совместить в единое целое три школы менеджмента (классическую, администра­тивную, человеческих отношений). Считала, что менеджер должен отказаться от формальных взаимоотношений и быть лидером, признан­ным работниками. Будучи сторонником формальной теории, согласно которой власть в иерархии направлена сверху вниз, она в то же время любую власть считала «функциональной» (ситуационной) в зависи­мости от занимаемого положения и выполняемой работы. Работала в качестве консультанта многих крупных корпораций.

Форд Генри (Ford Henry) (1863—1947) — американский промышленник, «ко­роль» автомобилестроения США, один из создателей менеджмента.

Родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. В 15 лет оставил занятия в школе и определился учеником механика в Детройте. Тяга к механике и изобретательность проявились в нем очень рано.

В 1893г. Форд становится главным инженером Эдисоновской ком­пании, специализировавшейся на освещении Детройта, а в 1899 г. — главным инженером Детройтской автомобильной компании, из кото­рой уходит в 1902 г. Год спустя он основал «Форд мотор компани». К этому времени Форд уже имеет репутацию изобретателя скоростных моделей автомобиля, завоеванную благодаря участию его машин в ав­томобильных гонках. В 1906 г. Форд приобрел контрольный пакет ак­ций своей компании.

Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели «Т», озна­чавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Мас­совое производство требовало стандартизации и унификации всех тех­нологических процессов. «Террор машины» — так Форд характеризовал внедренную им систему управления. Четкая система контроля и плани­рования, конвейерное производство, непрерывные технологические це­почки — все это способствовало тому, что империя Форда действовала в режиме автомата.

В 1945 г. Форд передал руководство компанией своему внуку и тезке Генри Форду II и отошел от дел. Спустя два года Форд скончался.

В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» (рус. пер., 1924) и «Сегодня и завтра» Форд разработал теорию, получившую название «фордизм». Фордизм — это система организации поточно-массового производства. Основой его стало введение конвейерной сборки, что наряду с другими техническими новшествами (унификация деталей, типизация продукции и т. д.) резко увеличило рост производительно­сти труда и снизило себестоимость продукции. Форд считал необходи­мым: хорошо оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, что­бы он работал все 48 часов в неделю, но не больше; обеспечивать наи­лучшее состояние всех машин, настаивать на абсолютной чистоте, приучать людей уважать орудия труда, окружающую обстановку и са­мих себя. Принципиально важно заявление Форда о том, что индуст­рия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высококва­лифицированных. Вслед за Тейлором он — активный сторонник мас­штабного использования разносторонних научных знаний в организа­ции производства и управления.

Особый пафос присущ словам Форда о том, что Америка живет трудом, что она обладает талантливыми людьми, а потому важнейшая задача бизнесменов — создать условия, благодаря которым в полной мере смогут проявиться возможности ее народа. Не отдельных людей или каких-то социальных слоев, а наибольшего их числа. Как пишет Форд, одна из целей промышленности — это не только снабжать потре­бителей, но и создавать их. Известен факт, когда в 1914 г. Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, чем вызвал возмущение многих предпринимателей. Его пояснение на этот счет было таково: если рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть актив­ными потребителями наших товаров, а потому в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамическое развитие экономики страны.

Спекулянты, отмечал Форд, не в состоянии создавать обществен­но значимые ценности, любители воспользоваться моментом и взвин­тить цены занимаются столь же преступной деятельностью, сколь пре­ступно извлечение выгоды из войн. Такие люди, по его мнению, чаще всего являются невеждами в бизнесе, ибо они считают, что наивысшая деловая мудрость заключается в том, чтобы нажиться как можно быст­рее и любыми средствами.

На всех предприятиях Форда главенствует принцип: тяжелые ра­боты — на плечи машин; жестким требованием организации производ­ства является оперативное внедрение лучших научно-технических нов­шеств; чистота, гигиеничность, уют — обязательные параметры произ­водственной среды; строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении по монотонным и творческим опера­циям.

Организация промышленности, утверждал Форд, есть наука, и все прочие науки служат этому делу. И сам автор являл собой пример ши­рокого применения самых разнообразных знаний в предпринимательс­кой деятельности.

Историческое место Форда лучше всего можно показать, если его взгляды сравнить со взглядами Тейлора и Файоля. «Тейлор, — отмечал А. Гастев, — разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейло­ризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабо­чих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной. Завод Форда представляет собой высший тип адми­нистративного автомата. Стало быть, Форд — это самое последнее сло­во тейлоризма, Форд — это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью».

Теория научного управления предприятием «снизу», по Тейлору, соединенная с теорией управления предприятием «сверху», по Файолю, применение на практике этих теорий у Форда с его открытиями создали фундамент менеджмента. Собственно, эти три «кита» — Тейлор, Файоль и Форд — являются основателями современного менеджмента.

Генри Форд — американский пред­приниматель, основатель автомобильной промышленности. Родился в семье ирландских эмигрантов. С 15 лет работал механиком. В 1899 г. стал главным инженером Дейтройтской автомобильной компании. В 1903 г. основал «Форд Мотор Компани» (с 1906 г. — владелец конт­рольного пакета акций). Сторонник масштабного использования разно­образных научных знаний в организации производства и управления. Организовал массовое производство автомобилей на основе использо­вания конвейерных линий, стандартизации и унификации технологи­ческих процессов, четкой системы контроля и планирования, создания непрерывных технологических цепочек. Развивал сеть технического сервиса. К 1921 г. компания Форда контролировала 56% рынка авто­мобилей. Он первым установил на своих заводах минимальный уро­вень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Форд был сторон­ником патерналистских отношений руководителей и подчиненных. На его заводах создано одно из первых ремесленных училищ в США. Предпринимал меры по улучшению социального положения работни­ков. Впервые была создана социологическая служба со штатом 60 чело­век для изучения условий труда, быта, досуга работников. Игнориро­вал действия профсоюзов, что привело к затяжному конфликту с ними в 1937—1941 гг. В конце 20-х годов компания Форда утратила свои лидирующие позиции. Форд разработал теорию, получившую назва­ние «фордизм» и изложенную в его книгах «Мои достижения», «Моя жизнь», «Сегодня и завтра». Форд занимался политической деятель­ностью, носившей преимущественно скандальный характер.

Эмерсон Гаррингтон (Emerson Harrington)(1853—1931) сочетал в себе утонченность интеллектуала и азарт предпринимателя. Он родился 2 августа 1853 г. в американском городе Трентоне, получил превосходное образование и в возрасте 23 лет возглавил отделение лингвистики университета штата Небраска.

Через шесть лет Эмерсон оставил научную карьеру и занялся бан­ковскими операциями и торговлей недвижимостью. Затем, с 1885 по 1891 г., Эмерсон выполнял экономические и инженерные изыскания для железной дороги. Позднее представлял в США, Мексике и Канаде интересы одного британского синдиката. Некоторое время он управлял компанией по производству стекла.

С 1901 г. началась деятельность Эмерсона как профессионального консультанта по менеджменту. Особо стоит отметить новшества, кото­рые он внедрил в 1904—1907 гг. на железной дороге. Его слова о том, что американские железные дороги могли бы, следуя по этому пути, экономить более миллиона долларов в день, моментально облетели всю страну. Они попали в заголовки газет и в одночасье сделали известной идею «научного менеджмента», воспринимавшуюся до этого в качестве непонятного учения, культивируемого группкой увлеченных инженеров.

С 1907 по 1923 г. он возглавлял Эмерсоновскую компанию инже­неров по эффективности (термин, придуманный им самим). Он был практически первым, кто обратил внимание на проблему принципов на­учного подбора и обучения служащих и даже выпустил (в 1913 г.) книгу на эту тему.

«Работать напряженно, — считал Эмерсон, — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит при­лагать к делу усилия минимальные». Следуя этому принципу, он до старости сохранял редкую работоспособность и мобильность.

Эмерсон — амери­канский исследователь в области менеджмента и организатор производ­ства. Разработал комплексный системный подход к организации управ­ления. Сформулировал основополагающие принципы научного управ­ления, которые представлены в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912): точно поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций; написанные стандартные инструкции; возна­граждение за производительный труд. Эмерсон первым обратил внима­ние на проблему принципов научного подхода и обучения служащих.

Якокка Ли (lacocca Lee) (p. 1924) — воплощение успеха, деловитости, уверенности в себе. Президент автомобильной компании «Крайслер», спасший ее от краха и возродивший к жизни. Человек-легенда, вошедший в 1989 г. в десятку самых популярных деятелей США.

Родился Ли Якокка в Америке, в семье итальянских иммигрантов. Его деловая «карьера» началась с десяти лет: после школы он подраба­тывал разносчиком в одном из первых в США супермаркетов. Чуть поз­же — постоянная работа у зеленщика по субботам и воскресеньям, за 16-часовой труд — 2 доллара и кошелка с овощами и фруктами.

Самое большое потрясение — годы Великой депрессии, когда се­мья, едва вставшая на ноги, разорилась. «Мне было семь лет в то вре­мя, но тревога в отношении будущего все еще жива в мозгу. Трудные времена неизгладимы, они остаются навсегда, — вспоминает Ли Якок­ка. — Не имеет значения, как обстоят мои финансовые дела, годы краха не исчезли из моего сознания. До сегодняшнего дня я не люблю тратить деньги. Когда узкие галстуки сменяются широкими, я все равно храню их, пока не вернется мода. Я все еще прихожу в неистовство, когда выбрасывают пишу или недоеденный кусок мяса».

Деловая хватка Ли Якокки проявилась рано. Успех пришел с идеей продажи автомобилей в рассрочку, затем были стремительный взлет к высотам президентского поста компании «Форд» и еще более головок­ружительное падение, вплоть до увольнения с работы.

И снова прыжок вперед и вверх. На этот раз на президентский мо­стик концерна «Крайслер». В трудные времена, накануне полного банк­ротства, он взял взаймы у государства, провел реорганизацию компа­нии, уволил около двух тысяч человек из административного аппарата, предложил всем работникам затянуть пояса и сам отказался от зарпла­ты в миллион долларов в год.

«Есть в характеристике любого менеджера, — говорил Ли Якок­ка, — каким бы способным он ни был, характеристика, которую я не терплю. Вот она: «У него не ладятся отношения с людьми». Я считаю такую характеристику убийственной. Он не умеет обходиться с людь­ми? Следовательно, он оказался в труднейшем положении, ибо здесь кроется сама суть управления. Если он не способен правильно строить отношения с себе подобными, то какой от него прок компании? Его единственное назначение в качестве руководителя — это побуждать к деятельности других людей. Если он не умеет этого делать, он, следо­вательно, не на своем месте».

Ли Якокка — известный представитель делового мира США. Родился в семье итальянских эмигрантов. С 1946 г. работал в компании «Форд Мотор», пройдя путь от инженера-стажера до президента компании (1968). В 1978 г. после конфликта с Генри Фор­дом II покинул «Форд Мотор». В этом же году возглавил автомобиле­строительную компанию «Крайслер», находившуюся на грани банкрот­ства. К 1983 г. компания «Крайслер» под руководством Якокка успеш­но преодолела финансовые трудности. Широкую известность получила его автобиография «Карьера менеджера» (1984), в которой изложена история спасения компании «Крайслер» (основной акцент при этом Якокка делает на создании «команды» из опытных и молодых произ­водственников и управленцев, принципах построения центрального управленческого аппарата, преодолении его забюрократизированности, вовлечении рабочих в решение производственных проблем), представ­лены взгляды Якокка на проблемы американской экономики и пути их преодоления, на формирование индустриальной политики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *