Россия как государство строится

Олимпиада к 20-летию Конституции России

X–XI классы, 2013–2014 учебный год

Работу выполнил ________________ Класс _________

1. Тест на эрудицию

1. Какое краткое определение соответствует понятию “Конституция”?

а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

б) это присяга на верность государству;

в) это Основной Закон государства, определяющий его устройство, систему власти.

2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

а) 22 августа 1991 года;

б) 12 декабря 1993 года;

в) 6 октября 1994 года.

3. Какие характеристики теперешнего Российского государства закреплены в ст. 1 Конституции?

з) с монархической формой правления;

и) с республиканской формой правления.

4. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

5. Что (кто) является высшей ценностью в России по Конституции?

а) промышленный потенциал;

в) человек, его права и свободы.

6. По Конституции, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной):

7. По Конституции, в России допускается:

8. Какая религия является обязательной в Российской Федерации?

б) православие и мусульманство;

в) ни одна из религий.

9. Конституция РФ имеет верховенство:

а) только на территориях с преобладанием русского населения;

б) только в республиках;

в) на всей территории России.

10. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?

а) конституционным совещанием;

11. Установите соответствие:

1) политические права;

2) экономические права;

а) неприкосновенность жилища;

б) государственные пенсии и пособия;

в) бесплатное образование;

д) создание объединений и партий;

е) свобода художественного творчества;

з) право на митинги и шествия;

и) право частной собственности;

к) право на предпринимательство;

12. Россия как государство строится:

а) по национальному признаку;

б) по территориальному признаку;

в) по национальному и территориальному признакам.

13. Россия является:

б) федеративным государством;

в) унитарным государством.

14. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?

б) начальник Генерального штаба;

15. Кто является главой государства в РФ?

а) председатель правительства;

в) председатель Государственной Думы.

16. Кто из этих людей может выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ?

а) гражданин С., 48 лет, живет в России с момента рождения;

г) гражданка И., 28 лет, образование высшее, живет в России с момента рождения;

д) гражданин С., 40 лет, русский, получил российское гражданство в 1997 году после переезда из Украины в Россию;

17. Установите соответствия:

2) многоступенчатые выборы;

а) В Англии до начала ХХ века не имели права голоса люди, годовой доход которых был менее 200 фунтов стерлингов.

б) Учителя на педсовете выбрали директора школы.

в) Избиратели голосуют за президента в кабинах для голосования.

г) Рабочие цеха выбрали делегатов на заводскую конференцию, где предстоит выбрать директора завода.

д) При голосовании избиратели заполняют бюллетень и отдают его секретарю избирательной комиссии.

е) В России по первому избирательному закону 1906 года голосовало 50% взрослого населения.

18. Как называется парламент РФ?

а) Национальное собрание;

в) Федеральное Собрание.

19. Из каких палат состоит российский парламент?

в) Совет Национальностей;

г) Государственная Дума;

д) Палата представителей;

21. Количество депутатов в нижней палате парламента:

22. Глава Правительства Российской Федерации:

а) выбирается народом;

б) назначается парламентом;

в) назначается президентом с согласия Государственной Думы.

23. Функция парламента:

24. Установите соответствие:

1) Верховный суд РФ;

2) Высший арбитражный суд РФ;

3) Конституционный суд РФ;

а) высший суд по разрешению экономических споров;

б) суд, решающий вопросы о соответствии федеральных законов, договоров и других законодательных актов Конституции России;

в) высший суд по гражданским, уголовным, административным делам.

25. дополните предложение.

Логика

1. Реши анаграммы и отметь лишнее слово.

2. Найди и отметь лишнее изображение.

3. Вставь подходящее число.

1918Конституция РСФСР
1924Конституция СССР
1925Конституция РСФСР
1936Конституция СССР
1937Конституция РСФСР
1977Конституция СССР
1978Конституция РСФСР
______Конституция РФ

су 2 ’ Россия как государство строится. Смотреть фото Россия как государство строится. Смотреть картинку Россия как государство строится. Картинка про Россия как государство строится. Фото Россия как государство строится еРоссия как государство строится. Смотреть фото Россия как государство строится. Смотреть картинку Россия как государство строится. Картинка про Россия как государство строится. Фото Россия как государство строится’ет

5. Вставь следующее число в ряду.

6. Если Конституционный Суд – то 1. Если Арбитражный Суд – то 2, а если суд общей юрисдикции, то сколько? _______________________

7. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте текст статьи Конституции РФ:

В какой главе Конституции РФ содержится эта статья___________________________________

Что означают слова “демократия”, “федерация”, “республика”?_____________________________

Россия как государство строится. Смотреть фото Россия как государство строится. Смотреть картинку Россия как государство строится. Картинка про Россия как государство строится. Фото Россия как государство строится

1. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.

2. Система общеобязательных норм (правил поведения), регулирующих поведение людей. Наиболее важные отношения между ними, за выполнение которых следует юридическая ответственность.

3. Единый закон, в котором собраны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

4. Всенародное голосование граждан по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни.

1. Элемент правовой нормы, определяющий круг лиц, которым она адресована, а также обстоятельства, при которых эта норма действует.

2. Элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения.

3. Круг полномочий, прав.

4. Обязательные сведения, которые должен иметь документ для признания его действительным.

5. Элемент правовой нормы, в котором изложено само правило поведения, указаны права и обязанности лица.

10. Какие четыре слова, связанные с Конституционным правом, спрятались среди этих букв? Обведите соответствующие строки/столбцы в таблице, выпишите эти слова и дайте им краткие определения с помощью слов-подсказок.

(совокупность, нормативно-правовой акт, правило, носитель суверенитета)

Источник

Тест по теме «Конституция РФ»

Тест по теме «Конституция РФ»

1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?

а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

б) это присяга на верность государству;

(в) это Основной Закон государства, определяющий его устройство, систему власти.

2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

а) 22 августа 1991 года;

(б) 12 декабря 1993 года;

в) 6 октября 1994 года.

3. Какие характеристики теперешнего Российского государства закреплены в ст. 1 Конституции?

з) с монархической формой правления;

и) с республиканской формой правления.

4. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

5. Что (кто) является высшей ценностью в России по Конституции?

а) промышленный потенциал;

(в) человек, его права и свободы.

6. По Конституции, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной):

7. По Конституции, в России допускается:

8. Какая религия является обязательной в Российской Федерации?

б) православие и мусульманство;

(в) ни одна из религий.

9. Конституция РФ имеет верховенство:

а) только на территориях с преобладанием русского населения;

б) только в республиках;

(в) на всей территории России.

10. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?

а) конституционным совещанием;

11. Установите соответствие:

1) политические права;зд

2) экономические права;ик

а) неприкосновенность жилища;

б) государственные пенсии и пособия;

в) бесплатное образование;

д) создание объединений и партий;

е) свобода художественного творчества;

з) право на митинги и шествия;

и) право частной собственности;

к) право на предпринимательство;

12. Россия как государство строится:

а) по национальному признаку;

б) по территориальному признаку;

(в) по национальному и территориальному признакам.

13. Россия является:

(б) федеративным государством;

в) унитарным государством.

14. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?

б) начальник Генерального штаба;

15. Кто является главой государства в РФ?

а) председатель правительства;

в) председатель Государственной Думы.

17. Установите соответствия:

2) многоступенчатые выборы;г

4) открытые выборы;д

5) цензовые выборы. ае

а) В Англии до начала ХХ века не имели права голоса люди, годовой доход которых был менее 200 фунтов стерлингов.

б) Учителя на педсовете выбрали директора школы.

в) Избиратели голосуют за президента в кабинах для голосования.

г) Рабочие цеха выбрали делегатов на заводскую конференцию, где предстоит выбрать директора завода.

д) При голосовании избиратели заполняют бюллетень и отдают его секретарю избирательной комиссии.

е) В России по первому избирательному закону 1906 года голосовало 50% взрослого населения.

18. Как называется парламент РФ?

а) Национальное собрание;

(в) Федеральное Собрание.

19. Из каких палат состоит российский парламент?

в) Совет Национальностей;

(г) Государственная Дума;

д) Палата представителей;

21. Количество депутатов в нижней палате парламента:

22. Глава Правительства Российской Федерации:

а) выбирается народом;

б) назначается парламентом;

(в) назначается президентом с согласия Государственной Думы.

23. Функция парламента:

24. Установите соответствие:

1) Верховный суд РФ;в

2) Высший арбитражный суд РФ;а

3) Конституционный суд РФ;б

а) высший суд по разрешению экономических споров;

б) суд, решающий вопросы о соответствии федеральных законов, договоров и других законодательных актов Конституции России;

в) высший суд по гражданским, уголовным, административным делам.

25. дополните предложнние.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с …… формой правления.

Ю. Г. Иванова, МБОУ «Цивильская СОШ №1 им М. В. Силантьева, Чувашская Республика

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Источник

Лекция 9. Россия как государство

Введение. Рассматривается характерные особенности России как одного из государств мира. Рассматриваются элементы конституционного строя России.

РФ представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ в настоящее время состоит из 83 субъектов. Это 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Также Россия арендует город Байконур (Казахстан), который имеет статус города федерального значения. В основе федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России.

Государственная целостность и единство системы государственной власти в РФ вы­ражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Кон­ституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения РФ и её субъектов.

К исключительному ведению РФ отнесены вопросы, необходимые для установления или защиты суверенитета страны либо требующие единообразного решения на всей территории России: 1) защита Конституции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создания единой общенациональной экономики и рынка; 4) основы федеральной политики и среднесрочных программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; 5) полномочия, связанные с обороной и внешней политикой; 6) отрасли законодательства, призванные обеспечивать равенство всех граждан независимо от места их проживания, национальности и иных обстоятельств.

В совместном ведении РФ и её субъектов находятся следующие вопросы:

1) обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, установление общих принципов налогообложения и др.;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;

3) вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другим природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

4) отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, защиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий, традиций и обычаев отдельного региона;

5) отрасли права: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;

6) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными (представительными) органами названных субъектов Федерации.

Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией РФ, от ранее действовавшей системы состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. Едва раза повышена квота голосов, необходимая для постановки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума.

В современных условиях свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Но Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения населения страны: 1) борьба с безработицей; 2) установление минимального размера оплаты труда; 3) гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе – бесплатности высшего образования; 4) обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) сохранение бесплатного пользования библиотечными фондами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры. Но деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Какие признаки России как федеративного государства?

2.Как определяется Россия как государство по Конституции?

3.Что находится в совместном ведении России в целом и ее субъектов Федерации?

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

Лекция 10. Механизм государства. Государственные органы (институты).

Введение. В лекции рассматривается понятие механизма государства, рассматривается соотношение понятия «власть» и государство. Рассматриваются государственные органы (институты) власти.

Россия как государство строится. Смотреть фото Россия как государство строится. Смотреть картинку Россия как государство строится. Картинка про Россия как государство строится. Фото Россия как государство строится

Понятие механизма государства.

В юридической литературе понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. Однако понятие «механизм государства» ши­ре, чем понятие «государственный аппарат».

Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учре­ждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.

Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.

Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государствен­ных служащих, занимающихся управленческой деятельностью. Государственные служащие – это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государ­ственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи. Системные связи в механизме государства.

Механизм государства – это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система – это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.

Важное значение в государственном механизме имеют вертикальные, горизон­тальные и контрольные связи.

Вертикальные связи – это иерархические связи, в основе которых лежит подчи­нение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное об­щение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете – к угрозе существования самого государства.

Горизонтальные связи – это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач.

Контрольные связи – это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.

Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.

Понятие государственного органа (государственного института).

Структурная организация государства.

Под структурно и организацией государства следует понимать государственный аппарат и его органы.

Государственный аппарат – это сложный механизм управления обществом, представляющий собой систему государственных органов, посредством которых функционирует государство.

Структурными компонентами этого механизма являются государственные органы. Понятие орган государства используется в двух значениях: в широком смысле орган государства есть орган власти; в узком смысле – это орган, выполняющий опреде­ленные задачи и функции.

Государственный орган как часть государственного аппарата имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия). Государственный орган реализует свою компетенцию путем издания предписаний общего характера (нормативных актов) и правовых предписаний индивидуального характера (актов применения) в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, решений.

Органы государственного аппарата имеют определенную структуру, полномочия, задачи и цели и действуют в строго определенных рамках. Государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для его образования. Органы государства должны располагать материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций.

Для органов государственного аппарата характерны следующие отличительные признаки: правовая основа их деятельности;

наличие властных полномочий; осуществление действий от имени государства; издание обязательных для исполнения нормативно-правовых и правоприменительных актов; работа служащих в государственных органах на профессиональной основе.

Классификация государственных органов и принципы их функционирования.

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:

1.По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Государственная Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это – Правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.

2.По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в общегосударственном масштабе, республиканские и местные – в масштабах субъекта федерации.

3.По принципу разделения властей органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

4.По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

5.По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции. Правительство и специальной компетенции – министерства.

6.По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).

7.По с рокам полномочий государственные органы делятся на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока действия, временные – для достижения краткосрочных целей.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, отно­сятся:

• законность – исполнение конституций, законов и нормативно-правовых актов;

• приоритет прав, свобод и законных интересов личности, соблюдать и защи­щать которые призваны все органы государства;

• гласность, то есть информирование о практической деятельности государст­венного органа;

• профессиональная деятельность государственных органов.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое «механизм государства»?

2.Что такое государственный орган?

3.Какова классификация государственных органов?

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

4. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.

Лекция 11. Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении.

Введение. В лекции рассматриваются понятия прогнозирования, планирования и программирования в государственном управлении. Приводится понятие и классификация государственных программ.

Выполнение органами государственной власти функций прогнозирования, планирования и программирования пред­полагает четкое определение таких способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты и таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время.

Прогнозирование – это обоснованное предвидение развития ситуации. В процессе государственного управления складываются условия, когда факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ; тогда прогнозирование приобретает особую значимость, в определенной мере заме­няя и планирование, и программирование.

Прогнозирование в государственном управлении – научно обоснованное представление о развитии общественных про­цессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Про­цесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации в первую очередь о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, воен­но-политические, научно-познавательные, торгово-конъюнктурные.

В деятельности органов государственной власти использу­ются следующие виды прогнозов: социально-экономические; Демографические; прогнозы трудовых ресурсов и рабочей силы; прогнозы в отношении природных ресурсов; социаль­ные макроэкономические прогнозы; макроэкономические прогнозы конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков; прогнозы в научно-технической сфере; военно-политические; внешнеэкономические прогнозы. По временной характери­стике выделяют кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы, предметами которых соответственно могут выступать валют­ные курсы, курсы акций, цены и т. д.; создание и предостав­ление новых видов услуг или продукции, реализация целевой программы, национального проекта и т. д.; демографическая ситуация в стране, социально-экономические трансформации общества и т. п.

Фундаментальным элементом государственного прогно­зирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров ВВП, объема промышленного и сельскохозяй­ственного производства, объема инвестиций в основной ка­питал, реальных денежных доходов населения и т. д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются по­средством различных методов прогнозирования.

Метод экстраполяции основан на том, что траектория будущего развития является продолжением траектории прошлого развития. Экстраполяционное прогнозирование применяется в отношении инерционно протекающих про­цессов. Метод факторного прогнозирования предполагает вы­явление факторов, влияющих на предмет прогноза, опреде­ление типа зависимости искомых показателей от факторов (может быть линейная или степенная) и расчет значений прогнозируемых показателей. Метод модельного прогнози­рования представляет собой средство прогнозирования на базе экономико-математических моделей. В практике госу­дарственного управления он широкого применения не по­лучил в силу сложности построения макроэкономических моделей, соответствующих моделируемому объекту. Органы государственной власти в последние годы чаще стали обра­щаться к методу экспертного прогнозирования как наиболее универсальному, когда эксперт дает прогноз, опираясь на опыт, аналогии, интуицию.

Плановая деятельность – естественная и необходимая функция субъекта управления. В системе государственного управления планирование носит всеобщий характер. План – это не только желаемый результат, но и способы его дости­жения, и в этом состоит главное отличие планирования от прогнозирования. Планирование как процесс складывается из разработки, составления, контроля за ходом выполнения и корректировки плана. Планы разрабатываются на какой-либо временной период. Краткосрочные планы ориентирова­ны на период до одного года. Среднесрочные планы составля­ются, как правило, на период времени от одного года до пяти пет. Долгосрочные планы разрабатываются на период 5-20 лет.

Различные типы разработки планов характерны для дис­кретного планирования и для непрерывно-скользящего пла­нирования. В первом случае планы разрабатываются «встык», по мере завершения одного плана он сменяется другим. Во втором случае план периодически продляется еще до его завершения. Процесс планирования имеет уровневый харак­тер, поэтому различают: международное планирование (со­вместная политическая, экономическая и иная деятельность стран); государственное планирование; отраслевое планиро­вание; территориальное планирование; планирование тер­риторий хозяйствующих субъектов. По объекту планирования и применяемым показателям выделяют социальное планиро­вание (распространяется на процессы и объекты социальной природы); производственно-экономическое планирование на макроуровне (нацелено на экономический рост); государ­ственное финансовое планирование (связано с формирова­нием государственных бюджетов, фондов).

Для современной России актуально развитие следующих форм государственного планирования: 1) плановой концеп­ции с обязательным ее утверждением на государственном уровне; 2) государственных директивных плановых установок долгосрочного характера; 3) индикативного планирования через разработку и принятие на государственном уровне ин­дикативных планов; 4) государственных целевых программ; 5) государственного планового заказа; 6) формирования го­сударственного бюджета как финансового плана государства; 7) принятия государственных планов и программ приватиза­ции и использования государственного имущества; 8) государ­ственных инвестиционно-инновационных проектов.

Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планирова­нию. Программно-целевой метод – основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направлен­ных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются: четкие формулировки и системати­зация целей («дерево целей и задач»); обусловленность реали­зуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующих действий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; си­стемный подход к управлению программой и контроль за реа­лизацией мер со стороны органов управления.

Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование раз­делов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий); ресурсная раз­работка (обоснование объемов и источников ресурсов, не­обходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы – это не линейный, а циклический процесс.

Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:

1. По функциональной сфере государственной программы;

· социально ориентированные (социальные);

· программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. По объекту реализации государственных программ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *