Рыночные отношения это как

«РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ».

Рынок в жизни общества.

Закон спроса и предложения.

Конкуренция и монополия.

Современная рыночная система.

Первый научный труд о рынке: Адам СМИТ (Англия) «Исследование о природе и причинах богатства народов». СУТЬ: производственные возможности ограничены, а человеческие потребности – нет. Удовлетворяя потребности человек, неосознанно содействует общественной пользе (рост экономики).

2. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – система, основанная на частной собственности, свободе выбора, конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает влияние правительства на экономику. Рынок гарантирует свободу потребителю (покупаю, что хочу). Главная движущая сила: личный интерес (у потребителя – полезность продукта, у производителя –выгода). Рынок везде развивается по одним законам (универсальность).

СПРОС – потребность покупателя в товарах, за которые он готов заплатить. ФАКТОРЫ, влияющие на спрос: ЦЕНА; доходы; вкусы, предпочтения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – товары, которые производитель готов продать. ФАКТОРЫ, влияющие на предложение: число продавцов; технологии изготовления; цена (высокая цена – стимулирует производство).

Цена – универсальный регулятор между спросом и предложением.

4. СТРУКТУРА РЫНКА – внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов. КЛИССИФИКАЦИИ:

По объектам рыночных отношений (сырье, ценные бумаги);

По субъектам рынка (продавцы, покупатели);

По географическому положению (местный, региональный);

По характеру продаж (оптовый, розничный);

По соответствию законам (легальный, нелегальный).

ВИДЫ РЫНКОВ: труда; капитала; кредитный; фондовый; ценных бумаг.

АКЦИЯ – свидетельство о доле участия в собственности компании.

ДИВИДЕНД – право на получение части прибыли владельцу акции.

ОБЛИГАЦИЯ – кредитный документ, приносящий ее владельцу процент.

Ценные бумаги торгуются на бирже, цена зависит от спроса и предложения.

5. КОНКУРЕНЦИЯ – борьба между производителями за потребителя.

От конкуренции выигрывает потребитель (лучшее качество за меньшие деньги).

СРЕДСТВО КОНКУРЕНЦИИ: реклама, МАРКЕТИНГ – изучение рынка товаров и услуг, ДЕМПИНГ – продажа товаров по заниженным ценам для вытеснения конкурентов.

ВИДЫ: свободная; чистая; совершенная; несовершенная; ценовая; неценовая.

Конкуренция может привести к появлению МОНОПОЛИЙ – исключительное право на производство чего-либо сосредоточенное в одних руках. СУТЬ: право навязать потребителю высокие цены для получения огромной прибыли. Конкуренция и монополии – сосуществуют в современной экономике.

ОЛИГОПОЛИЯ – рынок, на котором доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен.

6. Современная рыночная экономика – ориентирована на общество, регулируется рыночными механизмами. ЦЕЛЬ: победа над бедностью; внедрение передовых технологий; государственное стимулирование роста экономики; избавление от коррупции; расширение внутреннего рынка.

Источник

Рыночные отношения

Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений. Сущность рыночных отношений. Возникновение денег и образование местных рынков Решения о цене и объеме производства у различных покупателей. Спрос на продукцию в условиях совершенной конкуренции.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления06.10.2013
Размер файла41,7 K

Рыночные отношения это как. Смотреть фото Рыночные отношения это как. Смотреть картинку Рыночные отношения это как. Картинка про Рыночные отношения это как. Фото Рыночные отношения это как

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Рыночные отношения

Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений. В чем заключается их содержание?

*отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

*обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами; *процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; *кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; *процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие.

2. Сущность рыночных отношений

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.

В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

— как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

— как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.

Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реализации, спрос покупателей и т.д.) и с меньшими затратами.

В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. Крупные промышленные компании создают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

3. Функции рыночных отношений

Таблица 1. Функции рыночных отношений

Соединение производителей товаров и их потребителей.

Источник

Рыночные отношения в экономике.

Рыночные отношения – это общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономического обособления производителей.

Рынок формирует людей новой формации, способных принимать обоснованные решения, рисковать, менять методы ведения бизнеса; при этом создается плеяда предпринимателей,

основа так называемого среднего класса общества. Применительно к данному вопросу нас интересуют в первую очередь экономические отношения, которые имеют место между отдельными людьми, организациями, предприятиями и даже между странами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Содержание и характер экономических отношений, их согласованность и направленность определяются порядком получения и присвоения материальных, финансовых благ, удовлетворяющих многообразные потребности человека.

Экономические отношения базируются на взаимодействии субъекта и объекта собственности, в котором проявляются экономические интересы конкретных людей, социальных групп, общества в целом. Отдельные экономисты рассматривают экономические отношения как составную часть экономических процессов, свойственных конкретной экономической и общественно-политической системе. Рассмотрим экономические отношения, присущие рыночной экономике.

В рыночных условиях на первый план выходят не распределительная функция государства и централизованное планирование, свойственные командной экономике, а договорные отношения между хозяйствующими субъектами, ориентированные на поддержание соответствия между спросом и предложением. Как следует из принципов рыночной экономики, производитель и потребитель в значительной мере независимы от воздействия властей, их связывают между собой отношения свободного рынка товаров и услуг.

Фирмы в экономике.

Фирма в экономике (предприятие) — это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.

Индивидуальное. Создается гражданином, который осуществляет предпринимательскую деятельность, не образовывая юридическое лицо. Отвечает по своим обязательствам своим же имуществом. Имущество, которое по закону не может быть взыскано, сюда не входит.

Полное товарищество. Его участники занимаются предпринимательской деятельностью, несут ответственность своим имуществом.

Коммандитное товарищество. Участники занимаются предпринимательством, несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. При этом есть вкладчики, которые рискуют своими вкладами, но не занимаются предпринимательской деятельностью.

Общество с ограниченной ответственностью. Уставный фонд разделен на определенные некоторые доли. Участники организации не отвечают по обязательствам, рискуют только своими вкладами.

Общество с дополнительной ответственностью. Ответственность участников такого общества не ограничивается только вкладами, она распространяется на имущество.

Акционерное общество. Капитал разделен на некое число акций. Акционеры рискуют в пределах своих вкладов.

Производственный кооператив. Граждане объединяются и осуществляют некую хозяйственную деятельность, которая основывается на их трудовом участии и объединении паевых взносов.

Унитарное предприятие. Коммерческое предприятие, которое не владеет имуществом, которое за ним закреплено. Имущество неделимо.

Концерны. Крупные сверхобъединения монопольного типа. Важнейшим признаком служит единство собственности входящих в него предприятий, фирм, банков. Удерживает контрольный пакет акций холдинговая компания.

Холдинг. Осуществляет перераспределение и централизацию финансовых средств участников концерна.

Консорциумы. Временное объединение предприятий. Создаются для решения конкретных задач, осуществление больших инвестиционных, социальных и других проектов.

Картель. Является договорным объединением предприятий, основывается на договоренности о квотировании объемов производства, условиях продажи, ценах реализации, разграничении рынков сбыта. Каждое предприятие является юридически самостоятельным.

Синдикат. Объединение предприятий, предполагает централизацию снабжения участников и сбыта производимого ими продукта. Членами синдиката могут быть предприятия, объединения, концерны, тресты.

Трест. Объединение предприятий, при котором они утрачивают любую свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Финансы в экономике.

Финансы (в широком смысле) — совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств.

Финансы в экономике выступают экономическим инструментом распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Например, доход, получаемый в отраслях материального производства, частично остается на предприятиях (часть прибыли) и у их работников (заработная плата), частично поступает в бюджет (различные налоги). У государства сосредотачиваются денежные ресурсы, которые потом перераспределяются в непроизводственные отрасли хозяйства, на потребности управления и др.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям (8, с. 19).

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

• предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

• отдельными звеньями бюджетной системы;

• органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

• денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Государство и экономика.

Рыночная система не может работать без вмешательства гос-ва. Оно берет на себя:

— организация денежного обращения в стране;

— несет ответственность за удовлетворение потребностей определенных категорий населения;

— несет ответственность за компенсацию и ликвидацию отрицательных последствий рыночной экономики;

— экономическая политика (совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей);

— обеспечение защиты прав производителей и потребителей (законы на право собственности, антимонопольная политика);

— расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и дорог;

— затраты на некоторые виды страхования;

— осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизацией доходов;

— субсидирование здравоохранения, образования, благотворительных программ;

— обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, инвестирование средств на проведение фундаментальных научных исследований.

Методы регулирования экономической жизни:

2) Финансово-экономические методы.

Финансовая политика – политика гос-ва по урегулированию обращения денег. Она связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием, в случае необходимости гос-во прибегает к государственным займам, в том числе и иностранным.

Государство осуществляет следующие функции:

1) Экономическая (управление государственным сектором в экономике)

2) Социальная (отслеживание за чрезмерным расслоением населения)

3) Поддержание качества окружающей среды

4) Контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).

3.20. Государственный бюджет:

Это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Его структура определяется государственным устройством:

1) В унитарном государстве: существуют центральный и местные бюджеты.

2) В федеративном государстве (на примере РФ): существует федеральный правительственный бюджет, региональные бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты городов, районов и пр.

Обычно бюджет государства составляется на финансовый год. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов.

3.21. Налоговая политика:

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые взимаются государством с доходов и имущества налогоплательщика. Косвенные устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг, к ним относятся акцизы, которыми облагаются товары массового производства, таможенные пошлины и пр.

В РФ взимаются федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль банков, налог на прибыль от страховой деятельности, биржевой деятельности, операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, прибыль предприятий, имущество предприятий, налоги субъектов РФ, лесной налог, плата за воду.

Местные налоги: налог на имущество различных физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сборы за право торговли, налог на рекламу, местный единый налог.

Расходная часть бюджета показывает на какие цели направляются средства:

1) Содержание государственного аппарата и армии

2) Субсидии, дотации, льготные кредиты в экономику

3) Содержание бюджетных организаций

4) Инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру

5) Государственное потребление.

Часто государственные расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, который покрывается внешними и внутренними займами и денежной эмиссией, что ведет к неконтролируемой инфляции.

Государство обязано выполнять социальные задачи при любом состоянии бюджета. Для этого создаются внебюджетные фонды, средства которых планируются отдельно и не включаются в бюджет государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, обязательное медицинское страхование, фонд занятости населения). Средства этих фондов формируются за счет целевых отчислений, а расходы определяются законодательством.

3.21. Денежно-кредитная политика:

Предпринимательская деятельность охватывает и денежную сферу, в результате формируется денежный или ссудный капитал и система его обеспечивающая.

Кредит – заем в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности.

Существует две основные формы кредита: коммерческий и банковский. При коммерческом кредите предприниматели кредитуют друг друга при покупке и продаже товаров. Инструментом является вексель – долговое обязательство заемщика уплатить определенную сумму денег и процент в указанный срок.

1) Потребительский (продажа товара с отсрочкой платежа)

4) Государственный кредит (заемщиком или кредитором выступает государство по отношению к гражданам и юридическим лицам)

5) Международный кредит.

Существует две основные разновидности банков, образующих двухуровневую систему:

Первый уровень: ЦБ, выполняющий функцию регулирования денежной и кредитной системы через выпуск банкнот в соответствии с потребностями национальной экономики.

Второй уровень: коммерческие банки.

Государство использует ЦБ не только для осуществления денежно-кредитной, но и монетарной политики (меры, проводимые правительством в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого финансирования экономики). Цель монетарной политики в обеспечении наибольшей занятости и отсутствии инфляции. ЦБ продает государственные ценные бумаги, а также он осуществляет контроль за ставкой процента (депозита) в экономике через установление ставки рефинансирования (процентная ставка, по которой ЦБ продает кредиты коммерческим банкам, а они их продают своим клиентам. Резервы коммерческих банков хранятся в ЦБ.

Главная функция коммерческих банков в кредитовании промышленности, сельского хозяйства, торговли и пр. Кроме этого они занимаются приемом депозитов, а так же покупкой-продажей ценных бумаг и валюты.

Коммерческие банки подразделяются на виды:

1) Инвестиционные (финансирование и долгосрочное кредитование)

3) Инновационные (кредитование нововведений и внедрений научно-технических достижений)

4) Сбербанки (привлекают и хранят свободные денежные средства населения).

Одна из важнейших функций – кредитование, как предоставление возможности лицам или организациям, нуждающимся в денежных средствах, осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возвращения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами.

Источник

ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНИ +

Современные отношения — рыночные отношения? Любовь иллюзия?

Рыночные отношения это как. Смотреть фото Рыночные отношения это как. Смотреть картинку Рыночные отношения это как. Картинка про Рыночные отношения это как. Фото Рыночные отношения это как

Современные отношения стали похожи на рыночную экономику. Например, существуют договорные отношения между парнем и девушкой, т.е. партнерство − «мы с тобой встречаемся». Есть форма собственности − «ты мой(моя)». Есть цена − внешность, известность, ум и иная атрибутика. Есть и ограничения, например, ограничено общение с другими людьми, в связи с тем, что субъекты отношений боятся измены.

«Любовные» отношения − это временные отношения. Отношений может быть одно или много за один год. Любовь же − одна-две за всю жизнь, а у кого-то и ни одной, как бы печально это не откликалось. Отношения − это иллюзия любви. Любить можно без отношений, например безответно, и многие рады такой позиции.

Встречаясь с кем-либо, многие тешат себя тем, что они состоят с кем-то в отношениях, полагая, что между ними что-то есть, однако в большинстве случаев это лишь привязанность или выгода какой-либо из сторон, зачастую интимная. Все эти отношения основаны на обычном партнерстве в целях удовлетворения своих потребностей, а потребности, они как погода — постоянно меняются.

Так же, любая потребность имеет свой предел насыщения, в связи с чем при достижении данного предела интерес к человеку становится минимальным, и это одна из причин почему множество «пар» разваливаются в течение первых месяцев или недель.

Такие фразы, как «Я с ним(ней) встречаюсь…», больше похожи на «Мы пока что вместе, и он(она) моя собственность». Если что-то пойдет не так и кто-то кого-то бросит − не беда, найду другого(-ую). В «любовных» отношениях, или в простонародье «мутках», большой простор для измен, потому что большей частью таких людей мало что связывает духовно.

Отдельным авангардом имеют место социальные сети. С появлением социальных сетей на улице знакомиться стало практически невозможно и порой глупо. Парни не умеют вежливо знакомиться, а девушки — отвечать на это. Либо грубым будет один, либо грубой вторая, пытаясь показать свой «величавый» характер. Либо один будет вежливым, а другая испугается. Многие замечали за другими, как при виде кого-то красивого они делают из себя какое-то непомерно странное существо с повышенными эго.

На страницах социальных сетей развернулся «рынок отношений». «Семейное положение» стало больше похоже на печать, временно связывающую двух партнеров и официально всем оглашенную. «В активном поиске» больше похоже на «продается». Продается не за деньги, а за внешнюю и внутреннюю атрибутику: внешность, известность, деньги, по тому, как одевается, что слушает и т. д. «Встречаюсь с …», похоже на «Моя собственность …». Больше всего достают девушки, которые «не спят с теми, с кем не встречаются» или с кем у них не стоит спать, потому что «так делают только шлюхи», но при этом сами могут встречаться с десятком парней за год и считать, что они шлюхами не являются, т. к. у них все правильно и официально, и неважно, что «в январе я была с Колей», «в феврале с Мишей», а «сейчас, в марте, я с Петей», потому что Коля надоел, а Миша, вроде бы, меня не любил, а я вся такая правильная, и мне нужно внимание и понимание.

Любви не нужны статусы, ей не нужна огласка, она не требует ревностного подчинения и заунывного внимания.

Источник

Рынок и рыночные отношения в России: экономический и социологический анализ

В нашей стране 90 лет назад зародилась, а затем победила точка зрения о том, что деньги, власть, разделение людей на бедных и богатых не соответствует моральному закону, согласно которому все люди рождаются равными и возможность быть счастливым одинакова для всех. Почему же тогда несколько сотен людей живут припеваючи, а подавляющее большинство живет в нищете и не имеет возможности что-либо изменить к лучшему в своей жизни? Ответ нашли большевики, а затем развили коммунисты — во всем виноваты деньги и власть бюрократии. Надо уничтожить деньги и установить власть большинства над меньшинством, а затем совсем отказаться от власти и заменить ее волей совета трудового коллектива. Рыночные отношения основываются на эгоизме, погоне за прибылью и богатством, порождают конкуренцию, зависть и вражду между людьми. Рынок — это порождение капитализма. Капитализм — это несправедливый наемный труд, где одни управляют и распределяют, а другие трудятся и получают то, что им дадут. Надо построить справедливое общество, где не будет ни конкуренции, ни бедных, ни богатых. На такой философии была установлена в 1918 году советская власть. Складывалась невиданная до сих пор в мире новая форма хозяйства. Новая экономика, основу которой составляли общественная собственность и административно-командное распределение производимых благ. От каждого по способностям — каждому по потребностям. Рынок и все отношения, основанные на стоимостном обмене товаров и услуг, заменялись «справедливым» распределением. Залогом совести и чести этой уникальной работы был ЦК КПСС, на местах — парткомы.

Виртуальная экономика к 2001 году закончила свое существование. Россия перешла к рыночной экономике, этот факт признали все мировые эксперты.

Становление и особенности развития рыночных отношений, в российской экономике и обществе в целом требуют постоянного исследовательского анализа. Экономический и социологический анализ развития рынка и рыночных отношений в России является основной целью настоящей статьи.

Рыночная экономика 2 означает:

Государство для этого должно сделать главное.

Рыночные отношения это как. Смотреть фото Рыночные отношения это как. Смотреть картинку Рыночные отношения это как. Картинка про Рыночные отношения это как. Фото Рыночные отношения это как

Необходимо было сформулировать параметры новой экономической жизни.

В реальности ни одна страна не имеет совершенной конкуренции.

К критериям совершенной конкуренции относятся:

Совершенная конкуренция как идеал рыночного хозяйствования предполагает долгий путь для России. Обратимся к экономическому и социологическому анализу причин соответствия идеальной модели рыночных отношений ее реальному образу в России.

Поведение людей строится на двух древних привычках.

Инстинкт соперничества лежит в основе собственности и конкуренции на рынке.

Взаимодействия между субъектами рынка осуществляются на основе сделок, договоров, соглашений.

Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление только в середине 80-х годов во Франции представителями неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа — соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между участниками.

Интерес представляет то, как индивид может действовать в рамках всех соглашений.

В экономической и социальной жизни индивид выполняет различные роли: роль рационального покупателя (рыночное соглашение); квалифицированного специалиста (индустриальное соглашение); гражданина (быть избирателем); примерного семьянина; творческой личности; человека, заботящегося о безопасности, об экологии и, наконец, человека, имеющего свое собственное мнение.

Рациональное взаимодействие возможно лишь в рамках социально однородных групп, образованных индивидами, близкими по своим характеристикам. В повседневной жизни, в том числе в ходе рыночных сделок, однородность участников достигается редко, и они вынуждены искать иные способы согласования своих действий. Житейский опыт и здравый смысл, а не модель рационального выбора, чаще всего позволяют индивидам построить достоверные предположения о действиях окружающих.

Социальные нормы помогают людям принимать решения, они структурируют взаимоотношения индивидов, обеспечивая координацию их действий. Нормы — гарант предсказуемости.

Что препятствует присвоению экономическими агентами норм и правил поведения, соответствующих рыночным отношениям? Остановимся на анализе социальных норм, которые составляли основу командной экономики.

Долгие годы огромная страна СССР была сверхдержавой, страна занимала второе место по выпуску продукции на душу населения после США. СССР обеспечивала самих себя, импорт и экспорт практически отсутствовал. Исключение составляло продажа нефти, газа, металла, леса и др. природных ресурсов за границу. В СССР не было бирж, банков, страховых компаний, частных предприятий, борьба с тунеядцами и спекулянтами велась постоянно. Страна имела свою тяжелую и легкую промышленность, свои магазины, свой ассортимент товаров, отличный от западных и американских аналогов. Производились свои, российские часы,трактора, косметика, автомашины. Была своя советская медицина и образование, свой балет и живопись. Даже наука была своя. Самая уникальная из всех наук имела название научный коммунизм! Мы воспринимали и понимали жизнь по-разному, чем люди на Западе. Правда, эта продукция, как и все остальное, не могла конкурировать с мировыми аналогами. Производство и распределение осуществлялось административным образом, по команде Госплана и Госснаба с согласия ЦК КПСС.

Командная экономика характеризуется внутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству, несмотря на наличие хронического дефицита. Если экономические агенты сумели приспособиться к условиям дефицита, то это поведение тоже может рассматриваться как норма.

Идеал командной экономики 70—80-х годов: квартира — машина — дача.

Главным ресурсом для достижения этого уровня потребления был доступ к редким дефицитным ресурсам, а не производительный труд и предприимчивость, позволяющая легально получать за это денежное вознаграждение и формировать собственный капитал.

Доступ к ресурсам могли позволить себе только определенные категории экономических субъектов: работники торговли, выезжающие за рубеж, работники бюрократического аппарата, работники авиационного и железнодорожного транспорта.

Действия экономических агентов в командной экономике не являются рациональными, как в рыночной. Они, скорее, были ценностнорациональными.

Партийный аппарат служил преобразователем ценностей, переводя идеологические установки в конкретные административные и хозяйственные задачи.

Доверие к государству становилось нормой, без него невозможно было совершить никакого экономического действа. Государство гарантировало успех сделки(снабжение, выполнение плана).

На микроуровне доверие было нормой среди хорошо знающих друг друга лиц. Эта норма актуальна и по сей день.

Взаимодействие осуществлялось не просто с врачом, парикмахером, а со знакомым врачом и парикмахером. Также и на предприятиях устанавливались доверительные отношения партнерства на личностном уровне.

В общественном сознании и психологии общества периода застоя царило двоемыслие: публично голосовали — «за», а реально — «нет».

Мы-сознание предполагает осознание себя как одного из многих. Не обладая ценностным центром,оно функционирует в ценностных границах «своего» («нашего») и «чужого». Поведенческий стереотип человека, с таким сознанием — следование по вектору покоя: устранение факторов риска, тревоги, озабоченности, движение к конформизму, сопровождающееся мистической мотивацией.

У ролевой личности нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Мера дружбы, преданности в отношении к другому человеку определяется степенью полезности в деле.

В отличие от норм командной экономики, которыестабилизи-ровали неравновесное состояние системы, рыночные нормы стабилизируют равновесие на рынке.

Субъект коммуникации (коммуникатор) стремится превратить окружающих в средства для достижения своей цели — максимизировать полезность.

Норма рынка — доверие.

В странах с развитой рыночной экономикой было проведено исследование: задавался такой вопрос: «Исходя из Вашего личного опыта, считаете ли Вы, что окружающим людям можно доверять?»

«Да» — в Дании — 94%, ФРГ — 90, Великобритании — 88, Франции — 84, на севере Италии — 72, на юге — 65% (сильна мафия). Данные в отношении укоренения в Российской практике такой нормы рыночного взаимодействия, как «доверие», в исследованиях, проведенных в период 1990—99, свидетельствуют о том, что деперсонифицированное доверие с 25% (1990) выросло до 30% (2000 год).

Царит персонифицированное доверие — на уровне хорошего знания человека. Здесь лидирует семья 71%, затем — друзья — 45%.

Доверие к государству в 1990 году равно было 0%, а в 1998 равнялось 10%, но затем откатилось к 4% (1999).

Как нами уже отмечалось, эмпатия — одна из основополагающих норм рыночного взаимодействия участников рынка. Индивид действует на основе эмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы и намерения. В этом случае важен не факт личного знакомства, а факт зависимости индивида в достижении его собственных целей от позиции контрагента.

Стратегия маркетинг менеджмента производителя или продавца направлена на определение отношения к его продукции со стороны потенциального покупателя. Субъект рыночного предложения пытается увидеть свой продукт глазами покупателя.

Важнейшей нормой рынка является свобода.

Наличие множества свобод не является достаточным, чтобы считать человека свободным.

Для обществ с развитой демократией необходимо наличие таких важнейших свобод, как свобода слова, свобода в выборе профессии и свобода потребительского выбора.

Существование рынков и рыночных отношений в экономике может рассматриваться как увеличение свобод граждан. Это утверждение основано на предпосылке, что у каждого продавца и каждого покупателя есть альтернативы.

Это положение является ключевым в теории маркетинга. Покупатели могут быть свободными от предложений продавца только в том случае, если они имеют возможность приобрести желаемое у многих продавцов.

Продолжаются дискуссии по поводу социальной эффективности углубления рыночных реформ, строительства российской рыночной системы в экономике, а на Западе уже никто не обсуждает этот вопрос, не ведет разговоров об отказе от рыночной системы хозяйствования?

Отсутствие необходимой рыночной социальной практики отчетливо заметно в развитии российского менеджмента. Российский менеджмент плохо напоминает свои современные рыночные аналоги: американский, японский,китайский.

В основе американского менеджмента лежат хорошо интегрированные социальные характеристики рыночной ментальности, такие как индивидуализм, конкуренция (соперничество), специализация. Баланс интересов в США основан на договорных отношениях, четко прописанных контрактах с денежным эквивалентом. Успех экономического человека, денежный успех является основой социального признания. Такова модель рыночной парадигмы в США. Американская и европейская системы 20 открыты в экономических взаимоотношениях работников и работодателей. Работник, недовольный оплатой труда, всегда может покинуть компанию.

Японская парадигма менеджмента, напротив, построена на коллективизме, на доверии между партнерами и акционерами, менеджерами и наемными работниками. Эта модель получила собственное название — модель патерналистских отношений между рабочими, собственниками и менеджерами. Сотрудники являются важнейшим активом компании. Разработана система стимулирования у сотрудников ощущения сопричастности к компании, лояльности к организации, а у менеджеров — видение долговременной перспективы в процессе выработки и принятия решений. Японская модель менеджмента основана на убеждении, что получение конкурентных преимуществ возможно при сочетании достижения высокого качества товаров и услуг и снижении их себестоимости. Лидерство в японских корпорациях основано не на соперничестве, как в американских компаниях, а на поиске консенсуса. Начиная с 80-х годов происходит распространение японских методов и систем управления по всему миру. При этом японцы умело использовали почти весь американский опыт, не меняя базисную управленческую парадигму.

В стратегическом управлении японская модель ориентирована на расширении контролируемой доли рынка, в то время как приоритет для американских компаний — получение высоких прибылей на инвестированный капитал.

В китайской модели баланс интересов между работниками и работодателями носит временный характер. В основе лежит страх увольнения и личная скромность в притязаниях. Многие процессы в менеджменте регулируются государством. Китайская модель менеджмента в определенном смысле напоминает российскую 20—30-х годов, когда в индустриальный оборот вовлекались миллионы человек из аграрного сектора. Китайские компании активно копируют не только продукты, бренды, но и модели менеджмента.

Возникает естественный вопрос: «Как же будет контролировать себя общество от стихии развития рыночных отношений?» С помощью какого инструмента превратить «невидимую руку» в видимую? Может быть, с помощью государства, особенно на фоне глобального кризиса?

Государство, как и рыночная система, представляет собой способ контроля и координации человеческого поведения. При этом не ставится задача свести контроль государства к минимуму. В различных странах государство является самым большим покупателем: вооружения, дорог, услуг милиции (полиции), бюрократов.

Государство одновременно выступает в роли крупнейшего продавца, который, особенно в сфере услуг, например, здравоохранения и образования, обычно «раздает продукт», а не продает.

Регулируя спрос, государство закупает сельхозпродукцию по ценам, выгодным производителям и потребителям готовой продукции. Оно запрещает продажу некоторых товаров, взимает налоги, субсидирует отрасли, назначает пособия,стимулирует продажи за рубеж и импорт продукции.

Если затраты и выпуск станут определяться покупками и продажами на рынке, а не приказами со стороны государства, все, в том числе и государственные предприятия, будут представлять собой рыночные предприятия. Рыночная система может существовать там, где все предприятия могут находиться в собственности государства.

Можно также рассмотреть возможность возникновения кооперативной рыночной системы, акционерной рыночной системы.

Проблема заключается не в противопоставлении государства рыночной системе, а в отсутствии демократической практики, с помощью которой регулируются рыночные отношения.

Исторический опыт свидетельствует о том, что развитые демократии не существуют в иных обществах, кроме обществ с рыночной системой.

Отсутствие рыночной системы в России особенно заметно, когда рассматриваются два противоположных по траектории своего развития рынка: рынок образования и рынок труда.

Подготовка специалистов и набор специальностей очень плохо увязаны с потребностями экономики из-за отсутствия рыночного механизма, связывающего эти два рынка между собой. Возможно, что переход к двухуровневой системе: бакалавриат и магистратура, поможет приблизиться к решению этой сложнейшей задачи. Россия живет в новом, 21 веке. Она выбрала свой путь развития общества на основе цивилизованной рыночной экономики.

Дискуссии по поводу роли государства в регулировании экономической жизни страны продолжаются. Но есть ли реальный смысл продолжать дискуссию относительно роли государства в управлении хозяйственной жизнью общества и о значении рыночной экономики в общественном развитии?

Государство отстаивает общественные интересы и имеет своей целью укрепление взаимоотношений между членами общества в культурной, духовной, социальной и, конечно же, экономической. Исторически за государством закрепилось такое свойство, как монополия на все, что принадлежит ему. За рынком — противоположное — конкуренция — когда товары и услуги принадлежат многим продавцам. Формула экономической жизни здесь такова: чем больше государства, тем меньше рынка. А значит, меньше свободного выбора товаров и услуг.

Как участник(субьект) экономических отношений государство осуществляет экономическую власть, обязательную для всех и распоряжается своим государственным имуществом (собственностью). В этом отношении государство представляет собой такого же участника хозяйства, как и любое предприятие, фирма, компания, индивидуальный предприниматель.

Государство должно присутствовать там, где это необходимо, отстаивая интересы конкуренции, и ограничивая монополистические тенденции, создавая условия для развития малого и среднего бизнеса. Активный регулирующий характер государства необходим в использовании правовых механизмов настраивания хозяйственной жизни в современных условиях, в том числе, если это необходимо, политическими и административными методами.

В современных условиях рынок и рыночные отношения в России приобретают черты корпоративного (сетевого) рынка, существовавшего в 30—40-е годы во Франции, Испании, Португалии и распространенного сегодня в странах Юго-Восточной Азии. Если учесть высокий уровень трансакционных издержек и невозможность оперативного перераспределения правомочий, то можно утверждать, что лежащие в основе сетей социальные механизмы (личные контакты руководителей, репутация фирмы и ее руководителя, особая этика деловых отношений) позволяют успешно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, хотя и не являются оптимальными с точки зрения классического рынка.

1 Согласно Индексу экономической свободы 2009 (Index of Economic Freedom), публикуемому совместно организацией Heritage Foundation и газетой The Wall Street Journal, в 2009 году Россия перешла из разряда стран с «подавляемой экономикой» к странам, описываемым как «главным образом несвободные». Россия заняла 146-е место среди 179 стран, поднявшись на один пункт по сравнению с прошлым годом.

2 Рыночная экономика – экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Главным элементом рыночного механизма саморегуляции является ценовой механизм, который уравновешивает спрос и предложение на рынках обычных товаров.

4 Бьюкенен Дж. Минимальная политизация рыночного порядка /От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. М.: Catallaxy, 1993; Яковлев А. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике. М., 1998; Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. М.: ГУ-ВШЭ, 1999; Долан Э, Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Автокомп, 1992; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994; Нуреев Р. Курс микроэкономики. М.: Норма-ИНФРА-М., 1998.

8 Потребитель и поставщик время от времени менялись ролями: «я тебя сегодня выручу сталью, завтра ты мне поможешь с болтами». Это бартер, но бартер на доверии к определенному лицу сделки.

10 Ориентация индивида на максимизацию своей полезности и осознание им связи между получаемой полезностью и своей продуктивной деятельностью.

14 В современных рыночных обществах многие экономические направления находятся во власти планирующего центра. Производство планируется в той степени, в какой предусмотрены субсидии, ограничения и регулирование, в том числе в системе здравоохранения, образования, даже розничной торговле. Таким образом, рыночные свободы могут существовать и в авторитарных, и в демократических обществах с элементами централизованного планирования.

15 Конкуренцию тоже можно рассматривать, как ограничение свободы производителя продавать то, что произведено. Это ограничение объясняется свободой личного выбора потребителя.

17 До сих пор ведутся поиски строить что-то типа социализма и капитализма поровну. Анализируем экономику Швеции, Китая.

18 А пока конкурс в высшее учебное заведение со стороны абитуриентов на специальность «государственное и муниципальное управление», на специальности налоговой академии больше, чем на экономические и юридические факультеты. В то время как 8 из 10 старшеклассников США хотят иметь свой бизнес. Многие крупные компании США, такие как GE, Apple, Del, Microsoft, выросли из малых предприятий и индивидуального предпринимательства.

19 Это особенно заметно, когда наблюдаешь нападки отдельных представителей власти и политической элиты на маркетинг как деятельность, обеспечивающую определение рынка, создание, информирование, доставку и обмен предложений, имеющих ценность для потребителей, клиентов, партнеров и общества в целом.

20 Европейский менеджмент корнями уходит в ремесленническую культуру с акцентом на ценности, мастерство, наставничество, стремление к совершенству.

25 Березин И.С. Крупнейшие потребительские рынки России: объем, динамика, перспективы: доклад российскому бизнесу. М.: Беловодье, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *