Самовар как символ россии
История России и ее символ Самовар.
Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.
Все возрастающий интерес к истории самовара, как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в нашей стране на протяжении почти двухсот пятидесяти лет объясняются тем, что это неживое изделие из металла для нагревания воды имеет живую «душу». Так как непреходящи те понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевная беседа, домашний уют и покой.
История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл.
Сейчас трудно сказать, когда был создан первый самовар, но его появление теснейшим образом связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной жизни России, которые произошли в Петровскую эпоху и которые буквально «подняли на дыбы» весь российский уклад жизни.
Активное освоение в начале XVIII века рудных богатств Урала, возникновение там целого ряда металлургических предприятий, в том числе и медеплавильных, привело к тому, что «остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала XVIII века уже вывозилась за границу».
Уральские заводы, наряду с такими традиционными центрами по изготовлению медной посуды, как Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Холмогоры, Архангельск становятся крупнейшими производителями этого вида изделий. Именно на уральских заводах складываются те технологические приемы выделки сложной по формам и богато декорированной медной посуды и тот основной инструментарий, которые в дальнейшем будут широко использоваться и при производстве самоваров.
Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано с горнозаводской мануфактурной промышленностью в частности и с промышленным мануфактурным производством в целом.
Первые известные нам упоминания о самоварном производстве и о самоварах содержатся в «Реестре какое число сделано и отдано господину дворянину Григорию Акинфиевичу (Демидову) разных звания медной посуды в 1745 г. и по какой цене в продажу производится» и в «Описи имущества Онежского второклассного монастыря», которая датируется 1746 годом, и где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». Имеющиеся сведения не дают еще представления о том, какие формы и устройство имел самовар в то время, поэтому судить о самоварах этого периода можно только на основании тех многочисленных образцов, которые имеются в музеях России.
Сохранившиеся самовары 1740-1760-х годов еще значительно отличались от привычных для нас форм. Они состояли из двух частей: шарообразного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная трубка, служившая для тяги, и стационарной подставки-подноса с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне, и по своему устройству были похожи на английские, так называемые, «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды и бытовавшие в Англии в 1740-1770 годы.
Для истории возникновения самовара интересен также тот факт, что среди ассортимента уральской медной посуды уже в начале 1730-х годов часто упоминались «казаны с трубами», «кубы винокуренные с трубами», «кубы винные с колпаками и трубами», которые широко применялись в монастырских и помещичьих хозяйствах.
В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами-чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Подобные самовары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах. Самовары-кухни использовались не только дома; их брали в дорогу, при выездах за город, в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития.
К концу XVIII века самовар уже имел отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны для нас и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачков-заглушек.
Тогда же вырабатывается и тип самовара-кофейника, который имел внутри специальное устройство для приготовления кофе в виде вынимающейся металлической рамы с холщовым мешочком.
В конце XVIII века появляются самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом, а также складываются и основные принципы декора самоваров. Тулово расчеканивалось ложчатым или рока ильным орнаментом, украшалось изображением цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента. В этот период в формах самоваров и в их декоре еще используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма. Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.
На рубеже XVIII и XIX столетий в обиход входят самовары, связанные традицией формообразования с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка. Такие самовары, как правило, имели отъемные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными.
В 1810-е годы самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина (около 3 тысяч штук в год), находившийся в Московской губернии, но к 1820-м годам все большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.
В течение XIX века в Туле и Тульской губернии возникали и существовали сотни заведений, занимавшихся выделкой медных изделий, среди которых важное место занимали самовары и чайники.
В начале XIX века была широко известна другая тульская самоварная фабрика, принадлежавшая Василию и Ивану Ломовым. «Основавшие в 1812 г. самоварную фабрику купцы Василий и Иван Ломовы предпочитали набирать рабочую силу не из крестьян, отпущенных на оброк, а из городских сословий. » Более квалифицированная рабочая сила из городских сословий создала широкую известность ломовским самоварам. В 1820-е годы фабрика братьев Ломовых ежегодно выпускала 1000-1200 самоваров, которые сбывались главным образом не в Туле, а в столицах, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках и даже в «заморских странах». В первые два десятилетия XIX века появляется еще ряд новых самоварных фабрик: Киселева, Курашова, Сиднева, Афанасьева, Черникова, Маликова, Минаева, Чегинского.
В месяц один мастер вырабатывал десять простых и четыре-пять фигурных самоваров, которые стоили недешево: от шести до десяти рублей за штуку.
Расчерченные листы меди разрезали по меркам, складывали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине. Затем его спаивали в горне. Неровности на запаянных швах опиливали и еще раз проковывали молотком на кобылинах. Потом корпус вновь отжигали и медленно охлаждали.
Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой и лудили. Многодельный и трудоемкий процесс изготовления самоваров позволяет понять, почему в музейных коллекциях эти изделия начала первой половины XIX века представлены небольшим количеством экземпляров. В это время их делали сравнительно немного, они представляли для владельцев значительную ценность, передавались по наследству, использовались в семье не одним поколением, поэтому часто у них иссякал запас прочности, и они просто не сохранились.
В 1830-е годы в Туле возникли самоварные производства Ильи Федорова, Василия Петрова, Герасима Тимофеева, Ивана Федорова, а в 1840-е к ним добавились заведения Гаврилы Попова, Платона Иванова, Ивана Данилова, Максима Никитина.
В 1840-1850-х годах в Туле существовало до восьмидесяти фабрик. Среди них были и крупные. Выделялись заведения Маликовых, Баташевых, Балашевых, Воронцовых, Леонтьевых, Сомовых, положившие начало целым династиям самоварных фабрикантов.
Основная продукция фабрик, как и в первой четверти XIX века, исчислялась пудами, но, наряду с весовыми самоварами простых форм, делали и поштучные, так называемые «ценовые». Цена их была намного выше. Если пуд самоваров в 1855 году стоил 15 рублей, то «ценовые» шли по 3 рубля 15 коп. за штуку. Отправляли самовары на продажу в различные города Российской империи, упаковывая в особо приготовленные ящики, заполненные соломой.
Самовары нестандартных форм
Крупнейшим центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самоваров.
Наибольшую известность получили самоварные фабрики Баташевых. Относительно недорогие, хорошего качества самовары, клейменные фамилией Баташевых, охотно раскупались по всей России. Самыми знаменитыми были: фабрика Ивана Григорьевича Баташева (основанная в 1825 году и впоследствии перешедшая к его сыну Николаю Ивановичу, проданная в дальнейшем Тейле); фабрика, основанная в 1840 году Василием Степановичем Баташевым, существовавшая потом под фирмой «Наследники В. С. Баташева», и третья, открытая в 1840-1850-х годах Александром Степановичем Баташевым, при котором и прекратила свое существование. Известно также несколько поддельных фабрик «лже-Баташевых», клеймивших свои изделия маркой «Восприемники или наследники Баташева».
При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте — «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и в других направлениях историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.
Самовар-символ России
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое с XIX века стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Для русских людей понятие «у самовара» имело совершенно конкретный смысл: собраться у самовара за чайным столом, посидеть и поговорить неспешно, пообщаться и чаю
Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейшимх предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.
Удобная конструкция, долговечность и художественные достоинства сделали самовар незаменимым.
Это замечательное изделие, широко распространенное в России на протяжении довольно долгого времени, практически не исследовано ни с точки зрения истории, ни с точки зрения прикладного искусства, ни с точки зрения техники. Такую ситуацию можно понять. Когда самовар был обыденным бытовым предметом, никому в голову не приходило посвящать ему отдельные исследования, а когда, спустя совсем недолгое время, самовар стал антикварной редкостью и предметом коллекционирования, исследовать самовар было уже поздно. Слишком многое изменилось в стране. Миновали целые политические эпохи, отгремели социальные революции, и многие секреты самоварного дела оказались забыты или утрачены. Вот так и получилось, что на сегодняшний день нет ни одной сколько-нибудь серьезной научной работы, посвященной самовару.
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Летиция Ортис. Разведенная простолюдинка, ставшая королевой Испании Королева Испании Летиция вход.
Радуйтесь! Если голубые Небеса наполняют вас Радостью, если стебель полевой Травы не оставля.
Узоры Славянской Души. Павлопосадский платок. Часть 5. Весь материал по теме здесь Павлово-пос.
Иллюстрации Умберто Брунеллески (1879−1949). Как причудлива бывает жизнь. Родил.
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Ссылки
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Как самовар стал символом России?
Как самовар стал символом России?
Как самовар стал символом России?
До появления на Руси чая самым любимым напитком в холодное время года, был сбитень. Его варили на основе лечебных трав и меда в специальном сосуде – сбитеннике, чем-то напоминающий чайник. Внутри сбитенника находилась полость для угля. На русских ярмарках всегда бойко шла торговля готовыми блюдами, которые варили тут же в братинах. Братина – это металлический сосуд, разделенный на три секции, в двух из которых варили пищу, а в третьей – горячие напитки. Считается, что сбитенник и братина являются прародителями самовара.
Чай на Руси появился в 17 веке, его завезли торговцы из Азии. Первоначально его употребляла знать в качестве лекарства. Но уже к 19 веку чай потихоньку теснит сбитень и становится любимым горячим напитком в России. Вместе с чаем в дома проникает и самовар. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние не обходится без горячего самовара. Именно самовар – стал символом гостеприимного дома. Он вносит в дом особый колорит и уют. Самовар стал символом России, он был в каждом доме, независимо от местности и достатка.
Что же такое самовар? Это тонкостенный металлический сосуд, внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки. Топка крепится к нижней части самовара. Через решетку в трубе создается тяга в топке. В деревенских домах трубу самовара соединяли с дымоходом. Если тяги не хватало или погода была сырая, то дополнительно ее создавали при помощи сапога, который одевали на трубу. При закипании воды, на конфорку самовара устанавливался заварочный чайник. Тяга замедлялась, вода закипала медленнее, а чай заваривался и настаивался.
Родиной самовара считается Урал. Сохранились документальные свидетельства тех времен, в которых говорится о том, что в 1778 году в Заречье, на улице Штыковой, братья Лисицыны Иван и Назар изготовили в своей мастерской самовар. Основателем этой мастерской был их отец, Федор, оружейных дел мастер, который занимался там работами по меди. Через 25 лет в мастерской уже работало 26 человек, включая семь оружейников. По тем временам – это уже была фабрика.
Самовары братьев Лисицыных были известны на всю Россию, сделаны они были с душой и выдумкой. Самовар можно было подобрать на любой вкус: обычный, с чеканкой, гравировкой, самой разной формы: бочонком, круглый, яйцевидной формы, с краниками в виде фигурок зверей и рыб, с различными декоративными элементами. Тульский музей самоваров может похвастаться сохранившимися экземплярами старейших самоваров этой и других фабрик. Со временем производство самоваров развилось в Туле. Этот город всегда славился своими мастерами – оружейниками. При всей кажущейся простоте самовара, процесс его создания сложный и трудоемкий.
Чтобы изготовить все его детали требовалось немалое мастерство. Самовары делали в основном из меди, часто их потом серебрили, золотили, а иногда делали полностью из серебра или мельхиора. Технологический процесс его изготовления включал в себя 12 этапов. Уже к середине 19 века в Туле работало 28 фабрик по производству самоваров. Эти фабрики в год выпускали 120000 штук самоваров. Тульские самовары были востребованным товаром и украшением любой ярмарки, а сам город стал центром самоваров.
Самовар как символ россии
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях.
Для русских людей понятие «у Самовара» имело совершенно конкретный смысл: собраться у самовара за чайным столом, посидеть и поговорить неспешно, пообщаться и чаю попить. Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества. Удобная конструкция, долговечность и художественные достоинства сделали самовар незаменимым.
Русский самовар в том виде, каким мы его знаем сегодня, появился в первой половине XVIIIвека. Изменялись только форма, материалы и художественное оформление. Его основное назначение и особенности устройства: нагревание воды с помощью внутренней трубы-жаровни. Самовар по конструкции предельно прост. Корпус с ручками, внутри – жаровая труба на массивном, но пустотелом основании. В трубу помещают горящий древесный уголь, и он продолжает гореть внизу на решетке в потоке воздуха, который поступает в отверстия основания. Воздух нагревается и, поднимаясь вверх по трубе, отдает тепло воде в самоваре. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха создает тягу в топке. Она прикреплена снизу к тулову самовара на некотором расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность. На трубу надеваются крышки тулова, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран, с помощью которого наливается вода из самовара, расположен на небольшом расстоянии от дна, поэтому взвесь не попадает в чашку.
Вторая деталь, не менее важная — специальная полость для топлива, находится она в центре корпуса, внутри. Ее делали в виде трубы и наполняли углями. Называется эта труба жаровня или кувшин, так как формой часто его напоминает. В нижней части кувшина или жаровни есть решетка, на которую кладется топливо. Тулово соединяется с нижней частью — поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки. Переход от корпуса к поддону называется шейка — она более узкая, чем само тулово; в верхней части шейки находятся поддувала — отверстия, обычно декоративно оформленные, через которые проходит воздух, необходимый для поддержания процесса горения в жаровне. Сбоку на корпусе находятся ручки — парные, изогнутые металлические пластины с деревянным валиком между ними — для переноски самовара.
Самая интересная и технически сложная деталь — это кран. Состоит он из нескольких элементов, каждый из которых имеет свое название. Трубка, например, крепится к корпусу при помощи репейка. Это специальное утолщение вокруг крана для более надежного соединения. Открывается и закрывается кран с помощью вертка.
Наиболее красивой и выразительной частью вертка, да и всего крана, является его завершение — рукоятка. Она бывает двух типов: решетка и ветка. Под словом «ветка» подразумевали ключ (верток) самоварного крана, оформленный в виде отходящего в сторону изогнутого или переплетенного стебля. Когда говорили «кран решеткой», это означало, что ключ его увенчан ажурной фигурой, напоминающей трилистник. Эта конструкция обязательна для любого вида самовара. Меняются размеры, объем, форма корпуса и других деталей, но все они необходимы для работы жарового самовара.
Чаще всего она была в форме буквы «Г», с ручкой, приделанной к вертикальной части трубы. Горизонтальная часть — колено — приставлялась к отверстию-отдушине в печи (самовар ставили всегда рядом с печью), чтобы дым мог выйти через дымоход и наружную трубу на крыше. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, реже — металлический, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности хозяев. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай.
Дешевое, доступное топливо — самые обычные щепки и древесные угли — сыграло немаловажную роль в росте популярности самовара. В начале XX века появляются самовары, использовавшие другой вид топлива — спирт или керосин — но ни одна из новинок не смогла вытеснить привычный жаровый самовар.