Счетная палата как проверяет

Счетная палата как проверяет

Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты

1. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.

2.1. Проверки подразделяются на камеральные и выездные.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

2.2. Под камеральной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

2.3. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения объекта аудита (контроля).

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.

4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.

6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).

7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением.

8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.

9. Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.

12. Информационная деятельность Счетной палаты осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания отчетов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания бюллетеня Счетной палаты, представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты, утверждаемого Коллегией Счетной палаты и подлежащего обязательному опубликованию.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Материалы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Счетная палата как проверяет

Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)

1. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ, от 29.05.2019 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления, иных объектов контроля в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ, от 29.05.2019 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)

Источник

Что такое Счётная палата. Объясняем простыми словами

Счётная палата — высший независимый орган финансового аудита в России. Её основная задача — контролировать эффективность расходования бюджетных средств.

Аудиторы Счётной палаты могут проверить любые госорганы, предприятия, банки, страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица, которые заключили договор на оказание работ или услуг и получили от государства деньги, — насколько те соблюдают условия договоров о предоставлении бюджетных средств или использовании госимущества.

Когда аудиторы обнаруживают нарушения, они выдают различные предписания, постановления, уведомления, а при выявлении нарушений, имеющих признаки состава преступления, передают материалы в правоохранительные органы.

В своей стратегии развития до 2024 года Счётная палата формулирует свою миссию так: «. содействовать справедливому и ответственному госуправлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека».

Чтобы добиться этого, СП намерена добиться «развития подотчётности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач».

А в гражданах руководство СП хочет развивать «чувство налогоплательщика». Для этого аудиторов уже заставляют писать отчёты простым языком, создали портал — агрегатор информации о государственных финансах «Госрасходы» и с мая 2021 года стали публиковать свою базу рекомендаций. «Любой гражданин, обеспокоенный вопросами расходования бюджетных денег, может увидеть, что предлагает СП, и, сформировав запрос, уточнить у ведомств, что они предприняли для более эффективной работы», — говорится в описании проекта.

Пример употребления на «Секрете»

«Если раньше выбор государственных программ никогда явно не ставился под вопрос, то сейчас Счётная палата больше внимания уделяет тому, какие проекты более эффективны, какие менее. Это очень важное изменение, которое принципиально меняет подходы к оценке госпрограмм и которое потенциально может повлиять на выбор того, в какие из них стоит вкладывать деньги, а в какие — нет».

(Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов — о том, как Счётная палата помогла в оценке госпрограмм.)

Нюансы

Главные действующие лица — 12 аудиторов, а также председатель и его заместитель. Шесть аудиторов назначаются депутатами Госдумы (то есть косвенно в этом процессе участвует любой гражданин, который ходит на выборы), остальные шесть — членами Совета Федерации (то есть представители всех регионов). Председатель назначается Госдумой, а его заместитель — Советом Федерации, в обоих случаях — по представлению Президента РФ. Деятельность палаты не может быть приостановлена даже в случае роспуска парламента, который её сформировал.

Официально итоги работы самой Счётной палаты никто не оценивает, однако ежегодно глава ведомства и его заместитель отчитываются перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. При этом она независима от всех госорганов и её решения, кроме предписаний, невозможно оспорить даже через суд.

Практика

Под руководством Алексея Кудрина (возглавил ведомство в 2018 году) Счётная палата стала более заметной в публичном пространстве. Настолько, что превращается едва ли не в главного обличителя неэффективности и недостатков системы госуправления. В медиа регулярно появляется информация о том, как аудиторы жёстко раскритиковали то или иное ведомство за неэффективность или вскрыли нарушения на сотни миллиардов рублей. Также часто Кудрин регулярно публично оспаривает те или иные аспекты «линии партии».

Источник

С 30 сентября – новые условия работы контрольно-счетных органов

Счетная палата как проверяет. Смотреть фото Счетная палата как проверяет. Смотреть картинку Счетная палата как проверяет. Картинка про Счетная палата как проверяет. Фото Счетная палата как проверяет
sebastiangauert / Depositphotos.com

Большая часть нововведений касается непосредственно структуры контрольно-счетных органов, статуса, прав и полномочий их сотрудников. Однако некоторые поправки стоит принять к сведению всей бюджетной сфере, ведь КСП может прийти с внешней проверкой и в региональный орган власти, и в местную администрацию, и в учреждение.

Итак, обратим внимание на основные изменения:

Структура и штат: требования к кандидатам на должность, заключение вышестоящего органа, статус должностей

С указанной даты в структуре региональных контрольно-счетных органов может быть предусмотрено несколько заместителей председателя.

Штатную численность контрольно-счетного органа по-прежнему утверждает законодательный/ представительный орган, но теперь – только по представлению председателя контрольно-счетного органа.

Председателя регионального контрольно-счетного органа можно назначить на должность только при наличии заключения Счетной палаты РФ о соответствии кандидатуры установленным требованиям – обратиться с этим заключением должен законодательный/ представительный орган власти субъекта РФ. В отношении кандидата на пост председателя муниципального контрольно-счетного органа заключение выносит региональная КСП. Порядок проверки кандидата на председательство в контрольно-счетном органе определяет вышестоящий орган: для региона – Счетная палата РФ, для муниципального органа – КСП субъекта РФ.

Уточнены и требования к соискателям на должность председателя, а также его заместителей и аудиторов контрольно-счетного органа. Если ранее Закон № 6-ФЗ оговаривал обязательное наличие опыта работы в соответствующих сферах, то теперь указывает и то, насколько большим должен быть этот опыт, – не менее пяти лет.

Должности председателя, его заместителей, а также аудиторов однозначно относятся к государственным должностям субъекта РФ, муниципальным должностям. Имеющаяся на сегодняшний день в Законе N 6-ФЗ оговорка «могут быть отнесены» исключена.

Законом субъекта РФ или муниципальным актом, регулирующим вопросы деятельности контрольно-счетных органов, могут быть предусмотрены должности государственной/ муниципальной службы, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов..

Гарантии работникам контрольно-счетных органов теперь закреплены в законе

Закон № 6-ФЗ дополнен статьей, оговаривающей материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов. В частности, им гарантируются:

Больше полномочий при проверках: участие экспертов и правохранителей

Контрольно-счетные органы будут вправе привлекать к участию в проведении контрольных и иных мероприятий специалистов самого разного профиля и компетенций:

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Взаимодействие с проверяемыми: что нужно учесть организациям бюджетной сферы

Руководители проверяемых органов и учреждений обязаны обеспечить ревизоров контрольно-счетных органов оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, Интернету и государственным/ муниципальным информационным системам.

Сейчас Закон № 6-ФЗ отводит 1 месяц на то, чтобы уведомить контрольно-счетный орган о решениях и мерах, принятых по предписанию, выданному по результатам проверки. С 30 сентября уведомить нужно будет в течение срока, указанного в представлении, или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения.

Дополнительно предусмотрено, что срок выполнения представления может быть продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза.

Источник

Документы, запрашиваемые контрольно-счетным органом для проведения проверок бюджетного учреждения

Счетная палата как проверяет. Смотреть фото Счетная палата как проверяет. Смотреть картинку Счетная палата как проверяет. Картинка про Счетная палата как проверяет. Фото Счетная палата как проверяет

Контрольно-счетный орган муниципального образования проводит проверку в рамках внешнего финансового контроля в муниципальном учреждении. Вправе ли проверяющие при проведении проверки годового отчета запросить оборотно-сальдовые ведомости по счетам?

На основании ч. 1 ст. 268.1 БК РФ полномочиями органов финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета. В силу ч. 3 ст. 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Кроме того, исходя из ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится в том числе установление порядка осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. Стать-
ей 264.4 БК РФ определено, что внешняя проверка бюджетного учреждения годового отчета об исполнении местного бюджета проводится контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 6‑ФЗ органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица в установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Так, в Письме Минфина РФ от 31.05.2016 № 02‑07‑08/31424 сказано, что перечень информации, необходимой для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, осуществляемой контрольно-счетным органом муниципального образования, не устанавливается БК РФ и Федеральным законом № 6‑ФЗ и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом:

По мнению Минфина, для проведения контрольных мероприятий, предметом которых является проверка квартального и годового отчетов об исполнении бюджета, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, могут быть необходимы информация, документы и материалы:

Указанная информация может включать документы бюджетной отчетности, первичные документы и т. д.

Исходя из вышеизложенного законодательством РФ не установлен конкретный перечень документов, которые контрольно-счетный орган вправе запрашивать у объекта проверки. Перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий, БК РФ и Федеральным законом № 6‑ФЗ не устанавливается и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом ограничений (если такие имеются), определенных законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.

При этом согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 6‑ФЗ контрольно-счетные органы не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если они уже были им представлены.

Таким образом, порядок направления контрольно-счетными органами указанных запросов определяется законами, муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *