Сельский туризм как начать
Сельский туризм
Путешествия и экзотические туры в последние годы все больше набирают популярность, и сельский туризм – не исключение. Многие городские жители устают от бешеного ритма крупных городов и отдают предпочтение отдыху вдали от цивилизации и городской суеты.
Именно поэтому сельский туризм считается перспективным направлением бизнеса. Существенный плюс – в том, что для старта подобного проекта не нужно огромных вложений и большого количества документов. При этом обычная сдача домика в аренду в любой деревне принесет не слишком высокую прибыль. Чтобы увеличить заработок, можно создать гостевую усадьбу и предлагать туристам услуги “под ключ” – проживание, обслуживание, развлечения. О том, как правильно организовать весь процесс, какие нюансы нужно знать и чего ожидать от сельского туризма, разберем в статье.
Читайте еще про одну бизнес-идею для фермеров.
Что нужно знать о сельском туризме
Аграрный туризм в нашей стране появился не так давно, но уже начал набирать обороты. Основная идея этого бизнеса – дать возможность городским жителям отдохнуть в деревне, вдали от бешеного темпа мегаполисов и окунуть в деревенскую жизнь, ощутить особенности сельского быта и здорового образа жизни на лоне природы.
С каждым годом количество туристов в этой нише растет. И это не удивительно, ведь многие из тех, кто с рождения обитает в городе и привык к комфорту городских джунглей, ни разу не видел, как растет морковь или как доят коров. То, что для сельского жителя является обыденным – для горожанина может быть экзотикой и даже экстримом.
При этом для большинства туристов один из основных критериев выбора места для отдыха – комфортные условия проживания. Это стоит учитывать, приступая к обустройству жилья для будущих гостей. Аутентичная атмосфера с водой из колодца, сеновалом, отсутствием электричества и других благ цивилизации может привлечь любителей такого разнообразия, но большинство не захочет испытывать чересчур суровые условия быта. Поэтому нужно заранее продумать, как грамотно обустроить ваш гостевой дом.
Идеально, если гостевая усадьба будет располагаться в отдельном здании. Если такой возможности нет, то позаботьтесь хотя бы об отдельном входе для туристов. То же касается и удобств. Мало кто захочет проживать в доме, где нет горячего душа, а туалет – на улице. Наличие водопровода, канализации и электричества необходимо.
Кроме коммуникаций, дом также должен быть обставлен всей необходимой мебелью, инвентарем и кухонной техникой. Закупать весь ассортимент кухонной утвари не обязательно, но наличие чайника, холодильника, плиты и микроволновки – обязательный минимум. То же касается и стиральной машины. Если ваши туристы останавливаются больше, чем на пару дней, она наверняка понадобится.
Следующий пункт – культурная программа. Чтобы гостям было весело и интересно, недостаточно только еды, комфортного дома и местного колорита. Их нужно и развлекать. Подойдут местные достопримечательности, красивые ландшафты, велопрогулки, езда на лошадях. Гончарное мастерство, плетение корзин, резьба по дереву и другие занятия также помогут организовать досуг отдыхающих.
Нужно понимать, что этот бизнес имеет сезонность – туристы будут в теплое время года. Читайте обзор других бизнес-идей для лета.
В чем особенности бизнеса на деревенском туризме
Чтобы начать заниматься сельским бизнесом, нужно представлять, чем отдых у вас может заинтересовать туристов. Для этого подойдет не любая деревня.
С чего начать организацию
Сельский туризм в России – явление достаточно новое, поэтому четкой законодательной базы и исчерпывающего списка требований в этой отрасли нет. При этом местные власти часто поддерживают такие проекты, что помогает бизнесменам ускорить процесс открытия. Кроме юридической документации, нужно позаботиться о следующих вещах.
Выбор места
Подбирая место, следуйте таким критериям:
Помещение и его наполнение
Ваш гостевой дом должен быть максимально комфортным для проживания. Важно грамотно обустроить его и предоставить все необходимое оборудование и инвентарь. В зависимости от того, какое направление у вашего бизнеса, зависит и обустройство жилья. Если вы придерживаетесь аутентичности, то будущий интерьер нужно создавать в соответствии с традициями местности.
Но основной список мебели будет примерно одинаковый для любого стиля:
Персонал
Количество персонала и его состав напрямую зависит от масштабов дома для гостей и количества туристов. Если дом небольшой и рассчитан на небольшое количество гостей, то можно делать основную часть работы самостоятельно и залучать семью или местных жителей по необходимости. Если же ваша усадьба больше, и вам в одиночку точно не справиться, можно воспользоваться услугами:
Рекламу бизнеса лучше отдать на аутсорс, также, как и бухгалтерские услуги.
Юридическая сторона вопроса
Второй вариант будет намного выгоднее и быстрее. При выборе системы уплаты налогов лучше выбрать упрощенку (УСН).
Если гостевой дом в деревне – не ваш, важно грамотно составить договор аренды, прописать все условия и риски. Лучше обратиться за помощью к юристам.
Также вам необходимо будет подобрать нужные коды ОКВЭД. Для этого нужно продумать все возможные варианты вашего заработка в этой сфере и выбирать коды в соответствии с этим, чтобы не пришлось переоформлять документацию.
Что учитывать при составлении бизнес-плана туризма
Чтобы грамотно составить бизнес-план, необходимо проанализировать, насколько масштабным будет ваш бизнес, какие услуги вы будете предоставлять, на какой средний чек рассчитывайте. Ниже приведем примерный список трат на старте на усадьбу с расчетом на 8-10 человек без аренды (например, если у вас в собственности уже есть подходящий дом).
Выгодная бизнес идея для села: экотуризм
Туристический бизнес в России всегда являлся прибыльным занятием. Рентабельность этого направления остается высокой, несмотря на возникающие кризисы или сложные экономические ситуации в стране.
В последнее время сельский туризм как бизнес закрепился на рынке услуг, и вызывает интерес у жителей крупных городов. Агротуризм позволяет окунуться человеку в повседневную жизнь российской глубинки. Для искушенных горожан подобный отдых является экзотическим, и за это они готовы отдавать немалые деньги. Организовать сельский туризм несложно, однако существуют некоторые нюансы, о которых следует знать начинающему предпринимателю.
Экотуризм в деревне: с чего начать
Экотуризм как бизнес привлекателен для сельских жителей, которые ограничены в денежных средствах. Небольшого стартового
капитала будет достаточно для:
Кроме этого, потребуется закупить домашних животных и разбить небольшой огород, где будут выращиваться продукты питания. Допускается использование частного дома предпринимателя в качестве места для проживания туристов. Необходимо разделить или выделить часть комнаты под столовую, так как пища должна быть приготовлена в специальном оборудованном помещении.
Составляя бизнес план, предприниматель должен выбрать вид экотуризма, который он будет предлагать клиентам. Вариантов может быть несколько:
Если обстоятельства позволяют человеку инвестировать крупную денежную сумму в организацию сельского туризма, необходимо провести тщательное планирование. Перед тем, как воплотить бизнес идею в жизнь, предприниматель должен определиться с масштабами проекта и правильно оценить свои финансовые возможности. Эти факторы влияют на то, как будет выглядеть инфраструктура предприятия. Она включает в себя места для проживания отдыхающих, приема пищи и развлечений.
Любой вид деятельности, в том числе и сельский отдых как бизнес, имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам экотуризма можно отнести:
Большое значение имеет месторасположение базы отдыха. Поселение должно находиться вдали от промышленных построек и оживленных трасс. Желательно, чтобы туристический комплекс окружали лес и горы, а поблизости был водоем.
Питание
Расходы на еду необходимо включить в бизнес план. Эти затраты влияют на стоимость туристической путевки. Рацион гостей должен состоять из блюд традиционной русской кухни. Для сельского туризма характерно питание экологически чистыми продуктами, такими как молоко, яйца, овощи, мед. Туристам можно предлагать воду из природных источников и домашние напитки.
К вопросу питания следует подойти максимально серьезно
Развлекательная программа
Развлекательная программа должна быть насыщенной
Регистрация гостей
Предприниматель должен разработать программу, которая будет описывать порядок бронирования домов, транспортировки и заселения гостей. Обычно туристы покупают путевки через официальный сайт, в турагентствах или заказывают номер по телефону. Каждый из этих способов необходимо тщательно продумать, чтобы избежать ошибок и недовольства клиентов.
Сайт Бизнесвселе.ру подготовил для своих читателей еще несколько выгодных направлений:
Юридическое оформление
Для работы в области сельского туризма необходимо зарегистрироваться в качестве ИП. Эта организационно — правовая форма понятна для начинающих предпринимателей и упрощает вопросы налогообложения. Если бизнесмен планирует построить большой туристический комплекс, ему потребуется получить допуск СРО. Без этого документа постройка будет считаться незаконной. Принимать гостей на базе отдыха можно только после получения разрешения пожарной службы и санитарно – эпидемиологического контроля.
В некоторых случаях можно не регистрировать организацию в налоговых органах. Например:
Сельский туризм бизнес план
Бизнес план по экотуризму позволяет предпринимателю избежать ошибок и правильно распределить первоначальный капитал. В качестве примера рассмотрим гостевой дом, расположенный на территории приусадебного участка предпринимателя. Помещение предназначено для размещения 6 человек.
Наименование расходов | Стоимость, руб. |
Ремонт помещения | 80000 |
Закупка мебели | 70000 |
Оборудование (лодки, велосипеды, лошади) | 85000 |
Реклама и сайт | 10000 |
Коммунальные услуги | 8000 |
Итого | 253000 |
Доход будет зависеть от количества туристов, которые посещают гостевой дом. Среднее количество отдыхающих в месяц – 20 человек. Суточная аренда дома составляет 700 рублей на человека. При этом стоит учитывать доход от экскурсий, питания и развлекательных программ. Продажа дополнительных услуг увеличит средний чек до 1600 рублей. Доходность гостевого дома в месяц составит 32000 рублей.
Данные показатели характерны для летних месяцев. В зимний период наступает спад, и количество клиентов уменьшается. Приблизительная прибыль гостевого дома будет около 25000 рублей в год. При правильной организации работы, проект окупится в течение 12-18 месяцев.
Заключение
Экотуризм доступен для любого жителя деревни, который задумывается о собственном деле. Для развития сельского туризма не требуется больших капиталовложений, начать можно с небольшого гостевого домика, а затем постепенно расширить бизнес до туристической базы. Предприниматель может получать дополнительный доход от проведения экскурсий, развлекательных мероприятий. Важно понимать, что не каждая деревня будет привлекательна для посещения туристами. Успех бизнеса зависит от расположения гостевого дома или туристической базы.
Интересное видео о сельском туризме
Сельский туризм как бизнес. Агротуризм в России и Европе. Бизнес-идеи с нуля в сельской местности
Выгодный бизнес в деревне – это достаточно сложный вопрос. А если нет развитой транспортной инфраструктуры, то практически неразрешимый. Ту же продукцию, выращенную на земле, продать невозможно, так как до потребителя не доставить. Иное дело – сельский туризм! Эта идея интересна во всех отношениях. Давайте детально разберемся.
В чем смысл идеи для отдыхающего
Что такое сельский туризм? Под этим выражением понимается определенный вид отдыха жителей мегаполисов, во время которого они принимают участие в сельскохозяйственных работах. То есть горожане едут в деревню с целью воздухом подышать, свежих натуральных продуктов покушать, а заодно еще и попробовать пожить совсем иной жизнью – сельской. Надо сказать, что идея эта, с одной стороны, проста, так как многие люди именно для этого дачи покупают, с другой стороны, расширяет возможности «отдыхающих».
Имеется в виду, что сельский туризм – это не просто поездка на загородный участок, а возможность посещать иные страны, знакомиться с бытом и укладом жизни других народов. От иного вида отдыха этот отличается возможностью полностью проникнуться тем образом жизни, который недоступен для горожанина, ощутить себя полноправным жителем деревни.
Выгоды для принимающей стороны
Здесь нужно сказать, что сельским жителям идея дарит буквально неограниченные возможности! Развить собственный бизнес в сельской местности весьма непросто. Не потому, что не хватает трудолюбия или ресурсов. Скорее, из-за отсутствия потребителя. Для удачного бизнеса нужен постоянный приток желающих купить его результат, иначе идея не окупится.
Немного истории
Зародился сельский туризм в Европе. Связано это было с желанием людей, обладающих малыми средствами, отдохнуть на природе. При этом им хотелось получить все «прелести» дорогих отелей в совокупности с удовольствием почувствовать себя «хозяином» земельного участка.
Чтобы удовлетворить спрос, желающим стали предлагать проживание в семьях селян за умеренную плату. Услуга понравилась. Среди клиентов сейчас не только семьи с небольшим доходом, но и молодежь, особенно студенческая, люди, стремящиеся к уединению и натуральной жизни. Спрос на отдых в селе не падает уже много лет, принося до двадцати процентов валового туристического дохода в некоторых европейских странах.
Агротуризм в России
Идея, несмотря на свою перспективность, пока не нашла массового развития в стране. Следует отметить, что первой стала ее практиковать Калининградская область (приглашать иностранцев). В силу достаточной популярности в среде эзотериков к ней присоединился Алтай. Считается, что именно эта область страны станет самой перспективной в плане развития сельского туризма.
Связано это с тем, что множество людей со всего мира желает жить именно в этой современной Мекке. Да и вообще Сибирь сейчас представляется одним из лучших мест для реализации идеи бизнеса в сельской местности. Эта территория мало населена, а желающих здесь обосноваться (хотя бы временно) очень много во всем мире.
Признаки сельского туризма
Таковым считается вид отдыха вне города, полностью экологичный и приносящий пользу местным жителям. То есть налицо три признака: в селе, без вреда для природы, полезность для хозяйства. Для туриста необходимо создать условия, чтобы он мог комфортно наслаждаться выбранным видом отдыха. То есть в той местности, где данный вид услуг развивается, создается специальная инфраструктура.
Она включает в себя места проживания, транспорт, места «работ», магазины, кафе и так далее. Туристов здесь называют «гостями». Им стараются создать полностью домашние условия. Кроме того, психологический комфорт является неотъемлемой частью (если не основной) данного вида отдыха. Зачастую люди едут не столько за впечатлениями и физической нагрузкой, сколько для «отдыха души». Известно, что в сельской местности общение более открытое и искреннее, что благотворно сказывается на нервной системе гостей.
Особенности сельского туризма
Этот вид бизнеса достаточно выгоден для муниципальных властей. Он не требует государственных вложений, а отдача при правильной организации будет приличной. Единственное, что может потребоваться от бюджета, – это строительство (ремонт) дорог. Но это и так входит в их обязанности. Всю остальную инфраструктуру создают владельцы бизнеса. Есть некоторые риски.
Так, чрезмерный наплыв туристов может способствовать загрязнению местности (машины, мусор и так далее). Эта проблема решаема. Строительство предприятий по обслуживанию транспорта, а также платных парковок может стать еще одной идеей для селян или муниципальных властей. Правда, такой бизнес в сельской местности оправдает себя лишь в случае большого наплыва гостей.
Что можно предложить туристам
Надо сказать, что гости приезжают чаще всего в летний период. В это время им предлагается ряд удовольствий, которых они лишены в силу своего городского образа жизни. Среди них:
Осенью находятся желающие научиться собирать урожай и делать домашние заготовки, сушить травы и ягоды. А о грибах все горожане просто мечтают! Таким образом, сельский туризм может стать самым востребованным видом отдыха в мире. Ему не хватает более сильной рекламы. Но это – дело времени.
С чего начать (обязательные условия)
Для деревенских людей, у которых нет иного источника дохода, становится все более привлекательным сельский туризм. Бизнес-план развития такого дела не слишком сложен (во всяком случае, на первой стадии). Но все же имеет некоторые обязательные условия.
Необходимо не просто гореть идеей, а иметь некоторый «стартовый» капитал. Основные средства: земельный участок, дом, подходящий для приема гостей, транспорт (авто, лодка и так далее), домашние животные, огород или сад. На первое время можно будет выделить часть собственного жилого пространства. Его необходимо оборудовать отдельным входом. Нужно позаботиться о столовой, месте, где гости будут кушать. Оно должно быть удобным, просторным и уютным. Готовить пищу придется в отдельном, специально оборудованном помещении. Учтите, что за этим вопросом наблюдают специальные службы.
Желательно, чтобы рядом был водоем, лес, луга. То есть та местность, которая была бы привлекательной для туристов. Также к обязательным условиям относятся желание и умение трудиться, общаться, осваивать новые навыки (даже профессии). Нужно учесть, что о гостях нужно будет заботиться, как о членах семьи, готовить, убирать, развлекать. Это серьезный и тяжелый труд.
Желательные условия
Решив, что такой вид деятельности вам подходит, учтите следующее. Бизнес-идеи с нуля в сельской местности имеют не только обязательные условия для реализации. Есть еще и нематериальные ресурсы, которыми нужно обладать, чтобы сделать свой туристический уголок конкурентоспособным. Что имеется в виду? Гостей придется не только принимать, а еще и развлекать.
Для этого необходимы навыки в организации народных праздников, знание местных традиций и ритуалов, владение ремеслами (любое дело, которое выполняется руками из природных материалов) и так далее. Гости будут благодарны, если вы будете иногда рассказывать им об истории местности, особенностях культуры.
Это не так первостепенно, как материальные ресурсы, но на конкурентоспособность сильно влияет. Желательно создать свой фирменный стиль. Это могут быть этнические приключения или веселые праздники.Выбирайте то дело, которое вам самим по душе. Тогда заинтересовать ним гостей будет значительно проще.
Как организовать прием гостей
Для организации проживания вам понадобится отдельное помещение (или строение). Обычно используется дом (или его часть) с отдельным входом. Помещение должно быть оборудовано с учетом комфортности расположения гостей. То есть нужно будет позаботиться о кроватях, постельных принадлежностях, посуде.
Необходимым условием является наличие телевизора, компьютера (с интернетом), телефонной связи. Не забывайте, что сельский туризм ориентируется не только на местных, а и на иностранцев. Поэтому нужны будут разговорные навыки (минимум – английский). Кроме того, вам нужно будет кормить гостей. Для этого придется освоить блюда не только местной, но и некоторых других кухонь (не все согласятся на «деревенский» стол).
В этой связи возникает необходимость иметь запас продовольствия. Подбирать его нужно таким образом, чтобы гости не чувствовали неудобства. Об их пожеланиях желательно осведомиться заблаговременно. Учтите, что неблагоприятные отзывы (любителей их писать в интернете достаточно) могут свести на нет все ваши усилия.
Главное условие – соблюдение интересов гостей
Чтобы бизнес заладился, нужно уметь привлечь клиента. Об этом говорят все учебники по маркетингу. Так как сельский туризм в основу угла ставит домашний уют и комфорт, то создание атмосферы благожелательности и добродушия становится первым условием успеха.
Гости должны чувствовать себя желанными и любимыми. Нужно уметь принять чужих, по сути, людей так, чтобы они почувствовали себя не просто «покупателями» услуг, а членами вашей семьи. Для этого нужно учиться гибкости поведения, умению предотвращать развитие конфликтов в зародыше, развивать способность понимать, чего хотят собеседники.
Некоторым гостям понадобится дополнительная мебель (может, игрушки для детей). Другим захочется много экскурсий. В любом случае все гости будут ходить по деревне, общаться с местным населением.
А для того чтобы это не превратилось в проблему, придется договориться с соседями, может, привлечь их к оказанию дополнительных услуг (рыбалка, праздники, экскурсии). Так как сельский туризм предполагает не только отдых, но и работу, то нужно заранее запланировать, что вы предложите гостям.
Не нужно без предварительной договоренности ставить их на тяжелые и грязные работы. Да и требовать «норму» у гостей не принято. Лучше всего дать им возможность попробовать себя в тех видах работ, которые они сами для себя выберут. Но это требует терпения и умения обучать.
Сельский туризм – направление перспективное. Его развитие не требует огромных капиталовложений на первой стадии. Начать можно с имеющихся ресурсов, а уже затем наращивать обороты. При этом государственная регистрация такой деятельности обязательна. Нужно будет соблюдать все требования законодательства, регламентирующего прием гостей и их пребывание на местной территории.
Сельский туризм
Мониторинг реализации п. 10 «Разработка и реализация мероприятий по развитию и популяризации туризма в сельской местности» в рамках выполнения плана мероприятий по реализации в 2018-2020 годах Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 118-p.
В рамках деятельности Федерального агентства по туризму предусмотрены меры государственной поддержки, оказывающие влияние на повышение туристской и инвестиционной привлекательности туризма в сельской местности.
В рамках подпрограммы «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 (далее — Подпрограмма «Туризм»), предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров (постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1572).
В рамках Подпрограммы «Туризм» осуществляется софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров, находящихся в сельской местности:
Оказание данной меры поддержки осуществляется на основании заявок, направляемых в Ростуризм органами государственной власти субъектов Российской Федерации и рассматриваемых на конкурсной основе.
Также в рамках Подпрограммы «Туризм» предусмотрены субсидии из федерального бюджета индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма (постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1619).
Грантовая поддержка общественных и предпринимательских инициатив способствует внедрению в управление отраслью лучших мировых практик и улучшению институциональной среды в туризме, стимулированию применения новых, в том числе информационных технологий, экологически устойчивых методов организации туристической деятельности, технологических стандартов безбарьерного туризма для всех категорий граждан.
Прием заявок в 2020 году осуществлялся с 22 сентября по 8 октября. В конкурсе могли принять участие действующие негосударственные организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные не позднее 22 марта 2020 г., не имеющие неуплаченных налогов, штрафов, пени, подлежащих оплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, просроченных задолженностей перед федеральным бюджетом.
Грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие сельского туризма получили 26 участников конкурса на общую сумму 67 006 720,0 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. № 1200 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги.
Субсидия предоставляется обществу в целях возмещения в 2020 году затрат, понесенных обществом вследствие возмещения части затрат туристу на оплату туристской услуги.
В рамках реализации Стратегии развития туризма на территории Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. №2129-р, Ростуризмом разработана концепция (рекомендации) по развитию сельского туризма на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Плана мероприятий по реализации в 2018-2020 годах Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 118-р в отчетах, представленных субъектами Российской Федерации (73) отражены мероприятия по утверждению концепций, дорожных карт и методических рекомендаций в части развития сельского туризма: Астраханская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Смоленская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, г. Севастополь, Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Хакасия, Удмуртская, Чеченская, Чувашская, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский-Югра, Чукотский, Ямало- Ненецкий автономные округа.
В ряде регионов (32) осуществляется государственная поддержка сельского туризма путем реализации муниципальных и региональных программ, а также субсидий и грантов, утвержденных нормативными правовыми актами регионального уровня: Архангельская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Новгородская, Омская, Орловская, Пензенская, Свердловская, Тверская, Томская, Челябинская области, Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский края, Республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра.
Субъектами Российской Федерации реализуются следующие меры государственной поддержки:
Конкурс проводится в следующих номинациях:
Размер грантов в форме субсидий составил 170,0 тыс. рублей, 130,0 тыс. рублей и 100,0 тыс. рублей за 1, 2 и 3 места соответственно и были выплачены 8 победителям конкурса на общую сумму 1 030 тыс. руб.
В 2020 году Министерством туризма Тверской области были предоставлены субсидии из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат на создание объектов туристского показа и туристской инфраструктуры, в рамках развития сельского туризма:
Властями Алтайского края в 2020 году реализовано мероприятие государственной финансовой поддержки «Субсидирование части затрат на строительство и реконструкцию сельских гостевых домов, включая работы, связанные с подведением газа, воды, устройством канализации и электросетей». По итогам конкурсных процедур целевые субсидии в размере 1,6 млн. рублей были предоставлены восьми субъектам сельского туризма из 5 районов края и города-курорта Белокурихи (ИП Захарова Н.М., ИП Колмогорова Ю.И., ИП Пастухова Л.В., ИП Клепикова Е.А., ИП Свиридова Н.Г., ИП Галяткина Т.В., ООО «Мастер Эмоций», ООО «Легенды Алтая»).
Министерством туризма Камчатского края в 2020 году было просубсидировано создание туристских объектов на территориях сельских поселений:
Одним из важнейших пунктов в развитии сельского туризма на территории регионов России (12), является подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в сфере туризма: Вологодская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Омская, Тамбовская, Тверская, Томская области, Республики Алтай, Марий Эл, Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В 2020 году более 70 представителей туристического бизнеса Липецкой области прошли курсы повышения квалификации: «Организация туроператорской и турагентской деятельности» и «Организационное обеспечение и управление качеством услуг, предоставляемых экскурсоводами (гидами)» на базе ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (Первый казачий университет) (июнь), дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Обеспечение туристской информацией о регионе» на базе ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» (сентябрь). Среди них были представители объектов сельского туризма Липецкой области.
Министерством туризма Тверской области в 2020 году проведены 4 обучающих семинара для руководителей и менеджеров объектов сельского туризма, расположенных на территории Тверской области, с привлечением экспертов федерального уровня. В данных семинарах приняли участие более 25 представителей объектов сельского туризма. По итогам данных семинаров каждому участнику было выдано удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы развития объектов сферы туризма и гостеприимства на сельских территориях».
В соответствии с планом реализации мероприятий государственной программы Ленинградской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области» за счет средств областного бюджета в октябре 2020 года организованы обучающие мероприятия для 35 специалистов в сфере туризма Ленинградской области по теме: «Организация сельского туризма на территории Ленинградской области» (72 ак.ч.). Обучение проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного института культуры в очном формате в форме лекций и практических занятий, выездного «круглого стола». По окончании обучения участникам были выданы удостоверения установленного образца, подтверждающие прохождение программы повышения квалификации.
В 2020 году организованы курсы повышения квалификации работников отрасли туризма в муниципальных районах Республики Татарстан, 40 человек прошли обучение по основам формирования турпродукта, его брендинга и продвижения, состоялся мастер-класс по созданию и ведению аккаунтов объектов и дестинаций в социальных сетях. Благодаря образовательным мероприятиям у специалистов, работающих на сельских территориях, появился более осознанный подход к понимаю желаний туристов и способам их привлечения, что привело к улучшению контента в аккаунтах районных объектов туриндустрии.
Кроме того, в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой, рекомендациями Роспотребнадзора и главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации и на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» руководителями высших исполнительных органов государственной власти (6) было принято решение о запрете на проведение публичных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурно-массовых мероприятий: Воронежская, Ивановская, Омская, Ростовская области, Республики Калмыкия, Хакасия.
Органами исполнительной власти Липецкой области в 2020 году проведено 34 событийных мероприятия в формате оффлайн (более 128,0 тыс. посетителей), 24 мероприятия событийного туризма в формате онлайн (в соответствии с действовавшим запертом на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, установленным Постановлением администрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области», наблюдается значительное снижение количества событийных мероприятий по сравнению с 2019 годом).
В течение 2020 года представители Тамбовской области принимали участие в различных конкурсах туристской направленности, где были удостоены значимых наград, среди которых:
На территории Удмуртской Республики в 2020 году было проведено 234 событийных мероприятия, которые посетили 103939 человек. Из них 171 мероприятие было организовано на территории сельских районов. Их посетили 84588 человек, наиболее посещаемые мероприятия:
Также для продвижения туристского продукта и привлечения туристских потоков на территории субъектов Российской Федерации (16) организуются информационные туры: Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Кемеровская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Рязанская, Тверская, Томская области, г. Севастополь, Красноярский край, Республики Дагестан, Марий Эл.
В 2020 году (август, декабрь) проведены 2 пресс-тура по Липецкой области для представителей средств массовой информации, туроператоров и турагентов, в программы которых включено посещение туристических и культурно – познавательных объектов на территории муниципальных образований.
На территории Тверской области в 2020 году проведены 10 информационных туров для федеральных туроператоров. Кроме того, Министерством туризма Тверской области было организовано 6 блог-туров для travel-блогеров. В программы вышеуказанных информационных туров было включено посещение объектов сельского туризма.
В целях продвижения сельского туризма в Ленинградской области с 23 по 24 сентября 2020 года организован информационный тур для представителей туристской отрасли Ленинградской области и Санкт- Петербурга, в рамках которого участники посетили Гатчинский и Лужский районы, познакомились с богатым потенциалом регионального сельского туризма: уникальными природными объектами, многонациональными культурными традициями, обычаями и местной кухней, туристской инфраструктурой.
На территории Красноярского края в 2020 году организованы 4 информационных тура, в том числе для экспертов и представителей туриндустрии в город Минусинск, а также южные районы Красноярского края (3 – 6 сентября), для представителей туристский индустрии России (14 – 20 сентября), для туроператоров (5 — 9 октября), для граждан с ограниченными возможностями здоровья (10 – 24 октября). Организованы и проведены 20 авторских экскурсий в октябре – ноябре 2020 года.
В субъектах Российской Федерации (31) разрабатываются и реализуются туристические маршруты, в рамках которых туристы могут посетить культурно- исторические, природные и иные объекты, расположенные в сельской местности: Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Омская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Челябинская, Ярославская, г. Севастополь, Алтайский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Республики Крым, Кабардино-Балкарская, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в 2020 году, в целях создания комфортной туристской среды в сельской местности и улучшения условий отдыха туристов и местного населения разработаны 2 новых туристских маршрута в Барун-Хемчикском и Овюрском районах.
В нескольких номинациях Национальной премии «Маршруты России» в рамках проекта «Гостеприимная Россия» в 2020 году, победителями стали проекты туристических компаний, осуществляющих деятельность на территории Тамбовской области («Ассоциация развития туризма Тамбовской области»; ООО «Бюро путешествий и экскурсий «Джинтур»; ООО «Апрель» (турфирма «Дик»)).
В рамках участия во Всероссийской туристской премии «Маршрут года» 1 место завоевал маршрут «В поисках утраченного…» (ООО «Апрель» (турфирма «Дик»)) в номинации «Лучший гастрономический маршрут».
Субъекты Российской Федерации (8) в целях продвижения сельского туризма размещают информацию в туристских каталогах, которые распространяют в рамках туристских выставок, разрабатывают и печатают методические пособия, журналы, брошюры, учебные пособия, рекомендации по развитию сельского туризма: Архангельская, Белгородская, Калужская, Ленинградская, Московская, Свердловская области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
В 2020 году, который Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации ООН объявила годом сельского и экологического туризма, в Ленинградской области разработаны методические материалы по организации и развитию сельского туризма в Ленинградской области на базе анализа передового международного и российского опыта развития сельского туризма, включая исследование мирового опыта в области законодательной поддержки сельского туризма. Методические материалы включают пособие для объектов сельского туризма, содержащее единую «дорожную карту» с конкретными мероприятиями для представителей предприятий сельского туризма в Ленинградской области по организации деятельности объекта сельского туризма; комплекс мер, обеспечивающих развитие и поддержку сельского туризма в Ленинградской области; маркетинговую программу, содержащую стратегический план продвижения сельского туризма Ленинградской области на российском и зарубежном рынках (включая мероприятия комплексного интернет-маркетинга) на 5-летнюю перспективу.
Для представителей агротуристического сектора Министерством экономического развития Калужской области в 2020 году разработаны методические рекомендации по ведению аграрного туризма, которые предназначены для практического применения субъектами аграрного туризма Калужской области при организации туристско-экскурсионных услуг, а также используются специалистами органов местного самоуправления, преподавателями и студентами профильных учреждений профессионального образования Калужской области.
Для информирования о маршрутах и объектах сельского туризма регионами России (34) ведется размещение материалов на официальных порталах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, туристско- информационных порталах, а также на Национальном туристском портале RussiaTravel: Архангельская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Кировская, Курганская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Псковская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Челябинская, Ярославская области, г. Севастополь, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Хабаровский края, Республики Крым, Чувашская, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.