Семиология как наука занимается
Семиология
Термин « семиотический синоним» используется Чарльзом Сандерсом Пирсом для своего подхода к «квази-необходимой или формальной теории знаков ».
Резюме
Определение и история
Семиологический поворотный момент
Примерно в 1910 году Фердинанд де Соссюр первым начал анализ языка как структуры. Примерно в пятидесятые годы изучение структуры культуры расширило этот предмет. Леви-Стросс открывает путь к структуралистским исследованиям и выполняет пожелание, сформулированное Соссюром во введении к его Курсу общего языкознания :
Следовательно, первый жест семиологии состоит в том, чтобы отсоединить знаки привязанности к вещам, чтобы думать о них в соответствии с таблицей соответствующих противоположностей, кода и системы, которую он содержит. Этому поворотному моменту будет способствовать появление массовой культуры, стереотипные и стандартизированные произведения которой выстроены в соответствии с более узнаваемыми комбинациями.
«Таким образом, разделив мир, семиология обострит наш критический ум. Он разрушает референциальную иллюзию и свидетельства «природы»; растворяясь, он раскрывает нам случайность нашей культуры, указывая под соблазнами современной репрезентации на создание социального стереотипа, уловки закона и неутомимую паутину кодов. «
Семиология структуралистов
Смысл и миф по Ролану Барту
«Массовые коммуникации, такие как одежда, кулинария или реклама, остаются в неведении о себе, молчаливы и озадачены, и они требуют расшифровки языкового разума. «
Таким образом можно анализировать самые разные объекты, такие как спорт, например, как моральная борьба, или даже мифологии, передаваемые коммерческой рекламой. Таким образом, семиология значения относится к универсуму интерпретации и значения (чувствительный и чувственный Жан-Жак Буто ), а не кода и коммуникации.
Области применения семиологии
«Человек происходит больше от знака, чем от обезьяны: он черпает свою человечность из определенного символического или означающего режима. Мы живем меньше среди вещей, чем среди «леса символов», как говорит Бодлер в знаменитом сонете «Корреспонденции». […] Империя знаков, таким образом, удваивает наш естественный мир. […] Через целую сеть закодированных представлений и знаков, которые являются препятствиями на фоне суровости мира, мы охватываем, фильтруем и в то же время овладеваем внешней реальностью. «
Таким образом, семиология может изучать все, поскольку все является знаком. Семиология особенно интересует:
Литературная семиология
Коммуникационная семиология
Семиология в географии
Визуальная семиология
Луис Порчер определяет семиологию изображения, черпая вдохновение у Ролана Барта, который первым сосредоточил на нем внимание в своей статье «Риторика изображения» (1964). Барт:
Семиология фотографии
Семиология кино
Семиология музыки
Семиология Молино и Наттиеса основана на двух триадах:
Триединство Молино и Наттиеса утверждает, что к любому музыкальному произведению можно подойти с трех точек зрения:
Своеобразие тройственного разделения Молино и Наттиеса является подтверждением несовпадения этих трех уровней.
Что такое Семиотика
Семиотика или семиология (греч. sēméion — «признак», «знак») — это научная дисциплина, которая изучает знаки, их совокупность и их взаимоотношение (т. е. знаковые системы).
Эти знаки служат для того, чтобы сгенерировать какую-то информацию, а потом сохранить её.
Семиотика также изучает реакцию людей на знаки, каким образом знак понимается и истолковывается.
Примеры семиотики
Человек присваивает предмету или явлению какое-то значение. Так они становятся знаками.
Американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) предложил разделять знаки на следующие типы:
Знаки-символы
Посмотрев на символ, мы не сможем определить информацию, которую он несёт. Нам нужно заучить, что означает тот или иной знак-символ.
Поэтому в каждой культуре знаки-символы различны. Например:
Сюда же относится язык, то есть обозначаемые словами вещи и предметы: кошка, лошадь, книга. Видя книгу, мы понимаем, что это, потому что ещё в детстве узнали и заучили, что означает этот предмет.
Знаки-индексы
Это такие знаки, которые формируют причину и следствие.
Когда мы видим флаг на здании, мы понимаем, что это здание государственное (напр., посольство или министерство). Здесь флаг на здании — причина, государственность здания — следствие.
По этой схеме причина-следствие можно привести ещё примеры знаков-индексов:
Иконические знаки
Эти знаки похожи на то, что они призваны изобразить.
К иконическим знакам относятся также слова с характерным звучанием, которое призвано имитировать сам предмет: чирикать, пыхтеть, жужжать.
И иероглифы, изображение которых похоже на предмет: китайский иероглиф 山 (shān) похож на гору и означает гору.
История возникновения семиотики
Особое внимание семиотике стало уделяться в конце 19 века.
Эту научную дисциплину связывают с именами трёх философов: Фердинанда де Соссюра, Чарльза С. Пирса и Чарльза У. Морисса.
Семиотика Соссюра
Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) говорил о том, что знак как единица языка состоит из означающего и означаемого.
Означающее — это визуальный образ, то, что мы видим. Это какой-то объект, звук, рисунок, слова, которые несут какое-то значение.
Означаемое — это то, что мы понимаем, о чём думаем. Это наше индивидуальная интерпретация означающего.
Семиотика Морриса
Американский философ Чарлз Уильям Моррис (1901–1979) выделял три области в семиотике:
Семантику, которая изучает отношения между тем, что мы видим (означающее), и тем, что мы понимаем, думаем (означаемое)
Синтаксис, который изучает как знаки соотносятся между собой.
Прагматику, которая изучает отношение между знаками и теми, кто их интерпретирует.
Семиотика Пирса
А благодаря трудам Чарльза Сандерса Пирса появилась типология знаков и они стали разделяться на знаки-символы, знаки-индексы и иконические знаки.
Семиотика в искусстве
Изучает скрытые и явные символы, которые присутствуют в произведениях искусства.
Семиотика в литературе
Например, в романе «Повелитель мух» в начале произведения Уильям Голдинг описывает происходящее, используя яркие краски.
Затем краски сгущаются как в сюжете романа, так и в описании событий и окружающей обстановки.
Яркий краски в начале символизируют чистоту мальчиков, их наивность и детскую непосредственность.
А тёмные краски — символ дикости, агрессии и жестокости.
В стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» ядовитое дерево обозначает «ядовитость» неограниченной власти.
Топор в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» символизирует расплату, казнь.
Семиотика в кино
В кино также часто появляются знаки-значения.
Как, например, чёрно-белое кино «Список Шиндлера». Ведь в начале, до войны, фильм цветной. И только с началом военных действий и массовых расстрелов из кино «уходят» все краски.
Таким образом, режиссёр хотел показать своё отношение к войне.
Семиотика в медицине
Изучает знаки и символы, но уже болезней.
Например, повышенная температура, увеличение внутренних органов изменение цвета кожи и т. д. говорят о различных заболеваниях.
Мы знаем, что отёки на ногах могут говорить о венозной болезни, а ломкие ногти — о недостатке кальция.
Семиотика в рекламе
Семиотику в рекламе используют маркетологи. Они изучают влияние знаков (картинок, пиктограмм, символов) на то, как человек получает и анализирует информацию.
Семиотика и семиология: в чём отличие?
По своей сути эти два понятия — синонимы.
Соссюр изучал семиологию. Термин семиотика был введён Пирсом.
Поэтому последователи идей Соссюра говорят о семиологии, а те, кому ближе идеи Пирса — о семиотике.
Семиотика – наука о знаках и знаковых системах
Язык, на котором мы общаемся, можно назвать самой очевидной знаковой системой, ведь эта система естественна. Однако вместе с ней есть и другие системы, например, языки программирования, математические языки, химические символы, язык жестов, всевозможные знаки отличия, знаки дорожного движения, азбука Морзе и масса других. Знаковые системы играют огромную роль в жизни человека, ибо они служат для передачи и хранения информации. Именно поэтому просто не могла не появиться наука, занимающаяся их изучением и объяснением. Эта наука называется семиотикой, и, наконец, мы решили уделить внимание на страницах нашего образовательного портала и ей.
Семиотика: определение и краткая история
Семиотика (также ее называют семиологией) – это междисциплинарная область исследований, изучающая знаки и знаковые системы, которые хранят и передают информацию. Помимо исследования знаковых систем, семиотика также принимает участие в их разработке (к примеру, в создании систем автоматизированного перевода и программировании), изучает ряд культурных явлений (ритуалы и мифы), слуховое и зрительное восприятие человека. Особое внимание эта наука уделяет знаковой природе текста, стремясь объяснить его в качестве языкового феномена.
Как мы и сказали, семиотика изучает самые разные знаковые системы. К ним относятся:
Сюда же можно отнести:
Представленные системы могут представляться семиотикой в качестве систем знаков, которые способны служить выражением определенного содержания. При этом комплексное изучение разных знаковых систем зачастую можно оправдать аналогиями в их строении, а также в принципах их функционирования.
В виде отдельной научной теории семиотика стала развиваться в конце 19 столетия, хотя корни ее тянутся в более древние времена. В той или иной форме речь об этой науке вели такие люди как Августин Блаженный, Филон Александрийский, Аристотель, стоики, последователи схоластического учения, философы Джон Локк, Томас Гоббс и другие.
Семиотический подход в исследовании знаковых систем более четко стал проявляться в трудах саксонского философа, логика и математика Готфрида Вильгельма Лейбница в конце 17 века. Своей концепцией «универсального исчисления» он сумел ранее всех обозначить принципы математической логики и семиотики.
Однако идея о семиотике как об особой науке появилась лишь в конце 19 столетия, что было обусловлено потребностью в более скрупулезной разработке понятия знака, одновременно появившегося в логике, лингвистике, естествознании и математике. Первые попытки создать такую науку предприняли швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр и американский философ и логик Чарльз Пирс (причем сделали они это независимо друг от друга).
Де Соссюр рассматривал естественные языки в качестве знаковых систем. Он разрабатывал теорию значения знаков в рамках науки, которую он назвал семиологией. Он воспринимал эту дисциплину как направление, изучающее жизнь знаков внутри жизни социума. Пирс же хотел создать логику науки, объясняющей, как приобретаются научные знания, толкующие реальность. Он ввел более явные принципы семиотики, а также ввел в обиход и само это понятие, которым обозначал науку о знаковых системах.
Чарльз Пирс определил параметры семиотического функционирования (репрезентант, интерпретант и референт; три этих параметра образуют так называемую триадическую природу знака), привел первую классификацию знаков (иконический знак, индекс и символ) и изучил процесс функционирования знака (семиозис).
Позднее подходы к исследованию систем знаков в рамках семиотической науки развивались такими известными исследователями как Умберто Эко, Томас Себеок, Рудольф Карнап, Чарльз Моррис, Готлоб Фреге и другие.
На сегодняшний день семиотика является достаточно развитой научной теорией, методы которой используются при анализе различных сфер деятельности человека. Но все же она представляет собой не единую науку о знаковых системах, а исследовательскую методологию или парадигму, анализирующую познавательную деятельность. Она связана с широким кругом научных изысканий из области гуманитарных наук и естествознания. По сути, семиотика – это пограничная дисциплина, объединяющая разные подходы.
Теперь предлагаем вам посмотреть небольшое видео об основах семиотики, чтобы вы могли лучше вникнуть в суть этого научного направления. О семиотике рассказывает руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ и профессор факультета гуманитарных наук Куренной Виталий Анатольевич.
Значение и некоторые особенности семиотики
Семиотика имеет большое значение для науки. Наиболее ярко это проявляется в ее взаимосвязи с теорией познания. Семиотические принципы распространились и на нее, что объясняется огромным вниманием исследователей к языку вообще и к анализу языка науки в разных направлениях философии 20 века.
Здесь вступает в силу семиотическая парадигма теории познания, где объект познания доступен для человека лишь посредством знакового опосредования. Человек не может думать о реальности, не используя при этом знаки. Именно по этой причине познание связано с выработкой и толкованием знаков, а знание имеет место исключительно в форме знаков.
Благодаря знаковым системам и знаковой деятельности, служащим основанием для процесса познания, совершенно исключаются или отходят на задний план любые подходы, связанные с изучением таких способностей, как, к примеру, интроспекция и интуиция. Познавательная деятельность способствует выработке знаковых выражений, которые необходимо наблюдать и интерпретировать в каком-либо сообществе.
В данном плане семиотический подход к процессу познания противопоставляется феноменологической философии, т.к. она основывается главным образом на прямом усмотрении смысла, т.е. на интуитивном познавательном акте, который не требует никаких опосредований. Это и объясняет, почему феноменологический подход к познанию считает знаки чем-то вторичным (если вообще не лишним) – тем, что используется как вспомогательный инструмент в процессе передачи смыслов.
Другой аспект значения семиотики заключается в том, что она может быть использована как основа для развития большого комплекса методов исследования в самых разных научных дисциплинах. Суть состоит в том, что отдельные элементы действительности рассматриваются как знаковые системы.
Методы, основанные на принципах семиотики, оказываются очень эффективными на практике. Например, в разных областях биологии, когда изучается поведение животных, исследуются механизмы наследственности, проводятся изыскания на тему функционирования популяций животных и т.п. Любопытен тот факт, что изучения процессов выработки и интерпретации знаков разными животными приносят пользу не только биологической, но и лингвистической науке, т.к. они позволяют выявлять общие закономерности в существовании систем знаков и рассматривать специфику языка, являющегося особой знаковой системой.
Семиотика выделяет три уровня изучения знаковых систем. Эти уровни соответствуют трем аспектам проблематики семиотики. Вот эти уровни:
Важно отметить, что, изучая знаковые системы, специалисты используют не только разные уровни, но и разные подходы. Существует немало семиотических школ и направлений, и ниже мы хотим познакомить вас с несколькими из них.
Основные направления и применение семиотики
В семиотике присутствуют разные исследовательские направления и школы. Они фокусируются на разных аспектах существования систем знаков. Условно можно выделить два главных семиотических подхода: синтактико-семантический и прагматический.
Синтактико-семантический подход берет за основную функцию знаковых систем их способность к выражению определенного содержания или репрезентации объектов действительности. По этой причине основная задача семиотики состоит в описании структур знаковых выражений и их семантических свойств.
Основная функция знаковых систем с позиции прагматического подхода заключается в том, чтобы обеспечивать коммуникацию в конкретном сообществе. Исходя из этого, главная задача семиотики – изучать деятельность субъектов, посредством которых знаки появляются и интерпретируются.
Чарльз Пирс считал базовым для семиотических изысканий именно прагматический подход. Он указывал, что любой объект может стать знаком не из-за своих физических свойств, а по причине того, что он имеет знаковое употребление в конкретном сообществе.
Де Соссюр предлагал структуралистскую программу, ставшую впоследствии основой семиотических изысканий в конкретных науках. Первой среди них стала структурная лингвистика. В последние годы активно развивается синтаксический аспект этой дисциплины, а именно теория формальных грамматик, берущая за основу логико-математическую и отчасти теоретико-множественную методологию, а также семантический аспект, различные методологические аспекты и массу прикладных направлений (например, вероятностно-статистические описания языковых структур, дешифровка древних письменностей и т.д.)
Подобно ситуации с лингвистикой, определение и моделирование внутренних знаковых структур стали развиваться в литературоведении (семиотическое исследование художественного языка), эстетике (семиотическое исследование «языков» театра, кино и прочих видов искусства), педагогике, психологии, культурологии, антропологии, этнологии, экономке, социологии и других науках.
В основном все подобные исследования базируются на структуралистской методологии, соотносятся с идеями и лингвистическими методами де Соссюра. Язык представляется здесь системой знаков, где все элементы зависят от совокупности отношений с остальными элементами. В качестве примеров таких систем де Соссюр называл человеческое общество и культуру.
Говоря о формальной (теоретической) семиотике, можно сказать, что она является совокупностью семантических и синтаксических изысканий систем знаков применительно к области искусственно формализованных языков (таких как логико-математические и логические исчисления), рассматривающихся как вместе с их толкованиями (уровень семантики), так и без них (уровень синтактики).
В этой связи выделяются многочисленные математические исследования, теоретико-модельные и логико-семантические работы, логико-философские принципы моделирования мира, работы структурной эпистемологии, генетический анализ логико-познавательных структур и т.д.
Общетеоретические исследования по семиотике разных семиотических дисциплин позволяют исследователям разрабатывать множество описаний языков программирования и алгоритмических языков. Эти описания реализуют общие семиотические принципы и принципы математической логики.
Уровни исследований семиотики (прагматика, семантика и синтактика) в границах теоретической семиотики нередко понимаются в качестве самостоятельных разделов этой дисциплины, как, например, динамика, статика и кинематика выделяются в границах теоретической механики.
Что же касается практического и философского значения семиотики, то оно обусловлено тем, что разные знаковые модели интерпретируются в ней в качестве моделей фрагментов мира, выстраивающихся в процессе практической и познавательной деятельности человека. Примером здесь может послужить большой спектр кибернетических изысканий, известных всем нам под названием «искусственный интеллект».
Распространение семиотического подхода как раз-таки и связано с развитием во второй половине 20 столетия компьютерного моделирования, кибернетики и теории информации. Благодаря исследованиям в этих сферах сегодня мы можем выявлять в разных областях деятельности человека процессы информационного обмена, выражаемые в форме знаков.
Другой крупной сферой применения семиотики и ее принципов является гуманитарная сфера, т.к. и в ней проводятся различные исследования. Семиотика занимает важное место среди методов гуманитарных наук, ведь любой культурный феномен, начиная повседневным мышлением и заканчивая философией и искусством, обязательно закрепляется в знаковой форме и является знаковым механизмом, значение которого требуется исследовать и объяснять.
Но, отличаясь от других гуманитарных наук, семиотика интересуется не столько поиском значения, сколько способом означивания, т.е. содержание, не имеющее формы, здесь предметом изучения не является. Для семиотики знак – это материально-идеальное образование, представляющее что-либо при его отсутствии, служащее для передачи конкретного содержания и выполняющее функцию посредника в культуре.
Совокупность знаков формирует особый знаковый язык, подчиненный своей особой системе. Задача ученых – выявлять значения, которые закодированы в знаковых сообщениях. Это реализуется через декодирование, где код и есть способ упорядочивания, формирующий определенную знаковую систему, при помощи которой выполняются языковые функции, в том числе и коммуникационная.
Резюме
Безусловно, в рамках одной небольшой статьи мы не можем рассмотреть все особенности семиотики и раскрыть эту тему в полной мере. Но все же на основе вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы.
Знаки способствуют не только получению какого-либо знания, но и служат множеству других целей. По этой причине семиотику следует воспринимать намного шире, чем просто изучение научного языка.
В соответствии с разными целями были разработаны те или иные специализированные языки, в должной степени следующие за изменениями в процессе интерпретации знаков (процессе порождения из значений).
К примеру, математическая форма выражения отлично адаптирована для выдвижения на первый план взаимосвязи терминов в языке, вследствие чего отношение к объектам отходит на второй план. Если говорить о языке эмпирической науки, то он может применяться, когда требуется описать явления природы.
Язык прикладных и изобразительных искусств, как и язык морали, идеально подходит, чтобы управлять поведением, представлять ситуации, явления и вещи в качестве объектов интереса, манипулировать вещами для достижения конкретных целей.
Семиотике отводится поистине уникальное место среди других дисциплин. Есть основания говорить о том, что любая наука пытается найти данные, которые будут служить надежными и достоверными знаками, и любая наука должна воплощать свои результаты в языковые знаки.
Исходя из этого, исследователь, конструируя приборы, проводя наблюдения и занимаясь другой научной деятельностью, всегда обязан быть предельно внимателен, оперируя и своим основным инструментом – языком.
Исключительно к семиотике следует обращаться наукам за общими принципами и понятиями, имеющими значение при решении их собственных проблем, связанных со знаковым анализом. Семиотика представляется здесь не просто наукой среди остальных наук, но инструментом этих наук.
Семиотика, будучи междисциплинарной исследовательской парадигмой, является не единственно источником методологии, но еще и способом интерпретации реальности. Это позволяет говорить о семиотической онтологии или семиотическом мировосприятии.
В рамках этого мировосприятия все, что составляет окружающую действительность, является человеку в облике комплекса сложных систем, между которыми и внутри которых происходит постоянный обмен сообщениями, имеющими знаковую форму.
В этом плане семиотика схожа с другими междисциплинарными областями, задающими конкретную исследовательскую парадигму для множества научных дисциплин, таких, к примеру, как синергетика, теория систем или кибернетика. На этом, пожалуй, можно остановиться.
А в заключение этой статьи предлагаем вам прослушать небольшую радиопостановку об основоположнике семиотики Чарльзе Пирсе, из которой вы сможете почерпнуть немало любопытной информации об этой сложной, но очень интересной дисциплине.
Если у вас возникнут какие-то вопросы на тему статьи или вы захотите увидеть на страницах нашего сайта другие материалы по данной теме, оставляйте свои комментарии – мы обязательно учтем их в дальнейшей работе.
Семиотика и семиология
«Семиотикой» сегодня называют всю область знаний о знаках, включая в нее как конкретные их описания, так и теории, которые на разных уровнях обобщения объясняют природу знаковой связи. Неоднородность поля семиотических исследований позволяет различать в рамках так широко понимаемой семиотики, по крайней мере, три уровня общности: «семиографический», «семиологический» и «семиософский».
При таком различении к области семиографии должны быть отнесены все описания конкретных семиотических единиц, построенных из них конструкций, а также правил их образования и интерпретации. Эти описания могут принимать нормативную форму и служить предписаниями для создания и использования знаков или быть дескриптивными исследованиями того, какие нормы и в каких пределах используются в той или иной сфере семиотической практики. Многие семиографические исследования традиционно проводятся в рамках других сфер знания: грамматики того или иного языка, геральдики, эмблематики, нумизматики, фалеристики и др. – и часто не связываются с семиотикой.
На более высоком уровне обобщения предлагаются уже не описания конкретных знаков и знаковых систем, а объяснения того, что такое знаковая связь, как она устроена, при каких условиях нечто способно выполнять функции знака, какова структура «знаковой ситуации» и т. п. На этом уровне находят свое обобщение конкретные семиографические исследования; знаки сопоставляются с сигналами, индексами, символами или моделями, выясняются их сходства и различия как средств коммуникации и репрезентации. Здесь выявляются универсалии, присущие семиотическим средствам разных типов, конструируются схемы описания этих средств и строятся теоретические модели того, как они функционируют. На том же уровне обобщения производится сравнительный анализ организации семиотических систем разного типа, и рассматриваются возможные формы их взаимодействия.
Для этого уровня семиотики уместно название «семиология», которая в таком случае понимается как ее теоретическая часть. При этом названия, исторически сложившиеся в разных традициях, перестают быть синонимами, как они обычно трактуются, а совместно используются в разных смыслах: к семиотике относятся как семиографический, так и семиологический уровни исследований, а к семиологии – только последний из них. В сходном смысле Ч. Моррис предлагал различать «дескриптивную» и «чистую» семиотику (см.: Моррис 1983: 44).
Всякая семиологическая теория имеет явные или неявные предпосылки, связанные с определенными философскими воззрениями на ее предмет и на методы исследования. Эти философские аспекты предмета и метода семиотики образуют область, которую обобщенно можно назвать сферой семиософии. В нее войдут, прежде всего, различные версии философии языка, знака, имени и т. д. «Семиософский» характер приобретают, кроме того, и те аспекты других разделов философии – онтологии, гносеологии, логики, философии культуры и др. – которые привлекаются в качестве оснований семиологии. В отличие от семиографии и семиологии, семиософия не ограничивается сферой научного знания и может содержать элементы той или иной системы ценностных ориентаций.
И семиография, и семиософия далеко не всегда позиционируют себя как области знаний, прямо связанных с семиотикой. Эта связь открывается только для взгляда, направленного из некоторого центра, с точки зрения семиологии, откуда семиография, с одной стороны, и семиософия – с другой, предстают в семиотической перспективе. При таком толковании семиология вычленяется из семиотики как ее «ядро», вокруг которого концентрируются другие исследования, так или иначе с ним соотносимые.
Расслоение семиотических исследований на три уровня не исключает того, что при более подробном анализе между ними обнаруживаются промежуточные ступени. Не исключает оно и того, что все эти уровни обобщения могут совмещаться, если анализ конкретных семиотических средств сопрягается с теоретическими обобщениями.
Семиотические исследования всех уровней объединяет направленность на выявление более или менее общих принципов и норм образования знаков и выражения смыслов. В духе рассматривавшегося В. Виндельбандом и Г. Риккертом различения «номотетического» и «идиографического» методов можно говорить о «номотетической» ориентации семиотических исследований, которые даже в описаниях отдельных знаков и текстов стремятся выявить некие общие правила их образования и интерпретации. В этом отношении генерализирующую установку семиотики можно было бы противопоставить индивидуализирующей установке герменевтики. В многообразии ее версий присутствует общая «идиографическая» направленность на понимание смыслов отдельных текстов, взятых в определенных контекстах, на выявление особенностей их интерпретаторов и конкретных актов истолкования – даже если для такой индивидуализации герменевтике приходится иметь дело с общими нормами построения и осмысления знаков и выходить на философский уровень.
В самостоятельную сферу выделяется метасемиотика, предметом которой становится сама наука о знаках: ее развитие, ее внутренние подразделения и ее внешние отношения с другими сферами знания. В частности, ведению этой метанауки подлежит двусторонний характер связей семиотики с другими конкретно-научными и философскими дисциплинами. С одной стороны, это корни, которые семиотика находит в истории других наук (логики, лингвистики, психологии и др.), воспринимая и по-своему трансформируя складывающиеся в них идеи, а с другой стороны, это возможности, которые она способна предоставить иным наукам в качестве метода описания и осмысления их материала. И в том и в другом случаях семиотика сохраняет свою идентичность в той мере, в которой остается несводимым к другим дисциплинам ее семиологическое «ядро».
Характер связи этого «ядра» с несемиотическими дисциплинами зависит от степени их общности. Для философских наук (онтологии, гносеологии, логики, философии культуры и др.) семиология оказывается конкретизацией и встает в ряд таких нефилософских наук, как социология, культурология, этнология и др. В то же время сами эти науки становятся «-логиями» в силу того, что строят теоретические обобщения и объяснительные модели своих предметов. Подобно им семиология выступает как результат обобщения различных «-графий» – описаний конкретных знаков в таких дисциплинах, как языкознание, фольклористика, этнография, искусствознание и т. п. (ср. различение этнографии и этнологии в кн.: Леви-Строс 2001: 369 или иконографии и иконологии в кн.: Панофский 1999а: 48–49). Именно для обобщения лингвистических исследований Ф. де Соссюр с 1894 года начал использовать и сам термин «семиология» (см.: Соссюр 1990: 103, 196, 200; см. также: Соссюр 1977: 54–55, 101).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.