Семья как общественный институт

Семья как социальный институт

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

В этой статье мы расскажем о семье как социальном институте: ее определении, роли, основных функциях, признаках и проблемах. Ее значение в развитии общества сложно переоценить. Именно она выступает основным носителем преемственности, через нее реализуются брачные, родственные, правовые, хозяйственные, этнические и психологические связи.

Семья и брак как социальные институты общества

Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.

Она обладает следующими характеристиками:

Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.

Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:

Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.

Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

Специфика семьи как социального института

Она имеет устойчивую структуру. Эта общность является саморегулирующейся системой, в которой все участники сами формируют культуру общения, вырабатывают общие жизненные ценности. В течение этого процесса могут возникать конфликты и противоречия, разрешение которых достигается в результате взаимных уступок и соглашений. Эти меры по налаживанию взаимодействия производятся за счёт внутренней культуры людей, их нравственной и зрелости и способствует их личностному развитию.

Следующая особенность – ее связь с другими институтами: государством, культурой, религией, образованием, общественным мнением и т. д. Так как эта форма общности узаконена обществом, она регулируется с помощью норм права и морали, а также санкций, направленных на ее поддержание.

Развитие семьи как социального института

Обычно выделяют следующие этапы этого процесса:

Каждый из этих периодов обладает своими социальными и экономическими особенностями.

Виды и формы семейных и брачных отношений

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.

Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».

По своему типу отношения разделяют на:

Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.

По форме брак может быть:

В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.

Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:

По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:

Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.

Проблемы современной семьи как социального института

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:

Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:

Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:

К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.

А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:

Источник

Семья и брак. Семья как социальный институт.

Понятие семьи и брака.

Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.

Структура семьи.

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

По количеству детей семьи бывают:

По месту проживания:

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм.

По количеству партнеров бывают:

По половому составу партнеров:

Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике – не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения – предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

По поводу третьего (усыновления) – это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным, и моральным, и религиозным нормам. Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

Вернемся к семье и браку.

Функции семьи и брака.

В заключение можно сказать, что семья – это самый древний социальный институт, и история семьи – это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

Источник

Семья как социальный институт: основные типы и функции семьи

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

Н. Смелзер даёт такое определение семьи:

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) образование семьи – вступление в первый брак;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка:

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.

Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям.

Основная, определяющая функция семьи, как следует из определений отечественного социолога А.Г. Харчева и американского исследователя Н. Смелзера, – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других социальных функций:

1. Воспитательная функция – социализации молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Самой важной тенденцией стало введение системы массового среднего образования.

Уже в возрасте 4 или 5 лет дети воспитывались не только дома, глубокое влияние на них оказывал учитель. Развитие системы дошкольных учреждений и добровольных ассоциаций для детей (например, отрядов скаутов и летних лагерей) увеличило число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.

Семья как общественный институт. Смотреть фото Семья как общественный институт. Смотреть картинку Семья как общественный институт. Картинка про Семья как общественный институт. Фото Семья как общественный институт

2. Хозяйственно-бытовая функция означает поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляла множество функций по поддержанию благосостояния людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества. В развитых странах Западной Европы и в США врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью.

Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению уменьшили необходимость для семьи полностью брать на себя помощь ее членам в периоды экономических трудностей. Точно так же социальные пособия, больницы и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

В современном российском обществе уровень благосостояния основной массы населения очень низкий, с другой стороны, социальная сфера слабо развита, ответственность за нетрудоспособных членов общества у нас берёт на себя, как правило, семья.

3. Экономическая функция означает получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическую поддержку со стороны семьи несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение кооперативной системы производства.

Рабочие стали трудиться вне дома, и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи. Хотя жена иногда работала, ее основная обязанность заключалась в воспитании детей. В современном обществе, как правило, работают оба супруга, которые имеют либо совместный бюджет, либо каждый имеет свой индивидуальный.

В крестьянском сельском хозяйстве и ремесленном производстве семья являлась совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределялись в соответствии с возрастом и полом членов семьи.

4. Функция первичного социального контроля означает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

5. Функция духовного общения охватывает развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение.

6. Социально-статусная функция означает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

В средневековом обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.

Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землей и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремеслам – таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

Революции, происходившие в XIX и XX вв.,осуществлялись с целью уничтожения сословных привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе в России, США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона.

Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти тоже ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи все еще имеют преимущества, когдавстает вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которые обеспечивают высокий статус.

Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать «знакомства», способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили свое значение, став менее устойчивыми и надежными, чем прежде.

7. Досуговая функция включает организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов.

8. Эмоциональная функция предполагает возможность получения психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологической терапии.

Социологи, сравнивая структуру семьи в разных обществах, выделяют несколько параметров, по которым все семьи можно дифференцировать на определённые разновидности, К этим параметрам относятся: форма семьи, форма брака, образец распределения власти в семье, выбор партнера выбор местожительства, а также происхождение и способ наследования имущества.

В современных развитых обществах преобладает моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак – между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии. Джордж Мэрдок исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 преобладала моногамия и лишь в двух наблюдалась полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жен.

Некоторые ученые подчеркивают значение экономических факторов для преобладания определенной формы семьи в обществе.

Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену.

Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы.

Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так называемая братская полиандрия (братья имели общую жену).

Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. Однако парные браки так и не получили распространения среди тодасов. Вместо этого братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом, в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.

В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой (нуклеарный) и сложный (расширенный) тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколения, например дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестёр, внуков и т.д.

Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи.

При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это, главным образом, обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

В зависимости от предпочитаемого партнёра выделяют экзогамные и эндогамные семьи. Правила, регулирующие браки вне определенных групп, например семей или кланов, являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

Почти во всех обществах это правило касается отношений между ребенком и родителем, а также родными братом и сестрой. Во многих обществах это относится даже к двоюродным братьям и сестрам и другим близким родственникам. Запрет кровосмешения не является всеобщим, несмотря на широкую распространенность. Браки между братьями и сестрами поощрялись в семье фараонов в Древнем Египте.

Почему запрет кровосмешения так широко распространен? Этот вопрос является предметом горячих споров. Некоторые исследователи высказали предположение, что людям свойственно отвращение к кровосмешению. Другие считают, что издавна люди осознавали опасность генетических последствий инцеста. Третьи подчеркивали, что правила, запрещающие половые сношения между членами семьи, не являющимися супругами, уменьшали вероятность ревности и конфликтов.

Однако последний довод теряет убедительность, если учесть, что многие люди способны без всякой ревности делить сексуального партнера с кем-нибудь еще. И полигиния, которая часто порождает соперничество между женами, сохраняется, несмотря на конфликты. Кроме того, подчеркивалось, что запрет кровосмешения вынуждал искать спутника жизни вне групп, к которым люди принадлежали.

В разных обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В зависимости от характера выбора местожительства социологи выделяют неолокальный, патрилокальный и матрилокальный типы семьи.

В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. Например, согласно обычаям ирландских крестьян, молодая жена входит в семью мужа и оказывается под властью свекрови.

В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Неолокальное местожительство, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира.

Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мэрдоком, молодожены переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

В социологии семьи особой проблемой является проблема определения родословной и характер наследования имущества. Если бы человеку удалось подсчитать всех людей, с которыми он связан кровным родством (включая предков и самых дальних родственников), этот список был бы огромен. Правила определения родословной сокращают этот список и указывают, какие родственники играют важную роль в жизни человека. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности.

Наиболее распространенной является родословная по мужской линии.

Как считается в сельской местности Ирландии, основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. Хотя жена в какой-то мере поддерживает отношения со своими родственниками и её ребенок в какой-то мере наследует ее гены, дети становятся членами семьи мужа.

В некоторых случаях, родство определяется по женской линии.

Как принято на Тробриандских островах, молодожены живут в поселке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. Уклад семейной жизни на Тробриандских островах опирается на родственные связи по мужской и женской линии.

Существует семейная система, основанная на двусторонней родословной, Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *