Семья как основа общества

Семья как основа общества

Итак – что есть семья, какова ее роль в обществе и что с таким упорством стремятся уничтожить западные демократы? Традиционная семья – это сохранение исторической памяти на генетическом уровне, сохранение культурных и духовно-нравственных традиций, создание и воспитание нового поколения, максимально близкие взаимоотношения между людьми. Знания, получаемые человеком от общества и от семьи – разные по своей природе. Знание общественное мы воспринимаем по большей мере интеллектуально ради определенной цели – быть наученными приносить пользу тому обществу, в котором мы живем здесь и сейчас; знание родовое мы воспринимаем самим своим существом, генами и именно этого знания нас хотят лишить ради создания общества нового типа – без памяти, традиции, веры, без связи друг с другом (ювенальная юстиция, при своей кажущейся целесообразности, имеет своей целью разрыв внутри семьи, разъединение поколений – наглядный пример результатов применения ювенальной юстиции мы можем видеть в США после известных недавних событий, где дети заявляют на своих родителей в полицию об участии в протестах, неугодных демократической партии – при этом эти «дети» осознают себя как исполнившими свой гражданский долг, посадив в тюрьму собственных родителей. У нас в России таких «павликов морозовых» презирают, там же власть пытается представить их обществу как пример для подражания).

Давно пора перестать пускать демократические слюни и открыто признать, что только авторитарная система власти способна управлять государством эффективно и способствовать сохранению традиционных ценностей – именно поэтому те, кто стоят за новыми процессами на Западе, ведут непримиримую борьбу с авторитаризмом там, где это возможно, навязывая всем демократию как строй, при котором становится максимально возможным разрушение прежних традиционных устоев ради достижения определенных целей горсткой мировых финансовых королей. Отстаивая свои интересы на мировой политической арене, мы не должны забывать о необходимости отстаивать их и внутри самой России – отстаивать жестко и не оглядываясь ни на кого. Принятие законов для защиты традиционной семьи необходимо, но при этом еще необходимо иметь идеологию в этом отношении; традиционные ценности должны пропагандироваться всеми возможными для этого способами, потому что пропаганда иных, новых «ценностей» производится именно так – с использованием любых возможностей и по разным направлениям одновременно; иметь превосходство в этом отношении для нас жизненно необходимо.

Источник

Семья – основа общества.

Семья – это уникальная социально-психологическая сфера, в которой происходит формирование и воспитание появившейся на свет личности, ее всесторонняя подготовка и включение в мир социальных отношений. Семья – это и школа гражданственности, где закладываются основы социально значимых качеств личности: коллективизм, интернационализм, любовь к Родине, к труду, к семье, честность, скромность и т.д.

Совершенствование семейного воспитания является неотъемлемым элементом социальной политики, направленной на поэтапное формирование человека как социального существа. Значение семьи в жизни современного общества трудно переоценить, ибо вряд ли есть такая социальная сфера, на которую семья не оказывала бы своего воздействия. Благотворное влияние семьи сказывается на росте народонаселения, развитии экономики, воспитании подрастающего поколения. Укрепление и развитие семьи еще одно важное направление социальной политики, целенаправленное осуществление которой позволит выявить ее творческие возможности в ускорении строительства демократического общества в Узбекистане в повышении духовного потенциала общества. Семья – это первичная ячейка общества, имеющая свои специфические законы развития, свой уклад, неповторимый духовный мир. Это отнюдь не означает меньшую в сравнении с другими социальными институтами социальную обусловленность семьи общественными отношениями.

Семья представляет собой комплексное явление, в которой сплелись многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. В ней разворачиваются основные процессы человеческой жизни. Она настолько связана с жизнью каждого индивида, что откладывает отпечаток на всё его развитие. Поэтому семья является той группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальные связи, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные физиологические, духовные, этические, эстетические потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства.

Семья в современном обществе представляет и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными связями и отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими существующим правовым нормам. Таким образом, современная семья – это основная социальная группа, которая строится на браке между двумя лицами противоположного пола.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 6688
Категория: Лекции по демократии

Источник

Конспект 77 «Семья как основа общества»

Конспект 77 «Семья как основа общества»

Семья – это основанная на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, поскольку именно она обеспечивает его стабильность. Семья – это сложное явление, имеющее разные аспекты. С одной стороны, это малая социальная группа, члены которой объединены браком или кровным родством. С другой стороны, семья – это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Люди создают семьи главным образом для того, чтобы растить и воспитывать детей. Конечно, семья выполняет и другие важные функции: она является источником поддержки, члены семьи оказывают друг другу помощь, вместе обустраивают быт и т.д. Однако эти функции характеризуют семью как малую социальную группу. На это указывает тот факт, что семьи по-разному организуют взаимодействие между своими членами. Воспроизводство же общества, то есть рождение и воспитание детей, – это функция семьи как социального института.

В слово «семья» можно вкладывать разные смыслы. С одной стороны, полноценная семья – это в первую очередь мать, отец и хотя бы один ребенок. С другой стороны, говоря о семье, нередко имеют в виду совокупность людей, объединенных кровнородственными связями. В этом случае к одной и той же семье будут принадлежать не только мать, отец и дети, но и дедушки, бабушки, дяди, тети и все остальные родственники. Чтобы разграничить эти значения слова «семья», в общественных науках выделяют нуклеарную семью, то есть семью, включающую только родителей и детей, и многопоколенную семью, то есть более широкую совокупность родственников.

Семья – это, пожалуй, наиболее важный социальный институт. Фактически в рамках семьи могут удовлетворяться все потребности и выполняться все функции, которые необходимы для поддержания существования общества. Исходно семья была основной ячейкой общества, обеспечивая моральное воспитание, образование, контроль за поведением и добычу необходимых для жизни благ, и лишь со временем некоторые ее функции стали несемейными. Возникла религия, образовательная система, экономические институты, армия, органы правопорядка. Впрочем, нельзя сказать, что семья полностью перестала выполнять эти функции. Она по-прежнему играет важную роль с точки зрения всех без исключения сфер общества, просто семья перестала играть ведущую, основную роль.

Какие же функции выполняет семья в современном обществе?

1. Основной для семьи является репродуктивная функция. Общество нуждается в воспроизводстве, то есть в пополнении новыми членами. И семья в современном обществе, выполняет роль их «производителя». Если подобного пополнения не будет происходить, общество перестанет существовать.

2. Репродуктивная функция семьи соотносится главным образом с биологической стороной воспроизводства общества. Однако воспроизводство имеет и социальную сторону. И действительно, для общества недостаточно того, чтобы происходило лишь биологическое пополнение. Необходимо, чтобы кто-то осуществлял и социализацию, то есть прививал те ценности и нормы, в соответствии с которыми живет общество. Хотя семья и не является единственным социальным институтом, выполняющим воспитательную функцию, именно в ней ребенок получает первые представления о том, как следует вести себя по отношению с другими людьми и чего можно ожидать от них.

Семья выполняет также функцию сексуального регулирования. Не случайно религия благословляет брак и не одобряет разводы, а государство ввело особый институт брака. Данная функция тесно связана с двумя предыдущими, поскольку ни репродуктивная функция, предполагающая обеспечение детей необходимым для их выживания, ни воспитательная функция не могут нормально выполняться в рамках неупорядоченных сексуальных отношений.

Рождаясь в определенной семье, ребёнок автоматически наследует от родителей или приобретает некоторые наиболее важные статусные характеристики: национальность, религиозная принадлежность, принадлежность к определенному социальному слою. Следовательно, семья выполняет статусную функцию.

Наконец, семья выполняет очень важную функцию психологической регуляции. Хорошая семья – это всегда группа людей, которые испытывают по отношению друг к другу привязанность и поддерживают друг друга в сложных ситуациях. Именно семья является (или должна являться) основным источником любви, понимания и поддержки. Опыт семейной жизни, как считают ученые, определяет то, каким образом человек будет относиться к другим людям, как он будет строить с ними отношения. Если этот опыт был неудачным, это может привести к некоторым серьезным психологическим проблемам.

Впрочем, было бы неправильно думать, что во всех обществах семьи организованы одинаково. Кроме того, семья как особая социальная структура постоянно меняется. Естественно, это не означает, что перечисленные выше функции не всегда выполняются семьей. Семья – это действительно наиболее важный социальный институт. Однако существуют и различия, которые касаются главным образом распределения ролей.

Существенно различается и распределение ролей между мужчинами и женщинами в семье. Для Европы длительное время было характерно, что мужчина обеспечивает семью средствами существования, а женщина занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Однако известны народы, проживающие в Полинезии и Африке, у которых соотношение ролей противоположно: женщины данных народностей занимаются охотой, тогда как мужчины воспитывают детей. Есть также народности, у которых нет четкого распределения ролей между отцами и матерями, все делят функции между собой «поровну». При этом нельзя сказать, что подобные «отклонения» от европейского образца крайне редки.

В европейской культуре также принято, что фамилию, статус, социальное положение наследуются главным образом по отцовской линии. Однако эта черта также не является универсальной. В некоторых культурах все это передается по линии матери (хотя примеров матрилинеарного типа семьи очень мало – гораздо меньше, чем патрилинеарных).

Источник

Доклад » Семья как основа общества»

«Семья как основа общества»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Поселил Бог женщину и мужчину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий! Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца, видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними – колыбель, а в ней – ребенок. А мужчина и женщина смотрят то небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него

красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так! Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это – любовь. Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это – любовь. Именно она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье».

— В современной социологии существует достаточно четкое определение понятия «Семья».

Семья малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

Структура семьи состоит из трёх взаимосвязанных блоков отношений:

— Обратите внимание, что все три блока находятся в тесном взаимодействии. Не будь хотя бы одного из компонентов – весь «пазл семейных отношений» попросту разрушится.

— Именно данные блоки отношений позволяют формировать различные социально значимые функции семьи.

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Во всех обществах семья выполняла основные функции:

воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.

— Безусловно, семейные ценности в разные исторические времена были различны.

Большое влияние на взаимоотношения между членами семьи оказала христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский.

Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая. Основа организации семьи – отношения между родственниками, а не между мужем и женой. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом («умычка»). Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи «умыкали» невест по предварительной совметной договоренности, так что слово «похищение» здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме.

Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Церковные уставы запрещали супружескую измену. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания.

Домострой (XVI – XIX вв.)

В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко.

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно.

Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Таким образом, с XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения.

Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к включению молодого поколения в культурную традицию общества. Семья уже не выглядит структурой, подавляющей индивидуальность личности.

Внутрисемейная иерархия, частично выражающаяся в распределении ролей, как уже отмечалось, способна вызывать разногласия при несоответствии ожиданий супругов. Однако это не единственная причина внутрисемейных конфликтов. Изучение их причин и следствий конфликтов традиционно привлекает внимание исследователей.

В методологической концепции, предложенной З. Т. Голенковой, эта модель по уровню материального благосостояния населения России выглядит следующим образом:

На четвертом месте в рейтинге проблем и у городских, и у сельских жителей стоит «ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке.

Состояние здоровья членов семьи и отсутствие возможностей для хорошего лечения в большей степени волнует семью большого города (34,4%), чем семьи других городов (25,8%) и сельские (25%). Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, в больших городах больше возможностей для хорошего лечения, больше медицинских учреждений, в том числе лучше оснащенных и оборудованных, чем в малых, средних городах, сельских поселениях; с другой стороны, далеко не все городские семьи могут воспользоваться дорогостоящими медицинскими услугами.

Проблема жилищно-бытовых условий также в большей степени злободневна для семей больших городов(16%), чем для семей средних и малых городов(13,4%) и сельских семей (11,6%). Это объясняется тем, что жилье в крупном городе намного дороже, чем в средних и малых городах.

Поскольку в городе есть сеть высших и средних специальных учебных заведений, лишь 15,2% магнитогорских респондентов видят проблему в ограниченных возможностях дать детям хорошее образование. В малых и средних городах, в сельских поселениях

ограничены возможности дать детям хорошее образование, что является более актуальным.

Существенные изменения произошли в последние два десятилетия в сфере общего школьного образования. Возможности школ учитывать при разработке программ обучения детей предпочтения населения и предлагать углубленное изучение отдельных предметов предусмотрены реформами российского образования. Однако при всех положительных последствиях расширения самостоятельности школ, получаемые через школьную специализацию знания часто никак не применимы в месте проживания семьи из-за особенностей экономического развития региона. Следовательно, такая специализация будет способствовать оттоку молодежи из районов проживания в поисках работы по приобретенной специальности. Столь непродуманная образовательная политика может привести к территориальному отчуждению молодых людей от своих генеалогических корней.

Между тем, в пожеланиях к школе ввести новые предметы семьи в большинстве случаев не стремятся реализовать какие-либо честолюбивые планы в отношении детей. Родители просто проявляют естественную озабоченность будущим трудоустройством детей. Но способ выражения этой озабоченности в форме весьма ограниченных пожеланий свидетельствует, что семья испытывает недостаток информации, мешающей помочь ей сделать осознанный выбор для детей.

Известно, что в предшествующие реформам годы около трети всех подростков получали первичную профессиональную подготовку в системе профтехобразования. Семья принимала как естественную данность протекционистскую политику государства

— К сожалению, созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в современном обществе.

Увеличение числа разводов;

Большое количество неполных семей;

Социальное сиротство (родители лишены родительских прав, дети воспитываются в детских домах);

Конфликт поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу;

Смена приоритетов с воспитательного на экономический и др.

Лежнина Ю. Семья в ценностных ориентациях //Социс, 2009г. №12

Мустаева Ф. Социальные проблемы современной семьи //Социс, 2009г. №7

Дементьева И. Социальное самочувствие семьи //Социс, 2008г. №9

Источник

Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья как основа общества. Смотреть фото Семья как основа общества. Смотреть картинку Семья как основа общества. Картинка про Семья как основа общества. Фото Семья как основа общества

Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре­чаются на протяжении всей античной эпохи.

Семья как основа общества. Смотреть фото Семья как основа общества. Смотреть картинку Семья как основа общества. Картинка про Семья как основа общества. Фото Семья как основа общества

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

Семья как основа общества. Смотреть фото Семья как основа общества. Смотреть картинку Семья как основа общества. Картинка про Семья как основа общества. Фото Семья как основа общества

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Семья как основа общества. Смотреть фото Семья как основа общества. Смотреть картинку Семья как основа общества. Картинка про Семья как основа общества. Фото Семья как основа общества

Социальные функции семьи

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга..

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *