Сходка ведьм как называется
Что такое ведьмин шабаш, где и когда он проходит
С шабашом ведьм связаны многие стереотипы: безумные пляски на Лысой горе, летающие на метлах обнаженные колдуньи, пиршества, поклонение сатане, жертвоприношения, оргии, дьявольская магия — все, что противоречит христианской вере. Но так ли ужасно было то, что происходило в Вальпургиеву ночь, что такое шабаш ведьм, какие традиции дошли до наших дней?
История шабашей
Корни обрядов, впоследствии названных шабашами ведьм, уходят во времена язычества. Празднества, посвященные богам, проходили по схожему сценарию в разных народах и религиях: почитаемому божеству приносились дары, нередко — жертвы, люди собирались за пиршественным столом, совершали обряды, устраивали пляски на всю ночь. Часто празднования в честь богов плодородия заканчивались любовными утехами случайных пар.
В качестве примера можно рассмотреть праздник Купалы — одна из дат, когда колдуны и ведьмы собираются на Лысой горе. Это день летнего солнцестояния, считавшийся праздником плодородия. Верующие жгли костры и прыгали через них, купались, плясали, жертвовали божествам первые созревшие плоды, гадали, собирали целебные травы. Молодежь могла хулиганить — красть телеги, уводить лошадей, запирать снаружи дома, перегораживать дороги. Кульминацией празднества становились любовные обряды — в частности, одинокая девушка могла выбрать себе любого мужчину, даже женатого, и зачать от него ребенка. Совершившая это в праздник плодородия не подвергалась осуждению, а ее ребенок считался отмеченным богами.
Дорога на Лысую гору в Киеве
Вальпургиева ночь, соответствующая кельтскому празднику Белтейн, посвящена солнцу, весне и плодородию, а проведение празднества напоминает традиции Купалы. Священные огни, сбор трав, пиршества, песни и танцы, а также жертвоприношения животных, а согласно некоторым источникам, и людей.
Еще одна дата, традиционная для сборищ колдовских сил — Хэллоуин, совпадает с кельтским Самайном и славянским праздником Велеса, которые проходят по сходному с Белтейном сценарию. Собрание ведьм ожидаемо и в самый мрачный языческий праздник — Йоль, когда рождается новый бог Солнца, ради приветствия которого из своих миров выходят различные духи, в т.ч. враждебные.
С приходом христианской веры, языческие божества и праздники попали под запрет, противоречащие заповедям обряды были объявлены поклонением дьяволу. Более того — искоренялись не только сами празднества, но и сведения о них, их очерняли и искажали, чтобы отвратить от старой веры людей. Так в сказках и преданиях многие традиционные старообрядческие ритуалы заменили сборища чертей и шабаши колдунов и ведьм. С ними стали связывать и тайно проводимые празднества староверцев, признаки которых (вспышки костров, шум) мог замечать народ. Разумеется, начали происходить и настоящие шабаши, организованные ведьмами (или теми, кто себя считал таковыми). Все это одинаково порицалось и каралось церковью.
Суд над ведьмой в Средневековье
На заре инквизиции, преследование ее представителями колдунов приветствовалось, лишь если налицо была ересь, т.е. отрицание Христа. Для признания ведуна, гадалки или знахарки, знающей заговоры, еретиками, нужны были серьезные основания, а шабаши ведьм стали этим доказательством их вины. Символом поклонения дьяволу, отрицания христианских добродетелей и веры. Так, вынуждая подозреваемых в колдовстве давать самые дикие показания, инквизиторы создавали и дополняли отвратительными деталями образ шабаша.
Дата и время проведения шабашей у ведьм
Традиционно собрание колдунов и ведьм начинается после полуночи и длится до рассвета, до первого петушиного крика — в мифологии эта птица способна разрушать заклинания и лишать демонов силы. Согласно большинству источников, пришедшие на шабаш не имели права уходить до его окончания.
Проведение шабаша может быть ни с чем не связано, но чаще его все-таки приурочивают к праздникам. Так, среди инквизиторов было распространено мнение, что, в насмешку над церковью, ведьмин сбор был в основном на крупнейшие святые праздники. Среди них:
А также ведьминский шабаши связывают с праздниками, имеющими языческие корни, такими, как:
Существуют традиции, по которым колдуны и колдуньи встречаются четыре раза в год, в дни солнцестояний: весеннего, летнего, осеннего и зимнего.
А согласно календарю кельтов — Колесу года — в году есть восемь благоприятных для шабашей моментов:
Шабаш в день Альбан Эльвед
Есть и обычай проводить шабаши по пятницам 13-го числа, но его стоит отнести к современным суевериям.
Место сборища ведьм на шабаш
Если обратиться к историческим источникам, то можно заметить, что колдуны и колдуньи выбирали для проведения обрядов самые разные места. Само слово «шабаш» ассоциируется с Лысой горой — возвышенностью, пик которой лишен растительности. Дурной славой пользуются следующие вершины:
С ними связаны интересные легенды. Одна из них гласит, что на горе Брокен обитает призрак — многие путешественники, побывавшие на этом месте, видели, как вокруг тел их спутников появлялся радужный контур. Это оптическая иллюзия, но выглядит она эффектно. А в 1932 г на этой мистической вершине исследователь Гарри Прайс попытался провести магический ритуал по превращению козла в мальчика, но это ему не удалось.
Гора Брокен в Харце, Германия
С неудобным расположением Блокулы (скала находится в море) связан миф о том, как колдуны и ведьмы попадали на гору: нужно было лишь выйти на перекресток и позвать демона-покровителя шабашей, Антессера, который сам переносил обладателей колдовского дара на место.
С Лысой горой в Киеве связано большое количество необъяснимых историй и мрачных преданий, объясняющих отрицательную энергетику места. Одно из них — о том, как Хан Батый замуровал в пещерах горы сотни прячущихся в них киевлян, другое — об утопленных в подземных резервуарах при Петре Первом крепостных. Когда здесь находилась военная база, в подземном лабиринте пропало несколько солдат, а караульным давали инструкцию — не бояться непонятного шума.
Помимо гор, для собраний подходили пещеры, лесные поляны, берега рек, озер и ручьев — главное, чтобы место было уединенным и могло вместить всех пришедших. Иногда шабаши проходили даже в домах ведьм.
Современные традиции ведьминских шабашей
Сегодня людей, верящих в колдовство, не так много, и инквизиция не охотится за ними. Но шабаши не ушли в прошлое, даже не стали редкостью, лишь изменились — как причины, так и форма их проведения. В современном мире можно выделить несколько типов шабашей:
Современный шабаш под Москвой
Колдуны и колдуньи, экстрасенсы, целители, прорицатели, медиумы — все те, кто ощущает в себе мистическую силу, для проведения шабашей предпочитают выбирать мистические же даты, поскольку считают, что особое положение луны и звезд может усилить их природные способности. Место сбора зависит от возможностей, убеждений и вкусов ведьм и ведунов — кто-то считает важным единение с природой, кто-то полагает необходимым подняться поближе к небу — такие выбирают горы и холмы. А для других главным является близость братьев и сестер по колдовскому искусству, тогда шабаши могут проходить в квартирах или загородных домах.
Еда и выпивка в основном присутствуют на таких собраниях, хотя и необязательны. Основой же является обмен опытом, совместное проведение различных ритуалов, совершение подношений покровителям (чаще — предметов или пищи, но в редких случаях происходят жертвоприношения животных).
Современная ведьма в Брокене
На шабашах обычно проводятся обряды инициации молодых ведьм и колдунов, а опытные маги могут объединять силы для совершения сложных ритуалов.
Нельзя забывать о еще одной простой, но важной цели — повеселиться и приятно провести время в компании единомышленников.
С некоторой натяжкой можно назвать шабашом и собрания сатанистов. Тут есть многое из того, что приписывала ведьмам инквизиция — поклонение дьяволу, создание пентаграмм и вызов демонических сущностей, оргии. А в некоторых случаях — издевательства над людьми и животными.
Костюмированные праздники, изображающие шабаш ведьм, могут проводиться в любое время — если их организовывает группа знакомых. Крупные мероприятия, собирающие тысячи людей, проходят в дни символических праздников — в Вальпургиеву ночь.
Костюмированный шабаш на горе Гарц
Так, в конце апреля отели, расположенные рядом с горами Гарц, заполняются туристами из разных стран — все они хотят принять участие в грандиозном празднике, который ежегодно организуют на горе Брокен. Участники наряжаются в костюмы ведьм и колдунов, чертей и прочей нечисти, организаторы реализуют развлекательную программу. На протяжении всей ночи ведьм на легендарной вершине горят костры, устраиваются фейерверки и огненные шоу. Участники шабаша пьют, танцуют, веселятся, поют, читают шуточные заклинания и проводят символические обряды, прыгают через огонь, водят вокруг него хороводы, фотографируют друг друга.
Незабываемую вечеринку можно устроить и маленькой компанией, главное — подобрать создающее правильную атмосферу место и продумать антураж. В любом случае костюмированный шабаш — отличный способ встряхнуться и получить яркие впечатления.
Особняком стоят магические традиции Викканства. Викка — религия, основанная на почитании природы, и ее приверженцы верят в колдовство, основанное на природных силах. Отличительная черта религии — отсутствие в ней злых, негативных божеств, а также принцип непричинения зла как людям, так и животным.
Виккане могут быть одиночками, но традиционным является объединение верующих в ковены — группы, состоящие из жрецов и их последователей. Идеальное количество людей в ковене — 13, но может быть и меньше, а большие группы разделяются, сохраняя между собой связь и образуя так называемую «рощу».
Религиозные праздники Викки тесно связаны с природой и кельтским Колесом Года, к ним и приурочены шабаши, которые называются саббатами. Выделяют четыре больших шабаша — Самхейн, Имблок, Белтейн и Лугнасад, и четыре малых — Йоль, Остара, Лита и Мабон. Помимо этого, любой ковен может провести собрание в произвольно выбранное время.
На своих собраниях виккане проводят магические ритуалы, возносят молитвы дуалистическому божеству, призывают защитников Севера, Юга, Запада и Востока. Обряды часто проводятся в «небесных одеждах», т.е. обнаженном виде. Некоторые виккане практикуют сексуальную магию.
Помимо саббата, общие черты с шабашом имеет эсбат — празднование полнолуния (а иногда и новолуния). В эти ночи также происходит собрание ковена, открытие магического круга, проводятся ритуалы, практикующие очищают себя от негативной энергии.
Эсбат — ведьмацкий праздник полнолуния
Шабаш прошел долгий путь. Начав свою историю как языческий праздник, в эпоху развития христианства он превратился в поклонение дьяволу и оказался под запретом, а его описание приобрело множество отталкивающих деталей. Но и века спустя, в современном, просвещенном обществе, находится место для собрания ведьм и колдунов как настоящих, так и играющих свою роль ради забавы. Проводятся языческие ритуалы и обряды, вспоминаются праздники древних народов, посвященные природе и забытым богам. Хорошо это или плохо, какое развитие ждет шабаши — покажет время.
Шабаш
Шабаш (нем. Hexensabbat) — торжественные ночные собрания ковена (по христианской терминологии, ведьм и других лиц, предавшихся дьяволу) для совместного отправления обрядов.
Содержание
ЭСБЕ о «ведовских сборищах»
Самые ранние представления о ведовских сборищах указывают на ночные полеты ведьм по воздуху для вызывания гроз и ливней, для скрадывания Солнца, Луны, звезд и т. п. Такие ночные поезда рисует нам «Эдда», где ведьмы называются queldridha (Abendreiterin — ночные всадницы). В славянском фольклоре ведьмы, летая ночью по воздуху, блестят яркими огоньками, то есть молниями. Такими быстролетными поездами носились по поднебесью и старые боги-покровители чародейства, Один со своим неистовым воинством и Фрейя. Подобно старым богам, Тору, разъезжавшему на козлах, Фрее — на борове, Гиндле — на волке и т. д., ведьмы совершают свои полеты на излюбленных животных мифологии — на волках, взнузданных и погоняемых змеями, на кошках, козлах, медведях, свиньях (русская баба-яга), на оленях и т. п.
Позднее ведьмы довольствуются в своих полетах метлами, кочергами, ухватами, лопатами, граблями и просто палками, по мере надобности то ударяя по тучам и производя дождь, то начисто выметая небо от затемняющих его туч. Русские ведьмы и баба-яга носятся по воздуху в железной ступе (котле — туче), погоняя пестом или клюкой и заметая след помелом, причём земля стонет, ветры воют, а духи нечистые издают дикие вопли. Перед полетом ведьмы мажут себя волшебными мазями, брызгают водой, вскипяченной вместе с пеплом купальского костра (русская мифология), творят заговоры и т. д. Иногда ведьмы совершенно теряют земной облик, рисуясь, подобно облачным девам, прядущими при лунном свете свою небесную пряжу (туманы), белящими холсты или моющими своё бельё, развешивающими его для сушки на белых облаках. Типичные шабаши ведьм появляются только после введения христианства, когда старые боги сливаются с дьяволом, ищущим себе поклонников, и языческие празднества с их обрядами преследуются церковью как служение дьяволу.
Смешение обоих элементов мы находим в шабаше. Горы, излюбленные места языческих жертвоприношений и обиталища богов, становятся обычными пунктами для шабашей ведьм (Лысая гора у Киева, где некогда стояли главные кумиры славян, Бабьи горы y чехов и словенцев, гора Шатрия у литовцев, вершина горы Брокен, гора Блокула в Швеции, Блоксберг, Шварцвальд и др. у германцев и т. д.). Время сборищ приурочено к старым языческим праздникам. Главные сборища у русских происходили 3 раза в год: на коляду, при встрече весны и в ночь Ивана Купалы (празднество Перуну, заливающему зной дождевыми потоками). У немцев главный полёт ведьм происходит в первую майскую ночь — Вальпургиеву ночь (нем. Walpurgisnacht ),некогда посвящённую Фрее. Немецкое предание об этой ночи лучше всего характеризует смешанные черты шабаша.
Среди сонма ведьм они докладывают ему о содеянных ими злых деяниях и сговариваются о планах новых дел, причём в случае недовольства которой-нибудь из них Сатана тут же награждает ударами провинившуюся. По окончании деловой церемонии, при свете факелов, зажжённых от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: едят лошадиное мясо, а напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. Затем следует бешеная постыдная пляска ведьм с чертями, от которой на другой день остаются на месте следы ног коровьих и козьих. Инструментами для музыкантов служат вместо волынки лошадиная голова, а вместо смычка — кошачий хвост. Далее совершается сожжение козла, чёрного быка и чёрной коровы.
Шабаш оканчивается свальным соитием при полном мраке, после чего ведьмы на своих метлах возвращаются домой. Точно так же в русском фольклоре на вешний Юрьев день (соответствующий немецкой германской первой майской ночи), посвящённый громовнику, и в ночь на 24 июня (Ивана Купалы), посвящённый Перуну, ведуны и ведьмы с распущенными косами в белых развевающихся сорочках или звериных шкурах или совсем обнажённые собираются на Лысую гору, творят буйные, нечестивые игрища, пляшут вокруг кипящих котлов и чёртова требища, совещаются на пагубу людей и животных, ищут волшебные зелья (ср. миф о Перуновом пламенном цвете) и т. д.
По преданиям, собранным у Сахарова, с 26 декабря начинаются бесовские потехи; ведьмы со всего света слетаются на Лысую гору на шабаш и сдружаются там с демонами; 1 января ведьмы заводят с нечистыми духами ночные прогулки; 3 января, возвращаясь с гулянья, задаивают коров; 18 января теряют память от излишнего веселья. Аналогичные поверья имеются у славян и у литовцев. За железным столом или на троне восседает сам Сатана (у чехов — в образе чёрного кота, петуха или дракона), а ведьмы предаются разгулу и любовным гульбищам с бесами, поют, пляшут и объедаются. Все характерные черты ведовских собраний, начиная с места и времени их совершения, характерных животных старого культа (козел, змей, петух, кошка и т. д.), жертвоприношений, общих пиршеств, плясок, звериных шкур (тотемистический обряд) и т. д., вплоть до сексуальных оргий — все это черты языческих празднеств, с их тотемическими обрядами, жертвоприношениями, общими трапезами и оргиями, имевшими целью магически воздействовать на фаллических божеств природы (например, на празднике Ярилы). Даже фигура Сатаны, хотя совершенно новая, облечена в старые, традиционные образы зооморфных божеств — козла, дракона и т. д.
Средневековая католическая церковь считала совершенно реальными все эти народные предания и ревностно отыскивала мнимых участников легендарных сборищ, предавая их самым суровым наказаниям. В 1459 г., например, несколько человек было сожжено по оговору женщины, показавшей под пыткой перед инквизитором Бруссаром, что они слетались на Шабаш на палках, смазанных кровью лягушек, откормленных освящённой просфорой, кровью детей и соком трав, поклонялись Дьяволу в образе козла, собаки, обезьяны и человека, приветствовали его постыдным поцелуем, приносили ему жертвы, молились ему, продав ему свои души, топтали крест и плевали на него, хулили Бога и Христа и после пиршества друг с другом и с Дьяволом, принимавшим образ то мужчины, то женщины, предавались самым гнусным эксцессам. Таковы были обычные обвинения в процессе ведьм. Обвиняя сначала язычников, потом евреев, отлучённых от церкви, и каббалистов, затем и всех еретиков в служении Дьяволу, католическая церковь кончила верой в существование формального еретического культа дьявола по ритуалу ведовских сборищ.
Ересь и формальный культ дьявола стали синонимами. Еретики составляли синагогу дьявола, устраивая в честь его периодические субботы (отсюда субботы, шабаши ведьм). Участниками этих суббот являлись уже не жалкие ведьмы, а представители всех классов и рангов — князья светские и духовные, монахи, священники и т. д. Уже альбигойцев, которых папские легаты истребляли десятками тысяч, обвиняли в формальном культе дьявола; им приписывали собрания, на которых Сатана присутствовал в образе кота. К концу XV в. буллами пап, сочинениями инквизиторов и других церковных писателей создалась формальная, разработанная доктрина о ереси служения Дьяволу.
Целым аппаратом аргументов из писаний схоластиков, житий святых и показаний обвиняемых убежденно доказывалось, что детали шабашей — не обман воображения, а заведомо преступные реальные и телесные деяния. В сочинении Жакерио «Flagellum hereticorum» 1458 г. читаем, что на шабаши ведьм являются не только женщины, но и мужчины, даже священники, монахи, вступающие в беседу с реальными бесами, от которых по формальному договору взамен отречения от Бога и церкви получают силы чародейства. На собраниях, обыкновенно происходящих по четвергам, обязательны оплёвывание и топтание креста, принесение в жертву Дьяволу оскверненных святых даров и плотский разгул. Каждый получает от Дьявола особый знак (signum diaboli).
Ведьмино счастье, или Шабаш для «чайников»
Ночь с 30 апреля на 1 мая считается одной из самых таинственных. По поверьям, именно сегодня ведьмы собираются и устраивают настоящую вакханалию. Пять этапов «настоящего шабаша».
Садится ведьма верхом на метлу или козла, предоставленного ей другой нечистью, и летит на «тусовку». Там оглашают список присутствующих, едят, пьют, а потом всё заканчивается оргией. Если коротко, то шабаш выглядит примерно так.
Сценарий этого спорного мероприятия составили в XIV–XV веках французские сыщики. Первый, кто её опубликовал, — Мартин ле Франк в своей книге «Защитник дам», около 1440 года. Как уверяет создатель, он опрашивал собственно дам и инквизицию.
Колдовское ОПГ
К 1400 году усилиями инквизиции сформировалось понимание о ведьмах как о некой преступной группе. Так, инквизитор Себастьян Михаэлис в «Удивительной истории раскаявшейся женщины» писал, что у колдуний есть свой гимн. Также у них якобы есть обряд антипричащения, во время которого дамы пьют кровь или чёрную болотную воду. В общем, по версии инквизитора, у ведьм есть обряды, которые являются прямой противоположностью церковным.
К середине XV века к колдовским обрядам добавили сборную солянку из всего того, что приписывали ранее всевозможным еретикам. Например, инквизиторы пугали народ тем, что ведьмы затискивали до смерти младенцев своими сильными ручищами, сжигали их и готовили специальный порошок, который и употребляли во время своих шабашей.
Откуда брались младенцы и почему они массово ни у кого не пропадали, инквизиция, правда, не объясняла. Да никто и не требовал — зачем, если есть вполне себе натуральное зло?
Фото © Flickr/The COM Library
Ты один или тебя четыре?
Инквизиция никак не могла договориться, сколько же у ведьм шабашей. Проходит ли такая «вечеринка» раз в год или всё-таки они ежеквартально собираются. В результате немцы и французы выделили два основных варианта.
Версия первая: шабаш проходит в канун Дня всех святых — в ночь с 30 на 31 октября — и в Вальпургиеву ночь — с 30 апреля на 1 мая. Это канун дня святой Вальбурги, которая, как предполагается, скончалась в Германии в 777 году.
Версия вторая: сборища организовывают в канун языческих праздников, связанных со сменой времён года. Так, первый раз за год дамы собирались перед 2 февраля. В этот день по старинному календарю проходило Сретение.
Ещё одно собрание — 23 июня (канун дня Иоанна Крестителя). Далее — перед днём урожая, 1 августа. Ну и последний раз за год они устраивали вечеринку 21 декабря (в день святого Фомы).
Пять «шагов» шабаша
Шаг первый — накраситься
Девушки просыпались около 11 вечера. Обязательным ритуалом перед сбором к шабашу было поспать. Ну не могли ведьмы явиться на вечеринку невыспавшиеся.
Ведьмы ведьмами, а всё равно в первую очередь женщины. К шабашу каждая уважающая себя колдунья готовится сама. Она мажется специальной «мазью для полётов», которая делает её тело невесомым. Затем садится на раздвоенную палку или метлу. В качестве альтернативного транспортного средства некоторые «особо привилегированные» дамы получали козла, пса или барана от «своего главного». Животное не обладало ни крыльями, ни другими задатками лётного средства передвижения, но почему-то спокойно двигалось по воздуху.
Фото © akg-images/EAST NEWS
Шабаши проводились необязательно на Лысой горе. Альтернативой вполне мог служить любой перекрёсток, лес или заброшенное поле.
Английский юрист и мемуарист Джон Мэннингем в 1603 году оставил в своём дневнике запись о том, что в 1600 году в Беркшире завелись бродяги, которые каждую ночь собирались в овчарнях. Когда туда пришли жандармы, они застигли «шесть пар, которые голыми танцевали посреди овчарни».
Кстати, в средневековых упоминаниях о шабашах практически не встречается пресловутого числа 13. Не было необходимости, например, собираться группами по 13 человек. Согласно судебным документам, число присутствующих варьировалось от 50 до 6000.
Шаг второй — собеседование
Ура, наконец-то все собрались, никто не опоздал (ну правильно, пробок-то не было). Дальше к толпе ведьм выходит дьявол в козлином обличии. Он оглашает список всех присутствующих. Затем начинаются «профессиональные консультации». Каждая рассказывает, какое конкретно зло она хотела бы совершить и что ей для этого необходимо. Разве что отчёты с финансовыми затратами не предоставляют.
После того как консультация завершена, каждая должна поцеловать начальство в зад. Ведьмы якобы признавались, что он был поразительно холодным.
Шаг третий — обжорство
— Столы сдвигают вместе, за них садятся ведьмы и начинают поедать угощение. Готовили его демоны. Некоторые приносили еду и с собой. На пирах всего в достатке, кроме хлеба и соли, — писал в 1626 году в «Своде о ведовстве» Франческо Мариа Гуаццо.
Себастьян Михаэлис также утверждал, что они не ели соль, так как она придаёт мудрости. Популярностью у ведьм не пользовались и оливки, так как они символизировали милосердие.
Среди блюд инквизиторы называли «жареных младенцев», «пирог из чёрного пшена и плоти». Последнее якобы помогало колдуньям хранить молчание даже под пыткой. Также встречались хлеб, сливочное масло, сыр.
Фото © Flickr/Carlos Gracia
Шаг четвёртый — пляски
Ну какая вечеринка без танцев? Пьяненькие ведьмы в какой-то момент начинали водить хороводы. Причём направление — всегда налево.
Во время танцев выкрикивают переделанные слова из католической мессы и крестятся слева направо. Аккомпанируют на скрипках и арфах сами же ведьмы. Впрочем, приветствовались и дудочки, и флейты, и вообще всё, что способно издавать звук. Следы от плясок якобы могли оставаться до следующего шабаша.
Шаг пятый — оргия
— Как только заканчивались танцы, ведьмы предавались совокуплению. Сын не щадил матери своей, брат — сестры, отец — дочери, — пугали инквизиторы французов в XV веке.
Совокупления длились или до наступления рассвета, или до того времени, пока не запоёт первый петух. Вообще, инквизиция была уверена, что ведьмы старались скрыться за несколько мгновений до этого. Дело в том, что если во время таких шабашей нечисть услышит хотя бы «ку», не говоря уже о «ка-ре-ку», то умрёт на месте. И даже пособники не смогут её оживить.