Сиротство как социальная проблема

Консультация «Социальное сиротство, как социальная проблема»

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В современном российском обществе социальное сиротство является одной из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы работают сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас.

Последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной. Это связано с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака. С изменением социального состава сиротства, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению. (1)

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли. Сиротство, как социальное явление, существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. (6)

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. (1,2)

Причины социального сиротства

1. Общая характеристика социального сиротства в России

– принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. (4,5)

2. Формы устройства социальных сирот в Российской Федерации

Опека или попечительство необходимы для того, чтобы содержать, воспитывать и заниматься образованием детей, оставшихся без попечения родителей, а так же чтобы защищать их права и интересы. После устройства детей в приемную семью между приемными родителями и воспитанниками не возникает алиментных и наследственных правоотношений.

При передаче ребенка в приемную семью обязательно учитывается его мнение, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо получить его согласие.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью. Исключение составляют случаи, когда они не могут воспитываться вместе или если раздельное воспитание отвечает интересам детей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Устройство в государственные учреждения – устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.Такие учреждения создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные учреждения, Министерством образования и науки Российской Федерации (специальные образовательные учреждения, Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К государственным социальнымучреждениям для несовершеннолетних относятся:

– центры временного содержания детей. (7)

Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.

Пути преодоления этого трагического, ставшего социальным явлением это

прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и муниципальные модели профилактики социального сиротства; разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей; реализовать образовательные программы; оказывать экспертные и консультационные услуги; осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства в России. Только такими способами Россия сможет преодолеть такое кризисное состояние, как социальное сиротство.

Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.

2. Смагина Л. И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов, Минск, 1999.

3. «Семейный кодекс Российской Федерации»

4. «Гражданский кодекс Российской Федерации»

5. Болотников И. Ю. «Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей» Москва, 2008.

7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Консультация «Агрессивность, как психолого-педагогическая проблема» В современном мире наблюдается опасная тенденция к росту агрессивности. Особое внимание ученых всего мира привлекает то, что агрессивными.

Консультация для родителей «Мусор проблема номер 1» Консультация для родителей «Мусор проблема №1» Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются.

Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.

Консультация «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: • формирование положительного.

Консультация «Ребенок-инвалид — не проблема, а личность» Детей, которых я хотела бы сегодня выделить, называют детьми-инвалидами. Они не такие как все, они особенные. У них все по-другому. И развитие,.

Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Елашкина Е. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад.

Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы.

Консультация для родителей «У вас гиперактивный ребенок? Это не проблема!» Что делать с ребенком, если он у вас гиперактивен? Автор- разработчик : Ольга Михайловна Жигач, воспитатель ГБДОУ Детского сада №23 приморского.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Источник

Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………. 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……. …23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами..docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 040400 «Социальная работа»

Кафедра социальной работы и социологии

СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ – СИРОТАМИ.

студентка 3 курса, 831 группа

очной формы обучения

Ирина Васильевна Круглова

Константин Борисович Парфенов

ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ………………………………………………………… ………………..5

1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….………. 5

1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….……………….. 14

2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………… ……………….14

2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………… ………………….…..17

2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19

ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21

3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи…………… …….……. …23

3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…31

Тема данной курсовой работы, вне всякого сомнения, является очень актуальной. Проблема увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит сегодня наиболее остро. Замечено, что большинство детей-сирот стали таковыми не по причине смерти своих родителей. Большинство из них относится к категории социального сиротства. Это означает, что они являются сиротами, но имеют живых родителей.

Согласно статье 20 Конвенции о правах ребёнка, каждый ребёнок, который по каким-либо причинам не может оставаться в своей семье или лишен её вовсе, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. Данное положение соответствует нормам международного права.

Охрана детства является приоритетным направлением политики нашей страны. Вот почему защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выходит сегодня на первый план. Создание необходимых для всестороннего развития детей-сирот условий – важнейшая задача нашего государства. Для этого осуществляется комплекс специальных мероприятий по созданию и реализации политики государства в отношении детей-сирот (как на федеральном, так и на местном уровнях). Целью данной политики является успешная адаптация и социализация ребенка, его полноценное функционирование в обществе.

Все вышесказанное еще раз указывает на важность обращения к данной теме и определяет актуальность курсовой работы.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

— дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;

— рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

— изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.

Теоретическо-методологической базой курсовой работы выступили работы классиков социологии, исследования современных ученых, посвященные проблемам социального порядка, отклоняющегося поведения и вопросам социальной политики. В данной работе были использованы социокультурный и структурно-функциональный подходы к анализу сиротства в современном российском обществе. В качестве элементов методологической базы в работе используются теория семейных структур, основы теории воспитательных систем и современные теории управления. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.

Законодательно-правовую базу составили законодательные акты, регулирующие положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также акты, регламентирующие работу государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите.

Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе разработки программ по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..

ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1 Сущность и причины сиротства

В современном мире термин «сиротство» широко распространен и находится у всех на слуху. В стандартном понимании сирота – это ребёнок в возрасте до 18 лет, родители которого (или единственный родитель) умерли. Однако сегодня всё чаще стали использовать понятие «социальное сиротство». Социальные сироты – это дети, у которых есть родители. Только эти родители в силу различных обстоятельств не занимаются их воспитанием.

Проблема сиротства стоит сегодня наиболее остро ещё и потому, что дети-сироты принадлежат к группе риска. У значительного числа детей этой категории наблюдаются проблемы в развитии, различного рода отклонения, девиантное поведение. Специалисты также отмечают такое новое явление, как скрытое социально сиротство. Родители таких детей живы, но не принимают участие в их воспитании. А это, в свою очередь, порождает безнадзорность и беспризорность. Такое понятие как «социальное сиротство» раньше тесно связывали с понятием «неблагополучная семья». Однако сегодня социальные сироты встречаются и в семьях с внешним благополучием (это могут быть семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию или семьи с неблагополучной психологической атмосферой).

Дети, признанные сиротами, получают полное государственное обеспечение, которое включает в себя питание, проживание и предоставление одежды или возмещение их полной стоимости (если данная услуга не оказывалась).

Однако государство может справиться далеко не со всеми проблемами сиротства. Трудности могут возникать в период появления сиротства (когда ребёнок испытывает на себе негативное воздействие неблагополучной семьи), во время адаптации и социализации ребёнка в специальном учреждении и в период начала самостоятельной жизни (после прекращения опеки государства).

В наши дни многие развитые страны столкнулись с проблемой сиротства. И Российская Федерация не исключения. И самое печальное, что с каждым годом количество детей-сирот только растет. Это явление невозможно оставить без внимания, ведь дети – это будущее нашей страны.

Всё это негативно сказывается и на самом ребёнке, приводит к его дезадаптации. Детям, испытавшим на себе подобные явления, труднее находить общий язык со своими сверстниками, они чаще подвержены различным психическим заболеваниям. По данным статистики свыше 50 % малолетних правонарушителей являются сиротами.

К тому же, часто бывает так, что сироты, не имея перед глазами примера нормальных семейных взаимоотношений, впоследствии не могут создать уже свою собственную семью. А это может привести к сложностям в воспитании уже их детей и даже лишению родительских прав. Тем самым количество социальных сирот в Российской Федерации будет продолжать расти.

Учитывая всё вышесказанное, можно выделить три главные причины сиротства:

— самостоятельный отказ родителей от своего ребёнка (чаще всего матери отказываются от младенцев ещё в родильных домах);

— лишение родителей родительских прав (если под угрозой находятся права, интересы или жизнь ребёнка). Это характерно для неблагополучных семей, в которых родители ведут антиобщественный образ жизни, страдают наркоманией, алкоголизмом или различными психическими заболеваниями, не осуществляют должный уход за ребёнком и не занимаются его воспитанием.

Таким образом, сиротство сегодня является трагическим и распространяющимся с катастрофической скоростью явлением. Для его преодоления необходимо проводить комплексные мероприятия, направленные на всестороннюю поддержку и охрану материнства, семьи и детства, пропаганду приоритетности воспитания детей в семье, совершенствование форм устройства детей-сирот и системы их содержания в специализированных учреждениях, а также упрочнение политических, экономических и социальных процессов в обществе.

Источник

Проблема социального сиротства в современном обществе

Сиротство как социальная проблема. Смотреть фото Сиротство как социальная проблема. Смотреть картинку Сиротство как социальная проблема. Картинка про Сиротство как социальная проблема. Фото Сиротство как социальная проблема

Дата публикации: 18.02.2019 2019-02-18

Статья просмотрена: 5769 раз

Библиографическое описание:

Мазур, Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56592/ (дата обращения: 21.12.2021).

В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются после рождения или дети из социально неблагополучных семей).

Нестабильность социально-экономической ситуации рождает нестабильность семьи как отдельной общественной единицы. Это сказывается на всех уровнях семейного существования: экономическом, коммуникативном, бытовом, эмоциональном.

Особое внимание государства должно быть обращено на помощь молодой семье, так как в ходе воспроизводства населения страны молодая семья имеет определяющее значение: 3/4 общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Острый является вопрос о смене отношения к семье, о важности рассматривания семьи как самоценность. При этом важным моментом является нахождение такого соотнесения ценностей, которые бы отвечали требованиям современного общества, и семьи ведь общество заинтересовано в стабильной, духовно прочной семье. Существует противоречие между потребностью современного российского общества в укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления психологических факторов развития семейных ценностей определяет проблему исследования. Для перспектив развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия нужно целенаправленно и систематически влиять на ценностное содержание представления о семье у молодых людей тем самым формировать готовность к качественной, здоровой семейной жизни [3].

Ключевые слова: социальное сиротство, родитель, молодая семья, проблемы сиротства, социальное неблагополучие.

Социальное сиротство — симптом, который свидетельствует не только о нездоровых процессах в социально-экономической сфере, но и о нарастающем культурно-нравственном дефиците, деформации института семьи. При этом причиной социального сиротства являются и обще цивилизационные процессы, которые связаны со понижением фамилистических ценностей, преобладанием личностных мотиваций над родительскими как у мужчин, так и у женщин.

Феномен социального сиротства был описан и введен в теорию и практику социальной работы А. А. Реаном и получил название «уличные дети». «Уличные дети» — это дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительное время проводят на улице, и именно улица оказывает на них основополагающее влияние.

По мнению Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги, социальные сироты — это дети, которые остались без попечения родителей, в том числе дети, родители которых отказались, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Это особая социально- демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, которые лишены попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, медицинским, психологическим причинам. Е. Б. Бареева предлагает следующее определение социального сиротства: «дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома — в детских домах, приютах, интернатах» [1].

Ю. В. и Т. А. Васильковы и М. А. Галагузова под «социальными сиротами» понимают детей (до 18 лет), имеющих биологических родителей, которые каким‐либо причинам не осуществляют воспитание и содержание ребенка, не проявляют заботы. В этой ситуации заботу о детях берет на себя общество и государство. Так же к этой категории несовершеннолетних относятся дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Выделяют следующие категории детей-сирот:

− «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав;

− «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав;

− «скрытое» социальное сиротство, характеризующееся вытеснением детей из семей вплоть до бродяжничества и беспризорности [2].

Исследование психологического аспекта понятия «социальное сиротство» подчеркнуло, что оно несет с точки зрения психологии негативные последствия для психического развития детей, а также для их социальной адаптации [2]. Учитывая специфику социально-психологического развития детей-сирот, И. Ф. Дементьева считает, что социальная реабилитация — основное направление деятельности учреждений социальной защиты при работе с этой группой детей [4].

Социальные сироты — это дети, которые лишены социальных, экономических, культурных ресурсов, не имеют защиты в лице семьи и общества. Дети считаются сиротами так как родители уклонились от их воспитания или от защиты интересов и их прав, отказались забрать своих детей из воспитательных, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения.

При рассмотрении понятия необходимо отметить ситуацию отказа родителей от ответственности за ребенка и от выполнения в отношении ребенка своих функций — эмоциональной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, досуговой.

Социальное сиротство — комплексная, многоуровневая психологическая и социальная проблема. Это явление связано с наличием в обществе детей, которые остались без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, безвестно отсутствующими, недееспособными и т. д.

По мнению О. М. Дорожкиной «социальное сиротство» представлено как массовое социальное и педагогическое аномальное явление, которое охватило значительную часть детей, оторванных от своих родителей [5].

Таким образом, социальные сироты — это несовершеннолетние, имеющие биологических родителей, но родители по различным причинам не занимаются воспитанием и не заботятся о детях. В практике все чаще встречается феномен «скрытого социального сиротства». Основные причины роста случаев социального сиротства связаны с жестоким обращением в семьях, отказом родителей от своих воспитательных обязанностей, низкой педагогической компетентностью. Эти причины обусловлены кризисом воспитательного института семьи.

Источник

Курсовая работа: Сиротство как социальная проблема

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

Кафедра «Социальные технологии»

«Допустить к защите»

Сиротство как социальная проблема

ГЛАВА I . Положение детей-сирот и меры по их поддержке

1.1.Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России_______________________________________________5

1.2.Опека и попечительство как общие технологии социальной работы___11

ГЛАВА II . Система работы с приемными семьями в Самарской области.

2.1. Постановка проблем и пути их решения_________________________15

2.2. Система социализации детей в условиях приемной семьи___________24

2.3.Результаты политики Самарской области в отношение приемной семьи___________________________________________________________29

Тема курсовой работы о проблемах социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, несомненно очень актуальна.

Объектом исследования данной курсовой служат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таких в России – несколько десятков миллионов. Каждый из этих десятков миллионов детей – уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи. А предметом исследования: сиротские приюты, детские дома, школы-интернаты, семейные детские дома.

Целью исследования является изучение явления призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачами исследования являются:

-раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

-изучить предпосылки становления и развития детского призрения в России;

-выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы и работы с детьми-сиротами и др.

Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов о практической значимости того или иного направления применительно к сегодняшнему дню, в деле призрения детей.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Глава I . Положение детей-сирот и меры по их поддержке.

1.1.Положение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Сейчас в России около 600 000детей – сирот (из них 95% социальные сироты, т.е.родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2001г. их было 128,1 тыс., что на 4% больше, чем в 2000г. и на 12,4% больше, чем в 1999-м. свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2001г., были преданы под опеку или усыновление. Их численность в 2001г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.

28,2% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2001г. она составила 29,4%, в 1999г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2001г.36,1 тыс. против 36,2 в 2000г.

1,7% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

1.2.Опека и попечительство как общие технологии социальной работы.

Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью.

Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей. Опека и попечительство-это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны, согласно п.1 ст.122 СК, в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей(истребовании и изучении соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Число детей, находящихся под опекой, растет. По состоянию на конец 2001 г. в России их насчитывалось 347,5 тыс., что на 5,6% больше, чем в конце 2000г., и на 11,3% больше по сравнению с концом 1999г. В 2001г. под опеку (попечительство) было передано 69,7 тыс. детей (в 2000г.-65,7 тыс.).

Глава II . Система работы с приемными семьями в Самарской области.

2.1. Постановка проблем и пути их решения.

В то же время, обязательства, принятые Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах ребенка и присоединении к Всемирной декларации об обеспечении прав выживаемости, защиты и развитии детей, включают очень важный правовой, социальный и этический аспект – необходимость учитывать интересы и нужды каждого ребенка и удовлетворять эти интересы в приоритетном порядке. В документах подчеркивается, что ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно если он находится в трудных условиях. Исходя из этого, формируется семейная политика в Самарской области.

Семейная политика Самарской области является основной составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему принципов и мер организационно-экономического, правового, кадрового характеров, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни каждой семьи. Еще в 2002 году в Самарской области решили, что многие проблемы семьи разрешимы. В основу программной деятельности были положены принципы реалистичности. Из множества факторов, влияющих на нормальную жизнедеятельность семьи, были выбраны те, которые могут решаться незамедлительно, которые поддаются непосредственному решению, и те, которые должны целенаправленно решаться в течение длительного периода. Это проблемы незамедлительного решения: обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье; поддержка жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей.

Проблемы длительного решения: формирование осознанного родительства; стабильность брачно-семейных отношений; духовный мир семьи, основанный на общечеловеческих ценностях.

Задачи и функции каждого из ведомств (социальной защиты, образования, здравоохранения и т.д.) были сопоставлены с реальными задачами социального развития семьи в Самарской области.

В ходе тщательного анализа все задачи были разделены на три группы:
— решаемые традиционно существующими ведомствами и их учреждениями;
— могут быть решены традиционно существующими ведомствами при внесении определенных организационных корректив;
— вообще не решались и не могли быть решены существующими ведомствами, так как являются неспецифичными для них.

К последним были отнесены такие задачи как: психолого-педагогическая помощь семьям; социализация детей, потерявших связь с родителями (безнадзорные дети); комплексная социальная реабилитация детей-инвалидов и их семей; социальная реабилитация детей, подвергшихся психическому и физическому насилию; комплексная диагностика и коррекция умственного развития детей; оздоровление детей; организация централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей и передача их на воспитание в замещающие семьи; профилактика таких социальных девиаций, как ранняя беременность, отказ от рожденных детей, вступление в брак до исполнения совершеннолетия и другие социальные аспекты планирования семьи, охраны материнства.

Были определены приоритеты в решении задач государственной семейной политики: ликвидация детской безнадзорности и обеспечение приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи; сохранение и охрана здоровья детей; получение детям адекватного образования; адресная социальная поддержка детей и семьи.

Определена и основная стратегия семейной политики в Самарской области – профилактика негативных социальных явлений и развитие позитивных.

Для решения этих задач необходимо было реформировать работу имеющихся управленческих структур и их учреждений, открыть комплекс ранее не существовавших учреждений социального обслуживания семьи и детей. В 1991 году Губернатором Самарской области К.А.Титовым было принято решение по созданию службы семьи, материнства и детства. На уровне региона – это Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, который является органом государственной исполнительной власти по реализации семейной политики. Аналогичные комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства были созданы во всех 49 муниципальных администрациях Самарской области.

На комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства возложено непосредственное осуществление функции государственного и муниципального управления в сфере семейной политики. Исходя из этого, функции органов опеки и попечительства над несовершеннолетними были переданы из органов образования в комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства.

Одной их первых проблем, с которой столкнулись при организации работы Комитета по вопросам семьи, материнства и детства в 1991 году, была проблема передачи на усыновление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновлением занимались разные учреждения. Родители ждали свою очередь на усыновление 5-7 лет, в очереди стояло 680 потенциальных родителей. В то же время до 1991 года в год усыновлялось не более 50 детей. Причины были разные, но в основном организационного характера.

Для решения этой злободневной проблемы в феврале 1992 года в структуре Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области был организован Областной центр усыновления, опеки и попечительства, что качественно изменило и ускорило процесс усыновления, централизовало и упорядочило очередь граждан, желающих усыновить детей. В Областном центре усыновления был сформирован единый областной банк данных детей, подлежащих усыновлению. За время деятельности Областного центра усыновления усыновлено 3,7 тысячи детей.

В Центре усыновления формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в очереди на усыновление стоят только лица, вставшие на учет в начале 2000 года. С созданием Областного центра усыновления, опеки и попечительства сократился поток детей, поступающих в Дома ребенка, в результате чего три из них закрыто. Все это, в свою очередь, приводит к сокращению потока детей в дошкольные детские дома.

Коренным образом был реформирован институт опеки. По состоянию на 2000 год проблемой опеки несовершеннолетних занимались только 18 специалистов на 49 административных территориях. Вопросы патронажа семей, воспитывающих опекаемых детей, были полностью возложены на администрации школ, где эти функции на общественных началах исполняли учителя. Школы также занимались выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, определением социального статуса детей. Хотя по нормам на каждые пять тысяч детского населения должен был быть один специалист по охране детства. Фактически не решались такие вопросы, как профилактика социального сиротства, охрана здоровья опекаемых детей, предоставление жилья. В Самарской области, как и в России, было два института социализации детей-сирот в семьях: опека и усыновление.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей носило заявочный характер. Государственная система в этой части отсутствовала. Поэтому часть детей, фактически имея статус сироты, формально его не имели. Это грубо нарушало права ребенка, в первую очередь в социальном плане. Так, в 2001 году из 3,2 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, выплаты получали лишь 7 процентов.

Для решения проблем социальных институтов социализации детей-сирот в условиях семьи незамедлительно были введены системы регулярных выплат детям из областного бюджета; бесплатного оздоровления детей; социального патронажа семей.

Для исправления сложившегося положения сразу же при создании комитетов, отделов по вопросам семьи, материнства и детства, дополнительно к переведенным из органов образования 18 специалистам по охране прав детства, в состав комитетов, отделов было введено еще 68 специалистов. В настоящее время социальный патронаж неблагополучных семей, многодетных, неполных, семей опекунов, приемных семей осуществляют 139 специалистов по охране прав детства комитетов, отделов по вопросам семьи, материнства и детства, а также 217 специалистов территориальных центров социальной помощи семье и детям «Семья».

Значительно активизировалась правозащитная деятельность органов опеки и попечительства, в том числе по лишению родительских прав родителей, не занимающихся воспитанием детей, рассмотрению споров об участии в воспитании детей, а также по защите алиментных, пенсионных прав детей. Всего в Самарской области в замещающих семьях воспитывается 11,4 тыс. детей.

С 1992 года во всех городах и районах области активно формируется сеть специализированных учреждений по обслуживанию семьи и детей Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации Самарской области. В настоящее время в Самарской области 98 таких учреждений. Именно данное звено является исполнительной основой социализации приемных детей.

Каким должен быть оптимальный перечень группы учреждений профилактики социального сиротства.

Еще до известного федерального Закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 год), начиная с 1992 года мы определились, что сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей будет состоять из:

— центров «Семья», как первичного звена социальной службы и по своей сути, выполняющих роль социальных поликлиник (выявление семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении, индивидуальный патронаж, формирование потоков и другие социальные учреждения), такие центры должны быть во всех городах и районах, сейчас их 48;

— центров психолого – медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей, такие службы должны осуществлять комплексную диагностику детей с проблемами в развитии. Сейчас их 9. Оптимально, мы считаем, таких центров в нашей области должно быть 35;

— социально-реабилитационных центров для детей, потерявших связь родителями с приютами. Оптимально таких центров у нас должно быть 30. Сейчас 29. Сразу же перед этими учреждениями поставили совместно с центрами «Семья» решать проблему социальной реабилитации биологических семей, когда дети воспитываются в приютах. Оговорюсь, что без центров «Семья» вряд ли получили бы желаемый результат. Сегодня до 50% детей, воспитывающихся в приютах, возвращаются в родные (биологические) семьи;

— центры социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов. Сейчас в области 11 таких учреждений. Оптимально их должно быть не менее 27. При таком количестве данных учреждений количество детей-инвалидов, воспитывающихся в пансионатах Главного управления социальной защиты населения области, уменьшится на 30-40%.

Открыт в нашей области центр усыновления, опеки и попечительства, на базе областного центра «Семья» кризисный стационар для детей, подвергшихся психическому насилию, в том числе и в семье.

Анализ опекаемых семей показал, что в 1992 году из 3,2 тысяч детей лишь 11 не состоят с опекунами в родстве. Поэтому, еще до выхода нового семейного Кодекса ввели институт приемной семьи, где рассматривали воспитание детей, как один из видов педагогической деятельности. С 1994 года в г.Самаре, а затем с 1.01.1996г., в соответствии с постановлением Губернатора области К.А. Титова, повсеместно вводится в Самарской области институт приемной семьи.

С целью регулирования отношений в сфере организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, специализированных учреждений и организаций по защите прав детей, в Самарской области принят закон «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области».

2.2. Система социализации детей в условиях приемной семьи.

В то же время, необходимо отметить, что ежегодно число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей увеличивается (в основном по причине миграции и военных действий). Социализация детей, переданных в приемную семью, осуществляется специалистами учреждений обслуживания семье и детей.

Первичным звеном в структурной иерархии данных учреждений являются территориальные центры «Семья», которые есть во всех городах и районах Самарской области (48) и они фактически выполняют функции «социальных поликлиник». Вопросы профилактики социального сиротства и социализации детей в замещающих семьях решаются центрами «Семья».

Специалисты центров «Семья» занимаются выявлением неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных и безнадзорных детей, осуществляют социальный патронаж семей с асоциальным поведением родителей и детей, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую помощь детям, подросткам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Центры «Семья» занимаются проблемами адаптации приемных детей в семьях, психолого-педагогической диагностикой кандидатов в приемные родители.

Для организационно-методического обеспечения деятельность городских и районных центров «Семья» в 1992 году в структуре Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администраций области открыт Областной центр социальной помощи семье и детям.

Ежегодно проводится оздоровление детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в приемных семьях и их приемных матерей на местном курорте «Сергиевские минеральные воды».

Организационно-методическое обеспечение деятельности центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляет Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Ребенок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми.

Из 2,9 тысячи выявленных в 1999 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лишь 14% направлены на воспитание в госучреждения. Так, содержание одного ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обходится бюджету свыше 3 тысяч рублей в месяц, в год – 36 тысяч рублей. Экономический эффект от передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи, а не в детские дома за 1997-2002 гг. составил 715 млн. руб. (усыновление – 223 млн. руб., приемная семья – 33 млн. руб., опека (попечительство) – 459млн. руб.)

2.3.Результаты политики Самарской области в отношение приемной семьи.

В настоящее время в Самарской области сложилась двухуровневая (государственно-муниципальная) система реализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях приемной семьи.

Результаты изучения адаптации детей в приемных семьях показали, что эффективность и интенсивность одних и тех же коррекционных и реабилитационных мероприятий более чем в два раза выше в условиях семьи, чем в условиях государственного учреждения.

Деятельность межведомственного и междисциплинарного взаимодействия субъектов сопровождения ребенка и его семьи обеспечивается программными средствами. Это программы: «Дети Самарской области», «Здоровье детей», «Вакцинная профилактика» и другие. Данные программы приняты на уровнях губернии и муниципалитетов.

Начиная с 1992 года число учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области уменьшается. Количество детей- сирот, обучающихся по вспомогательным программам снижено в 2,3 раза, число правонарушений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей уменьшилось на 37% (по сравнению с 1999 годом). Правонарушителей среди детей, воспитывающихся в приемных семьях, не зарегистрировано.

На основе проанализированной курсовой работы можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям-сиротам:

1. Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях приемной семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.

2. Использование «командного подхода», который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно.

3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей.

5. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.

6. Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении детей-сирот. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.

7. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей – сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.

Были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.

Необходимо отметить, что распоряжением Губернатора области от 24 августа 2004 года № 592-р предусмотрена разработка областной целевой программы на 2004-2008 годы «Дети-сироты» для обеспечения комплексной защиты прав лиц данной категории. Программа должна предусматривать мероприятия: по предупреждению социального сиротства; создание условий для оказания комплексной (социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущим семьям, например, в виде создания центров помощи семье; внедрение и развитие различных форм семейного устройства и воспитания детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); развитие системы государственных учреждений для детей-сирот, направленной на увеличение данных учреждений с целью создания воспитанникам условий проживания, приближенных к семейным; развитие системы социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также центров постинтернатной адаптации и служб поддержки выпускников учреждений для детей-сирот; ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также учет семей потенциальных усыновителей, воспитателей; создание условий для повышения квалификации психолого-педагогических кадров, социальных работников и другие мероприятия.
Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации, что отмечали и участники «круглого стола» о демографической ситуации в области, который проводился 19 апреля 2004 года.
Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи (за период с 1997 года возвращено в семью 5200 детей); производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе.

2. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.

5. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996-2000гг. – М., 1996.

6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.

7. Козырева А. На полпути от улицы к детдому//Российская газета, 22 ноября,1996.

8. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М.,1989.

10. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.

11. Рейн В.А.Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.

12. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.

14. Под. ред. проф. А.И.Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.

15. Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 1998. №3.

16. Закон «О районной Управе в городах» п.66 ст.14

17. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. – М., 1998.

18. Положение о Министерстве общего и профессионального образования РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997г. №395//СЗ РФ.1997. №15 ст.1796.

20. Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». №159-ФЗ

21. Федеральный закон от 28 августа 1995г.№154_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//СЗ.РФ.1995 №35.ст.3506;1996.№17. ст. 1917; №49. ст. 5500; 1997. №12. ст. 1378

[1] Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ

[2] Козырева А. На полпути от улицы к детдому//Российская газета, 22 ноября,1996.

[3] Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 1998. №3.с.4

[4] Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 1998. №3.с.54

[5] Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995. с.21

[6] Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 1998. №3.с.8-13

[8] Ельцин Б.Н.Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996-2000гг. – М., 1996.

[10] См.: П.1 ст.1 Федерального закона от 28 августа 1995г.№154_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//СЗ.РФ.1995 №35.ст.3506;1996.№17. ст. 1917; №49. ст. 5500; 1997. №12. ст. 1378

[11] см.: П.7 ст. 53, п.6 ст.64 и п.6 ст.75 Закона РФ от 6 июля 1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями//Ведомости РСФСР. 1991№29. ст. 1010; Ведомости РФ. 1992. №46 ст. 2618.

[12] см.: п.66 ст.14 Закона «О районной Управе в городах»

[13] см.: Подп.20 п.5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997г. №395//СЗ РФ.1997. №15 ст.1796.

[14] Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. – М., 1998.

[15] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. – М., 2003.

[16] Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.

[18] Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

[20] Под.ред.проф. А.И.Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.

[22] Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

[23] Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003

[24] Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М.,1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Сиротство как социальная проблема
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа Добавлен 19:49:21 19 июня 2006 Похожие работы
Просмотров: 2001 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать