Сиротство как социальная проблема
Консультация «Социальное сиротство, как социальная проблема»
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
В современном российском обществе социальное сиротство является одной из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы работают сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас.
Последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной. Это связано с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака. С изменением социального состава сиротства, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению. (1)
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли. Сиротство, как социальное явление, существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. (6)
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. (1,2)
Причины социального сиротства
1. Общая характеристика социального сиротства в России
– принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. (4,5)
2. Формы устройства социальных сирот в Российской Федерации
Опека или попечительство необходимы для того, чтобы содержать, воспитывать и заниматься образованием детей, оставшихся без попечения родителей, а так же чтобы защищать их права и интересы. После устройства детей в приемную семью между приемными родителями и воспитанниками не возникает алиментных и наследственных правоотношений.
При передаче ребенка в приемную семью обязательно учитывается его мнение, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо получить его согласие.
Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью. Исключение составляют случаи, когда они не могут воспитываться вместе или если раздельное воспитание отвечает интересам детей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.
Устройство в государственные учреждения – устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.Такие учреждения создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные учреждения, Министерством образования и науки Российской Федерации (специальные образовательные учреждения, Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К государственным социальнымучреждениям для несовершеннолетних относятся:
– центры временного содержания детей. (7)
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Пути преодоления этого трагического, ставшего социальным явлением это
прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и муниципальные модели профилактики социального сиротства; разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей; реализовать образовательные программы; оказывать экспертные и консультационные услуги; осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства в России. Только такими способами Россия сможет преодолеть такое кризисное состояние, как социальное сиротство.
Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.
2. Смагина Л. И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов, Минск, 1999.
3. «Семейный кодекс Российской Федерации»
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации»
5. Болотников И. Ю. «Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей» Москва, 2008.
7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Консультация «Агрессивность, как психолого-педагогическая проблема» В современном мире наблюдается опасная тенденция к росту агрессивности. Особое внимание ученых всего мира привлекает то, что агрессивными.
Консультация для родителей «Мусор проблема номер 1» Консультация для родителей «Мусор проблема №1» Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются.
Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.
Консультация «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: • формирование положительного.
Консультация «Ребенок-инвалид — не проблема, а личность» Детей, которых я хотела бы сегодня выделить, называют детьми-инвалидами. Они не такие как все, они особенные. У них все по-другому. И развитие,.
Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Елашкина Е. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад.
Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы.
Консультация для родителей «У вас гиперактивный ребенок? Это не проблема!» Что делать с ребенком, если он у вас гиперактивен? Автор- разработчик : Ольга Михайловна Жигач, воспитатель ГБДОУ Детского сада №23 приморского.
Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.
Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа
Краткое описание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………. 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……. …23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Файлы: 1 файл
Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами..docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 040400 «Социальная работа»
Кафедра социальной работы и социологии
СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ – СИРОТАМИ.
студентка 3 курса, 831 группа
очной формы обучения
Ирина Васильевна Круглова
Константин Борисович Парфенов
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ………………………………………………………… ………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….………. 5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….……………….. 14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………… ……………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………… ………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи…………… …….……. …23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…31
Тема данной курсовой работы, вне всякого сомнения, является очень актуальной. Проблема увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит сегодня наиболее остро. Замечено, что большинство детей-сирот стали таковыми не по причине смерти своих родителей. Большинство из них относится к категории социального сиротства. Это означает, что они являются сиротами, но имеют живых родителей.
Согласно статье 20 Конвенции о правах ребёнка, каждый ребёнок, который по каким-либо причинам не может оставаться в своей семье или лишен её вовсе, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. Данное положение соответствует нормам международного права.
Охрана детства является приоритетным направлением политики нашей страны. Вот почему защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выходит сегодня на первый план. Создание необходимых для всестороннего развития детей-сирот условий – важнейшая задача нашего государства. Для этого осуществляется комплекс специальных мероприятий по созданию и реализации политики государства в отношении детей-сирот (как на федеральном, так и на местном уровнях). Целью данной политики является успешная адаптация и социализация ребенка, его полноценное функционирование в обществе.
Все вышесказанное еще раз указывает на важность обращения к данной теме и определяет актуальность курсовой работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
— дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
— рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
— изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.
Теоретическо-методологической базой курсовой работы выступили работы классиков социологии, исследования современных ученых, посвященные проблемам социального порядка, отклоняющегося поведения и вопросам социальной политики. В данной работе были использованы социокультурный и структурно-функциональный подходы к анализу сиротства в современном российском обществе. В качестве элементов методологической базы в работе используются теория семейных структур, основы теории воспитательных систем и современные теории управления. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Законодательно-правовую базу составили законодательные акты, регулирующие положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также акты, регламентирующие работу государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе разработки программ по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Сущность и причины сиротства
В современном мире термин «сиротство» широко распространен и находится у всех на слуху. В стандартном понимании сирота – это ребёнок в возрасте до 18 лет, родители которого (или единственный родитель) умерли. Однако сегодня всё чаще стали использовать понятие «социальное сиротство». Социальные сироты – это дети, у которых есть родители. Только эти родители в силу различных обстоятельств не занимаются их воспитанием.
Проблема сиротства стоит сегодня наиболее остро ещё и потому, что дети-сироты принадлежат к группе риска. У значительного числа детей этой категории наблюдаются проблемы в развитии, различного рода отклонения, девиантное поведение. Специалисты также отмечают такое новое явление, как скрытое социально сиротство. Родители таких детей живы, но не принимают участие в их воспитании. А это, в свою очередь, порождает безнадзорность и беспризорность. Такое понятие как «социальное сиротство» раньше тесно связывали с понятием «неблагополучная семья». Однако сегодня социальные сироты встречаются и в семьях с внешним благополучием (это могут быть семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию или семьи с неблагополучной психологической атмосферой).
Дети, признанные сиротами, получают полное государственное обеспечение, которое включает в себя питание, проживание и предоставление одежды или возмещение их полной стоимости (если данная услуга не оказывалась).
Однако государство может справиться далеко не со всеми проблемами сиротства. Трудности могут возникать в период появления сиротства (когда ребёнок испытывает на себе негативное воздействие неблагополучной семьи), во время адаптации и социализации ребёнка в специальном учреждении и в период начала самостоятельной жизни (после прекращения опеки государства).
В наши дни многие развитые страны столкнулись с проблемой сиротства. И Российская Федерация не исключения. И самое печальное, что с каждым годом количество детей-сирот только растет. Это явление невозможно оставить без внимания, ведь дети – это будущее нашей страны.
Всё это негативно сказывается и на самом ребёнке, приводит к его дезадаптации. Детям, испытавшим на себе подобные явления, труднее находить общий язык со своими сверстниками, они чаще подвержены различным психическим заболеваниям. По данным статистики свыше 50 % малолетних правонарушителей являются сиротами.
К тому же, часто бывает так, что сироты, не имея перед глазами примера нормальных семейных взаимоотношений, впоследствии не могут создать уже свою собственную семью. А это может привести к сложностям в воспитании уже их детей и даже лишению родительских прав. Тем самым количество социальных сирот в Российской Федерации будет продолжать расти.
Учитывая всё вышесказанное, можно выделить три главные причины сиротства:
— самостоятельный отказ родителей от своего ребёнка (чаще всего матери отказываются от младенцев ещё в родильных домах);
— лишение родителей родительских прав (если под угрозой находятся права, интересы или жизнь ребёнка). Это характерно для неблагополучных семей, в которых родители ведут антиобщественный образ жизни, страдают наркоманией, алкоголизмом или различными психическими заболеваниями, не осуществляют должный уход за ребёнком и не занимаются его воспитанием.
Таким образом, сиротство сегодня является трагическим и распространяющимся с катастрофической скоростью явлением. Для его преодоления необходимо проводить комплексные мероприятия, направленные на всестороннюю поддержку и охрану материнства, семьи и детства, пропаганду приоритетности воспитания детей в семье, совершенствование форм устройства детей-сирот и системы их содержания в специализированных учреждениях, а также упрочнение политических, экономических и социальных процессов в обществе.
Проблема социального сиротства в современном обществе
Дата публикации: 18.02.2019 2019-02-18
Статья просмотрена: 5769 раз
Библиографическое описание:
Мазур, Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56592/ (дата обращения: 21.12.2021).
В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются после рождения или дети из социально неблагополучных семей).
Нестабильность социально-экономической ситуации рождает нестабильность семьи как отдельной общественной единицы. Это сказывается на всех уровнях семейного существования: экономическом, коммуникативном, бытовом, эмоциональном.
Особое внимание государства должно быть обращено на помощь молодой семье, так как в ходе воспроизводства населения страны молодая семья имеет определяющее значение: 3/4 общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Острый является вопрос о смене отношения к семье, о важности рассматривания семьи как самоценность. При этом важным моментом является нахождение такого соотнесения ценностей, которые бы отвечали требованиям современного общества, и семьи ведь общество заинтересовано в стабильной, духовно прочной семье. Существует противоречие между потребностью современного российского общества в укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления психологических факторов развития семейных ценностей определяет проблему исследования. Для перспектив развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия нужно целенаправленно и систематически влиять на ценностное содержание представления о семье у молодых людей тем самым формировать готовность к качественной, здоровой семейной жизни [3].
Ключевые слова: социальное сиротство, родитель, молодая семья, проблемы сиротства, социальное неблагополучие.
Социальное сиротство — симптом, который свидетельствует не только о нездоровых процессах в социально-экономической сфере, но и о нарастающем культурно-нравственном дефиците, деформации института семьи. При этом причиной социального сиротства являются и обще цивилизационные процессы, которые связаны со понижением фамилистических ценностей, преобладанием личностных мотиваций над родительскими как у мужчин, так и у женщин.
Феномен социального сиротства был описан и введен в теорию и практику социальной работы А. А. Реаном и получил название «уличные дети». «Уличные дети» — это дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительное время проводят на улице, и именно улица оказывает на них основополагающее влияние.
По мнению Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги, социальные сироты — это дети, которые остались без попечения родителей, в том числе дети, родители которых отказались, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Это особая социально- демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, которые лишены попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, медицинским, психологическим причинам. Е. Б. Бареева предлагает следующее определение социального сиротства: «дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома — в детских домах, приютах, интернатах» [1].
Ю. В. и Т. А. Васильковы и М. А. Галагузова под «социальными сиротами» понимают детей (до 18 лет), имеющих биологических родителей, которые каким‐либо причинам не осуществляют воспитание и содержание ребенка, не проявляют заботы. В этой ситуации заботу о детях берет на себя общество и государство. Так же к этой категории несовершеннолетних относятся дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Выделяют следующие категории детей-сирот:
− «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав;
− «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
− «скрытое» социальное сиротство, характеризующееся вытеснением детей из семей вплоть до бродяжничества и беспризорности [2].
Исследование психологического аспекта понятия «социальное сиротство» подчеркнуло, что оно несет с точки зрения психологии негативные последствия для психического развития детей, а также для их социальной адаптации [2]. Учитывая специфику социально-психологического развития детей-сирот, И. Ф. Дементьева считает, что социальная реабилитация — основное направление деятельности учреждений социальной защиты при работе с этой группой детей [4].
Социальные сироты — это дети, которые лишены социальных, экономических, культурных ресурсов, не имеют защиты в лице семьи и общества. Дети считаются сиротами так как родители уклонились от их воспитания или от защиты интересов и их прав, отказались забрать своих детей из воспитательных, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения.
При рассмотрении понятия необходимо отметить ситуацию отказа родителей от ответственности за ребенка и от выполнения в отношении ребенка своих функций — эмоциональной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, досуговой.
Социальное сиротство — комплексная, многоуровневая психологическая и социальная проблема. Это явление связано с наличием в обществе детей, которые остались без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, безвестно отсутствующими, недееспособными и т. д.
По мнению О. М. Дорожкиной «социальное сиротство» представлено как массовое социальное и педагогическое аномальное явление, которое охватило значительную часть детей, оторванных от своих родителей [5].
Таким образом, социальные сироты — это несовершеннолетние, имеющие биологических родителей, но родители по различным причинам не занимаются воспитанием и не заботятся о детях. В практике все чаще встречается феномен «скрытого социального сиротства». Основные причины роста случаев социального сиротства связаны с жестоким обращением в семьях, отказом родителей от своих воспитательных обязанностей, низкой педагогической компетентностью. Эти причины обусловлены кризисом воспитательного института семьи.
Курсовая работа: Сиротство как социальная проблема
Название: Сиротство как социальная проблема Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа Добавлен 19:49:21 19 июня 2006 Похожие работы Просмотров: 2001 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |