Системный подход как методология управления
Системный подход и его развитие
Понятие системного похода
Системный подход является направлением философии и методологии научного познания, в источнике которого заложено исследование объектов как систем.
Особенностью системного подхода является то, что он ориентируется на установление целостности объекта и механизмов, обеспечивающих ее, на обнаружение многообразных типов взаимосвязей сложного объекта и суммирование их в единую теоретическую картину.
Классическим образцом системного исследования является «Капитал» Карла Маркса. Отраженные в нем принципы изучения целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство синтеза и анализа, исторического и логического, выявление разнокачественных связей в объекте и их взаимодействия, синтез генетических и структурно-функциональных представлений об объекте и т.д.) выступили важнейшим элементом диалектико-материалистической методики научного познания. Теория эволюции Чарльза Дарвина является ярким примером использования системного подхода в науке биологии.
В биологии системные идеи применяются в экологических исследованиях, в анализе биологической организации, при анализе функционирования высшей нервной деятельности, в систематике.
Принципы системного подхода в экономической науке используются при постановке и решении задач экономического планирования, требующие построения моделей социальных систем с большим количеством компонентов разного уровня.
Идеи системного подхода в практике управления отражаются в методологических инструментах системного анализа.
Принципы системного подхода, таким образом, применяются практически во всех сферах научного знания и научной практики. Параллельно начинается систематическая разработка данных принципов в методологическом плане. Методологические исследования группировались первоначально вокруг задач построения общей теории систем (сам термин и первая программа ее построения были предложены Л. Берталанфи). Молодой биолог Людвиг фон Берталанфи в начале 1920-х гг. начал изучать организмы как системы, отразив свои идеи в книге «Современная теория развития», 1929. Л. Берталанфи сформировал системный подход к анализу биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание», 1967, ученый перенес общую теорию систем на анализ явлений и процессов общественной жизни. Очередная книга Берталанфи вышла в 1969 г. «Общая теория систем». Берталанфи трансформирует свою теорию систем в науку общедисциплинарного характера. Предназначение этой науки Берталанфи видел в поиске структурного сходства законов, которые установлены в различных дисциплинах, основываясь на которых можно выделить общесистемные закономерности.
Этапы развития системного подхода в XX в.
Выделяют следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (таблица 1).
Временные рамки | Содержание | Имена исследователей |
1920-е гг. | Тектология (всеобщая организационная наука) – это общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем | Л. А. Богданов |
1930-1940-е гг. | Общая теория систем (в качестве совокупности принципов исследования систем и спектр отдельных изоморфизмов, выявленных эмпирически, в формировании и функционировании различных по структуре системных объектов). Система является комплексом взаимодействующих элементов, совокупностью элементов, которые находятся в определенных соотношениях со средой и друг с другом | Л. фон Берталанфи |
1950-е гг. | Проектирование автоматизированных систем управления и развитие кибернетики. Винер доказал законы информационного взаимодействия структурных элементов в процессе управления системой | Н. Винер |
1960-1980-е гг. | Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, к примеру, модели многоцелевых многоуровневых систем | П. Глушков, М. Месарович |
Системный подход не функционирует в качестве строгой методологической концепции, выступая скорее объединением принципов исследования.
Согласно общей теории систем объект изучается в качестве системы и как составляющий более крупной системы одновременно.
Введение в системный подход
Неизвестный студент конца ХХ-го века
1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы
2. Организационная система : основные элементы и типы
4. Значение системного подхода в управлении
Введение
По мере того, как развивается промышленная революция, рост
крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей
относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять.
Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения
эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической
школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория
системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.
В своем докладе я хочу рассказать о теории системного подхода
к организациям, как идеи для достижения эффективного управления.
1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы
В наше время происходит невиданный прогресс знания, который,
с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений
из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед
необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в
изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде
под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
определенную целостность, некоторое единство.
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование
нового подхода в науке — системного подхода.
Определим черты системного подхода :
С учётом сказанного определим понятие системного подхода :
Системный подход — это подход к исследованию объекта
(проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы,
внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на
исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя
из общего предназначения объекта.
Можно также сказать, что системный подход — это такое
направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе
которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной
социально-экономической системы.
Обратимся к истории.
До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители,
министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией,
опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие
решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать
пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой
объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в
управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам.
Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого
решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации
полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно
после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.
Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот
(изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер
вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он
фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.
Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам
неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и
оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта
заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом,
когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС
часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации.
Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и
должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.
Далее рассмотрим основные принципы системного подхода
(системного анализа):
2. Организационная система: основные элементы и типы
Любая организация рассматривается как
организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное
количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В
истории были различные попытки идентифицировать это понятие.
Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть
определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество
индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе
определённых процедур и правил.
Исходя из данного ранее определения системы, определим
организационную систему.
Основными элементами организационной системы (а значит и
объектами организационного управления) выступают:
Эти элементы являются основными объектами организационного
управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:
Организационные системы можно разделить на закрытые и
открытые:
Открытая организационная система имеет связи с внешней
средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней
средой.
Таким образом, организация как система представляет собой
совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее
единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой
системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей
среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования
т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с
помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и
услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.
3. Теория систем
Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон
Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и
функционированием систем — самостоятельных хозяйственных подразделений, которые
образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями.
Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может
изучаться с использованием понятий и средств теории систем.
Любое предприятие — система, которая превращает набор
вкладываемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и
услуги. Она функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической,
экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает
в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также
взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части
системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является
системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и
связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка
являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы
банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в
конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности
банка в целом.
Основные понятия и характеристики общей теории систем:
возникновение Ю становление Ю функционирование Ю кризис Ю
крах
Характеристики открытых организационных систем
г) для коммерческой организации главным критерием
негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном
временном интервале.
Приведу пример: рассмотрим банк с точки зрения теории систем.
Исследование банка с точки зрения теории систем началось бы с
уточнения целей, чтобы помочь понять характер решений, которые необходимо
принять, чтобы этих целей достичь. Нужно было бы исследовать внешнюю среду,
чтобы осознать способы взаимодействия банка со своим более широким окружением.
Затем исследователь обратился бы к внутренней среде. Чтобы
попытаться понять главные подсистемы банка, взаимодействие и связи с системой в
целом, аналитик проанализировал бы пути принятия решений, самую важную
информацию, необходимую для их принятия, а также каналы связи, через которые эта
информация передается.
Принятие решений, система информации, каналы связи особенно
важны для системного аналитика, потому что, если они функционируют плохо, банк
будет в трудном положении. В каждой сфере системный подход обусловил появление
новых полезных понятий и технических приемов.
В области принятия решений системное мышление способствовало
классификации различного типа решений. Были разработаны понятия определенности,
риска и неопределенности. Были внедрены логические подходы к принятию сложных
решений (многие из которых имели математическую основу), что оказало большую
помощь менеджерам в улучшении процесса и качества принятия решений.
Характер информации, находящейся в распоряжении принимающего
решения, имеет важное влияние на качество самого решения, и неудивительно, что
этому вопросу уделялось большое внимание. Те, кто разрабатывают системы
управленческой информации, пытаются дать соответствующую информацию
соответствующему лицу в соответствующее время. Чтобы осуществить это, им нужно
знать, какое решение будет приниматься, когда информация будет предоставлена, а
также как скоро эта информация дойдет (если скорость является важным элементом
принятия решений). Предоставление соответствующей информации, которое улучшало
бы качество решений (и устраняло бы ненужную информацию, просто увеличивающую
издержки) — весьма существенное обстоятельство.
Каналы коммуникации в организации являются важными элементами
в процессе принятия решений, поскольку они передают требуемую информацию.
Аналитики систем дали много полезных примеров глубокого понимания процесса
взаимосвязи между организациями. Значительные успехи были достигнуты в изучении
и решении проблем «шума» и помех в средствах связи, проблем перехода из одной
системы или подсистемы с другую.
4. Значение системного подхода в управлении
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры
могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом,
если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального
директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое
равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей
организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю
систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход
помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет
средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Современный руководитель должен обладать системным мышлением,
так как:
Системное мышление не только способствовало развитию новых
представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось
интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и
важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических
средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений,
использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом,
системный подход позволяет нам комплексно оценить любую
производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на
уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в
пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать
процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Несмотря на все положительные результаты, системное мышление
все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно
позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не
реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень
сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда
влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри
предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно,
слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных
данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет
сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с
точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое
логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее,
системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.
2. Системный подход как метод управления 27
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики
Владимирский государственный университет
Владимирский институт бизнеса
СИСТЕМНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Содержание учебного пособия представляет собой конспект лекций по курсу «Теория организаций и системный анализ», который автор читает во Владимирском институте бизнеса.
В пособии представлены основы системного подхода к управлению организациями, который позволяет формировать философию бизнеса и строить стратегические модели развития организаций.
Для студентов, аспирантов, руководителей организаций.
ISBN Ó Ю.Н. Лапыгин, 2002
Ó Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
Ó Владимирский государственный университет
Ó Владимирский институт бизнеса
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. 7
Тема 1. Системное управление организацией. 7
1.1. Введение в теорию организаций. 7
1.2. Понятие и сущность экономических организаций. 11
1.3. Внутренняя логика организации. 15
1.4. Подходы к управлению организациями. 18
Список литературы. 22
Контрольные вопросы. 22
Тема 2. Системный подход как метод управления. 23
2.1. Становление системного подхода. 23
2.2. Три описания систем. 25
2.3. Суть системного подхода. 26
Список литературы. 29
Контрольные вопросы. 29
Тема 3. Основополагающие законы организаций. 31
3.1 Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях. 31
3.2 Закон синергии. 33
3.3 Закон самосохранения. 34
3.4 Закон развития. 35
3.5 Законы организации второго уровня. 36
Список литературы. 38
Контрольные вопросы. 38
Тема 4. Системы и модели систем. 39
4.1 Моделирование и определение системы. 39
4.2. Модель черного ящика. 40
4.3. Модель состава. 41
4.4. Модель структуры. 42
4.5. Модель структурной схемы. 43
4.6. Классификация систем. 45
4.7. Типы способов управления и регулирования. 47
Список литературы. 51
Контрольные вопросы. 51
Тема 5. Анализ систем. 52
5.1. Анализ и синтез систем. 52
5.2. Модели систем как основания декомпозиции. 54
5.3. Агрегирование и эмерджентность системы. 55
5.4. Этапы системного анализа. 57
Список литературы. 63
Контрольные вопросы. 64
Тема 6. Системный анализ внешней и внутренней среды организации. 65
6.1. Внешняя среда и адаптация системы. 65
6.2. SWOT-анализ системы. 65
6.3. Ближняя и дальняя внешняя среда. PEST-анализ. 67
6.4. Внутренняя среда системы. ПРиМ-анализ. 69
Список литературы. 72
Контрольные вопросы. 72
РАЗДЕЛ 2. КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. 73
Тема 7. Организационные структуры управления. 73
7.1. Системный подход к анализу организаций. 73
7.2. Характеристика и классификация организационных структур. 74
7.3. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком. 81
7.4. Классификация организаций по способу их объединения. 87
Список литературы. 89
Контрольные вопросы. 89
Тема 8. Система организационно-правовых форм управления. 91
8.1. Структурные схемы управления собственностью в России. 91
8.2. Модель структуры государственного управления экономикой. 94
8.3. Модель муниципального самоуправления. 100
8.4. Институциональная система управления организациями. 103
Список литературы. 106
Контрольные вопросы. 106
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. 107
Тема 9. Проблемная ситуация в системах управления. 107
9.1. Организационная патология. 107
9.2. Описание проблемной ситуации. 111
9.3. Формулирование проблемы. 113
9.4. Анализ проблемной ситуации. 114
9.5. Построение дерева целей. 117
Список литературы. 118
Контрольные вопросы. 118
Тема 10. Целеполагание в организационных системах. 120
10.1. Организационные парадигмы. 120
10.2. Этапы организационного развития. 123
10.3. Целеобразование в организациях. 126
10.4. Стратегическая система целей. 127
Список литературы. 134
Контрольные вопросы. 134
РАЗДЕЛ 4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. 136
Тема 11. Стратегическое управление организацией. 136
11.1. Соотношение оперативного и стратегического управления. 136
11.2. Школы стратегического управления. 137
11.3. Проблемы стратегического управления. 138
11.4. Стратегическое управление организацией. 142
11.5. Стратегическое планирование. 145
11.6. Типология стратегий. 147
11.7. Стратегические модели. 149
Список литературы. 153
Контрольные вопросы. 153
Тема 12. Модель стратегического управления. 154
12.1. Стратегическое видение. 154
12.2. Миссия организации. 155
12.3. Цели организации. 157
12.4. Общая стратегия организации. 159
Список литературы. 164
Контрольные вопросы. 165
Тема 13. Модель детализации стратегии. 166
13.1. Политики или функциональные стратегии. 166
13.2. Проект или черный ящик. 168
13.3. Программа как модель состава. 169
Список литературы. 173
Контрольные вопросы. 173
Основное назначение предлагаемого вашему вниманию учебного пособия заключается в том, чтобы дать изложение основ курса «Теория организаций и системный анализ», закладывающего фундамент здания системного управления организациями. Фундамент, на котором выстраивается умение оперативного и стратегического управления организационными системами; умения, обеспечивающие не только рост, но и развитие организаций.
Системность управления заключается, с одной стороны, в обладании знаниями основ теории систем и теории организаций, а с другой – в опыте анализа проблемных ситуаций, возникающих в организационных системах.
Структура курса построена таким образом, что вначале рассматривается организация как объект системного управления.
Поскольку теория организаций является самостоятельным разделом общей теории систем, постольку она изучает общие свойства организации как единого целого. В то же время, что в зависимости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и т.д.) можно получить различное представление об организации как об объекте управления. Поэтому, в частности, организация остается до конца непонятным объектом, представляющим собой, как говорят специалисты, черный ящик.
Чтобы преодолеть указанную неопределенность, необходимо использовать междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов управления организацией. Таким подходом является системный подход.
В учебном пособии рассмотрена не только суть системного подхода, но и основы теории систем: модели систем, классификации систем и типы способов управления. Особое внимание уделено системному анализу и синтетическим методам исследования систем.
Ознакомившись со вторым разделом, можно представить себе модель состава систем управления. В разделе даны классификации организационных структур и классификации самих организаций.
Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модели состава систем управления экономикой на уровне страны, местного самоуправления и управления организациями всех форм собственности.
Модели структуры системы управления организациями рассмотрены в третьем разделе. Определены процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на разных стадиях ее развития.
Показано, что структура системы управления организацией определяется не столько содержанием проблем и целей, сколько связями внутри них и между собой.
Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания проблемы, которые являются причиной возникновения других более мелких проблем.
Организация, обладая многоцелевой структурой, может быть представлена многоцелевым конфигуратором, демонстрирующим взаимосвязи целей организации.
Связь проблем и целей аналогична связям прошлого с будущим. В этом плане обе категории являются необходимыми компонентами для стратегического и системного управления организациями, лежат в основе их развития.
Заключительный (четвертый) раздел посвящен формированию модели «белого ящика» системного управления организацией. Показано, что на входе в организацию поступают ресурсы и на организацию оказывает воздействие внешняя среда, а на выходе во внешнюю среду организация передает не только переработанные ресурсы, но и информацию о себе (свое видение, миссию и цели). Такая информация по содержанию представляет собой философию деятельности организации.
Внутреннее содержание организации определяется стратегией, которая, как пирамида, состоит из функциональных политик, проектов и программ. Перечисленные подсистемы в свою очередь состоят из мероприятий, для выполнения которых требуются определенные ресурсы.
Связи между перечисленными категориями позволяют построить целостную систему управления организацией, соединяющую воедино философию бизнеса и стратегическую пирамиду, а также определяют системные приоритеты выбора не только структуры организации, но и траектории ее развития во всех плоскостях конфигуратора целей организации.
Цель курса можно будет считать достигнутой, если вы успешнее сможете ориентироваться в проблемах, которые возникают в организациях каждый день и час; если вы сможете системно изложить стратегию своей организации или задуматься над стратегией своей жизни.
В конце каждого раздела учебника приводится список рекомендуемой литературы для более глубокой проработки отдельных аспектов и контрольные вопросы для активной рефлексии пройденного материала.
По тексту курса приведено 60 рисунков и 22 таблицы. Перед оглавлением помещен словарь, включающий пояснения 107 специальных терминов.
1. Введение в теорию организаций
2. Понятие и сущность экономических организаций
3. Внутренняя логика организации
4. Подходы к управлению организациями
1.1. Введение в теорию организаций
В течение всего 20 века шло постепенное формирование теории организаций как нового научного направления. Теория организаций изучает принципы, законы и закономерности, связанные с созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией организаций.
Организация в дословном переводе с латыни означает – сообща, стройный вид, устраиваю. Организацию чаще всего рассматривают как процесс и как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – есть объединение людей, стремящихся к достижению общей цели и действующих на основе определенных принципов и правил.
Организации, как правило, построены по иерархическому принципу, который проявляется в том, что:
— Низшие звенья организации подчинены высшим;
— Иерархия обуславливает личную зависимость одного человека от другого;
— Члены организации подчинены правилам, за нарушение которых следуют санкции.
Изучение организации как явления занимается теория организации, которая формирует систему научных знаний в области системного анализа социальных организаций.
Развитие теории организации, как и любой научной дисциплины, включает 6 этапов:
1. Сбор фактов, явлений, исторических и фольклорных сведений о различных организациях (результаты археологических находок, легенды, мифы);
2. Систематизация и составление типологии организаций (по эффективности, по времени существования);
3. Создание понятийного аппарата: категорий, терминов; определение их взаимосвязи; формирование классов терминов (система, подсистема, элементы, части, связи, структура);
4. Нахождение зависимости между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей развития организаций (закон синергии, зависимость между организационной формой и численностью работников организации);
5. Привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания проблем организаций (теория мотивации работников, психологии поведения, юриспруденции);
6. Обобщение отрывочных сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений теории организаций.
Последовательно пронумеровав этапы, изобразим схематически процесс формирования теории организации (см. рис. 1.1.1.).
|
|
|
Рис. 1.1.1. Процесс формирования теории организации.
Выполнение указанных на рисунке процедур должно быть последовательным: без пропусков и нарушения очередности этапов.
Таким образом, предметом теории организации являются отношения между организационными объектами, как по вертикали, так и по горизонтали. К организационным объектам относятся и люди, и образования, в которых они функционируют (страны, организации, структурные подразделения организаций, первичные образования, индивид).
Организационные отношения включают: воздействие, взаимодействие и противодействие при создании, развитии, функционировании, реорганизации и ликвидации организации. Организационные отношения подразделяют на структурные и процессорные. К структурным относятся: воздействия, взаимодействия и противодействия.
Под взаимодействием здесь понимается однонаправленное действие по передаче приказания. Взаимодействие – это положительное действие обратной связи со стороны человека на воздействие со стороны субъекта управления. Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.
Схематически взаимосвязи указанных элементов организационных отношений представлено на рисунке (см. рис. 1.1.2.).
|
Рис. 1.1.2. Взаимосвязи элементов организационных отношений
В основе организационных отношений лежат правила функционирования организации в пространстве и времени. Правила различают формальные и неформальные. Формальные имеют силу нормы закона (положения, регламенты, инструкции). Неформальные правила не имеют такой формы, но по содержанию оказывают мощное воздействие на деятельность организации, поскольку составляют основу корпоративной и социальной культуры организации.
В общем виде типология организаций может быть представлена схемой, изображенной на рисунке (см. рис. 1.1.3.).
Сам термин организация имеет множество производных: организация производства, профсоюзная организация, организационные отношения, дезорганизация и т.п.
Организация производства – это форма соединения труда с ресурсами производства для достижения определенной цели. При этом организация не является замкнутым образованием, а сообщается с внешней по отношению к ней средой и обменивается с ней ресурсами.
Внешняя среда также может быть представлена совокупностью характеристик, таких как конкурентная среда, политическая, экологическая и т.д. Взаимодействуя с элементами указанной внешней среды, организация вступает с ними в определенные отношения. Например, отношения ВУЗа и внешней среды (города, Министерства образования, законодательства, других вузов).
|
Рис. 1.1.3. Типология организаций
Общими чертами всех указанных типов организаций является:
— Наличие, по крайней мере, одного человека;
— Наличие цели деятельности организации;
— Трансформация какого-либо ресурса в процессе деятельности организации.
1.2. Понятие и сущность экономических организаций
Особенность экономических систем заключается не только в ограниченности формальных моделей, с помощью которых можно описать подобные системы, но и в их способности адаптироваться и быть целеустремленными; в способности противостоять разрушающим (энтропийным) процессам; в изменчивости и непредсказуемости поведения. Принципиальной особенностью организационных систем является наличие в них людей.
В силу общественного разделения труда, организацию можно представить как характеристику социально-экономической общности. В этом смысле, по словам Кеннета Эрроу, саму рыночную экономику можно рассматривать как большую организацию с характерной для нее децентрализацией решений и преобладанием рыночного механизма координации.
Руководствуясь принципом дополнительности, можно сказать, что организация есть экономическая форма, дополнительная по отношению к рынку, в силу чего рыночная экономика представляет собой сосуществование двух различных механизмов управления: организации и рынка.
Экономисты с мировыми именами определяют организацию и как совокупность средств, предназначенных для измерения производительности и вознаграждения, и как группу людей, сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы. Общим для выдвигаемых определений экономической организации является специфическая процедура координации, успешно осуществляемая в условиях, когда рыночные механизмы становятся непригодными в целом или частично.
В современной экономической литературе рынок предстает главным образом как институт особого рода, обеспечивающий реализацию механизма передачи прав собственности. Свойством же организации, обеспечивающим во многих случаях ее превосходство над рынком является гибкая способность изменять внутренние правила игры, зачастую в предельно сжатые сроки.
Потребность в существовании организаций объясняется существованием трансакционных издержек, под которыми понимаются издержки, связанные с использованием рынка при размещении ресурсов и передачей прав собственности.
Организация превосходит рынок, в том случае, если требуется детализация процедур. Например, организации проще определить величину оплаты труда бригады, чем это можно сделать с помощью рынка.
Система цен, выполняющая в рыночной экономике информационную функцию, в процессе своего функционирования порождает помехи, которые понижают степень точности сигналов-цен. Манипулирование слишком большим количеством цен ведет к большим издержкам.
Чем масштабнее рынок, тем более обезличены акты обмена, что ведет к формированию и развитию институциональных механизмов. Экономическая организация своей деятельностью снижает издержки и гарантирует совершение актов обмена на рынке.
В ситуации конкуренции агенты рыночных отношений могут вести себя эгоистически, а наведение порядка связано с дополнительными издержками.
Поток информации, обрушивающийся на агентов рынка, не мог бы эффективно восприниматься без упорядочения этого процесса организацией и приведения ее в рациональную форму. Снижает организация и число конфликтов на поле рынка, которые могли бы возникнуть в силу рациональности поведения субъектов рыночных отношений. В этом случае организация оказывается способной уменьшить поводы для конфликтов путем использования внутренних процедур (мотивации, обусловленные наличием иерархии, и т.д.).
Учет невозможности предсказания и принятия во внимание всех возможных ситуаций, в том числе создаваемых эгоистическими стратегиями (экзогенной и эндогенной неопределенности), подтверждают мысль о важной роли организаций, которые становятся фактором стабилизации рыночной среды, когда агенты рыночных отношений сталкиваются с неопределенностью. И, чем выше неопределенность, тем больше преимуществ у организации по сравнению с рынком.
Игорь Ансофф два десятилетия назад делал следующий прогноз относительно будущего организаций: Фирма будет человекоемкой и более чем когда-либо зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации будет компенсировано творческим вкладом главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии. Помимо указанных факторов на изменения, происходящие в организациях, существенное влияние оказывает и растущая рассогласованность требований со стороны среды, и ускорение смены технологий, и конкуренция. Словом, развитие науки и техники в сочетании с новыми проблемами ведут к разработкам, все меньше связанным с прошлым опытом. Для российских предприятий и по сей день, актуально звучат слова Ансоффа о том, что более короткий жизненный цикл технологии и спроса превратит стратегическое управление скорее в обычный (а не исключительный) метод обеспечения прибыльности фирмы в будущем.
Современная теория организаций рассматривает несколько моделей, содержание которых приведено в таблице 1.2.1. Организация, представленная механической моделью, работает как единый механизм, но подобная модель не учитывает мотивацию людей, работающих в организации. Работник рассматривается как механизм по исполнению функций.