Сказки роу как снимали
За кадром киносказки «Огонь, вода и медные трубы»: Почему Михаила Пуговкина выносили на съемки на руках
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Огонь, вода и медные трубы» – 12-я по счету киносказка режиссера Александра Роу. В отличие от предыдущих фильмов, она стала не переложением народной сказки, а полностью оригинальным сюжетом. Сценарий к фильму Михаил Вольпин и Николай Эрдман создали по мотивам нескольких русских народных сказок, добавив приметы современной им жизни, что обеспечило комический эффект. Киносказка традиционно вышла в прокат накануне Нового года, в конце декабря 1968 г., и пользовалась у зрителей большим успехом – тогда ее посмотрели больше 25 млн человек.
Режиссер Александр Роу нередко приглашал на главные роли в свои фильмы дебютантов, которые никогда до этого в кино не снимались. На этот раз он рисковал еще больше, ведь Алексей Катышев не был выпускником театрального института, да и вообще не собирался становиться актером. Юноша работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, где однажды случайно попался на глаза Александру Роу.
Годы спустя Алексей Катышев вспоминал: « Когда настало время выбора профессии, пошел на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии. Здесь-то меня и заприметил Батюшка Роу – так его все называли. «Мальчик, – сказал он мне, – ты даже не подозреваешь, какие чудные у тебя глаза. Такие данные грех не использовать». И предложил мне главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Практически без кинопроб. Так я и попал в кино в качестве актера, а было мне тогда неполных 18 лет ».
На членов худсовета дебютант без профессионального актерского образования не произвел никакого впечатления, и его кандидатура вызвала множество споров. Но режиссер стоял на своем: либо он снимает Катышева, либо съемки вообще не состоятся. Роу был твердо уверен в том, что именно таким и должен быть главный герой киносказки – его природное обаяние, чистота и непосредственность, по мнению режиссера, с лихвой компенсировали недостаток актерского мастерства. А после того, как Алексею перекрасили волосы в пшеничный цвет и завили кудри, больше никто не сомневался в том, что он – идеальный претендент на эту роль.
Роль Аленушки в фильме досталась 19-летней Наталье Седых – еще одной любимице Александра Роу, которая за 3 года до этого уже обрела всесоюзную популярность после выхода на экраны сказки «Морозко». Режиссер часто приглашал в новые фильмы тех актеров, с которыми у него уже был опыт удачного сотрудничества, и Наталья не стала исключением. Правда, среди претенденток на роль Аленушки была и другая актриса, красавица Татьяна Клюева. Эта роль ей не досталась, о чем она позже вспоминала: « Я была настолько маленькая и худенькая, что Александр Артурович даже не обнадеживал, сразу объявил: «Утверждаю Наташу Седых. Но обещаю: в следующей картине буду снимать тебя ». Режиссер сдержал свое слово – главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса» сыграла Татьяна Клюева, которая тоже стала звездой, открытой Роу.
Благодаря Александру Роу Наталья Седых заслужила славу одной из самых «сказочных» советских актрис. При этом изначально девушка не мечтала о кинокарьере – она занималась фигурным катанием и балетом. Через 2 года после съемок в киносказках Роу Наталья Седых окончила хореографическое училище и стала артисткой балета труппы Большого театра – вначале выступала в кордебалете, а затем стала солисткой и примой.
Однако основную часть актерского ансамбля составили те артисты, которые снимались у Роу постоянно и за годы сотрудничества стали не только коллегами, но и единомышленниками и даже друзьями: Тамара Носова, Вера Алтайская, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Георгий Милляр.
Георгий Милляр был одним из самых любимых актеров режиссера и в этом фильме, как и в других киносказках Роу, сыграл сразу несколько ролей – Кащея Бессмертного, Бабу Ягу, гостя на свадьбе и глухого пожарного. А вот актриса Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу. Именно в этом образе она и запомнилась большинству зрителей.
Михаил Пуговкин снимался у Роу впервые. В этой сказке ему досталась роль Царя, которую он исполнил блистательно. По словам актера, после окончания работы над фильмом режиссер ему сказал: « Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей! » А сам Александр Роу признавался: « Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина. Это его дебют в жанре киносказки. Персонаж Михаила Пуговкина не похож ни на один из ранее созданных им образов ». После этого режиссер пригласил актера и в свой следующий фильм – «Варвара-краса, длинная коса», где Пуговкин сыграл царя Еремея.
Правда, на съемках Пуговкину было совсем не до смеха. В одном из эпизодов ему предстояло сниматься верхом на лошади, но 44-летнего актера скрутил сильнейший приступ радикулита. При этом Пуговкин от съемок не отказался и, превозмогая боль, отыграл все запланированные с его героем сцены. Правда, на съемочную площадку его пришлось выносить на руках, а после завершения работы таким же способом возвращать обратно в гостиницу.
Этот фильм пользовался большой зрительской любовью, но для некоторых актеров это имело фатальные последствия. Алексей Катышев признавался: « Картина имела бешеный успех. После выхода ее на экраны я стал не просто узнаваем, а бешено популярен. Слава – вещь коварная. Сыграла она и со мной злую шутку. Подумалось: все, поймал судьбу за хвост. Появились новые друзья. Закрутились вокруг девочки. И в 19 лет я уже, что называется, окольцевался ». Его ранний брак и связанные с ним сложности препятствовали развитию его актерской карьеры, а вскоре она и вовсе сошла на нет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как ирландец русские сказки снимал: 10 фактов об Александре Роу и его фильмах
Его называют режиссером, открывшим миру киножанр волшебной сказки. На фильмах Александра Роу выросло не одно поколение советских детей. Именно он создал самые известные экранизации русских народных и авторских сказок для детей. Среди ее фильмов – «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница», «Огонь, вода и. медные трубы», «Королевство кривых зеркал», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Конек-Горбунок». 8 марта исполняется 115 лет со дня рождения режиссера, и «МИР 24» рассказывает 10 фактов об Александре Роу.
Знаменитую Настеньку в «Морозко» и Аленушку в «Огонь, вода и… медные трубы» сыграла фигуристка Наталья Седых, свою будущую звезду режиссер заметил по телевизору. Не был профессиональным актером и Вася из «Огонь, вода и… медные трубы», он же Андрей, рыбацкий сын, из сказки «Варвара-краса, длинная коса». Алексей Катышев работал помощником звукооператора на студии. Однажды, посмотрев на него, Роу сказал: «Такие глаза созданы для сказки». Не был профессиональным актером и Александр Хвыля, исполнивший в «Морозко» роль Деда Мороза. Дебют оказался настолько удачным, что на многие годы Хвыля стал главным Дедом Морозом Кремлевской елки.
Наибольший успех из фильмов Александра Роу имела сказка «Морозко». В 1965 году фильм получил приз «Золотой лев св. Марка» на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции. По легенде картину оценил Стивен Спилберг, который назвал «Морозко» предтечей целого ряда киношедевров Голливуда. Некоторые находки Роу вполне сопоставимы с элементами фильмов ужасов, например, моменты, где из корыта высовывается зеленая рука Чуда-Юда (чем не Фредди Крюгер?) в «Варваре-красе, длинной косе» и где Иван превращается в медведя в «Морозко». А Баба-Яга и Кащей Бессмертный в исполнении Милляра сначала были настолько страшными, что пугались лошади на съемках и дети в кинотеатрах, поэтому актер со временем добавил этим персонажам комедийности.
«Морозко» был одним из первых фильмов Инны Чуриковой. Актрисе во время съемок пришлось несладко. Во-первых, в сцене, где Марфушка поедает яблоко, на самом деле ей пришлось с аппетитом грызть сырой лук. Во-вторых, зимнюю натуру снимали под Мурманском. В сцене, где Марфушка сидит под елкой и ждет Деда Мороза, она действительно очень сильно замерзла, потому что оператор долго устанавливал свет. А когда Чурикова впервые увидела себя на пленке во время озвучки картины, он заплакала и даже задумалась, не уйти ли вовсе из кино – такой отталкивающей она сама себе показалась.
Фото: Кадр из фильма МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА (1952)
«Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссер снимал под Кировском в Мурманской области. Для этого киношники возвели целое украинское село, местные жители снялись в массовке и первыми увидели картину.
Фильм «Кащей Бессмертный» снимался во время войны и вышел на киноэкран в мае 1945 года. Он стал настоящей сенсацией – образ злодея ассоциировался у советских людей с побежденным захватчиком. «Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен», – говорил Милляр, который считал вульгарным сравнение его персонажа с Гитлером. Чтобы вжиться в роль, Георгий Францевич ходил по церквям и изучал, как изображали Сатану на иконах. Отчасти на образ повлияла картина Васнецова «Воины Апокалипсиса». Незадолго до съемок актер переболел малярией, весил «45 килограммов с ботинками». Для роли Кащея от побрил голову и брови и после наложения грима становился таким страшным, что его боялась лошадь. Ей приходилось закрывать глаза. Несмотря на успех картины, следующие 10 лет снимать сказки Роу не давали – считали их легким жанром.
На съемках у Александра Роу всегда был заготовлен термос с хорошим горячим чаем. Если игра актера нравилась режиссеру, он поил его чаем, и это считалось знаком отличия.
Со своими фильмами Александр Роу объехал весь мир, только в Африке он побывал в 22 странах. Оттуда он привез коллекцию масок.
Как проходили съемки киносказок Александра Роу в Подмосковье
Главный киносказочник страны — режиссер Александр Роу не признавал павильонов и все снимал на натуре.
Новогодние каникулы — самое время пересмотреть любимые фильмы и киносказки, на которых выросло не одно поколение россиян. Главный киносказочник страны — режиссер Александр Роу не признавал павильонов и все снимал на натуре. Одним из любимых мест режиссера стала деревня Гигирево в Одинцовском районе Подмосковья, где снимали фильм-сказку «Морозко» и другие не менее известные картины Роу: «Варвара- краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Финист — ясный сокол». В массовке активно задействовали местных жителей, которые и рассказали корреспонденту Одинцовского информагентства интересные факты из своего «киношного» детства.
Дети в роли нечисти
Фото: дети снимаются в кино, кадр из фильма
«Первый раз в съемке я участвовала в 1965 году, мне было лет шесть, это был фильм «Морозко». Помню, что всем ребятам, участвующим в этом эпизоде, надели лапоточки, а мне — сафьяновые сапожки на каблучках. Мне это очень нравилось! Там идет хор, а мы, маленькие девчонки, хвостиком следуем за ним. Есть такой кадр: кружится, прямо мельком «выцеплена», девчушка, и я знаю, что это я», — рассказывает Елена Серенко (Махонина).
Снимались в массовке все жители, от мала до велика. В середине 60-х годов черно-белый телевизор был не в каждом доме, а тут — целый спектакль с доставкой на дом, отмечает Елена.
«Нас, гигиревских, считали своими и брали на такие роли, в которых не надо было сильно гримировать. Девчонки и мальчишки из других деревень чаще играли всякую лесную нечисть. Например, когда Варвара и Андрей-рыбацкий сын в „Варваре-красе“ на осле убегают из подземного царства, и там кикиморы из листьев вылезают. Чумазые, волосы налачены так, что девчонок иногда после съемки «под ноль» стригли, потому что невозможно было расчесать», — вспоминает местная жительница.
Как Роу детей развлекал
Съемки фильма «Огонь, вода и медные трубы»
Снялась в «Морозко» и ровесница Елены Марина Скиляжнова. По ее словам, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка.
«Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне», — рассказывает Марина.
На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс.
Киношный трон
Царский трон из «Финиста – ясна сокола»
Фото: Александр Зайцев
Реквизит и декорации создавали специально для каждой сказки, а потом дарили жителям. Так, в благодарность за радушие и гостеприимство в хозяйстве тети Марины — Татьяны Васильевны Копыткиной появился царский трон из «Финиста».
«У нас и в мыслях не было, что это может представлять какую-то ценность. Если бы мы знали, что это такая реликвия, мы бы ее сохранили, а так трон около полувека простоял на улице. А делали, видимо, местные мастера из хорошего дерева. Я помню, что здесь были подлокотники в виде двух коней», — говорит муж Марины Михаил.
Недавно и родственники Елены Серенко избавились от пенопластовых грибов, искусственных цветов и другой «лесной» бутафории. Долго хранились в доме, который стоит как раз на «Обрыве любви», где шли основные съемки сказок Роу, резные детали царских теремов.
Поляна сказок
Поляна в Гигиреве, где стояли царские палаты всех киносказок Роу
Фото: Александр Зайцев
Совсем рядом с этим домом, под березкой, Настенька, которую играла Наталья Седых, просила, довязывая чулок для своей сводной сестры: «Пожалей меня, Зорька ясная! Пожалей меня, Солнышко красное! Дай кончить вязание, не то будет мне наказание».
Рассвет, по словам очевидцев, снимали на закате — в фильме был применён эффект обратной съёмки. Зритель же видит восходящее солнце в обрамлении прекрасной природы. Кстати, такой эффект Роу применял довольно часто. Так же Морозко, взмахнув волшебным посохом, окутывал деревья в искрящийся иней.
На поляне стояла избушка, где снимали Инну Чурикову в роли Марфушечки-душечки, и откуда отец Настеньки отвез девушку в заснеженный лес. Особенность этих мест, выбранных режиссером, в том, что здесь рядом и светлая березовая роща, и хвойный лес с непроходимыми буреломами. Даже спустя полвека эти места узнаваемы.
По словам местных жителей, вся деревня собиралась, когда на съемки приезжали столичные артисты. Каждый уголок в Гигиреве и его окрестностях напоминает, о том, что это сказочные места. Около пятиэтажек сохранился овраг, где «кучковались» Баба-яга с разбойничками. В лесу есть место, где еще недавно можно было увидеть остатки колодца, из которого водяной грозил пальцем царю Еремею, напоминая о долге.
Дрессированные животные
Собака Тяпа из фильма «Морозко»
На месте дома, где замечательный дрессировщик Г. Алексеев держал животных-актеров, сейчас пустырь. Он добивался того, что кошки у него залезали в кринку со сметаной, кролики били лапками по пню, как по барабану, а медведи танцевали. Трех свиней, которых запрягли в сани, для того, чтобы «с шиком» доставить Марфушку с приданым от Деда Мороза к дому, привозили ненадолго — слишком хлопотно. И конечно, зрителям запомнился Тяпа, верный пес Настеньки из «Морозко» и любимец гигиревской детворы.
Актеры в деревне
Фото: съемки фильма Александра Роу
С Роу работала одна команда — администраторы, ассистенты, операторы, гримеры, актеры, которые снимали дома у местных жителей.
По воспоминаниям Елены Серенко, сам Роу, всегда требовательный на съемочной площадке, выходил во двор в полосатой пижаме: большой толстый дяденька, добрый и хороший. А неизменный исполнитель роли Бабы Яги в сказках — Георгий Францевич Милляр — был очень приятный, обходительный, культурный.
«Милляр, а он снимался во всех сказках Роу, всегда приезжал с женой. Они останавливались у тети Мани Шпашовой. У нее был культ чистоты в доме. Жена за Георгием Францевичем как за ребенком ухаживала. У нас в деревне другие семейные отношения, поэтому запомнилось», — вспоминает Марина Скиляжнова.
Во время съемок фильма «Финист — ясный сокол» в их доме гримировали актеров. К дому подъезжала на «Датсуне» Людмила Хитяева. Это не нынешние времена, когда женщины за рулем иномарки сплошь и рядом. Тогда каждый приезд актрисы вызывал интерес со стороны жителей деревни. На автобусе из местной здравницы привозили Георгия Вицина, а главная героиня картины — актриса Светлана Орлова жила через дорогу.
«У нас в доме постоянно стоял запах одеколона, ведь тогда грим снимали „Тройным“, „Жасмином“ или „Шипром“. Пользовались махровыми салфетками, и мама подрядилась их стирать. Это была каждодневная работа. Мы их замачивали в корыте, прокручивали на машинке и шли на речку полоскать. После съемочного дня погулять хочется, но мама приходила с работы, и надо было ей помогать. Не всегда была подработка, а денежки нужны были», — вспоминает Марина Скиляжнова.
Уроки сценической речи
Съемки фильма Александра Роу «Золотые рога»
Марине также посчастливилось вор время съемок исправить дикцию под руководством специального человека из группы. «Он со мной занимался сценической речью и артикуляцией. До сих пор помню, как он меня дрессировал: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Мне было очень легко, хотя мы, деревенские дети, были закомплексованы, — рассказывает собеседница агентства.
Первый портфель за гонорар
Кадр из фильма «Морозко»
За проживание артистов киностудия платила исправно, поэтому проблем с размещением никогда не было. Те жители, кто не сдавал комнаты, при желании могли подзаработать. Участникам массовки, включая детей, платили по три рубля за съемочный день — по тем временам неплохие деньги. Чаще всего ребятишки отдавали заработок в семейный котел, и родители решали, на что их потратить. Елена Серенко на первые заработанные деньги купила белоснежный портфель, с которым пошла в первый класс. Такого не было ни у кого.
Как проходили съемки киносказок Александра Роу в Подмосковье
Главный киносказочник страны — режиссер Александр Роу не признавал павильонов и все снимал на натуре.
Новогодние каникулы — самое время пересмотреть любимые фильмы и киносказки, на которых выросло не одно поколение россиян. Главный киносказочник страны — режиссер Александр Роу не признавал павильонов и все снимал на натуре. Одним из любимых мест режиссера стала деревня Гигирево в Одинцовском районе Подмосковья, где снимали фильм-сказку «Морозко» и другие не менее известные картины Роу: «Варвара- краса, длинная коса», «Огонь, вода и медные трубы», «Финист — ясный сокол». В массовке активно задействовали местных жителей, которые и рассказали корреспонденту Одинцовского информагентства интересные факты из своего «киношного» детства.
Дети в роли нечисти
Фото: дети снимаются в кино, кадр из фильма
«Первый раз в съемке я участвовала в 1965 году, мне было лет шесть, это был фильм «Морозко». Помню, что всем ребятам, участвующим в этом эпизоде, надели лапоточки, а мне — сафьяновые сапожки на каблучках. Мне это очень нравилось! Там идет хор, а мы, маленькие девчонки, хвостиком следуем за ним. Есть такой кадр: кружится, прямо мельком «выцеплена», девчушка, и я знаю, что это я», — рассказывает Елена Серенко (Махонина).
Снимались в массовке все жители, от мала до велика. В середине 60-х годов черно-белый телевизор был не в каждом доме, а тут — целый спектакль с доставкой на дом, отмечает Елена.
«Нас, гигиревских, считали своими и брали на такие роли, в которых не надо было сильно гримировать. Девчонки и мальчишки из других деревень чаще играли всякую лесную нечисть. Например, когда Варвара и Андрей-рыбацкий сын в „Варваре-красе“ на осле убегают из подземного царства, и там кикиморы из листьев вылезают. Чумазые, волосы налачены так, что девчонок иногда после съемки «под ноль» стригли, потому что невозможно было расчесать», — вспоминает местная жительница.
Как Роу детей развлекал
Съемки фильма «Огонь, вода и медные трубы»
Снялась в «Морозко» и ровесница Елены Марина Скиляжнова. По ее словам, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка.
«Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне», — рассказывает Марина.
На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс.
Киношный трон
Царский трон из «Финиста – ясна сокола»
Фото: Александр Зайцев
Реквизит и декорации создавали специально для каждой сказки, а потом дарили жителям. Так, в благодарность за радушие и гостеприимство в хозяйстве тети Марины — Татьяны Васильевны Копыткиной появился царский трон из «Финиста».
«У нас и в мыслях не было, что это может представлять какую-то ценность. Если бы мы знали, что это такая реликвия, мы бы ее сохранили, а так трон около полувека простоял на улице. А делали, видимо, местные мастера из хорошего дерева. Я помню, что здесь были подлокотники в виде двух коней», — говорит муж Марины Михаил.
Недавно и родственники Елены Серенко избавились от пенопластовых грибов, искусственных цветов и другой «лесной» бутафории. Долго хранились в доме, который стоит как раз на «Обрыве любви», где шли основные съемки сказок Роу, резные детали царских теремов.
Поляна сказок
Поляна в Гигиреве, где стояли царские палаты всех киносказок Роу
Фото: Александр Зайцев
Совсем рядом с этим домом, под березкой, Настенька, которую играла Наталья Седых, просила, довязывая чулок для своей сводной сестры: «Пожалей меня, Зорька ясная! Пожалей меня, Солнышко красное! Дай кончить вязание, не то будет мне наказание».
Рассвет, по словам очевидцев, снимали на закате — в фильме был применён эффект обратной съёмки. Зритель же видит восходящее солнце в обрамлении прекрасной природы. Кстати, такой эффект Роу применял довольно часто. Так же Морозко, взмахнув волшебным посохом, окутывал деревья в искрящийся иней.
На поляне стояла избушка, где снимали Инну Чурикову в роли Марфушечки-душечки, и откуда отец Настеньки отвез девушку в заснеженный лес. Особенность этих мест, выбранных режиссером, в том, что здесь рядом и светлая березовая роща, и хвойный лес с непроходимыми буреломами. Даже спустя полвека эти места узнаваемы.
По словам местных жителей, вся деревня собиралась, когда на съемки приезжали столичные артисты. Каждый уголок в Гигиреве и его окрестностях напоминает, о том, что это сказочные места. Около пятиэтажек сохранился овраг, где «кучковались» Баба-яга с разбойничками. В лесу есть место, где еще недавно можно было увидеть остатки колодца, из которого водяной грозил пальцем царю Еремею, напоминая о долге.
Дрессированные животные
Собака Тяпа из фильма «Морозко»
На месте дома, где замечательный дрессировщик Г. Алексеев держал животных-актеров, сейчас пустырь. Он добивался того, что кошки у него залезали в кринку со сметаной, кролики били лапками по пню, как по барабану, а медведи танцевали. Трех свиней, которых запрягли в сани, для того, чтобы «с шиком» доставить Марфушку с приданым от Деда Мороза к дому, привозили ненадолго — слишком хлопотно. И конечно, зрителям запомнился Тяпа, верный пес Настеньки из «Морозко» и любимец гигиревской детворы.
Актеры в деревне
Фото: съемки фильма Александра Роу
С Роу работала одна команда — администраторы, ассистенты, операторы, гримеры, актеры, которые снимали дома у местных жителей.
По воспоминаниям Елены Серенко, сам Роу, всегда требовательный на съемочной площадке, выходил во двор в полосатой пижаме: большой толстый дяденька, добрый и хороший. А неизменный исполнитель роли Бабы Яги в сказках — Георгий Францевич Милляр — был очень приятный, обходительный, культурный.
«Милляр, а он снимался во всех сказках Роу, всегда приезжал с женой. Они останавливались у тети Мани Шпашовой. У нее был культ чистоты в доме. Жена за Георгием Францевичем как за ребенком ухаживала. У нас в деревне другие семейные отношения, поэтому запомнилось», — вспоминает Марина Скиляжнова.
Во время съемок фильма «Финист — ясный сокол» в их доме гримировали актеров. К дому подъезжала на «Датсуне» Людмила Хитяева. Это не нынешние времена, когда женщины за рулем иномарки сплошь и рядом. Тогда каждый приезд актрисы вызывал интерес со стороны жителей деревни. На автобусе из местной здравницы привозили Георгия Вицина, а главная героиня картины — актриса Светлана Орлова жила через дорогу.
«У нас в доме постоянно стоял запах одеколона, ведь тогда грим снимали „Тройным“, „Жасмином“ или „Шипром“. Пользовались махровыми салфетками, и мама подрядилась их стирать. Это была каждодневная работа. Мы их замачивали в корыте, прокручивали на машинке и шли на речку полоскать. После съемочного дня погулять хочется, но мама приходила с работы, и надо было ей помогать. Не всегда была подработка, а денежки нужны были», — вспоминает Марина Скиляжнова.
Уроки сценической речи
Съемки фильма Александра Роу «Золотые рога»
Марине также посчастливилось вор время съемок исправить дикцию под руководством специального человека из группы. «Он со мной занимался сценической речью и артикуляцией. До сих пор помню, как он меня дрессировал: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Мне было очень легко, хотя мы, деревенские дети, были закомплексованы, — рассказывает собеседница агентства.
Первый портфель за гонорар
Кадр из фильма «Морозко»
За проживание артистов киностудия платила исправно, поэтому проблем с размещением никогда не было. Те жители, кто не сдавал комнаты, при желании могли подзаработать. Участникам массовки, включая детей, платили по три рубля за съемочный день — по тем временам неплохие деньги. Чаще всего ребятишки отдавали заработок в семейный котел, и родители решали, на что их потратить. Елена Серенко на первые заработанные деньги купила белоснежный портфель, с которым пошла в первый класс. Такого не было ни у кого.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов