Скд как общественная система
Социально-культурная деятельность как система
Страницы работы
Содержание работы
Социально-культурная деятельность как система.
1.Элемент СКД- субъект, тот, кто производит действие, воздействует, влияет, управляет, руководит,организатор.
3.СКД-взаимодействие между объектом и субъектом с целью согласованной и устраивающей обе стороны.В основе должно быть целеполагание.
5.Задачи- промежуточные цели, определенные стадии, этапы, кот. намечает и проходит субъект, организуя д-ть с объектом.4. Содержание-те культ.ценности, к кот.субъект стремится приобщить объект, информация, которую хочет ему передать(образцы, нормы, правила к-ры, традиции, обычаи, культ.формы общения и д-ти, которым субъект хочет научить объекта.Это любыеносители культ.ценност., культ.благ и норм к-ры.Содержание должно быть оформлено, а форма содержательна. 5.1)Форма- внешнее обустройство, огранизация.
2) внешнее проявление, выражение( визуальное,какого-либо процесса,д-ти (видимое, осязаемое).
3)устройство, порядок организации чего-либо.
4) форма- емкость вкот. Вливают, отливают.
Общество,государство,соц.группы, соц.институты, организации, учреждения,,профсоюзы,кадры, и актив социально-культурных учреждений
О б р а т н а я
Приобщение человека к культуре,
к культурным ценностям
Культурное просвещение, распространение культурных ценностей, организация культурной среды, социально-культурного творчества, культурного досуга, развитие художественных спсобностей, любительской, технической самодеятельности, организация КДП и мероприятий,
Формы, правила, обычаи,традиции
с в я з ь
Т е х н о л о г и я
Средства- устные, наглядные, технические, аудиовизуальные, художественые, электронные,комппьютерные,комплексные.
Социально-культурная деятельность как область общественной практики.
Многозначность понятия «скд» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура скс определяется различными видами скд.
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине 20 века.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Для более точного определения границ, масштабов и наполнения понятия «скс» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».
В различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются материальные ценности, не образуется национальный подход и преобладает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются:
— наука и научное обслуживание
— обширная совокупность отраслей, именуемая социальной сферой.
Социальная сфера является составной частью непроизводственной сферы и представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей.
Определения соц. сферы:
1. деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2. деятельность по соц. защите, соц. обеспечению и соц. реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3. совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.
Понятие скс входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб соц. сферы, в рамках которых осуществляется скд. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социокультурная реабилитация, СМИ, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и др.
Многие из этих областей скс, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и др., превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей.
Социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России.
Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.
Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 г.) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.
Экономическая ситуация в стране 90-х г. Имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями СКС на федеральном, региональном, местном уровнях. В социокультурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.
Возрастает роль и значение религии в социально-культурной жизни общества. Существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.
Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е г. Потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.
Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.
Социально-культурная деятельность как система меж-субъектных отношений.
СКД правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образования, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.
СКД характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных общественных отношений – политических, экономических, социальных, культурных.
Обобщенным субъектом СКД является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей – культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме СКД в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все – и создатели, и потребители культурных ценностей.
К субъектам СКД относятся многочисленные СКИ, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществялются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общесвтенной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
Взаимодействие субъектов СКД предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и искусства. Это взаимодетйсвие четко просматривается и в процессе реализации социально-культурной политики, которая осущетсвляется на нескольких уровнях. Уровни: государственный, негосударственный (неформальный), семья.
Несовершенство СК политики часто справедливо объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального паспределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях.
Организационные формы взаимодетйсвия субъектов СКД разнообразны. Это и договора на региональном уровне, и контракты, и соглашения по «освоению» СКС, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и общественных органах руководства культурно-просветительной работой и т.д.
Уровни взаимодетйсвтия и взаиомоотношений: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно.
Социально-культурная деятельность как система. Понятие «система»
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Социально-культурная деятельность как система.
Система – совокупность разных субъектов, задач, структур, цель объектов, средств и т.д., выполняющих определённые функции в обществе, организованных в единое целое, которое в результате такой организации представляет собой качественно новое образование, отличающееся от простой суммы новых элементов.
Система – это упорядоченное устройство, состоящее из взаимосвязанных элементов, представляющих единое целое.
2. Подходы СКД – как система.
1) Философский подход – элементы и компоненты описаны.
2) Феномен СКД – в монографии Н.В. Соколова.
СКД – как фундаментальная система.
1. В основе любой системы – её источником, движущей силы является взаимодействие субъекта и объекта.
2. Взаимодействие строится на воздействии активного субъекта на объект с целью изменения его лучшую сторону.
3. Субъект – активная сторона взаимодействия, то, что производит основное действие. Субъекта без объекта не существует.
Основа любой ситемной деятельности (ех: нет цели – нет системы), абстрактная величина, предвосхищение конечного результата, то к чему субъект пытается приблизить объект. Цель СКД (В.В. Туев) – приобщение человека к культуре, к культурным ценностям.
Цель зависит от: мотивации, ценностей, материальных возможностей социума, особенностей личности – его внутреннего мира, окружения.
Ценности: материальные, духовные, изменяющиеся во времени и пространстве, утраченные.
Цель формулируется с действия.
С определённой степенью – нельзя достич ценности – можно приблизится к цели.
Задачи – лестница приближения к цели – конкретные практические действия.
Задача формулируется с глагола.
Если задача не выполнима, то это цель.
Задачи решаются через содержание.
Содержание определяет та цель, которую мы ставим.
При непосредственном приобщении – кратковременно и доступно (ех: привели – приобщили, отдолены в пространстве духовные ценности). Слово – информация – влияет на сознание зрителя – опосредованное влияние.
Содержание определяет выбор формы, влияет на форму.
Форма – традиция – содержание – социальный заказ.
Форма и содержание – философские категории.
по способу организации аудитории:
массовые групповые индивидуальные
по способу организации содержания:
по способу организации средств:
Средства – канал передачи информации от субъекта к объекту: устные, наглядные, технические, художественные
Методы – способы воздействия на аудиторию: эмоциональные и интеллектуальные
Технология = метод + организация
Ресурсы и ресурсное обеспечение
Это тектоническая пара. Объект – живое существо – взаимовыгодное взаимодействие. В СКД строится субъективное отношение.
4. Субъект СКД – активная сторона, влияющая на: общество, государство, класс, нацию, социальный институт, социально-культурное учреждение, профессиональный работник сферы СКД.
5. Объект СКД – условно пассивная, воспринимающая сторона, на которую идёт взаимодействие (ех: население, общество – России). Субъект строит взаимодействие в рамках субъективных отношений.
С О реакция.
Взаимодействие – опосредованно, через систему взаимодействий – длительный процесс в зависимости от Объекта, его поведенческих отношений, нравственной стороны.
Наша жизнь изменяется событийным рядом. Построить свой жизненный событийный ряд по мере роста – временные промежутки между событием – не наполняются. Научить население правильно выстраивать свой незабываемый событийный индивидуальный ряд
Например: 23 февраля.
· детский сад – как правильно оформить событие, дети – субъект праздника – праздник-утренник.
· Младший школьный возраст – половая идентификация – поведенческое – Игра – упражнение – тринаж качеств – моделирование условности – военонизированный материал на соревновательно-конкурсной основе – конкурсно-игровая программа.
· Средний возраст – патриотизм, любовь к родине, абстрактное мышление – геометрия, физика, химия – образные, абстрактные явления – Ролевые игры – то, что тебе дорого – документальные, художественные фильмы, приглашение людей – локальные войны, службы спасения, пожарные, пример спасение утопающих, герои-пионеры – мужество, героизм – Гостиные, вечера-встречи, вечер-портрет, просмотр фильма, экскурсии в музей, прочтение литературы, дискуссии, викторины.
· Старший школьный возраст – Зарница – Смотр строя песни – стоят у священного огня – достоинство, порядочность, политическая информация – отношение к физической культуре.
6. Форма. Есть случаи, когда форма определяет содержание: материально-техническая база, кадровый потенциал.
ех: площадь, актёрский состав, финансовый – более 600 форм СКД.
Форма имеет определённую традицию:
ех: КВН, Последний звонок – линейка – прощание, прочтение приказа о допуске к экзаменам.
Приветствие – визитка + о классном руководителе.
Музыкальный конкурс – спасибо учителям.
Конкурс капитанов – выступление классных руководителей, песня классных руководителей директору – «Всё хорошо прекрасный директор».
Традиция – поздравление первоклассников.
Продюсер каждой команды – первый учитель.
Заказ – чтобы хотя бы раз каждый вышел на сцену – в рамках домашнего задания – общее «запомните нас такими».
Общие слова администрации – фотографии на память – группы.
Итоги КВН – приказ директора – шуточные уроки – вертушка по 15 мин. – для нач. классов.
1) по способу организации аудитории: массовые, групповые, индивидуальные.
2) По способу организации содержания: 600 форм: конкурсные игровые программы, устные журналы, вечера вопросов и ответов.
3) По способу организации средств: просветительские, наглядно-агитационные, художественно-деятельные, комплексные.
Умелая передача форм через средства и методы
7. СКД – интерактивная наука, на стыке наук.
СКД – как педагогическая наука.
2) Иллюстрация – простой способ создания условности на площадкеиспользования которой не приводит к изменению формы. Помогает помочь дорисовать верить в ту условность. Схожа с театрализацией.
3) Театрализация – сложный метод создания условности на площадке которая меняет форму до уровня пьесы, театрального зрелища – классической пьесы
Пьеса, в рамках которой подбирается игра. Конфликт толкает действие вперёд их специальные игры и номера
Отбор материала выстраивается с определенной последовательностью.
Специфически объясняется в рамках какой условности идёт программа.
Зайцева – зрелища – особ эмоциональная обстановка с использованием
Лекционные материалы по социально-культурной деятельности. 8. Лекционные материалы СКД. Тема теоретические основы социальнокультурной деятельности
Тема 3: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА.
1. Система социальных институтов.
1.1. Субъекты социально-культурной деятельности.
СКД характеризуется многообразием субъектов и спецификой мотивов и проявлений их межсубъектных отношений – политических, экономических, социальных культурных.
Обобщенный субъект СКД – сообщество социально-культурных институтов и отдельных лиц (специалистов, ученых, управленцев, воспитателей), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении культурных ценностей – продуктов, благ и услуг.
Классификация субъектов СКД:
3. По территориальному принципу.
4. по отраслевому признаку
Взаимодействие субъектов прослеживается в процессе реализации социально-культурной политики (3 уровня):
Государственный – госбюджетные массовые и специализированные учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
Негосударственный – общественные организации и движения, проводит СК программы по месту жительства;
1.2. Социально-культурные институты – целостные образования, возникающие и функционирующие для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению социально-культурных задач.
Активно действующий субъект нормативного или учрежденческого типа, обладающий формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами, выполняющий в обществе социально-культурную функцию.
С т.зр. функционально-целевой направленности 2 уровня:
Нормативный – СКИ как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических норм, обычаев, традиций.
Семья, язык, религия, фольклор, наука, искусство.
Функции: социализирующая, ориентирующая (кодексы поведения), санкционирующая (регуляция поведения, защита норм), церемониально-ситуационная.
Учрежденческий – службы, структуры и организации, обладающие административным, социальным статусом, общественным назначением.
Учреждения культуры, административные органы и т.п.
Первая группа – СКИ, производящие духовные ценности: идеология, политика, право, искусства …
Вторая группа – СКИ, занятые коммуникацией духовных ценностей: пресса, СМИ, библиотеки, музеи, презентации…
Третья группа – СКИ, организовывающие неформальную творческую деячтельность: семья, клубы, карнавалы и т.п.
Утрата идей народной педагогики,
Ослабление семейно-бытовых отношений,
Отстранение от участия в процессе воспитания детей,
Низкая социально-психологическая культура,
Использование резервов СКИ, координация их деятельности;
Ориентация на общесемейный досуг;
Программа материнства и детства
Усиление роли родительской общественности.
3. Государство как социокультурный институт.
Органы власти различного уровня выступают как субъекты разработки и проведения в жизнь социально-культурной политики, программ социально-культурного развития.
Государственная культурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию, распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Она находит отражение в федеральных государственных программах.
Основной принцип политики: на государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но оно не правомочно допускать административное вмешательство и жесткую регламентацию.
Государство обязано обеспечивать условия для общедоступности культурных ценностей и благ.
Имеет право использовать налоговую и ценовую политику для стимуляции деятельности различных предприятий и организаций культуры (в т.ч. долевое участие в негосударственных мероприятиях).
Приоритетом государственной поддержки пользуются учреждения образовательной направленности.
Органы власти обеспечивают права и свободы (их защиту) всех субъектов СКД.
Государство берет ответственность за сохранение памятников истории и культуры (имеет приоритет в приобретении культурных ценностей).
Государство вправе регулировать перемещение культурных ценностей.
Государство должно быть заинтересовано в создании и развитии многочисленных альтернативных структур культурной жизни.
1. выделение своих обязанностей и функций общественных формирований
2. усиление единства и координации действий на базе общих функций.
Общественное формирование – добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения.
Правовая основа: Гражданский кодекс РФ, законы РФ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях».
Общественные организации – обязательно членство, устав, имущество, право юридического лица (профсоюзы и т.п.).
Общественное движение – массовое коллективное действие для достижения глобальных целей (охрана природы, продвижение талантов и т.п. «Зеленые» и т.п.)
Социально-культурная инициатива – выдвижение и реализация проектов, программ.
Общественный фонд – не имеет членства, формирует имущество на основе добровольных взносов и других поступлений, разделяются по целевым категориям (детские, женские, молодежные), по направленности содержания (социальные, пенсионные, образовательные, медицинские) по составу учредителей (ассоциированные с коммерцией, благотворительные, благотворительные корпоративные, независимые).
Наиболее глобальное общественное объединение – профсоюзы.
Всероссийский фонд культуры (Фонд славянской письменности, Общество русской православной культуры и т.п.)
Общество охраны памятников истории и культуры
Российский фонд милосердия и здоровья, Всероссийское общество инвалидов, Красный крест – систематическая материальная и социальная поддержка. Работа с волонтерами.
Детские и молодежные организации: скауты, пионеры, Ассоциация молодых журналистов и др.
Неформальные группы и объединения: политические, экологические, эпатажные (панки, рокеры), клубы по интересам.
Женские организации – Союз женщин, Движение солдатских матерей.
Ветеранские формирования: Союз ветеранов ВС, Афганистана, Ветераны Космоса и т.п.
Конфессиональные объединения – Армия спасения, Правосланый Фонд, Исламский Конгресс…
Научные, научно-технические, просветительские общества.
Досуговые общества и объединения – рыболовы, туристы и т.п.
Клубы любителей животных
Художественно-творческие объединения, творческие союзы
5. Трудовой коллектив как социальный институт.
Классификация трудовых коллективов:
1. по сфере функционирования
Сферы, в которых функционирует коллектив | Вид коллектива |
Управление | Управленческие |
Материальное производство | Промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные. |
Торговля. Бытовое обслуживание | Обслуживание |
Образование, здравоохранение, физкультура и спорт | Педагогические, лечебные, оздоровительные |
Наука, культура, искусство | Творческие (научные, информационные, художественные) |
Армия | Военные |
Восполняет дефицит в досуговых услугах государственной сферы. Ориентируется на спрос, рыночные отношения.
Возможно полностью коммерческая ориентация (мотив – зарабатывание денег), или сотрудничество с общественными организациями (мотивы помощи).
Коммерческие клубы открытого и закрытого типа, индустрия развлечения.
Оказание информационно-консультативной помощи (экспертиза, мониторинг)
Инвестиционная политика (контракты, кредитование, обслуживание фирм)
Помощь в обеспечении материально-технической базы (оборудование, костюмы)
Самоокупаемость – полностью возмещает издержки за счет выручки за выполняемую деятельность.
Самофинансирование – все затраты (оснащение, зарплата) за счет заработанных средств.
Центры досуга в сфере свободного времени. Библиотеки, музеи, парки. Типы библиотек. Классификация музеев и парков. Функции и основные формы деятельности.
8. Роль средств массовой информации в решении
Печать: доступность, индивидуальность потребления, престижность – плюсы. Недостатки – трудность доставки, высокие затраты, ограниченность площади и объема информации.
Радио: возможность оперативной подачи информации, звук, дешевизна, удобство пользования. Недостатки – отсутствие зрительного восприятия, вредное воздействие на слух, противоречивость сообщений, короткая жизнь информации.
Телевидение – глобальность, возможность сохранения, организация досуга, суггестивность воздействия. Недостатки – затраты, опасность негативной информации.
Методология социальных исследований – совокупность приемов исследования (методика, техника, процедура).
Диагностика – необходимое условие для разработки социокультурных технологий. Процесс выявления и изучения признаков, характеризующих современное состояние социокультурных процессов, для прогнозирования дальнейшего развития, выработку рекомендаций для коррекции.
1. выбор темы исследования
2. проблема исследования
3. цель исследования
4. конкретизация задач
5. объект исследования, предмет исследования
7. определение объема выборки
8. план исследования
9. характеристика метода
10. инструментарий (набор документов)
11. обработка результатов.
Исследование текстовых материалов (СМИ, документы, письма, сочинения и т.п.) по отдельным темам и направлениям. Нахождение ключевых признаков, черт, свойств, отражающих содержание
Необходимо определить тему, объекты исследования, единицы анализа (смысловые понятия). Выявить частоту употребления понятий.
Метод предполагает непосредственное изучение и фиксацию поведения исследуемого объекта в реальных ситуациях, реакции на события, акции и т.д.
Виды: полевое, лабораторное, систематическое, случайное, включенное (исследователь как член сообщества), не включенное (со стороны), формализованное, не формализованное (фиксируется или нет).
Значительно подвержено субъективности наблюдателя.
Создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления особенностей исследуемого объекта – личности, группы людей, явления, способа производства культурного продукта, благ, услуг, проведения культурной акции и т.д.
Виды: естественный (полевой) и искусственный (лабораторный); формирующий (преобразующий, введение инноваций, проверка эффективности), диагностирующий (констатирующий – фиксирует состояние на данный момент); контролирующий (оценивает, проверяет зависимость), поисковый (разведывательный, получение новых данных). Педагогический эксперимент – выявляет зависимость между условиями, методами, воздействиями и ризультатами.
Всегда присутствует два сопоставляемых объекта – экспериментальный и контрольный и независимая переменная (то, что мы вводим – метод, прием, воздействие – реклама, мотивация, коммерциализация).
АНКЕТИРОВАНИЕ (интервью, опрос)
Анкета – на бумаге, опрос – устный, письменный, интервью – устное.
2. Набор вопросов (открытые – содержат ответы, закрытые – пишет сам) Не больше 15 вопросов.
3. «Паспортичка» – демографические данные. (может быть анонимной).
Любой опрос дает социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения о фактах, событиях, оценках.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Стандартизированные методики, разрабатываются профессиональными психологами, социологами. Применяется для изучения интересов, ценностей, ориентации личности, особенностей личности и т.д. Строгие требования к процедуре проведения. Направления: выявление общего, что характерно для всех групп населения данного региона, изучение характерных особенностей различных групп и возрастов, диагностика индивидуальных различий.
СОЦИОМЕТРИЯ
Вид опроса, который выявляет межличностные отношения в группах и коллективах. Используется специальная опросная карточка. Затем составляется матрица. Может дать результат относительно структуры взаимоотношений, качества отношений в коллективе, установить место в группе того или иного человека (лидер, изгой, отверженный).
Комплексная диагностика предполагает совмещение методов.
Темы рефератов (примерные).
1. Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий.
2. «Нетрадиционные» оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные,
3. Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.
4. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых.
5. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
6. Образовательные, обучающие, просветительные технологии.
7. Информационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии.
8. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.
9. Индивидуально ориентированные технологии в социально-культурной среде.
10. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде.
11. Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере. Традиционные и нетрадиционные технологии.
13. Формы социально-культурной деятельности. Современные тенденции в их развитии и обогащении.
14. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.
15. Технологии организации краеведческой работы.
16. Реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения. Реновация утраченных памятников архитектуры. За и против. Международный опыт и нормы. Реалии и дискуссии 1990-х годов в России.
17. Вывоз культурных ценностей за рубеж в 1918-1930-е годы. Репатриация культурных ценностей за рубеж в 1990-2002 годы.
18. Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов.
19. Поисково-исследовательская работа по изучению «уходящих» технологий и ремесел.
20. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта.
21. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.
22. Использование традиций возрождаемой народной культуры.
23. Образование как вид социально-культурной деятельности. Ланкастерские школы в России и за рубежом.
24. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений.
25. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.
26. Меценатство, попечительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.
27. Лекотерапия и сказкотерапия, как социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физического развития.
28. Реабилитационные возможности театрального искусства.
29. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия).
30. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов.
31. Разработка целевых культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, спорта, народного образования.
32. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ.
33. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.
34. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.
35. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности. Региональный аспект.
36. Технология создания рекламно-информационного сайта для Интернет-сети. Программная реализация сайта.
37. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ.
38. Конкретные национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии.
39. Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря.
40. Социально-культурные процессы в России и Православная церковь.
41. Социализация детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени.
42. Местные фонды и программы социально-культурной поддержки и развития.
43. Приватизация и ее последствия для деятельности учреждений культуры, досуга.
44. Компьютерные технологии и виртуальная реальность в киноискусстве последнего десятилетия.
45. Музей и церковь: традиция прерванная, традиция живая – церковно-археологические музеи России.
46. Театральное искусство и театральная деятельность в регионе.
47. Основные тенденции развития народных искусств на Камчатке. Союз художников и другие творческие объединения. Выставочная деятельность.
48. Музыкальная культура и концертная деятельность на Камчатке. Общая картина. Музыкальное творчество. Конкурсы. Концертная деятельность.
49. Состояние объектов культурного наследия Камчатки. Историко-культурные территории. Исторические города и поселения.
50. Территории Всемирного наследия. Объекты культурного наследия как туристические объекты.
51. Состояние музейной сети. Музейный фонд. Оптимизация механизмов финансирования. Процесс модернизации в музеях.
52. Книгообеспеченность населения фондами публичных библиотек. Процесс модернизации в библиотеках.
53. Язык. Основные тенденции в развитии нормативного языка. Культура речи. Русский язык как государственный. Русский как иностранный.
54. Динамика количественных показателей в культуре Камчатки. Клубы. Театр. Музеи. Библиотеки. Кинотеатры. Музыкальные концерты. Цирки.
55. Концептуальная модель муниципального музея. Опыт и проект.
56. Провинциальные музеи Европы в XIX – начале XXI века.
57. Провинциальные музеи России в XIX – начале XXI века.
60. Современная музейная архитектура.
61. Военные музеи в мире и в России.
СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Культура и культурная политика в России / Отв. ред. Бутенко И.А., Разлогов К.Э. М.: МОНФ, 2000.
4. Культурное и природное наследие России. Вып. 1. М.: «Биоинформсервис», 1996.
6. Российская музейная энциклопедия. В 2-х т. М., 2001.
7. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1995.
8. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проект, 2003. – 560 с.
Законодательные акты и инструкции, документальные материалы
1. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. М., 1993.
2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. 1992. 17 ноября.
8. Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. – 614 с., илл.
1. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994. – 320 с.
2. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.
3. ХХ век и пути развития европейской культуры: Материалы конференции. М., 1997.
5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУК, 1998.
7. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.
8. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: «Петрополис», 2001. – 224 с.
9. Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. М., 1999.
10. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. М.: МГИК, 1992.
12. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: «Либерия», 1998. 296с.
13. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998.
15. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.
16. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1998.
17. Методология исследований и формирования социально-культурных практик: Материалы семинара молодых ученых 2000/2001 учеб. год./ Сост. и ред.: И.М. Быховская, Е.М. Миронов. М., 2001. – 142 с.
18. Мосалев Б.Г. Социология досуга. М., 1995.
19. Музеи мира – партнеры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставка живописи из музеев Ватикана, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, США, Франции и России. К 100-летию основания Музея / Ред.-сост. К.С. Егорова. – М.: «Галарт», 1998. – 172 с., ил.
20. Музеи Москвы и музеология ХХ века: Тезисы научной конференции. М., 2000.
21. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI в. / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. М., 1999.
22. Научно-исследовательская лаборатория социокультурных инноваций: Сб. статей. М.: МГУКИ, 1999.
23. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 1998.
24. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов / МК РФ. РАН. РИИК. М., 1996.
26. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994.
29. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2000.
31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000.
32. Музей и дети: Образование, программы, сценарии, уроки-игры. М., 1998.
33. Город и культура: Сб. научных трудов. СПб., 1993.
35. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы: Сб. статей / Отв. ред. О.И. Генисаретский. М.: НИИ культуры, 1991.
36. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. Сост. В.Ю. Дукельский. М., 2001.
37. Музей будущего: информационный менеджмент. Сост. А.В. Лебедев. М., 2001.
38. Сорос Д. Открытое общество (реформируя глобальный капитализм). М., 2001.