Скребицкий как зовут писателя
Скребицкий как зовут писателя
Георгий Алексеевич Скребицкий (20 июля 1903 – 18 августа 1964) – известный писатель-натуралист.
Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.
В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает в Московский Высший лесотехнический институт, по окончании которого (1930) работает во Всесоюзном институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук (1937).
Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).
Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).
В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.
Произведения
«Простофиля и хитрецы» (1944)
«Рассказы охотника» (1948)
«Охотничьи тропы» (Воениздат, М., 1949)
«В лесу и на речке» (1952)
«Наши заповедники» (1957)
«Листопадник» (Детгиз, 1960)
«От первых проталин до первой грозы» (1964)
«У птенцов подрастают крылья» (1966)
Георгий Скребицкий
Биография писателя
Георгий Алексеевич Скребицкий – известный писатель-натуралист.
Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 году по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»). Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).
В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.
Сказки. Рассказы. Стихи
Г. Скребицкий. Рассказы о природе для детей. Произведения и биография
Список произведений
Георгий Алексеевич Скребицкий.Краткая биография и творчество
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские годы Скребицкого прошли в этом провинциальном городке, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.
В 1921 году Георгий Алексеевич Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он проработал пять лет, и эти годы стали для него отличной научной школой, ведь каждый год летом он выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении природной жизни животных.
Позже Георгий Алексеевич Скребицкий становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Здесь он стал кандидатом биологических наук (1937г.), и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Скребицкий много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время Скребицкий написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа.
Творчество Г. Скребицкого
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще».
Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья». Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти. Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.
Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу.
Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
————————————————————
Рассказы Скребицкого о природе и
о животных.Читаем бесплатно онлайн
Скребицкий как зовут писателя
Писатель, натуралист и следопыт Георгий Алексеевич Скребицкий (1903—1964) создал около ста книг о родной природе и о людях, близких к ней. С самого детства он любил книги о диких зверях и птицах, о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран, рассматривал картинки и мечтал сделаться отважным путешественником-натуралистом.
Ничто не мешало увлечению развиться: лесок возле дачи стал джунглями, толстый ленивый кот Иваныч — тигром, соседские петухи и куры — павлинами, а добродушный охотничий пёс Джек изображал стаю шакалов, преследующих воображаемую экспедицию.
Эти забавные игры и дружба с Джеком, котом Иванычем, ёжиком Пушком, сорокой Сироткой, скворцом Чир Чирычем научили Георгия любить животных, внимательно вглядываться в их повадки. И он задумал рассказать обо всём этом и другим людям: почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды натуралистов? Вот так созрело решение писать для детей, самых активных и восприимчивых читателей.
Детство и отрочество провёл будущий писатель в небольшом городке Тульской губернии. Его отчим Алексей Михайлович (его писатель называл по-простому — Михалыч), весёлый, добрый, немного чудаковатый человек, работал в местной больнице врачом, был страстным охотником и рыболовом. Бродя с ним по перелескам с ружьём или сидя с удочкой возле тихой заводи, мальчик всей душой полюбил природу и свой крохотный городок Чернь.
Георгий Алексеевич едет учиться в Москву, поступает в зоотехнический институт, серьёзно увлекается исследовательской работой, становится кандидатом биологических наук. Путешествия, наблюдения, желание поделиться увиденным побуждают его взяться за перо. Появляются первые рассказы, которые знакомят ребят с разнообразными четвероногими и пернатыми обитателями леса, учат любить и понимать природу, заботиться о ней, быть добрыми и внимательными ко всему живому.
Георгий Алексеевич считал, что охотником имеет право быть лишь человек, непримиримый к тем, кто уничтожает леса, загрязняет реки или нарушает правила охоты. Работал Георгий Алексеевич очень много, особенно последние годы. Казалось, он спешил как можно больше оставить после себя. Он писал до самого последнего дня своей жизни. Повесть «У птенцов подрастают крылья», вторую часть художественной автобиографии «От первых проталин до первой грозы», он заканчивал уже в больнице.
Какой была школа в первые Советской власти, чему и как учили ребят? После революции школа переустраивалась, пришли новые учителя, изменились программы, учебники. Было трудно, случались и огорчения, и радости. Много утекло с тех пор. А вот учитель был и остался «заглавной фигурой». Учат десятки учителей, но, к сожалению, в запоминается образ одного, редко двух-трёх.
В книге «У птенцов подрастают крылья» писатель вспоминает об учителях, которые оказали сильнейшее влияние на своих воспитанников. Самым грозным из новых наставников был Владимир Михайлович Успенский, который стал преподавать русскую литературу. Услышав из уст учителя, что такое литература, мальчик был покорён.
Зимой 1919 года в нетопленой тёмной школе Владимир Михайлович рассказывал ребятам («не читал лекцию, не объяснял урок, а именно рассказывал, как о чём-то очень близком, чему, может быть, даже сам лично был свидетелем»), как Николай Васильевич Гоголь в припадке глубокой тоски и душевного смятения бросил в горящую печь страницы своего гениального произведения: «Представьте: комната, темно, только красноватый отблеск пламени из открытой печи мечется по стенам, по ближайшим предметам. Этот тревожный отблеск падает на измождённое лицо человека, лицо с огромным, как клюв у птицы, носом, лицо Гоголя. Гоголь в смятении. Он уже бросил в печь часть страниц своей поэмы. Они горят. Это горят не бумаги — горят мысли Гоголя, горит его душа, сердце, горит он сам, великий и ничтожный, гениальный и безумный, одинокий в блеске своей славы, несчастнейший из людей. Это Гоголь сжигает сам себя».
И эти уроки не только давали богатые знания, обучали, они будоражили сознание воспитанников, будили ум и души, а в голове возникало бесчисленное множество вопросов. Как определить свой дальнейший жизненный путь? Как это сделать и не ошибиться? Кем быть — артистом или заниматься литературой? Как ею заниматься? Быть писателем, исследователем или учителем, вот таким же, как Владимир Михайлович? Он в ответ на вопрос ком быть говорит: «Вы подумайте, взвесьте, а потом уж и решайте: сможете ли вы ради любимого дела отказаться от разных материальных благ». И учитель даёт последнее напутствие своему ученику: «Идите, Юрочка, в жизнь, смелее идите. Будьте инженером, педагогом, артистом. Кем хотите. Но главное, никогда не забывайте одного, самого главного: не забывайте, что вы Человек».
Несколько глав повести посвящены учительнице музыке. Маргарита Ивановна обучала детей пению и игре на фортепьяно и прославилась тем, что, помимо своей основной специальности, очень любила цветы, выращивала у себя в садике какие-то необыкновенные розы, а кроме того, обожала голубей. Женщина, учительница лазает на крышу, гоняет голубей, с упоением следит за их полётом, переживает, когда голубей кто-то украл, радуется их возвращению.
К Маргарите Ивановне приходят в дом мальчишки-голубятники, пьют чай, спорят о достоинствах своих пернатых питомцев, слушают игру на фортепьяно, рассказы о «Временах года» Чайковского. «— «Октябрь» — осенняя песня,— сказала Маргарита Ивановна.— Эпиграфом к ней Пётр Ильич взял первые строки из стихотворения А. Толстого:
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Такие грустные картины были понятны, близки самому Чайковскому: ему особенно удавалась именно такая музыка, где чувствуется раздумье над жизнью и неутешная грусть о том, что так быстро и невозвратно всё проходит. И в жизни человека тоже наступает осень, когда всё молодое, светлое, радостное уже позади».
И эта, уже немолодая женщина, не таилась от своих учеников, делилась своими горестями с ребятами: во время Первой мировой войны погиб её сын, она осталась, казалось, совсем одинокой. Нет, ей удалось найти отклик в душах своих учеников.
В главе «Искусство — великая вещь» раскрывается мир души человека и мир искусства. Прекрасен учитель, сумевший раскрыть эту красоту перед своими воспитанниками. Читаешь и возвращаешься к прочитанному, особенно когда автор передаёт рассказ учителя рисования о той или иной картине. Прислушайтесь к вдохновенной речи этого учителя: «Я буду учить вас рисованию. Многие из вас, может быть, считают рисование не очень важным предметом, не то, что, например, русский или математика. и совершенно неверно так думают. Рисование — один из самых необходимых предметов, и не только для тех, кто хочет в дальнейшем сделаться художником, вовсе нет. Рисовать должен и инженер, и естествоиспытатель, и географ. Рисунок живой, а фотография мёртвая. Фотография — это внешняя серая оболочка предмета, а рисунок — его сущность, его душа». И повёл рассказ об Айвазовском, Шишкине, Сурикове.
Урок идёт своим чередом, и мы присутствуем на нём так же, как и все ученики Николая Дмитриевича, слушаем, смотрим, познаём, открываем новый для нас мир. Раскрывается смысл картины Верещагина «Апофеоз войны». Далее звучат убедительные и страстные слова учителя о войне и мире. Разве это не воспитание чувств? Разве такой урок может забыться или пройти бесследно?
И, честное слово, в ответ на последние слова учителя: «В следующий раз пойдём с вами куда-нибудь на речку или в лес и попробуем собственные силы» — вместе с ребятами после звонка хочется крикнуть: «Хотим!»
Советую прочитать именно эту главу из повести Георгия Скребицкого «У птенцов подрастают крылья». В следующий раз учитель провёл урок в лесу, как и обещал. На пленэре нужно было уловить что-то необычное в природе и самостоятельно выполнить этюд. Если заинтересовались, читайте дальше книгу писателя. Не пожалеете!
Скребицкий, Георгий Алексеевич
Георгий Алексеевич Скребицкий (20 июля 1903 – 18 августа 1964) – известный писатель-натуралист.
Содержание
Биография
Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.
Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.
Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).
Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1940) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.
В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).
В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957). Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.