Служители синагоги как называются

Какая существует иерархия в синагоге?

Уважаемые раввины, Каковы правила посещения синагоги, что в ней разрешено, а что недопустимо? Если можно, расскажите мне о структуре синагоги — иерархии. Яков

Отвечает рав Берл Набутовский

Еврейская синагога — это место, где евреи собираются для молитвы. Есть также синагоги, где учат Тору. Во многих синагогах вообще нет никаких официальных должностей, их организуют члены общины и сами проводят там молитвы. Существует такое понятие как профессиональный кантор, роль которого заключается в ведении молитвы, но в большинстве синагог молитву ведёт просто член общины. Конечно, для этого требуется знание содержания и законов молитвы. В крупных синагогах иногда есть свой Рав — мудрец Торы, который способен отвечать на вопросы по Еврейскому Закону — Галахе.

Основное правило посещения синагоги — это скромность и уважение. Руководствуясь этими двумя принципами, Вы соблюдаете дух законов, связанных с синагогой. Но есть также и конкретные правила поведения,которые Вы сможете найти на нашем сайте в книге Кицур Шулхан Орух. Для тех, кто уже изучил эти законы, есть также книги, в которых они описываются более подробно.

Религиозные еврейские мужчины обычно посещают синагогу два раза в день — утром и вечером незадолго до заката солнца. Утром читают утреннюю молитву —Шахарис, а вечером — послеполуденную молитву Минха и вечернюю молитву Маарив.

В религиозном еврейском мире нет никакой официальной иерархии. В большинстве европейских стран и в Израиле есть официальный раввинат, в котором есть своя административная иерархия. Но параллельно с раввинатом существует огромное количество независимых организаций, которые дублируют его функции. Есть независимые раввинские суды, организации по наблюдению за производством кашерной еды, издательства и исследовательские институты, которые выпускают обширную литературу, учебные заведения для детей и для взрослых. А в Америке, где государство официально отделено от религии, все религиозные организации являются частными.

Фактически, во главе религиозного еврейства стоят самые большие мудрецы Торы — главы йешив, специалисты по еврейскому закону и главы хасидских дворов. Можно сказать, что на сегодняшний день лидером религиозного еврейства является Рав Йосеф Шалом Элияшив. Этот человек ещё в молодости прославился как один из самых больших знатоков Торы и Еврейского Закона. В течение определённого времени Рав Элияшив занимал официальную должность судьи в Иерусалиме, но потом вышел на пенсию. Сегодня, несмотря на преклонный возраст (101 год) он почти круглосуточно занят изучением Торы, преподаванием и решением самых разных вопросов.

Источник

СИНАГОГА

Слово синагога употребляется иногда также в значении иудейства как религии в противоположность Церкви (Ἐκκλησία, экклесиа), т. е. Христианству.

Появление и распространение синагог

Точно определить время появления общественных молитв и синагог у евреев нельзя: некоторые относят его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство — ко времени вавилонского плена или ближайшему за ним. Введенный Ездрой порядок чтения закона является основою современного еврейского общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням, впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и судебные дни.

Ко времени Иисуса Христа синагоги распространились по всем тем местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В Иерусалиме, как говорят, было 480 синогог; особенно богата была ими Галилея, которая называлась «страной синагог»; вне Палестины упоминаются синагоги в Александрии, Дамаске, Антиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и т.д.; в Кесарии славилась синагога восстания, подавшая повод к войне против римлян.

В Ветхом Завете не упоминаются синагоги, но они упоминаются в Евангелии, где, в частности, говорится о посещении синагог Иисусом Христом и апостолами (см. Мф. 4, 23, Мф. 9, 35 и др.).

Образовательное значение

Весьма часто при синагогах находилась школа для изучения закона, или это изучение происходило в самой синагоге, почему она часто называется «школой». После разрушения иерусалимского храма синагога сделалась хранилищем идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже самой незначительной еврейской общины.

Архитектурные особенности

Служители синагоги как называются. Смотреть фото Служители синагоги как называются. Смотреть картинку Служители синагоги как называются. Картинка про Служители синагоги как называются. Фото Служители синагоги как называются
Московская хоральная синагога. Интерьер

При постройке синагоге наблюдается, чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где был прежде храм иерусалимский. Общий план синагогального здания представляет в большинстве случаев прямоугольный четырехугольник; при входе портик, за ним следует сама синагога, разделенная рядами колонн на несколько нефов (от 3 до 5).

Синагоги, сооруженные европейскими евреями, носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и вормсская синагоги построены в византийском стиле; в мавританском стиле сооружены синагоги в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте; мюнхенская и бреславльская синагоги построены в романском стиле и своею конструкцией напоминают древние римские базилики; в готическом стиле построены некоторые синагоги в Польше, а также синагога в Кельне.

Помещение для женщин совершенно отделено от помещения для мужчин.

К принадлежностям синагоги относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д.

Служители

Богослужение

Для отправления синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10 совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев.

Общественное богослужение заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения), молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все Пятикнижие прочитывалось в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного обычая прочитывать закон Моисеев в течение одного года и разделение его для этой цели на 54 части.

Чтение закона Моисеева и пророков производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Священном Писании.

Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического благословения, или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал, установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь произнесение молитв и чтение Священного Писания обыкновенно лежат на обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым проповедником. В новейшее время в некоторых синагогах введен орган при богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и местный.

Источник

Религиозные титулы и их градация в иудаизме

Содержание

Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме

В библейские и мишнаитские времена (до II в. н.э.)

Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:

Моше принял Тору на Синае и передал ее Йеhошуа, Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).

В талмудические времена (до VI в. н.э.)

После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.

После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяли границы государств и линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине Х в., когда Аhарон Бен-Меир, глава иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Саадии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией.

После эпохи гаонов и до настоящего времени

Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.

Во многих странах в Средневековье и позже делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши) и в других странах. Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.

С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.

В некоторых странах современного мира (Великобритания, Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому теоретически должны подчиняться в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. Однако на практике такое подчинение является чисто добровольным, и каждый раввин сам решает, какому раввинскому автортету он хочет подчиняться.

Религиозные титулы и их значения

«ХаЗаЛь»

Раввин

Титулы «рабби» и «рав»

В современном иудаизме так в переносном смысле называют особо одарённых раввинов, в основном в среде харедим. Этот титул показывает личное уважение, он не является раввинским званием. (Им также называют Виленского Гаона)

Посек

К поским причисляют выдающихся раввинов, наиболее авторитетных фигур в мире галахи, которые наделяются правом не только применять уже существующую галаху, но и создавать ее, т.е. принимать прецедентные решения по новым возникающим проблемам.

В современном иудаизме получение этого звания не формализовано, им наделяются те религиозные авторитеты, мнение когорых готовы признавать многие другие раввины.

При этом посек одного из направлений (литваки, хасиды, сефарды, религиозные сионисты) далеко не всегда является авторитетным и признаваемым для сторонников другого направления.

Иерархия религиозных авторитетов в современном религиозном обществе

Сегодня в ортодоксальном еврейском мире нет единых религиозных авторитетов, а в каждом направлении признаются свои религиозные авторитеты. При этом по некоторым вопросам, не затрагивающим идеологических разногласий (или при нахождении компромисса) решения могут приниматься авторитетами нескольких направлений совместно.

Сегодня можно выделить следующие основные направления в ортодоксальном иудаизме: хасиды, литваки, харедимные сефарды и религиозные сионисты.

Титул «Ребе» в хасидизме

Сегодня в Израиле хасидский мир в целом объединен в партию «Агудат Исраэль», при которой есть «Совет мудрецов партии Агудат Исраэль», объединяющий лидеров главных хасидских направлений. В него входят Адморы Вижниц, Гур, Бельз, Садигора, Цанз и др.

Титул «Гадоль» в «литовском» иудаизме

Букв.»Руководитель поколения». Этот титул применяется внутри литовского направления иудаизма и означает высших духовных авторитетов для этой общины.

В Америке с 1940-х гг. и до 1986 г. им считался рав Моше Файнштейн.

В Израиле до 1953 г. это был Хазон Иш, далее (до 1959 г.) р. И.З. Соловейчик (Брискер Ров), а после него (до 2000 г.) р. Э.М.Шах, в 2000-х гг. рав Й.Ш. Эльяшив.

Руководство литваков связано в Израиле с движением и политической партией Дегель hа-Тора, при которой имеется Совет мудрецов.

Титул «Ришон ле-Цион» в сефардском обществе

В сефардском обществе разделение на «харедим» и «религиозных сионистов» не такое резкое, как в ашкеназском.

Титул Ришон ле-Цион остается в силе пожизненно, даже после ухода с поста Главного сефардского раввина.

В сефардском обществе разделение на «харедим» и «религиозных сионистов» не такое резкое, как в ашкеназском, и партия ШАС объединяет не только харедимные, но частично и сионистские и в большом количестве «традиционалистские» (т.е.полу-религиозные) сефардские круги. Духовное руководство с 1970-х гг. и до сего дня принадлежит раву Овадье Йосефу. При ШАС также есть Совет мудрецов Торы.

Система авторитетов в религиозном сионизме

Религиозный сионизм является наиболее разнородной группой среди ортодоксальных групп Израиля.

Духовные лидеры религиозного сионизма формально не носят специальных титулов.

С 1921 г. (основание р.А.И.Куком Главного раввината) и до середины 1980-х гг. Главный раввинат Израиля считался галахическим авторитетом для религиозного сионизма. Начиная с середины 1980-х гг., ввиду начала активного вмешательства харедим в назначение Главных раввинов, религиозный сионизм перестал признавать в Главных раввинах своих авторитетов.

Профессиональные звания

Должности, существующие в еврейских общинах: рав, меламед, шохет, бодек, моhель, парнас, габай, балан, баал-крия. Многие из этих должностей были почётными, поэтому их названия иногда функционировали как титулы. Занимать эти должности (кроме баланит) могли только мужчины.

От названия этих должностей образованы соответствующие еврейские фамилии.

Источник

служитель синагоги

Смотреть что такое «служитель синагоги» в других словарях:

Синагоги — Греческое слово «синагоге» первоначально обозначало 1) собрание людей; так, например, этим словом названо собрание христиан в послан. Иакова 2:2; 2) Дом, где собрание имело свое помещение (еврейское слово гейт а кнёссет); в последнем значении оно … Словарь библейских имен

Иаир — Служитель синагоги в Капернауме, просивший Иисуса Христа исцелить его двенадцатилетнюю дочь. Когда Иисус вошел в дом Иаира, девочка уже была мертва. К изумлению родителей, Иисус вернул ее к жизни. Мк.5:22 43 … Подробный словарь библейских имен

ШАМЕС — (евр. равв.). Служитель синагоги у евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАМЕС равв. schamasch, от халд. schammesch, служить. Иудейский звонарь, к которому должны являться приезжие евреи.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

Дьякон — Диаконы Русской православной церкви возжигают кадила Диакон (лит. форма; разг. дьякон; др. греч. διάκονος служитель) лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Еще до разрушения Второго Храма в Иерусалиме при… … Википедия

Витебское художественное училище — Витебское Народное художественное училище (ВНХУ) … Википедия

Ангел Церкви — (Отк.2:1 ) главный служитель, или представитель Иудейской синагоги, назывался ангелом церкви, потому что он обращался с молитвою и ходатайством к Богу за Иудеев, как их духовный молитвенник. По учению православной Церкви, каждая церковь, страна,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Диакон — Диаконы Русской православной церкви возжигают кадила Не следует путать с Дьяк. Диакон (лит. форма; разг. дьякон; др. греч … Википедия

Еврейские фамилии (профессии) — Немецкие и еврейские фамилии, значение которых связано с профессиями список фамилий, связанных с профессиональной деятельностью … Википедия

Еврейские фамилии — Еврейские фамилии это фамилии, носителями которых являются евреи, при условии, что эти фамилии не являются псевдонимами или «стилизацией», специально призванной «замаскировать» еврейское происхождение носителя. По такому критерию фамилия… … Википедия

Источник

Лексикон синагоги

23.10.2006
Редактировать статью

Служители синагоги как называются. Смотреть фото Служители синагоги как называются. Смотреть картинку Служители синагоги как называются. Картинка про Служители синагоги как называются. Фото Служители синагоги как называютсяСинагога недаром называется домом собрания. В ней евреи собираются для совместной молитвы, изучения Торы и общения. Она принадлежит всем, но есть у нее и хозяева. Это, прежде всего, раввин и совет общины, но хозяевами могут стать каждый еврей или еврейка, которые сюда приходят. Нужно всего лишь отнестись к ней как к собственному дому, то есть заботиться о ней, уважать ее, стараться украсить и создать в ее стенах доброжелательную атмосферу.

Еврейская культура тысячелетиями концентрировалась вокруг синагог, сохранивших наш народ в рассеянии и гонениях, давших нам силы выстоять в испытаниях. Именно в синагогах по монетке собирались деньги для помощи бедным вдовам и сиротам, в синагогах были книги, зимой топилась печка и горела свеча, и евреи находили утешение от жизненных невзгод в проповеди раввина, словах молитв и псалмов, юридических тонкостях Талмуда. Даже во времена советской власти, когда посещение синагоги грозило большими неприятностями, евреи все равно тянулись к ней — по праздникам, за мацой, поставить хупу ( еврейскую свадьбу), обрезать новорожденного, а во времена более поздние — узнать, как выехать в Израиль, где учить иврит, познакомиться с евреем или еврейкой, отдать ребенка в еврейскую школу, садик, летний лагерь. И синагога заботливо вмещала в себя и клуб, и школу, и молитвенный дом, светилась во время праздников, давала пищу голодным, одежду — продрогшим и утешала горюющих…

И шли мы в синагогу, чтобы получить там порцию душевного тепла, полезных советов, а заодно и домашний рецептик Раиной бабушки, выпекавшей чудесные халы и варившей замечательный цимес на Рош а-Шана. Те времена прошли — рецептики и знакомства сегодня нетрудно отыскать в Интернете, уехать в любую страну поможет тур-агенство, да и основная масса прихожан, наконец-то, не нуждаются ни в продуктовых посылках, ни в заступничестве американского сената… Что ж, значит пришло время оглянуться и спросить у синагоги: «А что мы для тебя можем сделать? Может быть, и нам стоит заглянуть в твои старые книги, чтобы понять, что же так притягивало к ним наших предков?»

Предлагаем вашему вниманию краткий словарик под названием «Лексикон синагоги», который, надеемся, поможет вам найти с нею общий язык.

Алия, Алия ле-Тора — (ивр., поднятие к Торе) публичное чтение свитка Торы делится на несколько частей, к прочтению каждой из которых вызывают одного из молящихся. Gjke Считается большой честью. Вызванный к Торе должен самостоятельно произнести благословения до и после чтения. Сам отрывок обычно читает баал корэ.

Амуд — (ивр., пюпитр) место хазана, с которого тот ведет общественную молитву. Расположен возле арон кодэш, у стены синагоги, направленной в сторону Израиля.

Арон кодэш — (ивр., священный шкаф) вместилище для свитков Торы, символизирующее Ковчег Завета в Храме. В современных синагогах обычно имеет форму шкафа, расположенного на возвышении у стены, которая направлена в сторону Израиля. Во время некоторых молитв дверцы его принято держать открытыми: при этом молящиеся должны стоять. По праздникам на площадке перед арон кодэш стоят потомки священников Иерусалимского храма, коэны, благословляющие молящихся.

Афтара — отрывок из книг пророков, соответствующий по содержанию недельной главе Торы или календарному событию, чтением которого принято завершать прочтение данной недельной главы. Обычай, сохранившийся со времен, когда публичное чтение Торы было запрещено и его заменяли публичным прочтением такого отрывка. В наше время прочтение афтары — одна из наиболее почетных алийот.

Баал корэ, баал крия — (ивр., владеющий чтением) специальный служитель синагоги или один из молящихся, знающий наизусть огласовку и таамим текста Торы и умеющий красиво, выразительно и без ошибок его прочесть. Текст Торы написан в свитке без гласных и интонационных мотивов.

Бима — возвышение в синагоге, на котором зачитывают свитки Торы. Обычно находится на возвышении, посредине синагоги. В некоторых синагогах с бимы произносится проповедь раввина; стоя на ней, исполняют заповеди праздников: трубят в шофар, зачитывают свиток Эстер и т. д.

Биркат коаним — благословение коэнов. Исключительно торжественная часть праздничных молитв, во время которой коэны благословляют народ. Первоначально было элементом храмового б-гослужения. После разрушения Храма в ашкеназских общинах вне земли Израиля произносится во время молитв мусаф самых священных еврейских праздников. Присутствие на биркат коаним способно изменить жизнь к лучшему.

Браха — благословение, произносимое при исполнении заповеди, до и после вкушения пищи, а также по другим поводам, оговоренным в законе.

Габай — (ивр., взимающий платежи) должностное лицо общины или синагоги, ведающее организационными и денежными делами. Зачастую должности габая и шамаша совмещает один человек.

Изкор — (ивр., «да вспомнит») поминальная молитва. Читается в последний день Песаха, на второй день Шавуот, в Йом Кипур и в Симхат Тору. Те, у кого оба родителя живы, на время этой молитвы должны покинуть синагогу. В молитве Изкор просят Всевышнего дать душе умершего покой, Б-жественный свет и разместить ее среди душ праведников, а также обещают сделать пожертвование в память о душе покойного.

Исраэль — евреи, не являющиеся ни коаним, ни левиим; это слово также представляет собой самоназвание всего еврейского народа.

Йорцайт — (идишск., годичный срок) годовщина смерти еврея, отмечаемая в день смерти по еврейскому календарю. Еврейские и светские даты совпадают раз в девятнадцать лет. О точной дате годовщины в текущем году можно справиться в синагоге.

Кадиш — молитва, прославление святости имени Б-га и Его могущества. Ее читают только при наличии миньяна.

Кадиш ятом — кадиш сироты. В некоторых местах молитвы читает скорбящий: в течение 11 месяцев после смерти близкого родственника или в йорцайт. Произнесение этого кадиша в течение 11 месяцев после смерти близкого человека и в годовщину его смерти благотворно влияет на душу умершего.

Кетер — металлическая корона, венчающая стержни, к которым прикреплен свиток Торы. Иногда это могут быть римоним — украшения в виде плодов граната. Кетер и римоним обычно снабжены бубенчиками — в память о бубенчиках на одеянии первосвященника Иерусалимского храма.

Кипа, ермолка — традиционный головной убор небольшого размера. Обычай требует от мужчины покрывать голову постоянно, запрещено молиться и изучать Тору с непокрытой головой. Ношением головного убора еврей как бы заявляет: «Я не владыка мира, надо мной есть Б-г!»

Коаним — прямые потомки Аарона, брата Моше (Моисея) по мужской линии, имеющие право быть священниками в Иерусалимском храме и обладающие некоторыми дополнительными привилегиями. Если в синагоге во время чтения свитка Торы присутствует коэн, он удостаивается чести быть вызванным первым из присутствующих. Традиционно роды коэнов носят особые фамилии. Часто встречаются: Коган, Каганович, Кац, Кацман, Баркан.

Крия, Крият а-Тора — (ивр., чтение Торы). Пятикнижие разделено на 54 главы, которые принято прочитывать в синагоге в течение года. Каждую субботу прочитывают полностью одну (в некоторые субботы — две) главу, разделенную на семь отрывков. Кроме того, по понедельникам и четвергам в синагоге читают начало недельной главы. К чтению каждого из отрывков приглашается кто-либо из молящихся, что считается большой честью. Право первенства вызова к Торе отдается коаним и левиим, женихам, достигшим совершеннолетия мальчикам и т. д. Вызванный к Торе должен вслух произнести два благословения — до и после чтения отрывка, так, чтобы молящиеся его слышали и могли ответить: «Омен!» День завершения цикла и начала нового — праздник Симхат Тора.

Левиим — левиты, потомки колена Леви по мужской линии, имеющие право исполнять определенные обязанности в Храме и обладающие некоторыми привилегиями. Если в синагоге во время чтения свитка Торы присутствует левит, его удостоят быть вызванным первым после коэна. Роды левитов традиционно носят особые фамилии. Часто встречаются: Леви, Левит, Левитан, Левитин, Левитас, Сэгаль.

Маарив, Арвит — ночная молитва.

Мафтир — (ивр., завершающий) читающий афтару.

Махзор — (ивр., период) сборник молитв на праздники Рош а-Шана (еврейский Новый год) и Йом Кипур.

Мегила — (ивр., свиток). Пергаментный свиток, содержащий текст каждой из пяти книг Писаний, которые принято читать в синагоге по разным поводам: Рут, Песнь песней, Плач Иеремии ( Эйха ), Экклезиаст ( Коэлет ) и Эстер.

Меиль — мантия или футляр, в которых находится сэфэр Тора. В ашкеназских общинах это расшитый золотом или серебром чехол из бархатной или шелковой ткани, в сефардских — деревянный.

Мехица — (ивр., разделение) узорная перегородка, разделяющая мужскую и женскую секции в синагогах, а также на еврейских свадьбах и других мероприятиях, участие в которых является исполнением заповедей Творца.

Мизрах — (ивр., восток) н аправление, в сторону которого следует обращаться лицом во время молитвы. Молясь, евреи стран рассеяния должны обращаться лицом к земле Израиля, в ней — к Иерусалиму, в Иерусалиме — к Храму, в самом Храме — к Святая святых, первосвященник, заходивший в Святая святых раз в год, обращал лицо к ковчегу завета, находившемуся у западной стены. Мизрахом также называют стену синагоги, посередине которой обычно расположен арон кодеш, а также вышивку, рисунок или любое другое традиционное украшение, отмечающее эту стену в синагогах и частных домах. Название «мизрах» пришло из Испании, по отношению к которой Израиль находится строго на востоке, хотя в странах СНГ «мизрах» означает южное направление.

Минха — послеполуденная молитва.

Миньян — кворум из десяти мужчин, евреев старше 13 лет, необходимый для общественного б-гослужения и некоторых религиозных церемоний. Молитва, произнесенная в миньяне, быстрее и лучше принимается Б-гом, нежели произнесенная в одиночестве.

«Мишеберах» — молитва о милосердии. Читается в миньяне во время чтения Торы в синагоге — обычно за выздоровление больных, роженицы и новорожденного, а также за успех. Можно обратиться в синагогу с просьбой прочесть эту молитву за выздоровление больного родственника. Принято сопровождать ее денежным пожертвованием.

Мусаф — дополнительная молитва по субботам, праздникам и новомесячьям.

Неила — пятая, заключительная молитва Йом Кипур.

Община — (на иврите — кеила или каал ) религиозное объединение (не менее десяти взрослых мужчин, или миньян), а также организованные прихожане какой-либо синагоги, самоуправляемое еврейское население города. В более широком смысле — совокупность еврейского населения города, региона или страны.

Парохэт — занавес перед арон кодэш, символизирующий тот, что отделял в Иерусалимском храме Святая святых от других помещений. Парохэт обычно вышит золотыми или серебряными нитками по шелку или бархату и традиционно представляет собой самую украшенную часть арон кодэш. Принято приобретать парохэт для синагоги и посвящать этот дар памяти умерших или благополучию здравствующих. В таком случае на ткани вышивают имена дарующих и тех, в чью честь был произведен дар.

Паршат а-шавуа — недельная глава Торы, каждую субботу читаемая по свитку во время общественной молитвы. См. Крия.

Сидур — (от ивр. сэдэр, порядок) молитвенник, сборник ежедневных, субботних и праздничных молитв и благословений.

Синагога — (греческое слово, на иврите — бэйт кнэсет (дом собрания). Место общественных и частных молитв, центр религиозной жизни общины.

Таамим — традиционные распевно-речитативные интонации при чтении Торы, для обозначения которых разработана система специальных знаков.

Тфиллин — филактерии, молитвенная принадлежность, возлагаемая на голову и руку в соответствии со специальным ритуалом. Выглядит как черные кожаные коробочки небольшого размера с продетыми в их основании черными кожаными ремешками. Внутри коробочек зашиты свитки со святыми текстами, цитатами из Торы. Сами тфиллин обладают святостью и требуют почтительного к себе отношения. Если тфиллин падают на пол, необходимо посоветоваться с раввином о надлежащей форме искупления.

Хазан — (ивр., кантор) или шлиах цибур — постоянный ведущий молитвы в синагоге. Должностное лицо общины, обязанностью которого является ведение общественной молитвы, включая исполнение ее вокальной части. Требования, предъявляемые к Хазану: доскональное знание текстов молитв и литургии, безупречная репутация; внешний вид, подобающий религиозному еврею, а также исполнительский талант. Место хазана, с которого он ведет молитву, пюпитр, называется амуд и расположен возле арон кодэш, у стены синагоги, направленной в сторону Израиля.

Хумаш — (от «хамеш» — пять) Пятикнижие Моисеево

Шаббат — субботний день, начинающийся в пятницу с заходом солнца и продолжающийся до появления первых трех звезд в субботу вечером. Существует свод законов, регулирующих соблюдение святости и покоя этого священного для евреев дня, который был установлен в память о сотворении мира Б-гом и освобождении евреев из египетского рабства.

Шалиах циббур — (ивр., посланник общества) то же, что хазан.

Шамаш (на идиш шамес) — (ивр., служитель) ответственный за административную и хозяйственную деятельность синагоги, раввинского суда или погребального братства. Зачастую должности габая и шамаша совмещает один человек.

Шахарит — утренняя молитва.

Шма, Шма Исраэль — (ивр., «Слушай, Израиль») отрывок из Пятикнижия, содержащий провозглашение идеи монотеизма. Начинается со слов «Шма, Исраэль…» («Слушай, Израиль: Б-г — Всесильный наш, Б-г — един»). Эта молитва занимает в еврейской духовной жизни и литургии одно из центральных мест. Произнесение ее утром и вечером является религиозной обязанностью еврея.

Шмонэ Эсре, Амида — центральная часть молитвы, которую принято произносить стоя. В будни состоит из девятнадцати благословений. Была сформулирована почти две с половиной тысячи лет назад мужами великого собрания и включает просьбы о всех основных потребностях человека и еврейского народа.

Шофар — музыкальный инструмент, изготовленный из рога кошерного животного. Используется в литургии Рош а-Шана, Йом Кипур и в месяце элуле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *