Смех смехом как говорится
Как узнать характер по смеху
Смех расслабляет человека, благоприятно действует на психику. Сдержанный человек смеется редко, обычно ограничиваясь скупой улыбкой. Больные люди тоже смеются нечасто. В этой статье мы расскажем о том, как по смеху определить характер человека.
Виды смеха и характер
Как смех влияет на человека
Сдержанный, подавленный смех: говорит о том, что такого человека нелегко вывести из себя, а если выведете, то остерегайтесь последствий. Если такой человек влюбляется, то сильно, безрассудно, пускаясь во все тяжкие. Такие люди — воплощение надежности, однако им самим необходимо чувствовать рядом сильное и надежное плечо.
«Декабрьские» люди — слишком сдержанны, и скупая улыбка на их лице может расцениваться как неудержимый смех. Таких людей очень легко вывести из равновесия, но зато они быстро отходят и никому не могут принести вреда. Просто портят себе нервы.
«Летние» — смешливые, обладают искрометным чувством юмора, насмешники, с иронией относятся ко всем ситуациям. «Осенние», а особенно «ноябрьские», саркастичны, не любят глупых людей и безжалостно ставят их на место. С их лица не сходит улыбка, и понять их настроение очень трудно. Рассмешить их самих нелегко, они тонкие ценители юмора. Они сосредоточены на своих проблемах, хотя очень отзывчивы к неприятностям других. Смех, юмор помогают им преодолеть все жизненные неприятности.
Человек смеется с упоением, откидывается назад, закрывает глаза и смеется с открытым ртом, так, что можно видеть его нёбо. Как узнать характер по смеху? Такой человек умеет наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, но в сексуальных отношениях весьма умерен и женщина ему нужна только тогда, когда нужно с кем-то разделить свои заботы. Их больше интересуют умственные способности партнера, степень остроумия. «Мартовские» — не умеют сами отпускать шутки, но искренне смеются, когда шутят другие. Они необидчивые, не реагируют на насмешки, не боятся подшучивания.
Такие люди весьма неординарные, могут найти смешное даже в том, что другим кажется совершенно не смешным. Своим смехом способны заражать окружающих.
Человек хохочет с открытым ртом, от всей души, до слез; открытый человек, жизнь сама по себе доставляет ему удовольствие. Еда, выпивка, любовь — все ему в сладость. Это — идеальные спутники во время отдыха, но в повседневной жизни такие люди бывают сложными. Они рождены для развлечений, для праздной жизни. Любые осложнения вводят их в состояние депрессии. Они бывают грубы, неприветливы, когда их касаются жизненные неприятности. Такие люди не воспринимают шуток в свой адрес, не терпят критики, особенно это касается «декабрьских». У них всегда дежурная улыбка на устах, но понять их внутреннее содержание трудно. Они саркастичны, любят посмеиваться над другими, но над ними смеяться опасно. Очень раздражительны, вспыльчивы. Смешные истории про других их веселят, они не упустят возможность проявить свое чувство юмора.
Человек загадочно улыбается: такие люди выглядят достаточно импозантно, но — всегда себе иа уме. Если во время улыбки приподнят правый угол рта — такой человек хитер, авантюристичен, а может быть, и неисправимый лгун. «Сентябрьский» — никогда не смеется по пустякам, у него смех строгий, не допускающий насмешек в свой адрес. Такой человек слишком чувствительный, боится критики и насмешек. Слишком расчетливый, даже смеется тогда, когда считает нужным. Прекрасно приспосабливаются к любым обстоятельствам, могут быть льстивыми, угодливыми, ехидными. С теми, кто им не импонирует, они не церемонятся, а если и улыбаются, то сквозь зубы. Человек с таким характером любит подсмеиваться над коллегами, которые им неугодны. Сложно строят свою личную жизнь, отношения в коллективе. У них нет чувства меры, если они острят, то совершенно не задумываются о том, что больно ранят чье-то самолюбие. В семье они неуживчивы, не терпят любого рода возражений от членов семьи, стремятся верховодить всеми. Очень вспыльчивы, могут взорваться из-за пустяка. Многие из таких людей не могут устроить свою личную жизнь, долго не обзаводятся семьей. Спутника жизни подбирают тщательно, но потом могут не иметь проблем с совместимостью с супругом или супругой.
Человек с сердечной, открытой улыбкой. Мило улыбается левой половинкой рта: такой человек имеет искренний, доброжелательный, честный характер. Он порядочный в отношениях. Нередко это люди, рожденные в августе. Они участливы, милосердны, всегда готовы помочь ближнему. Обладают тонким чувством юмора, не обижаются над подшучиванием других, незлопамятны. Смех помогает им преодолеть все неприятности. Любят театр, цирк. «Апрельские, майские и июньские» — очень обаятельны, привлекательны для противоположного пола. Смеются от всей души, взахлеб, если действительно смешно, и саркастически улыбаются, если шутка злобная. Умеют развеселить тех, у кого плохое настроение, веселы и жизнелюбивы.
Человек смеется эмоционально, хлопает себя ладонями по коленям, подпрыгивает от смеха. Как узнать характер по смеху? Такой человек всеми силами стремится быть в центре всеобщего внимания и очень злится, если ему это не удается. Обычно это «декабрьские, февральские» или рождены во второй половине ноября. Они эгоистичны, хотя всеми силами стремятся доказать обратное. Им нравится быть у всех на слуху, даже если говорят о них не слишком лестно. Главное — внимание, безразличие их удручает больше. Не в каждом обществе могут быть принятыми, в таких случаях они незаметно исчезают. Любят посещать различные развлекательные мероприятия, стараются быть их организаторами. Скупы, скрытны, но умеют выудить из других все необходимые для себя сведения. Однако близкие многое им прощают, забавляются их манерой смеяться и заражать весельем других. Если не быть слишком пристрастными к таким людям, то можно хорошо провести время в их обществе.
Теперь вы знаете о том, как по смеху определить характер человека.
О юморе и смехе со смыслом: цитаты и афоризмы
Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня в рубрике «Цитаты и афоризмы» тема посвящена юмору и смеху. Публикацию так и назвала – «О юморе и смехе со смыслом: цитаты и афоризмы». Второй месяц весны радует нас с самого первого дня. Ведь первое апреля – это уникальная дата, потому что в этот день отмечает свой день рождения коньяк, экологический праздник птиц и день пробуждения Домового. Но все эти, безусловно, важные события потеснил День юмора и смеха. И, конечно, к этому дню постарались подобрать интересные высказывания, цитаты, афоризмы известных людей со всего мира.
«Полюбите слёзы, в вас воскреснет смех.
Прикоснитесь боли, удалится грех.
Помолитесь Ночи, вам сверкнёт Заря,
С светлым, с тёмным сердцем светом говоря».
О юморе и смехе со смыслом.
«Тем, кто смеётся, мир ответит смехом.
Что крикнем, то и отзовётся эхом».
Обладать чувством юмора – это большой дар! Не каждому он дан, также, как умение петь, танцевать. За собой замечала, если разговариваю с человеком, обладающим этим чувством, то и сама начинаю шутить. Если, наоборот, то игра слов у меня исчезает. Далеко не все люди обладают этим качеством. Особенно он важен в семейной жизни. Согласитесь, что трудно жить с человеком лишенного юмора. Потому, что с шуткой возможно разрешить любой семейный конфликт. Нет ничего утомительнее общаться с человеком, который относится к себе слишком серьезно. Без смешного нельзя понять серьезного.
А факты о юморе и смехе – это упрямая вещь. Вот некоторые из них.
К ним же присоединяются со своими доказательствами и несколько народных пословиц на эту тему:
Английская пословица: « Чувство юмора — мерило ума».
Адыгейская пословица: «Шутка – гонец правды».
Японская пословица: «В дом, где смеются, приходит счастье».
Русская пословица: «Из дурака и плач смехом прёт».
Латинское изречение: «Смеясь, высказывают правду».
Это некая жизненная философия народов других стран, но мне ближе позиция барона Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица». Так давайте, друзья, улыбаться и шутить, в первый день второго месяца весны!
Философы.
Философия сформировала наш мир: новые взгляды и представления о мире и жизни. Многие высказывания известных философов наводят на глубокие размышления, заставляют задуматься над происходящем. Например, как смеются люди. Обратите на это внимание и сравните смех людей между собой. Получите большое удовольствие. Как раз об этом и упоминает древнегреческий философ Овидий. Возможно у многих произойдет переоценка своих эмоций – ведь их также необходимо держать под контролем.
Русские и российские писатели.
Русские писатели — это писатели, создававшие произведения на русском языке, независимо от национальности, гражданства и места проживания. Мы читали, перечитывали, учились на этих произведениях. Их высказывания для нас особо дороги и полезны. Юмор в русской литературе представлен весьма богато. Он чередуется с разными видами смеха: от сатиры до легкого юмора. Юмористическая литература представлена в разных жанрах: в баснях, комедиях, драмах, повестях и романах.
Юмор Гоголя достиг мирового значения. Образцы юмора есть в произведениях Пушкина. Много юмористических произведений у Салтыкова. Чехова считают одним из самых известных русских юмористов, поскольку действительность он изображает с легкой иронией. Российские писатели не растеряли все ценности русской литературы и продолжают их традиции.
Французские писатели.
Французские авторы особо выделяются среди других писателей и заставляют обращать на себя внимание читающей публики. В их произведениях особый шарм, присущий всему французскому. Французская проза разнообразна и многолика. Основой французского юмора считается его самоироничность. Герои многих произведений буквально упражняются в своем остроумии. Например: «Прекрасная Франция была бы еще краше, если бы здесь не было французов». Правда смешно?
Английские писатели и поэты.
Англичане всегда гордились своим юмором и считают его национальным достоянием. Отличительная особенность его – это игра слов, ведь именно на ней и построен английский юмор. Понять английский юмор может не каждый человек. У многих людей он вызывает недоумение. В результате у многих иностранцев складывается мнение, что у англичан отсутствует чувство юмора, но это ошибочное мнение. Доказательством служат многочисленные произведения их соотечественников, пронизанные остротами и шутками.
Писатели других стран.
Человеку всегда было свойственно радоваться жизни. Ведь люди, обладающие чувством юмора: приятны в общении, у них много друзей, они легче справляются с житейскими проблемами. Чувство юмора – это универсальное явление и присуще многим людям. Ну и, конечно, писателям разных стран.
Известные люди искусства: артисты, режиссеры, музыканты.
Люди искусства — это люди, плоды творчества которых являются культурным наследием человечества. Они способны влиять на души и умы людей, а порой ведут себя, как дети. Но ребенок не может жить без смеха и улыбок. Цитаты их особенно яркие и запоминающиеся. Ведь люди искусства точно знают: «Человек, у которого есть чувство юмора сможет выйти красиво из любой ситуации».
Правители и политики.
Святители и богословы.
В православном мире отношение к чувству юмора иное и отличается от привычного общепринятого понятия. Наверное, не стоит выискивать юмор в Священном Писании и в высказываниях известных богословов и святителей. Есть множество сторон человеческой жизни, которые в Писании практически никак не обсуждаются. Но несколько, на мой взгляд, интересных афоризмов все-таки приведу:
Напоследок
В заключении темы «О юморе и смехе со смыслом: цитаты и афоризмы» мне хочется привести малоизвестное широкой публике стихотворение Дмитрия Дмитриевича Минаева, русского поэта XIX века, в котором он, как всегда, очень конкретно обращается к современникам в сатирическом стихотворении «Юмористам». По-моему, оно актуально и по сей день.
Юмористы! смейтесь все вы,
Только пусть ваш стих,
Как улыбка юной девы,
Будет чист и тих.
Будьте скромны, как овечка,
Смейтесь без тревог,
Но от желчного словечка
Сохрани вас бог.
Без насмешки, без иголок,
Весело для всех,
Смейтесь так, чтоб не был колок
Безобидный смех;
Чтоб ребенок в колыбели
Улыбнуться мог…
От иной гражданской цели
Сохрани вас бог.
Смейтесь… ну хоть над природой —
Ей ведь нет вреда,
Над визитами, над модой
Смейтесь, господа;
Над ездой в телеге тряской
Средь больших дорог…
От знакомства с свистопляской
Сохрани вас бог.
Пойте песнь о стройном фронте,
О ханже, хлыще,
Только личностей не троньте,
Смейтесь — вообще…
И от кар, от обличений
Вдоль и поперек,
От новейших всех учений
— Сохрани вас бог!
Приглашаю на кануне 1 апреля посмотреть видеоклип песни «Первое апреля» в исполнении Валерия Ободзинского.
закатиться смехом
Смотреть что такое «закатиться смехом» в других словарях:
ЗАКАТИТЬСЯ — ЗАКАТИТЬСЯ, закачусь, закатишься, совер. (к закатываться). 1. Катясь, попасть за что нибудь, скрыться куда нибудь. Мяч закатился за диван. Монета закатилась под стол. 2. Зайти, опуститься за горизонт (о небесных светилах). Солнце закатилось.… … Толковый словарь Ушакова
ЗАКАТИТЬСЯ — ЗАКАТИТЬСЯ, ачусь, атишься; совер. 1. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Катясь, попасть куда н. Мяч закатился в угол. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). О небесном светиле: опуститься за горизонт. Солнце закатилось. Звезда чья н. закатилась… … Толковый словарь Ожегова
закатиться — качусь, катишься; св. 1. Катясь, попасть куда л. Мяч закатился под кровать. Шайба закатилась в ворота. Монета закатилась за холодильник. 2. Скрыться за горизонтом, зайти (о небесных светилах). Солнце закатилось. 3. Прийти к концу, кончиться.… … Энциклопедический словарь
закатиться — качу/сь, ка/тишься; св. см. тж. закатываться 1) Катясь, попасть куда л. Мяч закатился под кровать. Шайба закатилась в ворота. Монета закатилась за холодильник. 2) Скрыться за горизонтом, зайти (о небесных светилах) … Словарь многих выражений
залиться смехом — захохотать, загоготать, закатиться смехом, покатиться со смеху, зареготать, зайтись от смеха, засмеяться, заржать, рассмеяться, расхохотаться, разразиться смехом Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
разразиться смехом — зареготать, залиться смехом, зайтись от смеха, закатиться смехом, засмеяться, загоготать, покатиться со смеху, заржать, захохотать, рассмеяться, расхохотаться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
заливаться смехом — ▲ смеяться ↑ (в) высокой степени закатиться смехом. покатиться со смеху. заливаться. закатываться. покатываться. хвататься [держаться] за животы [животики]. надрывать [надорвать] животики [животы. кишки]. валяться [кататься. покатываться] со… … Идеографический словарь русского языка
засмеяться — в бороду, захохотать, прыснуть со смеха, загоготать, хохотнуть, хихикнуть, ухмыльнуться, усмехнуться, расхохотаться, рассмеяться, заржать, фыркнуть, прыснуть, засмеяться в усы, зайтись от смеха, засмеяться в кулак, зареготать, покатиться со смеху … Словарь синонимов
захохотать — рассмеяться, заржать, зайтись от смеха, разразиться смехом, залиться смехом, покатиться со смеху, закатиться смехом, зареготать, засмеяться, загоготать, прыснуть, расхохотаться Словарь русских синонимов. захохотать см. засмеяться Словарь синон … Словарь синонимов
загоготать — захохотать, расхохотаться, заржать, закричать, зайтись от смеха, закатиться смехом, разразиться смехом, залиться смехом, зареготать, засмеяться, покатиться со смеху, рассмеяться Словарь русских синонимов. загоготать см. засмеяться Словарь сино … Словарь синонимов
Краткая теория смеха: для чего человеку нужен юмор?
Теории и практики
Смех — это рефлекс, у которого, кажется, нет никакой биологической цели, но он часто помогает избавляться от одиночества, смягчать агрессию, побеждать в спорах, быстро определять, кто «свой», и даже решать проблему неравенства. Ученый Стивен Пинкер, который занимается экспериментальной психологией и когнитивными науками, собрал разные идеи и исследования, посвященные юмору, и описал природу смеха. T&P публикуют главу из его книги «Как работает мозг», которая вышла на русском языке в издательстве «Кучково поле».
Что тут смешного?
«Как работает мозг»
Вот как описывает проблему юмора Артур Кестлер: «Какую ценность для выживания представляет непроизвольное одновременное сокращение 15 лицевых мышц в сочетании с определенными звуками, зачастую неудержимыми? Смех — это рефлекс, но рефлекс уникальный тем, что он не служит никакой явной биологической цели; его можно назвать рефлексом-роскошью. Его единственная практическая функция, насколько можно судить, состоит в том, чтобы принести временное облегчение от бремени утилитарности. С эволюционной точки зрения там, где появляется смех, в скучную Вселенную, управляемую законами термодинамики и выживания сильнейшего, закрадывается элемент легкомысленности.
Этот парадокс можно сформулировать иначе. Нам кажется вполне рациональным, что яркий свет, бьющий прямо в глаз, заставляет зрачок сжиматься, или что воткнувшаяся в ногу булавка заставляет немедленно отдернуть ногу — потому что и «стимул», и «реакция» находятся на одном и том же физиологическом уровне. Однако факт того, что сложная мысленная деятельность вроде прочитывания страницы из работы Тербера должна вызывать специфическую моторную реакцию на рефлекторном уровне, — односторонний феномен, который озадачивал философов еще с античных времен».
Теперь постараемся свести воедино основные нити из рассуждений Кестлера, из более поздних идей эволюционной психологии и из исследований, посвященных собственно юмору и смеху.
Все это приводит к двум выводам. Во-первых, смех выражается с помощью звуков не потому, что он представляет собой высвобождение накопившейся эмоциональной энергии, а потому, что так его могут слышать другие; это форма коммуникации. Во-вторых, смех является непроизвольным по той же причине, по которой непроизвольный характер носят другие проявления эмоций. Мозг делает честную, непритворную и довольно дорогостоящую рекламу психического состояния, передавая контроль от систем вычисления, отвечающих за произвольные действия, движущим элементам нижнего уровня, отвечающим за материальную часть человеческого тела. Как и в случае проявления злобы, сочувствия, стыда или страха, мозг идет на те же самые шаги, чтобы убедить аудиторию в том, что внутреннее состояние человека является искренним, а не поддельным.
Адриан Брауэр, «Юноша, делающий гримасу», 1632-35
По-видимому, у других видов приматов есть аналоги смеха. Социобиолог Иренеус Эйбль-Эйбесфельдт слышит ритмичные звуки смеха в «окрикивании», которое издают обезьяны, когда собираются в группу, чтобы запугать или атаковать общего врага. Шимпанзе издают другой звук, который приматологи описывают как смех. Это придыхательный звук, который произносится и на выдохе, и на вдохе, и он больше напоминает храп, чем «ха-ха-ха», из которого состоит человеческий смех. (Не исключено, что у шимпанзе существуют и другие разновидности смеха.) Шимпанзе «смеются», когда щекочут друг друга, прямо как дети. Щекотание заключается в том, чтобы дотронуться до уязвимых частей тела, притворяясь, что нападаешь. Многие приматы и дети во всех человеческих сообществах затевают потасовки, во время которых тренируются драться по-настоящему. Драка понарошку — это всегда дилемма для ее участников: потасовка должна быть достаточно реалистичной, чтобы предоставить полезную возможность потренировать навыки защиты и наступления, однако каждая из сторон должна показать другой, что это нападение понарошку, дабы драка не переросла во более серьезное и никто не пострадал. Смех шимпанзе и другие «игровые лица» у приматов сформировались как сигнал, что драка затеяна, как говорится, в шутку. Итак, у нас есть два варианта прототипа смеха: сигнал коллективной агрессии и сигнал притворной агрессии. Одно не исключает другого, и оба варианта в совокупности могут помочь пролить свет на суть смеха у людей.
Юмор нередко представляет собой разновидность агрессии. Когда над тобой смеются, это неприятно и воспринимается как нападение. В основе многих комедий лежат грубый фарс и оскорбительные шутки, а в менее изысканной обстановке — в том числе, в сообществах охотников-собирателей, где происходила наша эволюция, — юмор может быть откровенно садистским. Дети часто смеются до истерики, если другому ребенку больно или с ним случилась неприятность. То же самое мы находим и во многих публикациях, посвященных юмору среди охотников-собирателей. Когда антрополог Реймонд Хеймс жил с племенем екуана в дождевых лесах Амазонии, он однажды ударился головой о перекладину у входа в хижину и упал, скорчившись от боли и обливаясь кровью. Свидетели этого происшествия просто тряслись от смеха. Нельзя сказать, что мы сильно отличаемся от них. В былые времена в Англии публичная казнь была событием, на которое можно было прийти всей семьей и вдоволь посмеяться над осужденным, пока его будут вести к виселице и казнить. В книге «1984» Оруэлл представил в виде отрывка из дневника Уинстона Смита сатирическое изображение популярного развлечения, которое беспокоит своим сходством с типичным вечером в суперсовременном кинотеатре:
Тот ужас, который вызывает у нас Оруэлл своим душераздирающим описанием ужаса жертв, показывает, что стимулом для смеха не может быть одна только жестокость. Предмет насмешек должен быть представлен как предъявляющий незаслуженные претензии на достоинство и уважение, а смешной инцидент должен немного сбить с него спесь. Юмор — враг помпезности и внешнего приличия, особенно если они служат опорой для авторитета противника или вышестоящего. Наиболее привлекательный объект насмешек — это учителя, проповедники, короли, политики, военные чины и другие сильные мира сего. (Даже злорадство екуана кажется нам более понятным, если мы узнаем, что они — народ небольшого роста, а Хеймс — дюжий американец.) Едва ли не самая смешная ситуация, которую я видел в реальной жизни, произошла во время военного парада в Кали (Колумбия). Во главе парада гордо шествовал офицер, а перед ним не менее гордо шествовал уличный мальчишка лет семи или восьми, задрав кверху нос и величественно размахивая руками. Офицер пытался отогнать мальчишку, не сбившись при этом с шага, однако мальчик все время умудрялся проскочить на несколько шагов вперед и продолжал идти во главе процессии по улицам города.
Потеря собственного достоинства также лежит в основе неизменной привлекательности непристойного и «туалетного» юмора. Большинство шуток в мире напоминают скорее комедию «Зверинец», чем юмор «Алгонкинского круглого стола». […]
Альпинист падает с утеса и цепляется за веревку над обрывом высотой в тысячу футов. В ужасе и отчаянии он поднимает глаза к небесам и восклицает: «Есть там наверху кто-нибудь, кто может мне помочь?». С небес раздается голос: «Ты будешь спасен, если докажешь свою веру и отпустишь веревку». Альпинист смотрит вниз, потом вверх, а потом кричит: «А еще там есть кто-нибудь, кто может мне помочь?». С точки зрения системы координат религиозных сюжетов, где Бог творит чудеса в обмен на демонстрацию веры, а люди всегда оказываются благодарны ему за эту сделку, ответ альпиниста абсурден. Несоответствие разрешается за счет перехода в систему координат повседневной жизни, где люди со здоровым уважением относятся к законам физики и скептически — к тем, кто пытается бросать им вызов. В этой системе координат Бог (а также косвенным образом его сторонники из религиозных учреждений) может оказаться мошенником — впрочем, если это не так, то здравый смысл альпиниста приведет его к гибели. […]
Ян Стен, Автопортрет, 3-я четверть XVII века
Называемые Кестлером три компонента юмора — несоответствие, разрешение и нелепое положение — были подтверждены многочисленными экспериментальными исследованиями того, что делает шутку смешной. Грубый юмор с участием физических действий работает за счет конфликта между психологической системой координат, в которой человек является точкой отсчета для убеждений и желаний, и физической системой координат, в которой человек — это просто кусок материального вещества, подчиняющийся законам физики. «Туалетный» юмор работает за счет конфликта между психологической системой координат и физиологической системой координат, в которой человек производит вызывающие отвращение субстанции. Непристойный юмор также работает за счет конфликта между психологической и биологической системами координат; в этом случае человек — это млекопитающее со всеми инстинктами и органами, необходимыми для внутреннего оплодотворения. Вербальный юмор основывается на конфликте между двумя значениями слова, второе из которых — неожиданное, деликатное или оскорбительное.
Остальное содержание теории Кестлера испытывает влияние двух старомодных идей: гидравлической модели мышления, согласно которой имеющее свойство накапливаться психическое давление нуждается в аварийном клапане, и стремления к агрессии, которое порождает это давление. Чтобы дать полный ответ на вопрос «Для чего же вообще нужен юмор?», нам нужны три новые идеи.
Во-вторых, на господствующее положение можно претендовать, когда ты наедине с противником, но не с целой толпой. Человек, у которого в пистолете всего одна пуля, может удерживать десятки людей в заложниках, если у них не будет способа дать сигнал, по которому они все должны на него наброситься. Ни у одного правительства нет достаточной мощи, чтобы контролировать все население, поэтому, когда события разворачиваются быстро и люди теряют доверие к авторитету правящей верхушки, они могут ее свергнуть. Возможно, именно поэтому на службу юмору был поставлен смех — этот непроизвольный, дезорганизующий и весьма заразительный сигнал. Когда робкие смешки перерастают в безудержное веселье, подобно ядерной цепной реакции, люди начинают признавать, что все они замечали в столь восхваляемом лидере один и тот же недостаток. Если бы обидчик был один, он бы рисковал расправой со стороны объекта насмешек, однако если обидчиков целая толпа и все они, явно сговорившись, указывают на слабости объекта, это надежный способ. Рассказанная Гансом Христианом Андерсеном история про новую одежду короля — это хорошая притча о диверсионной мощи коллективного юмора. Конечно, в повседневной жизни нам не приходится свергать тиранов и срамить королей, но нам приходится ставить под сомнение претензии бесчисленных хвастунов, забияк, задир, пустозвонов, благодетелей, ханжей, мачо, всезнаек и примадонн.
В-третьих, мозг рефлекторно интерпретирует слова и жесты других людей, делая все возможное, чтобы они стали разумными и искренними. Если речь фрагментарна или неразборчива, мозг милосердно заполняет пробелы или переходит к другой системе координат, в которой сказанное будет иметь смысл. Без этого «принципа релевантности» был бы невозможен язык как таковой. Мысли, стоящие за простейшим предложением, так замысловаты, что если бы мы попытались их выразить в речи в полном объеме, наша речь стала бы напоминать витиевато-многословный стиль юридических документов. Допустим, я говорю: «Джейн услышала на улице мелодию фургона с мороженым. Она побежала к комоду, взяла копилку и начала трясти. Наконец, оттуда выпало немного денег». Хотя я использовал достаточно мало слов, вы поняли, что Джейн — ребенок (а не восьмидесятилетняя старуха), что она трясла копилку (а не комод), что из копилки выпали монеты (а не банкноты) и что ей нужны были деньги, чтобы купить мороженое (а не для того, чтобы их съесть, инвестировать или подкупить продавца мороженого, чтобы он выключил мелодию).
Шутник манипулирует этими ментальными механизмами таким образом, чтобы публика помимо своей воли начала задумываться о суждении, которое способно разрешить несоответствие. Людям нравится истина, выражаемая этим суждением, потому что она не была навязана им в форме пропаганды, которую они могли бы отвергнуть, а была выводом, к которому они пришли самостоятельно. В этом суждении должно содержаться хотя бы какое-то оправдание, иначе аудитория не сможет вывести его из остальных фактов и не сможет оценить шутку.
Джудит Лейстер, «Веселый пьяница», 1629
Юмор далеко не всегда бывает злонамеренным. Друзья частенько подтрунивают друг над другом — это вполне безобидное занятие; более того, вечер, проведенный в шутливой беседе с друзьями, — одно из величайших удовольствий в жизни. Конечно, значительная часть этого удовольствия основывается на том, что друзья насмехаются над людьми, не входящими в их круг: это укрепляет дружбу в полном соответствии с принципом «враг моего врага — мой друг». Тем не менее значительную часть таких шуток составляет самоуничижение и снисходительное поддразнивание, которое, по-видимому, кажется всем приятным.
Компанейский юмор не только нельзя назвать агрессивным — его нельзя назвать и особенно смешным. Роберт Провайн сделал нечто, что никто даже не подумал сделать за более чем двухтысячелетнюю историю разглагольствований на тему юмора: он решил понаблюдать прямо на улице за тем, что заставляет людей смеяться. Его ассистенты незаметно подходили в кампусе колледжа к группам беседующих людей и подмечали, что вызывало у них смех. Что же им удалось обнаружить? Типичными фразами, после которых люди начинали смеяться, оказались «Мы с вами еще увидимся, ребята» и «Что бы это значило?!». Как говорится, это сложно объяснить, это нужно видеть. Только от 10 до 20% всех ситуаций можно было описать как смешные и то по очень мягким критериям. Самые смешные фразы из 1200 примеров были следующие: «Тебе пить не обязательно, ты нам купи что-нибудь выпить»; «Ты ходишь на свидания с представителями своего биологического вида?» и «Ты тут работаешь или просто делаешь вид?». Провайн отмечает: «То, что на многолюдных вечеринках часто слышится смех, не означает, что гости рассказывают друг другу безумно смешные шутки. По большей части диалог, предшествующий смеху, напоминает диалоги из бесконечного телевизионного ситкома, написанного крайне бездарным сценаристом».
Чем же объясняется привлекательность почти не смешной болтовни, которая в большинстве случаев вызывает у нас смех? Если юмор — это противоядие от чувства собственного величия, средство для борьбы с доминированием, то его не обязательно использовать только в пагубных целях. Основная идея в том, что люди, взаимодействуя друг с другом, должны выбирать из меню разных концепций общественной психологии, каждая из которых отличается собственной логикой. Логика доминирования и статуса основана на неявных угрозах и подкупе, и она исчезает, если вышестоящее лицо больше не может их реализовать. Логика дружбы основана на готовности предоставлять друг другу помощь в неограниченном масштабе, что бы ни случилось. Люди стремятся к статусу и доминированию, однако они также стремятся к дружбе, потому что статус и доминирование преходящи, а друг останется рядом с тобой в горе и в радости. Два этих варианта несовместимы, и здесь возникает проблема сигнала. Если взять любых двух человек, один из них всегда будет более сильным, умным, богатым, красивым или влиятельным, чем другой. Всегда есть условия для установления отношений типа «доминирующий — подчиняющийся» или «знаменитость — фанат», однако ни одна из сторон не хочет, чтобы отношения развивались в этом направлении. Принижая ценность качеств, с помощью которых вы могли бы подчинить своего друга или друг мог бы подчинить вас, вы подаете сигнал, что основой для ваших взаимоотношений — по крайней мере, для вас — не является статус или доминирование. Лучше всего, если этот сигнал является непроизвольным, и его сложно подделать.
Если эта идея верна, она могла бы объяснить сходство между смехом у взрослых людей и реакцией на имитацию агрессии и щекотание у детей и шимпанзе. Смех как бы говорит: «Может показаться, что я пытаюсь нанести тебе вред, но я просто делаю то, что нужно нам обоим». Эта идея также объясняет, почему дружеские шутки — это точный измерительный прибор, использующийся, чтобы оценить, какие отношения у вас с тем или иным человеком. Вы не будете поддразнивать вышестоящего или незнакомца, однако если один из вас отпустит пробную шутку, которая вызовет положительную реакцию, вы будете знать, что лед растоплен и что отношение движется в сторону дружбы. Если же поддразнивание вызовет недовольную ухмылку или ледяное молчание, вы поймете, что этот недовольный человек не желает становиться вашим другом (а может быть, даже истолковал вашу шутку как агрессию или вызов). Постоянные смешки, характерные для общения хороших друзей, — как бы повторное заявление о том, что основой для отношений по-прежнему является дружба, несмотря на то, что у одной из сторон регулярно появляется повод взять контроль в свои руки.