Сми как фактор социализации
СМИ как фактор социализации подростков
Социализация как социально-педагогическое явление. Способность подростков адаптироваться к окружающей социальной обстановке. Подходы к определению социализации. Основные виды средств массовой информации (СМИ). Роль СМИ в социализации подростков.
Рубрика | Журналистика, издательское дело и СМИ |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.11.2012 |
Размер файла | 39,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социализации
1.1 Подходы к определению социализации
1.2 Социализация как социально-педагогическое явление
Глава 2. СМИ как фактор социализации подростков
2.2. Роль СМИ в социализации
Список использованной литературы
Данная работа посвящена рассмотрению влияния СМИ на социализацию подростков. Социализация растущего человека как способность адаптироваться к окружающей социальной обстановке составляет одну из главных задач современного общества.
Исторически сформировавшаяся система социализации обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы социализации, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества (Асмолов:1998. С.58).
Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Наша обязанность создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью (Цит. По Мудрик: 2000. С.39).
Сегодня мало у кого возникают сомнения, что Средства Массовой Информации (далее СМИ) имеют колоссальное влияние на социализацию человека. Они несут аудитории информацию, рассчитанную на формирование определенных мировоззренческих установок, выработку определенной картины мира, определенных ценностей, норм, моделей поведения, стремлений, идей, убеждений и так далее. Но механизм воздействия СМИ на людей в процессе социализации, а тем более на ребёнка, как на развивающуюся личность, до конца ещё далеко не изучен. А если учесть какими темпами в современном обществе развиваются сами СМИ, то актуальность данного исследования ни у кого не вызовет сомнений.
Актуальность темы исследования определила цель работы: влияние СМИ на социализацию подростков. Названная цель определила задачи исследования:
1. Рассмотрение теоретических аспектов социализации как социально-педагогического явления.
2. Характеристика СМИ как одного из основных факторов социализации.
Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социализации
1.1 Подходы к определению социализации
Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность.
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
Э. Гидденс в своей недавно изданной книге «Социология» определяет социализацию как «социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям; в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла» ( См.: Гидденс Э., 1999. С. 572).
Анализируя вышеуказанные теории, социальный психолог А. Н. Сухов делает вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая формула бихевиоризма и теория Л.С. Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция (Сухов А.: 2002. С. 40).
В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Понятие «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация как процесс приспособления может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Процесс социально-психологической адаптации, по мнению А.В. Мудрика, являясь конкретным процессом социализации, распадается на несколько стадий: ознакомление, ролевая ориентация, самоутверждение (Мудрик: 2000. С.59).
Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следующую структуру: содержание (приспособление к негативному опыту) и широта(число сфер, к которым смогла приспособиться личность). Наиболее часто рассматриваются такие характеристики социализации как факторы, агенты, механизмы и средства.
Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко небезразлично для социального здоровья общества.
Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящее ущерба, как самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы. В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности общества.
Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью. У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности общества перед личностью.
1.2 Социализация как социально-педагогическое явление
массовый информация подросток социализация
Социализация растущего человека как формирование развитой личности, способной адаптироваться к сложнейшим современным условиям, составляет одну из главных задач современного общества.
Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительного и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения имеет много составляющих. Человек выступает в этом процессе и как объект социализации, и как субъект. Возрастные стадии социализации, имея свои особенности, объединены общими задачами. Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач: Естественно- культурные, социально-культурные и психологические. Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.
Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. По мнению А. В. Мудрика, социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов (Мудрик:2000. С.152). Исследователь выделяет социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т.д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.
Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.
Институциональный механизм реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.
Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д.
Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации, к которому и относятся СМИ.
Другим основным агентом социализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития. Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении молодежи.
Глава 2. СМИ как фактор социализации подростков
2.1 Виды средств массовой информации
В начале 21 века массовое вещей (и услуг) уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.
Немецкий социолог и историк М.Вебер утверждал, что основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждения ценностей бытия выявлять в объективной реальности новое: новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость для него; и тиражировать это новое, становящееся социальной информацией, с привлечением к диалогу все новых его участников.
Существует несколько вариантов классификации СМИ, например:
Простые (газета, фотография, грамзапись, кино, телефон, радио).
Сложные стали глобальным явлением (магнитная запись, телевидение, факс).
Современные (лазерная запись информации, Интернет, сотовая связь).
Перспективные (симбиозная связь, сотовая плюс Интернет, вживляемые (биоэлектронные) массовые коммуникации).
Прогнозные системы (информационный океан, телепатическая связь) (Федотова:1996. С.75).
Таким образом, можно утверждать, что средства массовой коммуникации это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и др.) с помощью которых осуществляется распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.
Средства массовой информации, являясь одним из агентов социализации, представлены следующими видами: радио, пресса (газеты, журналы), телевидение, массмедиа.
Учитывая уровень избирательного потребления информации наиболее удобным, доступным и наглядным будет представление СМИ, как мезофактора социализации. Хотя понятия мега- и микрофакторы, несомненно, применимы к ним и в будущем имеют тенденцию расширяться в данном контексте (глобальная компьютерная сеть, телерадиовещание или домашние сети, газета микрорайона и т.п.). И ещё, не нужно забывать, что микрофакторы влияют непосредственно на отдельных людей и микросоциум, а, следовательно, семью и в особенности на детей.
Исходя из этого, рассмотрим «плюсы» и «минусы» четырёх основных видов СМК используемых среднестатистической российской семьёй (см. Таблицу ).
Роль СМИ в процессе социализации человека
Общая характеристика информационного общества и определение роли средств массой информации в его жизнедеятельности. Оценка особенностей участия СМИ в социализации человека. Изучение социальных функций СМИ и анализ их влияния на подрастающее поколение.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.01.2013 |
Размер файла | 25,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
на тему: «Роль СМИ в процесс социализации человека»
1. СМИ в социализации человека
2. СМИ в жизни человека
3. Социальные функции СМИ
4. Сущность влияния СМИ на сознание человека
5. Влияние СМИ на подрастающее поколение
Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
1. СМИ в социализации человека
массовая информация общество социализация человек
СМИ играет важную роль в социализации современного человека т.к средства массовой информации имеют конкретные социальные функции. Перечислим основные из них: распространение знаний о действительности, информирование, формирование общественного мнения, реализация социальной активности членов общества, организация того или иного поведения людей, какого-либо действия, аудитории, создание определенного эмоционального и психологического тонуса и др.
2. СМИ в жизни человека
СМИ прочно вошли в нашу жизнь. В нашей стране с каждым годом растет доверие населения к СМИ. Это объясняется тем, что созданные передачи информационного характера предлагают населению не только ознакомиться с различными видами информации, но и доносят до широких масс мнение специалистов компетентных в комментируемых процессах. Современные СМИ никогда открыто не навязывают какую-либо точку зрения, однако при помощи некоторых психологических манипуляций могут подвести людей к определённым выводам и поступкам. Как правило, в СМИ по всем серьёзным вопросам высказывается много разнообразных и аргументированных мнений и каждый человек вправе выбрать суждения, которые ему более всего импонируют. Как видите, масс-медиа(средства массовой коммуникации) имеют огромное влияние на формирование общественного мнения и ни в коем случае нельзя недооценивать роль телевидения, радиовещания и газет в жизни каждого человека. К сожалению, есть люди, которые для достижения своих корыстных целей пытаются манипулировать общественным мнением, например, во время выборов некоторые кандидаты в депутаты стремятся при помощи СМИ очернить своих конкурентов. Поэтому, чтобы всегда располагать правдивой информацией, необходимо избегать ознакомления с низкопробными телеканалами и печатными изданиями, в которых для поднятия рейтингов могут приводиться непроверенные данные. Например, ни в коем случае нельзя доверять жёлтой прессе, в которой часто используются неправдивые или перекрученные факты из жизни известных людей.
Помните, что формировать своё окончательное мнение и делать какие-либо выводы, можно только до конца разобравшись в ситуации. Владение достоверной информацией в наше время может послужить ключиком к успеху.
3. Социальные функции СМИ
Средства массовой информации имеют конкретные социальные функции. Перечислим основные из них: распространение знаний о действительности, информирование, формирование общественного мнения, реализация социальной активности членов общества, организация того или иного поведения людей, какого-либо действия, аудитории, создание определенного эмоционального и психологического тонуса и др.
Также СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе:
1) информационная (является источником разнообразной информации);
2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
4. Сущность влияния СМИ на сознание человека
Общественное мнение выступает в экспрессивной, консультативной и директивной функциях:
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.
Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью.
5. Влияние СМИ на подрастающее поколение
Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Подросток как губка, которая впитывает всё плохое, всё негативное, но ребёнок не осознаёт вредность этого «впитывания», самое главное для него, чтобы сверстники приняли его в свой круг общения.
Устанавливается ряд факторов, связанных с восприятием подростками сцен насилия и агрессии в телевизионной рекламе и определяющих их эмоциональное отношение к ней. Одновременно проведена оценка некоторых факторов, которые такого влияния не оказывают.
Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого «информационного образа жизни».
За последнее время исследователи отмечают усиление агрессивности современной телевизионной рекламы, увеличение количества сцен насилия, предъявляемых многократно в течении длительного времени. Педагоги утверждают, что агрессивная реклама оказывает существенное воздействие на детей и подростков, психика которых практически ничем не защищена.
Исследование показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.
В ходе данного исследования мы выяснили, что человек почти ежедневно использует СМИ в качестве главного источника информации. Причем основным источником является телевидение. Однако все большее значение приобретает Интернет.
Журналисты явно недооценивают интерес молодых людей к познавательной и жизненно важной для их социализации информации. Очевидно, можно говорить о пренебрежении базовыми информационными потребностями человека в угоду развитию низменных деструктивных интересов, которые, конечно, не способствуют становлению социально активных, гуманистически ориентированных, образованных людей.
СМИ оказывают огромное влияние на людей, во многом формируя их жизненную позицию и мировоззрение.
8. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие урбанизации, ее роль в жизни общества. Гуманистический подход к трактовке социализации. Уровни, темпы и перспективы урбанизации. Понятие социализации. Город как мезокомпонент среды социализации человека. Уровневый анализ факторов социализации.
реферат [42,1 K], добавлен 10.10.2008
Изучение особенностей церковных организаций как агентов социализации личности. Масштабы и эффекты социализации личности под влиянием Русской Православной Церкви в современном российском обществе. Проблемы участия Церкви в процессе социализации россиян.
дипломная работа [184,3 K], добавлен 02.12.2015
Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.
курсовая работа [37,1 K], добавлен 26.01.2016
Этапы развития личности в процессе социализации. Результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Концепция социализации личности как единство индивидуальных способностей и социальных функций человека.
курсовая работа [30,5 K], добавлен 20.10.2014
Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.
курсовая работа [44,2 K], добавлен 17.03.2012