Соц работа как наука

1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, изменение среды их обитания. Задачи социальной работы как научной дисциплины: анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов.

Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, и с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками – с другой.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы» (ныне называется «Отечественный журнал социальной работы»), подготовлено и издано немало учебных пособий и учебников по теории, истории и методике социальной работы.

Однако ВАК РФ еще не признал социальную работу в качестве научной дисциплины.

Особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип.

Основные закономерности социальной работы:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Читайте также

Наука

Наука Как возникли цифры? Это очень просто: если к двум копейкам вы прибавите еще две, то у вас будет четыре копейки. Но знаете ли вы, что чтобы человек научился думать так, как вы, ему понадобились миллионы лет? Действительно, самое трудное – научить ребенка пользоваться

17. НАУКА

17. НАУКА Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С введением в 1991 г. в России новой профессии – специалиста по социальной работе – базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной

9. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА

9. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку в ней можно выделить подсистемы меньшего уровня. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе три компонента: а) социальную работу как

13. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Социальная деятельность является существенным компонентом становления и развития социальных отношений и социальной сферы, ставшим органической константой жизнедеятельности общества в целом, отдельного человека,

15. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОЦЕСС

15. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОЦЕСС Социальная работа носит событийно-диалогический характер. В ходе ее происходит событие – «встреча» людей с различными мировоззрениями, менталитетом, уровнем воспитания и формой поведения, особенности которых нельзя не учитывать.

Наука

Наука Наука – в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о

НАУКА

Наука

Наука См. также «Знание», «Теория. Гипотеза», «Ученые», «Эксперимент» Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство — это «я»; наука — это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы

НАУКА

НАУКА Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которую достигли гении предыдущего поколения. Макс Глюкманн Искусство

Наука и Бог

Наука и Бог Даже Бог не может сделать так, чтобы дважды два не было четыре. Гуго Гроций (1583–1645), нидерландский правовед Господь Бог вычисляет дифференциалы эмпирически. Альберт Эйнштейн (1879–1955), немецкий физик Бог создал натуральные числа, остальное — дело рук

Работа с людьми. Работа в команде

Работа с людьми. Работа в команде См. также «Искусство нравиться. Искусство общения» (с.65); «Организация. Система» (с.264); «Лидер» (с.377); «Подчиненные и начальство» (с.392)Как легко было бы управлять миром, если бы он не состоял из людей!Фридрих Зибург (1893–1964),немецкий писатель и

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Соц работа как наука. Смотреть фото Соц работа как наука. Смотреть картинку Соц работа как наука. Картинка про Соц работа как наука. Фото Соц работа как наука Соц работа как наука. Смотреть фото Соц работа как наука. Смотреть картинку Соц работа как наука. Картинка про Соц работа как наука. Фото Соц работа как наука Соц работа как наука. Смотреть фото Соц работа как наука. Смотреть картинку Соц работа как наука. Картинка про Соц работа как наука. Фото Соц работа как наука Соц работа как наука. Смотреть фото Соц работа как наука. Смотреть картинку Соц работа как наука. Картинка про Соц работа как наука. Фото Соц работа как наука

Соц работа как наука. Смотреть фото Соц работа как наука. Смотреть картинку Соц работа как наука. Картинка про Соц работа как наука. Фото Соц работа как наука

Соц работа как наука. Смотреть фото Соц работа как наука. Смотреть картинку Соц работа как наука. Картинка про Соц работа как наука. Фото Соц работа как наука

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и техноло-гий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Напомним, что науки разделяются на естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические.«Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисципли

нарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, а с другой — связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. Отметим, что характерными признаками научной дисциплины являются наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и учебников. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлены и изданы несколько учебных пособий по теории и методике социальной работы.

Однако процесс становления этой науки еще далек от завершения. Именно этим, в частности, объясняется непризнание ВАКом РФ социальной работы в качестве научной дисциплины. И именно поэтому подготовка аспирантов и докторантов осуществляется в рамках аспирантуры и докторантуры по специальностям философия, социология, политология и психология.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому разные точки зрения на указанные компоненты являются лишь предварительными, дискуссионными суждениями.

В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2) существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика*. Существует мнение, что второй подход к выявле-

* См.:Холостова ЕЙ Социальная работа» теоретико-методологические аспекты //Социальная работа. — 1994. — Вып. 6.

нию закономерностей социальной работы более обоснован*. Вероятно, с этим можно согласиться, учитывая, что закон (общественная закономерность) представляет собой наиболее существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей во всех формах их проявления.

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основныхпринципов теории социальной работы.

Это общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие. Общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Наконец, специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания).

Соц работа как наука. Смотреть фото Соц работа как наука. Смотреть картинку Соц работа как наука. Картинка про Соц работа как наука. Фото Соц работа как наука

Назовем (как один из вариантов возможного решения проблемы) эти принципы социальной работы с учетом их классификации.

Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность(вспомо-жение).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Среди них называются такие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равных возможностей для граждан при

* См.: Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. — Барнаул. Изд-воАГУ, 1995. — С 13-14.

получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Подметодами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем.

Источник

Соц работа как наука

Першина Татьяна Олеговна

Преподаватель Университетского колледжа ОГУ

Занятие № 1 (2/2)

Рассматриваемые вопросы:

1. Понятие и статус социальной работы

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление:

1. самостоятельную область научно-практического знания,
2. профессию
3. учебную дисциплину.

Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

2. Объект, предмет и закономерности социальной работы как науки

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа.

Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).

Объект исследования

Объект науки — определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.

Объект социальной работы — система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество — это система). Объект социальной работы — это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы — это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Предмет исследования

Предмет исследования науки — это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект — это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы (И. С. Романычев).

Закономерности

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности — это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

3. Принципы и теоретические модели

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)

Теоретические модели

4. Понятийно-категориальный аппарат

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки — совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней.

Классификация понятий по степени общности:

Методы исследования

Метод — это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы — способы познания действительности.

Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.

Номотетические методы: направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) — это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.

Идиографические методы. В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем» (М. В. Вдовина).

Место в системе наук

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т. д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т. д.) (И. С. Романычев)

Источник

Глава 6 Социальная работа как общественный феномен и вид социальной деятельности

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, становится объектом специального научного исследования.

Анализируя социальные явления, социальные процессы и социальные отношения и являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа также связана как с техническими (информатикой, АСУ), так и (особенно) с естественными науками (физиологией, медициной, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегрированный характер. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными и социальными науками (социологией, психологией, педагогикой, правоведением и др.).

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного изучения социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место теории социальной работы в процессе развития таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

По отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как прикладную дисциплину, ориентированную на изучение проблем отдельной отрасли, сферы общественной науки – социального развития. Другой ориентирует специалистов на более сложное структурирование и статус социальной работы как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий подход систематизирует научное знание в области социальной работы по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий.

Спор на эту тему должны решить время и развитие научных исследований в сфере социальной работы, социального развития в целом.

Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира происходил в двух направлениях. Первое касалось усиления значимости в системе психологического объяснения поведения, бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминирования познавательных ориентаций.

Второе направление было связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы и социальной практики[9].

Постепенно в теории социальной работы складываются системные представления о социальной помощи и защите, социальных гарантиях и социальном обслуживании населения, оказавшегося в сложных жизненных ситуациях. При этом ориентация идет на создание целостного подхода к теории социальной работы.

Становление научных основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И одним из наиболее активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятельности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины.

Первые теоретические исследования в области теории социальной работы были выполнены следующими российскими учеными: С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьевым, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакиным, В. И. Жуковым, И. Г. Зайнышевым, И. А. Зимней, А. А. Козловым, В. В. Колковым, Л. И. Кононовой, П. Д. Павленком, А. М. Пановым, А. С. Сорвиной, Е. Р. Смирновой, Л. В. Топчием, М. Ф. Фирсовым, Б. Ю. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. Б. Шмелевой, Н. П. Щукиной, В. Н. Ярской и др. Позднее к разработке теоретических аспектов социальной работы подключились Л. И. Савинов, И. В. Мкртумова, З. П. Замараева, К. Н. Новикова, Э. Л. Воробьева, Т. Е. Демидова и др.

Они предприняли попытку определить категориальный аппарат, предмет и объект социальной работы, ее взаимосвязь с другими науками.

Следует подчеркнуть, что социальная работа как область общественной практики и общественного познания развивается под влиянием различных факторов: становления системы социальной защиты населения, развития учреждений социального обслуживания, взаимодействия государственных и общественных формирований социальной помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, усиления социального напряжения в обществе в целом, формирования государственной социальной политики.

Теория социальной работы представляет собой особое выражение процесса функционирования и развития сложной системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной и следствием характера социальных процессов одновременно. Предмет исследования социальной работы как науки – социальные отношения и взаимосвязи разных уровней – является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.

Именно то обстоятельство, что человек, действующий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой, является основным объектом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношением людей друг к другу, но и отношением людей к идеям, знаниям; взаимосвязями знаний различных областей и технологий социальной работы.

Структурный анализ теории социальной работы как относительно самостоятельной системы научных знаний следует начать с выяснения характера взаимосвязей и отношений, носителями которых являются органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, а также специалисты социальной работы. С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и объекта, как частный случай социального управления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъект осуществляет такое воздействие.

Рассматривая социальную работу с точки зрения науки, следует определить ее предметно-объектные отношения. В данном случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом может выступать либо сторона этого объекта, например социальная ситуация клиента, либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

Объектом социальной работы в широком понимании может выступать все население. Это объясняется той особенностью, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Так, например, в разные периоды жизнедеятельности человека появляются различные проблемы: состояние здоровья, конфликт в семье, стрессовые ситуации, бедность и т. д. Поэтому каждый человек в той или иной степени нуждается в квалифицированной помощи специалиста по социальной работе.

Можно классифицировать эти проблемы следующим образом:

• состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы (это инвалиды, как взрослые, так и дети; их семьи; лица, склонные к суицидным поступкам, и т. д.);

• работа в экстремальных ситуациях – локальные войны, техногенные катастрофы;

• старость как социальная проблема;

• бедность и трудное положение наиболее уязвимых категорий населения;

• девиантное поведение в его различных формах и видах;

• бродяжничество, бездомность, вынужденная миграция;

• беспризорность и безнадзорность;

• правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных и т. д.

Субъектами социальной работы выступают:

• государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

• различные учреждения социального обслуживания населения;

• администрации различных организаций и учреждений;

• общественные, благотворительные, частные организации и учреждения;

• люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах;

• преподаватели и исследователи социальной работы.

Объектно-субъектные отношения, как известно, употребляются для обозначения и исследования социальных процессов как на макро или мезоуровне, так и на микроуровне жизнедеятельности членов общества. В социальной работе проявляются все три уровня взаимодействия объективного и субъективного, выражая тем самым не только сложность, многоуровневость системы социальной работы, но и неразрывность, целостность и необходимость соответствующих организационных структур по управлению и регулированию взаимоотношений людей с окружающей их материальной, социальной и духовной средой на федеральном, региональном, производственно-бытовом и общественном уровнях. При этом следует заметить, что субъект социальной работы, будь это специалист, социальная служба определенной направленности, учреждение или ведомство защиты населения в целом, и объект социальной работы, будь это конкретный человек, семья, социальная группа или другая общность, сами по себе представляют весьма сложные социальные и биосоциальные системы. Они исследуются многими научными дисциплинами. Научные достижения и результаты этих исследований теория социальной работы не вправе игнорировать.

Так, например, своеобразие социальных процессов состоит и в том, что они активно влияют на все стороны общественной жизни, как бы пронизывают ее интересами и потребностями личности, семьи, социальной или социально-демографической группы, а поэтому целенаправленное воздействие на них в социальной работе невозможно без учета научных достижений теории социального управления. Вот почему закономерности и специфика управленческих отношений, складывающихся в социальной работе, являются важным компонентом ее структуры как науки. Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки, следует выделить такие, как отношения субординации, координации, корреляции.

Отношения субординации – это связи между органами управления, трудовыми коллективами и между отдельными лицами, выражающие подчинение одного другому при реализации общей цели управленческой деятельности. Отношениям субординации соответствуют определенные организационные формы управленческих органов, которые обеспечивают реализацию соподчинения. Такая связь характерна, например, для государственных органов социальной защиты и обслуживания населения, которые наделены функциями распорядительства и используют властные методы управленческого воздействия, что диктуется необходимостью налаживания совместной работы коллективов, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса.

Отношения координации – это связи между собой участников управленческого процесса, не соподчиненных друг с другом непосредственно, в процессе согласования своих действий, в ходе реализации индивидуальных и общих целей. Расширение и углубление взаимосвязей между экономическими, политическими, духовными и социальными элементами общественной жизни предполагают усиление роли системности, комплексности в социальной работе, повышение значимости отношений координации в управленческом механизме социальной работы.

Для социальных систем, как уже отмечалось, характерным является то, что человек выступает главным компонентом структуры. Взаимодействие разнопорядковых структурных компонентов систем повышает значение корреляционных связей в них. Смысл корреляционных связей заключается в опосредованности проявления причинно-следственных связей, а подчас весьма сложного сочетания целой совокупности причин и следствий поведения системы. Это особенно характерно для теории и практики социальной работы, где зависимость носит всесторонний глубокий и многоуровневый характер, а причина того или иного явления может испытывать прямое или косвенное воздействие собственного следствия.

Предметная сущность социальной работы воплощена в сложнейшем феномене социальности, который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, классы и т. д.). В цивилизованном обществе такое сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения для осуществления демографической политики, творческого самоутверждения всех входящих в общество социальных субъектов. Все эти условия и предпосылки, составляющие сущность понятия “социальность”, являются важнейшим ориентиром, критериальной базой социальной работы.

Для обозначения предмета теории социальной работы особый интерес представляет анализ категории “социальная деятельность” как совокупности изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальная деятельность служит целям самореализации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания ею для себя наиболее благоприятных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию[10].

Социальные отношения в широком смысле слова выражают связи, контакты между людьми, занимающими различное положение в обществе, его социальной структуре.

Рассмотрим, какое же место занимает в социальном пространстве и времени главный объект нашего анализа – социальная работа во всех ее структурных организованных формах и динамике развития.

Социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного “поля”, где на разных уровнях и в различных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, развертываются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами (социальные группы, индивиды).

Вместе с тем социальная деятельность видится как процесс, развернутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и образований.

Без глубокого, всестороннего знания своего объекта, его составных частей нельзя осуществлять полноценную и эффективную профессиональную деятельность. Поэтому наряду с понятием “социальное пространство” важно дать характеристику социальной сфере, которая рассматривается наряду с экономической, политической, духовной сферами, образуя с ними единую в структурном и функциональном отношениях целостность – общество. Главная функция социальной сферы – воспроизводство и развитие общества и личности как творца собственной жизнедеятельности. Эта функция “разъединяется” на ряд производных – социоинтегративную, социально-адаптивную, социопродуктивную, социодинамическую.

Важнейшие грани аналитической работы в социальной сфере – изучение элементарных и высших потребностей субъекта (личность, семья, коллектив, группа и т. д.) и выявление потенциала этих потребностей в соответствии с научно обоснованными нормативами.

Главным предметом исследований являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, и различающимися по уровню и качеству жизни, источникам и величине доходов, по структуре личного потребления и т. д.

В определенной степени все эти аспекты взаимосвязаны и с социальной работой, которая рассматривает их с точки зрения своих исследовательских задач.

Итак, что же понимают под социальной работой?

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Но это один подход.

Главная цель социальной работы – забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию.

Такая деятельность может выступать на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На макроуровне социальная работа выступает в качестве определенных мер по улучшению среды обитания людей.

Эта деятельность связана с социальным управлением, т. е. в нее входят вопросы о законодательных мерах, об организации инфраструктуры социального обслуживания, общественные и государственные вопросы регулирования социальных проблем:

• содействие и создание достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе;

• предотвращение социально-политических и национально-этнических конфликтов;

• выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоение источников финансирования.

Как видим, важнейшими формами деятельности и существования процесса помощи являются социально-политические акции, работа в области общественного образования, организация функционирования социальных служб, предназначенных регулировать общественные отношения в местах социальной напряженности.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи человеку, семье и различным группам нуждающихся, парадигма помощи здесь достаточно широка.

С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством. Это будет связано с государственной социальной политикой и стратегией помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой – приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными органами социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны – от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится исходя из запросов личности (клиента). На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социетальные и психоментальные связи индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Парадигма помощи в этом случае достаточно широка: от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.

Таким образом, понятие “социальная работа” интенсифицирует определенную область научного знания в области социальной сферы в целом, а также личности и ее проблем в обществе, и вопросы оказания социальной помощи и поддержки населению, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *