Социальная педагогика как теория

Теории социальной педагогики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность социальной педагогики

Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, предметной областью которой является социализация и социальное воспитание личности на протяжении всей ее жизнедеятельности, а также социальная защита и поддержка.

Как самостоятельная наука, социальная педагогика выделилась их педагогики относительно недавно. В 20-м веке, впервые был введен официальный термин «социальная педагогика» и происходит ее признание и значимость как науки.

Функции социальной педагогики пронизывают деятельность любой организации, профессии, любого человека, должностного лица, в общем всех, кто вступает во взаимодействие с другими людьми и социальными институтами общества, с целью реализации и удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время социальная педагогика в процессе своего развития опирается на совокупность разных наук и практический опыт разнообразных форм и способов социальной поддержки личности, вне зависимости от ее возраста и социального статуса.

Развитие социальной педагогики как научной области характеризуется такими признаками, которые в общем доказывают ее самостоятельность и разграничение практики социальной педагогики со смежными научными областями.

В настоящее время развитие социальной педагогики осуществляется по следующим направлениям:

Готовые работы на аналогичную тему

Основное назначение социальной педагогики

Значение социальной педагогики в воспитании и социализации человека очень велико. Значимость данной научной отрасли определяется следующим:

Основные задачи, которые стоят перед социальной педагогикой заключаются в следующем:

Таким образом, значимость социальной педагогики в развитии и становления личности человека очень велико. Это связано с тем, что качество воспитания и социализации каждого человека, во многом определяет качество и потенциал всего общества.

Общее и специфическое в теориях социальной педагогики

В идеях социальной педагогики принято выделять общие и специфические теории. Это связано с историей возникновения, формирования и развития социальной педагогики, ее взаимосвязи с другими науками.

Общее позволяет увидеть преемственность в развитии науки. Общими являются:

Специфичность теорий социальной педагогики определяется историей той страны, в которой развивается данная наука. Большое влияние на специфичность теорий оказывают:

Различия выявляются в теоретических обоснованиях, статусе науки, структуре, содержании и системе подготовки научных кадров.

Если рассматривать процесс становления и развития социальной педагогики в России, то можно отметить, как в разные периоды на нее оказывалось влияние со стороны государства, а именно ей навязывалась временная идеология. Кроме того, можно отметить и отношение к теориям и идеям социальной педагогики в разные периоды ее существования.

В течение долгого времени ряд обществоведческих наук в нашем государстве были не востребованы в силу политической идеологии, а их роль сведена к обслуживанию административной системы. Одной из таких наук, которые находились в «опале» у государства являлась и социальная педагогика. В тот сложный период социальной педагогики не то что не придавалось должного значения, а и вовсе она была изгнана из системы гуманитарных наук.

В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории образования и педагогической мысли в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире. Разрабатываются идеи и теории социальной педагогики, осуществляется их адаптация согласно современным потребностям общества.

В настоящее время социальная педагогика имеет большое значение в развитии и успешной социализации современного подрастающего поколения.

Источник

1.2. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли педагог (paidagog). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогика.

Слово «социальный» (лат. socialis) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

В настоящее время существуют несколько подходов к определению сути социальной педагогики. Среди них:

научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (X. Мискес – немецкий социальный педагог);

помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Е. Молленхауер – немецкий социальный педагог);

наука о воспитательных влияниях социальной среды (В. Д. Семенов – российский социальный педагог);

отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (А. В. Мудрик – российский социальный педагог);

отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы» (М. А. Галагузова – российский социальный педагог) и др.

Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, способствующей этому становлению.

В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, социальный работник, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее, организатор, выполняющий социально-педагогические функции.

Социально-педагогическая деятельность способствует ведению человека с рождения как личности (социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержке) по этапам социального становления и его развитию как гражданина конкретного общества (социума). Этот процесс осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где предстоит ему реализовывать себя.

В развитии социальной педагогики прослеживаются личностное и социальное направления.

Личностное направление («индивидуальная» педагогика) можно охарактеризовать как социальную педагогику личности в ее становлении и развитии. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В ней развиваются условно-гуманистический и консервативный подходы.

Социальное направление (педагогика среды) в широком смысле определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения (социопедагогика); в узком смысле – непосредственным влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности). Социопедагогика изучает деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающуюся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования. Она носит официальный социально-педагогический характер. Кроме того, в обществе складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в отношении воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они носят социально-педагогический, но неофициальный характер.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности) и опосредованно (социопедагогика) влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста. Это направление получило развитие в трудах П. Наторпа, П. Бергеманна, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Р. Зейделя, Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934), Антона Семеновича Макаренко (1888–1939), Бориса Тимофеевича Лихачева (1929–1999), Владимира Давыдовича Семенова и других исследователей-педагогов.

Педагогика непосредственной среды жизнедеятельности. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Социальное направление обосновывает приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает:

педагогику социального становления личности;

педагогику социальных отклонений в формировании личности;

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (X. Мискес, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Б. Т. Лихачев, К. Магер и другие). Он, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой – развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность): с третьей – ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокулыуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Педагогика социальных отклонений в формировании личности подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И. Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Фридрих Адольф Дистервег (1790–1866), А. С. Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882–1960) и другие). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

Важное место в социальной педагогике уделяется социальному воспитанию, преодолению трудностей в нем, социально-педагогическому сопровождению, поддержке человека в его социальном становлении, преодолении трудностей в самореализации, в самосовершенствовании. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия протекания этого процесса и через них на сам процесс. В этом заключается основная задача прикладной части социальной педагогики – социально-педагогического сопровождения, поддержки человека.

Велика в социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление в зависимости от возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом как следствие образа жизни происходит формирование мировоззрения и воспитание нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Именно от социального самосовершенствования во многом зависит, как сформируется личность индивида. Следует учитывать также, что социальное саморазвитие человека – это сложный закономерный процесс. Этот процесс зависит от социальных условий, в которых находится человек, а также направленности и интенсивности его самопроявления, активности в самосовершенствовании.

В соответствии с изложенным структуру социальной педагогики представим на схеме 1.

Схема 1. Структура социальной педагогики

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

Итак, социальную педагогику следует рассматривать с позиций:

– педагогики среды как реализации функций государства и влияния непосредственной среды жизнедеятельности человека;

– педагогики социального становления личности человека как влияния социального воспитания; социального фактора самого человека; личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании;

– социального воспитания, социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в самореализации.

Социальная педагогика с позиции педагогики среды – это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения, на исследование социально-педагогических возможностей и проблем целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информации) в воспитании и другие факторы, непосредственно влияющие на социальное становление растущего человека, групп.

Социальная педагогика с позиции педагогики социального становления личности человека – это теория и практика социального становления и развития личности, общественных групп в процессе их социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике.

Социальное воспитание, социально-педагогическое сопровождение, поддержка человека в самореализации – это непосредственная и опосредованная деятельность специалистов по обеспечению социального формирования человека, усвоения им необходимой культуры, становления как личности, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, т. е. в тех процессах, где человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении, поддержке в преодолении проблем, с которыми он сталкивается. Так проявляется значимость социума, среды жизнедеятельности человека.

В целом социальную педагогику следует рассматривать как теорию, практику и образовательный комплекс.

Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности, управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия, сдерживание в интересах достижения тех или иных политических целей.

Социальная педагогика как образовательный комплекс – это теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов. Он включает теорию и методическое обеспечение социальной педагогики как учебной дисциплины – компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника и других специалистов.

Как учебная дисциплина социальная педагогика состоит из разделов и подразделов, каждый из которых имеет свое содержание и действует во взаимосвязи с другими (схема 2).

Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6

ISBN 5-8297-0160-Х© «Гардарики», 2005

©Мардахаев Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с тре- бованиями Государственного образовательного стандарта по образо- ванию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социаль- но-педагогический.

В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:

• Научно-теоретические основы социальной педагогики;

• Социальное формирование личности;

• Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;

• Среда и формирование личности.

Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социалыю-педа- гогической составляющей своей профессиональной деятельности.

В современных условиях существует несколько подходов к пони- манию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направ- ления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержа- ние социальной педагогики, ее главные принципы и социально-пе- дагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, выте- кающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на со- циально-педагогической концепции и не утратило своей значимости в современных условиях. Он считал социально-педагогический про- цесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социально- го работника, ее компонентов и особенностей реализации.

Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим ас- пектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особен- ности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодо- ления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абили- тации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Изучение причин социальных отклонений, возможности их пред- упреждения и преодоления — тема третьего раздела. Эти вопросы рас- сматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более глубокому осознанию своеобразия со- циокультурного мира детей, подростков как клиентов социального ра- ботника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающих- ся в социальной помощи, защите их прав как личностей.

Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социаль- ного формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значитель- ное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловли- вающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителя- ми и детьми.

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

«детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине

На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитате- лями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможнос- тей СМИ занимает важное место в формировании человека как лич- ности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, ко- торому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогичес- ки грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.

Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается дея- тельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для ана- лиза влияния профессиональной деятельности социального работни- ка на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирую- щие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном долголетии.

Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчерки- вает ее социально-педагогический аспект.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Социальная педагогика, ее предмет и задачи

Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики — социальной педаго- гики. Определение ее сущности, целей, содержания, основных задач и функций позволит более четко представить ее место и роль в социаль- ной работе.

В главе предусматривается рассмотрение следующих тем:

1) сущность и содержание социальной педагогики как специфи- ческого знания, теории и практики;

2) основные категории, функции и задачи социальной педагогики.

Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, pai- dos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или

«детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы спе-

циально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и на- зывали paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко- торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смыс- ле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила обще- ства (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их заме- щающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 9

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направлен- ной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замеща- ющего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению челове- ка начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направле- ния: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающе- го поколения — это социопедагогика; в узком смысле — влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности чело- века — педагогика среды.

Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспи- танию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования имеет официаль- ный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный ха- рактер.

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную дея- тельность государства, общества по формированию стратегии воспи- тания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влия- ние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; иг- рушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авто- ритетные личности; социально-педагогические особенности коллек- тивов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедея- тельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его

10 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

Педагогика социального становления личности. Человек как соци- альное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, ин- дивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Ли- хачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с его индивидуальностью, теми особен- ностями и возможностями, которые характерны именно для него

<внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и ре- ализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирован в социальном становлении в соответствии с требова- ниями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Зна- ние того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позво- ляет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленно- го влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.

Глава 1. Социальная педагогика, её предмет и задачи 11

В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправ- ления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его ин- дивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспек- тивы.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его пред- упреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влия- ние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнеде- ятельности растущего человека и воспитание.

Социальное становление не является стихийным следствием вза- имодействия человека и среды. Значительное место в нем принадле- жит социальному воспитанию. По своей сути это — направленная де- ятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагоги- ческих целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).

С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспи- тания человека, стимулирования его социального самосовершенство- вания. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упуще- ния, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании чело- века на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом об- ществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста оп- ределяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореа- лизации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Со- колов (российский педагог конца XIX — начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он под- черкивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724—1804)

12 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

идеалом социального формирования личности считал развитие ис- тинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.

В нравственных принципах, нормах и правилах государство, об- щество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, тре- бования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания — подготовку субъектов к жизни в обществе.

Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его со- циальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитате- ли, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растуще- го человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за «мудрость». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспи- тательной деятельности.

У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздейст- вием воспитания в позитивном или в негативном плане.

Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его воз- раста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно инди- видуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззре- ния и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более воз- растает осознанный выбор, появляется нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определя- ют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в че- ловеке на разных возрастных этапах его жизни.

Структура социальной педагогики представлена на схеме 1. Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) госу-

дарства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспи-

тания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.

а) Социальная педагогика — это научная и практическая деятель- ность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего

Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 13

Педагогика социального становления личности

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теорияИндивидуальная активность

во взаимодействии со средой жизнедеятельности и в работе по самосовершенствованию

Схема 1. Структура социальной педагогики

поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку за- конодательного творчества государства, деятельности государствен- ных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социаль- но-педагогические возможности и проблемы целесообразного ис- пользования различных институтов (семьи; образовательных, спе- циальных образовательных, исправительных, коррекционных, реа- билитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информа- ций и пр.) в воспитании.

б) Социальная педагогика — это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, обществен- ных групп в процессе социализации.

Социальная педагогика как теория — это система понятий, утверж- дений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социаль- ного становление личности, социального управления группой (мас- сой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу соци-

14 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

ального формирования личности, управления группой, проблемы со- циальных отклонений в них, возможности их предупреждения и пре- одоления.

Социальная педагогика как практика — это направленная деятель- ность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осу- ществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагнос- тике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как учебная дисциплина — это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из ос- новных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими (см. схему 2).

Социальная педагогика как теория. Смотреть фото Социальная педагогика как теория. Смотреть картинку Социальная педагогика как теория. Картинка про Социальная педагогика как теория. Фото Социальная педагогика как теория

Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 15

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *