Сознание как предмет научной психологии
Сознание как предмет психологии
Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. В середине 70-х годов он отвоевал у своего начальства 4 комнаты, и где-то в 1875 году открылось отделение. А в 1879 году это отделение стало называться институтом, потому что туда впервые приняли студентов. Именно поэтому 1879 год считается годом рождения психологии.
У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).
Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).
Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.
Как уже говорилось, сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания.
Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет предел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.
Сознание как предмет психологии
Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. В середине 70-х годов он отвоевал у своего начальства 4 комнаты, и где-то в 1875 году открылось отделение. А в 1879 году это отделение стало называться институтом, потому что туда впервые приняли студентов. Именно поэтому 1879 год считается годом рождения психологии.
У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).
Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).
Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.
Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления. Например, чувственная окраска впечатления при восприятии цвета. Воспринимаем красный цвет – испытываем возбуждение, голубой – успокоение, фиолетовый – депрессию.
Как уже говорилось, сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания.
Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет предел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.
Из истории донаучной психологии
Сначала будем говорить на языке, который способен сопоставить психологию житейскую и научную.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
Вступление
Термин «Психология» состоит из двух слов: «pshyche» и logos». Оба эти слова восходят к древним грекам. Перевод первого слова «pshyche» для грека – душа. А для нас пожалуй, более скромно, но и более точно – психика. Кто знает греческую мифологию, тот вспомнит о том, что Психея – легендарная героиня древних греков, невеста одного из богов Эроса. Она родилась как смертная, а в течении своей жизни стала бессмертной. Вот таковое отношение древних греков к слову душа. Кем бы ты не родился, ты можешь обессмертить себя, можешь стать вечным. Слова нашему уху не очень привычные.
Второе слово – «logos». Пожалуй, не менее важное, во всяком случае, не менее интересное для нас. Имеет одновременно несколько значений. Обычно «logos» переводят на русский язык как «слово», но это будет не точно. Более точные варианты перевода: «разумное слово», «осмысленное слово». То есть «logos» это слово, позволяющее что-то осмыслить, что-то понять. Мы могли бы вновь шагнуть через века и сказать, что для нас «logos» будет переводиться как «понятие», ведь любое понятие и есть осмысленное разумное слово. Понимание, осмысление, изучение – это всё разные значения слова «logos».
И тогда, если переводить слово «психология» вместе, объединить эти два слова вместе, то получится, древний грек сказал бы: «разумное осмысленное слово о душе». А мы с вами сказали бы гораздо скромнее: «наука о психике». И скажем сразу, что наука эта сравнительно молодая и, конечно, древние греки и их последователи много рассуждали о душе, но сейчас слово душа в каком-то смысле уже ушло из науки по разным причинам. И начиная с последней трети прошлого века, а именно, с 1879 года, психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Причём заметим сразу же, что первая психология ориентируется на науки естественные, такие как физика, химия биология. И вот этот подход – естественно-научный подход, был для психологии основным. Мы скажем, что сегодня это не только так. И ведь действительно, психология не может быть только естественной наукой, психология это, конечно, и гуманитарная наука.
Сколько существует факультет психологии МГУ, столько деканы просят ректора сделать их естественными факультетами. Это во многом изменило бы статус факультета. И тем не менее ректоры всегда отвечают, что психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной.
Как только мы рассмотрели термин «психология», дадим сразу определение психики – хотя это немножко огрублять суть дела. И всё же, определённое понимание психики универсально, его признает каждый. Для начала выделим две характеристики психики:
Но если мы отважились дать хотя бы грубое определение психики, то, продолжая ряд, дадим определение сознания. Именно сознание было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания:
Посмотрим на слово психология ещё раз. Слово «logos» имеет ещё одно значение. Даже житейски, начиная с тех же древних греков, его переводят как «разумное устройство» или «разумная организация». И тогда психология – есть разумная организация психики (разумная организация психических черт). У каждого из нас есть масса психических черт (свойств, качеств), и поэтому у каждого из нас своя психология.
И когда мы используем слово «психология» в таком значение, то имеем ввиду индивидуальный портрет психики каждого. И это второе значение подчас заменяют такими словами как характер (темперамент, менталитет). Менталитет это буквально «строение психики». Все эти слова можно объединить в одну группу и назвать – индивидуальностью.
Индивидуальность есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Конечно, индивидуальностью, как и психикой, обладает не только человек, но и животное. У тех кто любит животных или содержит их, например, у сотрудников зоопарка, конечно, есть развёрнутое представление об индивидуальности их питомцев. Иногда все посетители зоопарка кажутся им на одно, лицо, а вот животные, которых любишь и за которыми ухаживаешь, обладают индивидуальностью. И тогда мы, сами того не заметив, можем подвести маленький итог.
Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется общая психология. А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность – психология индивидуальных различий, дифференциальная психология. Эти две ветви всегда дополняли друг друга. Есть представление о человеке вообще и, конечно, должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.
Раз есть два значение у слова психология, то конечно, как минимум два значения должно быть у слова психолог. Первое значение ясно – представитель науки. Есть, конечно, и второе. Помимо научного есть и житейское значение, в котором психологом является каждый человек, потому что в общении с другими каждый вынужден быть житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской. Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Мы всю эту тему посвятим сравнению психологии научной и житейской.
Вопрос 1. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии
Сергей Леонидович, открывая нам путь в психологию, говорит следующее: «Психология и очень древняя и очень молодая наука. Она основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки». Родина научной психологии это город Лейпциг, Лейпцигский университет.
Из истории донаучной психологии (психологическое знание внутри житейской практики)
Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях. А суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Если врач запрещает что-то давать больному, он все-таки дает это, говоря, что хочет испытать – поправится ли он. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, я уже много раз клялся».
Тщеславие определим как низменное стремление к почету. А тщеславный вот какой человек. В гостях за обедом он старается занять место рядом с самим хозяином. Возвращая взятую в долг меру серебра, он старается отдать ее целиком новой монетой. После торжественного шествия с всадниками он велит рабу отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в шпорах, красуется, разгуливая по рынку.
Грубость есть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот какой человек грубиян. На вопрос где такой то, он отвечает: «Оставь меня в покое». На приветствия он не отвечает. А случись ему что продавать, то не объявит, почем продает, а спрашивает у покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим ему подарки к празднику, он говорит что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий его нечаянно заденет, толкнет или наступит ему на ногу. Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может.
В книге Теофраста мы встречаем различные индивидуальные портреты. Это первый этап дифференциальной психологии: описать факт, прежде чем его обобщить.
В качестве другого примера приведем источник из истории восточной. Есть книга «Цза-цзу-ань», которая пишется из века в век, которая началась в древнем Китае. На русский ее название можно перевести как «Заметки о разном». Еще один вариант перевода: смесь, кое-что кое о чем, различные разнородные факты. Слово «смесь» здесь не случайно. Слово «смесь» или «смешиваю» – это латинское слово «темперамент». Темперамент значит – смешиваю в различном соотношении.
Древние китайцы в отличие от Теофраста помимо индивидуальных портретов описывают и эмоциональные состояния. Помимо ответа на вопрос: «Чем я отличаюсь от других», они также дают ответ на вопрос: «Как управлять собой, своими эмоциональными состояниями».
Отрывки из книги «Цза-цзу-ань»:
Умен. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается.
Неразумно. Не объяснив в чем дело бранить, человека. Не зная сути дела, поступать как другие. Стараться выгадать на мелочах.
Из желания показать себя. Увидев у кого-то книгу, тут же выхватит ее и листает. Если двое дерутся, поддаст одному под бок. Если спорят – лезет судить, кто прав, кто неправ.
Заметим, что черта «из желания показать себя» у Теофраста описывалась как «тщеславие». А у основателя психоанализа Зигмунд Фрейда черта «из желания показать себя» или «из желания обратить на себя внимание» называется «истерия». Так у житейских терминов рано или поздно появляются свои научные аналоги.
Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.
Рассмотрим метафоры из древнекитайской книги «Цза-цзу-ань»:
Очень напоминает столичный чиновник тыкву: растет незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра: чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь: вечно прячется.
Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.
20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:
Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.
Классикой мирового авангарда в нашем веке считается Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. Юнг в начеле 30-х по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году. Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: «Это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу. Автор как бы задался целью меня разозлить!» В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и был уже близок к тому, чтобы сделать вывод, он говорит: «Простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного и я автора назову больным шизофренией». Но что-то удержало его, и он сказал себе: «А вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства? Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен». Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: «В конце века появится читатель Улисса». Так совершилось психологическое открытие. Джойс предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит: «Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жены (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман». Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.
Сознание как первый предмет психологии
Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон. Психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).
Личность в общественной истории
Знаете, вот здесь я обязан вас предупредить вот о чем: во-первых, я не историк, а во-вторых, наш разговор, это конечно не разговор по истории, это разговор по психологии, поэтому подчас, мы, наверное, с точки зрения историка или культуролога, будем говорить грубовато. Нас не интересуют какие-то конкретные детали и с таким предисловием, мы можем выделить в принципе, два типа обществ. Выделяем два типа обществ, одно назовем, один тип – традиционным, традиционное общество. Вы знаете, вот что придет вам сейчас в голову, то пусть и придет. Кому-то придет в голову ремесленная средневековая община, ремесленный цех, где люди совместно работают и единой семьей живут. Кому-то придет в голову, что-то экзотическое и может быть более интересное. Это те экономическо-отсталые племена, в которых находят, скажем, на островах (кстати, до сих пор находят) тихого океана, в джунглях латинской Америки, где как бы развитие в силу замкнутости оказалось ограниченным. Подобные племена, социологи, один из последователей Дюркгейма, Люсьен такие племена называл «первобытными». Речь, разумеется, не идет о первобытном человеке, которого изучают археологи, нет. Это «первобытный», немножко обидное, кажется название, до этого их еще называли еще обиднее – дикари, или еще нейтрально – туземцы, то есть не наши. Туземцы, дикари, а посмотрите какое слово – «первобытная». Значит первое бытие. Первое бытие человека внутри традиционного общества. Это будет «традиционное общество», а второе, это конечно «современное». Слово «современное» тоже можно по-разному понять. Можно кто как хочет, так и поймет. Кто-то скажет, что вот это именно наше общество. То есть в нашем времени существующее, но если говорить по точнее, «современными», то есть современными нам. Мы живем в едином времени, по-видимому, все-таки с людьми эпохи возрождения. Наша история началась с возрождения. И опять заметим, какое интересное слово. «Возрождение» – второе рождение и прежде всего, второе рождение личности, нас интересует. Так вот давайте посмотрим, как же личность существует в традиционном и современном обществе. Знаете, начнем так: для чего, собственно говоря, нужна личность, как ее искать? Личность нужна, для решения проблем. Скажем проблем выбора. Вы знаете, если раньше не говорил, то скажу сейчас. Может быть, я выражу свою точку зрения, хотя не только свою, если скажу что все разнообразие проблем человеческих, у каждого свои, быть может очень значимы и важны, все это разнообразие сводиться к двум основным: это путь по профессии и создание семьи. А теперь спросим: у человека традиции, есть право выбирать себе профессию и скажем самому выбирать себе жениха или невесту? Такого права в традиции конечно нет. У отдельного человека такого права нет. Из этого мы делаем вывод, что отдельного человека здесь нельзя считать личностью.
У нас культурный субъект обладал тремя признаками: он был самостоятельным, в традиционном обществе есть самостоятельность, я бы назвал, самостоятельность здесь не полная. Самостоятельность на уровне группы, а не отдельного человека. Самостоятельности отдельного человека, конечно здесь нет. Ответственность, второй пункт. Ответственность здесь совместная. Казалось бы, за все отвечает жрец, вы знаете, мой, пожалуй, самый близкий школьный друг, пережил очень интересную судьбу. Он был учителем, сначала выбрал себе такую профессию, а потом что-то изменилось в его жизни, и он стал священником. Причем построил маленький сарайчик с куполом, в нашем с ним родном городе, неподалеку от Москвы, такой городок, недавний Калининград, но не Королев, это там где делают ракеты. Вот он в городке, где делают ракеты, построил храм и между прочим он рассказывает, что каждый не без греха, он покуривает. Так вот прихожанин очень серьезно за ним наблюдает: «Что ж ты сам делаешь то, чего не велишь нам?» Так что ответственность здесь совместная. Ну и наконец, мы сказали, что у нас культурный субъект понимает универсальные нормы, абсолютные нормы. А вот теперь поскольку личность совпадает с социальным индивидом, постольку здесь в традиции, культурная норма и социальное правило не различаются. Культурные нормы и социальные правила здесь не различаются. Ребеночек на перемене бегает, учитель подошел и спрашивает:
— Потому, что я соблюдаю социальные правила, хожу спокойно во время перемены, отдыхаю.
А еще можно сказать это так и потому, что этим очаровательным диким племенам не с кем себя сравнить. Они сравнивают себя только со своими врагами. Мы и они. А большей перспективы у них нет. И они считают, что именно мы живем по верным правилам, а у них там вообще все может быть не так, они могут быть нашими врагами и вообще люди ли они для нас, это еще вообще большой вопрос. То, что мы люди, это да, а они еще не известно. И тогда мы хотим пометить, как личность возникает в современном обществе. Вы знаете, для того, чтоб личность возникала в современном обществе, необходимы условия. Я не буду обращаться в чужие науки: историю, социологию, культурологию, почему так произошло. Это не наш вопрос. Так произошло, но должно было произойти главное, в эпоху возрождения случилась возможность менять социальные позиции. Появилась возможность смены мест. Сын рыбака из далекой деревни, стал всемирным ученым – это Ломоносов. Это высокий пример. А мы например возьмем какой-нибудь пример бытовой. Вообще говоря, о современности говорю так: чем забавнее рассказ, тем серьезней проблема. Поэтому мы возьмем типичного маленького героя возрождения. Название комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», что сделал? Сменил социальную позицию, сменил место. Он мещанин, все было на уровне и даже уровень этот приподнялся, скажем в финансовом плане, решил попасть в другой социальный слой. Какая проблема возникает у этого героя, которого Булгаков поименовал «полоумный Журден»? Он кстати в точном смысле полоумный. То есть он пока только на переходном периоде. Прежде всего, он сталкивается с такой проблемой, как себя вести. Как здесь дворяне, вообще-то говоря, себя ведут? Вот, например то, что они флиртуют, он видит сразу, это понятно. А вот скажем, как они вообще-то себя ведут прилично, он пока не знает, нанимает себе учителей. Говорит: вот, будет учитель фехтования, рисования, логики, философии и так далее. Автор нам показывает, все учителя его «надувают». И рано или поздно, он приходит к выводу, очень трудному выводу: теперь здесь на новом месте и теперь здесь, в современности, сейчас, приходиться опираться лишь на собственные способности. Проверить учителя своего, я могу только сам, «надувает» он меня или нет. Может «надувать», я начинаю сомневаться, я начинаю быть самостоятельным. Надеюсь, самостоятельность будет нам ясна практически сразу. Между прочим, мы смеемся над Журденом, а 31:56, он такой же выскочка из своей социальной среды. Ему нужно было быть отбойщиком мебели, из династии 32:03, а он стал актером, драматургом, придворным драматургом и т.д. Вообще герои возрождения – это подчас чемпионы смены социальных мест.
Теперь попробуем сказать об ответственности. Это будет более серьезный, может быть даже более долгий, может даже с более долгими примерами, разговор. Вы знаете, я должен сделать признание, с которым вы имеете право не соглашаться. Мне кажется, что книг по психологии личности сейчас, ну скажем сейчас, написанными нашими авторами в нашей стране, сравнительно не много. А вот хорошие книги, которые надо читать – это простите меня, история для детей. Очень скоро мы разберем в качестве примера, отрывок из Робинзона Крузо. А до перерыва, я скажу, Даниель Дефо «Робинзон Крузо» – это на самом деле учебник по второму рождению личности. Это буквально учебник, потому, что кто такой Робинзон Крузо? Это выскочка из своей семьи, личность вышла из социального индивида, громко заявляет о себе «я», самостоятелен, самостоятельно пускается в путешествие. Куда сначала попадает, как сообщает нам Даниель Дефо? Он попадает сначала в рабство, вот к этим другим, к ним, и из этого рабства он убегает. То есть, нам показывают его, как он довольно хитрого и умелого путешественника, он сумел убежать, освободить себя, однако домой он не возвращается, он продолжает колесить по миру. И вот когда его застает кораблекрушение, куда он попадает на этот раз, в какой плен, в какое рабство? Вы знаете, мы бы сказали, он попадает в плен к природе. А вот из этого природного плена, уже никуда не убежишь. И психолог всегда добавляют: в плен к природе, в том числе собственной. Фрейд нам говорит: тело – это место, где можно жить. Дано тело? Живи в нем, в нем можно жить. А у Робинзона Крузо еще большой вопрос, можно ли ему выжить на данном, кстати говоря, нам кажется, что не обитаемом острове. Маленькое замечание до перерыва: то, что остров не обитаем, это сказка для детей. На самом деле, там есть люди, но это люди традиционного общества, это дикари. И Робинзон Крузо одинок совсем в другом смысле. Он там один современный человек, вот этот маленький герой и некому подсказать. И до перерыва скажем, за счет чего же он выживает. За счет того, что пока есть время, пока корабль не унесло, он собирает все, что есть на корабле, не только продукты. Продукты не самое главное и он их далеко не сразу ест и пьет, он собирает культурные предметы. За счет этих предметов, он сумеет остаться жив как личность, а значит выжить и как социальный и как природный индивид.
Ну и давайте немножко у нас как-то такой пафос, который надо снимать. Мы оставляем общественную историю, переходим сейчас к индивидуальной. А перед тем, как это сделать, приведем маленький пример. Когда личность выскочила из социального индивида, она все время кричит, «я». И на эту тему, есть замечательная российская притча про лягушку путешественницу, которая жила в своем болоте, скажем в традиционном обществе, создала культурное средство, я бы сказал социокультурное средство. Чтоб птички взяли в клювики соломинку, она зацепилась за нее своим ртом и вот ее несут в дальние страны, пошел переход ко второму рождению. А зеваки смотрят и говорят: и кто же это придумал такое интересное социокультурное средство. И она пыжиться, пыжиться, а потом громко заявляет о том, что создала это средство, громко кричит «я» и на этом ее путешествие заканчивается и она попадает… Куда она попадает? В длинную-длинную очередь пациентов психоаналитиков.