Специфика философии как формы мировоззрения

Понятие мировоззрения. Специфика философии как формы мировоззрения

Философия, её предмет и функции

Философия(от греч.Phyle – любовь и Sophia – мудрость; любовь к мудрости) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях (Стёпин, ЭЭФН)

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение конкретных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нём человека. (ФС)

По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина связано с именем Платона.

Эта та область дух.деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Имеется ли внутреннее деление ф. проблематики, в целом ориентиованной на выявление отношеий чел. с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с соврем.структкрой ф. знания, и прежде всего потому, что ант. ф. включала в себя тот состав знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам.

Ф. вопросы. Является ли сладость объективн свойством сахара или это льшь субъективное ощущение чел.? Принадлежит ли красота предм. природы, людям. или она продиктована чувством прекрасного, челов. способностью воспринимать красоту? Вопрос очел. свободе. Связан ли прогресс общества лишь с объективными показателями темпов эконом развития или же включает и субъективные, челов. аспекты? Все эти воросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

Функции философии:

1) Функция экспликации. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Важное место среди них занимают категории:

Законы

2. Закон перехода количества в качество (закон качественных или количественных изменений). Определяет механизм развития, отвечая на вопрос как происходит развитие.

3. Закон отрицания отрицания – определяет направление развития, отвечая на вопрос куда идёт развитие.

Категории:

1. Единичное и общее

2. Явление и сущность

4. Форма и содержание

5. Элементы и система (и структура)

6. Возможность и действительность

7. Порядок и хаос (лектор)

2) Функция рационализации–перевод в логическую, понятийную форму.

3) Функция систематизации – теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

4) Критическая функция (в культуре). Поиск решения сложных философских вопросов, формирование нового мировидения.

5) Функция мировоззренческого сита (по отношению к культурно – историческому опыту). Разрушение устаревших взглядов.

Научные функции:

Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Функция «интеллектуальной разведки» служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция. Практически каждый человек размышляет над вопросом о жизни и смерти, о смысле жизни и т.д. Философия помогает осмыслить эту жизнь, найти ее смысл и укрепить свой дух.

Мировоззренческая функция – философию можно определять как мировоззрение,но оно всегда нуждается в интерпретации на основе данных науки и искусства, практики.

Методологическая функция – определение способов достижения какой-либо цели. Вопрос о методе познания доводится до конкретных методов познания в частных науках. Общие понятия философии при приближении к конкретному предмету конкретизируется (например, философия- теоретическая физика – механика).

Философия обеспечивает преемственность культуры

Гуманистическая функция – предельно внимательное отношение к человеку.

Онтологическая функция – философия как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии природной и социальной действительности человека и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция философии заключается в создании обобщенной картины познания. Формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, в разработке универсальных метолов научного познания и логического мышления.

Социально-аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, формирования общественного идеала, понятия добро, справедливость, правда, красота.

идеологическая функция: идеология – система представлений о мире и взаимодействия в нем, которые получены через призму социальных интересов, т.к. связаны с большими группами людей;

Праксиологическая функция философии проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.

В прежние времена, обращаясь к философии, ожидали от нее помощи в осмыслении вселенского бытия. И сейчас философия в целом продолжает выполнять свои функции «дозорного культуры», опосредующего отношения между мировоззренческими ориентациями различных поколений, стран и цивилизаций. Вместе с тем многие мыслители в конце XX столетия отказываются от выработки системного целостного миропонимания, склоняясь чаще к «философствованию по поводу»: проблем языка (герменевтика, аналитическая философия, постструктурализм), личностного бытия и сознания (экзистенционализм, персонализм), культуры (постмодернизм) и др.

Понятие мировоззрения. Специфика философии как формы мировоззрения

Мировоззрение –система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.(ФС)

Ценности – специфически социальные определения объектов в окружающем мире, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, возвышенное, заключённые в явлениях общественной жизни природы).(ФС)

Идеал – (от греч.Idea – идея, первообраз), идеальный образ, определяющий образ мышления и деятельности человека или общественного класса (ФС)

Философия — теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, станет ясно, что они похожи. И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, мы употребили такие понятия, как теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» — формирование той или иной картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь»? самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Декарта, вещь мыслящая, страдающая и т. д.). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры совести и т. д. «Полюсами», создающими «поле напряжения» философской мысли, выступают мир «внешний» по отношению к человеческому сознанию и мир «внутренний» — психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные отношения этих «миров» пронизывают всю философию.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы», «пункты напряжения» — мир и человек. Для философского мышления существенно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в «силовом поле» между этими полюсами, «заряжены», нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Это подводит нас к выводу, что большая многоплановая проблема «мир — человек» (у нее много обличий: «субъект — объект», «материальное — духовное» и другие), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1377 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Специфика философского мировоззрения

Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть фото Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть картинку Специфика философии как формы мировоззрения. Картинка про Специфика философии как формы мировоззрения. Фото Специфика философии как формы мировоззрения Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть фото Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть картинку Специфика философии как формы мировоззрения. Картинка про Специфика философии как формы мировоззрения. Фото Специфика философии как формы мировоззрения Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть фото Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть картинку Специфика философии как формы мировоззрения. Картинка про Специфика философии как формы мировоззрения. Фото Специфика философии как формы мировоззрения Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть фото Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть картинку Специфика философии как формы мировоззрения. Картинка про Специфика философии как формы мировоззрения. Фото Специфика философии как формы мировоззрения

Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть фото Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть картинку Специфика философии как формы мировоззрения. Картинка про Специфика философии как формы мировоззрения. Фото Специфика философии как формы мировоззрения

Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть фото Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть картинку Специфика философии как формы мировоззрения. Картинка про Специфика философии как формы мировоззрения. Фото Специфика философии как формы мировоззрения

Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие вопросы как возникновение и сущность окружающего нас мира, смысл жизни и назначение человека, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, великое и низменное и т.п. Именно мировоззрение обусловливает жизненную позицию личности, ее убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Выделяют три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип понимания природной и социальной действительности, присущий ранним стадиям развития человечества. Для него характерно образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. В отличие от философии, мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений и т.п. В мифологических представлениях первобытных людей отсутствовало понятие об естественных причинно-следственных связях, стирались грани между чудом и повседневностью, живым и неживым, духом и материей. В качестве нерасчлененного, синкретического единства первобытная мифология включала в себя зачатки религии, философии, нравственности, искусства, политических теорий, которые обрели самостоятельность в классовом обществе в результате распада мифологического мировосприятия. Тем не менее, окончательно мифологическое мировоззрение не исчезло. Отдельные проявления современного мифотворчества можно найти в литературе и искусстве, а также в общественном сознании в виде так называемых «социальных» или «политических» мифов.

Представления о сверхъестественном встречаются не только в религии, но и в искусстве (фантастические образы, сказочные персонажи), и в философии («мир идей» Платона, «мировая Воля» А.Шопенгауэра и т.п.). Однако в отличие от религии, искусство не требует верить в реальность художественных образов. Что касается философского мировоззрения, то в отличие от него религиозное мировоззрение носит чувственно-образный характер и опирается на эмоциональную сферу человека. Вместе с тем, многие мировоззренческие проблемы (сущность мира, смысл жизни и назначение человека) являются для философии и религии общими, что и обеспечило в истории культуры их тесную взаимосвязь и конкурентную борьбу за умы людей. Связь религии и философии особенно ярко проявляется в существовании такого феномена, как религиозная философия, в которой религиозные представления выступают неотъемлемыми элементами философской системы.

Философское мировоззрение качественно отличается от мифологического и религиозного типов мировоззрений, прежде всего, тем, что, отвергая слепую веру, стремится к максимальной обоснованности и доказуемости всех своих выводов, базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием категориального аппарата.

Философия – это форма теоретической деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем. Она вырабатывает свои специфические понятия и категории, принципы и законы, исследует познавательное, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру. То обстоятельство, что философия, не только система знаний, но и особая форма мировоззрения, существенно отличает ее от частных наук. Фундаментальные философские концепции (в отличие от физических, химических, экономических и т.п. научных теорий), невозможно не только подтвердить на опыте («верифицировать»), но и опровергнуть («фальсифицировать»). Например, утверждения о том, что в основе всего существующего лежит духовное или материальное начало, что жизнь человека имеет некий смысл или бессмысленна, нельзя проверить экспериментальным путем для установления их истинности или ложности. Основные философские положения носят характер мировоззренческих постулатов (аксиом), выбор которых делается самим человеком, обусловливая, тем самым, общий характер мировоззренческой позиции личности, её жизненные цели, идеалы, поступки.

Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть фото Специфика философии как формы мировоззрения. Смотреть картинку Специфика философии как формы мировоззрения. Картинка про Специфика философии как формы мировоззрения. Фото Специфика философии как формы мировоззрения

Мировоззрение, в том числе и философское, включает в себя элементы знаний о мире. В зависимости от степени наличия в нем научных представлений, мировоззрение может быть оценено как научное или ненаучное. Тем не менее, любая философская система (научная, ненаучная, религиозная) ставит основные мировоззренческие вопросы как теоретические, то есть с позиций рациональной оценки, используя понятия, категории и методы, присущие научному мышлению, систематизируя и логически обобщая всю совокупность результатов интеллектуального, эмоционального и практического постижения мира и человека.

Однако философ, в отличие от ученого, никогда не довольствуется объективной научной картиной мира, «вписывая» в нее свое, субъективное пониманиесмысла мироздания, сущности жизни человека и его назначения в мире.

Источник

Тема 1. Философия как мировоззрение

1.1. Западное мировоззрение определяется как система повседневных взглядов, представлений, оценок, норм, верований, и научных знаний, определяющих отношение к миру и выступающих в качестве ценностных ориентиров и регуляторов поведения человека. Чаще всего мировоззрение человека складывается из его основных типов: мифологического, религиозного, обыденного, художественно-образного, научного и философского.

1.1.3. Обыденное мировоззрение – мировоззрение формируется под воздействием традиций, обычаев и стереотипов поведения, передающихся из поколения в поколение. Особенности обыденного мировоззрения: 1) ориентация на здравый смысл и стереотипы поведения; 2) смешение научных, философских и религиозно-мифологических представлений; 3) соединение культурно-исторических несовместимых идей; 4) отсутствие стремления к рациональной рефлексии.

Гносеологическая сторона – вопрос о познаваемости мира. Гносеологические оптимисты (гностики) считают, что мир познаваем. Их оппоненты – сторонники агностицизма (агностики) утверждают, что мир не познаваем. Гностицизм представляют в философии два направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Эмпиристы (Ф.Бэкон, Дж. Локк) считают, что основой познания являются лишь опыт и чувственные ощущения. Рационалисты (Р.Декарт, Г.Лейбниц) утверждают, что истинное (достоверное) знание может быть получено только посредством разума. Агностики (Дж. Беркли, Д. Юм) отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивают роль науки лишь познанием явлений.

Философия, по словам Б.Рассела, занимает Ничейную Землю между научными знаниями и догматами теологии и пытается ответить не вопросы, ответы на которые не найдешь ни в лаборатории, ни в церкви: Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя. Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель. Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокие оценки. Существует ли такая вещь как мудрость, или же то, что представляется таковой, просто максимально рафинированная глупость. В отличие от науки, которая преимущественно отвечает на вопросы «почему?», «как?» и «откуда?», философия стремится к универсальности суждений и отвечает на вопросы типа «зачем?» и «для чего?».

В философии выделяют такие разделы как: история философии, онтология, диалектика и метафизика, гносеология или теория познания, философская антропология, философия общества или социальная философию, аксиология – учение о ценностях, а также философия морали и искусства – этика и эстетика, философия права, политики и идеологии, философия науки и техники, философия религии, философия культуры и цивилизации, философия глобальных проблем современности. Иногда рассматриваются как разделы философии логика и психология, имеющие самостоятельный статус, а также другие смежные дисциплины, вышедшие из философии, такие как праксиология и другие философские дисциплины.

1.2. Восточное мировоззрение. Мераб Мамардашвили утверждал, что «не существует никакой западной и восточной философии». Но с целью анализа особенностей тех или иных учений и философских школ такое деление не только допустимо, но и необходимо. Философия существует только одна, а рассуждать о философских проблемах можно и в понятиях восточной, и западной философии. Восточное мировоззрения основано на различных основаниях, определяемых, в первую очередь, религиозной спецификой. В одном случае (индуизм, буддизм) восточное мировоззрение основывается на понятиях кармы, реинкарнации и нирваны-освобождения. В другом случае (ислам) на неизбежность наказания. В третьем (конфуцианство) на понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.

Источник

Философия как форма мировоззрения

Философия как форма мировоззрения

Мировоззрениеэто совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции и программы поведения.

Формы мировоззрения

Мифология (мифопоэтика ) (mifos – предание, logos – слово, учение) – это исторически первая форма целостного и образного восприятия мира, его духовно-практического освоения, первая форма мировоззрения. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития и развития индивида вообще. В форме мифов, то есть сказаний, преданий человек пытается дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. В мифе объединяются зачатки знаний, религиозные верования, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценки ситуации. Мифология обеспечивает связь поколений, формирует коллективные представления, закрепляет определенную систему ценностей.

Религиозное мировоззрение является второй формой мировоззрения. Вообще религия (от лат. Relegio – благочестие или от лат. Religere – устанавливать связь) – это особая духовно-практическая связь между людьми, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил и священном отношении к таким ценностям, идеям и процессам, которые признаются верующими наиболее важными для укрепления единства их сообщества. Религия выполняет функцию сохранения вневременных ценностей.

В религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его удвоение на мир земной, естественный и потусторонний, небесный, в котором признается «возможность невозможного», то есть чуда, необъяснимых естественным путем явлений.

Основу религиозного сознания составляет религиозная вера, которая не требует обоснования, доказательства посредствам соотнесения с реальной действительностью, потому что она основывается на внутренней субъективной убежденности в истинности предмета веры. Религиозное верование не обязательно связано с религиозным знанием, но обязательно – с переживанием того, что невозможное стало возможным. Религиозные чувства, переживания отметают противоречащую им информацию и доводы разума, и совместно с влиянием социальной среды (давление семьи, стремление быть как все) создают устойчивость религиозных верований.

Религиозное мировоззрение придает смысл, значение и устойчивость человеческому бытию, помогает людям преодолевать житейские трудности. Однако, не смотря на наличие в религиозном сознании теоретического уровня, оно в целом не может обеспечить проникновение в сущность окружающих явлений, и поэтому по мере развития человеческого общества появилась возможность становления новой формы рассмотрения мировоззренческих проблем – философской.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о человеке.

Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиции рациональной оценки, с позиции разума. Следовательно, философияэто теоретически сформированное мировоззрение, это теоретическое ядро, сердцевина духовной культуры человека и общества. Она также является системно-рационализированным мировоззрением.

Конечно, не вся философия ориентировалась на науку, однако для философии всегда характерной была склонность именно к теоретическому мышлению, к анализу и доказательству, к обоснованию и интеллектуальному поиску.

Объект философии:

Объектом философского познания являетсябытие в целом – весь мирв его бесконечных и конечных проявлениях.

Но «всеохватность» философии не означает, что она претендует на решение любой научной проблемы всех отраслей знаний. Она в любой проблеме ограничивает свои «владения», свое поле кругом тех отношений, которые имеют наиболее общий, присущий всем явлениям характер.

Таким образом, философию как особую форму сознания отличает, прежде всего, стремление дать именно цельное мировоззрение, систему знаний о мире, о человеке и человеческом обществе, объяснить их с определенной точки зрения, найти ответы на самые волнующие вопросы.

Вместе с тем следует отметить, что философия никогда не ограничивалась лишь бесстрастной систематизацией явлений действительности. Она всегда стремилась выработать определенное отношение к ним, направить практическую и познавательную деятельность людей, вооружить их научным методом.

Предмет философии:

наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления,пути познания и преобразования бытия человеком, соотношение сознания и материи.

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Философияв переводе с греческого – это любовь к мудрости (phileo – люблю, sofic – мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление термина «философия» связано с именем Платона. Первым греческим и вместе с тем первым европейским философом считают Фалеса.

Место и роль философии в системе знаний:

Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным.

Философия в отличие от науки, по характеру более национальна, чем интернациональна, поэтому можно сказать: «русская философия», но абсурдно звучит «немецкая физика» и т.д.

Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

· философия разрабатывает системуобщих универсальных категорий(причина, следствие, сущность, явление, содержание и т.д.). Каждая наука использует эти категории;

· философия выступает методологией науки;

· философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

· философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет;

· Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Функции философии:

Основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая.

Мировоззренческая функция – это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.

Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем.

Гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.

Активный, действенный характер научной философии проявляется не только в том, что она учит и воспитывает, дает новое знание и общий взгляд на мир, но и в ее методологической функции, то есть в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность людей, определяет ее последовательность и применяемые средства.

Методологическую функцию философия выполняет в двух видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей.

Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.

Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.

Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

Древняя философия

Древнеиндийская философияза время своего существования, с VI в до н.э. по I в. н.э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах–даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг – Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях – джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по–своему пытались решить три главные философские проблемы: антропологическую – проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга сансары – перевоплощения и принципа кармы – воздаяния); гносеологическую – проблему правильного познания; онтологическую – проблему устройства бытия.

К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане – индивидуальном духовном начале.

Ведическая литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы.

Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией – буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат в основе буддизма: весь мир лежит в страдании; причина страдания – это желание; путь освобождения от страданий – это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний – это восьмеричный путь спасения Будды.

Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно – конфуцианство, добившееся во II в. до н.э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.

К VI в. до н.э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально-этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.

Античная философия, как самостоятельное духовно-культурное образование, возникла также в VI в до н.э. в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура. Определенное влияние оказали и связи с более древними восточными цивилизациями. Но если восточная философия характеризуется как мистическая, то античная, европейская – как рационалистическая.

Спецификой древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда – космологизм ранней греческой мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и в собственно идеалистической трактовке бытия, а позже – в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию. Словом, главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.

Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы, жившие в Милете) считали, что основой мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы – вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или апейрон, то есть нечто неопределенное, но материальное (Анаксимандр); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах – числах, сооотношение которых и определяет мировые процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах – неделимых атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что мир, вещи – лишь тени идей, результат их временного воплощения

Уже тогда, в досократический период развивается диалог – борьба двух основных линий философии – материализма и идеализма, а также двух основных методов философствования: диалектического и метафизического.

Гераклит Эфесский(ок. 544 – ок. 483 до н.э.) является одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии, «отец диалектики». Исходя из того, что упорядоченный космос строится на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, Гераклит заявил, что «все течет, все изменяется».

Крупным шагом вперед стало творчество элеатов(Парменид, Зенон, Ксенофан). Они считали, что Бытие вечно и не изменяется, однородно, непрерывно и равно Богу. Особенностью элеатов (главным образом Зенона) стало доказательство метафизических положений о невозможности движения диалектическим способом.

Большое развитие онтологический подход получил в атомизмеДемокрита(460 – 370 до н.э.). Материалистическому учению о бытии в философии Демокрита соответствует материалистическое учение о познании. В дополнение к теории познания Демокрит разработал индуктивную логику.

Развитие афинской рабовладельческой демократии и накопление философских знаний обусловили переход в античной мысли от изучения природы, от онтологических проблем к познанию человека и его сознания. Это произошло в воззрениях софистов и Сократа. Сократ разработал маиевтику – метод нахождения истины с помощью наводящих вопросов.

Определенный итог классическому периоду (V – IV до н.э.) в развитии философии подвели Платон и особенно Аристотель. В их системах уже четко можно выделить все четыре составляющие философии того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

В своей онтологии Платон (427– 347 до н.э.) делит мир на мир идей и мир вещей. Мир вещей вторичен, производен, является копией мира идей. Человек познает в основном не через чувства, а через «воспоминания» души (логическое мышление) своего пребывания в мире идей. Так была создана система объективного идеализма. Так как по Платону большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость в государстве и законах. И Платон создает теорию совершенного государства.

Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель и создатель «Ликея» Аристотель (384 – 322 до н. э.). Он завершает объективно-онтологическую традицию. Философию он считал наукой, исследующей первые начала и причины. Характерной чертой его философии являются колебания между материализмом и идеализмом.

Аристотель, критикуя Платона («Платон мне друг, но истину я должен предпочесть»), пытался преодолеть воздвигнутую его учителем пропасть между миром вещей и миром идей. Исходя из того, что истины не врожденны человеку, Аристотель показывал, что знания вероятные благодаря опыту, абстрактному мышлению (уму), дающему знание общего, и языку становятся в процессе познания знаниями достоверными. Отсюда следовало важное значение сбора фактов, определения предмета, применения дедукции и индукции, а также выработанных им законов формальной логики. Истина у Аристотеля – это суждение, соответствующее действительности (корреспондентская концепция истины).

Платон и Аристотель из всех философов Античности внесли набольший вклад в исследование общества.

Особенностью периода эллинизма (IV в до н. э. – V в н. э.) в философии было то, что вновь изменилась ее мировоззренческая ориентация: интерес мыслителей сосредоточился на жизни отдельного человека. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного развития человека видели в его приобщении к обществу, то теперь условием счастливой жизни считалось освобождение от власти внешнего мира. Это развивали материалист–сенсуалист Эпикур (341 – 270 до н.э.) и идеалисты стоики (I – II в н.э.).

Эпикур критерий счастья видел в природных и необходимых для жизни удовольствиях. Он создал учение об отклонении атома от заданной траектории и тем самым выдвинул тезис о том, что закономерность, необходимость должна быть диалектически дополнена, «уравновешена» случайностью и свободой. В противоположность Эпикуру для стоиков, наоборот, все в жизни фатально, детерминировано, предопределено. Человек ничего изменить не может. Следовательно, он должен научиться повиноваться судьбе, сдерживать страсти, привыкнуть к страданиям и соединять все это с любовью. Стоицизм стал одной из духовных предпосылок возникшего в I в н.э. христианства.

В период становления и развития античной философии сложилась основная проблематика философии, обнаружились и основные линии ее развития: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона), метафизическая и диалектическая. Возникает философия как учение о бытии, отождествляемом с природой, космосом. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее бытие осмысливается прежде всего как бытие человека.

Представители

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, эмпирик, является родоначальником метафизического материализма. В своем главном произведении «Новый Органон» он развил материалистическое понимание природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания.

Томас Гоббс (1588 – 1679) – английский философ, механистический и метафизический материалист, эмпирик. В книге «Левиафан» Т. Гоббс разработал договорную теорию государства и тем самым показал государство не как божественное творение, а как продукт сознания людей.

Ренэ Декарт (1566 – 1650) в своем произведении «Рассуждение о методе» выступил с обоснованием нового дедуктивного метода познания Кроме того, Р. Декарт полагал, что в мире существуют два независимых. первоначала: духовная («мыcлящая») субстанция и материальная («протяженная») субстанция (пространство). Р. Декарт – деист. Деизм полагает, что движение возникает в результате божественного толчка. Первотолчок осуществил Бог и своим действием он сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, которое вложил в нее при творении. Опираясь на свой метод, Р. Декарт создал механистическую физиологическую теорию строения нервной системы, а затем и дуалистическое учение о человеке, где тело дерегулирует эмоции, а разум, наоборот, их регулирует. Отсюда родилась неостоическая теория морали, основные постулаты которой сводятся к следующим положениям: свобода человека – это регулирующий эмоции разум; для правильного поведения необходимо познавать истину и действовать в соответствии с ней; к жизни надо относиться как к театру.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) считал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию – природу, равную Богу. Б. Спиноза – последовательный детерминист. У него все вещи возникают и изменяются под воздействием объективных причин: имманентных (внутренне присущих) для субстанции и внешних – для отдельных модусов. В теории познания Б. Спиноза был рационалистом. Он считал, что существуют две формы познания: чувственное (смутное, неистинное) и рациональное (истинное, ясное). В степени познания людьми необходимости он видел степень их свободы.

Джон Локк (1632 – 1704). Будучи механистическим материалистом, Д. Локк развил эмпиризм Ф. Бэкона и Т. Гоббса и создал сенсуалистическую теорию познания, согласно которой источником всех знаний является чувственный опыт, который делится на внешний, доставляющий ощущения и определения понятий предметов и внутренний, который дает знания о внутреннем мире человека. Большой вклад внес Д. Локк в политическую теорию. Он стал родоначальником концепции либерализма, которая ставит свободу личности выше общества и государства и закрепляет этот статус правом частной собственности.

Готфрид Лейбниц (1640 – 1716) – немецкий философ, в своем произведении «Рассуждение о метафизике» выступил против материализма Б. Спинозы и Д. Локка. Вселенная у Г. Лейбница состоит из множества духовных субстанций (монад), излучаемых Богом. Монады имеют двуединую природу: активную (духовную) и пассивную (материальную).

В теории познания Г. Лейбниц рационалист. Источником истин разума является у него абстрактное мышление, но которое может функционировать лишь под воздействием показаний органов чувств. Парадоксом воззрений Г. Лейбница является то, что он к объективному идеализму приходит благодаря своему научному рационализму.

Джордж Беркли (1685 – 1753) – английский философ, абсолютизировав идеи Г. Локка о чувственном опыте, создал систему субъективного идеализма. Он считал, что внешний мир «есть мое ощущение».

Дэвид Юм(1711 – 1776) продолжил традицию субъективного идеализма и агностицизма. Он отрицал сам вопрос о существовании объективного мира, поскольку сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир. Действительность у Д. Юма – это просто поток «впечатлений», причины которых непознаваемы.

В XVIII веке получил широкое распространение французский материализм,развивавшийся по двум направлениям. Первое вело свое происхождение от материалистической физики Р. Декарта (Ж. Ламетри и Д. Дидро), а второе брало свое начало в материалистическом сенсуализме Д. Локка (К. Гельвеций и П. Гольбах). Оба направления объединяли механистический материализм, атомарно–молекулярная физическая картина, сенсуализм, последовательный детерминизм, утилитарный характер этических представлений, идеализм в понимании общественных явлений. Материализм стал основой французского Просвещения, что не помешало, однако деятелям этой эпохи пронизать все свои труды идеей апологии Разума, его светоносной силы, уничтожающей мглу и хаос. Просветители (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.

Цивилизация понималась большинством просветителей согласно идеям прогресса как этап, пришедший на смену дикости и варварству. Ж.Ж. Руссо одним из первых обратил внимание на противоречия между культурой и цивилизацией.

Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной во Франции.

Эпоху Просвещения называют веком философии в истории европейской культуры.

Немецкая классическая философия – это вершина европейской рационалистической философии, она возникла и развивалась под влиянием ряда социальных, политических и духовных факторов в Германии в конце XVIII – первой половине XIX веков. Представители: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель.

Главным достоинством этой философской системы стала ее глубокая и всеохватная диалектичность.

Второй особенностью немецкой классической философии является ее идеализм.

Третья особенность – перенесение центра внимания на субъект познания и его взаимодействие с объектом.

Иммануил Кант (1724 – 1804) родоначальник немецкой классической философии, создал систему трансцендентального критического идеализма. В своих произведениях «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и др. он сосредоточил основные усилия на критическом анализе познавательных способностей человека.

И. Кант признавал объективное существование материальных предметов, но считал их непознаваемыми по своей сущности – «вещами в себе». Познать человек может только явления (феномены) вещей, находящиеся в беспорядке и хаосе, вне времени и пространства. Только человек, познавая, вносит определенный порядок: размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им закономерности и причинно-следственные связи. Познание происходит в чувственном опыте, но благодаря априорным (то есть уже данным в уме и независимо от всякого опыта) формам, категориям и идеям. Ступенями познания являются: чувственность, рассудок и разум.

И. Кант выдвинул положение о так называемых антиномиях– противоречиях, в которые впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлений.

И. Кант выдвинул нравственное обоснование бытия Бога и создал учение об общей для всех людей морали. Ее основой является так называемый категорический императив (повеление) – существующий в сознании человеческого рода вечный, неизменный закон и идеал поведения людей, изначально создающий этику долга, которая дает практическую уверенность в свободе морального поступка. Однако вразрез с категорическим императивом И. Кант выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества.

Иоганн Фихте (1762 – 1814) – является создателем классической системы диалектического субъективного идеализма, по которой самосознание субъекта первично и активно.

Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) создал свою систему объективного идеализма – философию тождества духа и природы, субъекта и объекта. На его взгляд материя и дух есть состояние одного и того же абсолютного разума. Ф. Шеллинг первым выдвинул диалектическое положение о тезисе, антитезисе и синтезе, как ступенях развития всего сущего.

Георг Гегель (1770 – 1831) в «Науке Логики» подробно изложил созданный им объективный диалектический идеализм.Исходный пункт его философии – тождество бытия и мышления, где мышление – это не человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность.

Основой всего сущего Г. Гегель считал развитие абсолютной идеи в виде движения понятий. Вначале абсолютная идея – это «чистое бытие», лишенное любого содержания, то есть «ничто». Но затем «чистое бытие» и «ничто» порождают понятие «становление». «Становление» приводит к возникновению понятия «наличное бытие». В силу внутренней противоречивости абсолютная идея порождает все новые и более богатые по содержанию понятия до полного развертывания своего содержания. В этом процессе она порождает природу и начинает существовать в виде материальных явлений в виде: механических, химических, биологических, а так же человеческого общества.

Главная заслуга Г. Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщающий диалектический анализ всех философских категорий, сформулировал на идеалистической основе три основных закона мышления: закон взаимопроникновения противоположностей; закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания, а так же три принципа анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному; соответствие исторического и логического; принцип развития.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) – антропологический материалист, был первым философом, подвергшим критике систему Г. Гегеля. Он показал, что абсолютная идея Гегеля – это не что иное, как человеческий разум, оторванный от человека и превращенный во внеприродное существо, творящее мир из самого себя.

С середины XIX века все определеннее стала возникать потребность в иных, неклассических типах философствования. И вскоре возникают четыре крупные философские школы: марксизм, позитивизм, «философия жизни» и неокантианство.

Марксизм. В своей важнейшей работе «Экономическо–философские рукописи 1844 года» Карл Маркс(1818–1883) выступил в защитугуманизма, основанного на идее свободной и творческой сущности человека. К. Маркс доказывал, что реализации этой сущности препятствуют различные формы отчуждения (отстранения) человека: от природы, от своей собственной «родовой» сущности, от другого человека, от общества – и как основа всех этих форм – отчуждение труда, базирующееся на частной собственности. Процесс обратный отчуждению К. Маркс назвал процессом присвоениячеловеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.

На основе концепции присвоения родовой сущности К. Маркс создал учение об общественно–исторической, предметно–практической сущности человека. Он показывал, что человеческая деятельность – это глобальный процесс очеловечиваниямира, преобразования природы и общества по их же законам. Тут нет противопоставления человека природе, т.к. человек – это часть природы и высший продукт ее развития, существо особого рода. Человек – это универсально–всеобщая сила природы, способная к труду.Именно трудхарактеризует специфичность бытия человека в мире.

Введение принципа практикивтеорию познания позволило выработать учение о диалектике процесса познания, учение о диалектике истины и ее критериях и фактически решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить «теоретический» и «практический» момент деятельности, построить «мост» между явлением и сущностью.

В содружестве с Ф.Энгельсом (книга «Диалектика природы») К.Маркс фактически начал качественно новый этап в развитии философии, главным содержанием которого явился синтез диалектики, существовавшей до этого на идеалистической основе, и материализма – диалектический материализм. Применив материалистическую диалектику к области истории, они создали исторический материализм.

Идейными источниками марксизма стали диалектика Г. Гегеля, французский материализм и социалистический утопизм.

С середины ХIХ века в развитии западноевропейской философской мысли происходит серьезный сдвиг: на передний план выдвигаются концепции иррационализма (Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше).

Основными идеями иррационализма стали:

· идея исследования, прежде всего, жизни отдельного человека, а не больших социальных общностей;

· выдвижение на передний план в понимании человека его подсознания и интуиции;

· мировоззренческая установка, отрицающая возможность рационального познания закономерностей мира;

· идея антигуманной сущности науки.

Собственно иррационализм оформился в конце ХIХ века в своей первой школе, которая получила название «философия жизни».

Философия жизни. Центральное понятие этой философии – «жизнь», которое призвано заменить понятие «бытие», ибо «жизнь» в философии жизни – это динамика, а «бытие» – это статика. Жизнь – это поток, в котором находится человек. Он неуловим рассудочными методами познания, его можно познать лишь на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания, интуиции, веры и любви. Выделяют три направления «философии жизни»: академическая «философия жизни» В. Дильтея и Г. Зиммеля, «творческая эволюция» А. Бергсона и «философия воли» Ф. Ницше.

Неокантианство. Появившееся во второй половине ХIХ веканеокантианствостремилось возродить некоторые важные принципы философии И. Канта. С самого начала в этом направлении отчетливо выделились две философско–методологические школы: Марбургская и Баденская. Общим у них, помимо высоких оценок наследия И. Канта и приверженности его методу истолкования действительности, была ориентация на исследование методов научного познания и понимание философии как критической теории науки. При этом в Марбургской школе (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) основные усилия направлялись на разработку трансцендентального метода, применяемого, главным образом, в науках о природе. Представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), утверждая принципиальное различие наук о природе и наук о культуре, сделали акцент на разработке методов социальных, исторических наук и проблеме ценностей.

Переосмысление классического философского наследия было продолжено и в ХХ веке.

Современная философия

Особенности философии ХХ века:

I. Разнообразие центральных философских проблем:

1. Проблема бытия человека.

2. Глобальные проблемы человечества.

3. Проблема смысла и направленности исторического развития.

4. Проблема знания, языка науки, методологии научного познания.

II. Одним полюсом философствования был иррационализм («философия жизни» О. Шпенглера, прагматизм Д. Дьюи, психоанализ З. Фрейда. К. Юнга, А. Адлера, неофрейдизм В. Райха, Э. Фромма, К. Корни, антропософия Р. Штайнера), другой полюс составил рационализм в самых различных формах культа разума и научно–технического знания (Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Ростоу, Д. Белл, Е. Масуда, А. Тоффлер).

III. Плюрализм концепций и философских школ.

Основные философские школы XX века:

Неопозитивизм. «Позитивизм» ( от лат. positiv – положительный) обозначает призыв к философии отказаться от умозрительных (метафизических) абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания, то есть такого которое поддается проверке эмп

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *