Спорт как социокультурное явление

Спорт как социокультурный феномен

Спорт как один из наиболее активно развивающихся социокультурных феноменов, экспансивно вторгающийся в жизнь современного общества, его отдельных групп, заслуживает целенаправленного междисциплинарного анализа как с точки зрения его структурно-функциональных характеристик в системе современного социума, так и в контексте рассмотрения эстетических ценностей и их модификации в современном мире. Спорт представляет собою крайне интересную в антропологическом аспекте деятельность в связи со средоточением в нем таких значимых социальных параметров, как соревновательность в ее максимальном выражении, как раскрытие предельных возможностей человека, как выявление всего комплекса био-, психо-, социальных характеристик человека в условиях экстремальных нагрузок. В проекте предполагается осуществление анализа местоположения спорта в контекстах различных социально-культурных пространств, культурных эпох, его взаимодействия с другими социальными и культурными подсистемами общества. Предметом рассмотрения являются также особенности позиционирования спорта в современном социокультурном пространстве, тенденции его развития, трансформации в контексте глобализационных процессов, развития «массовой культуры» и современных технологических средств. Специальному анализу будут подвергнуты доминантные и маргинальные характеристики современного спорта, его социальные и культурные функци, включая его эстетическую, коммуникативную, социализационную компоненты. Указанные составляющие решаемой задачи представляются высоко актуальными в связи с необходимостью объяснения своего рода «экспансии» спорта в современном мире, привлечения им повышенного внимания значительного числа людей, а также ситуации социальной востребованности проблематики спорта в современной России в связи с подготовкой к Олимпиаде-2014.

В настоящее время спорт как явление общественной жизни получает все большее распространение. Мировая пресса, телевидение, реклама прибегают к самым громким эпитетам при характеристике спорта: «Спорт – феномен XXI века», «Спорт – неотъемлемый элемент системы ценностей современной культуры», «Спорт – зеркало общественной жизни» и т.д. Все это подтверждает, что в наши дни спорт приобрел такую социальную значимость, какой он не имел, пожалуй, никогда в истории человечества. Ярким подтверждением этому являются прошедшие Олимпийские игры.

Предпринимается множество попыток объяснить роль и значение современного спорта.
Во-первых, спорт рассматривают как побочный продукт более широких социальных изменений для упорядочения одной функции, которую он будто бы выполняет. Однако это объяснение не определяет условия возникновения и развития спорта. Этот тезис не может служить объективным доказательством того, почему спорт воспринимают с таким восторгом.

Социальные институты и общественные события не существуют изолированно. Они, скорее, части всеобщего переплетения, в котором структура и свойства одного элемента многообразно воздействуют на структуру и функции других элементов. Поэтому спорт не может выполнять изолированно только одну функцию. Он оказывает множество социальных воздействий. Исходя из этого, определение понятия «спорт» должно быть многомерным, так как оно объединяет в систему отношений целый ряд функций. Эта система и представляет причинную совокупность для объяснения понятия «спорт».

Спорту как социальному и культурному феномену приписывают пять функций:

– функцию социальной мобильности.

Социоэмоциональная функция охватывает потребности человека, которые необходимы для сохранения его социально-психической стабильности, и указывает на три механизма, присущих спорту: а) контроль над напряжениями и конфликтами в человеке посредством катарсиса и эстетики; б) создание ситуаций, которые вызывают чувство общности, дружбы и товарищества;
в) существование «спорта как ритуала», как символа сохранения культурного и социального наследия, как источника подтверждения тех связей общественной структуры и культурных воззрений, которые упрочивают это наследие.

Функция социализации отражает мнения, что спорт имеет большое значение для человека. Эти мнения упрочиваются культивируемыми моральными и религиозными представлениями о том, что спорт развивает личностные качества. Считается, что социализация осуществляется через два взаимосвязанных процесса – укрепление и формирование. Идея укрепления охватывает теории оперативной физической подготовки, санкционирования понимания позитивного и негативного поведения. Формирование означает создание конкретного примера, модели поведения для социализируемых и стоящей за этой моделью «системы воззрений». Считается, что в спорте действуют оба механизма и что желательные для общества модели поведения и воззрений внутренне присущи спорту.

Функция интеграции представляет спорт как средство возможного достижения гармонического объединения людей с коллективом и их идентификации с ним. Считается, что социализация есть средство для включения (интеграции) человека непосредственно в систему воззрений и поведения, выработанную культурой. Достичь этой цели можно, включая человека в коллектив, который, в свою очередь, включается в эту культурную схему. Интеграция человека в коллектив происходит, во-первых, посредством развития чувств общности и товарищества при социоэмоциональной функции. Эти чувства представляют источник включения в коллектив членов спортивной группы, местной или национальной команды или бесчисленных низовых спортивных организаций. Во-вторых, интеграция осуществляется посредством развития группового и внегруппового сознания, причем коллектив идентифицируется как «мы», как группа внутри себя, а другой коллектив – как «другие», «враги» вне группы.

Политическая функция состоит в применении спорта в качестве политического инструмента. С одной стороны, можно сказать, что политическое использование спорта – это расширение его интеграционных функций, причем задача спорта состоит в создании национального чувства идентификации и национального престижа. С другой стороны, спорт может рассматриваться как политическое средство для признания или непризнания других наций. Нередко спорт используется и как средство достижения политических целей в период избирательных компаний. Так было на выборах в Государственную думу Российской Федерации в 2003 году, когда различные партии привлекали в свои ряды известных спортсменов. Это происходит и в 2004 году на выборах президента Украины, когда наиболее именитые спортсмены отдают предпочтение тому или иному кандидату.

Спорт как социокультурное явление. Смотреть фото Спорт как социокультурное явление. Смотреть картинку Спорт как социокультурное явление. Картинка про Спорт как социокультурное явление. Фото Спорт как социокультурное явление

Распространено мнение, что, спорт является эффективным средством повышения социальной мобильности определенных социальных слоев населения. Такого рода социальная мобильность в целом протекает по двум главным направлениям. Во-первых, это происходит через повышение социального престижа. Добившись определенной известности в спорте, человек как бы повышает свой социальный статус. Во-вторых, повышение социальной мобильности осуществляется через социальный престиж плюс материальное вознаграждение. Продолжительность и проницаемость этой, направленной вверх, социальной мобильности существенно зависит от масштаба институциональной стабильности, которая существует в обществе и спорте, а также от масштаба мобильности, т.е. от того, является ли она только внутриспортивным случаем или это попытка преодолеть социальные, классовые и расовые ограничения.

Общество может быть понято как переплетние взаимосвязанных элементов. Эффективность действий этих элементов, и тем самым всего общества, зависит от того, насколько этот процесс поддерживается системой воззрений и моделями поведения населения.

Как только общественная система воззрений начинает изменяться, и другие структуры могут быть признаны функциональными, традиционная структура воспитания теряет основные черты и ее формы начинают меняться в соответствии с новыми социальными познаниями. При этом для членов общества жизненно важно включится в систему воззрений и модели поведения этого общества, вследствие чего и само общество остается способным к функционированию системой. Необходимо также отметить, что в этом обществе людям одинаково необходимо функционально сотрудничать и иметь потребность это делать. Спорт – такой институциализированный механизм, который удовлетворяет данную «общественноинтегративную» функцию. Происходит это через механизмы, которые были обозначены как общественные функции спорта.

Общественные функции спорта создают определенные предпосылки для общественной интеграции, предоставляя при этом прямые и косвенные средства. Необходимые предпосылки создаются через социоэмоциональные функции, прямые средства интеграции – через социализационные функции и косвенные средства – через интегративные, политические функции и функции социальной мобильности.

Основываясь на этом, исследователи приходят к выводу, что спорт много значит в процессе социализации. Считается, что мораль, вера и признаки личности, которые развивает спорт, имеют первоочередной характер и могут рассматриваться как предпочтительные в тех процессах социализации, которые вытекают из действующей системы культуры.

Предполагается, что и участвующие и не участвующие в спорте группы населения приводятся через спорт к этим желаемым ценностям и качествам личности: участники через свою непосредственную активность, а зрители (созерцатели) – через прочувствованную идентификацию с культурными ценностями, которые ассоциируются со спортом. Так как институ-циализированные социализационные агенты этого великого порядка передают только редкие дисфункциональные ценность и характеристику, можно считать, что спорт потому является такой действенной моделью поведения и системой воззрений, что они функциональны для общества в смысле сохранения системы.

Спорт как политический инструмент используется в качестве средства создания национального чувства идентификации и укрепления национального престижа, противо-поставления той или иной политической системы государства. Это происходит как через демонстрацию национальных возможностей, так и через санкционированную силу, которая присуща интернациональным соревнованиям. Демонстрация национальных качеств, особенно на международных соревнованиях, способствует идентификации с национальным государством посредством внутригрупповой-внегрупповой поляризации. Этот механизм усиливается до выражения благополучия нации как целого, причем спортивный успех, в свою очередь, усиливает этот механизм. Поражение также может его усиливать, вызывая негативные чувства против победившего противника. Признание власти, которую нация проявляет, санкционируя участие или неучастие в международных соревнованиях других наций, можно рассматривать как усиление механизма идентификации. Чувство национальной самоценности и престижа, вызываемое таким способом, не ограничивается областью спорта, а распространяется на всю нацию.

Интегративная функция спорта понимается как включение в коллектив, который сам включается в общую социальную структуру. Этот способ интеграции второго уровня. Коллектив, который включается в общество, обладает теми же системами воззрений, что и все общество. Поэтому интеграция в этот коллектив представляет одновременно и интеграцию в данную социальную систему воззрений. Коллектив, к которому можно применить этот механизм, будет такой группой индивидов, которые выступают в единстве. Эта концепция пригодна и для группы из двух человек, и для общности в масштабе государства.

Социоэмоциональная функция спорта понимается как непосредственно связанная с социально-психологической стабильностью человека. Под «социально-психологической стабильностью» понимается социальное и психологическое соответствие человека обществу. Из этого вытекает, что функция уравновешивания человека как члена общества зависит от его психологической и социальной «уравновешенности». Социоэмоциональная функция проявляется в том, что она содействует общественной интеграции через создание для этого процесса необходимых предпосылок.

Таким образом, рассматривать спорт как социальный феномен можно, только исследуя его функционирование и развитие в обществе. Перечисленные основные социальные функции спорта находятся во взаимосвязи. Отношения между пятью социальными функциями спорта таковы, что все они служат одновременно одной социальной функции, а именно функции «социальной интеграции».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Спорт как социокультурное явление современности и его ведущие функции

Федоровская Мария Юрьевна

кандидат философских наук

Руководитель направления, АО «Кавказ.РФ»

123112, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Тестовская, 10

Fedorovskaya Mariya Yur’evna

Аrea manager, Northern Caucasus resorts

10, Testovskaya street, Moscow

Просмотров статьи: 12738 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Объектом исследования выступает спорт как социокультурный феномен на современном этапе общественного развития. В современных условиях спортивная сфера является самостоятельной (автономной) частью социальной сферы, многообразным социокультурным и политическим феноменом. Предметом исследования является специфика современного спорта, в частности, уточнение ведущих функций спортивной деятельности в условиях российской действительности. Внимание исследователя акцентировано на различиях понятий «спорт» и «не спорт», «спорт» и «физическая культура», понимании спорта в узком и широком смысле слова, а также правовых основах физкультурно-спортивной деятельности. В статье применялись теоретико-методологический анализ и обобщение научной и учебной литературы и материалов, а также системный подход к исследованию взаимообусловленности спорта и политики, позитивных и негативных моментов их взаимодействия. Новизна исследования заключается в обосновании изучения спорта как исторически сложившегося в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурного феномена, способствующего гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, определяющего его спортивную деятельность.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, соревновательная деятельность, социум, культура, политика, государственное регулирование, феномен, социальный институт, функции

Abstract: The object of this research is the sport as a sociocultural phenomenon at the current stage of social development. In today’s world, the sport sphere is considered an autonomous part of social sphere, multifaceted sociocultural and political phenomenon. The object of this research is the specificity of modern sport, particularly the clarification of leading functions of sport activity in the Russian realities. Attention is focused on the differences between the concepts of “sport” and “non-sport”, “sport” and “physical culture”; understanding of sport in a narrow and broad sense; as well as legal framework of the physical and sport activity. The article applies the theoretical-methodological analysis, generalization of the scientific and educational materials, alongside system approach towards examination of interconditionality of sport and politics, positive and negative moments of their interaction. The scientific novelty consists in substantiation of studying sport as a historically established in form of special competitive activity and sport practice sociocultural phenomenon, which contributes to harmonious development of the natural and socially-transformative psychophysiological qualities of motion activity and ethical-moral characteristics of a person that define his sport activity.

phenomenon, state regulation, policy, culture, society, competitive activity, physical culture, sport, social institute, functions

Спорт – это компонент физической культуры, непосредственная соревновательная деятельность, организация и подготовка к ней посредством учебно-тренировочного и предсоревновательного процесса, конечной целью которого является совершенствование физических, эмоционально-психологических, волевых и моральных сил и способностей личности для достижения рекордных результатов на состязаниях самого разного уровня.

Сегодня спорт как наиболее значимое социокультурное и политическое явление выступает важнейшей и естественной сферой жизнедеятельности любого общества. С каждым годом растет число людей, вовлеченных в спортивную деятельность и участвующих в соревнованиях национального и международного уровня – чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх, международных состязаниях и турнирах и добивающихся не только рекордных результатов, но и нравственного и материального престижа.

Как цивилизационный феномен современности спорт, включаясь в текущую жизнь людей, формирует модели и образцы поведения, выполняет ведущие социокультурные, политические и социально-коммуникативные функции.

В настоящее время главные качественные черты спорта как органически целостной системы неизменны – соревнование и игра.

Наряду с физическим воспитанием, организацией отдыха, улучшением и сохранением здоровья, стремлением к совершенству спортивных результатов, получением морального удовлетворения спорт все в большей мере становится неотъемлемой частью мировой экономики (коммерческая спортивная деятельность) и мировой политики (инструмент политического влияния на социум).

В этой связи в современной научной литературе существует множество концепций спорта, среди них:

– спорт как социальное или культурное явление;

– спорт как социальный институт;

– спорт как война, агрессия;

– спорт как особый вид экономической (коммерческой) деятельности (бизнес);

– спорт как политика (идеология государства);

– спорт как сфера общественной жизни;

– спорт как объект государственного регулирования;

– спорт как средство этнонациональной идентификации;

– спорт как посол мира;

– спорт как криминал;

– спорт как здоровье.

Отсюда и многообразие точек зрения на природу, специфику, место и роль спорта в системе социокультурных и политических явлений. Поэтому теоретически и методологически важным является уточнение терминологического аппарата, используемого социально-гуманитарными науками о спорте.

Это значит, что спорт следует понимать как организованную по определенным правилам активность людей, складывающуюся из сравнения их физических и интеллектуальных данных, подготовку к ней (организационно-управленческую и учебно-тренировочную) и складывающиеся в ее течение межличностные связи и процессы. Иначе говоря, спорт – это своеобразный вид физической и интеллектуальной деятельности, нацеленной на организацию, подготовку и проведение состязаний, центральным элементом которой выступает физическое совершенствование атлетов.

Настоящий закон позволяет констатировать следующие положения. Во-первых, значительность и необходимость соревновательной составляющей спорта, отмеченную выше. Во-вторых, как игровой вид деятельности спорт содействует физическому совершенствованию человека посредством сверки с резервами и преимуществами других атлетов. Но игровая составляющая спорта не отвечает требованиям современного времени, поскольку как игре спорту свойственны соревнования команд по отдельным видам. Игра – одна из моделей соревнования, не способная объять всю систему явлений, присущих конкретным дисциплинам, а тем более спорту в целом. В-третьих, спорт – многогранное образование, включающее административные, гражданско-правовые и социально-трудовые и другие связи, возникающие среди субъектов – участников спортивной деятельности. В этом смысле спорт определяется как объект управления государством. Наконец, спорт как комплекс разнообразных видов и дисциплин представлен отнюдь не полностью. Предложена следующая классификация спорта: олимпийский спорт; массовый спорт; спорт высших достижений; профессиональный спорт; любительский спорт; школьный спорт; студенческий спорт; национальные виды спорта.

Однако подобное законодательное разделение спорта не совсем оправдано согласно следующим соображениям.

1) Неверное толкование массового и профессионального спорта характерно не только для законодателей, но и функционеров спортивной деятельности (чиновников федераций спорта, федеральных и региональных структур в сфере управления спортом, активистов спортивных обществ и организаций), поскольку массовый спорт отождествляется с физической культурой, а профессиональный – с бизнесом, коммерцией, предпринимательством.

2) Сомнение вызывает градация спорта на спорт высших достижений и профессиональный спорт, которые соединены между собой отношением частное – общее (первый – превыше второго).

3) Вне поля зрения законодательного акта остались ставшие уже традиционными виды спорта: зимние и летние, командные и одиночные, неолимпийские и паралимпийские, официальные и неофициальные, показательные, технические, интеллектуальные и другие, распространенные в спортивной теории и практике. Иначе говоря, обозначены спортивные дисциплины, управление которыми осуществляет государство и которые соответственно охвачены физкультурно-спортивной политикой, особенно в плане ее идеологического, социального и экономического сопровождения.

Исходя из того, что спорт достаточно сложный социокультурный и политический феномен – подсистемное образование социальной сферы общества – разграничим понятия «спорт» и «не спорт», «спорт» и «физическая культура».

1) Физическая культура – курсы (программы) учебно-образовательной комплексной, общегражданской и стандартной телесно-двигательной практики (физическая подготовка, физическая рекреация и физическая реабилитация).

2) Физическое воспитание – педагогический процесс, связанный с развитием и совершенствованием телесно-двигательных навыков и психофизических характеристик, направленный на подготовку молодежи к военной, в том числе трудовой деятельности, непосредственно или опосредовано ориентированной на военно-идеологическую работу (спасательные службы, террористическая, полицейская, религиозно-сектантская и т.п.).

3) Гуманистические («мягкие») виды телесно-двигательной активности приспособлены и используются при организации интеллектуально-духовного и психофизического свободного времени и рекреацию недостаточно либо вообще физически не подготовленных людей, а также лиц с физическими ограничениями.

4) Экстремальные («жесткие») виды телесно-двигательной активности направлены на экстремально-прикладные (наземные, наводные и подводные, горные и воздушные) формы элитарных физических и психофизических игр-удовольствий с достаточно большой опасностью и возможным риском для жизни.

5) Фитнес – курсы, программы (коммерческие) телесно-двигательной организации свободного времени и рекреации, преимущественно пригодные для граждан, стремящихся поддерживать хорошую физическую форму.

В связи с выше обозначенными представлениями неспортивной (внеспортивной) области спорт выступает как система строго регулируемых видов и дисциплин, итог регулярных учебно-тренировочных циклов, ориентированных на высшие рекордные результаты состязательной телесно-двигательной деятельности, сопровождающейся комплексным судейством.

Соревновательная специфика понятия «спорт» выявляется и при сравнении его с понятием «физическая культура» и значительно их различает, несмотря на своеобразные параллели (близость) в их трактовке.

Наиболее распространенным и чаще всего употребляемым в отечественной литературе является определение физической культуры как части культуры, сферы социальной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дает более объемное по содержанию понятие. Физическая культура – это системы ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Основными показателями развития физической культуры в обществе служат:

– состояние физического здоровья и совершенствование физических качествлюдей;

–уровеньприменения физической культуры в образовании(обучении и воспитании), трудовой деятельности, сфере быта и отдыха.

Как особая разновидность человеческой деятельности, спорт выражается в бихевиориститических, вещных, идеальных, символических и т.п. присущих культуре формах, предусматривает существование определенных социальных институтов и функций, ценностей, норм и правил.

В отличие от физической культуры в спорте главенствующим мерилом служит состязательная составляющая, определяющим его различные виды – массовый, любительский, профессиональный, спорт высших достижений и т.д. Если физическая культура во главу угла ставит формирование физически развитой личности и укрепление ее здоровья, то в спорте акцентируется внимание в первую очередь на соревновательном компоненте (целенаправленная и специализированная организация, подготовка и участие в спортивных соревнованиях самого разного уровня и масштаба). Но физическая культура не антипод или тождество спорта, это его своеобразный стержень (база, подоснова).

И спортсмен, и физкультурник, как правило, применяют на тренировках и занятиях аналогичные физические упражнения (задания на развитие силы, ловкости, скорости, выносливости и т.д.), однако если работа физкультурника преследует только личный успех, не соотносимый с результатами других, участвующих в этой области людей, то физическое мастерство спортсмена всегда соотносится в ходе соревновательной деятельности с достижениями других атлетов, поэтому далеко не каждый активно занимающийся физической культурой и достигший значительных спортивных побед человек, использующий, например, бег или ходьбу для укрепления своей работоспособности и здоровья, является спортсменом.

Ведущими критериями развития спорта в социуме являются следующие.

1) Действенность соревнований как способа соотнесения и улучшения определенных способностей атлетов, их стремление к победе и высоким рекордам на состязаниях.

2) Высокий уровень психофизиологических и эмоционально-волевых нагрузок на учебно-тренировочных сборах и в домашних условиях, предсоревновательной и соревновательной деятельности.

3) Максимальная степень развития и совершенствования функциональных возможностей организма спортсменов, которая может быть достигнута только на основе:

— эффективного тренировочного и соревновательного процессов;

— оптимальной нагрузки и ее рациональной реализации;

— высококвалифицированного состава тренеров и специалистов;

— постоянного медицинского и психологического контроля, строго принимая во внимание половую, возрастную и индивидуальную специфику и начальную подготовленность атлетов.

К числу субстанциональных качеств спорта, отражающего динамику и тенденции социально-экономического и духовно-политического развития современного социума, относятся следующие.

1) Социально-культурная сущность, то есть выработка через потребности общества специфических форм и способов общения и взаимодействия индивидов, групп и общностей.

2) Нацеленность на воспитание, обучение и совершенствование личности и развитие общества.

3) Разработка и соблюдение моральных норм и правил поведения, общения и деятельности людей.

4) Формирование и внедрение идеалов умственного, физического и эстетического становления и совершенствования отдельной личности и общества в целом как образцов для социально-культурного подражания.

Принято считать, что существует свыше 200 определений спорта. В частности, В. Д. Паначев посредством анализа предпринял попытку их классификации, выделяя, например, такие понятия спорта, как:

– чрезвычайно уникальная для философского и научного осмысления сфера (зеркало, сжатая модель) жизнедеятельности социума, все еще до конца не оцененная и не познанная;

– совершенная «изолированная система», автономная от других компонентов социальной сферы специфическая область деятельности, направленная на мобилизацию и участие людей в жизни общества;

– культурный феномен, способствующий развитию цивилизации, культуры, формирующий ценности и выполняющий функции социальной мобильности, политическую, интегративную, социализации и социоэмоциональную;

– фактор, способствующий сохранению общественной интеграции внутри любого социума и обеспечивающий преодоление противоречий и укрепление сотрудничества между народами и государствами;

– социальное явление, объемлющее экономику, политику, образование, здравоохранение, искусство, международное сотрудничество, совокупность органов массовой передачи информации с помощью технических средств;

– средство процесса производства и воспроизводства массового сознания (массовых коммуникаций) мирового уровня, возникающее и действующее в условиях промышленного общества и урбанизированной цивилизации;

– явление международное, олицетворяющее и обусловливающее ведущие позиции современного социума: сотрудничество и соперничество (нередко противоборство и борьба), стремление к совершенствованию и высоким достижениям;

Однако нельзя, на наш взгляд, все предложенные положения относить именно к определениям спорта как уникального явления человечества, многие из них больше подходят для характеристик его сущности и черт.

Дело в том, что научная трактовка спорта нуждается в более детальном исследовании понятия спорт, которое позволит выявить его предмет, параметры и свойства. В социально-гуманитарных источниках наиболее часто употребляются функциональные, структурные и структурно-функциональные термины данного феномена, которые по содержанию обычно носят описательный характер и не предоставляют возможности посредством сравнительного анализа выявить его подлинную суть. Значительно реже встречаются стремления получить генетические определения спорта в совокупности со структурно-функциональным исследованием, которые не столько теоретико-методологически обоснованы, сколько политизированы, максимально идеологизированы. И крайне редко используются родовидовые, атрибутивные термины спорта, основанные на системном подходе, которые преимущественно выявляют наиболее содержательно его ноуменальность (смысловая сущностная доминанта вещи, которую мы постигаем как реальную).

Разработку комплексной социально-философской и научной концепции спорта как социокультурного феномена следует проводить в тесном единстве с проблемой формирования и реализации в ходе становления и эволюции спортивной деятельности фундаментальных социально-культурных функций, которая в свою очередь обусловлена удовлетворением людьми разнообразных спортивных интересов.

В общем виде спорт – социокультурный феномен, нацеленный на становление, формирование и популяризацию культуру двигательной активности, специализированное и предельное развитие всех ее умений и навыков, неразрывно связанный с максимальным освоением физических и эмоционально-волевых качеств личности и цивилизации и достижением рекордных результатов. Именно в этом смысл и историческая, социально-культурная и духовно-политическая значимость спорта.

Спорт в узком смысле – это «исторически сложившаяся и выделившаяся в форме состязаний как особый тип достиженческой активности» соревновательная деятельность, которая «выявляется в условиях четко регламентированного соперничества и направлена на максимальную реализацию достиженческих возможностей индивида (его сил, способностей, умений) … с объективизированной оценкой достигаемых результатов».

В широком смысле «понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности».

К. Хейнеманн, отрицая наличие единой однородной структуры спорта, настаивает на анализе его многообразных форм, «которые отличаются собственным пониманием спорта, собственными идеологиями спорта, собственной формой занятий спортом и организации спорта и тем самым также и различным стимулирующим характером спорта для различных групп лиц». При этом он фиксирует такие модели спорта, как функционалистская коммерческая, соревновательная, экспрессивная, отражающие только его разновидности на основе опыта без учета теоретико-логического и исторического фундамента [9. с. 199–200].

Спорт, как и любой социально сложный объект, в своем становлении и эволюции культивируется суммарными многочисленными факторами внешнего и внутреннего воздействия. В связи с этим только системный анализ социокультурной сущности спортивной деятельности позволит глубоко и продуктивно изучить этот загадочный феномен.

Поскольку физкультурно-спортивная область, стержнем которой служит спорт, является видовой категорией по отношению к родовой (более общей категории) – сфере общественной жизни, то следует иметь в виду, что спорт находится в диалектической связи с другими сферами жизнедеятельности социума, оказывающими влияние на его содержание, особенности и динамику.

В самом деле, спорт нельзя исследовать вне сфер жизнедеятельности общества (социально-экономической, политико-правовой, нравственно-эстетической) и культуры в целом, сопровождающей становление и эволюцию спорта. Социально-культурный компонент спорта приобщает людей, и особенно молодежь, к ценностям и знаниям социума, формирует умения и навыки коммуникации, способности мыслить с разных точек зрения о проблемах человека и мира, способствует обретению духовной зрелости. Как социокультурное явление спорт практически в течение всей жизни человека через занятия физической культурой привлекает его во внерабочее и внеучебное время к соревнованиям и массовым спортивным мероприятиям, что позитивно влияет на процесс социализации индивидов и утверждения их социального статуса. С политико-правой позиции спорт как область складывающихся в соревновательной деятельности системе общественных отношений, и объект государственной политики выступает важнейшим консолидирующим фактором, механизмом развития демократии и создания диалога, утверждения идеологии патриотизма, инструмента влияния на протекающие в обществе процессы. Экономический аспект спорта подразумевает деятельность людей и государства в период организации, подготовки и проведения состязаний использование специальной материально-технической базы, объектов и средств, способствующих достижению спортсменами рекордных результатов и получению ими денежных вознаграждений.

В отечественной и зарубежной литературе установлена подчиненность развития подсистем социума, возникающих в них отношений и процессов от экономики, политики, культуры общества, что делает возможным изучать и прогнозировать воздействие обозначенных зависимостей в такой особой подсистеме общества как спорт. Да и в практике спорта, в частности посредством оценки статистических данных и опытных исследований, наблюдается мощное влияние социально-экономической и духовно-политической сфер на все спортивные дисциплины.

При этом необходимо учитывать, что несмотря на то, что спортивная деятельность может и часто используется (наравне с другими общественными сферами и подсистемами) не только в позитивном плане – всестороннее и гуманное развитие и совершенствование эстетических и духовно-нравственных качеств человека, но и в негативных целях – антигуманных эмоционально-психологических установках и умонастроениях на «достижение рекордных результатов любой ценой» – учебно-тренировочный, предсоревновательный и особенно соревновательный процессы предполагают не только состязательность, но и своеобразное противостояние, даже достаточно острое противоборство, нацеленное на получение максимально высокого спортивного успеха.

Становление и развитие спорта осуществляется на определенных исторических этапах, в определенных социокультурных условиях и принимает конкретные формы, требующие анализа и обобщения. Поэтому, ведущими теоретико-методологическими принципами изучения спорта как феномена и подсистемы современного социума и его диалектических взаимодействий с другими подсистема и сферами общества выступают принципы историзма и многофакторного исследования масштабных социально-культурных связей. Наиболее ярко обозначенные принципы применимы при раскрытии содержания, эволюции и динамики спорта как социокультурного явления.

Кроме того, принимая во внимание многоаспектность и многоликость спорта, надо учитывать такие моменты. Во-первых, его конкретно-исторические формы (в соответствии с социокультурной средой) на тех или иным этапах общественного развития. Во-вторых, многообразие спортивных дисциплин, отличных друг от друга «конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания» – волейбол, футбол, легкая атлетика и т.д. В-третьих, социально-профилирующиенаправления спортивной практики: массовый спорт (или спорт для всех); спорт высших достижений (или элитный); профессиональный, любительский, коммерческий спорт и др.

Таким образом, спорт следует трактовать как исторически сложившийся в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурный феномен, способствующий гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, что и определяет его спортивную деятельность. И главенствующее значение при этом будет иметь понимание того, что формирование двигательных возможностей личности, не только связано, но и в решающей степени зависит и определяется социокультурными факторами.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования и методология в тексте не представлены. Актуальность, помимо то, что спорт это важный вид деятельности, не выделена.
Элементов научной новизны нет.
Стиль понятный, доступный, структура немного расплыта, содержание представляет собой теорию о спорте. Апелляция к оппонентам присутствует. Библиографический список достаточный.
Выводы:
1. Статью надо существенно переработать. Может быть, более подробно раскрыть экономический аспект спорта. Провести исследования о деятельности людей и государства в период организации, подготовки и проведения состязаний. использование специальной материально-технической базы, объектов и средств, способствующих достижению спортсменами рекордных результатов и получению ими денежных вознаграждений.
2. В данном виде представляет интерес как теория. Целесообразно привести данные социологических исследований в спорте.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Основоположник современного международного олимпийского движения французский барон Пьер де Кубертен известен следующими патетическими строчками в своей «Оде спорту»: «О, спорт! Ты – мир! Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. Ты – согласие. Ты сближаешь людей, жаждущих единства. Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь уважать друг друга». В этих словах есть правда и вместе с тем глубокое противоречие. Действительно, еще с античных времен существовала традиция прекращения военных действий между участниками Олимпийских игр, а сегодня благодаря не только Белым и Летнем Олимпиадам, но и таким масштабным мероприятиям, как футбольные мундиали люди знакомятся с другими культурами и народами, зачастую находящимися на другом конце света. Так, например, всем памятен тот искрений ажиотаж, который охватил нашу страну летом 2018 г., в период проведения Чемпионат мира по футболу, признанному лучшим за всю историю проведения. Вместе с тем прошедший XX век, который по праву можно назвать столетием спорта, привел к сближению политики и спорта. Спортивные успехи и достижения стали ассоциироваться с государствами, представители которых подымаются на пьдестал почета. Неслучайно, поэтому такое внимание спорту уделяется в тоталитарных и авторитарных странах, где победа или поражение зачастую можно сравнить с жизнью или смертью. К примеру, Олимпийские игры 1936 г. использовалась Третьим рейхом не только для возвеличивания Великогермании, но и для пропаганды идей национал-социализма. А в сегодняшнюю эпоху селфимании спортивные упражнения стали еще и образом жизни для сотен тысяч людей. В этой связи представляет важность разобраться в самом феномене спорта и его важнейших составляющих.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является спорт как социокультурное явление современности. Автор ставит своей задачей определить саму дефиницию спорта, рассмотреть его различные проявления, выявить сходства и различия таких понятий, как «спорт» и «физическая культура», а также показать взаимосвязь спорта с другими общественными сферами.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследований выступают системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также сравнительный метод.
Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать феномен спорта в современном мире, а также показать его основные аспекты взаимодействия с социокультурной средой.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность (всего список литературы включает в себя 15 различных источников и исследований). Из используемых автором источников укажем на официально-правовые документы, энциклопедические статьи, материалы электронных ресурсов, которые позволяют автору выявить различные определения дефиниции спорта. Из привлекаемых исследований укажем на труды В.В. Балабановой, Д.В. Давлеткалиева, В.Д. Паначева, В.И. Столярова, Ю.Д. Якубова и др. авторов, рассматривающих различные проявления феномена спорта в современном мире. В то же время на наш взгляд, к библиографии имеются следующие замечания: автор использует в качестве одного из источников ресурсы, базирующиеся на портале википедии, в то время как имеются аналоги в печатных академических изданиях (непонятно также, почему автор обращается к интернет-версии толкого словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, хотя данная работа не является библиографической редкостью и представлена в многочисленных российских библиотеках). Кроме того, автор привлекает материалы 5 диссертаций, хотя намного выигрышнее смотрелось бы обращение к работам диссертантов в научных журналах. Так же вне авторского поля зрения оказались ценные работы М.А. Богдановой («Институт спорта: социокультурная динамика», Ростов-на-Дону, 2013), Т.А. Михайловой («Спорт как социокультурый феномен», Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015, № 2), И.В. Бабанова и Е.А. Гришиной («Современный спорт – проблемы и противоречия», Социологические исследования, 2018, № 6) и т.д. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении.
Стиль написания работы является научным, однако доступным для понимания не только специалистов, но и широкой читательской аудитории, всех, кто интересуется как феноменом спорта в современном мире, так и его взаимодействием с социокультурной средой. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне полученной информации, собранной автором в ходе работы над исследованием.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что сегодня наряду с «физическим воспитанием, организацией отдыха, улучшением и сохранением здоровья, стремлением к совершенству спортивных результатов, получением морального удовлетворения спорт все в большей мере становится неотъемлемой частью мировой экономики (коммерческая спортивная деятельность) и мировой политики (инструмент политического влияния на социум)». В работе справедливо разграничиваются такие понятия, как «спорт» и «физическая культура», в то же время показано, что «физическая культура не антипод или тождество спорта, это его своеобразный стержень (база, подоснова)». Говоря о различных дефинициях спорта, автор обращает внимание, что многие из них больше подходят для выявления его сущности и характерных признаков. В то же время, хотя автор и делает попытку апеллировать к работам не только отечественных, но и зарубежных исследователей, в библиографии отсутствуют работы зарубежных авторов, да и в тексте дается отсылка только на Спортивную хартию Европы. А ведь как с научной, так и с просветительской точки зрения было бы интересно увидеть анализ зарубежных трактовок спорта и его взаимодействия с социокультурной средой.
Главным выводом статьи является предлагаемая автором трактовка спорта, как «исторически сложившийся в форме специальной состязательной деятельности и спортивной практики социокультурный феномен, способствующий гармоничному развитию естественно-природных и общественно-преобразующих психофизиологических способностей двигательной активности и нравственно-эстетических качеств человека, что и определяет его спортивную деятельность».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет определенный интерес у читателей, а ее материалы и выводы могут быть использованы в учебных курсах, так и при разработке нормативно-правовых документов в рамках стратегии развития спорта в России.
В то же время к статье есть следующие замечания:
1) Необходимо дополнить библиографию, а также обратиться к оригинальным, а не интернет-версиям толковых словарей. По возможности диссертационные работы следует заменить схожими трудами диссертантов в научных журналах и т.д.
2) Следует показать зарубежные точки зрения на феномен спорта, обратившись к исследовательским работам, что важно как с научной, так и с просветительской точки зрения.
3) Автор обходит стороной такие виды спорта, как шахматы, шашки и их место как среди спортивных дисциплин, так и в социокультурной среде. Так же читателям было бы интересно увидеть авторскую позицию по вопросу разграничения спортивных и азартных игр.
4) Необходимо вычитать текст, устранив отдельные опечатки («Преложена следующая классификация спорта: олимпийский, массовый и спорт высших достижений, профессиональный и любительский, школьный и студенческий, национальные виды спорта», «Кроме того, принимая во внимание многоаспектность и многоликость спорта, надо учитывает такие моменты» и т.д.), повторяющиеся однотипные фразы (например, «При таком подходе»), а также привести библиографию в соответствие с требованиями ГОСТ.
5) Возможно, что статья по тематике более соответствует журналу «Социодинамика».
Только при условии исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *