Среда как фактор развития ребенка
Консультация «Факторы развития ребёнка «Окружающая среда»
Оксана Карамнова
Консультация «Факторы развития ребёнка «Окружающая среда»
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.
1. Биологические основы развития ребенка
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.
В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Раньше о наследственных факторах в развитии личности было известно лишь то, что по наследству передаётся анатомо-морфофизиологическая структура организма человека: особенности обмена веществ, артериальное давление и группа крови, строение центральной нервной системы и её рецепторных органов, внешние, индивидуальные особенности (черты лица, цвет волос, рефракция глаз и др.).
Недалеко то время, когда учёные создадут методику распознания наследственных признаков детей, доступную медицинским работникам, педагогам и родителям. Но уже сейчас профессиональному педагогу необходимо владеть современной информацией о закономерностях физического и психического развития детей.
Во-вторых, умение различать и учитывать врождённые и приобретённые качества позволит воспитателю вместе с родителями и медицинскими работниками предупреждать и, возможно, избегать нежелательных последствий врождённой предрасположенности к некоторым заболеваниям (зрение, слух, сердечные недомогания, склонность к простудным заболеваниям и многое другое, элементам девиантного поведения и т. д.
В-третьих, необходимо опираться на физиологические основы умственной деятельности при разработке технологии обучения, воспитания, игровой деятельности детей. Воспитатель может определить, какая реакция последует у ребёнка при тех или иных советах, распоряжениях, приказах и других воздействиях на личность. Здесь возможна зависимость врождённой реакции или приобретённых умений и навыков выполнять распоряжения старших.
Здесь возможна генетическая предрасположенность или социальная преемственность и не только от родителей первого поколения.
В-пятых, знание наследственных и приобретённых качеств детей позволяет педагогу понять, что наследственные задатки развиваются не спонтанно, а в результате деятельности, и приобретаемые качества находятся в прямой зависимости от предлагаемых воспитателем видов обучения, игры и труда. Дети дошкольного возраста находятся в стадии становления личностных качеств, и целенаправленный, профессионально организованный процесс может дать желаемые результаты в развитии дарований каждого индивидуума.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.
Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.
К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.
После рождения ребенка процесс его развитияхарактеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.
Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
2. Влияние социальных факторов на психическое развитие ребенка
Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя,
разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том,что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
Далеко не полный набор качественных характеристик особенностей ребёнка и его потенциальных возможностей показывает всю сложность работы по развитию и воспитанию каждого из них.
Таким образом, уникальность личности заключается в единстве её биологических и социальных свойств, во взаимодействии интеллектуальной и эмоциональной сферы как совокупности потенциальных возможностей, позволяющих формировать приспособительные функции каждого индивидуума и вести подготовку всего подрастающего поколения к активной трудовой и общественной деятельности в условиях рыночных отношений и ускоренного научно-технического и социального прогресса.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность, а также, помимо наследственности, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значимые качества.
Среда как фактор развития ребенка
Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка.
Бесплатные занятия с логопедом
Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка. Существует два больших класса факторов, влияющих на развитие личности. Это биологические особенности и социальная среда.
Очень важным фактором является наследственность для любого человека. Ее можно рассматривать с точки зрения физиологии и психики. Для личности обе точки зрения считаются одинаково важными.
От природы, родителей кроха получает очень многое. Его врожденные качества, задатки влияют на то, как будет развиваться личность. Воспитание, образование могут скорректировать некоторые психологические особенности человека. Главная задача родителей малыша — правильно подойти к процессу его воспитания.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Факторов, влияющих на развитие личности ребенка, очень много. Буквально каждый день он сталкивается с проблемами, открытиями, преодолевает препятствия и чему-то учится. Все это, словно мозаика, формирует его личность. Нет неважных факторов – все следует учитывать. Формирование личности начинается еще в раннем детстве. Родители отмечают, что, даже когда крохе было всего-то 2-3 месяца, уже проявлялись некоторые черты будущего характера.
Все факторы можно разбить на две большие группы: биологические и социальные. То, что заложено генетически, нельзя изменить. Но многие реакции детей, их поведение обуславливаются повторением за взрослыми. Тут родителям нужно быть внимательными, ведь кроха все впитывает.
Слова, действия, поступки родителей становятся для них эталоном. То есть ваше поведение чаще всего формирует их поведение.
Развитие личности происходит под влиянием того, что окружает ребенка.
Многое можно поправить, воспитать и привить. Ребенка нельзя предоставлять самому себе. Личностное развитие тесно связано с психическим развитием малыша, уровнем его интеллекта. Если ребенок здоров, нет каких-либо отклонений, то эта связь сохраняется на протяжении всей жизни. В любом случае детей необходимо развивать, учить. Чаще всего личностное развитие крохи зависит от того, как родители занимались его воспитанием и обучением.
Нельзя сказать, что какие-то факторы являются важными, а какие-то второстепенными для развития.
Биологические
Формирование того, что мы называем «личность», «я» человека — очень сложный процесс с точки зрения биологии. Это миллионы процессов в нашем мозге, биологические условия, особое строение нервной системы, мозга. Сюда же можно отнести уровень гормонов, который сильно влияет на наше настроение и восприятие мира. Мы видим жизнь по-разному. Совокупность всех особенностей организма – это и есть личность, индивидуальное восприятие действительности.
К биологическим аспектам формирования личности ребенка можно отнести наследственность и наличие (или отсутствие) самых разных патологий развития.
Наследственность
Это все, что мы получаем «в наследство» от родителей. Не только рост, цвет волос и глаз, но и черты характера, личностные особенности. Человек рождается уже с набором задатков. Что-то под действием воспитания может измениться, а что-то навсегда останется с ним. Наследственные факторы — что-то такое, что в нас есть по умолчанию, вне зависимости от нашего желания или нежелания.
Вместе с физическими признаками наследуется тип психической деятельности, реакции, тип нервной системы. Большое количество определяющих факторов развития личности уже заложено в нас. Дальше все зависит от того, как пойдет процесс развития ребенка.
Наследственность можно еще охарактеризовать как задатки человека. Позже из них сформируются многие психические свойства и особенности человека. Тут важную роль будет играть окружение человека, возможности, социальная среда, образование.
Наличие патологий развития
Наличие аномалий и патологий развития очень сильно влияет на формирование личности ребенка. Тут очень важно, затрагивают ли аномалии психическую деятельность или нет. Если у ребенка диагностировано отставание психического развития или сниженный интеллект, то это не значит, что он лишен процесса личностного развития. Совсем нет – просто оно идет по другому пути.
Важным фактором тут является то, какие именно нарушения имеются ввиду. Например, если ребенок родился глухим, слепым, не может говорить или же у него есть целый комплекс нарушений. Восприятие мира для него сразу же меняется. А значит, и себя он ощущает совсем не так, как человек без нарушений. Личность формируется тем, как мы реагируем на изменение окружающего мира. Если пропадает какой-то канал связи, значит, лично для нас мир уже выглядит иначе.
Социальные
Социальные факторы, формирующие личность ребенка, очень разнообразны. Здесь имеет значение практические все. Это получение социального опыта. Можно сказать, что социальные факторы «наслаиваются» на биологические. Биологию тут можно считать базисом.
Социализация
Социализация, или процесс усвоения человеком социального опыта, начинается очень рано – буквально с первых дней появления на свет. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. Сюда входит:
Чем раньше начинается социализация малыша, тем лучше. Если у ребенка есть возможность посещать садик, это всегда даст позитивный опыт. Там он быстрее понимает, как устроено общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми.
Если малыша лишают общения, он не посещает садик, мало гуляет, это может привести к замкнутости, концентрации только лишь на себе, своих желаниях. Такие личностные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают огромное воздействие на качество жизни человека. Если не научить кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень тяжело строить более серьезные отношения во взрослой жизни.
Находиться в обществе — значит проявлять себя, развивать свои таланты. Со временем появляется критическая оценка себя. Так происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.
Семья и отношение к ребенку
Если рассмотреть несколько типов окружения и организации жизни детей, то видно, как по-разному формируются личностные качества.
Иногда малыш становится центром вселенной для семьи. Все разговоры только о нем, новостях его жизни, успехах. Ему покупаются все вещи, которые он желает получить. Мама и бабушка вылавливают из супа лук, который он не любит кушать. Это ведет к формированию определенных качеств характера ребенка. Формируется личностный взгляд на жизнь:
В противоположной ситуации от ребенка требуют самостоятельности, он получает задания по дому. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личностной характеристике присутствуют другие качества:
Отношение к ребенку в семье сказывается на формировании его личности. Например, оба этих малыша отправились в первый класс. Первому будет очень тяжело пройти адаптационный период, ведь он не привык к подобным испытаниям. Второму будет гораздо проще приспособиться и проявить себя. Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самокритика — черты личности, которые формируются под влиянием семьи.
Окружающая среда
Очень важно, в какой среде живет ребенок. Законы общества, влияющие на его жизнь, создают многие личностные качества. То, как среда воздействует на человека, определяет, как человек будет относиться к ней.
Если малыша с ранних лет окружают люди, которые все проблемы решают руганью или силой, то это станет для него эталоном поведения.
Факторы среды могут подтолкнуть к развитию многие задатки человеческой психики. Как в позитивном смысле, так и в отрицательном.
Воспитание
Родители, воспитатели, учителя занимаются воспитанием ребенка. Главная задача воспитания — привить ребенку определенные моральные нормы и правила поведения. С помощью воспитания можно ограничить развитие многих негативных задатков человека. Например, склонность к жестокости, эгоистичное поведение. Такие задатки очень негативно влияют на формирование личностных качеств у детей.
Воспитание ребенка должно проходить в адекватной форме. Агрессия всегда порождает еще большую агрессию. Лучше всего спокойно объяснять ребенку, где он неправ, подсказывать другой вариант решения проблемы.
Например, в садике воспитатель жалуется, что маленький мальчик дерется, отбирает игрушки силой. С одной стороны, это нельзя оставлять без внимания. С другой — наказав ребенка, отшлепав его без разъяснения причин, родители только подтверждают его точку зрения: сильный, агрессивный человек получает то, чего хочет. Это убеждение ребенка сформирует его характер.
Конечно, воспитание оказывает огромное влияние на характер человека. Главное, чтобы воспитанием занимались те люди, которые сами следуют установленным в обществе правилам.
Образование
Образование дает человеку не только обширный кругозор. Существуют последствия обучения, влияющие на личностное развитие:
Волевое развитие
Человек понимает, что необходимо прикладывать усилия для достижения цели. В школе это оценки, похвалы учителей и родителей.
Возможность самореализации
Обучаясь, ребенок находит для себя много интересного. Реализовать себя в интересующих областях непросто, но это приносит удовлетворение. А еще это возможность показать миру себя и свои лучшие качества.
Самокритика
Образование, обучение всегда связано с развитием умения критиковать себя, смотреть на себя и свою работу со стороны.
Ребенок использует все то, что заложено в нем от природы. Это гены родителей, индивидуальные особенности. Все остальное он получает из окружающего его мира. Родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы психическое развитие малыша проходило правильно. Тут их роль является ведущей.
Среда как фактор развития ребенка
Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 1
Малышева Ирина Владимировна,
старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.ТольяттиM.I.V.1962@mail.ru
Среда как фактор развития ребенка
Аннотация. Статья посвящена изучению жизненного пространства ребенка в аспекте его влияния на общее психическое развитие. Выделяются физические и социальные составляющие среды. Делается анализ поведенческих особенностей ребенка в среде, описываются типы создаваемых им построек и различных видов игрового взаимодействия с окружающим пространством. Дается обобщение принципов организации среды для детей.Ключевые слова: жизненное пространство, возрастное развитие, факторы среды, игра, активность, психомоторная сфера.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обычно, когдаговорят о средовых условиях, в первую очередь имеют ввиду социальную ситуацию развития ребенка, особенности социального окружения, включенность в систему отношений, качество и содержание коммуникации. Но понятие среды –это еще и жизненное пространство, которое включает гораздо большее количество переменных, оказывающих влияние на специфику онтогенеза и формирование личностных особенностей. По мнению Х. Э. Штейнбах и В.И. Еленского,следует различать понятие «среда» и «средовой фактор»; среда –это все, что находится вокруг нас, включая предметы, явления, людей, пространство, события,его наполняющие, в том числе к ней относится и система построенных нами отношений с тем, что нас окружает [1]. Безусловно, в онтогенезе первичным будет взаимодействие с физическим миром, который предстает перед маленьким ребенком в огромном количестве переменных, свойств, качеств, отношений. Предметный мир «ведет» и направляет развитие в первые годы жизни, он опосредует взаимодействие со взрослым; объект и действие с ним наполняют содержательную сторону речи и формируют нагляднодейственное мышление. Затем расширение практического опыта позволяет накапливать впечатления от взаимодействия с предметным миром, что служит основой обобщенных представлений и создает почву для новоговитка развития. То, что на какомто этапевзаимоотношения с окружающими людьми выходят на первый план, не снижает значение воздействия материального мира. Зона социализации не устраняет многообразия сложных связей человека с жизненным пространством, продолжающих играть огромную роль в его развитии.Окружающая ребенка жизненнаясреда и его активность неразрывно связаны между собой. Пространство выступает не только условием и активатором деятельности ребенка–мы можем говорить и о взаимодействии, и о взаимовлиянии их друг на друга. Наиболее подробно взаимоотношения ребенка со средой были изученыМ.В. Осориной, которая рассматривала овладение ребенком окружающиммиромв триаде «взрослый–пространство–ребенок» как становление жизненных функций последнего [2]. Все это имеет свою специфику и определяется достаточно важными вещами. Ребенок выстраивает свои отношения с пространством по совершенно Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 2
иным, отличающимся от взрослыхпринципам, поэтому и восприятие оной и потребности в отношении нее будут другими. Основная направленность активной деятельности ребенка –проникнуть, исследовать, овладеть. Ребенок вступает в сложную систему эмоциональных переживаний, связанных с разными местами, это позволяет ему реализовывать ряд очень важных потребностей, связанныхсо становлением его самосознания. База формирования личности закладывается в детской коммуникации, которая развивается через совместную деятельность в жизненной среде и проявляется в территориальном поведении. Совместная событийная деятельность выделяетсяЮ. А. Аксеновой как основа мировоззрения и образа мира, рождающихся из индивидуальной картины мира ребенка, которая выстраивается в системе координат опыта, полученного во взаимодействии с окружающим миром [3].Проанализировав самыеважные стороны средовых факторов, выделим наиболее существенные,на наш взгляд,переменные, связанные с жизненной средой человека:средовые воздействия, ее свойства, качества и метрические параметры;движения в среде, связанные с тоническиактивирующими импульсами, такими как интраэффект;экспансивное воздействие на среду как эсктраэффект;пространственные движения, связанные с осознанием своего «Я», в частности «Ятелесного»;взаимодействие со средой, устанавливающее аффективные связи с миром;движение как ресурсная тренировка функциональных систем организма;деятельностный компонент движения, в частности, например, продуктивная деятельность, когда движения приобретают характер влияния;акты коммуникаций и социального поведения;культурное осмысление среды;экзистенциальносмысловое переживания и проживание среды.Сторонники междисциплинарного подхода кисследованию средыполагают, что только серьезное научное понимание взаимодействия человека с его окружением приводитк созданию оптимальных средовых условий. Восприятие среды «встроено» в наш опыт, поэтому необходимо рассматривать опыт, приобретаемый человеком в среде, под двумя различными углами: первый –это деятельность, когда среда выступает объектом направленной активности, второй–поведение, причем здесь тоже можно выделить разные аспекты существования в среде. М. Черноушек сводит проблему поведения человека в среде к трем основным моментам: взаимосвязиповедения с познавательными структурами, избирательности воспринимающей системы человека, поощряющей или препятствующей роли среды во взаимодействии между людьми [4]. Наше взаимодействие со средой сопровождается разнообразными контактами с другими людьми, связано с социальной активностью, поэтому интересы средовой психологии лежат ближе к социальной психологии, чем к психологии восприятия. Окружающее пространство очень часто определяет ролевое поведение человека через значение и атрибуты места,культурные регламенты и предписания. Оно задает тон настроения, порождает смыслы и сценарии проживания момента времени. Реакции на средовое воздействиескладываютсяиз аффективных импульсов, порождаемых материальной фактурой объектов, их организацией и символическим контекстом. Таким образом, отражением пространства в сознании является карта пространства, то есть система образных представлений о его структуре, эмоциональный отклик на качество и особенности среды и содержание поведенческих сценариев, связанных с конкретным местом.Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 3
Говоря о задачах, формах и методах обучения,мы часто упоминаем активность ребенка и как конечную цель, и как необходимое условие развития. Активность всегдаопределяется наличием собственной цели. Рассматривая активность в отношении среды, мы рассматриваем две большие группы видов активности: приспособительное поведение и деятельность субъекта. Приспособительное поведениепо своему определению похоже на пассивное реагирование, но оно также может выражаться в интенсивных действиях, правда, они всегда ограничены ситуацией. Можно рассматривать приспособительное поведение как вариант адаптации к окружению, но полагаем, что здесь необходимо остановиться на следующем моменте: адаптация может иметь вид активной деятельности по изменению самой среды, фактически все, что создано человеческой культурой,можно рассматривать как вариант приспособления к условиям жизни. Другими словами, в данном контексте можно определять приспособительное поведение как реактивность в ответ на средовые стимулы, определяющую наиболее оптимальную позицию по отношению к последним. Построение деятельности субъекта по отношению к среде характеризуется наличием собственной цели,вынесенной за рамки существующей ситуации.Надситуативность часто является признаком активности и предполагает выход за пределы исходных целей, желание ставить цели избыточные с точки зрения заданной ситуации; она предполагает способность преодолевать установку, ограничение и барьеры заданной деятельности. Итак, в отличие от реактивности, когда действия человека обусловлены предшествующей ситуацией, активность выражается в производимых действиях,обусловленных внутренними состояниями субъекта. Активность всегда определяется наличием собственной цели. Приспособительное поведение также выражается в интенсивных действиях, но они всегда инициируются внешними требованиями.Хорошим примером может служить поисковая активность. Поисковая активность выражается в поведении,направленном на изменении ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности при постоянном учете степени ее эффективности. Рассматривая человека как субъекта деятельности, нужно выделить особую потребность в творческом преобразовании среды, которая часто не имеет утилитарных целей и является по сути своей чисто человеческой особенностью. Начиная с первобытных сообществ, когда человек оставлял следы своего присутствия в виде изображений на стенах пещеры, он проявлял себя как активный творец, который собственными усилиями и организацией общественного труда созидал новую реальность. Активное взаимодействие с окружающимпространством лежит в самой природе людей.Вернувшись к особым отношениям ребенка со средовым окружением, выделим их некоторые важные моменты. Вступая во взаимодействие с объектами среды, ребенок проявляетпрежде всего интерес к новому, требующему проникновения и понимания. Он должен осознать свое собственное положение и цель, организовать свою деятельность, включая в том числе действияна согласование и преодоление, поскольку среда задает огромное количество условий, игнорирование которых не позволяет получить предполагаемый результат. Исключение составляют ситуации, в которых ребенок экспериментирует с объектами пространства и отношениями, в данном случае любой получаемый эффект или его отсутствие можно рассматривать как достигнутую цель. Изучая через наблюдениеактивное взаимодействие детей с объектами пространства в нерегламентированной взрослым свободной деятельности, направленное на его преобразование, нам удалось установить следующее. Назначение искусМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 4
ственных объектов окружающей среды–удовлетворять утилитарные потребности человека, направленные на его жизнеобеспечение. В случае с детьми мы сталкиваемся с особой ситуацией: ребенок преобразует среду с отличными от взрослого потребностями и характером восприятия ситуации. Даже если, например, детская постройказеркально отражает мир взрослых, то она выступает или игровым ролевым моделированием, или выполняет не соответствующую ей функцию. Типы построек, способы организации неоформленного или реорганизации оформленного пространства изучались в ходе наблюдений. Исследование проводилось в городе Тольятти на базе МБУ №192 и №116 в течение пяти лет, с 2005 по 2009 г. и в 2013 г., общая выборка составила более двухсот человек. Наблюдения проводились на группах сверстников детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Изучалось нерегламентированноесредовое поведение детей в следующих условиях: привычное бытовое окружение со стереотипно организованной средой, привычное окружение со свободными полифункциональными объектами, экспериментальное помещение, представляющее из себя свободное незаполненное пространство с набором базовых объектов, не имеющих закрепленного назначения. В ходе наблюдений удалось выделить следующие типы детских построек.Постройкиукрытия.Традиционные объекты, создаваемые детьми на протяжении многих поколений. Они представляют собойзамкнутое,изолированное от внешнего мира пространство, дающее возможность почувствовать себя вне социального окружения, создатьграницы,обеспечивающие безопасность.Постройки–наблюдательные пункты. Обычно это постройки, имеющие возвышения над плоскостью привычной жизнедеятельности, они могут служить наблюдательными пунктами, но в правильном варианте они оснащены еще и горизонтальной платформой, где ребенок может находиться неподвижно некоторое время и наблюдать за происходящим вокруг. Постройки,стимулирующие различные виды движения.К ним можно отнести все традиционные элементы, которые задают либо само движение, напримеркачели, либо направлены на постановку двигательной задачи, напримерприспособления для лазания, мишени и т.п.Часто такие постройки могут быть дополненыдинамическими, а не стационарными элементами, которые приходят в движение и своим эффектом стимулируют ребенка к повтору движения,с одной стороны, а с другой –дают возможность оценить прилагаемое усилие в отношении прочности конструкции. Постройки –поле экспериментирования. Это любые постройки,«вскрывающие» свойства объектов, причем объекты могут быть природными, напримерсоздание запруды и русла ручья. Помимо информационной стороны, ребенок устанавливает большое количество причинноследственных связей и совершенствует систему собственных представлений о мире.Постройкисюжеты. Они направлены на воссоздание игровых моделей пространства взрослой жизни, но не как атрибута для сюжетноролевой игры, а как самостоятельное завершенное действие, имеющее своим итогом прообраз рукотворного объекта. Постройки«голограммы». Их назначение –освоение трехмерности пространства. Обычно мы движемся линейно, неважно, по горизонтали или вертикали. Возможность трехмерного движения предоставляют, например, батут или плавание, но в привычных условиях мы лишены этого. Важным отличием таких построек от построекстимулов и построекэкспериментирований является то, что они направленыне на изучение свойств внешних объектов или постановку и поиск решениядвигательной задачи, а на изучение собственного тела и его биомеханики.Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 5
Постройки для созерцания.Особый тип построек, имеющих специфическую функцию установления недеятельностных и неутилитарных связей с миром. Иногда нужно отойти от необходимости действовать и двигаться, поэтому дети любят находить и создавать красивые эстетические объекты, предназначенныедля любования ими. Постройки–сенсорные эффекты.Сенсорные впечатления важны не только в раннем возрасте, но и в зрелом и в старости, не говоря о дошкольном детстве. Сенсорная стимуляция способствует общему тонизированию организма. Это тот тип построек, иногда очень примитивных конструкций, которыйпозволяет ребенку просто насытиться впечатлениями, связанными с ощущениями какойлибо одной или нескольких сенсорных модальностей.Естественным продолжением активности ребенка в среде является следующая за окончанием постройки игроваядеятельность детей. Послетогокак постройка создана и выполнила свое первичное функциональное назначение, она начинает обыгрываться, то есть включаться в некую воображаемую, отличную от реально существующейситуацию и сопровождаться рядом условных действий. Основным достоинством игры можно считать то, что она является точкой приложения собственных усилий ребенка по собственному усмотрению. Это делает ее ценным инструментом развития, так какжелание действовать задается внутренней мотивацией. Интенсивность такого взаимодействия со средой и его объем определяются постоянно осознаваемой необходимостью «выйти» за границы уже достигнутого, потребностью постоянно модифицировать реальность. Включение пространства в игровую ситуацию создает дополнительный виток активности, поскольку идет принятие условия внутреннего соответствия ситуации, а избегание его делает вообще невозможным протекание игры,и это обеспечивает большую степень включенности в процесс.Совместная коммуникация во время игры в свободном пространстве позволяет ассимилироватьопыт других, включаются процессы стихийного научения и взаимообучения детей.Поле деятельности ребенка в окружающем мире всегда связано с миром людей, даже если это деятельность индивидуальная, поскольку она есть,по сути,социокультурное освоение мира. Обычно же требуется партнер, субъект взаимодействия, который наряду с пространством имеет самостоятельную ценность, что вызывает освоение правил коммуникации.Прежде всего, нужно научиться ориентироваться в социальных ситуациях через идентификацию внешних условий и определять свою позицию в них. Основой является типологизация ситуаций, которая приобретается в ходе освоения индивидом различных систем общения в различных видах деятельности. Ребенку требуется правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, что представляет собойформу информационной переработки специфического материала. Особую роль в этом играют широта приобретаемого практического опыта, личностные особенности индивида, умение ставить себя на место другого человека. Нужно научиться выбирать адекватные способы обращения с другими людьми и реализовать их в процессе взаимодействия. Подобные умения реализуются в протекающей во внешнем плане деятельности, включают ее организацию, прогнозирование результатов собственного поведения и выбранной позиции, анализи учет исходных условий и промежуточное оценивание возникающей ситуации. Они включают в себя также владение механизмами построения взаимодействия. Действия с предметами в ходе предметноорудийной деятельности на ранних стадиях уже позволили научиться согласовываться со свойствами вещи и учитывать ее особенности, перестраивая свое поведение. Но для овладения окружающим миМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 6
ром необходимо овладеть и пространством совместной коммуникации. Взрослый может очень эффективно использовать ресурс пространства и для того, чтобы формировать личность ребенка, и для того, чтобы успешно его развивать. Игры и другие виды деятельности, применяемые в работе с детьми, могут быть весьма разнообразны по форме, функциям и решать различныезадачи. Развитие когнитивной сферы детей, традиционно включающее образование знаний, умений и навыков, а также развитие мышления и памяти, понятно и очевидно. Мы хотим обратить внимание на ряд других задач, которые также должны решаться взрослым. При этомв рамках анализа жизненного пространства и его влияния на развитие ребенка, памятуя о том, что взаимоотношения ребенка с пространством определяются его движениями и деятельностью, выделяем следующие, наиболее значимые,на наш взгляд,задачи.Развитие психомоторных качеств.Наиболее существенным здесь является выделение возможности приобретения разнообразного двигательного опыта с широким спектром вариативности и достаточными нагрузочными режимамидля повышения общей выносливости организма. Здесь есть два ключевых момента: первое –моторная сфера является интегративной в формировании высших психических функций, поэтому важно развитие сложных координаций движений, второе –адаптивность напрямую зависит от функционального состояния, поэтому повышение выносливости через двигательную деятельность в пространстве есть расширение адаптивных ресурсов. Кроме того, приспособление к миру идет в том числе и черезсогласование движений и действий с особенностями окружающего пространства. Тоническая стимуляция.Тоническаястимуляция особенно важна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Физический контакт с объектами окружающего мира создает внутреннюю картину благополучия, существует даже особая разновидность потребности в прикосновениях, которые стимулируют органическое и психологическое здоровье. Сенсорночувственные впечатления. Есть целая группа действий и игр, которые кажутся взрослому совершенно бесполезными для развития ребенка: копание в луже и песке, хождение в темноте,с закрытыми глазами или задом наперед, висение вниз головой, ползание в пододеяльнике, закручивание в шторы и т.п.Требуется понимание, чтобы проникнуть в суть данного процесса:ребенок «копит» подобные впечатления, чтобы они привели в порядок его сенсорное восприятие, оно как бы уточняется и шлифуется. Изучение схемы тела. Изучение собственного тела и его двигательных возможностей становится к 3–4 годамобъектом самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К 5 годам первые представления об этом уже имеют оформленный вид. Взрослый можетиспользовать данную естественную потребность ребенка для развития у него первичной системы пространственных представлений и ориентации в системе координат. Важно научить его использовать свое тело в качестве ориентира по осям: я–центр, верх–низ, лево–право, вперед–назад –и связать эти представления с соответствующими речевыми понятиями. В фокус внимания при этом попадает и самосознание ребенка, точкой отсчета в формировании которого является восприятие собственного тела.Изучение свойств и параметров окружающего пространства.Эта задача не требует специальной работы, так как до 12 лет в ребенке «живет» особая потребность в изучении незнакомого пространства и его свойств. Как правило, оно протекает в стихийных и спонтанных движениях ребенка. Особоезатруднение представляет изучение качества трехмерности пространства –здесь каждый взрослый должен найти для себя и своего ребенка оптимальный баланс безопасности. Исключить Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 7
движение по вертикали так или иначе невозможно, поэтому лучше дать ребенку этот опыт движения и понимание высоты и ее особенностей.Развитие пластичности и выразительности движений. Главным препятствием к гармоничному движению служит скованность. Если нет органических нарушений, то главной причиной скованности является недостаток разнообразного двигательного опыта. Как правило,«неуклюжими» являются те дети, которые мало двигаются. Лучший способразнообразить движения ребенка –отойти от однообразных бегания, катания на качелях и каруселях и т.п., даватьзадания на координациюсогласование и равновесиебалансировку. Они содержат в себе сложную двигательную задачу, которая наилучшим образом будет развивать тело ребенка.Овладение действиями с предметами.Предмет может быть использован в качестве объекта воздействия и в качестве орудия, в обоих случаях он значительно перестраиваетдействия ребенка и его понятийную сферу. Он не просто является стимулом или «партнером»–он скорее самдействует как двигательная задача, которая усложняет требования к выполнению движения, заставляя все время учитывать свойства предмета и подстраиваться под него. Бытовые орудийные действия (пользование ложкой, открывание крана, подметание и т.п.) тоже хороши для этой цели, но они быстро переходят в автоматизм. Развивает же движения, требующие постоянной подстройки, например, мяч –он круглый, упругий, скользкий, ондвижется по сложным траекториям, непредсказуем при отскоке и динамически активен, вотличие от других предметов. Меняющаяся, динамическая среда и ее объекты являются идеальным условием для решения данной задачи.Развитие мелкой моторики рук. В психологии есть специальный термин –«ручная умелость», который определяет уровень развития тонкой координации движений и степень овладения орудийными действиями, понятие «ручного интеллекта» соотносимо с нагляднодейственным мышлением. Общеизвестно также, что развитие речевых центров тесно связано с мелкой моторикой рук, поэтому развитиеручной моторики является отдельной задачей. Маленькие объекты среды –частьокружающего пространства. Они формируют свой сегмент, некое подобие замкнутой системы. Фокусировка на малом и близком переводит сознание в мир тонких дифференцировок, учит дозировке усилий и точности.Овладение собственным поведением.Следует помнить, что,организуя деятельность детей в средовом пространстве, мы имеем возможность решать непростую задачу –формирование регуляции поведения. Первые элементы саморегуляции ребенок проявляет в действиях с предметами, когда ребенок сдерживает аффективные всплески для достижения цели. Затем –в подвижной игре, когда возникают противоречия между желаниями и необходимостью, а ребенок делает выбор в сторону последнего. Тоже относится к любой совместной деятельности, игре с заранее проговоренными правилами, когда поведениетребует от ребенка регуляции своих состояний, ограничения действий, принятия позиции и прав другого. Исходя из вышеизложенного и говоря об оптимальной организации жизненного пространства ребенка, можно выделить несколько основных принципов. Среда должна иметь оптимальную стимульную интенсивность, чтобы не депривировать и не перенасыщать впечатлениями. Она должна,с одной стороны,создавать ощущение безопасности,быть знакомой и стабильной, но с другой–новой, вызывать познавательные интересы, побуждать к поведенческим и эмоциональным реакциям. В среде всегда следует разворачивать некоторую временную последовательность событий,значимых для ребенка, то есть среда должна проживаться. Основные возрастные и индивидуальные потребности следует реализовывать через деятельностьМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 8
в виде получения практического средового опыта. Важно установить соответствие между процессами и средой. Требуется присутствие полифункциональных объектов среды без узкозакрепленных функций, позволяющих не только реорганизовывать материально пространственную структуру, но и перестраивать решаемые задачи при возникновении новых потребностей. Полифоничностькак характеристика средыспособствует побуждению к творчеству и активности. При этом нужно помнить, что окружающее физическое пространство является лишь местом,где разворачивается человеческая коммуникация,и следует формировать пространство так, чтобы оно способствовало развитию детских взаимоотношений.
Ссылки на источники1.ШтейнбахХ.Э.,Еленский В. И. Психология жизненного пространства. –СПб.: Речь, 2004. –239 с.2.ОсоринаС. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб.: Издво «Питер», 1999. –288 с.3.АксеноваЮ. А. Символы мироустройства в сознании детей. –Екатеринбург: Деловая книга, 2000.–272 с.4.ЧерноушекМ. Психология жизненной среды / пер. И. И. Попа.–М.: Мысль, 1989. –174 с.
Irina Malysheva, Senior lecturer at the chair of Theoretic and Applied Psychology, Togliatti State University, Togliatti M.I.V.1962@mail.ruEnvironment as the factor of child evolution Abstract. The paper deals with the study of the child living space in terms of itseffect on mental development. The author singles out physicsocial environmental elements and analyzes behavioral peculiaritiesin a certain environment and types of interactions with environment. The principles of the child environment organization are described. Key words:living space, developmental age, environment factors, play, activity, psychomotor sphere.References1.Shtejnbah,H. Je.&Elenskij,V. I. (2004) Psihologija zhiznennogo prostranstva,Rech’, St. Peterburg,239 p.(in Russian).2.Osorina,S. V. (1999) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh,Izdvo “Piter”, St. Peterburg,288p.(in Russian).3.Aksenova,Ju. A. (2000) Simvoly miroustrojstva v soznanii detej,Delovaja kniga, Ekaterinburg,272 p.(in Russian).4.Chernoushek,M. (1989) Psihologija zhiznennoj sredy/ per. I. I. Popa, Mysl’, Moscow, 174 p.(in Russian).
ДенисовойЕ. А., кандидатом психологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived09.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.04.15ОпубликованаPublished11.04.15