Стадо обезьян как называется
Социальная жизнь приматов
Сообщества обезьян представляют собой весьма сложную, иерархическую организацию. Например, стая низших обезьян, живущих на открытых пространствах, представляет собой образец строгой и четко организованной структуры, во главе которой стоит вожак, как правило, самое сильное, агрессивное и решительное животное. У вожака-самца важные обязанности: он оберегает свою стаю от врагов, организует ее для сопротивления врагу или на побег. Вожак выбирает безопасный путь к месту ночлега, водопою, к маисовой плантации или фруктовому саду. Он очень внимателен и быстро реагирует на сигналы опасности.
Вожак доминирует над всеми остальными членами сообщества, которые часто повинуются одним только его жестам и взглядам. Когда группа находит корм, то первым к ней приближается вожак, который выбирает лучшие куски и лишь когда насытится и удалится от корма, к еде по очереди приближаются, согласно своему иерархическому положению в группе, другие особи. Подойти к корму особям низшего ранга (обычно это престарелые самки и подростки) до того, как насытятся те, кто занимает более высокое иерархическое положение, крайне опасно — наказание за проступок последует немедленно, причем не только от вожака, но и от взрослых и активных самок, а затем и от обезьян более низкого ранга.
Жизнь самых бесправных членов стаи во многом зависит от отношения к ним вожака и других доминирующих особей. Самец-вожак весьма избирательно относится к взрослым самкам и другим обезьянам в стае. Его покровительство отдельным особям обеспечивает их привилегированное положение в стае. Однако занять место вожака нелегко, и достается оно не всегда самому агрессивному претенденту. Как показывают наблюдения ученых, место вожака чаще требует сложных социальных навыков, чем агрессивности. Огромную роль в группах и семьях низших обезьян (в частности, среди различных видов мартышек) играет взаимопомощь и сотрудничество.
В группах обезьян на основе родственных, «социальных» и нередко приятельских уз формируются столь своеобразные отношения, которые трудно найти в остальном животном мире. Для обезьян характерен такой необычной способ общения между особями, как груминг. Проворно орудуя пальцами в шерсти партнера, обезьяны очень сосредоточенно и деловито отыскивают друг у друга насекомых, отмершие волоски и соринки. Однако груминг служит не только формой туалета, но имеет также сложную социальную основу. Обыскивая друг друга, обезьяны тем самым демонстрируют (в зависимости от ранга) симпатию, извинения, подчиненность и другие социальные, а также нередко и сексуальные связи. Вожак или влиятельный член стада далеко не каждой самке позволяет себя обыскивать. Обезьяны охотно обыскивают детенышей, но родители доверяют делать это далеко не всем. Причем груминг доступен лишь тем особям, которые не только свободно действуют руками, но и пальцами. Однако детенышей ласкают и нянчат не только матери, но и их подруги, которые в случае гибели матери смотрят и ухаживают за малышом. Любой член сообщества, независимо от ранга, может при необходимости получить поддержку всей стаи, но, конечно, у разных видов обезьян в социальных отношениях имеются свои специфические особенности.
Иногда обезьяны разных видов объединяются в поисках корма или водопоя. Известны случаи, когда обезьяны сопровождают животных других видов. Такое объединение имеет обоюдную пользу. В неволе отмечались дружеские отношения обезьян с птицами, броненосцами и другими обитателями зоопарков. Однако в домашних зооуголках обезьянам особенно доверять не следует, так как сосед по клетке или квартире может быть умерщвлен обезьяной.
Обезьяны, особенно принадлежащие к одному виду, прекрасно понимают друг друга. Для этого они используют, кроме языка жестов и гримас, также различные звуки. Показ зубов является выражением глубочайшей преданности низших по рангу членов стаи или семьи своему вожаку. Павиан приветствует своих сородичей радостным криком с широко раскрытыми глазами и высунутым языком. При этом обезьяны одного вида понимают друг друга сразу, принадлежащие к разным видам лишь постепенно. Замечено, что у макак-резусов диалект отличается певучестью, у мандриллов он похож на смех, у гамадрилов он отрывистый и резкий. Любопытство обезьян, которое легко подметить во время наблюдения за ними, представляет собою, с точки зрения учения П.П. Павлова, постоянную, резко выраженную смену ориентировочных рефлексов. Эта особенность поведения весьма полезна для них при обитании в дикой природе. В лесу, среди роскошной тропической природы, им приходится ориентироваться в большом количестве раздражителей, связанных с добыванием пищи или с опасностью. В природе обезьяны ищут и находят в изобилии самую разнообразную пищу: плоды, луковицы, клубни, корневища, семена, почки, листья, свежие стебли растений. Не отказываются обезьяны от птичьих яиц, птенцов и насекомых. Животная пища является основной для многих видов полуобезьян. В неволе им дают мучных червей, куколок шелкопряда, майских жуков и др.
Кочуя по лесу, с дерева на дерево, они постоянно исследуют окружающую среду и с помощью ориентировочных рефлексов быстро обнаруживают корм. В садах, на плантациях, бахчах и огородах обезьяны появляются очень охотно, нанося большой урон сельскому хозяйству. В странах, где обитают обезьяны, некоторые местные жители высоко ценят их мясо, которое, по сообщению путешественников, очень напоминает мясо кроликов и не имеет никакого неприятного привкуса. В местах обитания рыжего ревуна белое население считает его мясо деликатесом.
Однако, несмотря на столь давнее знакомство человека с обезьянами, они все же не стали домашними животными. Это объясняется, главным образом, тем, что большинство видов редко дают потомство в условиях неволи. В последние два-три десятилетия XX века в зоопарках и питомниках, где условия в большей степени приближены к естественным, как, например, в Сухумском обезьяньем питомнике, в этом направлении достигнуты определенные успехи.
В домашних условиях наиболее часто содержатся полуобезьяны и некоторые низшие семейства обезьян. Человекообразных обезьян в городских квартирах держать практически невозможно.
В характере низших обезьян много положительных черт, но, пожалуй, не меньше и отрицательных, поэтому содержать их в городе довольно сложно, и некоторые любители, у которых нет подходящих условий, расстаются с этими интересными животными. Самыми подходящими питомцами из отряда приматов могут быть полуобезьяны, которых без особых помех можно содержать в городской квартире.
Условные зоологические объединения. Стадо обезьян
По своим формам условные зоологические объединения крайне разнообразны. Различны и отношения особей внутри них. В одних объединениях существуют лишь крайне слабые зачатки взаимосогласованности и взаимообусловленности поведения, в других взаимосогласованность поведения достигает сравнительно большой степени развития.
Как на простейшую зачаточную форму зоологических условных объединений можно указать на кратковременные скопления животных, образующиеся на местах кормежек, водопоя и т. п. Связь особей в таких объединениях ограничивается предупреждением об опасности (Наумов, 1955, с.68). Более сложную форму представляют колониальные поселения и колонии (Наумов, 1955, с.88; 1956, с.7).
Однако подлинную взаимосогласованность и взаимообусловленность поведения мы наблюдаем лишь в высших формах условных объединений — стадах и стаях. Очень часто ядром, вокруг которого образуется условное объединение, является материнская или отцовско-материнская семья. У волков, например, на зиму к паре с выводком (отцовско-материнской семье) присоединяются одиночные животные. В результате образуется стая численностью иногда до 12 особей. Причиной образования волчьей стаи является необходимость приспособления к неблагоприятным для одиночной охоты зимним условиям (Огнев, 1951, с. 161; Наумов, 1955, с.77, 84; 1956, с.8–9). Возникшие стаи к весне распадаются. Распадаются и служившие их ядром отцовско-материнские семьи.
Если стаи возникают для облегчения охоты, то стада обычно образуются для защиты от внешних опасностей (Вагнер, 1928, с.40–45). Стада копытных животных прежде всего представляют собой конгломерат материнских семей (Dice, 1952, р.273). У одних видов в состав стада входят и взрослые самцы, у других они образуют самостоятельные однополые объединения (Мензбир, 1882. с.44; Наумов, 1956, с.5; Dice, 1952, р.273). Стада не являются объединениями с постоянным составом. Все время происходит перегруппировка и изменение величины стад. В такое неблагоприятное время года, как зима, стада копытных включают в себя значительное число особей. Летом крупные объединения распадаются на более мелкие (Наумов, 1955, с. 86; 1956, с.5, 12–13). С наступлением брачного сезона стада распадаются, вместо них у копытных и некоторых других животных образуются гаремы.
Существуют такие условные объединения, как стада, и у обезьян. Стада обезьян прежде всего представляют собой конгломераты гаремных семей[51]. Кроме гаремных семей, в состав стада могут входить самцы, не успевшие или не сумевшие обзавестись гаремами (холостяки). Иногда молодые самцы образуют отдельные стада. Гаремная семья, входящая в состав стада обезьян, как правило, в нем не растворяется. Она сохраняет свою обособленность, самостоятельность (Zuckerman, 1932, р.315).
Стада обезьян в отличие от гаремных семей являются более текучими по своему составу. Большие конгломераты гаремных семей и холостяков могут распадаться на меньшие; небольшие стада могут объединяться, образуя крупные. Гаремные семьи могут отделяться от стада и вести самостоятельное существование, могут, соединяясь с другими семьями, вновь образовывать стада, могут присоединяться к уже существующим стадам. Молодые самцы могут то отделяться от общего стада, образуя свое собственное — однополое, то вновь входить в его состав или состав другого стада. Самцы, отделяясь от стада, могут вести и одиночный образ жизни.
Подобную картину можно наблюдать у подавляющего большинства обезьян Старого Света, как низших, так и высших.
Низшие обезьяны, особенно наземные, живут чаще всего стадами, насчитывающими в своем составе иногда несколько сот особей. Встречаются у них и самостоятельно существующие гаремные семьи, и объединения молодых самцов, и одиночные самцы (Zuckerman, 1932, р.189–204; Bourliere, 1961, р.7–9; Chance, 1961, р. 19; Нестурх, 1958, с.220 сл.). Часть гиббонов (хулоки и симианги) живет большими стадами, другая — небольшими стадами (до двадцати особей) и гаремными семьями (Zuckerman, 1932, р.171–180; Chance, 1961, р. 19; Schaller and Emlen, 1963, р.372, 376; Нестурх, 1958, с.225). Из крупных человекообразных обезьян орангутаны живут, по-видимому, только гаремными семьями, гориллы и шимпанзе как самостоятельными гаремами, так и стадами. Кроме того, у всех антропоидов отмечено существование одиночных самцов и объединений молодых самцов (R.Yerkes and A.Yerkes, 1929, p. 136, 247, 439; Zuckerman, 1932, p. 174–179; Yerkes, 1943, p.40; Тих, 1947, I, с. 18–19; Нестурх, 1958, с.226 сл.). (См. примечание 4.)
Уже приведенные выше данные свидетельствуют о том, что стада обезьян представляют собой условные объединения. Главной причиной существования стад у обезьян является потребность в защите от врагов (De Vore and Washburn, 1963, p.341–342). Об этом, в частности, убедительно говорят данные, приводимые С.Цукерманом (1932, р.213) и М.Чансом (Chance, 1951, р. 19). Названные авторы обращают внимание на то важное обстоятельство, что гаремными семьями живут, как правило, обезьяны, обитающие в сердце тропического леса, далеко от людей, а стадами— обитающие вне лесной зоны и в близком соседстве с людьми. Живут стадами почти все (если не все) обезьяны, обитающие на земле. И это понятно. Жизнь на земле таит в себе больше опасностей для обезьян, чем жизнь на деревьях.
2.3.1. Объединения обезьян
2.3.1. Объединения обезьян
У большинства обезьян материнско-детская единица существу-ет не самостоятельно, а входит в состав более крупной группи-ровки. У гиббонов существуют группы, состоящие из взрослого самца, самки и детенышей. Такие группы обычно именуют семьями или семейными группами. Встречаются одиночные самцы и самки, но это состояние всегда временное.
Часть обезьян образует объединения (они тоже называются стадами), в состав которых входит несколько взрослых самцов, несколько взрослых самок с детенышами. При этом нет подразделения ни на семейные, ни на гаремные группы. Чтобы отличить эти стада от гаремно-холостяцких стад, назову их общими стадами. Среди человекообразных обезьян общее стадо существует у гориллы.
Наблюдая за шимпанзе в естественных условиях, исследователи первоначально пришли к выводу, что у этих животных нет дру-гих постоянных объединений, кроме материнско-детских групп: все прочие группировки отличались крайней неустойчивостью, преходящим характером и разнообразием состава. Они непрерыв-но возникали, исчезали, раскалывались и сливались. Животные пе-реходили из одной группы в другую, а иногда не входили ни в одну из них, причем были замечены бродившие в одиночку самцы и самки.
Однако в процессе дальнейших исследований было обнаружено, что все это движение происходит в рамках сравнительно посто-янной совокупности животных, члены которой знают друг друга и отличают тех, кто в нее входит, от тех, которые к ней не при-надлежат. Между животными, составляющими эту совокупность, устанавливаются различные связи, в том числе отношения домини-рования.
Иными словами, перед нами не просто совокупность животных, а определенное их объединение. Эту совокупность нельзя назвать стадом, хотя по составу она не отличается от общего стада. Стадо как объединение предполагает, что животные, входящие в него, хотя бы часть времени держатся вместе, движутся рядом. Объединение, которое мы наблюдаем у шимпанзе, можно назвать ассоциацией.
Читайте также
ПОПЫТКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПОПЫТКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ В 1926 году в Париже собрался Всезарубежный съезд 450 делегатов общественных объединений из 26 стран, чтобы выставить общую политическую платформу. Служивший министром иностранных дел у Врангеля в Крыму П.Б. Струве задал тон: «России нужно возрождение, а
13.12. Возвращение Царя обезьян
13.12. Возвращение Царя обезьян «Убирайся!» — приказал монах Трипитака своему спутнику, Царю обезьян Сунь Укуну. С этими словами Трипитака соскочил с коня и велел своему второму спутнику, Песочному монаху Ша,[202] достать бумагу и кисть. Затем он принес от ближайшего ручья
19.13. Конечная победа царя обезьян
19.13. Конечная победа царя обезьян После того как Дух горы Черного ветра, воспользовавшись пожаром, стащил данную Сюань-цзаном 270-летнему настоятелю монастыря на одну ночь рясу, он вернулся к себе в пещеру. Взору не подозревавшего о случившемся пожаре Сюань-цзана, когда
III. Имитативность у низших обезьян и антропоидов
III. Имитативность у низших обезьян и антропоидов Если мы рассмотрим подражательность в рамках одного отряда — приматов, то увидим исключительное явление: огромный эволюционный подъем интенсивности этого явления, в том числе резко восходящую кривую от низших обезьян — к
Попытки объединения
Попытки объединения Напрасно молодой царь надеялся хотя бы сблизить умы и сердца, если не осуществить объединение, слияние греческого гения, македонской силы и жизнеспособности местных жителей — трех знаменитых качеств индо-иранских каст, — ибо творческий гений
Накануне объединения
Накануне объединения В последние века Раннединастического периода войны продолжались в возрастающем масштабе, но никому не удавалось добиться сколько-нибудь прочного успеха. Шумерская пословица предостерегала: «Ты идешь, захватываешь землю врага; враг приходит –
ОБЪЕДИНЕНИЯ И РАЗМЕЖЕВАНИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ И РАЗМЕЖЕВАНИЯ АВГУСТОВСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПОСЛЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ «общинников» в идее «Народного фронта» они сосредоточились на подготовке новой конференции Федерации социалистических общественных клубов. Раз уж фракция Кагарлицкого занялась проектом
II. Попытки объединения
II. Попытки объединения И в то же самое время ряд административных проблем толкал Англию на путь попыток объединения аппарата колониального управления. Усилия эти предпринимались с целью урезать местную автономию, склонную поощрять сепаратизм и мягкое применение
Царь обезьян Хануман
Царь обезьян Хануман Доброжелательный дух Хануман — царь обезьян, которые в индуизме считаются священными, стал одним из главных действующих лиц «Рамаяны», помощником бога Рамы. Именно благодаря храброму Хануману Раме удалось разыскать Ситу и победить грозного демона,
Воздушные налеты «злых бесхвостых обезьян»
Воздушные налеты «злых бесхвостых обезьян» Войска красных своим активным сопротивлением «народной армии» КОМУЧа усиливали хаос на фронте, в котором легче было спрятать «золотые» следы.В своих воспоминаниях нарком по военным и морским делам Лев Троцкий написал, что
10.5. Как сделать карьеру в стаде обезьян
10.5. Как сделать карьеру в стаде обезьян Наблюдения показали, что сообщества обезьян очень сложно организованы. В них есть вожаки, которым все беспрекословно подчиняются, и есть «подчиненные» — приниженные и всеми пинаемые обезьяны.Обычно вожаком становится один из
Борьба за власть в стаде обезьян
Борьба за власть в стаде обезьян «Живые дьяволы». Наш далекий предок ходил на двух ногах, у него был человеческий череп, но жил он так же, как и сейчас живут обезьяны в джунглях. А о том, как именно, стало известно совсем недавно. Сотни лет церковь считала обезьян «живыми
2.1.2. Животные и их объединения.
Без заводов и фабрик мы превращаемся в обезьян
Без заводов и фабрик мы превращаемся в обезьян Все ведь до крайности просто. Когда некогда «развитые страны» обладали своими заводами и фабриками, существовала основа высокоразвитой цивилизации. Имея дела со сложным оборудованием и непростыми производственными
Как устроена империя шимпанзе: рассказывают создатели фильма Discoverу
«Афиша Daily» выяснила, как устроено самое большое сообщество шимпанзе, что у нас с этими животными общего и чему мы могли бы научиться у обезьян.
Что общего у людей и человекообразных обезьян
Обезьяны наши ближайшие родственники, они во многом с нами схожи. У нас похожая анатомия и генетика. Можно провести некоторые параллели в поведении людей и обезьян — в том, что касается стремления к высокому статусу и, к сожалению, агрессивности самцов в отношении самок. Еще одна печальная параллель заключается во внутригрупповой агрессии и даже убийствах. Конечно, мы в чем-то похожи, но у нас есть и фундаментальные различия. У нас был общий предок где-то, скажем, шесть-восемь миллионов лет назад, но наши виды пошли в разных направлениях. И за это время мы стали совсем другими. И я надеюсь, что люди не забудут о том, что мы не просто человекообразные обезьяны — мы люди.
Существуют огромные различия в наших когнитивных способностях, в нашем интеллекте. Одно из главных отличий — у них нет языка. У них нет интеллекта, который позволил бы им иметь язык и делиться информацией друг с другом. Один пример: у шимпанзе есть, как мы это называем, гибридная социальная система, в которой все участники группы знают друг друга, но они как бы не вместе. Они приходят и уходят, как люди делают в повседневной жизни. Но я, например, могу рассказать Джону о том, что я делал вчера, а шимпанзе сделать этого не могут. Если шимпанзе не видел другого шимпанзе день, неделю или месяц, он никак не может узнать, что этот шимпанзе делал все это время, или рассказать ему о своих похождениях — в этом заключается огромное различие между нами.
Шимпанзе и нравственность
Джон: Не думаю, что шимпанзе знакомо это понятие. Среди прочего в фильме показана даже агрессия, имеющая летальный исход. Да, шимпанзе убивают соседей. Честно говоря, вот так своими глазами на это очень тяжело смотреть. Бывало, что я просто наблюдал и гадал, о чем же они думают в этот момент. Старался понять, будут ли они вести себя иначе после этого убийства. И, честно говоря, ничто в поведении не указывало на то, что для них случилось что-то из ряда вон выходящее. Может, они шумели чуть больше, чем обычно. В общем, опираясь на свои наблюдения, я бы не стал говорить о морали у этих животных.
Дэвид: Но определенные аспекты их поведения можно назвать протоморалью. Существуют определенные психологические основы, на базе которых в процессе эволюции у человека появились понятия о нравственности. Но у шимпанзе нет интеллекта, который бы позволил им думать, как поведение одной особи влияет на жизнь других. Так что я не думаю, что у них есть нечто вроде человеческого нравственного чувства. Нужно помнить об этом и не оценивать и осуждать шимпанзе с точки зрения морали. Ее можно применить только к людям.
Социальная иерархия в группе шимпанзе
Дэвид: Самцы из одной группы в большинстве своем дружелюбны друг к другу. Но они остаются соперниками, они конкурируют, и у них есть, как мы ее называем, иерархия подчинения. В большинстве случаев вы видите, что, например, Джон может делать что хочет в присутствии Дэвида, а Дэвид — не может. И Джон может угрожать Дэвиду, но не наоборот — Дэвид никогда не угрожает Джону. Мы также можем сказать, что Джон занимает доминирующее положение по отношению к Дэвиду. То же самое можно проследить и в отношении всех других самцов. И обычно есть один альфа-самец, которому все подчиняются и который может всем угрожать. Достичь такого положения очень сложно, но самец может закрепиться на этом месте и оставаться на нем в течение многих лет. В Нгого один самец был лидером группы больше девяти лет. Но иногда лидер либо умирает, либо кто-то бросает ему вызов. И тогда многое зависит от помощи союзников. В какой-то момент альфа-самца могут свергнуть, и он проигрывает в борьбе. Мы наблюдали подобное в Нгого — бывший лидер перестает быть лидером, но становится номером два, три или четыре. По мере старения он постепенно спускается все ниже по иерархической лестнице, но все еще остается членом группы. Если он доживает до старости, то он уже не играет такую важную роль и не участвует так активно в «политической» борьбе.
Джон: Ученые, работающие в других местах, описывали ситуации, которые можно обозначить словом «изгнание». Когда изгнанные самцы возвращались в группу, их нередко атаковали, поскольку в период своего «правления» они бывали очень жестоки. Мы не наблюдали в Нгого подобного поведения. Это такая большая группа, что им приходится находить способы ладить друг с другом.
Политика в мире шимпанзе
Джон: В фильме мы в подробностях показываем отдельные моменты, связанные с иерархией подчинения в Нгого. Я бы не стал это сравнивать с различиями политических партий, но все шимпанзе очень-очень разные. Каждая особь — это личность, которая ведет себя по-своему, обладает индивидуальностью. В фильме есть один персонаж — Лофти, который был очень жестоким. Это очень физически развитая особь, крупный самец, который проложил себе путь к вершине силой. Но есть другие самцы, как Барток, чей путь к вершине совсем иной. Это гораздо более социально грамотный, умелый, расчетливый самец, использующий поддержку других, чтобы стать лидером. Это играет большую роль в фильме.
Дэвид: Политических партий или организованной политической системы у них нет, но у них есть группы. В Нгого в них всегда было больше 20 самцов — и часто даже больше 30. У одного альфа-самца — лидера могут быть союзники, то есть они представляют практически группировки. Подобная система поддержки позволяет альфа-самцу оставаться в своем статусе дольше. Но, конечно, они не проводят собрания и не обсуждают стратегию. Они просто препятствуют развязыванию конкурентной борьбы, стараясь скорее поддерживать связи с друзьями и помощниками, чем с соперниками.
Самые трогательные моменты во время съемок
Джон: Когда ты пытаешься изучать шимпанзе, очень сложно сделать так, чтобы они привыкли к тебе. Их первая реакция — убежать. Требуется много времени, чтобы добиться их доверия. Долгие месяцы, если не годы, они постоянно бегали от нас. Но наступил момент, когда один из самцов — Хейр — перестал убегать. Я даже заплакал, я не мог поверить в это. Вряд ли это можно счесть чем-то особенным с научной точки зрения, но это имело для меня личное значение.
Дэвид: У меня тоже были такие. Первый — когда группа самцов спокойно спустилась с дерева рядом со мной и ушла и я смог последовать за ними на расстоянии. В этот день они внезапно решили: «Все, не нужно бежать, мы больше не будем этого делать». Мое присутствие их совершенно не волновало. Это был настоящий прорыв. И тогда мы увидели, как они охотятся и едят мясо. Мы знали, что шимпанзе это делают. Но за годы наблюдений в Нгого мы заметили, что местные шимпанзе охотились гораздо успешнее, чем их сородичи в других местах. Частично потому, что в группе было так много особей. Иногда на группу красных колобусов нападало до 20 самцов шимпанзе, и бедные колобусы, конечно, не могли сдержать такое количество противников. Они добывали много мяса, и мы знали о подобном поведении шимпанзе, но масштаб в Нгого был уникальным.
Чему мы могли бы научиться у шимпанзе
Джон: Исторически людей к изучению обезьян мотивировала эволюционная связь с ними. Но при этом люди подчеркивали сходства между видами, вместо того чтобы подчеркнуть различия. Дэвид и я — мы считаем очень важным понимать, что они совсем другие — они не люди. Необходимо выделить ключевые различия между нами и отталкиваться от этого. Например, мы наблюдали, как охотно сотрудничают самцы шимпанзе. Однако, несмотря на готовность к сотрудничеству, она не идет ни в какое сравнение с тем, как ведут себя люди. Мы из кожи вон лезем, чтобы помочь другим, со многими из которых мы даже не знакомы. Но вы никогда не увидите ничего подобного в сообществах других животных. И это важный урок, который нужно усвоить, особенно сегодня.
Дэвид: Одна из важнейших тем фильма — это вражда между отдельными группами шимпанзе. При этом члены разных групп шимпанзе не могут стать союзниками или завести дружественные, не враждебные отношения друг с другом (за исключением молодых самок, которые переходят из одной группы в другую). Но во всех остальных случаях мир невозможен. В человеческом обществе людям тоже сложно поддерживать мирные отношения, но и сегодня, и раньше людям это в итоге удавалось. Они становились друзьями и союзниками. И такое возможно только в человеческом обществе, не у шимпанзе.
Премьера фильма «Обезьяны на тропе войны» состоится 5 марта в 22:00 на Discovery Channel.