Стаканы как в поезде
Подстаканники создали, дабы не обжигать пальцы во время чаепития. Горячий гранёный стакан — именно для него придумали необходимое изобретение — было неудобно брать: ручек на нём не было.
Стук колёс, километры дороги и аромат чая
В России и странах СНГ подстаканники неотъемлемо связаны с романтикой поездов. По подсчётам, установленным статистиками РЖД, только за 2016 год было выпито 14 миллионов кружек чая общим объёмом 3 миллиона литров! Путешественники выбирают чай именно с сахаром, именно из стаканов в подстаканниках. Спроси любого, с чем ассоциируются путешествия в поезде, ответ будет прост: кипяток у проводника, чай в стакане с подставкой. Одно время привычный атрибут заменяли на пластиковые стаканы, но тогда теряется традиция и история. Кстати, о ней сейчас мы вам расскажем.
Подстаканник: история появления
Специалисты разнятся в определении точной даты начала использования подстаканников, поэтому конкретно её определить нельзя.
Первая половина, которую составляют историки, считает временем появления подстаканника начало XX века в связи с отказом от фарфора, предпочитая стекло. Чуть позже аксессуар стал необходимым предметом в домах значимых лиц и чиновников.
Другие утверждают, что подстаканник, история появления аксессуара, появился в России с 1720-х годах, в то время, когда страну провозгласили Российской империей, были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Как уже было сказано, пить горячий чай из стакана неудобно. Тогда и придумали подстаканники.
Третьи считают началом истории появления подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Соответственно и «железные доспехи» для стеклянного стакана были также «заморскими». Мужской быт теперь украшал не только, портсигар, табак, но и подстаканник. Кстати, ближе к XIX веку в Россию привезли и дамские маленькие подстаканники. Маленькие потому, что женщинам не надобно было много есть и пить. Тоже по этикету.
Декор и внешний вид подстаканников
Поначалу подстаканник функционировал, как поддержка для посуды, производился по той же причине для удобства. Затем, когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. Какие только рисунки не украшали подстаканники! История, литература, искусство и сама эпоха отражались в украшениях подстаканников! В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого по тем временам предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям. У простого рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижился: наливали в блюдечко чай, чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности предмета не было: им пользовались и рабочие, и крестьяне.
Формы у подстаканников были настолько различны, насколько хватало фантазии у мастера. Первые изготовления были скучны, но практичны: стакан попросту обрамляла пластинка из меди или латуни по форме. В XIX веке «подставка» под посуду стала преображаться. В форме избы, бочонка, дерева, украшенные цветами или животными – здесь отразился деревенский быт и уклад. Чуть позже, когда «защита» для пальцев появилась в богатых домах, подстаканники стали украшать гербами, семейными инициалами. Создавались целые картины, на первый взгляд, на обычном предмете посуды.
Рельефные подстаканники XX века украшали фольклорные образы и сюжеты. Тут и Илья Муромец защищал землю русскую, и сестрица Алёнушка спасала своего брата от проклятья.
Действительно, подстаканник – исконно русское изобретение. Доказательством тому будет традиция, которой до сих пор следует люди.
Подстаканник – символ ушедшей эпохи
Тенденция 21 века – возвращение к прошлому: винтаж, мода 50-х – 90-х годов. То же самое и с чайной традицией. Подстаканник вновь вживается в быт русского человека. Мастера могут нанести абсолютно любой рисунок: начиная от анималистических деталей, заканчивая портретом. Всё зависит от того, насколько искусный мастер. А в магазине Самоваров Град в наличии подстаканники на любой вкус и цвет: на морскую и военную тематику, в подарок и другу, и обладателю охотничьего ремесла. Для путешественника такой презент будет весьма кстати: ведь так приятно попивать горячий чай в стакане, поддерживающем собственным подстаканником, и разглядывать русские пейзажи за окном поезда. Помните: подстаканник – ценный и солидный подарок!
Как делают легендарные подстаканники, из которых пьём чай в поездах
Завод в Кольчугино выпускает их уже более 100 лет.
В этом году подстаканнику исполнилось 125 лет. Ровно столько же лет их используют и в поездах. Говорят, что автором этой идеи был тогдашний министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте, который впоследствии стал известным министром финансов.
Сейчас, по примерным подсчётам, в российских поездах используется более полумиллиона подстаканников. Конечно, есть среди них и китайские погремушки, но всё же традиционным поставщиком является Кольчугинский завод, выпускающий подстаканники более 100 лет. Недавно он вошёл в состав «Электрокабеля» (УГМК).
Каждый месяц на заводе во Владимирской области выпускают 20 тысяч подстаканников.
– Самые популярные подстаканники – с гербом СССР, России и олимпийским мишкой. В последнее время очень много заказов из Москвы – с изображением различных достопримечательностей. Китайцам, которых среди туристов много, очень нравятся наши подстаканники, – рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев.
У него в кабинете большая коллекция подстаканников.
В кабинете начальника цеха – большая коллекция подстаканников. Есть и китайские, которые можно легко согнуть.
Цех товаров народного потребления, где делают в том числе и подстаканники. Его открыли в 1979 году.
Из этого сырья и сделают подстаканники. Вообще используют в основном два материала – медь и латунь.
На одном прессе вырубают заготовку для подстаканника.
Под каждую модель подстаканника делают специальный штамп, который стоит 70–200 тысяч рублей. На его изготовление уходит месяц.
На втором прессе, мощность которого 200 тонн, чеканят рисунок. При нас наносили герб России.
За смену сотрудница делает 3,5–4 тысячи таких заготовок.
Снизу – пластина до чеканки, сверху – после.
На таком нехитром станке сгибают заготовки.
Этот процесс называется закатка пластин.
Корпус паяют горелкой при температуре в 200 градусов.
Поддон закрепляют при помощи пресса.
За смену Наталья делает более тысячи подстаканников.
Ручку для подстаканника делают из прутка.
Припайку ручек доверяют только самым опытным специалистам – тут нужна ювелирная точность.
На токарном станке обтачивают поддон.
Один из вариантов покрытия – серебрение в специальных ваннах.
Мастерицы покрывают лаком те места, которые не будут золотиться.
В итоге получается такая вот красота.
По заказу на подстаканник могут нанести нужный рисунок на современном станке. Но такая технология подходит для небольших партий.
Самые красивые подстаканники, которые покрыты серебром и золотом. Выглядят очень дорого.
Российские и советские подстаканники
Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который ассоциируется с душевными и неторопливыми семейными застольями, железнодорожной романтикой. Изделие приятно держать в руках, рассматривая затейливые узоры, наслаждаясь духом свежезаваренного напитка. Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки.
Появление подстаканников в России
Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева (17 век). Их украшали растительным орнаментом. Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров.
Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш.
Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин.
Сюжеты и материалы для подстаканников
Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье». Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина.
В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия – в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы».
На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.
После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели.
Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.
Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год
После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.
Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год
Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.
Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно. Аксессуары делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых приборов и другие. Сканью украшали подставки в Красном на Волге, Мстере. Алюминиевые производили в Москве, Ленинграде, Мытищах, Минске, Днепропетровске. Подстаканники РЖД используются по назначению и в наше время.
Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.
Кольчугинские подстаканники
Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция.
Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. 5-10 процентов изделий покрывают серебром, 100-200 коллекционных экземпляров – золотом.
Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты – герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль.
Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.
Российские чайные традиции
Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе.
Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным.
Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней.
В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах.
Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами.
До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.
Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке – «бабы на чайник».
Как делают легендарные подстаканники, из которых пьём чай в поездах
Завод в Кольчугино выпускает их уже более 100 лет.
В этом году подстаканнику исполнилось 125 лет. Ровно столько же лет их используют и в поездах. Говорят, что автором этой идеи был тогдашний министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте, который впоследствии стал известным министром финансов.
Сейчас, по примерным подсчётам, в российских поездах используется более полумиллиона подстаканников. Конечно, есть среди них и китайские погремушки, но всё же традиционным поставщиком является Кольчугинский завод, выпускающий подстаканники более 100 лет. Недавно он вошёл в состав «Электрокабеля» (УГМК).
Каждый месяц на заводе во Владимирской области выпускают 20 тысяч подстаканников.
– Самые популярные подстаканники – с гербом СССР, России и олимпийским мишкой. В последнее время очень много заказов из Москвы – с изображением различных достопримечательностей. Китайцам, которых среди туристов много, очень нравятся наши подстаканники, – рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев.
У него в кабинете большая коллекция подстаканников.
В кабинете начальника цеха – большая коллекция подстаканников. Есть и китайские, которые можно легко согнуть.
Цех товаров народного потребления, где делают в том числе и подстаканники. Его открыли в 1979 году.
Из этого сырья и сделают подстаканники. Вообще используют в основном два материала – медь и латунь.
На одном прессе вырубают заготовку для подстаканника.
Под каждую модель подстаканника делают специальный штамп, который стоит 70–200 тысяч рублей. На его изготовление уходит месяц.
На втором прессе, мощность которого 200 тонн, чеканят рисунок. При нас наносили герб России.
За смену сотрудница делает 3,5–4 тысячи таких заготовок.
Снизу – пластина до чеканки, сверху – после.
На таком нехитром станке сгибают заготовки.
Этот процесс называется закатка пластин.
Корпус паяют горелкой при температуре в 200 градусов.
Поддон закрепляют при помощи пресса.
За смену Наталья делает более тысячи подстаканников.
Ручку для подстаканника делают из прутка.
Припайку ручек доверяют только самым опытным специалистам – тут нужна ювелирная точность.
На токарном станке обтачивают поддон.
Один из вариантов покрытия – серебрение в специальных ваннах.
Мастерицы покрывают лаком те места, которые не будут золотиться.
В итоге получается такая вот красота.
По заказу на подстаканник могут нанести нужный рисунок на современном станке. Но такая технология подходит для небольших партий.
Самые красивые подстаканники, которые покрыты серебром и золотом. Выглядят очень дорого.