Становление физиологии как науки

Становление физиологии как науки

Иванов А. Г.

Тема: МЕДИЦИНА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVII вв.) В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

В XIV-XV вв. в Западной Европе и прежде всего в Италии в недрах феодализма начали формироваться новые общественно-экономические отношения – зарождается капиталистический способ производства, в связи с чем появляется насущная необходимость получения новых знаний. В науке утверждается опытный метод познания природы. Предпочтение отдаётся наблюдению и точному счёту. Главной наукой становится математика. Учёными изобретаются и совершенствуются инструменты и измерительные приборы. Так, Галилео Галилей (1564-1642) сконструировал телескоп и создал термоскоп (прототип термометра); Николай Коперник (1473-1543) разработал гелиоцентрическую систему мира. В конце XV – начале XVI вв. были сделаны великие географические открытия: Христофор Колумб открыл для европейцев Американский континент, Васко да Гамма, обогнув Африку, впервые прошёл морским путём из Европы в Индию, Фернан Магеллан осуществил первое кругосветное путешествие.

В изобразительном искусстве, литературе, музыке и архитектуре утверждаются идеалы красоты и гармонии, проявляется интерес к культурному наследию античности, происходит как бы её «возрождение». Отсюда период позднего средневековья в Западной Европе и получил название эпоха «Возрождения» или «Ренессанса».

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое гуманистическое (лат. humanus – человеческий, человечный) общественно-философское движение противостояло схоластике и духовному господству церкви, стремилось к возрождению античного идеала красоты и человечности. В центре мировоззрения гуманистов был человек как личность с правом на свободное развитие, а критерий оценки общественных отношений – благо человека.

Интерес к античности становится определяющей мыслью гуманизма эпохи Возрождения. По мнению гуманистов, именно в подражании античной культуре, в возрождении античного миропонимания состоит задача истинных философов (учёных). Для этого они переводят с древнегреческого на латинский и современные языки практически все произведения античности, поэтому всё, что мы знаем о Древней Греции, было открыто в эпоху Возрождения. Эти труды не просто переводятся, а комментируются, причём комментарии пишутся не с богословской точки зрения, а с текстологической, в связи с чем появляются новые науки.

Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых гуманистических взглядов по всей Европе.

Яркими представителями гуманизма эпохи Возрождения являются такие мыслители как Джованни Боккаччо, Мишель де Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франческо Петрарка.

Для естествознания эпохи Возрождения характерным является: отвержение религиозных догм, познание природы посредством опыта, ведущее значение и развитие механики и математики.

Становление анатомии как науки

Характерной чертой эпохи Возрождения является интерес к анатомии и успешное её развитие.

Ярким представителем естествознания эпохи Возрождения, основанного на эксперименте, был гениальный художник, учёный, инженер и философ Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452-1519). Его по праву считают одним из основоположников анатомии как науки. Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы, обогатив анатомию новыми данными и методами исследования.

Так, Леонардо да Винчи ввёл в практику зарисовки всех изучаемых структур и органов во время вскрытия, тем самым были заложены основы современной научной иллюстрации. Он впервые применил способ изучения анатомических структур посредством восковых слепков. Изучая конечность как целое, учёный впервые применил метод её поперечных сечений. Им описаны и зарисованы многие кости, нервы, мышцы и внутренние органы. Учёный проявлял большой интерес к вопросам эмбриологии. Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо да Винчи высказал предположение о природе бинокулярного зрения.

Он писал о решающей роли опыта для науки: «Многие будут считать себя вправе упрекать меня, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почёте. Не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель»… (Леонардо да Винчи. Избранные произведения, ч.1, М., 1935, с. 50).

Основателем современной научной анатомии является Андреас Везалий (Andreas Vesalius, 1514-1564). Будущий анатом получил образование в Лувене, Париже и Монпелье. В 1537 году ему присуждается степень доктора медицины, и он занимает должность профессора анатомии и хирургии в Падуанском университете. Андреас Везалий первым начал во время чтения лекций с учебной целью вскрывать трупы.

На основании систематических и многочисленных вскрытий Андреас Везалий в 1538 году опубликовал «Анатомические таблицы» («Tabulae sex»), в которых он уточнил и пополнил анатомическую терминологию, проиллюстрировал новые данные, полученные при анатомировании человеческих трупов.

В 1543 году был издан краткий учебник по анатомии «Извлечение («Epitome») для обучающихся в анатомическом театре.

В этом же, 1543 году, Андреас Везалий издал основополагающий труд по анатомии «О строении человеческого тела» («De humani corporis fabrica») в семи книгах, в котором не только обобщил достижения в области анатомии за предшествующие столетия, но и обогатил науку собственными данными, полученными в результате многочисленных вскрытий человеческого тела. Он описал результаты экспериментальных исследований костей, суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы, органов брюшной полости, строения сердца, лёгких, головного мозга и органов чувств.

Текст труда сопровождается 250 рисунками, которые великолепно выполнил нидерландский художник Ян Стефан ванн Калькар. На фронтисписе изображён момент анатомирования: в центре – Андреас Везалий, а вокруг – выдающиеся учёные и общественные деятели того времени, многочисленные ученики, единомышленники и противники великого учёного.

Анатомические исследования Андреаса Везалия, опирающиеся на эксперимент, опровергли догматическое учение Галена о строении человеческого тела, основанное на результатах вскрытия животных (обезьян, свиней). Учёный правильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние органы. Он доказал отсутствие в сердечной перегородке отверстий, через которые, как утверждал Гален, кровь проникает из правого в левый желудочек, описал клапаны сердца, создав тем самым предпосылки для открытия в последующем большого и малого кругов кровообращения.

В своём трактате Андреас Везалий ссылается на античного историка Геродота, древнегреческого анатома Герофила, выдающегося древнегреческого врача Диокла Каристского, древнегреческого философа Платона, персидского учёного-энциклопедиста ар-Рази, древнеримского философа Цицерона и др. На Галена он ссылается триста сорок три раза и исправил более 200 анатомических ошибок Галена.

Последователи Андреаса Везалия своими исследованиями внесли неоценимый вклад в развитие анатомии как науки. Так, испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (Michael Servet, 1509-1553) впервые в Европе привёл убедительные доказательства о существовании лёгочного кровообращения. Выдающийся анатом, современник и ученик А. Везалия Реальдо Коломбо (Realdo Kolombo, 1516-1559) доказал, что кровь из правой половины сердца в левую попадает не через отверстия в межжелудочковой перегородке, а по легочным сосудам через легкие. Иероним Фабриций (Hieronymus Fabricius, 1533-1619) описал и первым продемонстрировал венозные клапаны, доказав тем самым одностороннее движение крови по венам в направлении к сердцу. Кроме этого, Бартоломео Евстахий (Bartolomeo Eustachio, 1510-1574) впервые дал подробное описание органов слуха человека, Габриэль Фаллопий (Gabriele Fallopio, 1523-1562) изучал строение репродуктивных органов, развитие человеческого зародыша и его сосудистой системы, описал строение и функции маточных труб.

Благодаря исследованиям учёных эпохи Возрождения появились правильные и более полные представления о строении и функциях человеческого организма. Таким образом, был заложен фундамент анатомии как науки.

Становление физиологии как науки

Возникновение физиологии как науки связано с именем английского врача, анатома, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея (William Harvey, 1578-1657), создавшего учение о системе кровообращения.

В 1599 году У. Гарвей окончил медицинский факультет Кембриджского университета. Через три года, в 1602 году, он защитил степень доктора медицины в Падуанском университете. Вернувшись в Лондон, У. Гарвей в 1607 году становится действительным членом Королевской коллегии врачей.

В 1628 году вышла в свет книга У. Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (лат. «Exercitatio Anatomica De Motu Cordis et Sanguinis in Animalibus»), в которой изложена теория кровообращения.

— общее количество крови в организме возвращается к сердцу по малому (лёгочному) и большому кругам кровообращения, не может образовываться в печени и всасываться в тканях;

— пульсация артерий является следствием сокращений сердца.

У. Гарвей объяснил истинное значение систолы и диастолы, определил частоту сокращений сердца, а также измерил величину систолического объёма и общее количество крови в теле овцы.

Каким образом кровь из артерий попадает в вены, У. Гарвей не знал, поскольку в исследованиях по физиологии микроскоп ещё не применялся, поэтому не было возможности увидеть капилляры. Однако учёный предполагал, что переход крови из артерий в вены осуществляется там, где находятся мельчайшие разветвления этих кровеносных сосудов. Правоту предположений У. Гарвея доказал итальянский врач, физиолог и анатом Марчелло Мальпиги (Marcello Malpighi, 1628-1694), который в 1661 году, используя микроскоп, описал сеть капиллярных сосудов. Тем самым появилось целостное законченное представление о движении крови в организме: артерии – капилляры – вены.

Большое влияние на развитие естествознания, в том числе и физиологии, оказала деятельность выдающегося английского философа и политического деятеля Френсиса Бэкона (Francis Bacon, 1561-1626). Он внёс неоценимый вклад в развитие опытного метода в науке, утверждая, что только опыт приводит к точному знанию. Не будучи врачом, Ф. Бэкон во многом определил пути развития медицины. В работе «О достоинстве и усовершенствовании наук» («De dignitate et augmentis Scientiarum», 1623) он сформулировал три основные задачи медицины: первая – сохранение здоровья, вторая – лечение болезней и третья – продолжение (или продление) жизни.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 211 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Становление физиологии как науки. Ятрофизика. Рождение физиологии как науки,как правило, связывают с именем выда­ющегося английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея (Har­vey

Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки

Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки

Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки

Рождение физиологии как науки,как правило, связывают с именем выда­ющегося английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея (Har­vey, William, 1578—1657), которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения.

Выдающийся французский ученый РенеДекарт(Deecartes, Rene, 1596—1650) также знаменует переход к философ­скому мышлению и естествознанию нового времени. По словам Гегеля, «Де­карт направил философию в совершенно новое направление. Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто».

Р. Декарт явился одним из творцов ятрофизики (греч. iatrophysike; от iatros — врач и physi» — природа) — направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафи­зическое направление в философии XVII—XVIII в. По сравнению со средне­вековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением про­грессивным. Его корни восходят к философским сочинениям Аристотеля, по­мещенным в конце его трактата «Наука о природе» т.е. после науки о природе (после «физики»: греч. «Meta ta physike»), откуда и произошло название ме­тода мышления и целого философского направления — метафизики.

Ятромеханика. Основные положения ятромеханики изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога ДжованниАльфонса Борелли (Borelli, Giovanni Alfonso, 1608—1679), одного из основоположников биомеханики.

Среди выдающихся достижении эпохи Возрождения, имевших отношение, как к физике, так и к медицине — изобретение в конце XVI в. термометра(точнее, воздушного термоскопа). Его автор один из титанов эпохи Возрож­дения итальянский ученый Галилео Галилей (Galilei, Galileo, 1564—1642), подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н. Коперника (1543). Почти одновременно с Галилеем профессор Падуанского университета С. Санторио (Santorio, S. 1561—1636), врач, анатом и физиолог, создал свой прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела. Санторио сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественный оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма. Результа­ты его наблюдений обобщены в труде «О медицине равновесия» («De statica medicina», 1614).

Источник

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ

Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки

Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки

История развития физиологии, как и других биологических наук, берет свое начало в глубокой древности. Человек всегда интересовался строением и функциями организма, первые сведения об этом были обобщены и изложены в сочинениях «отца медицины» Гиппократа. Строение органов пищеварения, кровеносных сосудов описал древне–римский врач анатом Гален (II век н.э.). Важную роль в изучении благотворного влияния гигиенических факторов (питания, солнечного света, воздуха) и нервной системы на организм человека сыграл ученый (XI век н.э.) Абу–Али–Ибн–Сина (Авиценна).

Основоположником экспериментальной физиологии и эмбриологии считается английский анатом и физиолог В. Гарвей (1578–1657), который предложил методику исследований путем рассечения тканей (вивисекцию). Это позволило сделать важные открытия в функциях сердечно-сосудистой системы. На основании своих многочисленных наблюдений Гарвей дал обоснованное представление о кровообращении. Именно он впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».

В дальнейшем учение о кровообращении было существенно дополнено итальянским биологом и врачом М. Мальпиги, который в 1966 г. открыл наличие капилляров.

Основоположником экспериментальной физиологии в России является профессор Московского университета А.М. Филомафитский (1807–1849), автор первого учебника по физиологии.

Внедрение рассечения тканей послужило мощным толчком для изучения различных функций организма. Первые, хотя во многом и упрощенные, представления о рефлексе были сформулированы Р. Декартом (1596–1650), а в последствии развиты чешским ученым Георгом Прохаско, который ввел в науку термин «рефлекс».

Французский ученый Ф. Можанди (1785–1855) обнаружил в нервных стволах раздельное наличие чувствительных и двигательных нервных волокон, что позволило лучше представить нервные пути регуляции функций органов и систем организма. Немецкий естествоиспытатель И. Мюллер — автор трудов по физиологии ЦНС, органов чувств (зрения, слуха), некоторых желез внутренней секреции.

В 1771 г. итальянский физик и анатом Л. Гольвани выявил возникновение в мышцах электрических токов. Эти исследования продолжили ученики Мюллера — немецкие физиологи Дюбуа–Реймон (1818–1896), Гельмгольц (1821–1894).

Советские физиологи В.Ю. Чаговец (1873–1941) и А.Ф. Самойлов (1867–1930) впервые высказали мысль о химическом механизме передачи возбуждения в синапсах и что в основе возникновения токов в тканях лежит изменение проницаемости клеточных мембран для разных ионов. В 40–50-х годах ХХ ст. эта идея послужила основанием для выдающегося обоснования мембранной теории возникновения биоэлектрических потенциалов в тканях (А. Ходжкин, А.Ф. Хаксли и Б. Катц).

Значительный интерес представляют работы английского нейрофизиолога Ч.С. Шеррингстона (1859–1952). Советский физиолог И.С. Бериташвили (1885–1974) обосновал положение о дендритном торможении и психонервной деятельности человека.

В области физиологии висцеральных систем заслуживают внимания работы английского физиолога У.Х. Гаскелла (1847–1914), посвященные изучению функции вегетативной нервной системы. Д.Н. Ленгли (1852–1925) назвал ее «автономной», подчеркнув этим ее независимость от высших отделов нервной системы. В противоположность этому, академик К.М. Быков (1886–1959) выявил наличие условнорефлекторных реакций в деятельности внутренних органов, показав что вегетативные функции не автономны и подчинены влияниям высших отделов центральной нервной системы.

Ф. Можанди, К. Бернар, Р. Гейденгайн, И.П. Павлов в многочисленном эксперименте на разных животных обосновали представление о трофической роли нервной системы. И.П. Павлов считал, что функция каждого органа находится под тройным контролем — нервно–функциональным, сосудистым и трофическим.

Л.А. Орбели (1882–1958) совместно с А.Г. Гинецинским (1895–1962) занимались изучением влияния симпатической нервной системы на различные функции организма, что дало возможность впоследствии Л.А. Орбели сформулировать учение об адаптационно–трофической роли симпатической нервной системы. К.Ф. Людвиг (1816–1895), Ф.В. Овсянников (1827–1906) установили наличие в продолговатом мозге сосудодвигательного центра.

Становление физиологии как науки. Смотреть фото Становление физиологии как науки. Смотреть картинку Становление физиологии как науки. Картинка про Становление физиологии как науки. Фото Становление физиологии как науки

К. Людвиг и И.Ф. Цион в 1866 г обнаружили центростремительный нерв, замедляющий работу сердца и снижающий кровяное давление. Этот нерв был назван ими депрессором. В лаборатории Людвига братья Ционы продолжили исследования по изучению влияния симпатических нервов на работу сердца. Кроме того, К. Людвиг является автором изобретения кимографа и внедрения в физиологические исследования графического метода регистрации артериального давления. Впоследствии этот метод получил широкое распространение при исследовании многих других функций организма.

В результате исследований на лягушках и кроликах, А.П. Вальтер (1817–1889) и К. Бернар (1813–1878) установили, что симпатические нервы суживают просвет кровеносных сосудов.

Английский физиолог Э. Старлинг (1866–1927), изучая динамику сердечной деятельности, заметил, что сила сердечных сокращений зависит от количества притекаемой к сердцу крови и длины его мышечных волокон к моменту сокращения. Важным моментом в физиологии было открытие Н.А. Миславским дыхательного центра в продолговатом мозге.

Академик П.К. Анохин (1898–1974) выдвинул идею о функциональном взаимодействии внутренних органов и систем организма с центральной нервной системой по принципу их обратной связи, что во многом расширило прежние представления о нервном механизме регуляции функций.

Основатель физиологии в США врач У. Бомон (1785–1853) проводил многолетние наблюдения желудочного пищеварения у человека, имеющего после ранения незаживающий желудочный свищ.

Неоценимый вклад в физиологию процессов пищеварения внесли исследования К. Бернара, Р. Гейденгайна, Б.К. Бабкина. В этом направлении работали В.А. Басов, Тири, Вела, предложившие хирургические методики получения соков разных пищеварительных желез.

У. Бейлис и Э. Старлинг положили начало изучению гуморальных факторов регуляции пищеварения, а И.П. Разенков (1888–1954) успешно исследовал нервно-гуморальный механизм регуляции работы органов пищеварения. А.М. Уголев (1926–1992) разработал учение о пристеночном (мембранном) пищеварении.

Всемирную известность получили работы И.М. Сеченова (1829–1905). Ему принадлежит честь открытия торможения в центральной нервной системе, что дало возможность по-новому рассматривать регулирующее влияние нервной системы на различные функции организма. Он установил, что в основе деятельности коры головного мозга лежит рефлекторный механизм.

И.М. Сеченов успешно работал в Германии в лабораториях Дюбуа–Реймона, Людвига, Гельмгольца. Вернувшись в Россию, он создал русскую физиологическую школу, из которой вышли такие крупные ученые, как В.В. Пашутин, А.Ф. Самойлов, М.Н. Шатерников, Н.Е. Введенский и др. За выдающиеся заслуги в науке И.П. Павлов назвал И.М. Сеченова «отцом русской физиологии».

Занимаясь проблемами нервно-мышечной физиологии, Н.Е. Введенский (1852–1922) сформулировал положение о единстве процессов возбуждения и торможения, доказал что при определенных условиях процесс возбуждения может перейти в торможения. Развивая учение Введенского о лабильности и парабиозе, А.А. Ухтомский (1875–1942) создал теорию о доминанте.

Велика роль и заслуга в развитии физиологии вообще и, в частности, физиологии пищеварения академика И.П. Павлова (1849–1936). Именно под его руководством были усовершенствованы и разработаны новые оригинальные методики ряда хирургических операций по наложению фистул. Павловская методика хронического (фистульного) эксперимента позволила создать принципиально новое направление в изучении физиологии целостного организма и во взаимосвязи его с внешней средой.

Работы И.П. Павлова легли в основу и физиологии сельскохозяйственных животных.

И.П. Павлова отличали глубина и многосторонность исследований. Он посвятил свой пытливый и наблюдательный ум изучению физиологии сердечно-сосудистой системы, пищеварения, центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, предложил совершенно новый в физиологии аналитико-синтетический подход к познанию сущности физиологических процессов.

Недаром в 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии, а в 1935 г., за год до смерти, Международный физиологический конгресс присвоил ему почетное звание «старейшины физиологов мира».

Н.Ф. Попов, И.А. Барышников, П.Ф. Солдатенков, Н.В. Курилов, С.С. Полтырев, В.В. Савич, Н.У. Базанова посвятили свою научную деятельность изучению пищеварения, обмена веществ у разных видов животных, А.А. Сысоев — размножению и лактации, К.Р. Викторов — физиологии дыхания и пищеварения у птиц. Н.Ф. Попов работал в области физиологии ЦНС, ВНД, физиологии пищеварения у жвачных животных и лошадей. Г.И. Азимовым выполнены исследования по изучению ВНД, лактации, желез внутренней секреции.

Д.Я. Криницын исследовал механизмы секреции пищеварительных соков и моторной функции органов пищеварения. А.А. Кудрявцев — обмен веществ и энергии, ВНД, анализаторы.

И сейчас продолжают трудиться А.А. Алиев, Н.У. Базанова, В.И. Георгиевский, А.Н. Голиков, С.В. Стояновский, каждый из которых подготовил большое количество кандидатов и докторов наук.

Многие годы в сельскохозяйственных вузах изучают физиологию по учебникам К.Р. Викторова, Г.И. Азимова, А.А. Сысоева, А.П. Костина, А.Н. Голикова, Н.У. Базановой, В.И. Георгиевского.

В Беларуси работали академик И.А. Булыгин, профессора А.Н. Чередкова, И.К. Слесарев и их многочисленные ученики, посвятившие свои работы изучению физиологии нервной системы, пищеварения, обмена веществ.

Для развития физиологии пищеварения большое значение имеют работы профессора В.Ф. Лемеша, который многие годы возглавлял Витебский ветеринарный институт. В своих многосторонних исследованиях он изучал эффективность использования животными различных кормов и кормовых смесей. В этом же институте профессор Ф.Я. Бернштейн и его ученики занимались изучением роли минеральных веществ в обменных процессах у животных.

Ученые нашей республики внесли существенный вклад в изучение физиологии пищеварения, разработали оригинальные методики получения пищеварительных соков, предложили новые корма и добавки, улучшающие пищеварительные процессы. Большое количество их работ посвящено изучению резистентности животных и птиц в онтогенезе, изысканию наиболее эффективных методов ее стимуляции.

Научные исследования сельскохозяйственных физиологов всегда были направлены на повышение продуктивности, сохранности животных, их адаптации к условиям внешней среды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *