Старинный хлеб как называется

Как на Руси придумывали названия хлебобулочных изделий?

Блины, пироги, булки, баранки… Эти слова и эти вкусности всем знакомы с детства. Настолько, что мы не задумываемся: почему все это называется именно так? Ясно, что как-то нужно было обозначить, но определённый смысл в название всегда вкладывается. Откуда идет происхождение слов, обозначающих название изделий из теста? Посмотрим?

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Например, баранка. Вообще-то, к барану с его закрученными рогами она отношения не имеет. Первоначально она скорее варанка, или варенка, а точнее, обваренка. Выпечка из заварного (обваренного) теста, из которого их и делали.

А бублик? Это название (а скорее всего, и блюдо) также с юго-западными корнями, украинское или польское. Название, правда, восходит к общему корню, древнему славянскому бубьлъ — пузырь, скорее в значении раздутый, пышный. И действительно: например, в словаре Ушакова бублик определяется как «толстая баранка из заварного теста». Другие словари добавляют еще характеристику «мягкая».

А вот булка скорее европейского происхождения. По крайней мере, само название пришло, вероятнее всего, из польского языка или из Западной Европы через польский язык. Означает оно хлеб круглой формы — bula. В уменьшительной форме — bulka. Первоначально же латинское bulla и есть не что иное, как шар.

Так что известное питерское выражение «булка» — «белый хлеб», или в другом варианте (возможно, питерское выражение в московской интерпретации) — «булка хлеба», строго говоря, применимо лишь к изделию округлой формы.

Названия батон и буханка — снова иноземного происхождения. Правда, из совершенно разных эпох.
Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется Фото: pixabay.com

Слово бухонъ, бухханец, бухонный (пышный) хлеб встречается в «Домострое»; бухонъ — лепешка, оладья. Но это заимствование, пускай и древнее. Через ряд промежуточных заимствований, в пределе восходящее к латинскому focacia, родственное panis focacius — «хлеб, выпечённый в очаге», от focus — очаг.

Интересно, что есть выражения бухонить (набухать), бухоня (толстяк). Впрочем, это древнее заимствование, так что буханку можно при желании считать и «исконно русским» видом хлеба.

А вот понятие батон заимствовано из французского языка уже в XVIII веке, первоначально обозначая скорее вид кондитерских изделий удлиненной формы, фаршированные палочки из слоеного теста (как и во Франции того времени). От baton — всего-навсего палка.

Лишь в XIX веке батоном называют хлеб вытянутой формы. Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется Фото: pixabay.com

Но на Руси было и такое блюдо, как… хлеб. Собственно, просто хлеб.

Это слово произошло то ли от древнеславянского (xlěbъ), то ли от древнегерманского (xlaiƀaz) корня. Так что в зависимости от личных предпочтений, можно считать это название «своим-исконным» или «иноземным». Очень вероятно, что на самом деле — «хлеб» происходит от еще более древнего корня, общего для обоих групп языков. Хлеб — блюдо действительно древнее!

Часто считают, что древнерусский хлеб — непременно ржаной. Пожалуй, но это больше относится к северным регионам, тому же Залесью. В Южной Руси (а в то время собственно Руси!) преобладала скорее пшеница. Дело, вероятнее всего, не в кулинарных предпочтениях, а попросту в различии природных условий. Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется Фото: pixabay.com

Одно из «говорящих» названий мучных блюд — пряники, которые в СМИ любят преподносить как традиционное лакомство, строго говоря, не вполне традиционны. Речь не о пресловутых «Е-добавках» (куда от них деться в XXI веке?), а о самой идее пряника, отраженной в названии: «пряный».

Лакомство это, конечно, традиционное. Века так с XVII-го или несколько раньше. До того на Руси популярны медовые лепешки, которые обычно называют предшественниками пряников. Вот только где мед и где пряности? Само название этого блюда говорит о его сути, известно с XVII века.

Вот медовая лепешка — блюдо исконное… пускай и не только русское. А у русского пряника есть европейский прототип, именно пряный. С пряностями. Веках в XVI-XVII и пряности на Руси входят широкий обиход. Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется Фото: pixabay.com

Ещё одно название, говорящее само за себя — хлеб ситный. Обычный повседневный хлеб на Руси пекли из муки грубых помолов, просеиваемой через решето. Ситная мука — тонкого помола, просеиваемая через сито. С этой точки зрения почти любой современный хлеб можно назвать ситным.

И в завершение — пару слов о таком примечательном хлебобулочном изделии, как калач. Вот это блюдо — славянское. Как и его название: kolaс, kolo — круг. Калачи бывали круглые, кольцевидной формы, а также более знакомые нам — т.н. гиревидные, со специально вылепленной ручкой.

На последнем и остановимся. Википедия сообщает две версии происхождения такой формы.

Возможно. Правда, с чего бы ручке оказаться жестче остального калача? Не сложновато ли было бы выпекать их из разных видов теста? Только для того, чтобы выбросить ручку?

Есть еще одна версия, объясняющая эту странность: за рукоятку калач, действительно, держали. Грязными руками держали рабочие, извозчики и, в частности, золотари. Перекусывая на работе. И действительно, выбрасывая потом испачканную ручку.

Выходит, что калач — это своего рода старорусская уличная еда, продаваемая на разнос с лотков. Это что же выходит? Неужели и фастфуд тоже придумали в России? Видимо, пора на этом остановиться…

Источник

Как в старину называли хлеб?

Как назывался хлеб на Руси который чаще всего употреблялся в пищу?

Решётный хлеб считался самым распространённым на народном столе. Лучшим же хлебом, который подавали на стол в богатых домах, был так называемый «крупчатый» белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Как на Руси называли круглый хлеб?

коврига «цельный хлеб») — большой круглый печёный хлеб ручной формовки. Делают как из ржаной (первоначально), так и из пшеничной муки. В некоторых регионах России и Белоруссии так называют круглый ломоть хлеба, отрезанный «во всю ковригу», то есть по диаметру.

Как определить сорт хлеба?

Сорт хлеба, в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Так существуют ржаные и пшеничные, пшенично-ржаные и ржано-пшеничные хлебные изделия. Кроме того, можно провести классификацию хлеба в зависимости от его рецептуры и состава.

Как называются хлебобулочные изделия?

Булочное изделие (булка) — изделие без начинки с влажностью более 19 % и массой 500 г и менее. Мелкоштучное булочное изделиеизделие массой менее 200 Сдобное хлебобулочное изделиеизделие с содержанием сахара и (или) жиров 14 % и более к массе муки.

Как в Древней Руси называли хлеб?

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.

Какой хлеб был на Руси?

Возглавляет этот перечень продуктов, конечно, хлеб. Причем это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто – 1-2 раза в неделю, у хозяйки редко бывало свободное время. Интересно, что он изготавливался бездрожжевым способом под воздействием грибковых культур.

Как в старину называли пекарей?

Очень часто пекарей называли «басманниками», от слова «басман» — хлеб для царя. Профессия пекаря раньше считалась очень почетной. Особенностью российского хлебопечения является производство ржаного хлеба.

Сколько лет хлебу?

Хлеб долгое время был основой рациона человека. Однако о его ранней истории известно немного. До сих пор самой древней находкой был хлеб из Турции возрастом около 9000 лет. Хлеб — последнее, что они рассчитывали найти во время раскопок, признаются сами ученые.

В каком году сделали хлеб?

В уставах византийских цехов X века было оговорено: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб«. Самый старый в Европе хлеб, найденный в 1976 году в местечке Тванн на Бильском озере ( Швейцария), относится к 3530 году до н. э.

Где хранили хлеб на Руси?

Хранили испеченный хлеб в специальных деревянных хлебницах. В них же его и на стол подавали. Хлебницы эти берегли и даже давали дочерям в приданое. Пекли в деревне преимущественно черный, ржаной, хлеб.

Как славяне называли хлеб?

Самыми популярными были ковриги, калачи, просфоры и т. д.

Как относились к хлебу в давние времена Руси?

1. На Руси всегда сохранялось отношение к хлебу как к главному, основному и самому почитаемому продукту. 2. Особый хлеб, пели песни, много обрядов, обычай в поле, завязывать сноп, пир горой, символ общности и дружбы, не сядет за стол без хлеба, пекли хлеб практически в каждом доме.

Что значит Боярский хлеб?

Хлеб «Боярский» — это заварной ржано-пшеничный хлеб, приготовленный на основе ржаной закваски с осолодованным зерном ржи. ПОЛЬЗА РЖАНОГО СОЛОДА: повышает иммунитет.

Источник

Старинный хлеб как называется

Хлеб на Руси во все времена рассматривался как священная пища. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить хотя бы несколько пословиц, в которых ему предписывается священная роль. До сих пор народ относится к хлебу с особым трепетом, неизменно ставя его в центр стола.

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Выпекать его стали еще с XII столетия. Много веков белый хлеб рассматривался как особая привилегия, доступная только зажиточным людям. Самым лучшим из всех его разновидностей считался «крупчатый» белый, его подавали только в богатых домах. Если вести речь об обычных сословиях населения, то в те времена ежедневно они могли позволить себе лишь ржаной хлеб, который за ужином разрезал исключительно глава семьи. Белый же хлеб был доступен им только по праздникам.

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Черный хлеб, прозванный «кислым», стали выпекать гораздо позднее белого. В истории существует показательный момент отношения к нему русского человека. В период русско-турецкой войны войско наших предков оказалось на вражеской территории, где не было условий (а именно ржаной муки) для производства излюбленного кислого хлеба. Поэтому были вынуждены выпекать хлеб из пшеничной муки. И тут же в войске начались болезни: настолько русский воин привык питаться черным хлебом.

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Это один из сортов черного хлеба. Изначально его выпекали преимущественно в монастырях. Главным отличием такого хлеба, что, собственно, и прослеживается в названии, можно назвать его характерный цвет корочки, который в процессе выпекания становился преимущественно красным. Ну а сельским он стал, вероятно, потому, что первыми, после монахов, вкушать его могли сельские жители, собирающиеся по праздникам в храмах, расположенных на территориях монастырей. Сам такой хлеб, испеченный монахами, всегда выходил необыкновенно мягким, с тончайшей корочкой и непередаваемым ароматом, манящим за версту. К тому же он достаточно сытный, полезный, долго хранится.

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Этот хлеб также впервые стали готовить при монастырях. Главным его отличием называют присутствие кисло-сладкого вкуса, а также особенность достаточно долго не черстветь. Заварным его назвали только потому, что он изготавливается из заварки, состоящей из муки и солода. Подобный способ приготовления позволял хлебу гораздо дольше сохранять свою свежесть, а добавление пряностей лишь формировало ни с чем не сравнимый вкус и нежнейший аромат. В прошлые годы его было принято изготавливать двумя способами: безопарным и опарным. Именно благодаря последнему удавалось полностью раскрыть изумительный вкус заварного хлеба.

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Этот сорт хлеба всегда считался особенным. Поэтому к столу его принято было подавать исключительно по особым, крупным случаям. Например, к свадебному столу. Пекли подобный хлеб исключительно по специальному заказу. В его состав входили мука только особого помола, свежайшее масло, никогда не обходились без пряностей. Само собой разумеется, что хлеб был не из дешевых, поэтому его действительно могли себе позволить бояре и высшие сословия.

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называется

Подобный хлеб даже подают к чаю. Непосредственно перед выпечкой этим хлебам придается продолговатая форма, а сверху они смазываются пивом. Решающее значение этот хлеб сыграл в истории. Известно, что войско Кутузова, готовящееся к наступлению, остановилось в Тарутинском лагере. Чтобы поддержать армию, туда в первую очередь направлялся стародубский хлеб, поскольку именно в Стародубе на то время сберегалась значительная часть продовольствия, из которого, собственно, подобный хлеб и выпекался.

Источник

Русский хлеб :: История

Старинный хлеб как называется. Смотреть фото Старинный хлеб как называется. Смотреть картинку Старинный хлеб как называется. Картинка про Старинный хлеб как называется. Фото Старинный хлеб как называетсяНи один из других видов пищи у русского народа не идёт ни в какое сравнение с хлебом. И в этом нет ничего удивительного, ведь хлеб – особый продукт. Он издревле служит основой питания русского народа. Это подтверждают, например, раскопки поселений так называемой Трипольской культуры на территории современной Украины. Остатки глинобитных домов с печами для выпечки хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерка – молчаливые свидетели того, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры жители этого региона не были новичками в области хлебопечения.

На Руси основными зерновыми культурами издавна считаются пшеница, рожь, ячмень, просо, овес. Однако рожь русские люди узнали гораздо позже, чем пшеницу. К славянам она проникла, можно сказать, «нелегально». На русских полях рожь «поселилась» в посевах культурной пшеницы на правах сорняка и, как всякий сорняк, не пользовалась милостью земледельцев. Но так было до тех пор, пока крестьянин не заметил удивительную способность ржи выдерживать холода и непогодь. В иные годы, когда погибал урожай пшеницы, рожь спасала земледельца от голода. В конце концов она выделилась в самостоятельную культуру и уже к XI-XII векам на Руси ели в основном ржаной хлеб. Об этом, в частности, свидетельствует драгоценный в историко-бытовом отношении литературный памятник XI века «Житие протопопа Феодосия». Пшеницу летописец называет «чистым хлебом», который употреблялся монахами вместе с мёдом, как лакомство. Повседневно же хлеб выпекался изо ржи.

Хлеб всегда являлся основой богатства Руси. Славянская земля «родит рожь и пшеницу в громадном изобилии, – писал А. Олеарий. – Редко услышишь, чтобы в России была дороговизна на хлеб. В некоторых местах страны, где нет никакого сбыта хлеба, земля не обрабатывается вовсе, хотя бы была удобна к тому, и лишнего запаса хлеба не делают, довольствуясь тем, что нужно на год: ибо каждый знает, что всякий год соберёт свою богатую жатву. От этого бездна прекрасной, плодоносной земли остаётся без возделывания… В России повсюду находятся богатые пастбища, там во множестве разводят домашний скот: коров, быков, овец, которые продаются там весьма дёшево».

Роль хлеба в питании русских людей была настолько велика, что в неурожайные годы в стране начинался голод, несмотря на изобилие животной пищи. Российские леса всегда были богаты зверьём и птицей, а реки рыбой и водоплавающими. Однако мясо для русских не заменяло хлеба. Они почти нисколько не ценили естественное изобилие животной пищи и только хлеб считали главою всего.

В стародавние времена хлебом на Руси называли не только печёный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зёрен (крупа, сладь, пражмо), либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу, либо в виде хлеба, который выпекался в печи, или на раскалённых камнях. Из овса, ячменя, гречихи, проса, гороха в основном варили различные каши. Ассортимент их был чрезвычайно разнообразен. Кроме того муку, полученную из этих круп и бобовых, довольно часто использовали для выпечки хлеба, блинов и других мучных изделий.

Уже первые письменные источники свидетельствуют, что искусство выпечки хлеба в Древней Руси было весьма высоким. Так, в упомянутом «Житии протопопа Феодосия» блаженный Феодосии искусно печёт просфоры. Он же часто заходит в пекарню – с радостью помогает пекарям месить тесто и выпекать хлеб. Для размалывания зерна пользовались ручными мельницами – жерновыми поставами. При этом, если хотели получить «хлеба чиста зело», зерно размалывали более тщательно. Обмолоченное зерно хранилось в мешках или россыпью в клети дома, а также в специально вырытой для этой цели яме. Однако некоторые горожане, особенно имеющие отношение к хлебному промыслу, хранили жито в подклети дома, используя для этой цели бочки и бочонки.

Особенно любили на Руси кислый хлеб из заквашенного теста. Способы заквашивания теста были самые разные. Обычно в качестве закваски использовали пивную или квасную гущу, дрожжи или кусок старого теста. Каким был на вкус хлеб наших предков, можно судить по воспоминаниям архидиакона Павла Аленского, который в книге «Путешествие антиохитского патриарха Макария…» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы совершенно не в состоянии есть его, ибо… кисел как уксус, да и запах имеет тот же».

Вообще полностью доверять тем описаниям явлений русской жизни, которые оставили многие из иноземных путешественников, вряд ли стоит. По этому поводу известный русский историк В.О. Ключевский писал: «Незнакомый или мало знакомый с историей народа, чуждый ему по понятиям и привычкам, иностранец не мог дать верного объяснения многих явлений русской жизни, часто не мог даже беспристрастно оценить их».

Но как бы там ни было, по свидетельствам очевидцев, хлеб тех времен действительно был очень кислый. Процедура выпечки хлеба была довольно сложная, поэтому пекли его, как правило, один или два раза в неделю. Выглядело это примерно так. Вечером, до захода солнца, хозяйка, как правило, самая опытная в доме женщина (свекровь или невестка), начинала готовить квашню. Квашня была постоянно в работе и мыли её очень редко. Кстати, по этому поводу в народе ходило очень много шуток. Согласно одной из них женщина потеряла сковороду, на которой пекла блины. Целый год она искала пропажу и нашла только после того, как вымыла квашню.

Итак, квашню натирали солью, размешанной с закваской, заливали тёплой водой и бросали в неё кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки. Размешав закваску, доливали тёплую воду и засыпали из специального дощатого либо долблёного корытца просеянную через сито или решето муку. Затем тесто размешивали до консистенции густой сметаны, ставили квашню в тёплое место и сверху прикрывали чистым полотенцем.

К утру следующего дня тесто поднималось и его начинали вымешивать. Работа эта была довольно трудоёмкой и требовала сноровки. Вымешивали тесто до тех пор, пока оно не начинало отставать от стенок квашни и от рук. Затем его снова ставили в тёплое место и после того, как оно повторно подходило, снова вымешивали и разделывали на круглые гладкие хлебы. Давали им расстояться и только после этого сажали в печь. Под печи, где выпекался хлеб, устилали капустными либо дубовыми листьями. Пекли хлеб и без листьев. В этом случае лопату, на которой булки сажали в печь, посыпали мукой.

Перед выпеканием хлеба печь хорошо протапливали, а золу и угли выметали с пода метлой. Равномерный жар в русской печи способствовал хорошему пропеканию хлебов. Для того чтобы определить, готов ли хлеб, булку вынимали из печи и, взяв в левую руку, постукивали снизу. Хорошо пропечённый хлеб должен был звенеть, как бубен. Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась в семье особым уважением. Та же хозяйка, что пекла хлеб лучше других, считалась самой домовитой и по праву гордилась этим. Особым искусством хлебопечения отличались монастырские пекари. Так, в Печерском монастыре была специальная группа чернецов во главе со «старшим пекущим», которые выпекали хлеб. Помещение, где ели монахи (трапезная), в Древней Руси называлось «хлебная келья».

Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением и уважением. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. В XVI-XVII веках простых людей называли в быту и в официальных документах просто – Федька, Гришка, Митрошка. Мастеров же своего дела, коими являлись и пекари, именовали полным именем – Фёдор, Григорий, Дмитрий. Порой к имени прибавляли фамилии либо прозвища.

Пекарь должен был быть не только искусным мастером, но и честным человеком. За пекарями был особый догляд, тех же, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. В 1624 году была даже составлена специальная правительственная инструкция: «Память приставам, назначенным в Москве для смотрения за печением и продажею хлеба».

Грозой московских пекарей того времени были приставы («хлебного веса целовальники»). Известны даже имена некоторых из них – это Богдан Бекетов, Дорофей Иванов, Василий Артемов. Боялись их как огня. Всюду – на рынках и в пекарнях, в торбах у покупателей выискивали они доказательства против пекарей – «корыстолюбивцев». Взвешивали хлебы и проверяли их качество, чтобы «гущи и подмесу никакого не было отнюдь». Приставы имели широкие полномочия. Даже монастырские и дворцовые пекарни не были свободны от их контроля, наведывались они в боярские усадьбы и даже на митрополичий двор. За нарушения пекари строго наказывались, вплоть до телесных экзекуций. Правда, и от самих контролёров инструкция требовала абсолютной честности и беспристрастия: «Другу не дружить, а недругу не мстить и посулов (взяток) и поминков (подарков) от того не иметь, ни от кого ничего». Интересно, что к контролю за работой пекарей и пекарен привлекались и представители городской общественности. А участие в этой работе считалось делом исключительно почётным.

Лучшие русские тестоводы и пекари, мукосеи и калачники так преуспели в мастерстве хлебопечения, что нередко послы других государств отправляли российский хлеб в качестве особого лакомства к европейским дворам.

Процесс хлебопечения постоянно совершенствовался, расширялся и ассортимент различных видов печёных хлебов. Этому способствовало высокое искусство мукомольного дела на Руси. Так, во времена царя Алексея Михайловича вырабатывалось 25 сортов ржаной и 30 сортов пшеничной муки.

Среди мастеров хлебного дела в XVI-XVII веках различали: хлебников, ситников, саечников, калачников, крендельщиков (бараночников), блинников, кисельников, пряничников. И всё же основную роль в питании народа всегда играл ржаной или, как его ещё называют, «чёрный» хлеб. Он был значительно дешевле пшеничного – белого хлеба, да и сытнее. В предисловии к «Расходной книге патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина людям с сентября 1698 по август 1699 г.» записано, что русские ели преимущественно ржаной хлеб. Название «хлеб» значило собственно ржаной. Пшеничная мука употреблялась на просвиры, а в домашнем быту – на калачи, которые вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни. От этого и поговорка «калачом не заманишь», т.е. самым редким куском.

Однако не всякий ржаной хлеб был дёшев. Так, для выпечки «боярского» хлеба использовали ржаную муку особого помола, свежее масло, не перекисшее, а в меру сквашенное молоко, добавляли в тесто пряности. К такому хлебу не всякий и состоятельный человек мог прицениться, поэтому пекли его только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решётного хлеба, выпеченного из муки, просеянной через решето. Решётный хлеб считался самым распространённым на народном столе.

Лучшим же хлебом, который подавали на стол в богатых домах, был так называемый «крупчатый» белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Низкокачественными считались «пушные» виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли «мякиной».

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки: морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие – жёлуди, кору дуба, лебеду, крапиву и пр.

Согласно одной из легенд, некто Прохор из Смоленска в неурожайный голодный год указал людям способ приготовления суррогата хлеба из лебеды. Этим он спас себя и своих земляков, за что и получил прозвище Лебедник.

На юге и юго-востоке России со временем (XIX в.) посевы пшеницы постепенно вытеснили рожь. В результате местное население этих районов стало употреблять в пищу ржано-пшеничный (серый) или пшеничный (белый) хлеб. Это явление характерно и для наших дней.

В конце XIX века городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных и с лотков продавали подовый (в виде высоких толстых лепёшек) и формовый (имеющий форму цилиндра либо кирпича) хлеб. Разнообразны были и хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки, крендели, печения и пряники. Многие из этих изделий готовились из сдобного теста, которого народная кулинария не знала. Сельские жители, как правило, редко лакомились этими изделиями. Их обычно покупали в городе для гостинца детям и за еду не считали. Городские же простолюдины довольно широко использовали всю эту выпечку для завтрака.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Появились они очень давно и уже в древнерусском быту играли немаловажную роль. Калач был к месту на пышных пиршествах царей и в повседневном питании рядового горожанина. Их посылали в знак особого расположения царя патриархам и другим особам, имеющим высокое духовное звание. По свидетельству историков в день рождения Петра I гостям гостинной сотни и чернослободцам между прочими яствами было отпущено 240 калачей толчёных. Вместе с тем калачами одаривали нищих и заключённых по большим праздникам. Конечно, это уже были не царские калачи.

Отпуская слугу «в увольнение», барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач». В знак дружелюбия хлебами и калачами одаривались и иностранные посланники. Так, согласно одному из источников, некому англичанину Берроу по случаю были поднесены хлеб, шесть калачей, четыре сушёные щуки и мера овсяных круп.

Форма калачей была самая разная, в зависимости от фантазии пекаря и заказчика. Например, к столу Великого князя Василия подавали калачи и хлебы наподобие хомута.

Прекрасными калачами славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался И. Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Интересные воспоминания о самом Филиппове и о его булочных оставил В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Давайте вместе с ним заглянем в одну из таких булочных: «В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодёжи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем, пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать».

Кроме пирогов, филипповские булочные прославились своими отменными калачами, сайками, а главное, чёрным хлебом, как свидетельствуют современники, прекрасного качества. «Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный вход, – вспоминает В А.Гиляровский, – всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиковый чёрный хлеб и ситный». Сам И. Филиппов любил повторять: «Хлебушко чёрненький труженику первое питание». И вот что обидно – не сохранили мы этих пирожков, саек, калачей, ситного, фунтикового чёрного. Ушли они из нашей жизни вместе с теми далёкими временами. Сегодня на прилавках булочных их место заняли унылые батоны, плесневеющие буквально по дороге от магазина до дома, безвкусные, «клеклые» буханки чёрного хлеба…

Когда у И. Филиппова спрашивали: почему «хлебушко чёрненький» только у вас хорош? Он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки… А всё-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня всё больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идёт мука самая лучшая. И очень просто!» Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену и требовал этого же от своих подчинённых. И здесь нам ещё учиться и учиться у И. Филиппова.

Хлебобулочные изделия Филиппова пользовались славой и, естественно, большим спросом не только в Москве. Калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. В Петербурге пробовали печь на месте «филипповские изделия», но ничего не получалось. И. Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не получатся: «Вода невская не годится!»

Обозы с его калачами, сухарями и сайками шли даже в Сибирь. По воспоминаниям В.А. Гиляровского «Их как-то особым способом горячили, прямо из печи замораживали, везли за тысячу верст, а уж перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару».

История хлеба и хлебопечения на Руси

Откуда, в каком году и кто именно завёз в Россию хлеб?

История появления и распространения хлеба на Руси (кратко для детей, не из википедии).

Где в древней руси хранили хлеб?

Как назывался белый круглый хлеб в СССР?

Чем отличаются белый (пшеничный) хлеб от чёрного (ржаного)?

Что можно приготовить из хлеба? Рецепты закусок, салатов и супов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *