Старообрядцы как живут сейчас

Как живут современные старообрядцы России

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Многим, наверное, до сих пор неизвестно, что, начиная, с середины XVII века внутри русского народа начала формироваться некая «альтернативная Россия» в виде старообрядческого движения. Старообрядцы, не принявшие религиозные реформы патриарха Никона, жили отдельной самостоятельной жизнью, формировали собственные конфессионально-этнические анклавы, имели отличные привычки, обряды и нравы – и при этом все же оставались частью русского народа. В начале ХХ века в Российской империи проживало от 2 200 000 до 4-5 миллионов старообрядцев (точное число трудно установить в связи с тем, что старообрядцы во время переписи населения часто избегали указывать свою конфессиональную принадлежность). По некоторым оценкам, в настоящее время в России проживает около двух миллионов старообрядцев.

Самоназвание

Изначально старообрядцы в основном именовали себя «православными християнами», свою веру – «правой верой». Внешние термины, которыми называли не подчинившихся реформам Никона православных верующих – такие как «раскольники», «раскольщики», «брынская вера», «старообрядцы», «староверы» – поначалу ими не принимались. Лишь позднее термины «старообрядцы» и «староверы» стали использоваться ими и как самоназвание, принятое в качестве основного названия и в наши дни. При этом РПЦ Московской патриархии зачастую презрительно именуется старообрядцами «никонианской» или «никонианами», намекая на ее происхождение от реформатора Никона.

Основные течения

Не признававшееся властями старообрядческое движение было вынуждено вести полуподпольное существование. По этой причине само движение изначально было расколото на десятки различных групп и общин с разными правилами и обрядами. В настоящий момент среди староверов действуют несколько основных направлений.

Наиболее значимым является РПСЦ – Русская православная старообрядческая церковь, иначе также называемая Белокриницкая иерархия, названная так по месту ее основания – местечку Белая Криница на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Возглавляет ее митрополит Корнилий, а общины находятся во многих городах мира. РПСЦ – это поповское согласие, признающее священство. Другим значимым направлением является Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). В отличие от староверов белокриницкого согласия ДПЦ является беспоповской церковью; ее духовные лидеры именуют себя «наставниками», а не священниками.

Значительную роль играют также и единоверцы – старообрядцы, соблюдающие дониконианскую традицию, но при этом признающие иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Прочие согласия и группы старообрядцев крайне незначительны. По мнению одного из современных историков старообрядчества Дмитрия Урушева «не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев».

География расселения старообрядцев

Традиционный быт современных старообрядцев России

Многие удаленные от центра России старообрядческие общины до сих пор продолжают вести традиционный образ жизни, мало чем отличающийся от образа жизни их предков. В Сибири, на Урале, Туве и некоторых других районах до сих пор можно встретить целые деревни, заселенные мужчинами с длинными бородами, в домотканых рубахах навыпуск, с женщинами в платках и длинных традиционных платьях. Конечно, в большинстве таких деревень уже есть электричество, мобильная связь, телевизор и даже интернет, но несмотря на это, их обитатели продолжают по-прежнему вести традиционный образ жизни, двуперстно креститься, отрицать брадобритие и соблюдать древнее благочестие.

В подобных деревнях мало пьют и почти совсем не курят. Впрочем, если зайти вглубь лесов, вдаль от таких удаленных деревень, то там до сих пор можно найти уже совсем традиционные старообрядческие скиты, в которых не будет ни электричества, ни телефонов и вообще никаких следов современной жизни. Правда, число таких скитов сокращается с каждым днем.

Следует также предупредить читателя, что к «никонианам», да и вообще к посторонним в таких традиционных поселениях относятся достаточно подозрительно и, порой, даже неприязненно и агрессивно: многовековые преследования не могли не оставить свой след на образе мыслей жителей таких сел, всегда связывавших появление «чужака» с угрозой для собственной жизни.

Жизнь старообрядцев мегаполиса

Как посещать старообрядцев

Если вы захотите посетить старообрядческий храм вашего города, будьте готовы к весьма холодному приему, а также соблюдайте ряд предписаний. Мужчинам всегда надо иметь закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, женщинам – юбку, платье с длинными рукавами и платок.

Зайдя в старообрядческую церковь после начала службы (лучше всего прийти на нее утром в воскресенье), станьте у входа, не пытайтесь пройти вперед и – очень важно – не креститесь и не пытайтесь молиться. Крещение трехперстием и неверное поведение во время молитвы может оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.

Кроме того, будьте также готовы к тому, что на входе вас могут спросить зачем вы сюда пришли, а в беспоповский храм РДЦ вас, скорее всего, вообще не захотят впустить. Иногда, напротив, можно зайти в храм тогда, когда там нет службы, но тогда вы упустите самое главное – возможности полюбоваться традициями наших предков в той форме, в какой они существовали до середины XVII века.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Источник

Мир новый, а вера старая: как живут российские староверы

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

И пока в гроб светской России вколачивают последнюю скрепу, представители малых религий и верований живут спокойно. Первый текст мы посвятили неоязычеству и германо-скандинавским общинам. Теперь же мы решили поговорить со староверами. Куб выяснил, чем два пальца лучше трёх и как не прогневать предков.

Старая вера лучше новых двух

Сейчас много внимания уделяют экологической осознанности и познанию себя. Поколение Z вряд ли отправится в лес, а вот среди миллениалов были распространены дауншифтинг и зимовка на Бали. Там и здоровое питание, и духовные практики в коммуне просветлённых соотечественников. Но для того, чтобы жить в гармонии с природой и собой, не обязательно уезжать за границу. Считается, что примерно так живут староверы — люди, предки которых расселились по всему миру во время религиозных гонений. Но тем не менее, они смогли сохранить свою религиозную и культурную идентичность, традиции, которые не менялись столетиями.

Справка: староверы или старообрядцы — это наследники дораскольной Руси. Не приняв в 17 веке реформу Никона, старообрядцы до сих пор сохранили все догматы, канонические положения и чины старорусской Церкви. Раньше их звали «раскольниками» из-за раскола Церкви, потом переименовали в старообрядцев, чтобы никого не обижать.

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчасФестиваль старообрядческой культуры в Забайкалье / РИА Новости

Основное отличие староверов от РПЦ заключается в том, что они используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года. А также в том, что они не представляют собой единого сообщества или церкви.

Но это всё теория, а что на практике? О том, как живут современные староверы, нам рассказали председатель правления Новгородской старообрядческой поморской общины Алексей Безгодов и участник группы ВКонтакте «Старообрядчество» старовер Василий.

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчасАгафья Лыкова, единственная оставшаяся староверка из семьи Лыковых / РИА Новости

Добрые дела и старая вера

Современные староверы живут просто, но от обычных людей они почти ничем не отличаются — издалека они похожи на православных христиан, бороды до земли и лаптей не носят. А на мифы о себе старообрядцы 21 века смотрят с улыбкой. Алексей Безгодов говорит, что люди часто думают, что, «староверы ходят в льняных рубахах и живут в землянках».

«Ещё спрашивают, разве мы ещё есть, или думают, что мы в тайге или в Сибири должны жить.»

Обычные люди, узнав, что Алексей — старовер, воспринимают его взгляды спокойно: «Кто-то с интересом, кто-то с сомнением, часто смотрят как на экзотику, как некий фольклорный элемент». Часто старообрядцев путают с язычниками и неоязычниками. Но это ошибочное и, как говорит Василий, «недавнее веяние».

И несмотря на то, что реформа Никона произошла больше 3 веков назад, староверы до сих пор исповедуют ту форму православия, которая была до раскола. Василий рассказал, что современные староверы до сих пор делятся на «поповцев» и «беспоповцев».

«[В 17-м веке] последний епископ Павел Коломенский выступил против реформ и был убит, а старообрядцы остались без возглавления в виде епископов. Но поставить священника может только епископ, следовательно, перед старообрядцами встала проблема — откуда брать священников, которые могут совершать церковные таинства — крестить, совершать Литургию, погребение, исповедь, брак, и другие таинства?»

Так часть старообрядцев решила, что будет выбирать наставников из своей среды. Они совершали всего 2 таинства: крещение и исповедь — два этих таинства позволено совершать простым верующим в случае нужды.

Таких старообрядцев называют «беспоповцами». «Поповцы» же принимали в свою среду священников, которые отрекались от заблуждений реформированной церкви, а в 19 веке приняли таким же образом и епископа.

Кроме этого, различий между современными течениями староверов и Русской православной церковью довольно много:

«священноначалие стало превращаться в чиновничий аппарат, превратив церковь в одно из государственных ведомств».

По словам Алексея Безгодова, староверие на этом фоне оставалось

«народной верой, призванной вести людей ко спасению души».

С мнением, что староверы не представляют собой единого сообщества, Алексей и Василий не согласны. Они говорят, что собираются для молитвы и общения, для «каких-то совместных добрых дел». Большинство прихожан старообрядческих храмов знакомы друг с другом и вообще стараются держаться вместе.

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчасПразднование Рождества Христова / РИА Новости

Кстати, правильное название — «староверы». Это более старый и наиболее правильный термин. Сами староверы считают, что они — наследники «именно старой православной веры христовой». Часто они называют себя «древлеправославными».

Жизнь староверов в 21 веке

У многих староверов есть особый уклад в семье и в жизни. Они пытаются сохранить традиции, строят свою жизнь, «сообразуясь с церковными канонами». Но кроме церковной деятельности, они

«создают общественные организации, занимаются предпринимательством и крестьянским трудом, служат в силовых ведомствах и являются научными сотрудниками».

Для современного старообрядца главное — жить по Евангелию, по православному вероучению. Это «молитва утром и вечером, это благопристойное поведение, это помощь ближнему». Старовер может заниматься любой деятельностью, которая не идёт вразрез с Евангелием. Их можно увидеть в «Азбуке вкуса» или на концерте и в театре.

Конечно, есть и такие, кто запрещает женщинам носить брюки, потому что «так сказано в Ветхом завете». Но такое встречается редко. Обычно при общине староверов

«организуют молодёжные мероприятия, принимают гостей из других общин, проводят образовательные конференции, занимают исторической и краеведческой работой».

В этом участвуют и мужчины, и женщины.

Они могут есть, что угодно, если не время Поста (староверы постятся по православному уставу, сроки его совпадают с постами РПЦ). Современные староверы не такие строгие, как их предки. Они уверены, что ничего жёстко запрещать не надо, а «человек сам решает, на какие грехи он готов пойти, а каких лучше избежать». Однако контрацепция — это грех однозначно, а детей должно быть столько, сколько Бог даст:

«Многодетные семьи вызывают уважение, в то время как отсутствие детей воспринимается как Божье наказание. Быть бездетным — это не круто».

Некая традиция сохранилась и в отношениях с РПЦ. Если обычные люди воспринимают староверов как «мужиков в лаптях из Сибири», то православные священники часто настроены враждебно. Алексей добавляет, что такое бывает редко,

«но они [священники РПЦ] традиционно воспринимают нас, староверов, негативно. Вероятно, наше существование мешает им наслаждаться монополией на духовность».

Однако с 17-го века прошло достаточно времени, чтобы страсти улеглись. И теперь на староверов не устраивают гонений, их церкви не сжигают, а тех, кто предпочитает старые каноны, не бьют палками. С семьёй и кругом общения у староверов всё спокойно: большинство друзей и родственников у них — сами староверы. И никаких раздоров, всё по Евангелию.

Что делать, если вы хотите стать старовером?

Василий рассказал, что выбор веры был для него предопределён: он родился в городе с довольно сильной старообрядческой общиной староверов-поповцев:

«Мои родители пришли к Богу в старообрядческую Церковь уже в сознательном возрасте, хотя имели старообрядческие корни. С детства я крещён в Русской Православной Старообрядческой Церкви, посещаю храм и помогаю при богослужениях».

Алексею вера тоже досталась «по наследству»:

«Мои предки были староверами-поморцами, я происхожу из Уральского региона, где традиционно проживает много староверов».

Но если вы захотите стать старовером, а никаких родственников этой веры у вас нет, то не проблема. Василий рассказал, достаточно прийти в старообрядческий храм и сказать священнику, что вы хотите присоединиться к этой церкви:

«Священник побеседует с сами, вы пройдёте период подготовки, и будете присоединены к Церкви — либо через крещение, если в РПЦ Вас крестили через «обливание», а это противоречит нашим церковным канонам, либо через отречение от заблуждений РПЦ».

Алексей добавляет, что нужно «пройти период оглашения (катехизацию), когда человек постигает основы веры и историю Церкви». Но никаких ограничений для принятия крещения нет. Не имеет значения, в какой вере человек был до этого — «двери Церкви Христовой открыты для всех». Главное — решение о крещении должно приниматься осознанно.

Источник

«Море Белое было красно от монашеской крови» Старообрядцы ушли на Русский Север сотни лет назад. Как они живут сегодня?

Реформы патриарха Никона и церковный раскол XVII века не самая популярная тема. Но многие по сей день считают ее одним из ключевых поворотов отечественной истории — на севере России, как и в других регионах, существуют общины старообрядцев, не принимающих нововведения трехсотлетней давности. «Лента.ру» пообщалась с Денисом Ермолиным, кандидатом исторических наук, работником Кунсткамеры и активным участником общины староверов-беспоповцев, об истории старообрядчества, отношении к РПЦ и современности старой веры.

«Лента.ру»: Расскажите, что вас связывает со старообрядчеством.

Денис Ермолин: Со старообрядчеством меня связывает многое. Так сложилось, что я представляю одновременно два сообщества: с одной стороны, академическое, изучающее, с другой — сообщество старообрядцев, то есть практикующее. И моя биография неразрывно связана с Русским Севером, поскольку моя отцовская линия восходит к древнему старообрядческому селу Усть-Цильма на севере Республики Коми, русскому селу, основанному новгородцами в XVI веке. До раскола, естественно, эти люди были православными христианами, но после катастрофы XVII века земли по течению Средней Печоры стали надежным оплотом староверия. На этой территории многое связано с протопопом Аввакумом, именно по этим местам ревнитель древнего благочестия шел в свою последнюю ссылку, в Пустозерск. Фамилия Ермолины — одна из коренных на Печоре и Цильме, эту фамилию носили известные старообрядческие книжники, собиратели и переписчики книг.

Впрочем, мои академические интересы не ограничиваются старообрядчеством. Скорее, наоборот, изучение истории и культуры старообрядчества — моя вторая, более узкая тема. В основном я занимаюсь этнографией Балканского полуострова, в частности — Косова и Албании. Я работаю в должности ученого секретаря в Кунсткамере. Кандидатскую диссертацию защитил по этнографии албанцев Украины. Но при этом я старовер поморского согласия.

Я участвую в религиозной и культурной жизни петербургских староверов-поморцев, я служитель и член Совета Невской старообрядческой поморской общины — одной из ведущих общин России. Мы поддерживаем активные контакты и с нашими староверами за рубежом — в странах Балтии, в Белоруссии, на Украине.

Таким образом у вас в вашем исследовании старообрядчества выходит что-то вроде включенного наблюдения?

Можно, конечно, использовать и этот профессиональный термин, но тут возникает вопрос: насколько хорошим ихтиологом может быть рыба? Я отказываюсь, когда мне предлагают писать докторскую диссертацию по старообрядчеству, потому что для научной работы все-таки нужна непредвзятая, объективная оценка, а для меня поморское согласие безусловно истинно в плане вероучения, а остальные — нет. Так что велик риск, что мои личные убеждения могут вывести меня из серьезного научного дискурса. Поэтому по теме старообрядчества я занимаюсь более мелкими вопросами — сейчас вот, к примеру, мы с коллегами выявляем старообрядческие предметы в собрании Кунсткамеры, чтобы в дальнейшем ввести эти коллекции в полноценный научный оборот, есть планы по изданию каталога.

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Меднолитые иконы святителя Николы Чудотворца и Богоматери Казанской, врезанные в деревянную основу. XIX век. Гуслицкое литье. Собрание ГРМ

Меднолитые иконы запретил отдельным указом император Петр Великий, но старообрядцы продолжили создавать их.. Фото: Русская вера

Расскажите о поморском согласии.

Во-первых — и это важно — нужно четко различать: есть поморы, а есть поморцы. Первые — этнокультурная группа русских, проживающих по берегам Белого моря. А поморцы — конфессия, согласие старообрядцев-беспоповцев, прямые духовные наследники знаменитого Выговского монастыря. Этот монастырь, крупнейший центр северного старообрядчества, располагался на территории нынешнего Медвежьегорского района Республики Карелия. Именно отцами Выговского монастыря был составлен так называемый Поморский устав для бессвященнословного служения. К слову, в начале XVIII века почти все население Русского Севера было либо старообрядческим, либо сочувствовало старообрядцам.

Как получилось, что именно на Севере так много старообрядцев?

Староверов и сочувствующих на момент раскола было около половины населения тогдашнего русского государства. Но политика властей, в том числе и репрессивная, постепенно делала свое дело. В 1685 году был издан драконовский документ — «Двенадцать статей» царевны Софьи. Этот закон, по сути, легализовал физическое истребление староверов. Не секрет, что государство и официальная церковь преследовали несогласных, массовыми были и казни староверов. Пожалуй, самыми известными лидерами раннего староверия, пострадавшими за истинную веру, были протопоп Аввакум и боярыня Морозова — но на этом список жертв не заканчивается. Политика доводила людей и до крайних мер: известны так называемые гари — самосожжения в срубах. Историками доказано, что это далеко не всегда были примеры фанатизма: часто староверы сжигали себя при виде приближающегося вооруженного отряда, не желая сдаваться.

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Старообрядцы жили по всей территории Русского царства, а затем — Российской империи. И тут сложно четко разделить всех староверов по территориальному признаку, правильнее делить старообрядчество по принципу наличия или отсутствия священства. В традиции, к которой я отношусь, последние священники, рукоположенные до церковного раскола, которых мы считаем истинными, были живы еще в начале XVIII века. Но последний праведный епископ Павел Коломенский был казнен аж в 1656 году. Но по церковным правилам без епископа священник, пусть даже законный, крайне ограничен в своих правах и обязанностях.

Священники, поставленные до раскола и не принявшие реформ Никона, с кончиной Павла были лишены львиной доли своих прав: они могли крестить и принимать на исповедь, естественно, могли служить в церкви, причащать, но — и это крайне важно — не могли принимать в старообрядчество священников, рукоположенных после раскола.

Но один священник (это и послужило началом «поповских» согласий) посчитал, что он имеет право принять в старообрядчество своего родного брата, тоже священника, но рукоположенного уже после раскола. С этого момента появляется еще одно течение — беглопоповцы. Поповские толки формировались в основном в Центральной России и на юге страны. Епископов у них, правда, так и не было — и в середине XIX века им удалось переманить на свою сторону архиерея Константинопольского патриархата Амвросия, проживавшего тогда в Стамбуле.

Как его переманивали в старообрядчество — это настоящая детективная история: по некоторым документам, он согласился на это за 500 золотых червонцев в год. Беглопоповцы закрыли глаза и на то, что священник, пусть даже и инок, не может принимать епископа от ереси в сущем сане (нарушается субординация), а потом и на то, что епископа может поставлять только собор епископов: сразу после перехода в старообрядчество Амвросий поставил еще одного епископа.

Все эти события проходили на территории нынешней Украины в селе Белая Криница. В те времена этот край входил в состав Австро-Венгрии, поэтому согласие стали именовать австрийским, или белокриницким. Белокриницких старообрядцев сейчас довольно много, у них две митрополии — одна с центром в Москве, на Рогожском кладбище, другая в Румынии. В настоящее время в России эта структура официально называется РПсЦ — Русская православная старообрядческая церковь во главе с медийным митрополитом Корнилием.

Вернемся к теме: люди на юге России не мыслили своей жизни без попа. В то же время Русский Север был территорией, где исторически было мало священников на квадратный километр. Территории огромные, епископов и попов всегда было немного. Поэтому местные крестьяне привыкли вести повседневную религиозную жизнь без священства. Службу выполняли грамотные миряне, а священник приезжал в село, например, раз в год, на престольный праздник: приедет, послужит литургию — да уедет. А вся жизнь протекала без него. Именно поэтому на нашем Севере так много часовен.

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Фото: страница «Староверы-поморцы» во «ВКонтакте»

Важно понимать, что и церковь это допускала: при изучении дораскольных книг становится ясно, что без попа можно служить почти весь круг богослужения. Вечерня, павечерница, полуношница, утреня, часы, обедница без литургии — эти службы допускается служить без попа… Поэтому после раскола северяне легко восприняли беспоповскую практику. Неслучайно и то, что именно на Севере сформировалось крупнейшее на сегодняшний день беспоповское согласие, именуемое поморцами, или даниловцами — в честь Даниила Викулина, одного из отцов-основателей Выговского монастыря.

Если священники все же брали на себя часть обрядов, то как стало без них? Как миряне могут брать на себя всю религиозную службу?

За две тысячи лет Церковь Христова пережила множество различных ересей, на которые всегда отвечала деяниями соборов и трудами святых отцов, отражавшими ее соборное мнение. В поместных церквях были и периоды, когда священство отсутствовало. С древних времен существовала практика крещения и исповеди мирянами.

Например, в «Послании об исповеди» Симеона Нового Богослова говорится о том, что достойный мирянин имеет право исповедовать и даже совершать таинство крещения. Скажем, родился в деревне ребенок. Его надо крестить, а когда поп приедет — Бог знает. И его крестил мирянин, а когда приезжал священник, он уже совершал таинство миропомазания и прочие необходимые вещи.

До раскола, кстати, гораздо серьезнее относились и к причастию: причащались редко, несколько или даже один раз в год, как правило, Великим постом. Сейчас в РПЦ идут причащаться сразу после исповеди, забывая о том, что после покаяния полагается епитимья — церковное наказание (как правило, немалое количество поклонов, чтение Псалтыря), — и уже после того, как прихожанин выполнял епитимью, поп его причащал.

Смотрите сами: сейчас матери несут на причастие младенцев с мотивировкой: «Чтобы ребеночек не болел». Ну, это, извините, уже какая-то магия! Вкушать истинную плоть и кровь Христа нужно все-таки осознанно. Даже у католиков сохраняется празднество Первого Причастия — у них дети начинают участвовать в этом таинстве с 7-10 лет. В этом плане старообрядцы-поповцы все же хороший пример, для них причастие — важное, а не рядовое событие.

Какие важные события были в истории северных старообрядцев?

Ну, во-первых, разгром Соловецкого монастыря. Как мы знаем, Соловки не поддержали «никоновых новин» (церковных реформ патриарха Никона — прим. «Ленты.ру»). Когда в монастырь были доставлены правленые Никоном книги, на Соловках собрали Черный собор, состоявший из иноков. И они большинством голосов не приняли реформы Никона, тем самым выступив против воли патриарха. К слову, Никон принимал свои решения единолично, нарушая один из основных принципов православия — принцип соборности.

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть фото Старообрядцы как живут сейчас. Смотреть картинку Старообрядцы как живут сейчас. Картинка про Старообрядцы как живут сейчас. Фото Старообрядцы как живут сейчас

В 1920 году монастырь был ликвидирован и превращен в тюрьму особого назначения, где содержали тысячи заключенных. Значительная часть из них была «политическими» — классовыми или идеологическими врагами захватившего власть в России правительства большевиков. Тюрьма просуществовала до 1933 года.. Фото: Павел Львов / РИА Новости

Когда соловецкие иноки приняли это решение, они позволили уйти всем, кто был с таким решением не согласен, и стали ждать худшего. Естественно, в Москве узнали, что монахи не покорились, и был сформирован карательный отряд для укрощения одного из самых авторитетных монастырей не только на Севере, но и на Руси.

Вооруженные стрельцы ворвались на территорию монастыря и устроили настоящую резню. Данные о точном числе погибших разнятся, но очевидцы писали, что «море Белое было красно от монашеской крови». Тела иноков, которые местным жителям удалось подобрать, похоронили на острове Бабья Луда.

Уцелевшие иноки разошлись по берегам Белого моря и стали проповедовать истину Древлеправославия. Соловецкая резня, устроенная властями, заставила многих северян задуматься о том, на чьей же стороне правда.

Царь Алексей Михайлович, кстати, был богобоязнен, и, почувствовав ухудшение здоровья, он отправил на Север гонца с приказом прекратить осаду и вернуть стрелецкое войско в Москву. Но под Вологдой царский гонец встретился с гонцом от воеводы Мещеринова, который нес весть о свершившейся расправе. И, по неслучайному совпадению, как раз, когда монастырь был разгромлен, скончался Алексей Михайлович.

Другой ключевой момент, укрепивший авторитет старообрядчества на Севере, — проповедь и последующая казнь протопопа Аввакума. Большую часть своей активной жизни мятежный протопоп пробыл в ссылках, а последние 14 лет просидел в ледяной тюрьме в ныне несуществующем городе Пустозерск за полярным кругом. И даже оттуда он рассылал письма по всей Руси, призывая людей держаться истинной веры. В 1682 году его вместе с тремя соузниками сожгли в срубе.

Вскоре после этих печальных событий — разгрома Соловков и казни протопопа Аввакума — начались первые попытки создать иноческое общежительство в Поморье, на Русском Севере. Неслучайно и то, что в числе первых насельников Выговского монастыря были в том числе спасшиеся монахи с Соловков. На Выгу был принят устав Соловецкого монастыря, особенно почитались святые Зосима, Саватий и Герман Соловецкие.

Монастырь просуществовал до середины XIX века, Николай I предпринял немалые усилия, чтобы его ликвидировать. Государству не нравился настолько крупный независимый религиозный и культурно-экономический центр: у Выга был свой флот, свой китобойный промысел — суда ходили до Шпицбергена. Выговцы некогда помогали Петру развивать в этом краю рудодобывающую промышленность. Это была своеобразная республика внутри государства.

После того как Николай I разогнал монастырь и экспроприировал имущество, на эти земли переселили людей из Псковской губернии: заменили местное население на более лояльных власти и официальной церкви выходцев с западных окраин.

Выг просуществовал 160 лет, оставив после себя колоссальное духовное и культурное наследие — поморские староверы по праву считают себя последователями именно этого духовного центра. Кстати, в настоящее время силами Невской общины Санкт-Петербурга предпринимаются попытки возродить духовную жизнь на том святом для нас месте, есть и планы создания скита.

А что было в последующие годы?

Политика по отношению к старообрядцам была разной при разных властителях — были периоды, когда запрещалась любая форма деятельности, позже власти разрешили строить церкви без особых отличительных знаков (без куполов, крестов, колокольни). Эти юридические качели без четкого статуса, с одной стороны, мешали староверию последовательно развиваться, а с другой — подогревали к нему интерес и способствовали развитию снизу вверх, усилиями верующих. Не секрет, что многие купцы-миллионщики и заводчики Урала и Центральной России были либо староверами, либо выходцами из старообрядческой среды: Морозовы, Кокоревы, Рябушинские, Бугровы, Кузнецовы, Синебрюховы… множество семей.

Это были не просто «олигархи» того времени — к примеру, поморец Василий Александрович Кокорев был настоящим патриотом и новатором во многих аспектах экономической жизни страны, например, в нефтяной промышленности на месторождениях в Баку. Он создал один из первых в мире нефтеперерабатывающих заводов и стал поставщиком керосина царскому двору.

В своей книге «Экономические провалы» он пишет об особенностях развития России и необходимости искать собственные пути, а не, как бы сейчас сказали, слепо копировать с Запада экономические модели.

Он был рисковым человеком и не боялся потерять свои капиталы — потому что понимал, что Господь дает и Господь берет. Несколько раз разорялся и заново накапливал богатство. Собранная им коллекция живописи (более 200 полотен) сейчас находится в Русском музее. После смерти его вдова построила красивейший храм в Петербурге, который сейчас использует наша община.

В 1905 году Николай II подписывает указ «Об укреплении начал веротерпимости». Так старообрядцы смогли легализоваться и полноправно участвовать в духовной, культурной и экономической жизни страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *