Стася соколова как писать
Как писать о красоте: что рассказала Яна Зубцова? И, главное, что — нет?
Журналист Стася Соколова расспросила Яну Зубцову, как писать о красоте, и выпустила зажигательный подкаст. На полтора часа, да:) Но, оказывается, кое-что в него все-таки не поместилось.
Стася Соколова — моя коллега по глянцевой жизни. Мы работали с ней в Conde Nast, и иногда я даже писала Стасе, как редактору, заметки. Да, про баночки:)
Сдать заметку Стасе и не переписать ее примерно 1456 раз — это анриал. Если вдруг такое удалось, вы автор уровня Почти Бог. Кто плавал, тот поймет.
Потом Стася ушла из Conde Nast, написала книжку «Как стать лучшим редактором глянца и медиа» и завела подкаст «Как писать?» — по сути аудио-учебник для начинающих блогеров и студентов журфаков.
Cобеседниками Стаси были те журналисты, которых она считает лучшими на своей поляне. О том, как писать про моду, Стасе рассказывала Настя Лыкова (экс-«Афиша» и Vogue). С Надей Папудогло (mel.fm) они рассуждали, что такое «правильная новость» в интернете и по каким законам она создается. С Леной Костюченко («Новая газета», автор репортажей из «красной» ковидной зоны и не только) — о том, как писать о жизни и смерти.
Когда Стася предложила мне поболтать с ней о том, как рассказывать о бьюти, я почувствовала, что бронзовею. Хотя вообще-то убеждена: чтобы научиться писать, надо писать:) А не слушать непонятных тетенек вроде меня с сомнительным прошлым.
Не то чтобы эта моя точка зрения претерпела радикальные изменения, но проговорили мы со Стасей в итоге около двух часов, из которых она смонтировала подкаст на полтора. И на мое настойчивое: «Нет, это скучно, на 39-ой минуте уже все умерли, давай порежем, ну пожа-а-алста!» — ответила своим фирменным мягко-жестким «Нет».
В итоге мне удалось отгрызть у нее какие-то жалкие 15-20 минут. Про все остальное, утверждала Стася, слушать страшно интересно, потому что «это живая история журналистики», «это же так и есть», «никто больше этого не расскажет».
Слушайте <a href=’https://music.yandex.ru/album/11974983’>Как писать?</a> на Яндекс.Музыке
В конце концов я плюнула, сдалась и выкладываю то, что получилось. Но — самое смешное, хотя и закономерное — переслушивая эту сагу «Моя жизнь в искусстве», я поняла, что кое-где не сказала что-то важное, прямо-таки основополагающее.
Поэтому если вы рискнете это все слушать, то вот вам для ориентировки хронометраж по темам/эпизодам (скучное можете пропустить) и — местами — бонусы в виде текстовых вставок.
Назовем их «А самое главное-то?!«🙂
00-02-03 Как Яна выбирала профессию
А самое главное-то?! Все детство, тинейджерство и раннюю юность я не то что не красилась и не увлекалась всей этой бьюти-шелухой — вообще считала, что даже разговаривать об этом… мелкобуржуазненько. Недостойно. Ржала над тетеньками, которые в Черное море заходили со свежепричесанными головами и визжали, когда на эти их головы попадали брызги. Сама на них прыгала с солярия. Бомбочкой, чтобы наверняка, чтобы брызг побольше. Они ж были — курицы! И вот нате вам, какой поворот.
Но я до сих пор иногда завидую Лене Костюченко, кстати. И вообще всем, кто занимается серьезной журналистикой. Честно, без дураков, завидую.
00-08-51 О журнале «Домовой»
А самое главное-то?! Стыдно признаться, но «Домовой» я тоже храню. Все номера. Это невозможно выбросить, как невозможно выбросить… не знаю, записку от мальчика из 10 «А»? И так же смешно перечитывать.
00-13-40 «Стало ясно, что бьюти-отдел кормит всю редакцию»
00-15-05 О задачах бьюти-журналиста
00-19-00 Главная мантра бьютика: вначале читатель, потом – рекламодатель
А самое главное-то?! Если вдруг вы начнете писать про бьюти (и вообще писать) — не врите, пожалуйста. Ни читателю, ни себе. Вранье всегда читается между строк. Точнее, строки вообще складываются иначе.
00-27-19 Три бьюти-встречи, которые запомнились Яне больше всего
00-30-55 У тебя есть 5 минут на интервью с великим человеком. Что можно успеть?
00-32-55 Почему мы против «бьюти-рутины»
А самое главное-то?! Ну какая разница, как Шэрон Стоун, или Натали Портман, или даже королева Елизавета за собой ухаживают? Кто вообще придумал этот дебильный вопрос? Впрочем, понятно кто. PR-щики, которые надеются таким образом вложить в голову читателям-несмышленышам, что раз Ш. Стоун в свои 185 лет шикарно выглядит, пользуясь банкой N, то и у тебя, глупышка, получится. Хрень. Не получится. Все эти вопросы (и ответы на них) — туфта.
00-34-53 Будни бьюти-редактора в золотую эру глянца
00-36-30 «Один из ценников – сердце бьюти-журналиста»
00-44-21 «Журналистский нюх, не отбитый глянцем». О запуске Allure в России – передового американского журнала о красоте
00-50-01 О журналистских расследованиях Яны для Allure
00-58-19 Почему бьюти-блогеры ломают и режут косметику для съемки?
00-59-20 Как появился beautyinsider.ru?
01-00-28 Знакомство с Юлией Гребенкиной (Муромец), будущим партнером по Beauty Insider
01-07-16 Уход из Allure. Расцвет Beauty Insider
А самое главное-то?! Нигде не говорила об этом публично, но сейчас, наверное, уже можно, уже не будет смахивать на месть или сведение запоздалых счетов. Спустя год (два? сколько. все-таки оч плохо у меня с датами и цифрами) после моего ухода из Allure мне предложили стать его главным редактором. Я отказалась. Если совсем честно, потому, что считаю Beauty Insider гораздо более жизнеспособным и жизнестойким, чем любое большое корпоративное начинание. И точно более интересным в плане приложения своих сил.
01-12-48 «Мы не продаем посты, у нас нельзя заплатить и получить поэму о себе. – Тогда что же мы будем продавать?»
01-14-20 Первая открытая площадка, первый для марок опыт работы с возражением
01-17-50 Как Яна искала и обучала бьюти-авторов
01-23-48 В чем сложность – написать новость по пресс-релизу? Про слезы пиарщика
01-29-00 Косметология совершенствуется постоянно. О книге Яны Зубцовой и Тийны Орасмяэ-Медер «Бьюти-мифы. Вся правда о ботоксе, стволовых клетках, органической косметике и многом другом»
01-32-29 Что Яна подарит себе на Новый год (из бьюти-продуктов)?
А самое главное-то?! Обманула я тебя, Стася. Все-таки я подарила себе кое-что из бьюти. Свечу Jo Malone с запахом помидорной ботвы.
Как писать? Стася Соколова
Стася Соколова разговаривает с журналистами о том, как они пришли в профессию и нашли свой авторский голос.
Стася Соколова – главный редактор Flacon-magazine.com, автор книги «Как стать лучшим редактором глянца. Самоучитель от экс-редактора Vogue», создательница школы «Тексты и смыслы». Поддержать 2-ой сезон подкаста можно тут https://www.patreon.com/stasyasokolova
Как писать о моде на уровне Vogue? Разговор с Ольгой Михайловской
На запуске российский Vogue хотел, чтобы именно она писала о моде — и был готов ждать Ольгу Михайловскую хоть из декрета, хоть из Стокгольма. Сегодня она пишет для лучших медиа, ведет телеграм-канал Front Fashion и развивает одноименный онлайн-магазин, где продаются вещи дизайнеров, которые работают с ремесленными традициями. Ведущая подкаста Стася Соколова расспросила Ольгу о том, что такое школа текста Vogue и как писать о моде, чтобы было интересно читать.
Запись была сделана на фестивале «Вместе медиа» в Москве.
Джингл: Антон Барбашов
Как написать письмо редактора, которое будут читать? Разговор с Шахри Амирхановой
Привет, это – ВТОРОЙ СЕЗОН! Первая героиня – Шахри Амирханова. В пантеоне российского глянца Шахри – одна из верховных богинь. Ей был всего 21 год, когда она стала главным редактором Harper’s Bazaar и когда начала писать свои необычные, очень искренние письма редактора. В подкасте Шахри рассказала Стасе, как получила от издателя Дэрка Сауэра «предложение, изменившее ее жизнь», об одиночестве в эпицентре глянцевой жизни и письмах редактора, конечно же.
Как писать о красоте? Разговор с Яной Зубцовой, главным редактором beautyinsider.ru
Как писать о жизни и смерти? Разговор c Еленой Костюченко, спецкорром «Новой газеты»
Лена – одна из важнейших репортеров нашего времени. Работала в станице Кущевская сразу после массового убийства и во время войны на Донбассе, освещала события в Египте и Казахстане. Этой весной в разгар эпидемии в Москве написала репортаж «Это шторм» – главный текст 2020 года на русском языке по мнению ведущей подкаста Стаси Соколовой.
В подкасте Лена рассказала, почему выбрала профессию репортера и как пришла в «Новую газету». О языке мира и языке войны. Об этике журналиста и его цели. И о новом поколении бесстрашных девушек в профессии.
Подкаст КАК ПИСАТЬ? делает Стася Соколова, шеф-редактор goodhouse.ru (cайт журнала «Домашний очаг»). Слушайте каждую третью пятницу в Apple Podcasts, Yandex.Музыке, Spotify.
Как писать о вине? Разговор с Юлией Тарнавской – главным редактором Invisible.ru
Тексты о вине – вершина журналистики стиля жизни, и Юлия Тарнавская – одна из лучших в этом жанре. Написала книгу «365 вин на каждый день», была шеф-редактором журнала «Афиша-Еда», главным редактором «Афиша-Мир», сегодня – главный редактор винного сервиса Invisible.ru
В подкасте Юлия поговорила со Стасей Соколовой о том, почему тексты о вине не должны ничему учить, чем журналист отличается от копирайтера, и как продегустировать 80 вин до завтрака и не сойти с ума.
Подкаст КАК ПИСАТЬ? выходит раз в три недели по пятницам. Слушайте в Apple Podcasts, Яндекс Музыка и Spotify. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски. И пишите хорошие тексты.
Как писать о кино? Разговор с Марией Кувшиновой, со-издательницей kkbbd.сom
Мария Кувшинова – одна из самых читаемых кинообозревательниц России. Писала для «Афиши», Openspace, «Сеанса». Сейчас делает независимое медиа о кино kkbbd.сom
В подкасте Маша говорит со Стасей Соколовой о том, насколько важна для кинокритика его «оптика», как эволюционировал жанр рецензии, как не бояться критиковать и участвовать в разговоре, который идет уже много лет.
Подкаст КАК ПИСАТЬ? выходит раз в три недели по пятницам. Слушайте в Apple Podcasts, Яндекс Музыка и Spotify. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски. И пишите хорошие тексты.
ЖизньВ закладки: Подкаст «Как писать?» — о журналистике и многом другом
Интересные герои и небанальные темы
В РУБРИКЕ «В ЗАКЛАДКИ» рассказываем о сайтах и онлайн-сервисах — как полезных, так и совершенно бесполезных, но весёлых и удивительных, — которые, собственно, стоит занести в избранное или добавить в RSS-ленту.
Как писать?
Стася Соколова — журналистка, автор книги «Как стать лучшим редактором глянца и медиа. Самоучитель от редактора Vogue», экс-шеф-редактор Vogue и нынешний шеф-редактор goodhouse.ru запустила подкаст «Как писать?», сделанный в формате интервью с героями. Послушать его будет полезно и занимательно всем интересующимся — и современной журналистикой, и модной индустрией, и многим другим. Каким он будет? Стася отвечает так: «В подкасте я буду встречаться с известными классными журналистками и журналистами. Будем говорить о том, как они нашли свой авторский голос, какие задачи ставили перед собой в текстах и как их решали. В общем, будем обсуждать этот вечный вопрос „Как писать?“ — а он встаёт перед любым пишущим человеком довольно часто».
В первом выпуске подкаста Стася поговорила с Настей Лыковой — колумнисткой Vogue, модной журналисткой и автором, во многом ответственной за то, как пишут о моде сегодня на русском языке. Именно разговор с первым героем и послужил частично вдохновением для подкаста: «Меня позвали прочитать небольшую лекцию о том, как писать о роскоши и моде. И я решила в ней упомянуть, как эволюционировали такие тексты на русском языке за те тридцать лет, что у нас есть глянец. Тогда я попросила свою подругу Настю Лыкову ответить на пару моих вопросов о том, как они писали о моде в „Афише“, какие задачи перед собой ставила та легендарная редакция. Когда Настя прислала ответы, я поняла, что срочно хочу ей позвонить и поговорить о текстах ещё часа два. В общем, на следующий день я уже придумала подкаст „Как писать?“».
Стася признаётся, что подкаст для неё самой стал «суперкомбо»: «Во-первых, мне лично очень интересна тема, я о ней думаю часто: во время работы в Vogue я написала „Как стать лучшим редактором глянца. Самоучитель от редактора Vogue“. Во-вторых, этот подкаст отчасти решил мои личные проблемы: с начала карантина я застряла в Будапеште (мой парень тут лечится) вдали от друзей, офиса „Домашнего очага“, где я шеф-редактор, у меня тут мало общения. И подкаст — это возможность интересного и очень ценного для меня сейчас разговора. Но спасибо карантину: я увидела, как медиа делают подкасты со спикерами в других городах, и поняла, что это технически не сложно».
Стася видит в своих героях и блогеров, и «писателей любых крутых текстов». Следующий подкаст будет с главным редактором «Мела» Надей Папудогло. Также создательница подкаста планирует позвать Елену Костюченко из «Новой газеты»: «Её текст „Это шторм!“ — главный текст года».
Как стать лучшим редактором глянцевого журнала
Рекомендации Стаси Соколовой
Позиция редактора в модном издании — настоящая мечта для многих начинающих журналистов. Еще бы! Посещение fashion-показов, встречи со знаменитостями, путешествия — все это не может не привлекать. Однако нередко новички в профессии плохо представляют себе специфику работы в глянце. Стася Соколова, в послужном списке которой сотрудничество с Vogue, Glamour, Bravo и многими другими популярными медиа, написала целое руководство о том, как научиться брать интервью, создавать модные обзоры и писать новости о мире шоу-бизнеса.
Мы составили несложную памятку по ее книге.
Брать пример
Манера письма не появляется по мановению волшебной палочки: многие журналисты тратят месяцы, а иногда и годы, прежде чем отыскать свой уникальный стиль. Лучшим подспорьем в работе над собой считается чтение уже опубликованных статей маститых коллег, а временами и подражание им. В последнем, к слову, нет ничего предосудительного, ведь, не имея перед глазами яркого примера, довольно трудно разобраться, что же на самом деле хорошо, а что — не очень. Так что, если ваша мечта — работать в глянцевом журнале, заведите привычку регулярно покупать и изучать свежие номера.
«Прежде чем писать для журнала, нужно его много читать. Возьмите пять номеров и проштудируйте от C1 до C4, то есть от корки до корки. Слышите, как в голове начинают звучать голоса? Это душа журнала — его язык. Каждый раз, когда вас покидает вдохновение, вслушивайтесь в этот шепот, и дело сдвинется. Вдохновение, о котором так часто говорят, — те самые голоса. Если они звучат, начинает звучать и тема, начинает жить мысль, а это основа любой строчки»
Научиться писать новости
Малая форма журналистского искусства, с которой начинают все новички и стажеры, на деле имеет огромное значение. Не зря существует так много памяток и инструкций по написанию новостей. Стася Соколова рекомендует ответить себе всего на четыре вопроса, прежде чем приступать к работе: «В чем заключается новость?», «Почему она должна быть интересна читателю?», «В чем ее новизна?», «Почему эта новость появилась именно сейчас, а не год, два, три назад?» Если у вас нет ответа хотя бы на один из них, значит, следует провести более тщательный сбор информации.
«Все мечтают сразу писать большие статьи, а новости с презрением отвергают. Но именно новость — ключ к профессии журналиста. Рассказать историю с помощью сотни слов легко, а вы попробуйте составить рассказ из десяти! Да так, чтобы никто не зевал. Проверочное чувство: если вам не нравится писать новости, значит, они у вас не получаются. Цель: щелкать их, как вундеркинд — задачки»
Помнить о композиции статьи
Любой материал, будь то модный обзор или тематическая подборка косметических средств, требует серьезного подхода. Чтобы ваш текст был интересен читателю, необходимо помнить несколько несложных правил композиции статьи, а именно: не забыть о вступлении, продумать основную часть и не ошибиться с заключением. Общий облик материала — это ваша визитная карточка. Кроме того, не упускайте возможности разбивать большие пласты текста на подразделы — так читателям будет проще воспринимать вашу статью.
«Почему так важно разбивать текст на главы (хотя бы в голове во время работы)? Потому что большой кирпич текста мешает увидеть неясность мысли. А если разбить его на части, проще анализировать: похоже ли вступление на вступление, а финал на финал? Можно ли утверждать, что в основной части тема последовательно рассматривается со всех сторон или автор только попорхал вокруг да около, а ничего дельного не сказал? Вы, наверное, думаете: неужели редактор, когда пишет статью, так четко понимает ее структуру, так подробно раскладывает пирамидку из глав-кубиков? Да, именно так»
Постичь искусство общения
Работа в модном журнале, особенно если речь идет о ведущих изданиях, это не только написание статей в уютном офисе и тестирование косметических средств. Один из важнейших навыков, которым должен обладать журналист, — это умение брать интервью. Разговоры со знаменитостями нравятся читателям, а значит, вам предстоит научиться делать их максимально интересными. Если вы расположите к себе собеседника, диалог имеет все шансы стать незабываемым, притом как для звезды, так и для вас.
Доверять только экспертам и проверенным источникам
Проверять и перепроверять источники информации, а также каждый факт, упомянутый в статье, — главное правило журналиста. Одна незначительная ошибка вполне может стоить вам репутации, а иногда и рабочего места. Так что, прежде чем выпускать материал, удостоверьтесь, что все описанное в нем соответствует действительности. Кстати, чтобы быть до конца уверенным в приведенных фактах, посоветуйтесь с экспертом в той области, о которой пишете, — это сделает ваш текст не только компетентным, но еще и уникальным.
«Пишете о суши? Позвоните японисту. О материнстве? Педиатру. Или же выберите пять-десять источников, которым доверяете, и сверяйтесь только с ними. Кому можно доверять в интернете? Профессионалам. То есть cайтам газет и журналов с безупречной репутацией. А вот к информации на развлекательных русскоязычных сайтах относитесь с огромным подозрением — как правило, у них нет прямого доступа к ньюсмейкерам вроде парижских дизайнеров и голливудских артистов, поэтому они переводят и, обычно не проверяя, перепечатывают новости с других ресурсов»
Еще больше советов для начинающих журналистов можно найти в книге Стаси Соколовой «Как стать лучшим редактором глянца и медиа. Самоучитель от экс-редактора Vogue». Не упустите возможность прокачать свои профессиональные навыки и стать на шаг ближе к работе мечты.
Как писать о моде? Разговор с экс-колумнисткой «Афиши» Настей Лыковой
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
01:00 Чем был журнал «Афиша» для своего времени? Что это было за время?
02:23 Как Настя попала в «Афишу»?
04:00 Как вообще становятся модными критиками?
06:10 Что такое приятный и неприятный язык, когда речь идет о моде и Москве?
07:17 Нюансы интонации «Кто не в Prada – тот лох».
09:12 Шейминг модного критика в модном магазине.
10:58 Рождение дружеской интонации.
12:32 О снобизме и моде.
13:54 «Афиша», 1999 год. Цитата из колонки Насти Лыковой. Насколько этот текст – про настоящую Настю?
14:28 «Невозможно себя настоящую запихать в текст».
14:58 Как рассказывать о вещах, чтобы было интересно читать?
16:50 «Почему ты так и не завела Instagram?»
18:08 Почему в одном тексте должно быть не больше одной мысли?
19:00 Законы хорошего текста о моде.
24:23 Формула колонки о моде.
25:23 Главная проблема всех фэшн-райтеров.
26:55 Бонус-трек: Настя рассказывает, как вместе с Федором Павловым-Андреевичем делала «показы в своем».