Стихотворение как появились буквы
Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Палочки, Но для них покуда
Крючочки, Нету знаков — букв.
Закорючки, Эй, крючки
Бегали толпою Черточки,
И поодиночке. Кружочки!
Ссорились, Собирайтесь вместе,
Мирились, Становитесь в строчки
Прыгали без дела. И шагайте слаженно
Наконец По листу бумажному!
Без дела Черточки послушались,
Жить им надоело. Прекратили драки,
И сказал им кто-то, Превратились в нужные
Умный и серьезный: Правильные знаки. — Взяться за работу Стали всем понятными
Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку
Много разных звуков, Прибежали в книжку.
Демонстрируются элементы букв, затем буква а.
10. Знакомство с буквой а
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных кассах.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
11. Написание буквы а
Итог занятия
Тема «Звук и буква у»
У НАС В ГОСТЯХ КУКЛА УЛЯ
Материал.Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, удод), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка), буквенные кассы, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка.
Ход занятия
Оргмомент
Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло.
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное!
Логопед и дети изображают испуг.
Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой у.
3. Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам
Выставляется игрушка или картинка — поезд.
Выставляется Красный замок. Хозяйка Анна показывает, в каком окошке будет «жить» звук у.
Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.
4. Выделение звука у из ряда гласных. Игра «Поймай звук»
5. Произношение звука у в словах. Словоизменение
Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки ипредметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.
Ниточка на палочке.
Имитация ловли рыбы.
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук у — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)
Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.
Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук у. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много. (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)
Физпауза
Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?
Стихотворение как появились буквы
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности – старшая группа
Тема; «Путешествие в Красный замок»
Автор: Бедрицкая Елена Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад 178 Кировского района г.о. Самара
Цель образовательной деятельности:
— познакомить детей с буквой А и правилами ее написания;
— развивать слуховое и зрительное внимание;
— познакомить детей с характеристикой звука А по акустическим и артикуляционным признакам;
— развивать слуховую память; формировать умение подбирать и произносить слова со звуком А, определять позиции звука в слове;
-формировать умение изменять силу голоса (громче – тише);
Интеграция: Образовательные области
«Коммуникация»:
уточнять и обогащать словарный запас номинативной и глагольной лексикой, связанной с темой ;
развивать навыки монологической и диалогической речи, стимулировать активные высказывания детей.
«Чтение художественной литературы»:
формировать интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций, к знакомым произведениям.
«Социализация»:
формировать представления о правилах вежливости;
воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно общаться, без крика;
развивать навыки общения и умение сотрудничать со сверстниками в коллективной деятельности;
учить детей обращаться к педагогам за помощью.
«Здоровье»:
«Физкультура»:
развивать функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, обучать мимическим упражнениям и упражнениям на релаксацию.
Методы и приемы:
1. Практические (мимические упражнения, упражнения на релаксацию, обводка образца по точкам, )
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и реальных бытовых предметов, показ образца буквы, ее элементов)
3. Словесные (чтение стихотворения, беседа, разъяснения, развитие слухового внимания, произнесение слов с заданным звуком и нахождение места звука в слове)
Материалы и оборудование: Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (индивидуаль-ные ), кассы букв, палочки, ручки, листы с трафаретом, демонстрационные буквы А, а. Красный замок, фея Анна, глобус.
Формы организации совместной деятельности
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа, вопросы, ситуативный диалог
Работа с карандашом по точкам
Складывание буквы из пальцев, палочек
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД
Действия педагога
Действия воспитанников
Ожидаемые результаты
1. Приглашение к деятельности.
Мимические упражнения, упражнения на релаксацию
—Мы купили ананасы, абрикосы и лимон. Съешьте по дольке лимона, покажите ваши ощущения.
Привлекается внимание к содержанию НОД, к совместной деятельности. Активизация личного опыта.
2. Введение в тему.
— Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв.
Обращает внимание на тему деятельности.
Побуждает детей принять участие в деятельности.
Слушают и отвечают на вопросы.
Повышается мотивация к содержанию НОД.
3. Помощь в реализации деятельности.
Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.
Произношение слов со звуком А.
Пополнение словаря: айсберг.
Чтение стихотворения, показ буквы А
Произносят звук, слушают и артикулируют его.
Хлопают, услышав звук. Знакомство с новым словом. Рассматривают глобус, называют страны. Знакомство с буквой А.
Обогащается словарный запас детей. Развивается связная речь, мелкая моторика, ориентировка во времени и пространстве.
4. Совместная деятельность детей.
Предлагает в группах по 2 составить букву А из палочек, из пальцев.
Отмечает успехи детей, поощряет их совместную работу и взаимопомощь. Оказывает помощь при выполнении задания.
Обращает внимание на правильный захват пальцами карандаша.
Составляют букву из палочек и пальцев, помогая друг другу и координируя свои действия.
Обводка буквы на листах бумаги по точкам.
Формируется умение работать в команде, операции анализа и синтеза, мелкая моторика.
5. Итоги деятельности
Задает вопросы и дает оценку деятельности детей. Предлагает дома вместе с родителями продолжить тренироваться в написании буквы.
Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы. Демонстрируют свои работы другим взрослым.
Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с родителями.
Структура непосредственной образовательной деятельности :
1. Приглашение к деятельности.
-Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.
Релаксация: сильные — слабые.
— Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело расслаблено.
2. Введение в тему.
— Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
-В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
3. Помощь в реализации деятельности.
Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
— Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.
Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.
Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
-Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
— А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
Физминутка. Пантомима «В саду».
-Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на А, и кончаются на А.
Фраза произносится тихо и громко.
-Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)
-Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге.
Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок): — Топни правой ногой, Топни левой ногой. Шагните правой ногой, Шагните левой ногой, Так и придете домой.
Объяснение смысла слова айсберг.
— Повторите, где мы с вами побывали.
— Ребята, чтобы стать хорошими путешественникам и, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».
Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Демонстрируются элементы буквы, затем буква А.
4. Совместная деятельность детей.
Знакомство с буквой А
-Что вам напоминает буква а?
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
—Сложить букву А из трех пальчиков.
-Нахождение буквы А в буквенных кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
-Буквы бывают строчные и заглавные. Сравнение заглавной и строчной букв.
Далее начинается выкладывание буквы А из палочек. Дети работают группами по 2 человека. Педагог отмечает успехи дошкольников, поощряет совместную их работу и взаимопомощь.
Написание буквы А по точкам на листах.
5. Итоги деятельности.
По мере готовности детей педагог подводит итоги («Что хотели сделать, и что получилось?») благодарит детей за хорошую работу. Красивые буквы на листах для обводки демонстрируются другим педагогам (дефектологу, помощнику воспитателя). Дома детям предлагается совместно с родителями продолжить написание букв в прописях и принести свою работу в группу.
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»
Наталья Кулакова
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Как появились буквы?»
Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.
• формирование представлений о происхождении славянского алфавита;
• познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.
• развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения;
• развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
• воспитание интереса к истории жизни наших предков.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Педагог: Здравствуйте ребята! Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов.
«Скажи что-нибудь приятное»
Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, хвалят.Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Дети: Буквы.
Педагог: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей). (слайд 2)
Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если
отправимся в прошлое. У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».
(беру часы, кручу стрелки назад).
Педагог: Вот мы с вами и попали в прошлое. (слайд 3).
Присаживайтесь на стульчики.
Педагог: Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения.
А вы ребята хотите узнать как появились первые буквы и кто их придумал? (ответы детей)
В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (слайд 7)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. (слайд 8) Это Кирилл и Мефодий. Они были очень образованными людьми.
Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. (слайд9) Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна,неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. (слайд 10)
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах,которые забывать нельзя: «добро», «живете»,«земля»,«люди». В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
А теперь предлагаю вам поиграть.
Игра «Собери букву из частей».
Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.
Педагог: буквы из прошлого распались на части, вам необходимо «спасти»их: собрать из частей.
Дети работают в подгруппах.
Педагог: Молодцы, вы отлично справились.
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Педагог: Пришла пора нам возвращаться в детский сад.
«Вперед стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперед)
Пальчиковая игра «Мы учимся письму».
Для чего? И почему? Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков, Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков Пальцы складываются колечками.
Сможем буквы написать, Имитация в воздухе движений как при письме.
Если будем мы стараться –
Буквы будут получаться. Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем! Энергичное встряхивание кистей рук.
Практическое творческое задание.
Педагог: А теперь вам ребята, я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы и украсить их.
— Понравилось вам наше путешествие?
-Что интересного вы сегодня узнали?
-Что было для вас трудным?
— Как в прошлом люди обменивались информацией?
-На чем делали надписи? (Ответы детей.)
-Кто создал славянскую азбуку?
-Назовите старославянские буквы, которые вы запомнили. (слайд 12)
Прикреплённые файлы:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Буквы» Цель. Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей с образом букв. Задачи: 1. создать условия.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.
Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Как появились часы?» Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Как появились часы?» Воспитатель Яценко Елена Ильинична.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з’] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.
План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [Г] — [К], буквы Г г — к к» МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Цель: познакомить с событиями жизни святых.
Утренник к 8 Марта в подготовительной группе «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».
Утренник в подготовительной группе к 8 марта «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».
Физминутка. Пантомима «В саду».
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на а, и кончаются на а.
Фраза произносится тихо и громко.
Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)
Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок): — Топни правой ногой,
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придете домой.
Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?
Объяснение смысла слова айсберг.
Повторите, где мы с вами побывали.
Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».
9. Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Палочки, Но для них покуда
Крючочки, Нету знаков — букв.
Закорючки, Эй, крючки
Бегали толпою Черточки,
И поодиночке. Кружочки!
Ссорились, Собирайтесь вместе,
Мирились, Становитесь в строчки
Прыгали без дела. И шагайте слаженно
Наконец По листу бумажному!
Без дела Черточки послушались,
Жить им надоело. Прекратили драки,
И сказал им кто-то, Превратились в нужные
Умный и серьезный: Правильные знаки. — Взяться за работу Стали всем понятными
Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку
Много разных звуков, Прибежали в книжку.
Демонстрируются элементы букв, затем буква а.
10. Знакомство с буквой а
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных кассах.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
11. Написание буквы а
Дата добавления: 2015-07-25 ; просмотров: 121 | Нарушение авторских прав