Страна призраков как снимали
Рецензия на фильм «Страна призраков»
Жестокий и динамичный слэшер с паранормальными мотивами о семье, на которую нападают двое маньяков
Мать-одиночка Колин (Милен Фармер) и ее дочери-подростки Бет и Вера (Эмилия Джонс и Тейлор Хиксон) переезжают в дом в глуши, который им завещала умершая родственница. Покойная коллекционировала кукол, и постройка оказывается доверху забита старинными и причудливыми игрушками. В первую же ночь на новом месте на семью нападают двое маньяков-садистов. Троице лишь чудом удается спастись. Проходят годы. Бет (Кристал Рид) становится известной сочинительницей хорроров, а вот Вере (Анастасия Филлипс) так и не удается оправиться. Она сходит с ума и каждый день снова и снова переживает события роковой ночи. Колин может лишь заботиться о ней и надеяться, что что-то изменится. Когда Бет возвращается домой, чтобы помочь матери, ее начинают посещать пугающие видения, и она понимает, что кошмар их семьи еще далеко не окончен.
Кадр из фильма «Страна призраков»
Французский постановщик Паскаль Ложье прославился как создатель хорроров, когда в 2008 году снял провокационный пыточный фильм ужасов «Мученицы», злодеи которого считали, что садистские мучения могут привести к просветлению. Новая англоязычная картина Ложье «Страна призраков» не столь кровожадна и претенциозна, но она тоже ориентирована на тех, кому нравится любоваться избитыми и до смерти напуганными девочками и женщинами.
Кадр из фильма «Страна призраков»
К какому из направлений хорроров принадлежит «Страна»? Сразу к двум. Это атмосферный сверхъестественный хоррор, который запугивает внезапными громкими звуками, мрачными видениями и батальоном наводящих ужас кукол, но это также слэшер о попытках слабых женщин отбиться от безумных и безжалостных маньяков, один из которых сильный, а другой – умный. В отличие от тех лент, которые пытаются очеловечить злодеев и проникнуть в их сознание, «Страна призраков» следует классической традиции слэшеров и изображает маньяков почти бессловесными монстрами и мутантами. Договариваться с ними не о чем. Им можно лишь сопротивляться.
Кадр из фильма «Страна призраков»
Мы не будем рассказывать, в какой пропорции Ложье смешивает две разновидности хорроров, поскольку это потребовало бы разгласить несколько сюжетных тайн. Скажем лишь, что сценарий фильма сложнее, чем кажется поначалу. В «Стране призраков» даже есть философское содержание, хотя его заметят лишь те, кто может думать о метафорах и аллегориях, в то время как на экране страдают ни в чем не повинные создания во главе с французской суперзвездой Милен Фармер. Кстати, поп-знаменитость используется здесь исключительно как актриса и яркая женщина старшего возраста. Петь в фильме Фармер не доводится, хотя музыка играет в повествовании определенную роль.
Кадр из фильма «Страна призраков»
«Страна призраков» длится полтора часа, и за вычетом пролога и эпилога, а также передышки между первым и вторым актом, это сплошное мучение главных героинь. Подобно экранным маньякам, фильм хватает зрителей за горло и не отпускает их от начала и до конца. Эмоциональное давление в «Стране призраков» как в скороварке, а вот трэшевой кровавости, как мы уже отметили, не так уж много. Понятно, по меркам пыточных хорроров, а не обычного кино.
При всем при этом «Страна призраков» – откровенно вторичное кино, не стесняющееся своей цитатности, так что новизны вы в фильме не найдете. Однако есть своя прелесть в угадывании, что и откуда Ложье позаимствовал, и в наслаждении тем, как жанровые клише обыгрываются в «Стране». В целом же картина у француза получилась хоть и не шедевральная, но по-своему сильная – и, конечно, очень на любителя.
Смысл фильма Страна призраков
Фильм «Страна призраков» снят Паскалем Ложье, который и до этого радовал своих зрителей фильмами в жанре хоррор. Правда, с последней его картины прошло много времени, а потому ценители подобного жанра и знатоки творчества этого режиссера ждали новый фильм, затаив дыхание. Разберемся, чем отличается «Страна призраков» от других фильмов жанра неохоррор, в чем «плюсы» и «минусы» сюжета и определим смысл фильма.
Сюжет фильма Страна призраков
Затем вечером, почти доехав до дома, семья заезжает в местный магазинчик, продавщица которого нелестно отзывается об умершей хозяйке, называя ее чокнутой и помешанной на куклах. А перед выходом из магазина Бет замечаем заметку в местной газете, где сообщается, что уже пять семей стали жертвами неизвестных маньяков, которые по ночам проникают в дома, убивают родителей, а с дочками «проводят ночь».
Стоит упомянуть, что Бет — девушка, которая пишет рассказы в жанре хоррор, а Вера считает свою сестру ненормальной, сама Вера более уверенная в себе, у нее развивается личная жизнь, чего нельзя сказать о Бет. С переездом Вере приходятся попрощаться со своей старой жизнь где были друзья и парень, это заметно сказывается на ее настрое — она явно не хочет этого переезда.
Наконец, семья доезжает до своего нового дома и понимает, о чем говорила продавщица в магазине — весь дома заставлен, завален куклами разных размеров, разны видом. Они повсюду, но самая пугающая кукла в больших часах с маятником, когда часы сообщают о времени, дверь открывается, и мы видим неприятную куклу, ростом почти с человека, которая громко смеется.
Эта кукла заставляет Бет тоже начать чувствовать себя некомфортно, ведь она боится почти всего.
После звонка Веры с просьбой о помощи, Бет решает вернуться домой и помощь матери с уходом за сестрой, а также разобраться, что происходит в доме. Ее мучается предчувствие, что там творится что-то неладное. И вот тут-то и происходит тот самый сюжетный поворот, ради которого стоило смотреть фильм.
Вообще фильм построен на основе клише и типичных ходов режиссеров в подобных фильмах — старый дом, вокруг которого завязывается сюжет, непонятные послания, возникающие на стеклах, пугающие предметы самого дома и т.д.
Выясняется, что все это время Бет не жила своей идеальной жизнью, а лишь фантазировала, чтобы спастись от боли и издевательств, которые происходят в реальности. Мать девочек не смогла справиться с маньяками, девочки сидят в подвале во власти насильников. Вера сохраняет рассудок и пытается сбежать, но без сестры, которая постоянно впадает в трансы у не ничего не получится.
Смысл фильма Страна призраков
В этом можно углядеть основную мысль фильма, смысл фильма: порой наши мечты и фантазии оказываются гораздо приятнее реальности. Многие люди предпочитают «летать в облаках» вместо того, чтобы проживать настоящую жизнь. Причем, в фильме это показано довольно буквально — для наглядности. Конечно, немногие люди испытывают подобные издевательства в настоящей жизни, как героини фильма. И уйти в себя далеко не всегда означает, что человек впадает в реальности как в сон, просто люди уходят в себя, игнорируют проблемы из внешнего мира.
Но всегда ли это выход? Режиссер фильма считает, что нет. Вера все-таки добилась от Бет желания вернуться в настоящее, и совместными усилиями сестры совершают побег и спасают свои жизни.
Все сцены идеальной жизни Бет люди вокруг нее беспрестанно ее хвалят — за ее красоту, за ее жизнь, за богатство. В финале фильма, когда девушка едет на карете скорой помощи, врач, чтобы поднять ей настроение, так как путь не близок, делает ей комплименты, говорит, что на сильная девушка — как физически, так и морально. На что Бет отвечает, что она не спортсменка, как думал врач, а лишь любит писать. Кажется, смысл концовки фильма в том, что девушка поняла цену реальности, осознала, что настоящее лишь здесь и сейчас, и потому оно особенно ценно. Все силы человека должны быть брошены на построение именно этой жизни.
В целом, фильм очень хорош, среди плюсов — и сюжет, и главный посыл, и музыкальное оформление, и картинка очень красивая. Стоит упомянуть, что мать девочек сыграла Милен Фармен, по-моему она очень органична смотрелась в кадре. Но есть и пара минусов — например, то, что нет никакого логического объяснения, почему маньяки вообще это делают. Маньяки — довольно нетипичные персонажи в этом фильме, они как парочка из волшебной сказки — ведьма и великан. И правда, один очень большой и слега глуповат, второй — трансвестит. Но почему трансвестит так заботливо ухаживает за своим напарником, откуда у великана такие странные наклонности, непонятно.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Страна призраков. Мы с нетерпением будем ждать!
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 9
«Куклы тоже взрослеют!» (рецензия на «Страну призраков», 2018)
Американский кино-штамп как художественное средство для передачи психоза во французском фильме.
«Страна призраков» П. Ложье – парадоксальная сказка о взрослении людей, навсегда оставшихся детьми. Прежде всего, сказка эта философская, хотя завёрнута в яркую оболочку крови и насилия. Чтобы понять, уместна ли такая обёртка, придётся буквально ворошить грязное белье девочек и копаться в чулках их изнасилованной куклы, разгребая останки убитой мамы героинь. Пойти на такое готов не каждый зритель, так что может показаться, что французский режиссёр сделал ставку на скандальности и провокационности образов. Действительно, тенденция к провокационности присутствует в творчестве Ложье. Яркий пример чему — его ранняя картина «Мученицы» (2008), где раскрытие образов девушек-героинь было основным в подаче режиссёра и показало современную женщину с иной, непривычной нам стороны.
Штамп с домом, в котором происходят странные события, прочно укоренился в «американском» кино. Только Ложье – не голливудский режиссер и знакомые всем образы подаёт не так, как принято в «традиционной», изжившей себя, манере. Поэтому дом в фильме французского мастера – отнюдь не главный образ: режиссёр акцентирует внимание зрителя именно на девочках и матери, которые переживают нападение маньяков. К появлению последних Ложье готовит зрителя тщательно, показывая в кадре фургончик садистов, которые преследует героинь с самого начала фильма. Конечно, «зло в фургончике» – ещё один штамп, только кинговский и более избитый, чем голливудские. Но следует признать, что здесь он не оставляет неприятного осадка, потому что появляется уместно. Поэтому, что бы не приходилось говорить о «чистоте» авторского стиля, нужно сделать далеко идущий вывод, что:
тривиальные образы в «Доме призраков» — не штампы, а инструменты для оригинального сюжетного хода.
Хода, который не заставляет себя ждать.
На оригинальный сюжетный поворот указывает кино-символика картины. «Штампованный» дом в работе Ложье является основной метафорой, несущей стеной всей его психологической конструкции. Стены жилья играют в сюжете особую роль, заставляя героинь раскрываться по-иному и проявлять свои глубинные страхи. Ведь дом — символ человеческого подсознания, которое часто сокрыто и принимает в авторских картинах вид потустороннего. Французский мастер только подтверждает это правило, создавая атмосферу «потусторонности» не только психологическими манипуляциями с контекстом картинки, но и чисто технически. Ложье использует специфическую технику съёмки, когда камера не фокусируется отдельно на крупном/малом планах, а охватывает большие и малые объекты одновременно. Из-за чего мелкие детали подаются как неотъемлемая часть общей картинки, а декорации за счёт детализации получают бо́льшую глубину. Таким образом, простым балансом деталей формируется иная реальность. Которая оттеняет метафоричность дома, представляя его в конце фильма с неожиданной стороны.
Француз не изменяет своим традициям, появившимся после «Мучениц» и погружает Бет в упомянутую пучину крови и насилия. Степенная девушка обнаруживает себя в детстве, которое оказывается не прошлым, а настоящим. Писательская карьера превращается в выдуманную историю, и мечты интеллектуалки о будущем рушатся. На лживость выдуманного мира Бет указывает её сестра, которую та ранее считала шизофреничкой, впавшей в детство на почве пережитого кошмара. Такой сюжетный твист переворачивает первичное впечатление зрителя о героях, меняя их местами. «Сумасшедшая» сестра оказывается стоиком, принявшим объективную реальность, а вторая, «здоровая», оказывается невротиком, погружённым в свои желания.
Психологический опыт обнаружения себя в ином, враждебном мире ещё сильнее травмирует Бет. Следует сделать небольшой экскурс в психоанализ и сказать, что такому опыту всегда предшествует ещё одна, ранняя травма, из-за которой эго, не в силах терпеть боль, покидает объективную реальность и уходит в выдуманный мир. Например, в случае с Бет превращается в состоявшегося писателя. Вторичное возвращение только усугубляет травму, заставляя переживать её снова – тогда опыт становится цикличным, замкнутым и почти всегда ведёт к регрессу сознания или его распаду. С Бет же несколько наоборот. Она настолько травмирована, что даже после возвращения не воспринимает объективную реальность как настоящую. Дом-театр вокруг выглядит лишь фундаментом выдуманного мира: он полон образов и вещей «взрослого оттуда», которое кажется девочке более желанным и поэтому реальным. «Взрослого» здесь – ключевое слово. Ведь главное, за что цепляется девочка в фантазиях – это образ себя как зрелой женщины, для которой писательство – единственное средство реализоваться и повзрослеть. Потому что взрослую личность травмировать тяжелее: она не кукла, которую можно изнасиловать, а потом сломать.
В итоге зритель наблюдает, как психика Бет раскалывается на «зрелую» и «детскую» части — девочка переживает раздвоение личности. Первая часть – умна, взвешена, рассудительна и взрослеет очень быстро, опережая в развитии сверстницу-сестру, а другая регрессирует, оставшись ребёнком, заложником травмы. Быстрое взросление героини отчётливо проявляется в конце фильма. На раздвоение намекает и простая с виду деталь: дом на повороте. Он словно указывает на то, что альтернативное эго формируется, когда часть сознания раскалывается и сворачивает «не в ту сторону» — как поезд, часть состава которого отсоединилась и продолжила свой путь по другой ветке.
Отрицание боли и нежелание признавать породившую её реальность не всегда признак упадка и регресса. Они позволяют уйти от этой боли, чтобы не находиться в границах связанной с ней реальности и, тем самым, за эти границы выйти. Уйти от проблемы, превознесшись над ней. Таким образом, можно сделать вывод, что слабость и инфантильность Бет позволили ей сохранить свою личность, а привычка выдумывать приемлемый для существования мир дали возможность его создать. Ведь в конце, оказавшись освобождённой из сексуального плена, «взрослая девочка» Бет лежит на медицинской коляске и признаётся, что хочет писать рассказы. Так нереальная когда-то фантазия о писательстве оказывается будущим, а пережитая боль – его фундаментом.
Первая публикация: рецензия на сайте о тёмном кино «Клуб Крик», 8 апреля 2019
Страна призраков. Рецензия
Одна из самых экстравагантных и загадочных европейских певиц современности Милен Фармер как-то раз уже засветилась на большом экране в качестве актрисы. Произошло это в 1994 году, когда стараниями её клипмейкера Лорана Бутонна вышел очень эффектный, но недооценённый костюмный триллер «Джорджино». И вот, годы спустя, она вновь возвращается в кино, и снова в этом ей помогает клипмейкер, с которым Милен уже сотрудничала в работе над видео City of Love, Паскаль Ложье. И, как вы уже, наверное, догадались, её камбэк – вовсе не романтическая комедия или мелодрама, а довольно жёсткий проект – хоррор «Страна призраков».
Главная героиня, модная писательница романов ужасов Бет (Кристал Рид), успешна, счастлива в браке и живёт в достатке. Но её мучает один кошмар – в юности она вместе с матерью и сестрой Верой переехала в дом своей чудаковатой тётки, расположенный в сельской глуши, где на них напала парочка жутких кровожадных маньяков. Тогда им чудом удалось спастись, но Бет и по сей день продолжают истязать призраки прошлого. И вот внезапно в её доме раздаётся телефонный звонок, и на другом конце провода Бет слышит голос сестры, умоляющей приехать и спасти её. Ну а поскольку Вера (Анастасия Филлипс) немного тронулась умом после того трагического инцидента, Бет решает на всякий случай проведать сестру, полагая, что у неё очередное обострение. Увы, всё оказывается совсем не так…
Среди таких мутных и проходных картин, как «Сент-Анж» и «Верзила», у Паскаля Ложье в фильмографии была одна жемчужина – завораживающий метафизический кровавый кошмар «Мученицы», поразивший не только патологической жестокостью, но и глубокой идейностью. «Страна призраков» оказалась куда проще, поскольку представляет собой типичную режиссёрскую работу типичного клипмейкера.
Основной упор постановщик делает исключительно на антураж. Жуткие куклы, удушающая, болезненная атмосфера старого дома и необычный облик сумасшедших убийц действительно производят впечатление. К тому же Ложье знает не только классику вроде «Психо» или «Молчания ягнят», но и помнит «Что случилось с Бэби Джейн?», а также пытается устроить перекличку со своими же «Мученицами» (две девушки, связанные сложными взаимоотношениями и погружённые в атмосферу ада, осознание важных истин через физические и душевные страдания и прочее).
А вот драматургия оказывается фактически пунктирной и порой до ужаса банальной. В середине Ложье, правда, всё же вводит один сценарный финт, которым очень хочет придать глубину и неординарность происходящему. Один нюанс – все эти заигрывания с психологическими мотивами неважно сочетаются с простецкой страшилкой в духе «Техасской резни бензопилой» и кучей прочих «маньячных» ужастиков, а потому во что-то органичное и связное упорно выплавляться не хотят.
Портреты психопатов вышли колоритными – но, опять же, только внешне, поскольку для мотиваций их поступков очень напрашивалась хоть какая-то предыстория. Драматизму не хватает большей глубины и надрыва, а самому повествованию – гипнотичности и менее поспешного развития с должным погружением в происходящее. Такое же двоякое впечатление производит попытка приплести легендарного Г. Ф. Лавкрафта в качестве писательского кумира Бет. Идея, конечно, очень эффектная, особенно в эпизоде ближе к финалу, вот только творчество мастера, писавшего о «космическом ужасе», древних богах и монстрах, никак не коррелирует с происходящим на экране; для этой функции куда больше подошли бы Стивен Кинг или Дин Кунц.
После трейлера создалось впечатление, что роль Милен Фармер тут чисто номинальная, и её присутствие на экране составит не больше пары минут. Однако её имя на постере – вовсе не завлекаловка: у певицы полноценная роль, занимающая чуть ли не половину экранного времени. Играть, правда, ей почти нечего, так как это вполне себе рядовой персонаж жанрового кино со стандартными репликами и поведением. Поклонникам Фармер в любом случае будет любопытно глянуть на рыжую любимицу не в каком-то эксцентричном образе, а в обычной «земной» роли матери двух девочек. А вот кто очень неплох, так это Эмилия Джонс, сыгравшая Бет в юности. Девушка уже отлично проявила себя в мизогиническом триллере «Преисподняя» и даже в этом стандартном ужастике умело извлекает довольно яркие эмоции душевных и физических страданий.
Конечно, событием в карьере Милен Фармер «Страна призраков» не станет, как и в жанровой сфере, поскольку всё это мы уже видели и в упомянутой «Техасской резне бензопилой», и в «Доме восковых фигур», и в «Кровавой жатве». Но кино, хоть и сбито из клише, смотрится всё же нескучно и местами даже напряжённо. Ложье определённо обладает талантом создавать атмосферу локального ада, эдакого липкого кошмарного сна, из которого невозможно выбраться. Жаль лишь, что талант визионера пока ещё побеждает его режиссёрские и драматургические способности, доказывая, что, судя по всему, «Мученицам» будет суждено остаться вершиной его творчества.
Хребты безумия. Страна призраков (Ghostland). Авторские заметки
«Страна призраков» фильм очень непростой с той точки зрения, что он и одновременно похож на все, что было до него («Дом грез», «Призрак дома на холме» (больше сериальный, чем киноверсия), «Мертвая тишина», «Райское озеро», «Забавные игры», «Техасская резня бензопилой», «Хостел» и т.п.), и непохож в той эстетической надхудожественной части, делающей фильм уникальным «тремором».
Не секрет, что фильмы ужасов грешат затягиванием развития событий. Больше того — в них четко соблюдаются качели напряженных событий и спокойных и расслабляющих (иногда даже веселых) моментов. Но можно делать и по-другому, как поступил, например, 1 сезон «Американской истории ужасов», с самого старта показывая, кто в доме с кровожадными призраками хозяин. Ложье в своем новом фильме сделал так, что зрителя через 10-15 минут от начала фильма окунают головой в ледяную прорубь, держат там до практически полной потери сознания, а потом волочат по льду в одной сорочке полтора часа.
«Страна призраков» физически не дает расслабиться зрителю, максимально напрягая своей мрачной гнетущей атмосферой безумия и визуального гротескного опустошения. Мрачный двухэтажный дом, неприятного вида старинные куклы, пара маньяков, сочетающая в себе диалектическую борьбу и единство противоположностей, атмосфера безысходности, побега от реальности, отрицания действительности, отобранной не раз надежды, четкая игра светотени, позволяющей отличить реальное (холодное, тусклое и блеклое окружение) от иллюзорного (теплое и богатое, почти роскошное) и потрясающе нервное отрывистое музыкальное сопровождение, дергающее за нервы, словно нити. Эффект по своей совокупности создается настолько сильный, [ спойлер ] что даже выбравшись наконец-то из лап маньяков, для зрителя глазами девочек любой встреченный человек (финальный кадр в скорой помощи) становится скрытой угрозой их жизням.
Пожалуй, стоит обратить при просмотре внимание на три вещи. Во-первых, на то, что внутреннее и визуальное наполнение картины посвящено блестящему творчеству Говарда Лавкрафта. В один момент нам даже покажут самого мастера ужасов, пристрастно оценивающего одну из лучших книг главной героини Бет. Сквозной темой сумасшествия, насилия, неведомой угрозы и сопутствующего им творческого потенциала пропитан весь фильм. Блаженство заблуждения и разочарование в реальности не раз волнами будут накатывать на Вас, отметая все сомнения в том, что Ложье как никто раскладывает понятия «насилия» и «мученичества» на элементарные составляющие, ловко уводя в сторону от обычного кондового повествования «в лоб». Во-вторых, будьте готовы к тому, что картина жутка не только тем, что крови и увечий там в достатке, сколько тем, что фетишизм в ней возведен чуть ли не в абсолют. Куклы, которые я упоминал, лишь меньшее из зол. Так, один из маньяков являет собой мужскую природу при внешнем женском убранстве, второй — ребенка-садиста с телом громилы, озабоченного «игрой» с женщинами как с игрушками. Сексуальное влечение, вызываемое запахом мочи и крови — тот еще аттракцион, вызывающий лютую смесь отвращения, удивления и жалости. В-третьих, обращайте внимание на то, как Ложье работает с деталями. Режиссер берет самые распространенные приемы (старинный дом, темноту и переход между условно «параллельными» мирами) и заставляет их раскрываться не так, как обычно. Зритель боится не всего того, что я перечислил, по отдельности, как это бывает даже в самых дорогих аттракционах уровня «Астрала» или «Синистера», а некой совокупности, вплетаемой во внутреннее состояние героев. Последите, например, за классическим числом три в «Стране призраков» и приятно удивитесь постоянству мастера соблюдать традиции киножанра.
«Страна призраков» — это все тот же любимый мной Ложье, открывающий в его собственном стиле новые грани мастерства. В «Сент-Анж» он говорил голосами призраков с одинокой девушкой, познавшей темную сторону аббатства-приюта. В «Мученицах» отправился за крайней степенью безысходности в поисках ответов на будоражащие религиозные вопросы (самый мой любимый фильм режиссера). В «Верзиле» довольно светлую общинную историю (не «Плетеный человек», чур) превратил в настоящую городскую легенду. В «Стране призраков» Ложье признался в любви безумию и поставил во главу жизни человека не рациональный предел идеала, а иррациональный фетиш. Низкие страсти низкими страстями, но режиссер сотворил импрессионистский шедевр в области саспенса, в который раз заставляя ломать себя и смотреть с широко раскрытыми глазами на наследие «Заводного апельсина».