Структура психодиагностики как науки

Структура психодиагностики. Семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики

Критериями выделения диагноза, прогноза, коррекции и профилактики как видов деятельности выступает норма, понимаемая как желаемое состояние объекта:

— диагноз определяет настоящее состояния с точки зрения нормы;

При таком понимании диагноз и прогноз отражает состояние обследуемого, образуют познавательную часть практической деятельности психолога, а коррекция и профилактикаобеспечивают изменение его реального состояния, ее практическую часть.

Предмет психодиагностики. В психологической литературе относительно предмета психодиагностики высказываются различные точки зрения.

Выпускники вузов со специальным психологическим образованием, успешно освоившие курсы общей, возрастной и педагогической психологии, нуждаются в специальной психодиагностической подготовке (И.В. Дубровина).

На предмет психодиагностики необходимо подойти с 2 точек зрения: по критериям отклонение-норма и средство-объект обследования.

Эту точку зрения критикует К.М. Гуревич. Он считает, что когда внимание сосредоточивается только на отклонениях и когда исключается диагноз благополучия, то произвольно сужается область психодиагностики. Б.С. Круглов при обсуждении вопроса о контингенте учащихся, которые должны находиться под наблюдением психолога в рамках школьной психологической службы («трудные» или обычные дети), также исходит из широкого понимания психодиагностики. Поскольку потенциально «трудным» может быть практически любой ученик, считает он, объектом деятельности школьного психолога должны быть по возможности все учащиеся, а главной его задачей должна стать не коррекция имеющихся отклонений, а «контроль за ходом психического развития ребенка с целью профилактики возможных в нем отклонений». Благодаря этому психолог вместе с учителем может своевременно определять особенности психического развития ребенка, способствующие проявлению отрицательных черт психики в его поведении, и применять соответствующие педагогические воздействия.

Предмет психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Ряд исследователей полагают, что предметом психодиагностики как науки являются средства психодиагностической деятельности, в числе которых диагностические методики и инструменты. Поэтому К.М. Гуревич психодиагностику характеризует как «дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам», изучающую принципы конструирования психодиагностических методик, требования к ним и правила их применения, получаемых выводов. Такое же понимание предмета психодиагностики вытекает из определения ее как науки, разрабатывающей «методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей», установление «наличия или отсутствия признака».

Другие считают, что психодиагностика изучает различия в психических свойствах человека или индивидуальное.

Третьи предполагают изучение не индивидуального, а индивидуальности, которая рассматривается не только как определенное сочетание психических свойств конкретного человека, а как сочетание психических свойств в конкретных условиях, задаваемых требованиями окружающей среды.

4. Логический компонент – логическое диагностические мышление практического психолога, интуиция, «психодиагностическое мышление педагога». Постановка психологического диагноза является сложным процессом. Он проходит несколько этапов и обладает значительной степенью неопределенности. Сложность диагностического процесса состоит также в том, что он:

— обладает значительной вариативностью, благодаря чему сохраняется возможность решения психодиагностических задач различными способами;

— сопровождается возникновением диагностических ошибок, причинами которых могут быть неправомерно широкое обобщение фактов диагностом, инерция его сложившихся представлений, влияние социальных стереотипов и т. п.;

— требует специальных знаний и высокой культуры мыслительной деятельности педагога.

В соответствии с изложенным можно сказать, что психодиагностика как научная дисциплина, рассматриваемая с точки зрения познавательногорезультата или итога развития, представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных теорий: 1) объекта психодиагностики и его диагностических признаков (То); 2) разработки психодиагностических методик (Тм); 3) взаимодействия диагноста с обследуемым (Тв); 4) решения психодиагностических задач (Тр). Психологическая диагностика может быть представлена в следующем виде:

Наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками.

Проведенный анализ предмета и структуры психодиагностики, опирающийся на методологические положения общей теории диагноза, позволяет построить следующее ее определение: психодиагностика как научная дисциплина представляет собой (1) часть практической психологии, (2) включающую семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты и (3) выступающую в качестве непосредственной теоретической основы практической диагностической деятельности психолога.

Источник

Структура психодиагностики.

4. Логический компонент – логическое диагностические мышление практического психолога, интуиция, «психодиагностическое мышление педагога». Постановка психологического диагноза является сложным процессом. Он проходит несколько этапов и обладает значительной степенью неопределенности. Сложность диагностического процесса состоит также в том, что он:

— обладает значительной вариативностью, благодаря чему сохраняется возможность решения психодиагностических задач различными способами;

— сопровождается возникновением диагностических ошибок, причинами которых могут быть неправомерно широкое обобщение фактов диагностом, инерция его сложившихся представлений, влияние социальных стереотипов и т. п.;

— требует специальных знаний и высокой культуры мыслительной деятельности педагога.

В соответствии с изложенным можно сказать, что психодиагностика как научная дисциплина, рассматриваемая с точки зрения познавательного результата или итога развития, представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных теорий: 1) объекта психодиагностики и его диагностических признаков (То); 2) разработки психодиагностических методик (Тм); 3) взаимодействия диагноста с обследуемым (Тв); 4) решения психодиагностических задач (Тр). Психологическая диагностика может быть представлена в следующем виде:

Наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками.

Проведенный анализ предмета и структуры психодиагностики, опирающийся на методологические положения общей теории диагноза, позволяет построить следующее ее определение: психодиагностика как научная дисциплина представляет собой (1) часть практической психологии, (2) включающую семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты и (3) выступающую в качестве непосредственной теоретической основы практической диагностической деятельности психолога.

2.2.Психодиагностика как научно-практическая деятельность.

В современной психологической литературе можно встретить различные значения термина «психодиагностика», а именно:

— обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики (Ананьев Борис Герасимович);

— оценка психических свойств конкретного человека «по отношению к общим закономерностям и свойствам, раскрытым в системе психологического знания» (Забродин Юрий Михайлович);

— средство изучения личности по ее признакам и результатам деятельности (Ярослав Владимирович Подоляк);

— распознавание ранее открытого и имеющего достаточно полное описание явления (Белкин Август Соломонович);

— изучение поведенческих особенностей и ответов как данных для заключения о наличии или отсутствии личностных расстройств (Harriman Philip Lawrence Филипп Лоуренс Гарриманн);

— теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия (Артур Владимирович Петровский, Михаил Григорьевич Ярошевский);

— учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Блейхер Вадим Моисеевич., Бурлачук Леонид Фокович, Юдин Эрик Григорьевич, Константин Маркович Гуревич);

— теория и практика построения и применения психодиагностических методов исследования, и прежде всего, метода тестов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский), (Мургулец Людмила Васильевна).

И.В. Дубровина отмечает, что диагностика причин не является для практических психологов самоцелью. Даже самые широкие диагностические исследования не имеют никакого смысла, если они не дают практических результатов.

В конечной цели психодиагностики лежат функции практической психологии. Одни авторы конечную цель психодиагностики видят в осуществлении коррекционного воздействия на объект диагностики. Так, Ю.З. Гильбух, имея в виду школьную и профессиональную психологическую диагностику, отмечает, что «психодиагностическое обследование проводится постольку, поскольку оно необходимо для выбора и применения соответствующих коррекционных воздействий, направленных на ликвидацию причин обнаруживающегося неблагополучия».

И.В. Дубровина, говоря о школьной психодиагностике, полагает, что в рамках психологической службы «речь может идти не отдельно о диагностике психического развития, не отдельно о коррекции или развитии, а именно (или развивающем) направлении как по самой сути едином направлении работы».

Формулируя принцип коррекционности, К.М. Гуревич полагает, что все ученики, не имеющие органических поражений мозга, при благоприятных условиях поднимаются на требуемый школьными программами уровень умственного развития. В связи с этим, «более действенными были бы рекомендации, направленные на коррекцию умственного развития».

Другая точка зрения по поводу конечной цели психологической диагностики предполагает осуществление воздействия не только коррекционного, но и профилактического характера. Применительно к психодиагностике слабо подготовленных школьников, по мнению Ю.З. Гильбуха, правильное распознавание учителем индивидуально-психологических особенностей ученика составляет лишь предпосылку профилактической и коррекционной работы, главным смыслом которой является «предупреждение и преодоление уже имеющихся или возможных недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении отдельных типов слабо подготовленных учеников». Отмечая взаимосвязь профилактического и коррекционного воздействий, автор обращает внимание на то, что профилактика позволяет значительно сократить объем коррекционной работы, проводимой учителем.

Еще одна точка зрения исходит из того, что конечной цельюпсихологического диагноза является прогноз, который, основываясь на полученной в процессе диагностического обследования информации, позволяет сделать вывод о будущем состоянии объекта диагностики на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров деятельности. Сам по себе прогноз, будучи познавательной деятельностью, не ведет к изменению реального состояния объекта диагностики, однако на его базе формулируются рекомендации по осуществлению такого воздействия, позволяющего либо ускорить, либо избежать предсказываемого состояния объекта, что и придает прогнозу практическую направленность.

Комплексирование на базе общенаучного понятия полученных в результате анализа признаков позволяет построить такое определение психодиагностики как практической деятельности: психодиагностика есть (1) процесс распознавания (2) актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин определенных параметров деятельности или психического состояния (3) с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания (4) осуществляется на основе известной диагносту системы понятий как подведение обследуемого (человека или группы) под общий тип (5) в целях прогнозирования психологических особенностей, (6) реализации развивающего, коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или психического состояния.

Научная психология делится на фундаментальную, прикладную и практическую. Если фундаментальная психология изучает общие законы функционирования и развития психики, а прикладная специфические закономерности психической деятельности в конкретных условиях, то практическая психология решает «на научной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов».

Таким образом, полный перечень видов деятельности практического психолога включает: диагноз, прогноз, коррекцию и профилактику.

Критериями выделения диагноза, прогноза, коррекции и профилактики как видов деятельности выступает норма, понимаемая как желаемое состояние объекта:

диагноз определяет настоящее состояния с точки зрения нормы;

При таком понимании диагноз и прогноз отражает состояние обследуемого, образуют познавательную часть практической деятельности, а коррекция и профилактика обеспечивают изменение его реального состояния, ее практическую часть.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

План
1. Понятие психодиагностики.
2. Связь психодиагностики с другими науками.
3. Сущность психологической диагностики.
4. Значение психологической диагностики.
5. Задачи психологической диагностики.

«Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.»

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование» (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов», «Теория и практика психологического тестирования». В книге «Энциклопедия психологии»,2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.
По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.
В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым был обоснован термин «психодиагностики». Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью «определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)» (Ананьев Б.Г., 1968)
В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: «психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности».
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики.
Известны следущие отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-психиатрическая.

Связь психодиагностики с другими науками.

Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.
Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

Сущность психологической диагностики

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.
Педагог-психолог должен знать:

Значение психологической диагностики.

Психодиагностика появилась впервые после публикаций Г.Роршаха (1921 г.). В начале ХХ века выделилась в самостоятельную отрасль науки. Значение психологической диагностики состоит в следущем:

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

Значение психологической диагностики состоит :

Психологическая диагностика необходима при аттестации не только воспитателей, но и дошкольных учреждений. В настоящее время разработаны критерии – показатели эффективности деятельности дошкольных учреждений.
К ним относятся:
1. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.
2. Соответствие материальной базы профилю дошкольного учреждения.
3. Качество питания.
4. Развивающая среда.
5. Обеспечение права выбора программы.
6. Состояние делопроизводства.
7. Наличие оборудованных площадок для игр.
8. Осведомленность общественности об оказываемых образовательных услугах.
9. Степень открытости дошкольного учреждения.

Задачами психодиагностики являются:

Задачи психологической службы:

Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

Таким образом, основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Предлагаем педагогам в начале изучения курса «психологическая диагностика» проверить тревожность, экстраверсию и ригидность по следующей анкете.

Источник

2 Структура психодиагностики

Психодиагностику образуют четыре неразрывно связанных компонента:

семиотический, содержит описание диагностических признаков нормального состояния объекта психодиагностики и отклонений от него.

технический, дается характеристика методов и средств обследования объекта диагностики, формулируются принципы разработки и использования психодиагностических методик.

деонтологический, связан с вопросами взаимоотношения диагноста с обследуемым, комплексом этических правил, которыми должен руководствоваться психолог-практик.

логический, характеризуется диагностическое мышление практического психолога, процесс постановки психологического диагноза, т.е. процесс распознавания по внешним признакам внутреннего состояния объекта психодиагностики путем проверки гипотез.

В связи с этим психодиагностика как научная дисциплина (ПД), рассматриваемая с точки зрения познавательного результата или итога развития, представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных теорий:

объекта психодиагностики и его диагностических признаков (То);

разработки психодиагностических методик (Тм);

взаимодействия диагноста с обследуемым (Тв);

постановки психологического диагноза (распознавания психических явлений или решения психодиагностических задач) (Тр).

Она может быть представлена в следующем виде:

ПД = То + Тм + Тв + Тр

Указанные компоненты психодиагностики имеют значение не только для осуществления практической диагностической деятельности, но и выступают в качестве системы отсчета для упорядоченного описания исследовательских разработок, выполняемых в различных областях психологической диагностики.

При определении современного состояния психодиагностики следует отметить, что наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, а также приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками.

Поскольку психодиагностика выступает в качестве непосредственной теоретической основы «живой» психодиагностической деятельности, понятийный аппарат теории постановки психологического диагноза представляет собой вторичную, отраженную форму существования психодиагностической практики. В связи с этим в систему основных понятий этой теории включатся понятия объекта и субъекта психодиагностической деятельности, психодиагностической задачи и ситуации, психодиагностических средств, процесса и психологического диагноза.

Предмет теоретической психодиагностики

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии — с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом — не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений.

Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания:

предметной областью психологии, изучающей данные явления,

психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных

практикой использования психологического знания.

Примеры похожих учебных работ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Речевая продукция как материал для анализа особенностей психологических состояний автора

Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье

Закономерности психологического состояния женщины во время родов

Онкология психологическое состояние жертв онкологических заболеваний

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *