Субъектность как характеристика личности

Субъектность человека: психолого-педагогические основы

Субъектность как характеристика личности. Смотреть фото Субъектность как характеристика личности. Смотреть картинку Субъектность как характеристика личности. Картинка про Субъектность как характеристика личности. Фото Субъектность как характеристика личности

Статья просмотрена: 10706 раз

Библиографическое описание:

Ленглер, О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы / О. А. Ленглер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 440-442. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5654/ (дата обращения: 27.12.2021).

Преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества – политике, науке, культуре, экономике, актуализировали проблемы понимания сущности и назначения человека, его способностей распоряжаться своей и чужой жизнью, нести ответственность за принятые решения. Социальные изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к школе, которая переориентируется с исключительно образовательно-обучающих технологий на личностно-ориентированное обучение и воспитание, позволяющее ученику в процессе обучения раскрыть свой потенциал, развиться как личность. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по формированию субъектности учащихся, потому как становление данного качества личности аккумулирует в себе способности к целеполаганию и рефлексии, ответственности, активности, свободе выбора.

Мы считаем целесообразным проанализировать понятие «субъектность» и рассмотреть те области знаний, в которых используется данное понятие.

Субъектность и саморазвитие личности как субъекта в научной литературе выступают как предмет философского осмысления (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, М. С. Каган и др.); психологического изучения (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), педагогического анализа (З. П. Горбенко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.).

Категория субъекта является одной из центральных в философии. Человек рассматривается как часть бытия, одновременно выступающий и объектом преобразований, и субъектом. Аристотель, Г. Гегель, Н. А. Бердяев представляли человека свободным, активным субъектом познающий действительность, философы подчеркивали творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, видели конечную задачу в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании и усовершенствовании природы.

В психологии основы субъектного подхода были заложены С. Л. Рубинштейном. Он в своем системном труде «Основы психологии» [3] связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию.

В настоящее время исследование субъектности личности становится приоритетным в психологической науке. Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. С позиции современной науки субъектность «пронизывает» все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном, и в индивидуальном, и в универсальном способе бытия.

По мнению В. И. Слободчикова субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. [4, с. 74] Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. [4, с. 131]

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время не существует однозначного представления о сущности и наполнении понятия «субъектность». Подчас оно используются без четкого определения, при этом понимается или как атрибут «субъекта», или как его эквивалент.

Педагогам для реализации задачи по формированию субъектности личности учащихся, необходимо четко представлять психологическую основу категории «субъектность». В связи с этим, нами был проведен контент-анализ данного понятия, который дает нам возможность установить рабочее определение понятия на основе изучения содержания текстов, заключающих в себе определения, данные феномену различными учеными. Проанализировав работы десяти авторов, мы составили таблицу, включающую в себя существенные признаки субъектности человека (таб. 1).

Количественный этап методики контент-анализа, проведение которого должно дать достоверное определение, заключается прежде всего в нахождении наиболее значимых (т. е. чаще встречающихся) признаков. Исходные определения ранжированы нами по степени научной обоснованности и доказательности, с одной стороны, и возможности их использования в педагогике – с другой. Ранг 0 – в теории нет четкого определения субъектности, слабо подходит для педагогической науки; ранг 1 – в определении обосновывается какой-либо признак понятия, подходит для педагогической науки; ранг 2 – в определении обосновываются два или более признака, оно адаптировано для педагогической науки. В результате частоты встречающегося признака были определены баллы, которые позволили нам сформулировать определение, содержащее в себе все существенные признаки понятия.

Источник

Субъектные характеристики личности и их особенности

Личность, проявляющая активную творческую деятельность, сознатель- ность, целеполагание и осознавание самого себя, свободу, возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуемость, уникальность, неповтори- мость рассматривается в отечественных психологических исследованиях как субъект.

[91], К.В. Карпинского [102], А.К. Осницкого [150], В.А. Петровского [154], С.Л. Рубинштейна [168], В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [184], В.Э. Чудновского [208]и др. Современные исследования отражены в работах Е.Н. Азлецкой [17], И.Н. Алексеенко [19], К.Ю. Ануфриюк [22], Б.М. Арженов- ского [24], Л.А. Бирюковой [39], Г.К. Бисеровой [40], Н.А. Богданович [41], Н.Я. Большуновой [49], В.А. Герт [68], И.В. Гуляевой [70], Н.А. Дмитриенко

[77], Н.И. Дунаевой [80], М.В. Исакова [96], В.П. Каширина [103], К.В. Краевой [109], Е.В. Крутых [113], Л.Г. Майдокиной [133], Л.В. Марищук, Т.И. Юхновец [135], О.Г. Селивановой [174], Е.А. Сергиенко [178] и др.

Обратиться к анализу субъектности можно лишь опираясь на историче- ски сложившуюся логику анализа категории «субъект». Можно выделить три подхода к пониманию соотношения категорий «субъект – личность».

Первый подход состоит в том, что личность рассматривается как высший уровень развития субъекта. Так, Л.И. Анцыферова пишет о неравномерности развития человека и личности [23]. Например, преуспевающий политический деятель, предприниматель могут оставаться на низком уровне развития лично- сти. Высокое же развитие личности невозможно при этом без высокого разви- тия субъектности.

Второй подход, к которому относятся исследования большинства авторов (К.А. Абульханова [10], Б.Г. Ананьев[20], А.Г.

Третий подход, можно обозначить как «синтетический», состоит в том, что представители данного подхода (А.В. Брушлинский [53], З.И. Рябикина [171, 191], Е.А. Сергиенко [178]) считают необоснованной попытку выделения приоритета во взаиморасположении категорий «субъект» и «личность». Так, А.В. Брушлинский писал, что «субъект всегда является личностью, но не сво- дим к ней»[53, С. 27]. Е.А. Сергиенко [178] указывает на существование свое-

образия и дифференциации этих понятий. Она отмечает, что носителем содер- жания внутреннего мира человека будет выступать личность, а реализацией в данных жизненных обстоятельствах, условиях, задачах – субъект. Как отмечает З.И. Рябикина [171], субъектность может быть доличностной, личностной и внеличностной. Например, вводя представление о коллективном субъекте, трудно говорить о коллективной личности. Личность в различных пространст- вах своего бытия в разной степени способна реализовывать субъектную пози- цию. При этом субъектная позиция понимается как совокупность свойств лич- ности, которая способствует экстериоризации субъектного потенциала.

Этот подход открывает перспективы рассмотрения тех личностных осо- бенностей, которые способствуют проявлению субъектной позиции человека в различных ситуациях и в том числе в ситуациях, угрожающих его безопасно- сти.

Различные характеристики субъектности, как совокупности личностных особенностей рассматривают по-разному, в зависимости от цели исследования: самосовершенствование, направленное на достижение идеала и подлинности личности, самореализация (К.А.

Из анализа работ К.А. Абульхановой [10], А.В. Брушлинского [53]и дру- гих исследователей, следует, что «субъектность» как характеристику человека можно попытаться описать некоторой совокупностью взаимосвязанных пере- менных. Многообразие существующих личностных характеристик (как показа- телей субъектности) приводит к необходимости их систематизации. Условно,

характеристики субъектности можно разделить на три группы: первая включает достаточно устойчивые переменные, которые являются относительно неизмен- ными и формируются достаточно длительное время (эти характеристики услов- но можно обозначить как «статические») [216]. К этой группе относятся миро- воззренческие позиции, ценностные ориентации (С.Л. Рубинштейн [11]), пред- метное отношение к самому себе (В.В. Агеев [14]), самосознание (Е.Н. Азлец- кая [17]), экзистенциальный поиск смысла жизни (В.В. Знаков [92]), пережива- ние человеком себя как суверенного источника активности, способного в опре- деленных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя (Л.И. Анцыферова [23]) и другие. Теоретический анализ показал, что важнейшими инвариантными во многих исследованиях характеристиками являются ценностно-смысловые ориентации.

Вторая группа включает переменные, которые отражают достаточно ди- намичные изменения личности, связанные с активностью, направленной на реализацию ценностно-смысловых ориентаций (эти переменные условно мож- но обозначить как «динамические») [216].

Третья группа включает переменные, отражающие меру адаптивности человека, результат успешности развития личности, ее устойчивости к услови- ям окружающей среды (эти переменные условно можно обозначить как «ре- зультативные») [216]. К этой группе относятся самореализация, достижение вершины в иерархичности развития (К.А. Абульханова [10]), самоорганизация (С.Л. Рубинштейн [11]), жизнестойкость (Д.А Леонтьев [124], С. Мадди [234-

236]), открытие собственной самости (В.И. Слободчиков [185]), системность во взаимодействии с миром (Е.А. Сергиенко [178]), способность «вступить в осо- бые отношения» с самим собой, обратиться к самому себе (Е.Н. Азлецкая [17]) и другие. Важнейшими инвариантными характеристиками выступают жизне- стойкость и самореализация.

Следует отметить, что это разделение характеристик достаточно условно, однако оно отражает устойчивость и стабильность внутренних ориентаций, ди- намичность в принятии решений и регуляцию поведения, проявляющиеся в реализации деятельности, в адаптации к условиям окружающего мира.

Систематизация характеристик субъектности, предлагаемых разными ав- торами по трем основаниям представлена в Таблице 1.

Таблица 1 Личностные характеристики как показатели субъектности человека

ХарактеристикиИсследователи
Статические· предметное отношение к самому себе

· экзистенциальный поиск смысла жизни

· смысл жизни

В.В.Агеев

С.Л. Рубинштейн Д.А. Леонтьев

Динамические· самосовершенствование, направленное на достижение идеала и подлинности личности

· возможность вырабатывать свои способы решения постоянно возобновляющихся противоречий между нормативными требо- ваниями и индивидуальными особенностями и притязаниями личности

· преобразовательная активность, способность овладевать ми- ром, творить себя, создавать новое в социуме.

· саморегуляция, самоорганизация, системность во взаимодей- ствии с миром

К.А. Абульханова

В.В.Агеев Е.Н. Азлецкая Б.Г. Ананьев

Л.И. Анцыферова А.Г. Асмолов Л.И. Божович

А.В. Брушлинский С.Л. Рубинштейн Е.А. Сергиенко

Результативные· самореализация; достижение вершины в иерархичности разви- тия

· открытие собственной самости

· толерантность к неопределенности

К.А. Абульханова

Е.Н. Азлецкая В.И. Слободчиков С. Мадди

Можно предположить, что выявленные инвариантные группы субъект- ных характеристик личности будут проявляться во всех сферах жизнедеятель- ности человека, в том числе и в сфере обеспечения им своей психологической безопасности. Обратимся к рассмотрению этих субъектных характеристик.

Источник

Понятия субъектности и субъективности в контексте категории «субъект»

Категория субъекта породила множество работ, посвященных исследованию субъектных свойств человека. Поэтому для того, чтобы исследовать развитие этой категории необходимо дифференцировать понятия «субъективность» и «субъектность».

В отечественной психологии понятие «субъектность» появилось относительно недавно. Поэтому оно и понятие «субъективность» выступали как синонимичные.

В контексте дифференциации этих понятий необходимо рассмотреть концепцию В.Э. Чудновского, который ставил своей задачей разработку не категории субъект, а понятия субъектности, субъективности.

Чудновский разрабатывает также структуру внутреннего мира, выделяя в нём ядро и периферийный слой (хотя анализирует только первое). Ядро субъективности представляет собой средоточие внутренней активности, которая, сформировавшись, определяет весь процесс становления личности и её внутреннего мира [Чудновский В.Э., 1988, с. 18]; в нём соотносятся природные, возрастные и личностные особенности. Под влиянием ядра субъективности у человека появляется субъективная картина мира.

Итак, В.Э. Чудновский пытается выявить структуру внутреннего мира и доказать, что субъективность развивается по своим внутренним законам. Но, как видно, специально он категорию «субъект» не разрабатывал.

На современном этапе осуществляется дифференциация указанных понятий и дается их определения.

В последние годы появилось множество эмпирических работ, посвященных исследованию субъектности человека в разные периоды онтогенеза.

Самой ранней из данной серии работ является исследование Е.Н. Волковой, которая анализирует субъектность педагогов.

Она пишет, что субъектность определяется «через категорию «отношение» и представляет собой отношение к себе как к деятелю» [Волкова Е.Н., 1998, с. 5]. Используя субъект-субъектный подход, Е.Н. Волкова говорит о том, что субъектность предполагает такое отношение не только к себе, но и к другим людям, особенно к своим ученикам; появление данного отношения связывается с общением с другим человеком, обладающим субъектностью. В понятие субъектности у нее входит сознательность, свобода выбора и ответственность за него, уникальность.

Рассматривая динамику субъектности в процессе развития человека, Е.Н. Волкова описывает две его сущностные характеристики: во-первых, это «способность изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней» и, во-вторых, «реализация им своею жизнью принципа меры. преобразовывая, сам человек устанавливает размеры преобразований и границы своего вмешательства» [Волкова Е.Н., 1998, с. 22]. Отмечается важность того, что человек может передать другому человеку свои намерения, рассчитать их последствия. Из этого Е.Н. Волкова выводит три составляющие субъектности: способность изменять, измерять и излагать.

Она рассматривает субъектность как качество личности: «В субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности» [Волкова Е.Н., 1998, с. 38].

В концепции Ю.А. Вареновой субъектность понимается как «интегральный процесс психики, обеспечивающий адаптацию и преобразование человеком себя и окружающей среды за счет интеграции эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов своего образа «Я» [Варенова Ю.А., 2001, с. 4]. Это попытка представить субъектность динамической характеристикой, где сменяют друг друга два указанных процесса. Субъектность появляется тогда, когда необходимо сделать выбор, при этом характеризуется все более совершенным набором средств.

Рассмотрение человека как субъекта своей жизнедеятельности, представлено в концепции Е.Ю. Коржовой. Под субъектностью она понимает «способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым «выстраивать» собственное бытие, то есть быть ее субъектом» [Коржова Е.Ю., 2001, с. 17].

Основным предметом ее исследования стала субъект-объектная ориентация в жизненных ситуациях, которая определяется как «степень зависимости внутреннего мира от мира внешнего, заключающегося в «выстраивании» собственного бытия, то есть субъектной включенности в жизненную ситуацию». Е.Ю. Коржова выделяет два вида ориентации: субъектную и объектную. Для них свойственно то, что человек в любой ситуации остается субъектом, хочет он того или нет, но если в случае субъектной ориентации (или интериоризованной субъектности) для него характерна сознательная работа над собой, самоанализ с помощью разных техник (например, религии или психотехник), то для объектной ориентации (эстериоризованной субъектности) человек неосознанно помещает себя в такие жизненные ситуации, в которых он вынужден развиваться.

В результате автор выводит 4 типа субъектности: «преобразователь жизненных ситуаций», «гармонизатор жизненных ситуаций», «пользователь жизненных ситуаций», «потребитель жизненных ситуаций».

В целом, Е.Н. Азлецкая выделяет следующие характеристики субъекта: ответственность, высокий уровень эмоциональной зрелости, способность к внутреннему контролю, осознанность действий, эмпатия.

Большой интерес для нашего исследования представляет концепция С.Д. Дерябо. Она продолжает субъект-субъектную традицию отечественной психологии, выявляя, как формируется отношение у человека к другому человеку и к природе.

Главным понятием этой концепции является так называемая «субъектификация», что означает «наделение объектов и явлений мира субъектностью» [Дерябо С.Д., 2002, с. 12]. В основе этого процесса, как замечает автор, лежит стремление человека «сделать мир своим», создать свою реальность. Субъектность определяется «как свойство, открывающееся в способности субъекта «полагать себя в основу» экологического мира и самого себя». Дерябо выделяет три основных свойства человека, в которых конкретизируется субъектность: самоупорядочивание, самопричинение и саморазвитие. Уточняется структура субъектности: человек познающий, человек относящийся, человек преобразующий. И соответственно в процессе субъектификации выделяются 3 стороны: гносеологическая («считать субъектом»), аксиологическая («относится как к субъекту») и праксиологическая («поступать как с субъектом»).

Интересно, что к традиционной активности субъектности добавляется не менее традиционная субъективность в смысле пристрастного отношения к окружающему, а также признание ценности каждого человека в качестве основных характеристик субъекта.

Таким образом, в современной отечественной психологии за понятием субъектность закрепляется значение особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями. Причем впервые подчеркивается процессуальный характер категории субъекта: он связывается именно с процессами, происходящими внутри человека (самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией и так далее), то есть самостными процессами.

Анализ концепций отечественных психологов позволит нам определить поле значений категории субъекта.

Источник

ФЕНОМЕН СУБЪЕКТНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

ФЕНОМЕН СУБЪЕКТНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. РостовнаДону, 1993. 67 с.

Книга В.А. Петровского посвящена одной из наиболее актуальных для развития психологической науки областей, носящей отчетливо проблемный характер и требующей фундаментальных исследований. Это область личности человека в аспекте ее субъектных характеристик, ее истинных субъектных потенций и реальных феноменов субъектности.

Названная проблема является ключевой при исследовании закономерностей отдельных, частных форм произвольной активности человека. Определенные исходные представления о субъектных возможностях человека, об их границах, «нормальных проявлениях » и механизмах реализации неизбежно лежат и в основе практической организации разных ступеней и этапов обучения и воспитания, организации трудовой профессиональной деятельности, проектирования новых видов деятельности, осуществления психологодиагностической и коррекционной работы, психотерапии и. т.д.

Книга В.А. Петровского прямо направлена на содержательную эмпирическую разработку и теоретическое развитие проблем субъектности в контексте становления и реализации личности в качестве универсального субъекта различных видов своей произвольной активности и специфических форм своего действенного бытия, в субъектной активности других людей, на создание необходимых концептуальных средств для воплощения идей субъектности в широкой исследовательской практике психологической науки. В конечном счете книга способствует преодолению невостребованности субъектного потенциала человека в период его личностного становления и в дальнейшей жизни.

Рассматриваемая работа имеет принципиальную актуальность, она реализует значимые научные тенденции роста психологии личности и общей психологии и является, тем самым, закономерным этапом их развития. При этом книга демонстрирует существенную новизну исходных позиций, подходов и исследовательских аспектов, посвященных «феномену субъектности в психологии личности «, которые реализуют в своей совокупности оригинальную концепцию, содержательно обосновывающую и раскрывающую феномен субъектности как сущностную характеристику личности человека, его личностного бития. Автор, по сути, формулирует особую предметную область психологического исследования личности и вносит в нее существенный и многосторонний исследовательский вклад.

Уже из названия книги понятно, что общий теоретический фундамент работы строится на основе анализа феномена субъектности человека (анализируется построение

человеком своих витальных контактов с миром, осуществление предметной деятельности, общения, активности в сфере самосознания). При этом именно субъектность как особое свойство и способность человека к самодетерминации разных сфер и сторон своего бытия выступает характеристикой личности, конституирующей ее. Выстраивая понимание феномена субъектности, автор противопоставляет разным формам использования «принципа сообразности » идею неадаптивности человека и подтверждает ее выявлением и анализом целого класса соответствующих феноменов.

Автор вводит и содержательно обосновывает одно из ключевых понятий своей концепции понятие «неадаптивной активности «, в свете которого человек выступает как субъект этой активности, как «адаптивнонеадаптивное » существо. Именно в этом качестве человек демонстрирует способность выхода за пределы наличных ситуаций, исходных регламентации своей активности, реализует способность полагать себя как субъект, порождая действительно новые цели в разных сферах своего бытия. Порождение целей, максимально эмансипированных от предшествующих целевых ориентации, объясняется на основе принципа актуальной детерминации (причинность «здесь и теперь «) в свете соотношения категорий «возможного » и «действительного «. Идея актуальной причинности, реализуемой как переживание собственных деятельностных возможностей, и лежит в основе понимания актов самополагания, реализуемых субъектом в процессах активнонеадаптивного действования.

Концептуальные построения книги находятся в органическом содержательном единстве с экспериментальными исследованиями, результаты которых имеют во многом прямое теоретическое значение. Отмечу в самом общем виде два условно выделяемых блока экспериментальных исследований. Первый из них, подчинен изучению феноменологии конкретных форм, закономерностей, механизмов активной неадаптивности человека, реализуемой им в качестве закономерной тенденции своей жизни, предметной деятельности, общения, самосознания. Главным в решении этих задач явился разработанный автором метод «виртуальной субъектности » (надситуативной активности), реализованный в большом числе конкретных методик. Значительный интерес представляют как сами методики, так и выявленный с их помощью широкий круг феноменов надситуативной активности, непрагматичного, неадаптивного поведения. Результаты этого блока экспериментов соотносятся с проблемой становления субъектности человека, с «началами личностного в человеке «, т. е. с моментами самополагания.

Анализ же существования человека как субъекта активности реализуется блоком экспериментов, посвященных изучению явлений и эффектов идеальной представленности и продолженности человека в других людях. В качестве общего в решении этих задач используется также оригинальный метод «отраженной субъектности «. Этот метод реализует разработанную автором концепцию представленности человека в других. На основе анализа собственных и уже имеющихся в науке данных автор формулирует гипотезу, объясняющую тенденцию человека к субъектному отражению себя в других и в себе самом.

Автор показывает, что в своей совокупности виртуальная, отраженная и возвращенная субъектность в их динамических связях и переходах воплощает личностное бытие человека.

Таковы, в самом общем, сугубо пунктирном перечислении некоторые основные моменты содержания и логики книги, подробное знакомство с которой будет интересно психологу любой специализации.

В заключение стоит сказать, что книга обладает одной важной, хотя и формальной относительно излагаемой в ней концепций, особенностью. Это особенность самого изложения, способствующего доходчивости излагаемых идей и реализации «научного веса » самой книги, несмотря на ее небольшой объем. Книга по своей сути является предельным концентратом теоретических построений, формулировок, базирующихся на анализе очень большого объема классической и современной научной литературы и собственных эмпирических исследований. Ограниченный объем публикации в сочетании с разнообразием и богатством теоретического и эмпирического материала обычно диктуют тезисную форму изложения, при которой теряются многие логические переходы и в известной мере утрачивается доказательность излагаемого. Однако автор сумел избежать тезисного жанра и дать логически и содержательно целостную и связную картину предлагаемой концепции, что значительно облегчает ее восприятие читателем. Приложенный же список авторских работ дает возможность пристрастному читателю детально ознакомиться с различными аспектами, содержательными и собственно логическими основаниями излагаемой концепции.

Что можно пожелать автору? Исследуя и обосновывая феномены неадаптивной активности субъекта, он, естественно, сконцентрировал свое внимание именно на них. Хотелось бы, чтобы в книге был обозначен взгляд автора на соотношение и совместимость адаптивных и неадаптивных форм поведения в жизни человека.

В контексте авторской концепции невольно возникает вопрос и о том, характеризует ли тенденция к неадаптивной активности общий модус поведения данного человека, либо может проявляться преимущественно лишь в какихлибо отдельных областях отношений человека с действительностью и как в таких случаях можно квалифицировать уровень субъектного развития человека.

И конечно, хотелось бы увидеть опубликованным существенно более подробное и детальное изложение концепции В.А. Петровского в форме полнообъемной монографии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *