Суд как субъект административного судопроизводства
Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: понятие и признаки
Кулюшин Евгений Николаевич, аспирант кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета.
Статья посвящена исследованию понятия и признаков суда первой инстанции как субъекта административного судопроизводства. Анализируются представления о суде первой инстанции в административном судопроизводстве в механизме теории разделения властей, компетенции и полномочиях суда первой инстанции в административном судопроизводстве, административно-процессуальных правоотношениях, возникающих между судом первой инстанции и лицами, участвующими в деле.
Ключевые слова: суд первой инстанции, административное судопроизводство, субъект административного судопроизводства.
The First-Instance Court as a Subject of Administrative Proceedings: the Concept and Attributes
Kulyushin Evgeny N., Postgraduate Student of the Department of Civil Procedure of the Ural State Law University.
The article is devoted to the study of the concept and features of the court of first instance as a subject of administrative proceedings. The article analyzes the ideas of the court of first instance in administrative proceedings in the mechanism of the theory of separation of powers, competence and powers of the court of first instance in administrative proceedings, administrative and procedural legal relations arising between the court of first instance and the persons involved in the case.
Key words: court of first instance, administrative proceedings, subject of administrative proceedings.
См.: Монтескье Ш. Избранные произведения: В 2 т. / Под общ. ред. М.П. Баскина. М., 1955. 799 с.
См.: Николаева Л.А., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции: Сборник. СПб., 2004. С. 32.
В отношениях между гражданином, организацией и государством публичная власть обладает значительными материальными, организационными и управленческими ресурсами. Это обстоятельство обусловливает то, что особую роль при разрешении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, играет суд первой инстанции, на котором и лежит ответственность за справедливое урегулирование споров между гражданами, организациями и субъектами публичной власти. Отсюда имеется необходимость научного осмысления понятия и признаков суда первой инстанции в административном судопроизводстве. Для начала рассмотрим основные признаки суда в административном судопроизводстве: «судебная власть», «компетенция суда», «полномочия суда», «административно-процессуальные правоотношения». Также сформулируем определение понятия суда первой инстанции в административном судопроизводстве.
См.: Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Дегтярев С.Л. Реализация судебной власти в гражданском судопроизводстве: теоретико-прикладные проблемы. М., 2007. 376 с.
См.: Ярков В.В. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр). М., 2016. С. 10.
См.: Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2017. С. 8.
См.: Колоколов Н.А. Указ. соч.
См.: Бараданченкова Н.Е. Анализ взглядов на понятие «компетенция» в науке российского гражданского процесса // Российский юридический журнал. 2014. N 3. С. 172.
См.: Сиротюк А.З. О подходах к пониманию судебной власти и судебной системы // Российская юстиция. 2017. N 11. С. 41.
См.: Колоколов Н.А. Указ. соч.
Полномочия суда первой инстанции в административном судопроизводстве осуществляются в административно-процессуальных правоотношениях с лицами, участвующими в деле при рассмотрении и разрешении административных дел.
См.: Мартынов А.В. Участники административного судопроизводства: понятие, виды и сравнительная характеристика с другими участниками судебных процессов // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 53.
См.: Козлов А.Ф. Указ. соч.
Литература
Суд как субъект административного судопроизводства. Правовой статус суда в гражданском и арбитражном процессе, административном судопроизводстве
Правовой статус суда в гражданском и арбитражном процессе, административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 4. ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ «. Правосудие в РФ осуществляется только судами.
Таким образом, обязательным субъектом гражданского процессуального правоотношения является суд.
Особое положение суда как субъекта гражданских правоотношений определяется конституционными принципами правосудия и статусом судей.
Суд организует и направляет их деятельность и содействует им в реализации своих прав и обязанностей. Он рассматривает и разрешает гражданское дело по существу.
Суд в гражданском процессе
Суды как субъекты гражданского процесса подразделяются на две большие группы. Прежде всего, это суды, рассматривающие гражданские дела по существу – суды первой инстанции. В этом качестве чаще всего выступают районные (городские) суды, а в некоторых случаях и вышестоящие суды, когда они рассматривают по первой инстанции дела в силу правил родовой подсудности.
Ко второй группе судов, как субъектов гражданского процессе, относятся суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. К их компетенции относится проверка законности и обоснованности актов, вынесенных нижестоящими судами (решения, определения, постановления).
Учитывая особую роль суда в гражданском процессе, закон предъявляет к нему целый ряд требований как качественного, так и количественного характера. Качественные требования определяют, кто может и, соответственно, кто не может входить в состав суда по гражданскому делу. В соответствии с общим требованием судьей по гражданскому делу может быть лицо, назначенное в установленном порядке на должность судьи. Закон устанавливает также и запреты для лиц, которые не могут входить в состав суда.
В состав суда, рассматривающего гражданское дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой, а так же те, кто прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.
Правовое положение суда в гражданском процессе
· Это единственный носитель власти в гр.процессе. В тех случаях, когда участниками дела являются различные гос.органы, прокурор, др. д.л., они находятся в подчиненном положении и должны исполнят требования суда (ст.13).
· Суд является обязательным субъектом проц.отношений. все отношения строятся только через суд.
· Суд осуществляет имеющиеся у него права не в силу к-л заинтересованности, а в связи с исполнением возложенных на него обязанностей по отправлению правосудия. Например, только суд в гр.процессе может предупредить свидетеля об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания. В то же время, это является и обязанностью суда. Только суд может принять решение об удовлетворении иска или об отказе в иске, но это является и его обязанностью. Т.о. все проц.права суда одновременно являются и его обязанностями. Поэтому более правильно говорить не о правах и обязанностях суда, а о его полномочиях. Полномочие означает наличие к-л права, которое является одновременно обязанностью.
· Совокупность всех полномочий образует компетенцию суда. Принято различать предметную и функциональную компетенцию. Предметная компетенция – это круг дел, которые относятся к рассмотрению данным судом, т.е. предметная компетенция раскрывается через правило подсудности. Функциональная компетенция– это круг полномочий, которыми обладает суд в отношении подсудных ему дел. Это могут быть полномочия: рассмотреть дело по существу (суд первой инстанции), полномочие рассмотреть апелляционную, кассационную, надзорную жалобу.
Наряду с полномочиями в отдельных случаях суд наделяется проц.правами в традиционном понимании этого слова, т.е. когда осуществление права не является обязанностью суда. Т.е. осуществление таких прав происходит по усмотрению суда. Поэтому их принято называть дискреционные полномочия.
Ст.139 ГПК: суд может принять меры по обеспечению иска. если непринятие мер в дальнейшем сделает исполнение решения суда невозможным, то суд должен принять меры по обеспечению иска. Ст.328: права суда апелляционной инстанции, в частности право отменить решение суда. Но суд не может по своему усмотрению отменять решение, он связан законом.
Поэтому в каждом конкретном случае нужно учитывать специфику конкретного проц.действия.
Косвенным признаком того, что вопрос не может решаться по усмотрению суда является право на обжалование соответствующих действий. Например, ст. 104 обжалуются любые определения по вопросу суд.расходов. Если лицо не согласно с постановлением апелляционной инстанции., то на основании ст.376 ГПК возможна подача кассационной жалобы. Все это свидетельствует о том, что данные вопросы не могут решаться судом по усмотрению.
Суд в арбитражном процессе
Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. ст 2 апк
Суд как субъект административного судопроизводства.
Задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3151 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Суд как субъект административного судопроизводства
КАС РФ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 18-ФЗ)
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
2.1) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ)
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:
1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации;
2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 87-ФЗ)
2.2) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
2.3) о признании информационных материалов экстремистскими;
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;
9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2016 N 223-ФЗ)
3.1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ)
С 01.01.2023 в ч. 4 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).
4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 303-ФЗ)
РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
С 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В силу общего правила, изложенного в ч. 1 ст. 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
До 15.09.2015 при наличии спора о праве гражданском, когда частным лицом ошибочно вместо иска предъявляемые требования оформлялись в форме заявления по правилам гражданского процессуального законодательства, регулирующим рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, такому лицу не могло быть отказано в принятии требований к рассмотрению в суде. То есть ошибка в выборе вида судопроизводства не влекла за собой отказ в доступе к суду. Однако после указанной даты ситуация изменилась.
В настоящее время ошибочное обращение в суд с административным исковым заявлением за разрешением частноправового спора является основанием для отказа в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При этом и неправильное предъявление искового заявления вместо административного искового заявления также служит препятствием в доступе к суду, поскольку в этом случае суд отказывает в принятии заявления к своему производству по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Ошибка в выборе процедур рассмотрения дел между КАС РФ и ГПК РФ, выявленная на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, влечет за собой прекращение производства по делу, а если она установлена в суде апелляционной инстанции, то решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы указанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
Суд как субъект административного судопроизводства
КАС РФ Статья 38. Стороны
1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.