Судьба как ракета летит
Андрей Вознесенский «Параболическая баллада»
Судьба, как ракета, летит по параболе
обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
он
дал
кругаля через Яву с Суматрой!
Унёсся, забыв сумасшествие денег,
кудахтанье жён и дерьмо академий.
Он преодолел
тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
параболой
гневно
пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачёты сдавали.
Куда ж я уехал!
И чёрт меня нёс
меж грузных тбилисских двусмысленных звёзд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в чёрном парадном.
О, как ты звенела во мраке Вселенной
упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним —
земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно даётся нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
несутся искусство,
любовь
и история —
по параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
.
А может быть, всё же прямая — короче?
1 июня умер гений поэзии Андрей Вознесенский http://www.izvestia.ru/culture/article3142488/
Андрей Вознесенский. Параболическая баллада
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
Он
дал
кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел
тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
»Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой
гневно
пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал!
И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном.
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Андрей Андреевич Вознесенский. «Параболическая баллада»
Андрей Андреевич Вознесенский
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал! И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном…
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу, приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Стихотворение А.А. Вознесенского «Параболическая баллада» («Судьба, как ракета, летит по параболе…») воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных невзгод.
В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и короче идти) и путь по параболе (через творческие муки и поиски собственного «я»). В качестве примера судьбы с интересной траекторией автор приводит биографию художника Гогена, который сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир высокого искусства.
Символом признания таланта художника в стихотворении становится Лувр. А.А. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность войти в профессию через «главный порог»: по традиционному академическому пути, копируя «райские кущи», как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты щедро оплачивала церковь, делая дорогие заказы. Но Гоген предпочел рисовать то, что хотел, и жить, как хотел. Отстранившись от цивилизации, он много лет прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для европейского глаза экзотическую природу.
Однако истинного творца всегда ожидает признание, поэтому Гоген все равно попал в Лувр (символ ведущих музеев мира в данном случае), «параболой гневно пробив потолок!».
От судьбы Гогена А.А. Вознесенский обращается к жизни лирического героя — своего молодого современника, который уезжает то в Грузию, то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести тихое семейное счастье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом разлуки в стихотворении становятся «простывшие плечики» и «земные и озябшие» позывные любимой женщины.
В эпоху космических открытий образ летящей по параболе ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомненно, выглядел модным и актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: «полет» и «приземление». Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о приземлении рядом с любимой.
Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучайно в произведении доминируют глагольные формы, обозначающие движение («летит», «унесся», «уносился», «срывающий», «пробив», «уехал», «лечу», «несутся», «уезжает»).
Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся те ценности, во имя которых он вершит свой маршрут по параболе: это искусство, любовь и история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопоставлены статичные и на века закрепленные, инертные позиции: «каноны, прогнозы, параграфы».
Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный вопрос: «А может быть, все же прямая — короче?». Читателю предлагается самому сделать правильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирического героя произведения нет и не может быть другого пути.
В стихотворении много «неточных рифм» («параболе» — «радуге», «Гоген» — «агент», «храбро» — «параболе»). Вместе с тем ключевой символ произведения «парабола» четыре раза выносится в конец стихотворной строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. А.А. Вознесенский, всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: «правда», «парадное», «параграфы». Кроме того, образ «параболы» подкреплен в начале стихотворения аллитерацией «р» («Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно — во мраке и реже — по радуге»), а также звуковым удвоением («ракетой ревущей»), затем «п» и «р» («Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном…»).
В стихотворении А.А. Вознесенского ярко воплотились особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция лирического героя — романтика и искателя приключений.
Андрей Вознесенский — Параболическая баллада: Стих
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал! И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном…
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу, приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Анализ стихотворения «Параболическая баллада» Вознесенского
В «Параболической балладе» Андрея Андреевича Вознесенского лирический герой несется через тернии к звездам.
Стихотворение написано в 1959 году. Выпускник Архитектурного института, поэт готовит к изданию дебютную книгу. По жанру – баллада, 7 неоднородных строф с парной рифмовкой. Создан стих был в Москве, по дороге в Лаврушинский переулок. Символом судьбы молодой поэт сделал техническую новинку – ракету, летящую «по параболе». То есть, через взлеты и падения, вопреки всему, без поиска удобных или обходных путей. Такой принцип заложен и в творчестве. Из обыденности нужно прорываться и вырываться. Впрочем, еще одна задача – не отстать от пресловутого «атомного века». Само понятие параболы поэт мог позаимствовать из архитектуры. Крыши и купола проектируется с помощью этой формы. Поэт равняется на путь художника П. Гогена, променявшего сытую жизнь на живопись. Случился и разрыв с семьей. «Преодолел тяготенье земное»: собственные сомнения, советы скептиков. «В Лувр попал не сквозь главный порог»: известность нашла его после смерти. Его искусство из скандального стало новой классикой. Для поэта – где искусство, там и любовь, и история человеческого духа. Штрихами он набрасывает облик девочки, ждавшей своего вдохновенного поэта. «Лечу, приземляясь по ним»: герою непросто оборвать полет, вновь обрести надежную почву под ногами. Впервые у него щемит сердце: «прости мне дурацкую эту параболу». Пожалуй, здесь он готов на компромисс.
Мир – это стихия, бурное житейское море, быть с ним на одной волне, бороться и побеждать, значит, выбрать ту самую «траекторию параболическую». В противном случае – только плыть по течению. «В Сибирь уезжает ночью»: автобиографическая строчка. Как раз в ту пору автор побывал в Сибири, вернулся оттуда с охапкой новых стихов. В финале он будто спорит с самим собой и задает вопрос читателю: «может быть, прямая – короче?» Однако для себя он все решил. Парабола – заклинание и метафора нового пути в поэзии, которым шел сам автор. Лексика разговорная, интонация страстная. Множество оригинальных, темпераментных неточных рифм. Яростная антитеза. Динамичность сюжета. Портрет П. Гогена – и внешний, и психологический. Топонимы (Ява, Суматра, Сибирь). Портрет героини, сотканный из красивых метафор (как ты звенела во мраке Вселенной). Россыпь восклицаний, вопросы, эпитеты (райские кущи, огненно-рыжий художник, простывшие плечики). Сравнение (как ракета), прозаизмы (параграфы, антенна), тень самоиронии.
Стихи «Параболическая баллада» А. Вознесенского – своеобразный творческий манифест поэта.
Судьба как ракета летит
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
—-
Не заводите вторых профессий, второй страсти, второй семьи. Ночью вы будете путать имена.
—-
Но чист ее высокий свет,
Отважный и божественный.
Религий — нет, знамений — нет.
Есть Женщина.
—-
Память не закопать.
—-
17 комментариев
Похожие цитаты
Женщина любит ушами… Ей лучше немного приврать,
Чем самую горькую правду о формах её… рассказать.
Скажи: «Ты прекрасна, родная, ведь ты и мила, и стройна.
Ответь мне: такою красивой зачем тебя мать родила?»
Такие слова Богу в уши! Теперь и её не узнать,
Ведь будет она, словно роза, от сказанных слов расцветать!
Сравните глаза с незабудкой и с чёрною ночкою бровь…
Тогда она точно подарит лишь вам… неземную любовь!
22:08
сижу одна… пью французское вино… а в душу насрали давно…