Суми э как рисовать

ALOVAK magazine

Онлайн-журнал для творческих людей

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Суми-э — японская живопись. Рассказывает Римма Карачан

Суми-э — японская техника рисования тушью. Мы посетили занятия по этому традиционному восточному виду живописи в центре «Хагакурэ» и поговорили с художником и преподавателем Риммой КАРАЧАН. Римма не только учит художественному мастерству, но и старается воспитать в своих учениках умение видеть красоту в окружающем нас мире: в маленьком цветке, птичке, облаке, замечать величие природы, складывающееся из простых и незамысловатых, казалось бы, вещей и явлений.

Про историю суми-э

— Как вы увлеклись японской живописью?

Интерес к этому виду рисования у меня возник давно. Как художнику мне был очень интересен и необычен этот вид искусства. Не секрет, что многие известные европейские художники черпали вдохновение для своих работ у японских мастеров. Суми-э – философская техника рисования, которая успокаивает ум и приводит к гармонии.

Практика суми-э существовала в основном в монастырях, на протяжении восьми веков эта техника рисования не выходила за их пределы. Соответственно, первыми художниками были буддистские монахи.

Во второй половине XV века монах японского храма Сёкокудзи Тоё Сэссю путешествовал по Китаю. Среди всего прочего он посещал буддийские монастыри, где изучал местные виды живописи. По возвращении домой он привез в Японию технику рисунка монохромной тушью суми-э. Это была свободная манера рисования «разлетающейся кистью», которая оказала влияние на позднюю японскую живопись. Сэссю путешествовал по всем уголкам Японии, делал множество зарисовок местных ландшафтов, постоянно совершенствуя свое мастерство. Он высоко поднял планку этого вида рисования и популяризировал его. С этого времени искусство суми-э пошло в народ, стало доступным и почитаемым всеми.

В этом виде рисования присутствует медитативность, задумчивость, поиск себя… В суми-э кисть называют «танцующей», так как она слегка придерживается рукой, постоянно находится в воздухе, а расслабленная кисть свободно машет ее кончиком. Взлетает, открывая для вас свободу движения, как будто это кисть водит рукой мастера. Японцы называют это состояние «му» – отсутствие себя. Вы убираете контроль и рисуете, полностью доверяя кисти.

В суми-э кисть называют «танцующей», так как она слегка придерживается рукой, постоянно находится в воздухе, а расслабленная кисть свободно машет ее кончиком.

Этот вид творчества энергетически подпитывает, я отдыхаю с помощью этой техники. Мне не важны картинки, мне важен процесс. Я пришла, порисовала 15-20 минут и все – я как огурчик – это важно в напряженном ритме жизни с множеством работы и планов. Нужно найти свое измерение, которое позволяет вам вернуться к себе, прислушаться, чего не хватает лично вам.

Конечно же, я рисую достаточно долго, и могу с легкостью нарисовать любой сюжет. Это все тренировки, постоянное совершенство стиля и любовь к минимализму. Предвкушая и размышляя над тем, что я буду сейчас рисовать, я уже улыбаюсь и отдыхаю. И мне уже хорошо.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

— Как формировался стиль суми-э? В чем его уникальность, особенность, подходы?

Первоначально основные методы и принципы рисования тушью были заимствованы из Китая. Однако Сэссю привнес в это искусство японскую эстетику и неповторимый стиль. А неповторимость его именно в простоте и изящности. Китайская техника предусматривает большую проработанность деталей в рисунке. Суми-э – это скорее искусство нескольких мазков, но настолько выразительных, что образ получается легко узнаваемым.

Задача художника изучить объект и, отбросив все ненужное, несколькими штрихами создать его образ. Это подразумевает условность, стилизацию, упрощение. При этом предмет не теряет свою узнаваемость, остается живым. Техника рисования очень экспрессивная и эмоциональная. Здесь нельзя медлить – нужно рисовать быстро, как правило, без карандашного наброска. В основе лежит наблюдение за природой, ее изучение. Чтобы нарисовать предмет, нужно его знать: как выглядит птичка, какое строение ее лапок, как выглядит тот или иной листик, цветочек, очень важно не обмануть зрителя. Излишнее сходство – пошло, не сходство – обман. Нужно найти золотую середину, не обмануть зрителя и одновременно не скатиться в безвкусицу. Так как цвета здесь нет, а только градация черного, то художник должен сыграть на гамме серых оттенков, как музыкант играет на музыкальном инструменте. Это искусство действительно похоже на музыку. Конечно, цвет также можно использовать при желании, но классически это только черная тушь и ее различные оттенки.

Излишнее сходство – пошло, не сходство – обман. Нужно найти золотую середину, не обмануть зрителя и одновременно не скатиться в безвкусицу.

— Какие основные сюжеты, жанры или направления суми-э существуют?

В основном в суми-э используется три сюжета или три основных направления: цветы и птицы, пейзаж, животный мир. Людей изображают реже – это могут быть странствующие монахи, рыбаки на лодках среди пейзажа. Как правило, человек на картине второстепенен и используется для масштаба. Относительно фигуры человека мы понимаем, насколько гигантские горы, скалы или деревья.

Для всех сюжетов вырезают печати с обозначением жанра. Одной из главных будет именная печать мастера, называемая «ханко», на которой будет зашифровано его имя, она будет узнаваема, как и стиль мастера суми-э. Также можно вырезать печати-пожелания. Красная печать красиво дополняет рисунок суми-э.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Про технику рисования

— В чем особенность техники рисования суми-э?

Этим видом рисования могут заниматься все желающие, он не требует особой художественной базы. Человек может прийти с нуля и достичь хороших результатов, потому что в основе лежат всего четыре мазка, основные движения кистью: «бамбук», «орхидея», «хризантема» и «слива». Почему такие названия? Потому что эти растения очень почитаемы на Востоке, изучение техники суми-э начинается с рисования этих четырех растений. Это четыре базовых штриха. Существует также дополнительный штрих «пресс-мазок», при котором кисть в вертикальном положении по всей длине ее щетинок прижимается к листу бумаги.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Когда рисуете «бамбук» – острый на конце и округлый в точке роста – вы учитесь рисовать резкие, отрывистые штрихи.

Когда рисуете мазок «орхидея», вы изучаете плавное, струящееся, скользящее движение. Оно очень спокойное и женственное. Этот мазок напоминает ленту, которая развивается в воздухе, расширяясь и сужаясь.

Мазок «хризантема» напоминает по форме запятые, рисуя этот цветок, вы учитесь накладывать мазки друг на друга.

Мазок «слива» напоминает небольшую капельку – точку.

Важное правило: кисть нужно держать строго вертикально и за верхнюю треть черенка, чтобы она могла парить! Конечно, позже добавляется множество дополнительных штрихов, и из них складывается итоговое изображение. Все мазки нужно довести до автоматизма, только после этого вы научитесь легко и свободно рисовать. Этот этап нельзя перескочить. Нужны многократные тренировки, повторения этих движений. Хорошо для этого использовать специальные коврики для каллиграфии. На них рисуют водой, при этом в течение некоторого времени мазок остается видимым до тех пор, пока вода не испарится. И можно тренироваться рисовать заново.

Важное правило: кисть нужно держать строго вертикально и за верхнюю треть черенка, чтобы она могла парить!

— Какими еще материалами пользуются художники суми-э, воплощая свое искусство в осязаемый образ?

Тушь, вода, кисточка, бумага – вот четыре драгоценности стола «ученого». Так их раньше называли, так как изначально этот вид рисования был присущ только аристократам. Очень трепетно относились к материалам. Лист бумаги, к примеру, называли «зал очищения души». Прежде чем вы достигните мастерства, нужно пройти через «лес кистей». Только исписав много кистей, изведя много бумаги, к вам придет понимание инструмента. Можно работать на рисовой, акварельной бумаге, какая больше нравится.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Про личный опыт

— Расскажите немного о ваших учениках.

Мы начали занятия в 2014 году, и уже выросла целая армия учеников. Многие теперь и сами преподают. Как говорят японцы, каждый должен найти свой «гигай», то есть призвание, то, что заставляет человека радостно просыпаться по утрам и предвкушать занятие любимым делом, то, что его питает и наполняет силами. Это здорово, что люди обрели любимое занятие. Особенно для женщины очень важно заниматься творчеством. Женщина ведь центр семьи, от нее зависит, какая атмосфера будет дома. Если она гармонична, то через нее любовь распространяется на всех членов семьи.

Как говорят японцы, каждый должен найти свой «гигай», то есть призвание, то, что заставляет человека радостно просыпаться по утрам и предвкушать занятие любимым делом, то, что его питает и наполняет силами.

— А как планируете свое время?

Конечно, свободного времени мало. Пишу планы на неделю вперед. При этом у меня подвижный график. Я бы не смогла ходить каждый день на работу от звонка до звонка. Мне нравится быть в движении. Я сама планирую свое время. Для подготовки к своим занятиям я рисую методический материал. Работаю очень много, помимо преподавания суми-э я занимаюсь детской акварельной иллюстрацией. В итоге у меня остается один день выходной, в который я привожу дом в порядок. И, естественно, я нахожу время, чтобы посвятить его себе, семье, ребенку. Дочка иногда на меня обижается, мол, мама, ты вся в работе, подойди я тебя обниму! Она у меня высокого роста и мы сейчас поменялись местами. Я у нее сижу на коленках, это так забавно: «мама, иди ко мне, посиди у меня на коленках»:)

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

— Расскажите о ваших планах и вдохновении.

Планы очень большие: хочется сделать книгу постадийного рисования суми-э. Я знаю, это очень актуально и будет востребовано учениками. Отдельные выборочные уроки есть, их можно найти в интернете. Однако полноценного учебника-пособия еще не издано.

Вдохновляет буквально все! Природа, книги, детские рисунки… Ребенок поставил кляксу, расстроился, а я говорю: «Смотри это же не клякса, это птичка!» – пара штрихов – и уже улыбка на детском лице! Вот так учишь их в каждой кляксе увидеть объект, и понять, что всё и всегда можно исправить. Искусство призвано нести свет в глубины человеческого сердца. Когда человек начинает заниматься искусством, он не чувствует бессмысленность своего существования, его жизнь наполняется радостью и светом. Вот это здорово! Человек творит искусством другую реальность. И он может ее создать такой, какой хочет.

— Какова ваша жизненная философия?

Любовь, творчество, дети – вот три кита, на которых все держится. Я люблю детей, люблю творить, я человек, который находится в чувствах. Любовь для меня важна, так как ничто не питает творческого человека так, как любовь. Люди не будут помнить, что вы им говорили, но они всегда будут помнить, как они чувствовали себя рядом с вами.

Для меня очень важно отношение к людям. Мне хочется, чтобы рядом со мной было хорошо и комфортно. Ведь от нас остается шлейф, ореол от общения, и я хочу, чтобы уходя с моих занятий, мои ученики несли вместе с собой атмосферу теплоты и уюта.

Люди не будут помнить, что вы им говорили, но они всегда будут помнить, как они чувствовали себя рядом с вами.

Источник

Техника японской живописи суми-ё

Мастер-класс «Техника японской живописи суми-ё»

Автор: Грекова Ольга Александровна учитель изобразительного искусства, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №4».

Цель: познакомить с особенностью техники японской живописи суми-ё и научить рисовать дикую орхидею.

«Наша жизнь росинка,

Пусть лишь капелька наша жизнь.

Я предлагаю погрузиться в мир далёкой загадочной Японии.

Главная причина, наверное, в том, что японцы смогли найти гармонию во всём.

Искусство Японии самобытно и своеобычно, его философские принципы, эстетическое предпочтение и вкусы отличаются от западных.

На формирование эстетических принципов японского искусства повлияло особое отношение японцев к природе, её красоте с древнейших времён, воспринимавших её, как божественное творение. Японцы ценят только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную из «живого материала» (глины, дерева…).

В японском искусстве традиции далёкой древности дошли до наших дней.

Это традиционная национальная одежда (кимоно), веер по сей день остаётся неотъемлемой частью костюма. Оригами стало хобби для всех японских семей. Открываются школы по изучению искусства икебаны, ни один праздник, чайная церемония не проходят без икебаны.

Суми-ё основана на вдохновении и индивидуальности, сознание должно оставаться чистым, незамутненным. Картина уже существует в вашем сознании, любуйтесь прекрасной картиной и передавайте своё настроение, эмоциональное состояние.

Эта техника базируется на четырёх мазках: бамбук, хризантема, ветка вишни, орхидея.

Необходимыми материалами является кисточка (фуде), бумага, тушь. Чтобы научиться этой технике надо соблюдать несколько правил: держать кисть строго вертикально и тренировать изменение размера мазка.

Давайте попробуем нарисовать дикую орхидею.

1. Готовим для работы материалы (разводим тушь и готовим кисть)

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

2. Начинаем с основания бутона (кисть строго вертикаль, кончиком кисточки ведём вверх).

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

3. Прорисовка нижних лепестков (начинаем кончиком кисти, нажим, потянуть, оторвать).

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

4. Прорисовка верхних лепестков ( начинаем кончиком кисти, нажим, притянуть, оторвать).

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

6. Рисуем тычинки( точки кончиком кисти).

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

7. Прорисовка стебля (кончиком кисточки, кисточку держим вертикально).

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

8. Листья орхидеи длинные тонкие, колышаться на ветру ( кисть вертикально, кончиком кисточки протягиваем, нажим и плавно отрываем слева на право и наоборот).

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Техника суми-ё является естественным спутником японской поэзии. «Горные сумерки. Похитили алые краски. Орхидея». Бусон.

Рефлексия.

(составляем синквейн на тему мастер-класса «Техника японской живописи суми-ё»).

Источник

Суми э как рисовать

Кисть, бумага, тушь и тушечница. Этот набор предметов в дальневосточных культурах с давних времен называется «четыре драгоценности рабочего кабинета». Они считались символами просвещения и должны были иметься у каждого образованного человека.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Художнику суми-э особое внимание стоит уделить кисти. В суми-э используются кисти округлые в диаметре с ворсом из натуральных материалов. Ворс кисти может иметь разную длину и мягкость. Оптимальным вариантом для начинающего художника будет кисть с жестким ворсом в центре и более мягким по краям. Такая кисть при рисовании дольше удерживает тушь и воду, т.к. они постепенно стекают на ее кончик. При обмакивании кисти в тушь и воду кончик становится острым и тонким, а средняя часть, удерживая внутри себя жидкость, – пухлой и толстой. Такие свойства кисти позволяют выполнять мазки различных видов.

2. Несколько слов о бумаге и туши

Почему в суми-э используется именно т.н. «рисовая бумага»? Можно ли использовать обычную бумагу для рисования или акварели?

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

На протяжении всего существования суми-э так и не нашлось замены рисовой бумаге. Обычная европейская бумага плохо впитывает тушь и не позволяет создать «размытое» изображение. Если рисовать тушью по обычной бумаге, то, как правило, получается обычная начерченная графика. Только «рисовая бумага» хорошо впитывает тушь, позволяя получать изображения различной степени размытости и четкости в зависимости от количества и степени разведения туши. Опытные мастера суми-э виртуозно владеют техниками взаимодействия рисовой бумаги и туши.

3. Что еще? Помимо основных принадлежностей (тушь, бумага, кисти, тушечница), художнику суми-э нужно иметь следующие инструменты:

— подкладку под бумагу (ситадзики) – чтобы не порвать лист во время рисования и чтобы излишняя влага впитывалась в подкладку;

— контейнер для воды – чтобы промывать кисти или разводить тушь (не менее двух емкостей);

— палитру – плоские тарелочки для разведения туши (не менее 3-х штук);

— пресс-папье (бунтин) – для того, чтобы бумага была зафиксирована на подкладке.

Подробнее об инструментах, используемых в суми-э, вы можете почитать в разделе «Учебные материалы».

4. Правила и приемы

Обычно на первом занятии нашей Школы суми-э мы знакомим учеников с приемами работы: как держать кисть, как двигать рукой, где должен находиться бунтин (пресс-папье), как располагать инструменты, чтобы было удобно рисовать и проч. И, конечно, знакомим с основными мазками суми-э. Это, прежде всего тёкухицу, сокухицу, а также классическая техника трех тональностей – тёбоку.

4.1. Тёкухицу – прямой мазок. Кисть держится вертикально, практически перпендикулярно к бумаге, касаясь ее лишь самым кончиком. В зависимости от силы нажатия на кисть можно получить мазки и линии разной толщины. Тональность мазков можно варьировать различной степенью разведения туши водой.

4.2. Сокухицу – боковой мазок. Кисть следует держать наклонно по отношению к бумаге, мазок делаем боковой частью («животом») кисти. В зависимости от угла наклона кисти и степени разведения туши можно получить мазки разной толщины и тональности.

4.3.Тёбоку – техника трехтонального мазка, когда на кисти находится тушь сразу трех тональностей: темная, средняя и светлая.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Как набрать на кисть тушь трех тональностей? Вначале подготовим тушь трех тональностей. Берем три тарелочки. На первую тарелочку нальем черную неразведенную тушь. Во вторую тарелочку нальем три маленьких ложечки чистой воды, берем чисто промытую кисть, окунем ее на четверть в первую тарелочку с неразведенной тушью и затем опустим во вторую тарелочку с чистой водой, хорошо размешаем и получаем тушь средней тональности. Опять берем чистую тарелочку, нальем в нее три ложечки чистой воды, хорошо промоем кисть, излишнюю влагу уберем салфеткой, окунем кисть в тарелочку со средней тушью (примерно наполовину) и затем опустим эту кисть в третью тарелочку, хорошо размешаем и получаем тушь светлой тональности. Итак, мы получили тушь трех тональностей: темную, среднюю и светлую.

Чтобы сделать тональный мазок тёбоку, нужно:

— хорошо промыть кисть и высушить ее

— окунуть чистую кисть целиком в тарелочку со светлой тушью

— затем до половины кисти окунуть кисть в среднюю тушь

— наконец, самый кончик кисти окунуть в темную тушь.

Таким образом, на кисть набрана тушь трех тонов: темная, средняя и светлая. Чтобы проверить, правильно ли мы развели тушь, проведем на бумаге прямую линию боковой частью кисти — мазок должен получиться трехтональный. Если у вас не получилось, не следует огорчаться — после некоторой тренировки хороший результат получают все.

Будем рады встрече с вами на наших занятиях.

Источник

Суми э как рисовать

Суми-э или японская живопись тушью — это медитативная техника рисования, которая дарит мудрость и раскрывает нашу индивидуальность. Сюжеты тут полны смысла, цвета тщательно подобраны, а каждый взмах кистью имеет значение. Выбрали несколько важных фактов, которые нужно знать о суми-э.

Белое пространство

Белое пространство — составной элемент живописи тушью. Это не «излишек бумаги», остающийся, когда тема исчерпана, а важная часть картины. Белые плоскости живут своей жизнью и имеют глубину.

Представим, что полевой цветок тронул ваше сердце своей жизненной силой и вы наносите тушью сияющие мазки, напитанные вашей энергией. Тогда этот полевой цветок на вашей картине начинает дышать. А белое пространство наполняется его дыханием — как и в природе.

Птицы и цветы

В японской живописи тушью выделяют два жанра: «горы и воды» и «птицы и цветы».

Во второй группе тоже есть три главные темы: цветы, деревья и животные с птицами.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать
Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Живопись всего этого направления основана на контрасте противоположностей: покой и движение, мягкость и жесткость. «Тишину» представляют цветы и деревья, «движение» — птицы и животные. Контраст между ними делает изображение живым.

Расплывшаяся тушь

Если на Западе расплывы туши как нечто неприятное, то в Японии же, напротив, видят в этом красоту. Это связано с влажным климатом в регионе — в тумане творения природы приобретают нежные, не слишком четкие очертания. Потому в Японии особенно любят изображать туманные ландшафты.

А ещё расплывы туши на бумаге у людей, живущих в Японии, вызывают ассоциацию с общим взглядом на жизнь: все преходяще, все течет и меняется.

Натюрморты

Слову «натюрморт» в Японии соответствуют два китайских иероглифа «тишина» и «предмет», и воспринимается это название как «композиция из предметов, которые лежат в тишине». Предметы на натюрмортах в живописи тушью должны выглядеть объемными, но при этом художник обходится без света и тени, которые мимолетны, изменчивы и преходящи. В натюрморте должны быть показаны предметы — без линии горизонта, без обозначенной поверхности стола и, главное, без выписанного заднего плана.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать
Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Пространство натюрморта — космос, но художник не покоряет его, создавая пространство картины, скажем поверхность стола. Автор сам погружается в космос, проникая в плоскость картины. В мировом пространстве сливаются вечность и повседневность. Космос самодостаточен, самостоятелен, но не закрыт: он вокруг нас — в любом творении природы.

Пейзаж

В живописи тушью классический пейзаж занимает особое место. На японском языке пейзажи называются «сансуй-га» (что означает «картины гор и вод»). Они воплощали определенные идеи и служили примером почитания природы.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать
Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Картина в стиле сансуй не просто изображает какие-то явления природы или передает личные впечатления автора — она реконструирует Вселенную через образы гор и вод.

Фудзи

Мотив Фудзи настолько популярен, что вновь и вновь повторяется в схожих формах. Сейчас он стал одним из символов Японии. Высота горы — 3776 метров, она самая высокая в стране. У нее неповторимо прекрасная правильная конусообразная форма с широким основанием. Из-за большой высоты вид Фудзи постоянно меняется — в зависимости от погоды, освещения и сезона.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать
Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

В современной японской эстетике Фудзи — символ прекрасного. А вместе с сосной, которая символизирует долгую жизнь, гора Фудзи считается и символом счастья.

Точки и пятнышки

Заметили, что в японской живописи часто на картинах присутствуют точки и пятнышки? Так вот они по-немецки называются «рисовые зернышки» или «моховые пятнышки».

Подобно линиям и плоскостям, это важный составной элемент живописи тушью.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать

Капельки туши позволяют изобразить древесную крону. Иногда эти точки и пятнышки позволяют создать акцент в пейзаже или украсить его. Они придают изображению живость, звучание и ритм. Иногда в них можно подмешать и цвет, например когда надо нарисовать кусты.

Начинающие художники часто ставят их не задумываясь, с полным безразличием. Но в один прекрасный момент они начинают прозревать и постигают смысл этих капелек. Ведь если каждая точка стоит в нужном месте и если их сделать ровно столько, сколько необходимо, выстроить в верном ритме и наполнить жизнью и энергией, то эффект будет потрясающий!

В живописи тушью, на которую сильное влияние оказал дзен-буддизм, вместо цвета выступают различия в тонах туши. Мирская «пестрота», с ее красочностью, игнорируется. Однако, хотя китайские ортодоксы и утверждают, что нюансов черной туши на белой бумаге достаточно, чтобы изобразить любой цвет, люди всегда использовали краски.

Суми э как рисовать. Смотреть фото Суми э как рисовать. Смотреть картинку Суми э как рисовать. Картинка про Суми э как рисовать. Фото Суми э как рисовать
Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Если уж работать с красками, то картина должна стать еще красивее, чем при использовании одной только туши. Это значит, что цвет и черная тушь должны друг друга усиливать. И если лепестки хризантемы вы пишете желтым, то эти желтые лепестки по контрасту с черным должны сиять еще ярче, выглядеть более ароматными и прекрасными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *