Сусальное золото как использовать
Известно, что сусальное золото – это тонкий золотой лист, который предназначен для нанесения позолоты на разные изделия для декоративных целей (часто можно увидеть, как используется сусалка на иконах), украшений предметов интерьера, отдельных деталей. Однако нанесение листа нередко бывает и без участия самого золота. Для имитации роскошного металла могут использовать поталь или другие металлические сплавы.
Что такое сусальное золото
С древнерусского, слово «сусала» имеет определение – лицо, скула. Это связано с тем, что ранее сусальное золото использовали для покрытия только лицевой части предмета. Материал можно было заметить на иконах, статуях, других раритетах. Сегодня покрытие сусальным золотом используют для того, чтобы сделать более яркими и богатыми разнообразные детали, украшения, поделки, мебель. Чтобы изготовить такой лист позолоты, мастер должен расковать кусок металла в тонкую проволоку, а уже после ее раскатать в пластину 2-3 мм с лигатурным весом.
Состав
Может варьироваться состав такого материала и зависит от разной специфики производства. Например, в нем, кроме золота, могут быть серебро, медь, палладий, кадмий, цинк, никель. Если же добавлять лигатуру, то есть добавочный металл, то можно добиться разных оттенков и цветов сусальной позолоты. Она может быть желтой, красной, белой, зеленой, оранжевой и бледно-желтой.
Проба
В России этот материал соответствует ГОСТу и должен содержать обязательные компоненты в определенных количествах. Стандартное сусальное покрытие будет всегда 960 пробы. На предприятии его укладывают в специальные книжки между листами особой бумаги. Книжка материала состоит из 60 квадратных листов, которые весят всего несколько г. Руками листы трогать не стоит – они могут просто порваться. Состав сусального покрытия:
Сусальное золото Норис
Немецкая компания по изготовлению сусального покрытия Норис на сегодняшний день входит в рейтинг ведущих производителей. Компания предлагает качественный товар на рынке России, а еще возможность купить золото в интернет-магазине. Рассмотрим самые популярные варианты ниже:
Если Вы решили декорировать поверхность в интерьере, сделать ее более яркой и привлекательной, как нельзя лучше подойдет сусальное покрытие Noris «Цветовая карта»:
Ровная поверхность хорошо поддается обработке при помощи золотых пластин. А что делать, если предмет не имеет ровных линий и с трудом поддается таким манипуляциям? Выход из положения – золотая пудра:
Сусальное золото Русский стандарт
Классическая сусальная позолота, которая имеет ряд своих преимуществ. Например, материал марки Норис «Русский стандарт» ни в коем случае не стирается, не тускнеет и не окисляется. Оно пластично и не теряет своих свойств годами. Если происходит позолота сусальным золотом ровной поверхности, то одной книжечки хватит на 0,5 метра предмета. Что касается лепнины – рекомендуется рассчитать коэффициент сложности работы. Ниже приведено описание материалов:
Еще один неплохой материал от торговой марки Норис «Русский Стандарт», отличается качеством и удивительно высокой прочностью. Из минусов – подходит только для ровных поверхностей:
Не менее популярной является трансферная позолота «Русский Стандарт», основное назначение которой – покрытие ровных поверхностей. Для неровных она категорически не подходит:
Сусальное золото Раритет
ТМ Раритетъ, в отличие от предыдущих вариантов, хорошо подходит для работ с росписью, а также декорирования мелких деталей, предметов интерьера. Рассмотрим три варианта, которые предлагает производитель:
Хорошим вариантом для работ является цветная сусальная позолота. Найти ее сложнее, чем простую, стоимость материала тоже немаленькая:
Если нужно покрыть большую поверхность, лучшим вариантом будет трансферная позолота, выгодная стоимость которой делает возможным декорирование объемных предметов:
Сусальное золото Black Schmidt
Компания Black Schmidt начала свое производство материала в 2013 году. Производитель придерживается высоких стандартов в технологии изготовления золота и предоставляет широкий выбор товара, который можно использовать для масштабных объектов и маленьких предметов:
Подобрать хорошее покрытие для внешних работ не так уж просто, но Black Schmidt предлагает и тут отличный вариант. Золото для внешних работ этой ТМ отличается высоким качеством и прочностью:
Как выбрать сусальное золото
У разных производителей сусальное золочение особо не отличается, но некоторые виды материала подходят больше для внешних работ (оформления наружных помещений), а другие для оформления интерьеров, деталей, мебели. Рекомендуется не заниматься отделкой поверхностей с помощью сусального покрытия, если вы не проходили обучения. Техника нанесения должна быть четкой и правильной, чтобы результат мог порадовать. Вот некоторые рекомендации:
Видео: золочение сусальным золотом
Отзывы
Михаил, 42 года Недавно нашел на барахолке старинный комод, решил украсить его и поставить в комнате. Пытался купить сусальное золото в Москве дешево, но пришлось рыться в интернете и заказывать его с Санкт-Петербурга. Доставка вышла приличной. А 60 шт. листов не хватило. Да и работать новичку с таким материалом сложно, но получилось неплохо.
Арина, 24 года Люблю украшать интерьер, часто хожу в специализированные магазинчики. В Москве на Арбате нашла сусальное покрытие-порошок. Расход материала экономный. Если соотнести количество порошка и его стоимость, то выходит недорого для нескольких деталей на мебели.
Лариса, 26 лет Решила заняться оформлением мебели, для начала экспериментировала дома. Чтобы не портить дорогой материал, узнала, сколько он стоит в интернете, и заказала золочение на сайте. Пришло по почте. Однако дешевый материал не самый лучший, быстро портится.
Олеся, 35 лет Недавно увидела, как знакомая декорирует статуэтки золотом, и захотелось тоже попробовать. В продаже в основном идут книжки материала, а одну штуку или лист купить тяжелее. На распродаже можно найти экземпляры золочения, которое будет стоить дешево. Советую новичкам тренироваться только на дешевых материалах.
Сусальное золочение: от А до Я
Техники золочения
Сферы применения золочения
Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.
Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.
Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.
Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике. Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:
Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель).
Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.
Технология покрытия предметов сусальным золотом
Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон.
В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото.
С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне.
Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.
Амальгамное золочение
Амальгамный (огневой) метод золочения– еще один старинный способ нанесения драгоценного металла. Он характеризуется высокой степенью долговечности, но сам процесс чрезвычайно токсичен и сегодня не используется.
Гальваническое покрытие
предлагает широкий спектр гальванических покрытий. Таких как золочение, серебрение, родирование, палладирование различных изделий: от элементов декора интерьера до предметов ювелирного искусства, подарков и сувениров. Также Вы можете заказать золочение предложенного Вами аксессуара, будь то логотип компании, ручки на дверях или элемент сантехники.
• Гальваническое покрытие золотом. Прекрасный способ придать любимой вещи оттенок благородства и роскоши, но кроме золочения мы предлагаем и другие покрытия, ведь для разных целей существуют и разные покрытия.
• Родирование ювелирных изделий. Многие любят носить белое золото, но не все знают, что 90 процентов изделий из белого золота покрыты родием. При длительной носке любое покрытие стирается и изделие теряет свой первоначальный вид. Появляется желтый отлив. Приходите к нам в мастерскую, и Ваше изделие родится заново.
• Серебрение. Один из недорогих, но самый высокохудожественный способ придания изделию вида благородного метала. Серебрение подвергается патинированию (чернение), чем достигается вид старинной и объемной работы.
Издавна люди ценили благородные металлы и стремились окружить себя сияющими аксессуарами. Среди прочих украшений особенным спросом пользовались золотые предметы, которые, однако, стоили дорого во все времена. Поэтому мастера ювелирных дел стали прибегать к такой процедуре как золочение – на обычные изделия из разных материалов стали наносить тонкий слой золота, покрывая всю поверхность.
Но то были старые времена, сейчас же технология покрытия золотом или серебром пошла гораздо дальше. Сегодня золочение производится электролитическим способом, то есть применяется гальваника. Гальваника придает изделиям не только декоративные, но и антикоррозийные свойства, повышает твердость, износоустойчивость и прочность!
Золочению или серебрению подвергаются самые разные изделия. Это ювелирные изделия и мебельная фурнитура, предметы интерьера и декора, различная сувенирная и наградная продукция.
При таком процессе, как золочение, на поверхности изделия оседает золотой слой, имеющий строго определенную толщину. Качественным золочение получается лишь тогда, когда вся поверхность изделия равномерно покрыта слоем золота. Защитные свойства изделия повышаются при увеличении толщины золочения.
Гальванические покрытия, осуществляемые в мастерской:
Золочение в домашних условиях
При применении технологии золочения можно вернуть былую привлекательность практически любому украшению из меди или серебра. Изделия с позолотой применяются самым различным образом, чаще всего они становятся украшением.
Золочение в домашних условиях может проводится при применении самых различных технологий. Покрыть золотом можно изделия из серебра или других сплавов, главное знать все особенности процесса. Восстановление позолоты лучше всего провести в домашних условиях при применении специальных веществ и оборудования.
Различные методики нанесения позолоты
Качество получаемой поверхности во многом зависит от особенностей применяемой технологии. Наибольшее распространение получили следующие:
В каждом случае применяются определенные инструменты и химические реактивы. При этом некоторые технологии подходят для покрытия цепочек в домашних условиях, другие обработки иных изделий по предназначению.
Химический способ
Химическое золочение серебра или другого сплава представляет собой процесс нанесения хлорида золота на обрабатываемую поверхность. Рекомендации по созданию требуемого реагента следующие:
Для смешивания активных реагентов используется фарфоровая посуда. Процесс растворения может длиться в течение трех суток. После предварительной подготовки металла его выпаривают при температуре около 80 °C до появления жидкости.
На момент выпаривания следует время от времени помешивать получаемую консистенцию стеклянной палочкой, за счет чего получится однородный состав. Проводя золочение металла нужно качественно подготовить требуемый состав. Для этого потребуется:
Покрывать поверхность серебряных или иных изделий следует только после его подготовки. Для этого проводится обезжиривание при применении 20% едким натрием, после чего изделие промывается в 25% растворе соды.
После подготовки поверхности изделие покрывается в ранее подготовленную смесь. Через некоторое время оно становится позолоченным. После извлечения и высыхания поверхности ее промывают и вытирают сухой тканью. Для придания более привлекательного вида позолота полируется шерстяной тканью.
Механические способы золочения
Золотое напыление характеризуется определенными качествами, которые делают изделие более привлекательным и устойчивым к воздействию окружающей среды. Механическое нанесение позолоты проводится крайне редко, так как добиться однородности поверхностного слоя достаточно сложно. К особенностям рассматриваемой технологии можно отнести нижеприведенные моменты:
Золочение сусальным золотом
Позолота дерева (мебели, багета, резьбы, лепнины) сусальным золотом состоит в наклеивании тонких листов благородного металла на обрабатываемую поверхность. Сусальное золото – это тончайшие – от 0,1 до 0,8 микрон, почти прозрачные листы настоящего золота. Проба, как правило, соответствует 22 каратам (916 грамм золота на 1000 грамм сплава). В зависимости от лигатуры, цвет может быть лимонный, желтоватый, зеленоватый и красноватый или промежуточный оттенки. Зеленоватый оттенок получается при повышенном содержании серебра, красноватый – меди. Традиционно, в России, для позолоты дерева, икон, лепнины, резьбы и мебели, использовали червонное золото (красноватое). В европейских странах позолота мебели осуществлялась более светлыми сплавами и сусальным серебром.
Стоимость реставрации золочения резьбы и лепнины зависят от объёма и сложности рельефа. Рассчитывается в квадратных дециметрах. В среднем, от 1500 до 3000 рублей за кв. дециметр. Точнее стоимость рассчитывается по фотографии, присланной на нашу почту
Реставрация мебели со старинной позолотой
Политика нашей мастерской сохранение подлинности. Лучше бережно укрепить отслоение позолоты, очистить старое потёртое покрытие с просвечивающимся полиментом, чем тотально покрывать все поверхности новым. Хотя, в некоторых случаях полное золочение необходимо, а решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально. Получить консультацию реставратора о возможных вариантах восстановления старинной позолоты цене и сроках можно через нашу почту, прислав одну или несколько фотографий резьбы или лепнины своего кресла, багета, рамы, или части мебельного декора.
Неопытные мастера, чаще всего начинают реставрацию с расчистки. Именно на этом этапе погибает огромное количество антиквариата. Вместе с налипшими загрязнениями и запылённостью легко удаляется рыхлый полу разрушенный левкас, иногда до дерева, безвозвратно унося с собой подлинность и историческую достоверность. В научной реставрации первый этап – это консервация в т.ч. фотофиксация. Крайне желательно, чтобы расчистку и консервацию выполнял реставратор, имеющий опыт работы с золоченым деревом, особенно скульптурной резьбой.
Приёмы очищения позолоченной мебели, рамы, резьбы, багета зависят от вида поверхностных загрязнений и от способов нанесения золочения на основу. Плотные сухие пыльные наслоения возникают при хранении вещей в сухом проветриваемом помещении, где не горели жировые свечи, не топилась коптящая печь, не приготовлялась пища. В этом случае, плотный однородный сухой слой пыли можно удалить пеной слабого мыльного раствора. Расчистку производят точными, быстрыми движениями, чтобы не допустить намокания дерева. Бывает более сложный вид загрязнения – смесь пыли с жировыми наслоениями и копоти. В этом случае, используется растворитель, способный разрушить слой жирной плёнки, не повредив при этом клеевое соединение сусального слоя с подложкой. В противном случае золочение смывается вместе с пыле-жировой плёнкой. Иногда, после излишне усердного очищения вместо золоченого дерева остаётся чистое.
Обнаруженная в ходе расчистки позолота, лепнины или резьбы не требует специальной обработки, потому что хорошо исполненной расчистки и консервации обычно бывает достаточно. Просвечивающийся сквозь потёртое золочение бордовый полимент придаёт экспонату особенно лепнине достойную глубину и красоту. В современной мебели полимент имеет яркий салатовый цвет.
Покрытие на рыхлом левкасе необходимо с большой осторожностью очищать и одновременно укреплять слегка влажной мягкой кистью, смоченной слабым водным раствором мездрового клея. Жидкость смоет чуждые наслоения, а проникший в левкас или дерево клей при высыхании укрепит его, придаст прочность и сохранит золочение на долгие годы.
Иногда позолота отслаивается чешуйками вместе с кусочками левкаса. Чешуйки приклеиваются на прежние места всё тем же мездровым клеем с помощью фторопластового шпателя.
Сложные случаи реставрации золочения – восстановление не только покрытия, но и воссоздание потерянных деталей декора резьбы и лепнины с их последующим вызолачиванием.
Технология золочения
Золочение — это процесс нанесения слоя позолоты на изделие толщиной до пяти микрон. При этом для устойчивости слоя используется прослойка из палладия. Чаще всего для золочения используется золото 750 или 999 пробы (18 и 24 карат соответственно по другой системе измерения). Чем выше проба золочения, тем более устойчивым будет покрытие.
В ювелирном деле позолота наносится на украшения двумя методами — механическим и электрохимическим, последний применяется намного чаще, как более современный и стойкий.
Механический метод известен очень давно, применялся для практически любых поверхностей. Он заключается в нанесении на поверхность тончайших листов золота при помощи слоя клея или масляного лака. Сейчас применяется намного реже из-за слабой устойчивости к влиянию внешних факторов.
Электрохимический метод осуществляется посредством гальванизации или металлизации. И по сей день используется гальванический метод — он подразумевает обработку изделия раствором солями золота, который подвергается воздействию электрических разрядов. При этом обеспечивается прочное сцепление наносимого слоя с поверхностью. Электрохимическая металлизация, или селективное золочение — это процесс золочения при помощи нанесения золотосодержащего состава, который также подвергается воздействию тока. При этом устанавливается молекулярная связь с обрабатываемой поверхность, что позволяет достичь высокой стойкости позолоты.
На что клеят сусальное золото
Позолоченные изделия всегда притягивают к себе внимание и становятся выгодным акцентом в отделке помещений. Создание изысканного и элегантного декора − кропотливая и тонкая работа. С этой целью широко используют поталь, чтобы украсить художественное произведение или предметы интерьера золотым покрытием.
Материал представляет собой сплав из цинка и меди. Такая тонкая пленка легко ложится на любые поверхности и создает весьма внушительный эффект. Так, с помощью данного материала разных оттенков имитируют покрытие сусальным золотом или серебрение предметов. Выгодный вариант при скромном бюджете для тех, кто желает придать изделию лоск по доступной цене.
Изделия, обработанные пленочной позолотой, практичны и великолепно смотрятся при любом освещении. Поэтому все больше мастеров отдают своё предпочтение этому материалу для художественного оформления поверхностей.
Особенности выбора клея для потали
Чтобы слой позолоты правильно ложился и надежно держался на поверхности, используют клей специального назначения. Обычно поталь для золочения различных материалов накладывают с помощью мордана. Такое название имеет клеящая смесь, которая позволяет идеально распределить слой фольги даже поверх самых замысловатых рельефов. Мордан обеспечивает прочную фиксацию потали на оклеиваемой поверхности изделия.
Однако, клей для потали выбирают с учётом нескольких важных условий.
Как видно, качественное золочение художественных элементов проводится с учетом характеристик помещения и обрабатываемого изделия. Поэтому перед началом процесса важно подготовить идеальные условия для работы.
Кроме того, правильно выбранный клей − один из главных пунктов для создания изюминки домашнего интерьера. Для этого давайте рассмотрим виды клеящих смесей, чтобы четко знать, чем приклеить поталь к различным поверхностям.
Виды клеящих составов для золочения поталью
Золочение поталью требует тщательного выбора клеящей смеси. Поэтому с недавних пор промышленное производство облегчило задачу. Изготовители предлагают всевозможные варианты мордана, которые оптимизированы под разные материалы и условия работы. Благодаря этому рукодельники изобрели различные техники нанесения потали на изделия. Так, новые методики обеспечивают получение изумительного эффекта, о котором ранее можно было только мечтать.
В традиционном смысле морданом называют масляный клей для сусального золота. Однако сегодня это понятие включает в себя все виды адгезивных смесей под позолоту и серебрение фольгой. Поэтому, если встретите такое название в неожиданном контексте, воспринимайте его как синоним любому клеящему составу для наложения потали.
На основе спирта
Клей для потали на спирту − самый удобный вариант для длительных кропотливых работ. Смесь сохраняет клейкие свойства на протяжении двух суток с момента нанесения. По такой причине с его помощью можно отделывать помещения, сложный барельеф и любые другие конструкции.
При этом приступать к работе можно почти сразу, поскольку жидкая основа тут же испаряется. Исходя из таких свойств спиртовые смеси получили наибольшее распространение среди потребителей.
На водной основе
Клеящий состав на водной основе универсален и легок в применении. Предлагаются сразу несколько типов водно-акриловых составов:
Водный клей часто выбирают в целях экономии. Он достаточно удобен в работе и подходит для любительских занятий в домашних условиях.
Масляный
Масляные составы используют, в основном, профессионалы. С таким клеем довольно сложно работать, он требует сухости в помещении и точной техники нанесения пленки. Данные смеси относятся к классическим рецептам мордана и создаются на основе натуральных масел.
Обычно масляный клей для потали высыхает долго. Поэтому его используют для масштабных внешних работ при сухой погоде. В некоторые составы добавляют ускорители высыхания, чтобы смесь можно было с удобством использовать на внутренних элементах интерьера.
Преимущества клея на основе масла
К положительным характеристикам масляного клея однозначно можно отнести его экологичность, а также надежную фиксацию потали на базовой поверхности.
Такой клей для потали часто используют в традиционных работах под открытым небом, где важна прочность готового изделия. Например, для позолоты куполов, ограды и вывесок. Кроме того, масляные клеи не требуют специального защитного покрытия готового изделия.
Популярные марки клея для потали
В линейке клеящих смесей есть три марки наиболее качественного и популярного мордана для потали:
Если для полной обработки элементов возникла нехватка профессионального клея, то промышленный мордан можно заменить на домашний состав. Для этого рассмотрим подробнее, как сделать клей для потали своими руками.
Как сделать микстион своими руками: два рецепта
Умельцы уже много веков используют собственные секреты, чтобы приготовить мордан клей. Раньше этим искусством занимались иконописцы, они находили выход в простых подручных средствах, создавая шедевры, которые и по сей день чтут ценители.
И сегодня простой клей потали своими руками можно приготовить из того, что есть на кухне. Опытные мастера используют яичные белки, чесночный сок, сахарный сироп, крахмал и другие вяжущие средства. Мы предлагаем вам взять на заметку два самых прочных и несложных в приготовлении состава, признанные большинством декораторов.
Крахмальный клей потали своими руками
Так, понадобятся стакан воды, 70 г сахарного песка, 1/3 стакана пищевого крахмала и столовая ложка белого уксуса. Для приготовления поэтапно выполните следующие действия:
Преимущества данного состава заключаются в том, что он становится полностью прозрачным и незаметным, полимеризуясь. При этом самодельный микстион из крахмала прочно фиксирует фольгу на поверхности изделий.
Сливочный мордан для потали
Так, микстион для позолоты можно приготовить и с использованием молочных сливок. Для создания клея понадобится взять 100 мл коньяка и столько же − жирных сливок.
Изначально компоненты тщательно смешивают и наносят на подготовленную под золочение поверхность. Составу дают подсохнуть 30-60 минут. По истечении данного времени пора приступать к обработке изделия блестящей пленкой.
Как склеить трансферную поталь: инструкция
Чтобы позолоченные изделия долго сохраняли свой роскошный вид, нужно правильно обработать выбранный элемент. Представляем пошаговую инструкцию о том, как работать с поталью:
Чтобы защитить позолоченную поверхность от механических повреждений и продлить срок службы изделия, используют лак для потали. Профессионалы рекомендуют применять шеллак, созданный специально для металлических поверхностей.
Кроме того, для подобных целей подходят и акриловые смеси. А вот лакировочных средств на водной основе лучше избегать, чтобы пленка не окислялась.
Несколько полезных советов
Для тех, кто лишь недавно открыл для себя искусство золочения поталью, напоминаем несколько простых правил. Данные рекомендации помогут достичь лучших результатов и избежать досадных ошибок в работе:
В заключение
Если нравится выполнять искусные работы с золотой отделкой, то обязательно попробуйте профессиональные материалы. Только специальные составы позволят достичь безукоризненного эффекта декупажа.
В Москве лак и клей для потали доступны к приобретению в художественных и оформительских лавках. Кроме того, удобно производить заказ нужного клеящего состава и в специализированных интернет-магазинах. Выбирайте требуемый тип продукта и занимайтесь любимым делом с вдохновением.
Тем, кто хочет научиться работать с золотым покрытием или отточить свое мастерство, рекомендуем посмотреть видео инструкцию как клеить поталь:
Поталь – декоративная пленка, при помощи которой имитируют золотую, серебряную, бронзовую поверхность. По внешнему виду она не отличается от сусального золота, но в разы дешевле. Форма выпуска материала – листы, хлопья, ленты. Средства для нанесения потали – клеи на различных основах. Клеящие составы применяют профессионалы и любители украшать домашний интерьер и быт.
Основные требования
Металлизированная фольга из алюминия, сплава меди и цинка имеет толщину в несколько микрон. Покрытие применяют для создания и реставрации художественных изделий, декора барельефов, решеток. При работе с поталью требуется точность в нанесении, так как при попытке поправить пленку она порвется. Удерживается фольга при помощи клея.
Клеящий состав должен иметь хорошую адгезию с материалом, на который наносится поталь, в твердом состоянии длительно сохранять свои свойства.
Какой клеящий состав подойдет
Клеи для потали имеют обобщающее название: мордан. Второе название, употребляемое производителями – микстион.
По составу они бывают:
Выбор клеящего состава зависит:
Правильно подобранный клей – главное условие для качественного выполнения творческого замысла.
На водной основе
Недорогой, универсальный клей имеет 3 разновидности:
Водно-акриловый состав может быть преимущественно водный или акриловый. Клей на водной основе применяют для золочения через 15-60 минут после нанесения на поверхность. В течение получаса он теряет липкость. Конкретные сроки его использования зависят от температуры и влажности в помещении, толщины слоя, вида материала. Водные клеи используют только в помещениях, при отсутствии запыленности и высокой сухости воздуха. Средства удобны и просты в применении при украшении небольших изделий и маломерных поверхностей. Нельзя допускать попадания состава на лицевую сторону потали.
Клеи на акриловой основе сохраняют липкие свойства в течение 1-2 часов, имеют лучшую адгезию, чем молочко. При работе с деревом, гипсом перед нанесением клея поверхности пропитывают специальным лаком. На лакированные, синтетические материалы клей наносится после обезжиривания и удаления пыли. Реставрационные работы с его помощью выполняют внутри помещений и снаружи. Твердая форма представлена в виде карандаша. Карандаш – наиболее удобная форма для работы с хлопьями потали.
Пастообразный клей используют для декорирования пористых поверхностей (гипс, дерево) и не требующих грунтовки.
Масляный
Масляные клеи для потали выпускают на основе натуральных масел, (например, льняного) или животного жира (чаще всего кроличьего). Клеящие средства применяют профессионалы при проведении внутренних и наружных реставрационных работ. Масляные адгезивы полностью высыхают через 10-12 часов. Толщина слоя – не более 1 миллиметра. Для уменьшения вязкости могут разбавляться скипидаром в соотношении 1:1. Для получения прочного соединения с золотой поталью поверхность для декорирования проходит предварительную тщательную подготовку.
На деревянные, гипсовые элементы наносят смесь натурального масла, рыбьего клея, мела. После высыхания поверхности окрашиваются акриловой краской, затем шлифуются, лакируются шеллаком. Такая технология обеспечивает высококачественное покрытие поталью на длительный срок. В зависимости от толщины клеевого слоя, особенностей материала, температуры и сухости воздуха используют 3-х и 12-ти часовые микстионы (что означает временной промежуток, через который можно наносить клей).
Спиртовой
Спиртовые микстионы относятся к самым популярным у любителей хенд-мейда. В зависимости от модификации они сохраняют липкие свойства от 2 до 24 часов. Время высыхания – 30 минут. Клей можно разбавлять этиловым спиртом.
Подходящие марки
Для выполнения работ поталью наиболее востребованы эмульсионные клеи.
Kolner Permacoll Size
Водно-акриловый клей от немецкого производителя. Подложку, впитывающую влагу (дерево, гипс), грунтуют лаком Sealer-123A. Отталкивающие поверхности грунтуются дважды, лакированные, синтетические покрываются морданом после очистки от загрязнений и обезжиривания.
Kolner Permacoll Size предлагается двух цветов: розовом и белом.
Розовый цвет более удобен в работе для контроля толщины наносимого клея. При высыхании становится бесцветным. Клеящий состав наиболее удобен при работе с трансферной поталью. Состав наносится однократно. После высыхания клеевой пленки наносится поталь.
2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.
3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.
4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.
5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.