Свободна как ветер запятая
«Я свободен как/словно птица». Нужна ли запятая?
Я свободен как/словно птица.
Вроде бы не фразеологизм. Если убрать как/словно птица предложение не утратит смысловой нагрузки.
2 ответа 2
Я свободен как птИца. (При использовании союза словно нужно анализировать предложение).
Надо ли решать вопрос: это фразеологизм или нет?
Фразеологизм — устойчивое выражение со значением одного слова, обычно наречия. Занимая в предложении позицию наречия, фразеологизмы не обособляются. Это обычно касается общеизвестных фразеологизмов, не имеющих никаких изменений (белый как снег).
В других случаях надо определять синтаксическую роль оборота. Сравнительный оборот не обособляется в роли обстоятельства в основном сообщении, при этом логическое ударение с глагола/прилагательного переносится на оборот, а пауза отсутствует.
В реальности это возможно в коротких предложениях, но достаточно хотя бы немного дополнить и усложнить структуру предложения или оборота, и он уже обособляется, так как перестает вписываться в предложение (это же всё-таки оборот, а не наречие).
Примеры из современной литературы:
Я проводил в Грузии отпуск и был свободен как птИца.
Грубо говоря, это всё запихивается в два чемодана, и я свободен как птИца.
Ему представляется, что он «идет по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он теперь свобОден, как птИца, может идти куда угодно!
Зато в сцене «суда», которую я мало репетировал, я в сумасшедшем монологе Ивана Карамазова отводил свою душу и был свобОден, как птИца в полете…
Поиск ответа
Вопрос № 282603 |
Ответьте, пожалуйста, нужна ли запятая:» Ветер как злая собака трепал и рвал одежду людей»
Ответ справочной службы русского языка
В этом предложении пунктуация вариативна.
Д. Э. Розенталь о подобных примерах писал так: оборот с как не выделяется запятыми, если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (оборот с как можно заменить формой тв. падежа). Ср.: Ветер злой собакой трепал и рвал одежду людей.
Однако возможно и обособление. Анализируя предложение из стихотворения М. Ю. Лермонтова Она ускользнет, как змея, порхнет и умчится, как птичка, Д. Э. Розенталь рассуждал таким образом: «Мы можем допустить, что в последнем случае автору важно было создать художественные образы путем, так сказать, чистого сравнения (подобно змее, подобно птичке, хотя сравнение сохраняется и в сочетаниях ускользнёт змеей, умчится птичкой, но с добавочным оттенком образа действия)». См.: Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М., 2004.
Здравствуйте.
Вопрос такой: слишком ли критично для текста, когда вместо двоеточия человек ставит запятую? Подобное встречается на практике слишком часто.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы, здесь лучше поставить двоеточие (вариант с запятой не ошибочен, но менее желателен).
Поиск ответа
Вопрос № 293602 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания в предложении «Ведь если ты по вериш ь в меня, значит, у нас всё получится» или необходима запятая перед «если». Заранее очень Вам благодарна!
Ответ справочной службы русского языка
Ваш вариант пунктуационного оформления предложения корректен.
Скажите, пожалуйста, как правильно расставить запятые в предложении:»Пиши то (,) во что вериш ь (,) что знаешь.»
Спасибо. Александр Михайлович.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Пиши то, во что вериш ь, что знаешь.
Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в выражении » Вериш ь(,) нет».
Ответ справочной службы русского языка
Какие буквы в слове «арбуза» соответствуют фонематическому принципу графики? Получилась спорная ситуация, я думаю что буква»а» в корне слова, ведь ее можно проверить словом «арфа», а вот подруга считает что буква «з». Кто из нас прав?
Ответ справочной службы русского языка
Арбуз арфой не про вериш ь, это разные корни. Фонематическому принципу орфографии (не графики) соответствует написание з на конце слова арбуз : корень арбуз пишется одинаково, несмотря на то что его произношение в разных позиционных условиях разное: арбу[c] в арбуз и арбу[з] в арбуза.
Помогите пожалуйста сформулировать вопрос:
«Что если ты узнаешь, что то, во что ты вериш ь и на что надеешься, на самом деле – фикция, не более чем дуновение ветра?» Меня смущает избыток слова «что».
Ответ справочной службы русского языка
Предположим, то, во что ты вериш ь и на что надеешься, на самом деле – фикция, не более чем дуновение ветра. Что будет, если ты об этом узнаешь?
просто очень хочется объяснить самой себе, спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Стоишь, чувствуешь, вериш ь – однородные сказуемые. Если число однородных членов предложения больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Стоишь, и чувствуешь, и вериш ь.
И вериш ь, что свободен ты и жизнь лишь началась – это сложноподчиненное предложение, в котором два придаточных ( ты свободен и жизнь лишь началась ) относятся к одному главному ( и вериш ь ). Между однородными придаточными частями сложноподчиненного предложения, связанными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится.
Стоишь на берегу и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря
И вериш ь, что свободен ты, и жизнь лишь началась
И губы жжёт подруги поцелуй пропитанный слезой.
ПОМОГИТЕ РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Ответ справочной службы русского языка
Стоишь на берегу, и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря,
И вериш ь, что свободен ты и жизнь лишь началась,
И губы жжёт подруги поцелуй, пропитанный слезой.
Здравствуйте!
Хочешь-не хочешь, любит-не любит, вериш ь-не вериш ь — в подобных случаях используется дефис без пробелов, тире без пробелов или тире с пробелами?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: хочешь не хочешь; вериш ь-не- вериш ь (игра), но: вериш ь не вериш ь, а. ; любит-не-любит (игра), но: любит не любит, а.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, допустимы ли в тексте песни такие строки: «Не пытайся читать МОИХ СНОВ. Не по вериш ь, там нет про любовь.» Заранее спасибо за ответ на мой вопрос. С уважением, Алла.
Ответ справочной службы русского языка
Поиск ответа
Вопрос № 299656 |
Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания? «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птиц ы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного — научиться жить на земле, как люди.»
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуационное оформление предложения корректно.
Здравствуйте! Как правильно писать фразы: Шпионы как мы; Люди как птиц ы; Купечество как сословие? Нужны ли запятые?
Ответ справочной службы русского языка
Если это законченные фразы, то запятые в них не нужны.
Здравствуйте! Простите, во вчерашнем вопросе пропустил слово «как». Нужна ли запятая во фразе: возродился (,) как птиц а феникс? И если наоборот: как птиц а феникс (,) возродился?
Ответ справочной службы русского языка
Следует поставить запятую в обоих случаях.
Расставте, пожалуйста, правильно знаки препинания в предложении:»В сентябре я выпускаю 6-ю книгу и, свободен как птиц а».
Заранее благодарю
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: _мужчин-следователей; молод как специалист; есть на кого опереться; годы. как птиц ы, летят; в школьные годы не леченные_.
Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в заголовке «Испанец научился летать как птиц а»? Отличается ли использование знаков препинания в заголовках от их использования в тексте?
Ответ справочной службы русского языка
Дополнительные знаки препинания не требуются. Если не считать отсутствия точки в коннце заголовка, знаки препинания, как правило, в заголовках и в тексте не отличаются.
Запятая перед Или в простом и сложном предложении – когда она ставится, когда не ставится и как легко во всем этом разобраться
В двух словах не расскажешь, поэтому читайте статью.
Сегодня у нас непростая тема. Мы будем разбирать случаи постановки запятой перед союзом «или». Вы узнаете, в каких случаях запятая нужна, а в каких нет. Я разберу все варианты, то есть постановку знака как в сложном предложении, так и в простом. На самом деле, ничего сложного нет.
Запятая перед «или» в простом предложении
Итак, начнем с простого предложения. То есть с такого, где грамматическая основа только одна. Союз «или» в таком предложении будет находиться между однородными членами.
Запятая перед ним не ставится, если он один. Например:
Если союзов два и более, то перед вторым и последующими запятая в любом случае будет. А вот будет ли она перед первым – зависит от того, началось ли перечисление. Сравните:
Запятая ставится в том случае, если то, что после «или», поясняет то, что до него. Например:
Для закрепления вот вам еще два примера:
Собственно, это всё. Переходим теперь к сложному предложению.
Запятая перед «или» в сложном предложении
Здесь действует такое правило. Перед «или» надо ставить запятую, если у простых предложений в составе сложного нет какой-то общей части. Посмотрите вот эти примеры:
Не надо ставить запятую в том случае, если оба предложения произносятся с интонацией вопроса или побуждения. Потому что считается, что эта интонация их как бы объединяет в одно целое:
Запятая не ставится, если оба предложения являются односоставными неопределенно-личными, назывными или безличными. Такое очень редко встречается, но попробую сформулировать:
Теперь разберем несколько дополнительных моментов.
О чем еще надо помнить
Помнить надо о том, что «ли» и «или» – это не одно и то же. По ним видно, что это разные союзы, но почему-то многие школьники их воспринимают как одинаковые. И между словами, которые соединены с помощью «ли … или» запятая не нужна: «От тяжелой ли работы или просто от старости дед становился все более немощным».
Но если перед нами сложное предложение, то знаки препинания обязательно надо ставить. Например: «Ветер ли выл за окном, или метель кружилась вокруг печной трубы» – запятая ставится, потому что в предложении две части: «ветер выл» и «метель кружилась».
Если у вас предложение вопросительное, но в нем кроме союза «или» есть «ли», то запятую надо ставить: «Андрей ли это, или Николай?»
Вот еще видео на тему запятой перед «или», взгляните.
Как запомнить все эти правила
Есть один хороший способ. Перепишите эту статью. Переструктурировав при этом. Я например, писал о запятых в простом и сложном предложении, а вы напишите о том, где знак ставится, а где не ставится. Писать не обязательно в тетради, можно и в вордовском документе.
Или сделайте себе таблицу. Или тест по этой теме.
Если вы таким образом переработаете материал, то он надолго останется у вас в голове. А если по 3-5 примеров подберете на каждое правило – будет вообще классно.
Полезные материалы по теме
Хочу вам посоветовать несколько материалов по русскому, которые помогут вам научиться писать грамотно и в целом уверенно себя чувствовать при письме.
Первая – бесплатные программы для отработки правил орфографии и пунктуации. Их очень много в интернете, мне особенно нравятся вот эти программы от сайта Викиум. Они почти все бесплатные. Ссылка, которую я дал, ведет на общую страницу, где приводятся вообще все программы. Вы можете пролистать ее, а можете просто кликнуть на «Способность к работе с текстом». Все связанное с русским языком ждет вас именно там.
Вторая – бесплатные электронные книги по русскому. Для подготовки к экзаменам, изложениям и сочинениям. Они были размещены в интернете в открытом доступе, я их собрал, проверил на вирусы и объединил в один архив. Чтобы их получить, мне нужен ваш электронный адрес. Напишите его, например, тут, архив отправится автоматически.
Третья – курс «Идеальный русский». Он располагается на той же платформе Викиум. Мне этот курс очень нравится, потому что он недорогой (890 рублей) и ориентирован на практику. Когда купите курс, вам откроется доступ к 3 программам-тренажерам (уникальным, таким, которых нет в общей подборке). Вы будете изучать теорию и сразу же ее отрабатывать.
Четвертая – учебник «Русский язык. Теория». Мне он очень нравится, потому что в нем приводится и объясняется вся теория, которую надо освоить за курс школьной программы. Это здорово. Учебник написан для школьников, понятным и простым языком.
И последнее – мои статьи по русскому языку:
Заключение
Мы поговорили о том, когда в предложениях с союзом «или» ставится запятая. Это не простая тема, но если в нее вникнуть и разобраться, то ничего особо сложного нет.
Остались ли у вас какие-то вопросы? Все ли вам понятно в материале статьи? Буду ждать ваших отзывов и комментариев, всем спасибо.